Научная статья на тему 'О феномене возникновения экранной культуры'

О феномене возникновения экранной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1267
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МИФОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / СОЦИУМ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / CULTURE / MYTHOLOGY / HUMAN / SOCIETY / PSYCHOLOGY / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Огурчиков Павел Константинович, Геращенко Лариса Леонидовна

Современная культура нуждается в новом инструментарии, соответствующем ее особенностям. Открывается новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PHENOMENON OF SCREEN CULTURE APPEARANCE

The new instruments appropriate to specific features are necessary for modern culture. A new view is given to modern culture, its diversity and functioning laws.

Текст научной работы на тему «О феномене возникновения экранной культуры»

УДК 008

О ФЕНОМЕНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Павел Константинович ОГУРЧИКОВ

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, г. Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, преподаватель, e-mail: [email protected] © Лариса Леонидовна ГЕРАЩЕНКО Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, г. Москва, Российская Федерация, доктор философских наук, профессор, e-mail: [email protected]

Современная культура нуждается в новом инструментарии, соответствующем ее особенностям. Открывается новый взгляд на современную культуру, ее своеобразие и законы функционирования. Ключевые слова: культура; мифология; человек; общество; социум; психология; философия.

Феномен возникновения экранной культуры весьма сложен. Здесь переплетено множество различных условий, связанных с собственной логикой развития искусства, определенным уровнем научно-технического потенциала общества, конкретным типом социально-экономических отношений и др. Безусловно, кинематограф стал одним из высших технологических достижений того общества и продуктом конкретной исторической социально-экономической ситуации. Известный теоретик кино Бела Балаш писал, что эпоха капитализма породила единственное искусство - искусство кино. Сейчас, по прошествии многих десятилетий, изменивших общественный уклад и благодаря появ-

лению других экранных искусств, можно было бы заявить, что именно благодаря индустриальному типу общества появилась экранная культура. Несмотря на важность логики собственного развития искусства, социально-экономические условия, в которых появляется новая культура, оказывается весьма принципиальной.

Так, например К. Маркс, отмечая известную самостоятельность развития искусства, задавался вопросами, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или «Илиада» наряду с печатным станком и тем более с типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказительство, былинное пение и Муза, а тем самым и необходи-

мые условия эпической поэзии, с появлением печатного слова?

Никто не отрицает собственную логику развития художественной культуры, которая находится в относительно автономном положении по отношению к научно-технической и социально-экономической ситуации в обществе. Например, кинематограф во многом возник благодаря некоему «культурному ожиданию». Это ожидание было следствием процессов, происходящих в различных видах искусства. То, что принес кинематограф, а это был, прежде всего, фотографизм, соответствовало некоторым тенденциям в области живописи, а именно, прямому репродуцированию природы, возникшему еще во времена романтизма. Как пишет М. Ямпольский в своем исследовании «Видимый мир»: «...точнейшая, научная фиксация внешнего облика природы выступает в качестве одной из задач художественного творчества» [1, с. 10]. В подтверждение своей мысли автор приводит мнение двух исследователей Ч. Розена и Г. Цернера, писавших, что «фотография возникла для того, чтобы осуществить романтическую мечту о непосредственном преобразовании реальности в искусство без вторжения интерпретатора, кода и традиции» [1, с. 48]. С появлением кинематографа надежды на подобное осуществление возросли. Имея синтетическую природу, которой подвластны и время, и пространство, новый вид искусства претендовал на высшее место в художественной иерархии.

Кроме этого, кинематограф воплотил в себе наиболее современную картину мира, существующую в сознании человека. По сути, каждый исторический период в развитии человеческого общества выдвигает на авансцену тот или иной вид искусства, который наиболее полно соответствует «духу» времени. Необходимо отметить, что искусство как таковое вообще способно наиболее полно и адекватно передать существующую картину мира. Например, в эпоху средневековья в тогдашней модели «картины мира» была ослаблена временная координата. Как следствие этого, на первый план выходят виды искусства непосредственно лишенные этой координаты - архитектура, живопись, скульптура. Современная «картина мира» наоборот характеризуется усилением временных и пространственно-временных координат, что

влечет за собой появление новых видов искусств, где эти составляющие необыкновенно сильны.

Любое эстетическое сообщение воздействует на реципиента, в той или иной степени трансформируя его сознание. Изменяется «картина мира», и в этом заключается сущность социального функционирования художественной культуры. Ю.М. Лотман в одной из своих статей писал, что всякое художественное произведение (или «текст» в широком смысле) содержит в себе то, что мы предпочли бы называть образом аудитории, и что этот образ аудитории («идеальный» реципиент) активно воздействует на реальную аудиторию, становясь для нее некоторым нормирующим кодом. Этот последний навязывается сознанию аудитории и становится нормой ее собственного представления о себе, переносясь из области текста в сферу реального поведения культурного коллектива.

Экранная культура одно из самых действенных механизмов манипуляции человеческим сознанием. С одной стороны, в процессе коммуникации индивид не только созерцает произведение, но и переживает, интерпретирует его в контексте своего духовного мира, в результате чего возникает изменение личной «картины мира». С другой стороны, художественная культура, а экранная тем более, является продуктом коллективного сознания. Процесс здесь двусторонний -культура влияет на сознание, а сознание - на культуру. В конце XIX в. общество сформировало определенную модель социальных отношений, и кинематограф явился своеобразным ее символом. Новые социально-экономические процессы, происходящие в обществе, коснулись буквально всех его сфер, включая и искусство. Одним из таких новшеств, привнесенных капиталистической моделью производства, был иной качественный уровень вовлечения человека в систему социальных отношений. Возникал прообраз того типа человека, который позже получит название «массового». Кроме этого, существовавший механизм репродуцирования и тиражирования произведений искусства в связи с техническими открытиями выходит на иной качественный уровень. Все эти изменения в социально-экономической области повлекли за собой и изменения в области искусства. И касалось это, прежде всего, спо-

соба его функционирования, превращения в систему массовой коммуникации.

Необходимо отметить, что в отличие от других видов искусств экранная культура находится в особом положении. Именно здесь социально-техническая детерминированность проявляется предельно четко. Кинематограф явился искусством, безусловно рассчитанным на массового зрителя (в той или иной степени), как собственно и все экранные искусства (только в этом случае они будут рентабельны). Первоначальный характер кинопросмотра был коллективным, и в этом заключается его специфическая черта. Кинематограф появился в соответствии с требованиями массовой культуры, имея абсолютно новые для традиционных искусств возможности массового тиражирования.

Действительно, что принципиально отличало кино от других видов искусств? Прежде всего, его техническая составляющая и ориентированность на широкую аудиторию, на массового зрителя. Этой проблеме нового искусства и его массового характера была посвящена фундаментальная статья В. Бень-ямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», где он в частности пишет: «Репродукционная техника, так можно было бы выразить это в общем виде, выводит репредуцируемый предмет из сферы традиции. Тиражируя репродукцию, она заменяет его уникальное проявление массовым. А позволяя репродукции приближаться к воспринимающему ее человеку, где бы он ни находился, она актуализирует репродуцируемый предмет. Оба эти процесса вызывают глубокое потрясение традиционных ценностей - потрясение самой традиции, представляющее обратную сторону переживаемого человечеством в настоящее время кризиса и обновления. Они находятся в теснейшей связи с массовыми движениями наших дней. Их наиболее могущественным представителем является кино. В произведениях киноискусства техническая репроду-цируемость продукта не является, как, например, в произведениях литературы или живописи, привходящим извне условием их массового распространения. Техническая репродуцируемость произведений киноискусства непосредственно коренится в технике их производства. Она не только позволяет непосредственное массовое распространение

кинофильмов, скорее, она прямо-таки принуждает к этому. Принуждает, потому что производство кинофильма настолько дорого, что отдельный человек, который, скажем, может позволить себе приобрести картину, приобрести кинофильм уже не в состоянии» [2, с. 169].

Это было одной из главных «технических» отличительных особенностей нового искусства. Возникала проблема тиражирования художественного произведения, ориентированного на массовую аудиторию. Кинематограф становится искусством, несущим новый тип социального функционирования и имеющим новую онтологическую основу. Появление массовой публики, например, помогло осознанию того, что логика развития искусства может не совпадать с логикой его функционирования. Массовый зритель может не воспринять то или иное произведение.

Появление сначала фотографии, а затем кинематографа ознаменовало приход новой визуальной культуры, тип функционирования которой соответствовал потребностям личности, а характер определялся конкретной стадией развития общества. Появление массового потребителя и художественной культуры в т. ч. кардинально изменило традиционные способы репродуцирования произведения искусства.

Появление кинематографа как первого шага в создании экранной культуры было связано, прежде всего, с решением вопроса -относится ли новая «техническая игрушка» к области искусства или нет. Ответы были различными. Кто-то давал отрицательный ответ, считая, что кинематограф украден у науки шоу-бизнесом. Кто-то давал положительный, возводя порой его на высшую ступень иерархии в силу синтетической природы нового зрелища. Но самыми интересными были определения, относящие новое техническое чудо к особому средству, противостоящему традиционному искусству. Суть этого противостояния заключалось в том, что в кинематографе увидели некое средство, по выражению М. Л'Эрбье, «печатающее жизнь». Это было наиболее очевидным свойством нового выразительного средства и его сразу же возвели в разряд воплощения «реалистической мечты» в искусстве. Заговорили о природном символизме, запечатленном на пленке и передающем нам состояние мира, не преобра-

женное культурой. Словом, это было средство, уничтожающее традиционно ложное эстетическое и открывающее дорогу к новой выразительности.

Новое искусство имело совершенно иную формулу времени или, точнее, иные временные отношения, представляемые как мнимое совпадение исторического времени со временем действия (в силу фотографической природы зрелища) и несовпадения времени действия со зрительским временем (в силу ставшим возможным осуществить механизм репродуцирования). Абсолютно новая формула по сравнению с искусством, наиболее близким кино - театром1.

Также изменяются фундаментальные свойства традиционных искусств - исчезает «рукотворность», базирующаяся на непосредственном контакте между исполнителями и аудиторией. Фотографическая природа новой культуры положила начало веку виртуальных пространств («фабрика грез»). Различные искусственные реальности становятся образами мира. Кинематограф «приучает» человека с еще большей силой к возможности создавать вторую реальность, являющуюся часто единственным прибежищем. Появляется возможность создания модели еще более приближающей зрителя к миру вымышленному (несмотря на документали-стский потенциал нового искусства). Таким образом, формируется новая культура, основным материальным носителем которой является «экранность». Кинематограф синтезирует пространственную чувственность плоскостного изображения и виртуальную реальность сюжетных жанров (литературы), поэтому становится возможность показа виртуальной реальности, которая в свою очередь моделирует чувственную сторону восприятия и поэтому выполняет компенсаторную функцию.

Экранная культура, начавшаяся с кинематографа, явившимся его первым видом, прошла несколько этапов развития. Каковы же они? Очевидно, что их определение связано, прежде всего, с появлением новых элементов в системе экранной культуры. Приход каждого из них знаменуется выходом на

1 Театр имеет формулу, заключающуюся в несовпадении исторического и драматического времени и тождественности времени драматического и зрительского.

авансцену и перехватом «пальмы первенства»: кино, телевидение, видео, Интернет.

Каждый из этих этапов создавал предпосылки для появления нового вида экранной культуры. Этот процесс происходил по мере совершенствования экранных технических средств и технологии использования.

С начала 90-х гг. ХХ столетия широко заговорили о процессах глобализации общества. Глобализация - это универсальное распространение культурных образцов одного типа и постепенное создание унифицированной глобальной системы экономики и социального менеджмента, которая возникает за счет ослабления связей с национальными традициями и особенностями.

Экранные искусства и экранная культура в целом становятся основными в ряду традиционных видов выразительности. Традиционные искусства и литература вытесняются на второй план. Соединившая в себе и технику, и искусство визуальная культура выходит на авансцену. Обладая сильнейшим механизмом воздействия на человека, экран является одним из главных идеологических орудий общества. Что изменяется в сознании современного человека благодаря выходу на новый уровень социального функционирования? Тиражируемость как тенденция противостояла всегда феномену уникальности, феномену единичного.

Позиция авторов статьи основана на понимании глобализации как тенденции существовавшей всегда, где технический прогресс усиливает эти тенденции и дает возможность перейти ей на новый качественный уровень. В настоящее время репродуцируемость и ти-ражируемость поднимается на новый качественный уровень в связи с техническим ростом. Поэтому значение в данном случае визуальной культуры как никогда высоко, а ее исследование как никогда важно.

Это связано также с тем, что современный кинематограф в последние годы с тотальным приходом компьютерных технологий превратился в совершенно иной вид зрелища. Если в свое время говорили о кинематографе немого периода, затем заговорили о новом звуковом кино, то теперь, по всей видимости, будут говорить о кинематографе виртуальных пространств, являющимся качественно иным зрелищем. Прошлые кинематографические модели так или иначе

фальсифицировали реальность. Режиссер брал те или иные «отпечатки реальности» и монтировал их в соответствии со своей концепцией. Зритель верил в эту историю уже в силу ее фотографической природы. С приходом компьютерных технологий был сделан новый шаг, и мир фантазии смог приобрести ту самую фотографическую реальность. Если раньше это достигалось благодаря введению некоторой условности, то теперь в этом нет необходимости, кроме особенностей художественного решения. Зритель абсолютно верит в реальность артефакта. Кинематограф, всегда стремившийся создать некое подобие симулякра1 (означающего без означаемого), на стадии компьютерных технологий получает его идеальное воплощение.

Действительно, визуальная культура с ее тотальным проникновением во все области человеческой жизни создает еще один эф-

фект, связанный с возникновением виртуальных миров (особенно благодаря Интернету). У человека возникает некое мнимое пространство, в котором он может долгое время пребывать - виртуальное пространство. Именно в нем воплощаются все достижения современных глобализационных процессов (т. к. Интернет - это, прежде всего, система, в основе которой лежит принцип унификации и тиражируемости).

1. Ямпольский М. Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии. М., 1993.

2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1998. № 2.

Поступила в редакцию 1.02.2013 г.

UDC 008

ABOUT PHENOMENON OF SCREEN CULTURE APPEARANCE

Pavel Konstantinovich OGURCHIKOV, All-Russian State University of Cinematography named after S.A. Gerasimov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Lecturer, e-mail: [email protected]

Larisa Leonidovna GERASHCHENKO, All-Russian State University of Cinematography named after S.A. Gerasimov, Moscow, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Professor, e-mail: [email protected]

The new instruments appropriate to specific features are necessary for modern culture. A new view is given to modern culture, its diversity and functioning laws.

Key words: culture; mythology; human; society; society; psychology; philosophy.

1 Достаточно вспомнить монтажные опыты Л. Кулешова, заложившие фундамент монтажного принципа построения в киноискусстве, в результате которых появлялся некий виртуальный человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.