Культурные и идеологические факторы регионализации
УДК 327 Бояркина А. В., Печерица В. Ф.
Концепция Си Цзиньпина "сообщество единой судьбы человечества" -вклад в творческое развитие марксизма в XXI веке
Обоснованная в документах XVIII съезда КПК и творчески развитая в последующих решениях правящей Коммунистической партии Китая концепция "сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ) стала важнейшей частью философско-политического концепта Си Цзиньпина "о социализме с китайской спецификой в новой эпохе" (или "Мысли Си Цзиньпина") [10; 13; 14, р. 24].
В ней говорится: "Китай выступает за создание общего будущего для человечества и способствует развитию глобальной системы управления. Благодаря этому растёт международное влияние Китая, его способность вдохновлять народы мира на общий прогресс и процветание" [20]. Этот тезис получил развитие в докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК, в котором отмечается большой вклад КНР в глобальный мир и развитие [16; 22, с. 510]. В декабре 2017 г. на встрече с лидерами ведущих политических партий мира в Пекине Си Цзиньпин заявил, что создание "сообщества единой судьбы человечества" трансформируется из концепции в практические действия. Эта концепция становится одним из ключевых элементов современной китайской дипломатической стратегии, направленной на полную реализацию "китайской мечты" [21, с. 399]. Она основана на принципах традиционной китайской культуры, отражающей фундаментальные общечеловеческие ценности. Одновременно она является важным вкладом в творческое развитие марксистской теории в XXI веке [10, с. 37-39; 12; 14]. В марксисткой традиции в этой концепции представлены размышления о ключевых проблемах современного мира. В ней подчёркивается, что в современных условиях человечество должно разрешать конфликты и противоречия на основе целостного понимания мира, и, как следствие, развивать цивилизацию на условиях гармонии и процветания всех народов и всего международного сообщества. Эта концепция воплощает марксистское понимание законов общественного развития, значение теории для практического применения [10, с. 41-43; 12, р. 2]. Это роднит её с конфуцианской идеей "единства в различии" (^ПШ^Й) и теорией "Поднебесной", или "тянься" (АТ) - "Все под одним небом" ("Все-под-небесами"). Сейчас эта стратегия широко обсуждается в китайском и западном научном сообществе.
Концепция СЕСЧ, объединяя весь мир под одной крышей, вышла за пределы одной страны. Она призвана мирными средствами урегулировать конфликты [18]. Конечной целью реализации концепции должно быть открытие рынков для стран-участниц и завершение строительства масштабной транспортно-логистической системы "Пояс и путь".
Согласно стратегии "тянься", все страны должны вносить свой вклад в сохранение мира и всеобщее развитие. "Сообщество стран единой судьбы" тесно связано с такими концепциями, как "гармония — наивысшая ценность" (^П ^Ш), "мировое тождество" (Й^АЙ) и "гармония между небом и человеком" (АА^^). Характерно, что К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" также рассуждают о гармонии в коммунистическом обществе [4].
© Бояркина А. В., Печерица В. Ф., 2020
БОЯРКИНА Анна Владимировна, канд. полит. наук, доцент Академического департамента английского языка Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
ПЕЧЕРИЦА Владимир Федорович, д-р ист. наук, профессор кафедры политологии Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
Дружба, взаимовыгодное сотрудничество между народами всегда были приоритетом для Поднебесной. Эти непреходящие ценности находят отражение и в концепции "сообщество стран единой судьбы" Си Цзиньпина, которая представляет собой логичный и здравый путь Китая как ответственной великой державы за глобальное развитие [1, с. 58; 19].
Цзы Ян, американский аналитик китайского происхождения, считает, что в рамках этой стратегии китайское руководство во главе с Си Цзиньпином проводят новую кампанию по открытию и внедрению традиционной китайской культуры во внешнеполитическое управление страной. По его мнению, одним из главных факторов возрождения традиционной политической культуры является "духовная пустота", которую необходимо заполнить неоконфуцианством, которое по духу очень близко марксизму [15].
Позицию возрождения традиционной политической культуры в управлении современным государством разделяет исследователь марксизма Лю Шижэнь. Он определяет марксистскую теорию как основу национальной идеологии КНР. Интересным являет тот факт, что Лю Шижэнь называет марксистскую теорию не государственной идеологией напрямую, а "философией с традиционными китайскими ценностями в условиях сложной и меняющейся глобальной окружающей среды в XXI веке". Коммунистическая партия Китая разрабатывает теоретические инновации и анализирует конкретные проблемы в каждом конкретном случае. СЕСЧ объединяет общую теорию марксизма с действительностью Китая и продвигает теоретические инновации на практике. Именно это и является источником жизнеспособности теории марксизма. Лю Шижэнь полагает, что некоторые философско-культурные идеи марксизма тесно связаны и происходят из культурных концептов Древнего Китая, в первую очередь их конфуцианства [12, р. 2].
Судьба человечества — это целостное, систематическое и связанное единство. Китай, как великая и ответственная держава, должен не только решать свои собственные проблемы, но и активно участвовать в глобальном управлении. КНР может стать примером для тех стран, которые хотят независимости и быстрого развития одновременно. В новой эпохе концепция "сообщества единой судьбы человечества" наполнена философским значением с акцентом на теорию марксизма.
Лю Шижэнь определяет четыре теоретических аспекта, на которые опирается концепция СЕСЧ. Во-первых, она выступает за равенство стран в борьбе против гегемонии. Все государства, большие или малые, должны уважать друг друга. Великая держава не может вмешиваться во внутренние дела другой страны. Во-вторых, СЕСЧ подчёркивает взаимосвязь людей из разных стран, конфессий, цивилизаций. Прогресс и развитие человечества в целом зависит от уважения и соблюдения взаимных интересов и укрепления международного сотрудничества. В-третьих, необходимо всем странам снизить потребление и придерживаться устойчивого развития. Земля — единственный дом человечества и его необходимо защищать. В-четвертых, страны должны сотрудничать друг с другом в целях накопления опыта управления и установления гармоничных международных отношений [12].
Положения теории Маркса взяты за основу экономического развития Китая в XXI в. [2, с. 189]. Согласно этой теории, люди живут в мире, где всё взаимосвязано и ничто не изолировано. Научно-технический прогресс соединяет население планеты. Это приводит к изменениям в природе, в то время как разрушение природы в результате деятельности человека становится всё серьёзнее, и, как следствие, процесс глобализации ускоряется. Развитие информационных технологий снижает стоимость телекоммуникационных услуг и повышает их эффективность, превращая мир в глобальную деревню.
Эта система распространяется на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные этапы развития. Постиндустриальное общество преодолевает империализм как господствующую систему его жизни. Однако основные идеологические системы отстают от этого процесса, а потому вопрос, станет ли марксизм лидером в переосмыслении роли капитализма и его будущего, остаётся открытым [2, с. 189].
Всё человечество объединено в мировое сообщество, где всё взаимосвязано. Все страны должны сотрудничать, чтобы переживать экономические
кризисы и сохранять устойчивое социально-экономическое развитие мира. Именно на это направлена китайская инициатива "Пояс и путь", которая стимулирует развитие многих развивающихся стран и даже некоторых развитых стран, прежде всего, Азии и Европы. Они получают возможность масштабно строить или улучшать инфраструктуру. Многие страны укрепляют связи с Китаем в рамках идеи "сотрудничества и обмена, взаимной пользы", которая, в свою очередь, стимулирует рост мировой торговли.
СЕСЧ — сложная концепция, в которой научно обоснованы три элемента отношений между целым и частями реального мира. Это отношения мира и человечества; отношения между странами всего мира и отношения правительства и населения. Земля, — говорится в этой концепции, — это целое, и человек как часть целого, существует в этой системе, все страны взаимосвязаны и образуют единство.
Духовные и социальные факторы определяют отношение к природе в культурно-философском исследовании вопроса среды обитания человека В духовном и материальном пространстве существуют взаимосвязи, отношения между людьми, как представителями среды обитания человека и между людьми и объектами живой и неживой природы [9, с. 24].
Среда обитания человека — это та часть духовного и материального пространства, в которой складываются духовные и материальные отношения. Это дом для всех людей, человечество должно нести ответственность не только за себя, но и за следующее поколение. Люди не могут наносить ущерб окружающей среде ради своих собственных интересов [10, с. 538; 22 с. 442-445]. Эти рассуждения Си Цзиньпина во многом созвучны с мыслями К. Маркса о единстве противоположностей и мирном сосуществовании с природой. Теория марксизма рассматривает мир с точки зрения диалектики и считает, что развитие мира в конечном счете обусловлено противоречиями, которые содержат два аспекта противоположности и единства. Единство и конфликт противоречий, а также противоположности и единство обеих сторон способствуют развитию всего человечества. Современный мир — это единство противоречий. В нём страны как противоположны, так и зависят друг от друга. Они конкурируют в сотрудничестве, и взаимодействуют в конкуренции. Концепция "сообщества единой судьбы человечества" как раз подчёркивает конкуренцию в условиях диалога цивилизаций, что и отражает единство противоположностей.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяют "коммунизм" как "учение об освобождении, которое было невозможно для рабов, крепостных или ремесленников, а стало возможно только для пролетариев", и поэтому за ним будущее. Коммунизм — та ступень развития, которая снимает все противоречия и антагонизмы [6, с. 358]. Коммунисты являются самой решительной, побуждающей к движению вперёд частью рабочих партий всех стран. Своей целью коммунисты ставят сформировать пролетариат в класс, ниспровергающий господство буржуазии, и завоевать власть не только у себя в стране, но и во всём мире [4, с. 39].
Маркс и Энгельс считают революцию 1848 г. подготовительным этапом для революции коммунистической, когда возможно обретение единства и независимости для тех наций, которые не имели их до этого периода. Буржуазная революция на Западе благодаря развитию крупной промышленности создаёт "многочисленный, сконцентрированный и сильный" рабочий класс. Искреннее международное сотрудничество европейских наций возможно при условии, если каждая нация распоряжается в своём доме. Гармоническое сотрудничество этих наций необходимо, поскольку только пролетариат способен установить общеевропейскую независимость и определить свободное и единое направление рабочего движения по всей Европе [4, с. 20].
"Без установления независимости и единства каждой отдельной нации, — пишут Маркс и Энгельс, — невозможно ни интернациональное объединение пролетариата, ни мирное и сознательное сотрудничество этих наций для достижения общих целей". Они не представляют национальное объединение итальянских, немецких, русских, польских и других рабочих до 1848 года [4, с. 22].
Маркс и Энгельс критикуют буржуазное общество за то, что в нём человек трудящийся лишен возможности действовать и мыслить самостоятельно.
В коммунистическом обществе труд обогащает и расширяет опыт рабочих. В буржуазном обществе, где капитал диктует условия независимости, прошлое господствует над настоящим. В коммунистическом же обществе — настоящее господствует над прошлым. Будущее объединение наций и установление демократии именно за этим обществом [4, с. 41; 47].
Для нового общего дома трудящихся Европы Маркс и Энгельс устанавливают такие меры, как высокий прогрессивный налог, отмена права наследования, централизация транспорта государством, обязательный труд для всех, общественное и бесплатное воспитание всех детей и т.д. [4, с. 46-47].
Равенство, считают классики марксизма, должно быть в государственной, общественной и экономической жизни [5, с. 108]. Маркс определяет экономические основы отмирания государства в старом обществе и видит необходимость развития коммунизма в новом. В "Критике Готской программы" (Письмо к Бракке от 5 мая 1875 года) Маркс опровергает лассалевскую идею "распределения трудового дохода или "неурезанного продукта труда" [7, с. 17]. Он проектирует "государство будущего" и определяет низшую и высшую фазы коммунистического общества.
В первой фазе коммунистического общества Маркс анализирует условия жизни в рамках социалистического строя и отсутствием капитализма. Он пишет: "Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит... из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях сохраняет пятна старого общества, из недр которого оно вышло" [7, с. 18]. Другими словами, необходим полный коммунизм для достижения высшей фазы.
Отмечая недостатки у Германской рабочей партии, он подчёркивает, что "лишь общественный труд становится источником богатства и культуры". Он коллективно регулируется, и каждый производитель получает обратно от общества именно столько, сколько сам ему отдаёт. На примере прусско-германского государства Маркс критикует в буржуазном обществе трудовое "равное право" за то, что оно ограничено рамками этого общества — экономическими, нравственными и умственными [7, с. 19-20].
Трудовое право в буржуазном государстве, считает Маркс, по сути является неравным. В таком обществе существует превосходство физическое или умственное, одного человека над другим, так как все люди не равны друг другу. Этот недостаток неизбежен в первой фазе коммунистического общества, когда ещё сохраняется влияние капитализма [7, с. 19]. В противовес налогообложению в коммунистическом обществе Маркс приводит пример Швейцарии, где существует подоходный налог с различных общественных классов.
Невозможно также равное для всех народное воспитание через государство. Сильное влияние в буржуазном обществе на школы кроме правительства оказывает церковь, считает К. Маркс [7, с. 15-30].
На высшем этапе коммунистического общества с исчезновением разделения труда и противоборством умственного и физического труда, когда труд станет первой потребностью жизни, с ростом производительных сил и когда источники общественного богатства станут доступными для всех, тогда можно преодолеть буржуазное право и написать на знамени — "Каждый по способностям, каждому по потребностям!" [7, с. 20].
Как и классики марксизма, современные идеологи и руководители КПК считают наступление коммунизма переходом человечества от "предыстории" к "действительной истории", в которой человек становится на самом деле творцом истории, призывающий к объединению и совместному сосуществованию. Это положение приобретает особое значение в логике развития человеческой цивилизации. Эту идею глубоко обосновывает В.И. Ленин. В обществах, разделённых на классы, считает он, неизбежны войны между государствами. Характер войны определяется прежде всего тем, какая политика осуществляется и проводится воюющими сторонами. Ленин утверждает, что при капита-лократическом развитии человечество зайдёт в тупик, он предлагает новую идеологию и выступает за справедливость, братство, равенство людей разных национальностей. "Чистой" демократии Ленин противопоставляет подлинное
государство народа, немыслимое без передачи средств производства в общее пользование [8, с. 76-78].
По мысли Ленина, социализм соответствует новому строю и будущему людей на планете. Революционные меры и революционный демократизм "излечивают раны войны". Ленин не считает себя утопистом и пишет, что не только зажиточный класс и чиновничество способны эффективно управлять новым государством. Однако "чернорабочий или кухарка" также не смогут им руководить, поэтому необходимо "к обучению этому привлекать всех трудящихся, всю бедноту". "Сознательные рабочие должны руководить, но привлечь к делу управления они в состоянии настоящие массы трудящихся и угнетённых. Благодарный народ будет обучаться таким образом наглядно тому, каково республиканское равенство, свобода и братство... " [3, с. 315-316].
Размышляя о будущем человечества, В.И. Ленин пишет, что мировое сообщество представляет собой разнообразное единство с богатой историей и культурой, разными национальными характерами, которые в то же время наполняют мир противоречиями и конфликтами [3]. Возникает необходимость урегулирования этих противоречий и конфликтов путём межцивилизаци-онного диалога. Эти ленинские мысли в современных условиях развивают китайские марксисты [12; 14]. Профессор Лю Шижэнь считает, что историко-культурное наследие и философско-этическая составляющая наследия Поднебесной обогащают и современную политическую культуру Китая и роднят её с марксизмом. Именно марксистская теория лежит в основе современной официальной идеологии КНР социализма с китайской спецификой. Она, как цементирующая сила, укрепляет межцивилизационные отношения КНР с другими странами, народами и конфессиями и органически взаимосвязана с концепцией СЕСЧ [12, р. 4].
Китайская цивилизация на протяжении почти пяти тысячи лет развивает гармоничное мышление о мире, согласии, гармонии и примирении. Можно сказать, что китайская традиционная культура — это духовный дом и материальное богатство. Для сохранения устойчивого развития китайская цивилизация опирается на идеи гармоничного мира, согласия и примирения. Они являются неотъемлемой частью этнопсихологического поля и национального менталитета китайского этноса. Обладание культурой для китайской цивилизации значит обладание способами управления и регулирования сакральным пространством [11, р. 718].
В традиционной культуре Китая "совершенство — это нравственность, положенное в основу учения о Середине". Данный принцип подчёркивает справедливость, миролюбие и беспристрастность, "позволяющие достигнуть (состояния) середины и гармонии, и тогда на земле и на небе будут царить благоденственный порядок и всеобщее процветание" [11, р. 721]. Именно о таком обществе пишут Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" [4].
Только совместное сотрудничество всех стран и народов, о котором классики марксизма и за которое в XXI в. выступает Си Цзньпин, позволит разрешить острые проблемы, стоящие перед человечеством и открыть дорогу для процветания и гармонии.
Концепт "гармония" — это конечная стратегическая цель развития Китая и всего мира. Она преследуют все важнейшие социальные действия людей нашей планеты. В ней скрыта сплочённая мощь и центростремительная сила, порождающая всё живое. Не существует единого мира без "гармонии", как и нет гармоничного существования между Небом и Землей, так как только "гармония" между всем живым поддерживает единство Вселенной в целом; она связывает противоположные свойства и устраняет противоречия. "Выход за пределы двойственности и не достижение общей цели приводят к разрушению единства гармонии" [11, р. 721].
Концепция "сообщества единой судьбы человечества" не отменяет различия между цивилизациями, религиями, но связывает интересы каждого человека с перспективами развития страны. При реализации правильного пути, согласно марксисткой теории, совместное развитие стран сможет решить ряд проблем не только китайцев, но и населения других стран, сформирует привлекательный образ Китая как ответственной державы, продемонстриру-
ет ценность "Великой гармонии". Это называется идеальным обществом" или коммунизмом [11, р. 719; 12, р. 5].
Сущность "Великой гармонии" Китая всегда связывали с "благом народа", его "обогащением" и "успокоением" в безграничном стремлении к светлому будущему всего человечества. "Идеальное общество Великой гармонии" рассматривается как организм, способствующий устранению зла и негативных элементов, что роднит его с "сообществом единой судьбы человечества" как с новым этапом развития марксистской теории.
Как и марксизм, концепция СЕСЧ ориентирует народы мира на борьбу с глобальными вызовами, на соблюдение и уважение права стран на самостоятельное применение своей социальной системы и путей развития, содействие взаимному обмену и сотрудничеству между странами. На то, чтобы исследовать пути сотрудничества, соответствующие устойчивому развитию, взаимной выгоде для всего человечества. Она направлена на совершенствование системы глобального управления, строительства и развития новых коммуникаций, углубления отношений между КНР и миром [13].
В реализации этой концепции руководство КНР опирается на собственную богатую традиционную политическую культуру, выработанную на протяжении всей истории китайской цивилизации, и теоретические положения марксизма.
Следовательно, китайская концепция "сообщества единой судьбы человечества", основанная на традиционных идеях политической культуры Китая, и обогащённая марксистскими положениями, показывает взаимосвязь и взаимозависимость в эффективном развитии больших и малых стран, открывает народам и правительствам различных государств пути разрешения конфликтов мирным путём, ведёт человечество к всеобщему благоденствию. "Сообщество единой судьбы человечества", как и марксистская теория, направлено на улучшение управления взаимоотношениями целого и части, материального и духовного уровня жизни населения не только отдельных государств, но и всего мира.
Итак, концепция "сообщества единой судьбы человечества" является одной из важнейших философско-дипломатических стратегий в XXI веке. Она дополняет и творчески развивает теорию марксизма, отражающую взгляд на мир и человечество с точки зрения взаимосвязанности развития Китая и других стран. Она показывает ориентиры по совершенствованию управления взаимоотношениями целого и частей, пути улучшения условий жизни человечества. Эта концепция XXI века основана на традиционной китайской культуре и искусстве управления государством. Она связана с конфуцианскими заветами и постулатами, такими как "гармония — наивысшая ценность", "великое единение" и "гармония между небом и человеком". Это роднит её с идеями марксизма о том, что человек существует в нерасторжимом единстве с природой, частью которой он является.
Концепция СЕСЧ показывает перспективу международного сотрудничества и международного порядка. В новой эпохе взаимосвязь философской, политической культуры народов и "сообщества единой судьбы человечества" способствует укреплению и улучшению глобального управления. Концепция "сообщества единой судьбы человечества" — это долгосрочная программа мирового развития, осмысления нового миропорядка, новых международных отношений.
Литература
1. Бояркина А.В., Печерица В.Ф., Мефодьева С.А. Традиционная культура Китая в контексте концепции "сообщества единой судьбы для человечества" // Вест. За-байкальск. гос. ун-та. № 8 (24). 2018. С. 56-64.
2. Кремлёва Е.А., Бенц Д.С., Мамаева Н.О., Платонова А.Е., Басырова Д.М., Савельев Е.Д., Рыжаков И.С. Актуальность учений марксизма в современном мире. 200-летию К. Маркса посвящается // Вестник Челябинского государственного университета. № 7 (417). Экономические науки. Вып. 61. 2018. С. 184-191.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Удержат ли большевики государственную власть? // Издание Пятое. Том 34. Июль - октябрь 1917. М.: Государствен-
ное издательство политической литературы, Институт Марксизма-Ленинизма при ЦК КПСС, 1962.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М.: Издательство политической литературы, 1989.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Гл. X. Мораль и право. Равенство // К. Маркс, Ф. Энгельс. Издание второе. Т. 20. М: Государственное издательство политической литературы, 1961.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 42. М.: Издательство политической литературы, 1974.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / Критика Готской программы. С. 9-32. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Издание второе. Т. 19. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961.
8. Народы мира о Ленине / Ленин и социалистический гуманизм" / под общ. ред. Г.Н. Голикова. М.: Издательство политической литературы, 1970. 303 с.
9. Подшивалов В.Н., Чернов А.В. Среда обитания человека в контексте формирования экологически ответственного мышления: социокультурный аспект//Вестник Челябинского государственного университета. № 33 (171). Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. 2009. С. 24-29.
10. Си Цзиньпин. О государственном управлении. II. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2018. 802 с.
11. Chen Zhaohe. The Chinese cultural root of the community of common destiny for all mankind. Paper presented at the 4th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC), Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol 142, 2017. Pp. 718-722.
12. Liu S.R. The philosophic interpretation of a community of shared future for mankind from the perspective of the Marxist philosophy // Open Access Library Journal, Vol. No 6, 2019. Pp. 1-6.
13. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for mankind//People's Daily. Nov. 19, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://en.theorychina. org/xsqy_2477/201712/t20171212_360713.shtml (дата обращения: 31.05.2020).
14. Zhao Xiaochun. In pursuit of a community of shared future//World Century Publishing Corporation and Shanghai Institutes for International Studies China Quarterly of International Strategic Studies, 2018, Vol. 4, No 1, Рр. 23-37.
15. Zi Yang. Xi Jinping and the restoration of traditionalism in China//AsiaNews. it 07.11.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asianews.it/news-en/Xi-Jinping-andthe-Restoration-of-Traditionalism-in-China-41252.html (дата обращения: 02.06.2020).
3So 2017^10^28 0. (Доклад Си Цзиньпина на XIX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. 18 октября 2017 г.//Жэньминьван-Жэньминь Жи-бао. 28.10.2017.) [Электронный ресурс]. URL:http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/ c6409429613660.html (дата обращения: 30.05.2020).
17. 2016 (1) : 9-21= Жу-ань Цзунцзэ. "Сообщество единой судьбы человечества": "глобальная мечта" Китая// Исследования международных проблем. № 1, 2016. С. 9-21.
18. = 2005.04.
(Система Тянься: введение в глобальную философию / Под. ред. Чжао Тинъяна. Нанкин: Изд-во Цзянсу Цзяоюй, 2005. С. 54-67.).
19. 2017 ^ 01^ 19 0о (Совместное построение "сообщества единой судьбы человечества". Доклад Си Цзиньпина в штаб-квартире ООН в Женеве//Жэньминьван. 19.01.2017) [Электронный ресурс]. URL:http://politics.people.com.cn/n1/2017/0119/c1001-29033860. html (дата обращения: 10.06.2020).
20. 2018^ 10Я070о
(Си Цзиньпин стремится создать "сообщество единой судьбы человечества"//Жэнь-миньван-Жэньминь Жибао. 07.10.2018.) [Электронный ресурс]. URL: http://dangshi. people.com.cn/big5/n1/2018/1007/c85037-30326484.html (дата обращения: 01.05.2020).
21. 2018„ ("Ключевые слова Китая. XIX Съезд/Бюро изданий и распространения китайского языка/"Синь Шиц-зе": Пекин, 2018).
22. 2019„ ("Ключевые слова Китая. Управление государством/Бюро изданий и распространения китайского языка/"Синь Шицзе": Пекин, 2019).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 система Б
1. Boyarkina A.V., Pecheritsa V.F., Mefod'eva S.A. Traditsionnaya kul'tura Kitaya v kontekste kontseptsii "soobshhestva edinoj sud'by dlya chelovechestva" // Vest. Zaba-jkal'sk. gos. un-ta. № 8 (24). 2018. S. 56-64.
2. Kremlyova E.A., Bents D.S., Mamaeva N.O., Platonova A.E., Basyrova D.M., Sav-el'ev E.D., Ryzhakov I.S. Aktual'nost' uchenij marksizma v sovremennom mire. 200-letiyu K. Marksa posvyashhaetsya // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 7 (417). EHkonomicheskie nauki. Vyp. 61. 2018. S. 184-191.
3. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. Uderzhat li bol'sheviki gosudarstvennuyu vlast'? // Izdanie Pyatoe. Tom 34. Iyul' - oktyabr' 1917. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, Institut Marksizma-Leninizma pri TSK KPSS, 1962.
4. Marks K., EHngel's F. Manifest Kommunisticheskoj partii. M.: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1989.
5. Marks K., EHngel's F. Sochineniya. Gl. X. Moral' i pravo. Ravenstvo // K. Marks,
F. EHngel's. Izdanie vtoroe. T. 20. M: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj liter-atury, 1961.
6. Marks K., EHngel's F. Sochineniya. Izdanie vtoroe. T. 42. M.: Izdatel'stvo polit-icheskoj literatury, 1974.
7. Marks K., EHngel's F. Sochineniya / Kritika Gotskoj programmy. S. 9-32. // K. Marks, F. EHngel's. Izdanie vtoroe. T. 19. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politich-eskoj literatury, 1961.
8. Narody mira o Lenine / Lenin i sotsialisticheskij gumanizm" / pod obshh. red.
G.N. Golikova. M.: Izdatel'stvopoliticheskoj literatury, 1970. 303 s.
9. Podshivalov V.N., CHernov A.V. Sreda obitaniya cheloveka v kontekste formirovaniya ehkologicheski otvetstvennogo myshleniya: sotsiokul'turnyj aspekt//Vest-nik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. № 33 (171). Filosofiya. Sotsiologiya. Kul'turologiya. Vyp. 14. 2009. S. 24-29.
10. Si TSzin 'pin. O gosudarstvennom upravlenii. II. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannykh yazykakh, 2018. 802 s.
11. Chen Zhaohe. The Chinese cultural root of the community of common destiny for all mankind. Paper presented at the 4th International Conference on Education, Language, Art and Inter-cultural Communication (ICELAIC), Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Vol 142, 2017. Pp. 718-722.
12. Liu S.R. The philosophic interpretation of a community of shared future for mankind from the perspective of the Marxist philosophy // Open Access Library Journal, Vol. No 6, 2019. Pp. 1-6..
13. Yang Jiechi. Promoting the building of a community with a shared future for mankind//People's Daily. Nov. 19, 2017. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://en.theorychi-na. org/xsqy_2477/201712/t20171212_360713.shtml (data obrashheniya: 31.05.2020).
14. Zhao Xiaochun. In pursuit of a community of shared future//World Century Publishing Corporation and Shanghai Institutes for International Studies China Quarterly of International Strategic Studies, 2018, Vol. 4, No 1, Rr. 23-37.
15. Zi Yang. Xi Jinping and the restoration of traditionalism in China//AsiaNews. it 07.11.2017. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.asianews.it/news-en/Xi-Jin-ping-andthe-Restoration-of-Traditionalism-in-China-41252.html (data obrashheniya: 02.06.2020).
16. йв
!o 2017^10^28B. (Doklad Si TSzin'pina na XIX Vsekitajskom s"ezde Kommunisticheskoj partii Kitaya. 18 oktyabrya 2017 g.//ZHehn'min'van-ZHehn'min' ZHibao. 28.10.2017.) EHlektronnyj resurs]. URL:http://cpc.people.com.cn/n1/2017/1028/c6409429613660.html data obrashheniya: 30.05.2020).
17. 2016 (1) : 9-21= ZHuan' TSzuntszeh. "Soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva": "global'naya mechta" Kitaya// Issledovaniya mezhdunarodnykh problem. № 1, 2016. S. 9-21.
18. = 2005.04. (Sistema Tyan'sya: vvedenie v global'nuyu filosofiyu / Pod. red. CHzhao Tin"yana. Nankin: Izd-vo TSzyansu TSzyaoyuj, 2005. S. 54-67.).
19. 2017 ^ 01^ 19 Bo (Sovmestnoe postroenie "soobshhestva edinoj sud'by chelovechestva". Doklad Si TSzin'pina v shtab-kvartire OON v ZHeneve//ZHehn'min'van. 19.01.2017) [EHlektronnyj resurs]. URL:http://politics.people.com.cn/n1/2017/0119/c1001-29033860. html (data obrashheniya: 10.06.2020).
20. 2018^10^07B= _ (Si
TSzin'pin stremitsya sozdat' "soobshhestvo edinoj sud'by chelovechestva"//ZHehn'min'van-ZHehn'min' ZHibao. 07.10.2018.) [EHlektronnyj resurs]. URL: http://dangshi. people.com. cn/big5/n1/2018/1007/c85037-30326484.html (data obrashheniya: 01.05.2020).
21. 2018„ ("Klyuchevye slova Kitaya. XIX S"ezd/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo yazyka/"Sin' SHitsze": Pekin, 2018).
22. ЙЭШЙ!:^-®. ЛЖ: 2019o ("Klyuchevye slova Kitaya. Upravlenie gosudarstvom/Byuro izdanij i rasprostraneniya kitajskogo ya-zyka/"Sin' SHitsze": Pekin, 2019).
Бояркина А. В., Печерица В. Ф. Концепция Си Цзиньпина "сообщество единой судьбы человечества" - вклад в творческое развитие марксизма в XXI веке.
Концепция Си Цзиньпина "сообщества единой судьбы человечества" (СЕСЧ) является одной из главных философско-дипломатических стратегий КНР в новой эпохе. Цель статьи - показать, каким образом "сообщество единой судьбы человечества" связано с древнекитайскими концепциями политической культуры и марксистской философией. Использованы исторический и структурный методы политологии. Новизна исследования состоит в том, что СЕСЧ творчески развивает теорию марксизма, которая отражает взгляд на мир и человечество с точки зрения стран и народов, их культуры и религии. Проанализирована взаимосвязь марксистской теории с политической культурой Китая, основанной на традициях, китайских историко-культурных ценностях. Историко-культурное наследие Поднебесной обогащает и современную политическую культуру Китая, роднит её с марксизмом.
Ключевые слова: Китай, концепция "сообщества единой судьбы человечества", Си Цзиньпин, марксизм, традиционная культура Китая, философия
Boyarkina A. V., Pecheritsa V. F. Xi Jinping's concept of a community with a shared future for mankind - contribution in creative development of Marxism in the 21st century.
Xi Jinping's concept a community with a shared future for mankind is one of the significant Chinese philosophical and diplomatic strategies in the new era. The purpose of the article is to show how a community with a shared future for mankind is bound with the ancient Chinese concepts of political culture and Marxist philosophy. The authors use the historical and structural methods of political science. The novelty of the study is that the concept creatively develops Marxism, which reflects a view of the world and humanity from the point of view of countries and peoples, their culture and religion. There has been analyzed the relationship of Marxist theory with the political culture of China, based on Chinese traditions, historical and cultural values. The Chinese concept of a community with a shared future for mankind, enriched by Marxist principles, shows the interconnectedness and interdependence in the effective development of large and small countries, opens up the ways of resolving conflicts peacefully for the peoples and governments of various states, leads humanity to a universal prosperity. Chinese historical and cultural heritage enriches the modern Chinese political culture and makes it similar to Marxism.
Key words: China, a community with a shared future for mankind, Xi Jinping, Marxism, Chinese traditional culture, philosophy
Для цитирования: Бояркина А. В., Печерица В. Ф. Концепция Си Цзиньпина "сообщество единой судьбы человечества" — вклад в творческое развитие марксизма в XXI веке // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 104-112. DOI: 10.24866/1998-6785/20204/104-112
For citation: Boyarkina A. V., Pecheritsa V. F. Xi Jinping's concept of a community with a shared future for mankind — contribution in creative development of Marxism in the 21st century // Ojkumena. Regional researches. 2020. № 4. P. 104—112. DOI: 10.24866/1998-6785/2020-4/104112
♦