Содержание
1. О Федеральном законе Российской Феде-
рации “О радиационной безопасности населения” от 5.12.1995 г...............13
2. Определение средней годовой эффективной дозы облучения жителей населенных пунктов Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Методические указания МУ 2.7.7.001-93.... 15
3. Определение средней годовой эффектив-
ной дозы облучения жителей населенных пунктов Российской Федерации в 19941996 гг. вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (изменение № 1 к методическим указаниям Госкомсанэпиднадзора России от 12.03.1993 г. № МУ 2.7.7.001-93). Методические указания МУ 2.6.1.018-94.....22
4. Библиография нормативно-методической
литературы............................24
Учитывая пожелания читателей, Бюллетень “Радиация и риск’’ продолжает публикацию нормативно-методических материалов, относящихся как к функционированию Национального радиационно-эпидемиологического регистра,
так и по смежным вопросам радиационной безопасности, радиоэкологии, эпидемиологии. Методические рекомендации любезно предоставлены Госкомсанэпиднадзором России. Дополнительные сведения о методической литературе можно найти в сборниках и специальных изданиях Минздравмедпрома РФ, Минатома РФ, МЧС РФ, Роскомгидромета и других ведомств. Данные Информационного банка по проблемам радиоэкологического мониторинга содержатся в научно-информационном бюллетене “АНРИ" (М., Изд-во МГП “Доза’’при НПО “ВНИИФТРИ").
О Федеральном законе Российской Федерации “О радиационной безопасности населения”
5 декабря 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” (закон опубликован в “Российской газете”, N 9, 17 января 1996 г.). Закон устанавливает государственное нормирование и правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Структура закона:
Глава I. Общие положения.
Глава II. Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава III. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением.
Глава IV. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности.
Глава V. Обеспечение радиационной безопасности при радиационной аварии.
Глава VI. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава VII. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности.
Глава VIII. Заключительные положения.
В тексте закона сформулированы основные понятия, относящиеся к сфере радиационной безопасности, и определены принципы обеспечения радиационной безопасности, заложенные в концептуальную базу закона.
В частности, в пункте 2 статьи 9 говорится:
“ Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:
для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;
для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.
Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарногигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.”
Эти положения и нормы согласно Главе VIII вводятся в действие с 1 января 2000 года. По мнению специалистов, это связано с тем, что за оставшиеся четыре года нужно будет провести довольно много мероприятий для реального обеспечения новых нормативов безопасности. Здесь требуются большие экономические затраты, начиная с пересмотра нормативной документации и кончая внедрением конкретных технических решений.
В законе есть немало норм, которые до сих пор не применялись в российском законодательстве.
В статье 17 “Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур” говорится:
1. “Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.”
Из пункта 2 статьи 15, где речь идет о защите населения и работников от влияния природных радионуклидов, следует, что теперь при проектировании и строительстве того или иного объекта необходимо учитывать уровень выделения радона из почвы и уровень гамма-излучения. Обязательным становится контроль качества стройматериалов. Приёмка новых зданий и сооружений, а также эксплуатация старых будут осуществляться с учетом содержания в них радона и гамма-излучения природных радионуклидов.
Многие статьи закона “О радиационной безопасности населения” предполагают разработку подзаконных актов и новых законов. Это процесс, отражающий тесное взаимодействие социально-правовых и научных проблем современного этапа научно-технического прогресса, требует дальнейших усилий ученых и юристов.