О федеральном бюджете на прикладную науку в 2006 году
А. П. Бердашкевич,
к. ю. н., советник аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке
Основные проектировки федерального бюджета на 2006 год следует рассматривать как составную часть финансового плана на 2006-
2008 годы, который исходит из ежегодных Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства) и Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году. По сравнению с 2005 годом прогнозируемые в 2006 году доходы увеличатся на 75,4 млрд руб.1 Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 2006 год прогнозируется на уровне 31,57% к ВВП. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются на 2006 год в сумме, составляющей 4,6% от общей суммы неналоговых доходов федерального бюджета. Прогнозируемый объем поступлений включает в себя доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также арендную плату и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности. Рост доходов от сдачи в аренду федерального имущества обеспечивается за счет сдачи в аренду дополнительных площадей, выявленных в ходе инвентаризации объектов федеральной недвижимости, а также ежегодной индексации ставок арендной платы за пользование федеральным имуществом. Рост доходов по данному источнику будет ограничен сокращением объема федерального недвижимого имущества за счет преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Федеральный бюджет на 2006 год предусматривает расходы на проведение прикладных научных исследований в сумме 107 337,1 млн рублей, что, соответственно, на 16,7 и 15,5% выше расходов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете и расходов по уточненной росписи расходов федерального бюджета 2005 года. При формировании федерального бюджета на 2006 год в части опре-
1 Данная статья базируется на материалах, представленных органами исполнительной власти России.
деления расходов на проведение прикладных научных исследований учитывали 9 приоритетных научных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденных Президентом Российской Федерации 30.02.2002 г. № ПР-577, соответственно: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии; новые материалы и химические технологии; новые транспортные технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника; производственные технологии; технологии живых систем; экология и рациональное природопользование; энергосберегающие технологии, а также критические технологии, включающие 52 позиции, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № ПР-578. Расходы федерального бюджета 2006 года на проведение прикладных научных исследований сконцентрированы в следующих отраслях экономики страны.
По подразделу «Фундаментальные исследования» сохранена приоритетность поддержки фундаментальной науки гражданского назначения, объемы финансирования которой увеличатся на 27,5% по сравнению с уточненной росписью на текущий год и составят 37 099,1 млн рублей, в том числе расходы на предоставление научных грантов на конкурсной основе составят 5 399,3 млн рублей, что на 26,2% больше уровня 2005 года. Учтены дополнительные расходы, связанные с увеличением количества и размеров грантов Президента Российской Федерации молодым российским ученым — кандидатам наук и их научным руководителям, а также молодым российским ученым — докторам наук, в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. №№ 120 и 121. По подразделу «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» проектируется выделить в гражданском секторе 3 823,8 млн рублей, из которых более 58,5% будет освоено федеральными научными учреждениями. На поддержку научных мероприятий путем предоставления субвенций планируется выделить 281,1 млн рублей, а на выполнение работ по гос-контрактам — 176,7 млн рублей. Учтены дополнительные расходы, связанные с уточнением количества и увеличением размеров премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а также с учреждением премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых, в соответствии с постановлениями Прави-
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
Таблица 1
Консолидированный бюджет по доходам на 2005-2006 годы (млн руб.)
Показатели консолидированного бюджета Росийской Федерации на 2005 г. 2005 г. 2006 г.2
млн руб. млн руб.
Федеральный бюджет Бюджеты терииторий Консолиди- рованный бюджет Федеральный бюджет Бюджеты терииторий Консолиди- рованный бюджет
Всего доходов 2 991 455,60 2 486 841,40 5 478 297,00 4 525 596,9 3 172 192,8 7 697 789,7
Налоговые доходы 2 232 651,80 1 977 773,70 4 210 425,50 3 176 825,9 2 432 422,7 5 600 248,6
в том числе:
Налоги на прибыль, доходы 259 003,30 1 342 459,90 1 601 463,20 344 838,1 1 682 260,5 2 027 098,6
Налоги и взносы на социальные нужды 266 500,00 266 500,00 302 090,2 302 090,2
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 791 822,60 164 701,70 956 524,30 1 212 247,5 180 538,8 1 392 786,3
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 413 734,40 413 734,40 532 282,6 532 282,6
Неналоговые доходы 1 093 389,30 174 482,20 1267 871,50 1 878 232,6 219 229,5 2 097 462,1
в том числе:
Доходы от внешнеэкономической деятельности 919 093,80 919 093,80 1 662 922,6 1 662 922,6
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 73 004,00 116 616,30 189 620,30 85 769,0 146 916,7 232 685,7
Платежи при пользовании природными ресурсами 35 046,80 14 299,50 49 346,30 29 544,3 13 606,6 43 150,9
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 58 083,70 1 239,20 59 322,90 89 837,8 4 562,9 94 400,7
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 874,50 И 247,30 12 121,80 1 328,3 13 853,1 15 181,4
тельства Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 439 и от 15 декабря 2004 г. № 793, а также с предполагаемым увеличением количества Государственных премий Российской Федерации в области науки и технологий (дополнительно 3 премии). Впервые за два года проектом федерального бюджета предусмотрены расходы на проведение прикладных научных исследований Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в законодательно уставленном размере — 1,5% к общему объему расходов на проведение научных исследований гражданского назначения.
Расходы федерального бюджета на 2006 год на национальную оборону сформированы в сумме 667,3 млрд рублей, что на 117,6 млрд рублей, или 21,4% выше, чем утверждено законодательно на 2005 год, и составляют 2,74% от ВВП, или 15,6% общих расходов проекта федерального бюджета на 2006 год. Расходы сформированы с учетом того, что Роскосмосу для финансирования аренды комплекса «Байконур» предусмотрены ассигнования в размере 115 млн долларов США. По подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» программная часть составляет более 95% и включает расходы Минобороны России и Росатома по реализации государственной программы вооружения в части НИОКР. Расходы по федеральным целевым программам: Роспром по ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (249,3 млн рублей); Минпромэнерго России, Роспром, Роскос-мос, Минобороны России по ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (20052010 годы)» (318,7 млн рублей); Минобороны России по федеральным целевым программам «Глобальная навигационная система» (639,5 млн рублей), «Ан-
титеррор (2005-2007 годы)» (360,0 млн рублей), «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы» (58,13 млн рублей). В непрограммной части подраздела учтены расходы, связанные с обеспечением выполнения международных договоренностей и специальных работ и исследований, включая проведение работ по утилизации вооружения и военной техники — по Минпромэнерго России и Роспрому в сумме 3 537,5 млн рублей, по Минобороны России в сумме 553,8 млн рублей и Росатому в сумме 182,2 млн рублей.
Расходы федерального бюджета на 2006 год на национальную безопасность и правоохранительную деятельность сформированы в сумме 540,2 млрд рублей, что на 97,7 млрд рублей, или 22,1% выше, чем утверждено законодательно на 2005 год, и составляют 2,2% от ВВП, или 12,6% расходов проекта федерального бюджета на 2006 год. По подразделу «Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» общий объем бюджетных ассигнований в 2006 году составляет 3 573,1 млн рублей, или на 23,6% выше уровня 2005 года. Расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках государственной программы вооружения учтены в составе расходов по указанному подразделу на 15,4% выше уровня 2005 года. Кроме того, учтены расходы в сумме 94,1 млн рублей на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами «Комплексные меры противодействия злоупотреблению
2 Данные приведены по состоянию на 31 августа 2005 года.
Сравнительная таблица по расходам федерального бюджета на науку
Таблица 2
наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», «Преодоление последствия радиационных аварий на период до 2010 года», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», «Антитеррор (2005-2007 годы)».
Объем бюджетных ассигнований по разделу «Охрана окружающей среды» определен в сумме 6 335,2 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,32 раза. По подразделу «Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды» федеральным научным учреждениям на проведение исследований в области охраны окружающей среды предусматривается 183,1 млн рублей, с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,07 раза.
Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» определены на 2006 год в сумме 338 577,0 млн рублей, с увеличением по срав-
нению с 2005 годом в 1,37 раза. Подраздел «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» сформирован в объеме 43 831,0 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,19 раза. Проведение научных исследований гражданского назначения в области национальной экономики проектируется в объеме 24 700,1 млн рублей, что составляет около 34,2% от общего объема федерального бюджета на науку гражданского назначения. Примерно 72% указанной суммы будет освоено в рамках реализации 13 федеральных целевых программ.
Подраздел «Исследование и использование космического пространства» сформирован в объеме
6 153,4 млн рублей с увеличением по сравнению с
2005 годом в 1,42 раза. В состав расходов включены расходы Федерального космического агентства по Федеральной космической программе России на 2006-2015 годы (проект), Федеральным целевым программам «Глобальная навигационная система» и
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-
2009 годы», реализуемым в интересах науки, техники и различных отраслей экономики. По Федеральной космической программе России в 2006 году предполагается выполнить запуск 2-х пилотируемых и 4х грузовых транспортных кораблей в рамках проекта Международной космической станции, а также запуск космических аппаратов «Метеор-М», МКА «Стерх», обеспечить проведение работ по организации запусков и управлению полетами космических аппаратов. Кроме того, в целях обеспечения выполнения условий договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан предполагается выделить ассигнования на оказание государственной поддержки организациям по обеспечению текущего содержания и эксплуатации более 900 объектов космодрома Байконур. По Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» предусмотрено решение следующих задач: проведение запуска 3-х космических аппаратов «Глонасс-М» и обеспечение подготовительных работ для запуска 6-и космических аппаратов «Глонасс-М» в 2007 году, включая создание материально-технического задела по космическим аппаратам и ракетам-носителям с целью обеспечения уровня орбитальной группировки «Глонасс» в 2007 году не менее 18 космических аппаратов. В части научных исследований оборонного комплекса учтено 19 122,976 млн рублей. Более 92% данной суммы составляют расходы федеральных целевых программ: «Глобальная навигационная система» (983,5 млн рублей), «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» (4,0 млн рублей), «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)» (49,276 млн рублей), Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы (16 612,0 млн рублей). В составе подраздела учтены расходы Федерального агентства по атомной энергии в сумме 1474,2 млн рублей по финансированию приоритетных направлений науки и техники в области атомной энергии, установленные положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1993 г. № 861 «О подписании контракта на поставку в Соединенные Штаты Америки низкообогащенного урана, перерабатываемого из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия».
Инвестиционные расходы обеспечивают инвестиционную деятельность, а также направлены на реализацию стратегии в соответствующих отраслях деятельности посредством федеральных целевых программ. Формирование расходов на 2006 год осуществляется в условиях реформирования бюджетного процесса, создания новой модели бюджетного планирования, предусматривающей переход от управления бюджетными ресурсами (затратами) к бюджетированию, ориентированному на конкретный результат. Общий объем указанных расходов на 2006 год составляет 487,3 млрд рублей, а с учетом средств инвестиционного фонда, расходование которого будет осуществ-
ляться в 2006 году на основании решений Правительства Российской Федерации, — 557,0 млрд рублей, или 13,0% расходной части федерального бюджета.
Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в 2006 году составляет 362,5 млрд рублей, что превышает утвержденный аналогичный показатель 2005 года на 38,0%, а уточненный — на 22,5%. В 2006 году к финансированию принято 23 ФЦП, включающих проведение прикладных научных исследований. По сравнению с 2005 годом количество ФЦП сократилось. В то же время объем расходов федерального бюджета на реализацию ФЦП, включающих проведение прикладных научных исследований, в 2006 году увеличился и составил по гражданскому сектору 18 388,7 млн рублей. В 2006 году в рамках федеральных целевых программ планируется осуществлять: поддержку реформ в сфере образования и здравоохранения; реформу судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизацию АПК, создание условий для его устойчивого развития; строительство и модернизацию стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержку государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; реализацию программ технологического профиля и инновационных проектов; поддержку секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационнокоммуникационные технологии) и др.
Основное внимание при формировании перечня федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2006 году, уделялось обеспечению повышения их эффективности и концентрации имеющихся ресурсов на решении ключевых задач, определенных в программах. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений по федеральным целевым программам и решение отдельных социально-значимых для экономики страны проблем вне рамок указанных программ включены в установленном порядке в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2006 год.
Объем ассигнований на внепрограммные инвестиции в основные фонды по сравнению с утвержденным уровнем 2005 года возрастает в 2,1 раза, с уточненным уровнем — в 1,9 раза. Для реализации Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) выделено 307,9 млрд рублей (140,9% к уровню 2005 года). 186,6 млрд рублей (60,6% от общего объема) направляется на реализацию 44 ФЦП. Часть государственных капитальных вложений направляется на решение социальных проблем федерального уровня, не имеющих, как правило, альтернативных источников. Государственные капитальные вложения сосредоточатся, в основном, на объектах социальной инфраструктуры, в том числе на строительстве объектов образования и здравоохранения, реконструкции и строительстве особо ценных объектов культурного наследия России; на развитии фундаментальной науки и укреплении материально-технической базы науки и техники; на строительстве объектов спецком-плекса; реконструкции объектов федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Зна-
чительная доля средств будет направлена на обеспечение жильем граждан Российской Федерации.
В 2006 году стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности и в собственности акционерных обществ, будут финансироваться по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с отраслевой принадлежностью. Финансирование строек и объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, включенных в ФАИП на 2006 год, как и ранее, будет осуществляться в порядке межбюджетных отношений в пределах средств по разделу «Межбюджетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Общий объем расходов по разделу «Жилищнокоммунальное хозяйство» составляет 31 627,46 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 3,07 раза. В данный раздел по подразделам «Жилищное хозяйство», «Коммунальное хозяйство», «Прикладные научные исследования в области жилищнокоммунального хозяйства», «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» включены расходы инвестиционного характера в объеме 23,08 млрд рублей на жилищное строительство в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечение жильем молодых ученых, беженцев и вынужденных переселенцев, на восстановление жилья в Чеченской Республике в рамках Федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)», Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы, на обеспечение жильем судей и ряда других программ.
Объем расходов федерального бюджета 2006 года по разделу «Образование» определен в размере 206 029,0 млн рублей, или с приростом против 2005 года на 26,4%, в том числе на оплату труда работающих в сфере образования с учетом начислений 98 853,5 млн рублей. Из них на образование гражданского назначения предусматривается 162 753,7 млн рублей, что превышает расходы предыдущего года на 29,2%. Из общих расходов на образование на обеспечение предоставления профессионального образования предусматривается выделить в учреждениях: начального профессионального образования — 6 728,5 млн рублей (с приростом против 2005 года на 57,7%); среднего профессионального образования — 21 840,8 млн рублей (прирост на 6,9%); высшего профессионального образования — 1 58911,4 млн рублей (прирост на 38,5%); на переподготовку и повышение квалификации кадров — 3 912,6 млн рублей (прирост на 65,7%). Общий объем расходов инвестиционного характера по разделу «Образование» составляет 13 431,1 млн рублей, в том числе на реализацию федеральных целевых программ в области образования: «Федеральная целевая программа развития образования» на 2006-2010 годы; «Русский язык» на 20062010 годы; «Комплексные меры противодействия зло-
употреблению наркотиками и их незаконному обороту» на 2005-2009 годы; «Дети России» на 2003-
2006 годы (в том числе подпрограммы «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Здоровый ребенок», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации на 2006 год определены в размере 50 448,1 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,08 раза. По подразделу «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации» на проведение прикладных научных исследований в области культуры, кинематографии и средств массовой информации планируется направить 225,8 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,18 раза, в том числе на реализацию Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до
2010 года».
Средства по разделу «Здравоохранение и спорт» предусмотрены в сумме 145 845,3 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,66 раза. В подразделе «Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта» на проведение прикладных научных исследований в области здравоохранения, спорта и туризма планируется направить 1910,1 млн рублей, что на 81,5% превышает уровень 2005 года. На капитальные вложения будет направлено 2550,0 млн рублей, на НИОКР — 60,0 млн рублей и на пропаганду занятий физической культурой и спортом — 90,0 млн рублей.
В целях обеспечения национальной безопасности учтены дополнительные расходы по подразделу «Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта», связанные с созданием федерального государственного учреждения «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии», а также с преобразованием ФГУП «Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в федеральное государственное учреждение.
Проектом федерального бюджета на 2006 год по разделу «Социальная политика» предусмотрено в целом 209 559,0 млн рублей с увеличением по сравнению с 2005 годом в 1,14 раза. На проведение прикладных научных исследований в области социальной политики планируется направить 124,3 млн рублей (с ростом более чем на 63% к уровню 2005 года), в том числе на реализацию федеральных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов (2006-2010 годы)» и «Дети России» на 2003-2006 годы — 14,6 млн рублей в части их научного сопровождения. Объем ассигнований в 2006 году на финансирование других мероприятий в области социальной политики по подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» определен в сумме 1 101,6 млн рублей.
Средства раздела «Межбюджетные трансферты» предполагают обеспечение сбалансированного исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 520,5 млрд рублей, или с ростом против ожидаемого уровня 2005 года на 12,8%, а также бюджетов Пенсионного фонда
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005
Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в объеме 906,6 млрд рублей, или с ростом против ожидаемого уровня 2005 года на 24%. Общий объем средств федерального бюджета на 2006 год, направляемых на другие уровни бюджетной системы Российской Федерации, составит 33,4% расходной части федерального бюджета.
Трансферты бюджетам ЗАТО из федерального бюджета выделяются в форме дотаций и субвенций. На 2006 год объем дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО определен в сумме 15 837,1 млн рублей, или с ростом по сравнению с 2005 годом на 7%. Объем дотаций бюджетам ЗАТО в 2006 году определен в сумме 9 620,7 млн рублей, что выше уровня текущего года на прогнозируемый уровень инфляции. В целях обеспечения устойчивого исполнения бюджетов ЗАТО в связи с включением с 1 января 2006 года их бюджетов в бюджетную систему субъектов Российской Федерации в составе дотаций бюджетам ЗАТО образован резерв в сумме 1 000,0 млн рублей, распределение которого предусматривается осуществить в ходе исполнения бюджетов ЗАТО в 2006 году.
В настоящее время статус наукограда Российской Федерации имеют 8 муниципальных образований: г. Обнинск Калужской области, города Королев, Дубна, Реутов, Фрязино Московской области, пос. Коль-цово Новосибирской области, г. Мичуринск Тамбовской области и г. Петергоф, пригород Санкт-Петербурга. В соответствии с Федеральным законом от
7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) финансирование из федерального бюджета дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации предусматривается в виде субвенций. В федеральном бюджете на 2006 год объем субвенций для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации составит 825,0 млн рублей, что на 125,0 млн рублей выше уровня 2005 года. Рост данных расходов обусловлен увеличением числа городов, получивших статус наукограда Российской Федерации. Распределение указанных средств по наукоградам предусмотрено исходя из численности населения (потребителей бюджетных услуг) наукоградов.
В 2006 году учтены дотации на реализацию мероприятий федеральных целевых программ регионального развития в сумме 15 139,9 млн рублей. В целях дополнительного финансирования полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке сельскохозяйственного производства на 2006 год предусмотрены ассигнования в объеме 17 785,0 млн рублей. В составе межбюджетных трансфертов предусмотрены средства на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений в сумме 670,0 млн рублей.В составе расходов федерального бюджета предусмотрены средства на финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части реали-
зации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков в сумме 2 036,6 млн руб. В составе межбюджетных трансфертов в 2005 году учтены средства в сумме 5 492,3 млн рублей, привлеченные от международных финансовых организаций и от правительств иностранных государств, направляемые на реализацию проектов: «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга», «Развитие транспортной инфраструктуры в г. Москве», «Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда», «Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани».
В 2006 году привлечение финансовых несвязанных кредитов от правительств иностранных государств и от международных финансовых организаций не предусматривается. Использование целевых «связанных» кредитов, предоставляемых правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, планируется в 2006 году в объеме 1,1 млрд долл. США, из этих сумм на нефинансовые займы международных финансовых организаций (МФО) приходится 959,9 млн долл. США. Относительно значительные объемы использования средств МФО основаны на данных ежегодно утверждаемых планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МФО согласно условиям Соглашений о займе и обусловлены ускоренными темпами реализации проектов. Указанное привлечение позволит завершить в 2006-2008 годах реализацию большинства действующих проектов МФО, а также запустить уже одобренные правительством новые механизмы сотрудничества России с МФО (софинансирование и другие) в рамках 2-3 новых проектов МФО.
В 2004-2005 гг. дотации и субвенции г. Байконур в федеральном бюджете не предусматривались в связи с наличием значительных остатков средств на счетах бюджета на начало соответствующего года. Основной причиной их образования явилось поступление в 2003 году дополнительных доходов в сумме 2,6 млрд рублей в бюджет г. Байконур от крупных налогоплательщиков, осуществлявших временную предпринимательскую деятельность на территории города и получивших налоговые льготы в 2001 году. Проект бюджета г. Байконур на 2006 год составлен по расходам в сумме 1 714,6 млн рублей (с ростом на 12%), которые обеспечиваются поступившими с территории г. Байконур налогами и сборами в сумме 680,0 млн рублей, а также дотациями и субвенциями, выделенными из федерального бюджета. Бюджету г. Байконур предусматривается выделение дотаций в сумме — 671,8 млн рублей, субвенций на капитальные вложения в сумме — 208,7 млн рублей и субвенций на отселение граждан — 154,1 млн рублей.
В проекте федерального бюджета на 2006 год предусмотрены платежи по погашению государственного внешнего долга в размере 8,5 млрд долларов США. Сумма погашаемого долга по соглашениям с МБРР составит в 2006 году 710,0 млн долларов США, сумма погашаемого основного долга по кредитам ЕБРР — 51,8 млн долл. США. Кроме того, в 2006 году предусматривается на возможное исполнение «экспортных гарантий» в сумме 498,75 млн долларов США.