Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/32PDMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 05.06.2018; опубликована 26.07.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Харченко Л.Н., Оздоева М.М.-А. О философско-антропологических основах профессионализма и творчества преподавателя системы дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kharchenko L.N., Ozdoeva M.M.-A. (2018). On the philosophical and anthropological foundations of professionalism and creativity of the teacher of the system of additional vocational education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN318.pdf (in Russian)
УДК 378 ГРНТИ 14
Харченко Леонид Николаевич
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия
Преподаватель Доктор педагогических наук, профессор E-mail: innov_harchenko@mail.ru
Оздоева Марем Магомет-Алиевна
ГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования Республики Ингушетия», Назрань, Россия
Методист по физике E-mail: ozdoevamarem@inbox.ru
О философско-антропологических основах профессионализма и творчества преподавателя системы дополнительного профессионального образования
Аннотация. В статье представлены результаты исследования философско-антропологических взглядов на профессионализм и творчество преподавателя системы высшего образования.
В качестве методологии исследования выбран и обоснован контент-анализ, включающий целый ряд исследовательских, аналитических и, в тоже время алгоритмических процедур, позволяющих решить задачи, стоящие перед авторским коллективом.
На основе данных теоретического анализа научной литературы и проведенных экспериментов, получены представления о состоянии психологических параметров личности преподавателя высшей школы, лежащих в основе творчества.
В частности, характеризуются такие его параметры, как креативность (как чувство и проявление в деятельности новизны), тип интеллектуальной деятельности (обусловленный асимметрией мозга и особенностями функционирования первой и второй сигнальной системы), творческая активность (инициативность, интерес и стремление к инновациям) и творческий потенциал (синтетическая характеристика личности преподавателя).
В итоге, выявлена и обоснована диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность творчества преподавателя с его профессионализмом, а также определено состояние - уровень творческого потенциала преподавателей высшей школы.
https://mir-nauki.com
Ключевые слова: преподаватель; дополнительное профессиональное образование; профессионализм; творчество; творческая активность; интеллектуальная деятельность; психологические параметры
Профессия преподавателя - это творческий труд, связанный с постоянным напряжением ума, и поэтому развитие его творческости, постоянное применение творческого подхода к планированию и проведению учебных занятий, имеет большое значение для непрерывного профессионального роста педагога и развития той системы, в которой он трудится.
Творческий преподаватель особенно востребован в условиях быстрого старения и обновления научных знаний, техники и технологий, когда государство в качестве первоочередной задачи ставит всеобщее послевузовское обучение специалистов. Динамические процессы в обществе и сама жизнь требуют необходимости перехода от сложившегося в стране порядка периодического (а на практике - эпизодического) повышения квалификации к системе непрерывного, оперативного пополнения и обновления знаний.
На современном этапе в решении этих задач участвуют в той или иной мере преподаватели системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, осуществляя преемственность между базовой профессиональной и послевузовской педагогической подготовкой и, реализуя развивающую функцию последипломного образования, как часть системы непрерывного образования. Это, тем более актуально, поскольку профессиональное образование учителя не завершается после окончания педагогического вуза, а только с него начинается.
В данной связи, назначение статьи - теоретический анализ философско-антропологических истоков профессионализма и творчества преподавателя системы дополнительного профессионального педагогического образования, с целью поиска путей совершенствования подготовки кадров для названной системы образования.
На первый взгляд, взаимосвязь данных феноменов и процессов их развития очевидна, но в доступной научной литературе имеются лишь отдельные работы [2, 4, 6, 12, 13], раскрывающие некоторые аспекты взаимосвязи творческости и профессионализма и, еще меньше работ, направленных на изучение практических подходов и поиску путей (средств, способов, условий) формирования, как профессионализма, так и творческости преподавателя, что требует глубокого и детального изучения закономерностей и принципов их взаимообусловленности и взаимодействия.
Необходимо отметить, что в закономерностях любого социального или природного процесса отражаются объективные, необходимые, существенные и повторяющие элементы и связи. Педагогическая система организации дополнительного профессионального образования является открытой, сложной, многоуровневой, динамичной, полиинформативной, социальной системой, и в её функционировании проявляется большое количество разнообразных связей, отношений, закономерностей и законов. Обучение в такой системе - субъективный по своей сути процесс, является частью объективного процесса развития общества и конкретного педагогического контекста.
Выявление и изучение основных закономерностей и принципов взаимодействия (взаимосвязи, взаимообусловленности, корреляции, взаимовлияния) профессионализма и творчества преподавателя [4, 10, 11, 12] может повысить эффективность разработки и реализации образовательных методик и технологий, направленных на рост педагогического мастерства преподавателя.
https://mir-nauki.com
Начнем с того, что природа личности, которая нашла свою трактовку в концепции самоактуализации А. Маслоу: «человек - сознательное и разумное создание, от природы способное к самосовершенствованию, сущность которого - в постоянном движении в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности» [9] и, природа педагогической профессии, в силу неповторимости условий, ситуаций, характеристик субъектов образовательного процесса, - также творческая.
Профессиональное творчество - компонент операциональной сферы профессионализма, проявляющийся в нахождении новых нестандартных способов решения профессиональных задач, принятия профессиональных решений (в педагогическом творчестве соответственно -педагогических задач и педагогических решений).
Философско-антропологический базис педагогического творчества составляют преимущественно те же свойства, процессы, тенденции, которые присущи творчеству в целом, хотя существует ряд отличий.
Основной критерий и признак творчества - новизна. Но творчество - сложный противоречивый процесс, включающий как продуктивную, так и репродуктивную деятельность преподавателя, при этом репродуктивная, противоположная продуктивной, является одним из условий творчества: творчество невозможно без актуализации прошлого опыта. Репродуктивная деятельность обеспечивает преемственность в творческом процессе, однако, будучи условием творчества, она не является его причиной, не приводит к нему неизбежно, и, таким образом, выступает необходимым фактором творчества, но недостаточным. При одних условиях репродуктивная деятельность может быть неизменной замкнутой в себе, при других - способствовать реализации продуктивного творческого акта. Поэтому и новизна может быть: адаптивной - связана с приспособлением разработки к конкретным условиям учебного процесса; комбинаторной - конструкция создается путем различных сочетаний известных способов и приемов; радикальной - содержащей принципиальную новизну [3, 12, 13].
Отличие педагогического творчества от творчества в других сферах в том, что оно не имеет своей целью достижения объективной новизны и социальной ценности оригинального продукта: его содержание и результат - творение (воспитание, развитие) человека. Лишь при высшем уровне творчества в практической педагогической деятельности - созидании принципиально новых и высокоэффективных систем обучения и воспитания - имеет место объективная радикальная новизна. Поэтому общность творчества в целом и педагогического в частности складывается на основе единого психологического критерия, характеризующего сам процесс деятельности и определяющий ее как творческую или шаблонную - это способ получения результата, нового для себя.
Анализ позволил выделить философский, психологический, интуитивный подходы в создании теории творчества [2]. Не вдаваясь глубоко в каждое из направлений, отметим, что мы выделили такой важный фактор, о котором упоминают многие исследователи, как свобода.
Свобода как фактор самореализации личности [1, 9] преподавателя также -антропологических основа педагогического творчества. «Свободная самосознательная творческая личность» - воспитательный идеал, и она уже изначально заложена в человеке. Самосознательность означает и осознание личностью своей самоценности, которая выступает предпосылкой развития ее творческой индивидуальности.
Обращение к сущности человека в ракурсе педагогического творчества требует соотнесения понятий «личность», «субъект», «индивидуальность», «творческая индивидуальность».
Личность - уникальная структура всех характеристик индивида, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. Будучи частью системы общества, человек выступает как объективно соотнесенный с остальными ее компонентами. Личность предстает как внутренняя и внешняя соотнесенность с социумом, объективное и субъективное существование социально соотнесенного в человеке. Личность существует в контексте самоопределения, то есть сама определяет свою позицию в социуме. Ключевая характеристика личности - сознание, что не исключает отождествления понятий «личность» и «субъект». Но если субъект овладевает и реализует в деятельности сложившиеся в обществе нормы, не выходя за их пределы, он является личностью. Если субъект творит нормы и моделирует новую деятельность, он рассматривается как индивидуальность. Личность выражается в отнесенности, индивидуальность - в привнесенности, а природа субъекта двойственна: с одной стороны, личностная (социально-соотнесенная), с другой -индивидуальная (социально-привнесенная, творческая).
Способность оказывать действие на окружающий мир присуща и личности, и индивидуальности. Но преобразующая активность личности преподавателя строится на выборе, доказательстве его убедительности, влиянии на других, передаче опыта. Преобразующая активность преподавателя как индивидуальности - это творчество, производство объективного (или субъективного) нового. Значит, целесообразнее оперировать понятием «творческая индивидуальность» - системное интегративное личностное образование, представленное совокупностью интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых, профессионально-ценностных качеств. В их числе: легкость ассоциирования, критичность мышления, способность к свертыванию мыслительных операций, к своевременному отказу от гипотезы, анализу и синтезу, способность замечать и формулировать проблему, работать в группе, легкость генерирования идей, цельность восприятия, готовность памяти, отказ от ориентации на авторитеты и др. [1, 6, 12].
В творческой деятельности преподавателя в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностный компоненты личности. Они наиболее полно отражены в функциях творческой индивидуальности:
• мотивирующей - способствующей обоснованию и принятию решений; опосредующей - переводящей внешние воздействия во внутренние импульсы, руководящие поведением;
• коллизийной [5] - позволяющей видеть скрытые противоречия действительности, явления; рефлексивной - конструирующей и удерживающей образ «я» в рамках переживаемого события, как установку по отношению к самому себе;
• критической - по отношению к предлагаемым извне ценностям и нормам;
• смыслотворческой - определяющей системы жизненных смыслов; ориентирующей - способствующей построению личностной картины мира (индивидуального мировоззрения);
• творчески-преобразующей - обеспечивающей творческий характер любой личностно-значимой деятельности, деятельности отношений и общения - как деятельности осмысления и креативности;
• самореализующей - как стремление к признанию своей личности окружающими; функции обеспечения уровня духовной жизнедеятельности - в соответствии с
https://mir-nauki.com
Схема педагогического творчества в общем виде соответствует структуре творчества, вскрытой эвристикой, где основными этапами приблизительно выступают стадии отыскания и формулировки проблемы (по Д. Неллеру - первый инсайт), ее насыщения, вынашивания, озарение и верификафия как проверка ошибок и полезности. Фазы творческого процесса имеют психологическое содержание [6]: фаза логического анализа (опора на знания), фаза интуитивного решения, фаза вербализации интуитивного решения (процессуальная сторона), фаза формализации вербализованного решения, придание завершению логически завершенной формы.
Структура творчества педагога по разным оценкам [4, 6, 8] сочетает предмет, средства, мотив, операции, способы, ориентировочную основу действия, продукт, процесс, личность творца, среду, направленность личности, интуицию, потребности общества - компоненты, которые можно разграничить как внутренние и внешние. И хотя деятельность преподавателя, в особенности в системе дополнительного профессионального образования, полной алгоритмизации не подлежит, в педагогическом творчестве прослеживается этапность:
1. возникновение педагогического замысла;
2. разработка замысла;
3. воплощение замысла в деятельности и общении;
4. оценка и анализ результатов [4].
Внешнюю картину педагогического творчества отличает то, что в процессе деятельности преподаватель сталкивается с трудностями в реализации своих целей. Попытки преодоления этих затруднений путем простого воспроизводства безрезультатны, и в его деятельности наступает более или менее выраженная пауза, которая завершается найденным решением, и часто в неподходящий момент. Движущая сила индивидуального педагогического творчества - тоже постоянно возникаемое и разрешаемое противоречие между зафиксированными в педагогической технике типовыми действиями и необходимостью находить новые для решения возникающих в практике задач. Но характерная черта педагогического творчества - регламентированность и «спрессованность» во времени, его этапы требуют оперативного перехода от одного к другому. Вторая черта - отдаленность проявления результатов педагогического творчества, что актуализирует потребность в аналитическом и рефлексивном умении прогнозировать возможности детского развития. Третья - сопряженность с творчеством каждого субъекта непосредственного педагогического взаимодействия. Четвертая - эмоционально-коммуникативная природа педагогического творчества, обусловливающая его категориальный характер: профессионально-педагогическое общение и управление творчески самочувствием в деятельности.
Механизм творчества преподавателя, как-бы противопоставленного методическому нормативу, в то же время определяется нормативными и эвристическими (создаваемыми в поиске) элементами, операциональными и иррациональными, сознательными и интуитивными. Нормативное - значит закономерное; и выбор как творческая операция, по нашему мнению, тоже должен быть научно обоснованным. Нормативно-эвристическими показателями творчества преподавателя служат осознание и оценка себя как творца, своей профессиональной пригодности, соотнесение текущих педагогических задач с перспективными и др.
Осмысление творческого процесса иногда наталкивает на мысль о его спонтанности. Признаками спонтанности в творчестве личности могут быть некое безличие созидающего, когда он будто не отвечает за то, что создает; сознание необходимости осуществлять
деятельность в непредвиденных или нежелательных условиях. Если творчество преднамеренно, обдуманно по форме, рассчитано на определенное желаемое воздействие, его тип интровертный. Если формы и методы опосредованы бессознательным, иногда даже в противовес сознанию, тип творчества экстравертный [цит. по 8]. Очевидно, что для педагогического творчества характерен интровертный тип, так как все педагогические решения преподавателя требуют сознательного и целенаправленного принятия.
Необходимая предпосылка педагогического творчества - творческий потенциал личности преподавателя, как система природных и социальных сил человека, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями и побуждающих к творческой самореализации. Как и структура творчества, творческий потенциал многомерно представлен в исследованиях [6, 7 и др.], поэтому в разной мере отражен индивидуальный и социальный характер его компонент.
В критериальной характеристике творческого потенциала преподавателя принято выделять: знания (о рефлексии, содержании и технологии образования взрослых в социальном, историческом, методологическом аспектах, технологии и методики организации образовательного процесса, о познавательных процессах, о сущности, логике, методах педагогического исследования, сущности педагогического предвидения, прогнозирования и т. д.); умения (рефлексивной деятельности, конструирования процесса обучения, нацеленного на раскрытие творческого потенциала учащихся, организации деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями детей, импровизации и т. д.); убеждения (осознание и внутреннее принятие творческого потенциала, творческой доминанты как личностно необходимых); отношения (увлеченность, активный поиск оригинальных идей, сотворчество с коллегами и слушателями); направленность (на рефлексию педагогической деятельности, повышение уровня профессиональной компетентности, создание личностной установки на овладение сущностью педагогического потенциала и процесса его развития); способности (критичность ума, изобретательность, эмпатия и ряд других).
Естественно, что вопрос о способностях наиболее противоречив, диапазон его решений - от полного отрицания творческих способностей до признания их самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. Так, для объяснения природы творческих способностей привлекалось понятие психической энергии, что отвечало потребности объяснения индивидуального разброса в проявлении творческих способностей, одновременно, закрепляя механистическую традицию и, определяя представление о творческих способностях как максимальном выражении общих и специальных способностей. Такому пониманию способствовала методология факторного анализа, метод проблемных ситуаций. Это позволило репрезентировать мышление как самостоятельную функцию, а затем подвергнуть научному анализу его как продуктивный процесс, который апеллировал лишь к умственным способностям человека.
Стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству привело к выделению коэффициента креативности [14, р. 281-287] и переходу от прямого отождествления творческих способностей с интеллектом к их противопоставлению. Сегодня креативность определяется как наиболее общая способность к реализации собственной индивидуальности, состоящая в интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам творческой деятельности. Кроме указанных (активность, чувствительность), признаками креативности преподавателя выступают оригинальность, эвристичность, фантазия, концентрированность, четкость [3, с. 288].
Исследования показывают, что результативность педагогического творчества зависима от наличия, как общих и специальных способностей, так и креативности. Если принимать во внимание специальные способности, то они будут различны для преподавателей разных
специальностей, так, специфический характер педагогического труда филолога предполагает иные, чем у физика, критерии этих способностей.
Мы также не смогли обойти вниманием тот факт, что слагаемые педагогического творчества как целостного явления и специфичного в человеческой деятельности природообусловлены. Так, различие соотношений между первой и второй сигнальными системами делит людей на три типа: художественный, мыслительный и средний. Человеку художественного типа (преобладает первая сигнальная система) свойственны практичность в конкретных делах, яркость восприятия, образность представлений и мышления, предпочтение наглядности, конкретности. Педагоги-художники более эмоциональны, выразительны, непосредственны, склонны к общительности, при этом наблюдается более чем у других, обостренное самолюбие, чувствительность к мнениям окружающих.
Представителю мыслительного типа (преобладает вторая сигнальная система) свойственны тщательность осмысления своих действий, склонность к сомнениям, анализу, рефлексии, предусмотрительность, принадлежность к аудиальному типу по особенностям восприятия. Преподаватели-мыслители отличаются объективностью и рассудительностью, привязанностью к обучающимся, независимостью от мнений и отношений, требовательностью, и, в тоже время, сниженной эмпатийностью по отношению к слушателям. Третья группа преподавателей сочетает в себе признаки художественного и мыслительного типов, и такой тип характеризуется умеренностью, добросовестностью, но вместе с тем, слабой выразительностью как личности.
Анализ позволил выявить и то, что творчество связано с творческой активностью преподавателя - своеобразным психическим состоянием личности, выражающемся в готовности открыто и высокомотивировано создавать новый продукт. Такое состояние может возникать в процессе самой деятельности, приводя к творческому результату, и выступая в этом контексте как творческость - психологическое свойство, которое сводится к интеллектуальной активности и синзетивности. Степень проявления творческой активности прослеживается на ее уровнях:
• стимульно-продуктивном - когда полностью зависима от внешнего стимула;
• эвристическом - когда не стимулирована внешними факторами, обнаруживает эмпирическое открытие и проявление интеллектуальной инициативы;
• креативном (собственно творческом) - когда обнаруженная закономерность выступает детерминантой дальнейшего творческого процесса ощущается потребность в систематическом творческом труде.
Уровнями собственно педагогического творчества являются уровень профессионального становления, уровень стихийного самоусовершенствования, уровень планомерной самоорганизации и оптимизации. Они выделены в соответствии со структурно-уровневой моделью творчества, включающей созерцательно-объяснительный, эмпирический и действенно-преобразующий уровни [6, с. 213-226] и одновременно могут быть соотнесены с этапами формирования профессионализма, что еще раз подчеркивает единство и взаимообусловленность профессионализма и творчества преподавателя.
Высший уровень оптимизации процессов и результатов педагогического творчества означает владение научными методами исследования, умение проектировать и создавать свой опыт, и свидетельствует о переходе к позиции преподавателя-исследователя. Именно этого требуют принципы инновационного образования, нацеливающие на поисковый подход к обучению, на формирование у взрослых обучающихся опыта самостоятельной рефлексии психолого-педагогических проблем, стремления к новым знаниям и творческой деятельности в
сочетании с выработкой ценностных ориентаций в организации учебно-игровой, моделирующей, коммуникативно-диалоговой, систематической исследовательской деятельности и пр.
В этой связи, становится востребованным инновационный потенциал преподавателя, представляющий собой единство компонентов:
• мотивационного - стремления и потребности к инновационной деятельности;
• методологического - владение концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности, ориентация в современных подходах к решению педагогических проблем; наличие собственной позиции;
• технологического - умение выбирать инновационную проблему исследования, составлять программу поисковой работы, овладение методикой разработки авторских программ, способами введения новшеств, методикой отслеживания результатов экспериментальной работы;
• рефлексивного - способность к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем.
Сформированность заданных компонентов инновационного потенциала, характеризует высокий уровень педагогического творчества и, соответственно, профессионализма, которые, при обосновании их теоретических аспектов, являют собой целостную систему.
Таким образом, педагогический профессионализм и творчество преподавателя системы дополнительного профессионального образования взаимообусловлены. Сочетание этих качеств позволяет решать перспективные задачи, возможен образовательный прогресс, эти качества антропологически ориентированы, поскольку основываются на собственно человеческой природе педагогической деятельности и отвечают требованию: «слышать», «чувствовать» природу взрослого обучающегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов / Сост. Л.Д. Филоненко. - М.: АПО, 1993. - 169 с.
2. Грузенберг С.О. Гений и творчество: основы теории и психологии творчества. -М.: «Кпасанд», 2010. - С. 145-146 и 148.
3. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. - М..: Изд.-во Институт психологии РАН, 1997. - С. 288.
4. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - М.: НИИВШ, 1977. - 64 с.
5. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 36-60.
6. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Изд-во «Наука», 1976. - 304 с. - С. 213-226.
7. Матюшкин А.М. Психология мышления. - М.: Изд-во «Прогресс», 1965. - 533 с.
8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. Пер. с англ. - СПб., 2008. - 352 с. (Серия «Мастера психологии»).
10. Оздоева М.М.-А., Харченко Л.Н. Структура профессиональной компетентности преподавателя системы дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 57 (12). - С. 203-211.
11. Харченко Л.Н. Преподаватель современного вуза: компетентностная модель. -М.: Изд-во «Директ-Медиа», 2014. - 217 с.
12. Харченко Л.Н. Антропологические основы профессионализма и творчества педагога. Глава 19 в колл. Монографии Педагогическая антропология / Под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова. - Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 2005. - С. 518-544.
13. Горовая В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. Творческая индивидуальность учителя и ее развитие в условиях повышения профессиональной квалификации. - Ставрополь: Изд-во «Сервисшкола», 2005. - 142 с.
14. Guilford J.P. Measurement of creativity // Exploration in creativity. N.Y., 1967. - P. 281-287.
Kharchenko Leonid Nikolaevich
North-Caucasian federal university, Stavropol, Russia E-mail: innov_harchenko@mail.ru
Ozdoeva Marem Magomet-Alievna
Institute of advanced training of education workers of the Republic of Ingushetia, Nazran, Russia
E-mail: marem.o@inbox.ru
On the philosophical and anthropological foundations of professionalism and creativity of the teacher of the system of additional vocational education
Abstract. The article presents the results of research of philosophical and anthropological views on the professionalism and creativity of the teacher of the higher education system.
As a research methodology, content analysis has been selected and substantiated, including a number of research, analytical and, at the same time, algorithmic procedures that allow solving problems facing the team of authors.
Based on the data of the theoretical analysis of the scientific literature and the conducted experiments, the concept of the state of the psychological parameters of the personality of the teacher of higher education, which is the basis of creativity, was obtained.
In particular, his parameters such as creativity (as a feeling and manifestation in the activity of novelty), the type of intellectual activity (due to the asymmetry of the brain and the features of the functioning of the first and second signal system), creative activity (initiative, interest and the desire for innovation) and creative potential (a synthetic characteristic of the teacher's personality).
As a result, the dialectical interrelation and interdependence of the teacher's creativity with his professionalism was revealed and justified, and the state-the level of the creative potential of the teachers of higher education was determined.
Keywords: teacher; additional professional education; professionalism; creativity; creative activity; intellectual activity; psychological parameters