Научная статья на тему 'Новые тенденции в современном кинематографе'

Новые тенденции в современном кинематографе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6966
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КИНЕМАТОГРАФ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / КИНОИСКУССТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ / КИНО ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / CINEMATOGRAPH / MASS MEDIA / CINEMA ART / SOCIAL RESPONSIBILITY / MOSCOW INTERNATIONAL FILM FESTIVAL / VR CINEMA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куделина Елена Альбертовна

В статье рассматривается тема социальной значимости и ответственности кинематографа как мощного канала коммуникации и воздействия на зрителей. На примере работы 39-го Московского международного кинофестиваля 2017 г. и показа в рамках этого фестиваля программы кино виртуальной реальности анализируются новые тенденции в современном кинематографе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TENDENCIES IN MODERN CINEMA

The article considers the social importance and responsibility of cinematograph as a powerful means of mass media and influence on the audience. The author analyzes new tendencies in modern cinema in the frames of the 39th Moscow International Film Festival work and its program of virtual reality film.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в современном кинематографе»

Нам пишут

КУДЕЛИНА Елена Альбертовна — кандидат исторических наук, Институт Латинской Америки РАН(115035, Россия, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 21; e_kudelina@mail.ru)

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Аннотация. В статье рассматривается тема социальной значимости и ответственности кинематографа как мощного канала коммуникации и воздействия на зрителей. На примере работы 39-го Московского международного кинофестиваля 2017 г. и показа в рамках этого фестиваля программы кино виртуальной реальности анализируются новые тенденции в современном кинематографе. Ключевые слова: кинематограф, средства массовой коммуникации, киноискусство, социальная ответственность, Московский международный кинофестиваль, кино виртуальной реальности

Конец XIX в. ознаменовался появлением таких великих научно-технических открытий в мире, как телефон, радио и кино. Это вызвало создание новых национальных и международных средств массовой коммуникации, которые кардинальным образом изменили всю систему социального общения и взаимодействия в обществе [Милов и др. 2006: 226].

Кино оказалось более эффективным и привлекательным средством распространения информации по сравнению с радио, т.к. добавило к сообщениям, воспринимаемым на слух, визуальные образы, помогающие воспринимать передаваемую информацию наглядно и эмоционально.

Исключительный характер кинематографа заключается в том, что по сути он является абсолютно самодостаточным. Это и продукт творчества, и средство его презентации и передачи. Искусство кино представляет собой синтез литературы, изобразительного искусства, театра, музыки и техники. Оно включает языковые, режиссерские, актерские, музыкальные, художественные, пластические элементы и технические средства аудиовизуального общения.

Появление телевидения в 50-е гг. XX в. не ослабило, а наоборот, укрепило позиции кино как мощнейшего инструмента культурного воздействия на аудиторию и стало еще одним техническим каналом и средством его популяризации.

Сегодня социальная значимость кинематографа как мощного канала коммуникации неоспорима. Киноискусство стало важнейшим средством социального и политического влияния. Обладая сложной структурой, кинематограф позволяет реализовать все функции средств массовой коммуникации - информирование, воспитание, организацию поведения, развлечение, коммуникацию и при этом является синтетическим видом современного искусства.

Талантливо сделанные кинофильмы всесторонне воздействуют на глубинные пласты сознания зрителя, формируют эстетические пристрастия, а также демонстрируют самые злободневные проблемы современности. Подобные преимущества кино по сравнению с другими средствами массовой информации требуют более пристального внимания к содержанию информации, которую миллионы зрителей получают через киноэкраны. Чем больше аудитория, тем значительнее для общества социальный эффект восприятия ими идейного и нравственного содержания кинофильмов. Этот эффект может быть позитивным только в том случае, если эти кинофильмы несут в себе гуманистические ценности и бесспорные общественные идеалы.

Однако далеко не всегда производители кинофильмов заинтересованы в их пропаганде. В государственном секторе кинопроизводства его продукция нередко используется для определенных политических целей. А в коммерческом

2 017' 0 8

ВЛАСТЬ

207

секторе, где основной задачей является получение максимальной прибыли, преобладает стремление уйти от показа сложных социальных проблем и сосредоточиться исключительно на развлекательном содержании. Поэтому очень важно обеспечить разумное сочетание и баланс развлекательной функции с задачами просвещения и нравственного воспитания зрителей.

В тесном взаимодействии со сложными и противоречивыми социальными процессами экранное искусство сыграло решающую роль в демократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказывающих значительное влияние на самые широкие слои населения. В течение долгих лет этим благородным целям служит Московский международный кинофестиваль (ММКФ) - один из старейших в мире кино. И сегодня он остается важнейшим социально-культурным явлением кинематографической жизни России, которое предоставляет возможность всем желающим за короткое время познакомиться с новинками отечественного и международного художественного и документального киноискусства, а также последними тенденциями в этой сфере искусства.

Впервые ММКФ состоялся в 1935 г.; его жюри тогда возглавлял сам Сергей Эйзенштейн. Потом был долгий перерыв. В 1959 г. ММКФ возобновился и с тех пор регулярно проводится в Москве. В этом году он отметил свою 39-ю годовщину. Главный принцип ММКФ - это приверженность гуманистическим идеалам и социально значимым нравственным ценностям. Поэтому не случайно в этом году главный приз фестиваля «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм получила картина китайского режиссера Лян Цяо «Хохлатый ибис», посвященная проблемам экологии и социальной ответственности за сохранение окружающей среды и национальных традиций.

Помимо официальной конкурсной программы, в рамках ММКФ-39, как обычно, была показана обширная внеконкурсная программа, которая всегда вызывает наибольший интерес у зрителей. Были представлены такие циклы, как «Спектр», «Восемь с 1/2 фильмов», «Эйфория окраины», «Фильмы, которых здесь не было», «Русский след» и др. Неизменным успехом пользуется документальная программа «Свободная мысль», где демонстрируются наиболее актуальные и значимые работы мирового документального кино. Обычно это лауреаты, номинанты или победители крупнейших международных фестивалей. Интерес у зрителей именно к этой программе вызван тем, что в ее фильмах отражены общечеловеческие социальные, политические и экономические вопросы, которые волнуют каждого из нас.

XXI в. - это век новых технологий и компьютерной графики, ознаменовавший начало новой страницы в истории кинематографа. Традиционное кино уступает место компьютерному. Возможности кинематографа сегодня огромны как никогда. Новые технологии открыли ему новые перспективы. Речь идет о таких принципиально новых тенденциях, как 5D и интерактивном кино, 3D-MTO, которое можно посмотреть прямо дома, очки виртуальной реальности и другие современные изобретения технического прогресса, которыми теперь пользуются создатели нового кино. Еще более фантастическим является интерактивное кино. Это даже не кино в привычном понимании, а скорее игра. Зритель теперь самостоятельно может менять сюжет фильма. Создатели фильмов стараются снять барьеры между происходящим на экране и самим зрителем. Это означает не только погружение в виртуальную реальность, но и привнесение игровой интерактивности. Зритель уходит внутрь кино, участвует в его создании, чувствуя себя и актером, и режиссером, и сценаристом.

Впервые в рамках ММКФ-39 2017 г. была показана программа кино виртуальной реальности (ВР) Russian VR Seasons. Было представлено более 40 коротко-

208

ВлАсть

2 017'08

метражных сферических документальных, игровых и анимационных фильмов в формате 360° для просмотра в шлемах виртуальной реальности.

Во всем мире растет число сторонников кинематографа виртуальной реальности. Новые технологии совершили настоящую революцию в мире кино. В то же время ряд исследователей как в России, так и за рубежом выражают беспокойство по поводу того, что технологии виртуальной реальности не получают должного этического и правового регулирования и несут в себе опасность ухода от реальности представителей молодого поколения, не сумевших самореализоваться в реальной жизни.

Невероятный реализм сцен в виртуальной реальности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, побуждая его повторять те или иные поступки, усваивать ценности и модели поведения. Проблема не в том, как не допустить на «виртуальный экран» произведения, содержащие сцены жестокости и насилия (на такие кинопроизведения просто не выдают прокатные удостоверения в соответствии с действующими в РФ нормами), а как предсказать эффект от краткого проживания зрителя в виртуальном окружении.

Говоря о виртуальной реальности на современном уровне развития этой кинематографической технологии, мы де-факто подразумеваем реальную виртуальность. Происходящее в виртуальном мире кинофильма с участием зрителя

- реально, т.к. имеет последствия в физической повседневной реальности. Представление виртуального пространства кино как изменение физической реальности во времени и в пространстве заставляет применять те же этические нормы и правила, как в реальной жизни.

Этические требования к степени ответственности режиссера за то, что происходит со зрителем во время и после кинопоказа, должны быть даже строже, чем при создании обычных игровых художественных лент. Это связано с тем, что погружение зрителя в пространство кинопроизведения оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. По сути, зритель продолжает «жить» в пространстве кинофильма даже после его окончания, что может привести к потере самоконтроля и глубокой деформации личности пользователей. Это представляет реальную опасность для пользователей нового вида кино и окружающих.

Тем не менее хочется надеяться, что это не приведет к массовому аутизму и виртуальной зависимости. И традиционное художественное, документальное и анимационное кино продолжат свое существование.

Таковы новые тенденции и реалии современного кинематографа.

Список литературы

Милов Л.В., Воронкова С.В., Вдовин, Барсенков А.С. 2006. История России XX

- начала XXIвека. М.: Эксмо. 960 с.

KUDELINA Elena Al'bertovna, Cand.Sci. (Hist.), Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences (21 Bolshaya Ordynka St, Moscow, Russia, 115035; e_kudelina@mail.ru)

NEW TENDENCIES IN MODERN CINEMA

Abstract. The article considers the social importance and responsibility of cinematograph as a powerful means of mass communication and influence on the audience. The author analyzes new tendencies in modern cinema in the frames of the 39th Moscow International Film Festival work and its program of virtual reality film.

Keywords: cinematograph, mass media, cinema art, social responsibility, Moscow International Film Festival, VR cinema

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.