Научная статья на тему 'Бюджетная поддержка Российской науки в 2006-2010 годах'

Бюджетная поддержка Российской науки в 2006-2010 годах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердашкевич А.П., Булаев Н.И.

В статье представлены обширные статистические данные о финансировании различных направлений науки и наукоемких технологий, академий наук, федеральных агентств и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная поддержка Российской науки в 2006-2010 годах»

В статье представлены обширные статистические данные о финансировании различных направлений науки и наукоемких технологий, академий наук, федеральных агентств и т.д.

Бюджетная поддержка российской науки в 2006-2010 годах

А. П. БЕРДАШКЕВИЧ,

кандидат юридических наук, главный советник аппарата Комитета Государственной думы по образованию и науке, Н. И. БУЛАЕВ, доктор педагогических наук, председатель Комитета Государственной думы по образованию и науке

Основные характеристики федерального бюджета на 2008 г. сформированы на базе прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 35000,0 млрд руб. и уровня инфляции, не превышающего 7,0%. Прогнозируемый объем доходов составляет 6644,45 млрд руб., в том числе нефтегазовых - 2383,11 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета составляет 6570,30 млрд руб., а прогнозируемый профицит - 74,15 млрд руб.

Впервые в истории российского национального законодательства сделана попытка выделить в законе о бюджете «сырьевую составляющую» доходов. Такой подход может иметь значимые последствия для формирования государственной экономической политики России.

Характеристики федерального бюджета на 2009 г. и на 2010г. определены на базе прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере, соответственно, 39,69 трлн руб. и 44,8 трлн руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5% и 6,0%. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2009 г. составляет 7465,447 млрд руб., в том числе нефтегазовых

© ЭКО 2007 г.

доходов - 2351,908 млрд руб.; на 2010 г. - 8089,965 млрд руб. и 2348,321 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. определен в 7451,154 млрд руб. вместе с условно утвержденными расходами в сумме 186,0 млрд руб., а на 2010 г. - 8089,965 млрд руб. и 404,500 млрд руб. Прогнозируемый профицит федерального бюджета на 2009 г. равен 14,293 млрд руб.

Наука гражданского назначения

Расходы на науку гражданского назначения в федеральном бюджете таковы: 2008 г. - 156,44 млрд руб., 2009 г. -173,72 и 2010 г. - 207,18 млрд руб. (табл. 1).

Таблица 1

Динамика бюджетного финансирования науки в 1995—2010 гг.

1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Расходы на науку, млн руб. 413,6* 17396,4 76909,3 74347,1 89000 156442 173721 207183

В том числе:

% к расходам федерально-го бюджета 1,60 1,69 2,19 1,69 1,69 2,4 2,3 2,6

%к ВВП 0,29 0,24 0,36 0,297 0,297 0,4 0,4 0,5

Проект ( разработ жнансирования научных исследований и экспериментальных ок гражданского назначения на 2002-2010 гг.

млрд руб. 56,0 71,7 89,0 110,0 136,5 170,1

% к расходам федерально-го бюджета 2,35 2,62 2,92 3,30 3,60 4,00

* До 1998 г. - млрд руб.

В состав указанных средств включены будущие расходы на программу фундаментальных исследований для государ-

ственных академий наук, предусмотренную Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Продолжится реализация федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России (2007-2012 гг.)». В 2008 г. на реализацию научной части этой программы предусмотрено 13,8 млрд руб., а к 2010 г. - 22,0 млрд руб., что почти вдвое превышает объемы финансирования 2007 г.

Наукограды

Запланировано следующее распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации: 2008 г. - 1,5 млрд руб., 2009 г. - 1,6; 2010 г. - 1,7 млрд руб. (рост в 2010 г. к уровню 2007 г. -41,7%). Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» предусмотрена их государственная поддержка из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований для финансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры наукоградов Российской Федерации на 2008-2010 гг. определен в соответствии с прогнозируемым ростом потребительских цен, а также с учетом финансирования, начиная с 2008 г., мероприятий в Троицке и Жуковском Московской области, получивших статус наукограда Российской Федерации в 2007 г.

С целью софинансирования мероприятий по развитию и поддержке инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, а также инфраструктуры г. Байконура предусмотрены бюджетные ассигнования в 2008 г. в сумме 6,4 млрд руб. и 0,24 млрд руб.; в 2009 г. -6,2 и 0,25; в 2010 г. - 6,6 и 0,27 млрд руб. соответственно.

Наукоемкие технологии

На исследования и разработки в области нанотехноло-гий в течение 4-5 ближайших лет запланировано напра-

вить 185 млрд руб. На реализацию ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 гг. в федеральном бюджете предусмотрено 2,8 млрд руб. в 2008 г.; 3,3 - в 2009 г. и 3,7 млрд руб. -в 2010 г.

К 2008 г. будет решена поставленная президентом Российской Федерации задача по созданию Российской корпорации нанотехнологий, в управление которой с 2007 г. передаются бюджетные ассигнования в объеме 130 млрд руб.

Состав расходов

Предусмотрены ассигнования на развитие академического сектора науки (2008 г. - 48,8 млрд руб., 2009 г. - 57,7; 2010 г. - 70,9 млрд руб.) и вузовской науки (Федеральное агентство по образованию, Министерство экономического развития и торговли РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова: 2008 г. - 4,5 млрд руб., 2009 г. - 4,8; 2010 г. - 5,3 млрд руб.), а также на финансирование научных фондов (2008 г.-9,4 млрд руб., 2009 г. - 11,7; 2010 г. - 14,5 млрд руб.) и поддержку молодых российских ученых-кандидатов наук, их научных руководителей, молодых российских ученых-докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации (0,4 млрд руб. ежегодно).

На Программу фундаментальных научных исследований, проводимых государственными академиями наук, на 20092010гг. зарезервированы ассигнования в объеме, соответственно, 6,01 млрд руб. и 16,12 млрд руб.

За счет выделяемых ресурсов к началу 2009 г. будет повышена заработная плата научных работников и руководителей научных учреждений Российской академии наук в среднем до 30 тыс. руб., что позволит сохранить и развить кадровый потенциал отечественной науки, создаст условия для притока в науку талантливой молодежи.

Объём прикладных исследований по государственным контрактам в 2008 г. составит 43,3 млрд руб., в 2009 г. -50,2 и в 2010 г. - 55,3 млрд руб. Расходы Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда будут доведены до нормативов, ус-

тановленных правительством Российской Федерации (рост в 2008 г. на 1,5 млрд руб., 2009 г. - 1,9; в 2010 г. - 2,4 млрд руб.).

В составе подраздела «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов»

предусмотрены ассигнования на:

• обеспечение деятельности научных учреждений (2008 г. -3,4 млрд руб., 2009 г. - 4,1; 2010 г. - 4,4 млрд руб.);

• выполнение НИОКР по договорам (2008 г. - 0,7 млрд руб., 2009 г. - 3,4; 2010 г. - 13,9 млрд руб.);

• поддержку научных мероприятий (2008 г. - 0,5 млрд руб., 2009 г. - 0,6; 2010 г. - 0,6 млрд руб.);

• уплату рублевой части взноса Российской Федерации в Объединенный институт ядерных исследований (2008 г. -0,8 млрд руб., 2009 г. - 0,9; 2010 г. - 0,9 млрд руб.).

В составе подраздела «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» предусмотрены ассигнования на:

• выполнение НИОКР по договорам (2008 г. - 43,3 млрд руб.,

2009 г. - 50,2; 2010 г. - 55,3 млрд руб.);

• обеспечение деятельности научных учреждений (2008 г. -1,6 млрд руб., 2009 г. - 1,8; 2010 г. - 1,9 млрд руб.);

• доведение расходов Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере до установленного правительством Российской Федерации норматива на базе минимальных объемов ассигнований на науку гражданского назначения, зафиксированных протоколом совместного заседания Совета безопасности, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. № 2 (2008 г. - 1,7 млрд руб., 2009 г. - 2,0;

2010 г. - 2,6 млрд руб.);

• реализацию международного проекта ИТЭР (2008 г. -183,9 млн руб., 2009 г. - 195,4; 2010 г. - 195,4 млн руб.).

При формировании подраздела «Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды» учтены ранее принятые решения по объемам финансирования ФЦП «Развитие Сочи как горноклиматического курор-

та (2006-2014 гг.)» в соответствии с паспортом программы, индексацией фондов оплаты труда работников, оплачиваемых по ЕТС, и других расходов.

Бюджетные проектировки по прикладным научным исследованиям в области образования включают ассигнования на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки, а также ассигнования на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам.

Российская академия медицинских наук

РАМН выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам: «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» (на 2008 г. - 31,0 млн руб., 2009 г. - 34,0 млн руб.); «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» (2008 г. - 395,9 млн руб., 2009 г. -435,1; 2010 г. - 1645,6 млн руб.); «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) (2008 г. - 6,1 млн руб., 2009 г. - 6,6; 2010 г. -6,6 млн руб.).

Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается РАМН на 2008 г. - 1257,0 млн руб., 2009 г. -1605,0; 2010 г. - 559,7 млн руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные РАМН на 2008-2010 гг., также будут направлены на реализацию договоров с иностранными фирмами в области научного сотрудничества на 2008 г. - 581,1 млн руб., 2009 г. -581,1; 2010 г. - 710,1 млн руб.); централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования (2008 г. - 1519,0 млн руб., 2009 г. - 1520,2; 2010 г. -1613,9 млн руб.), выплаты стипендий аспирантам, докторантам на 2008-2010 гг. - 48,4 млн руб. ежегодно; выплаты окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов РАМН на 2008-2010 гг. - 63,9 млн руб. ежегодно; социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 1,1 млн руб. еже-

годно; выплаты стипендий студентам и учащимся государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на 2008-2010 гг. - 4,6 млн руб. ежегодно.

РАМН в 2008 г. дополнительно выделено 42,0 млн руб. с целью доведения стоимости натурального набора продуктов питания до 152 руб. в детских отделениях клиник научных институтов и центров. В 2009 и 2010 гг. предусматривается 67,8 млн руб. ежегодно на доведение стоимости натурального набора продуктов во всех клиниках научных институтов и центров до 152 руб.

Ожидается, что финансирование РАМН позволит достичь представленных в табл. 2 целевых показателей.

Таблица 2

Запланированные показатели деятельности РАМН

Показатель 2008 2009 2010

Число пролеченных в круглосуточных стационарах, тыс. чел 16,5 16,8 16,8

Высокотехнологичным методом, тыс. чел. 41,4 43,2 43,2

Число завершенных НИР, ед. 815 830 830

Федеральное агентство по науке и инновациям

На ФАНИ возложены функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Агентство выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (на 2008 г. - 14,0 млрд руб., 2009 г. - 17,6; 2010 г. -22,4 млрд руб.); «Мировой океан» (2008 г. - 101,3 млн руб., 2009 г. - 107,3; 2010 г. - 114,0 млн руб.); «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. (2008 г. - 168,0 млн руб., 2009 г. - 202,0; 2010 г. - 350,0 млн руб.); «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) (2008 г. - 23,6 млн руб., 2009 г. - 28,9, 2010 г. - 28,9 млн руб.).

Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается ФАНИ на 2008 г. - 88,6 млн руб., 2009 г. -61,3; 2010 г. - 58,5 млн руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные ФАНИ на 2008-2010 гг., также будут направлены на уплату взносов в международные организации (2008 г. -

167.1 млн руб., 2009 г. - 185,1, 2010 г. - 189,3 млн руб.), на уплату взносов в Объединенный институт ядерных исследований (2008 г. - 795,9 млн руб., 2009 г. - 852,8; 2010 г. -

907.2 млн руб.).

Целевые результаты такого финансирования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Планируемые результаты деятельности ФАНИ, %

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным 131) 3,1 3,2 3,4 3,5 4,0

Удельный вес конкурсного (программного) финансирования исследований и разработок в расходах федерального бюджета на гражданскую науку 30,4 45,0 50,0 60,0 70,0

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке 7,5 8,5 10,0 12,0 15,0

Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции 9,0 10,0 10,8 11,5 12,0

Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) 1,80 2,0 2,5 2,7 4,0

Служба интеллектуальной собственности

На Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возложены функции по контролю и надзору в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдению интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, по правовой охране объектов интеллектуальной собственности, включающей прием заявок, их рассмотрение, выдачу охранных документов и публикацию информации о них; а также обеспечение подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов в области интеллектуальной собственности.

Служба выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 20022010 гг. (второй этап) (2008 г. - 18,0 млн руб., 2009 г. -25,0; 2010 г. - 25,0 млн руб.).

Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г. с 1284,8 млн руб. до 1693,9 в 2008 г., 1894,4 -в 2009 г. и 1993,6 млн руб. - в 2010 г. связано с индексацией заработной платы работников организаций бюджетных учреждений (на 2008 г. - 86,6 млн руб., 2009 г. - 187,5, 2010 г. - 291,6 млн руб.); а также с увеличением численности экспертов на 186 человек к 2010 г. и повышением заработной платы за счет стимулирующих выплат (на 2008 г. -60,1 млн руб., 2009 г. - 132,1; 2010 г. - 107,6 млн руб.). На продолжение работ по переходу на безбумажную технологию обработки заявок, включая электронную форму подачи заявочной документации, в рамках реализации второго этапа модернизации автоматизированных систем Роспатента запланировано: на 2008 г. - 233,3 млн руб., 2009 г. -233,4; 2010 г. - 135,3 млн руб.

Бюджетные ассигнования на 2008-2010 гг. нацелены на достижение следующих результатов (табл. 4).

Планируемые результаты деятельности Службы интеллектуальной собственности на 2008—2010 гг., тыс. ед.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Число принятых заявок на объекты интеллектуальной собственности 109,9 105,4 109,6 113,6 116,0

Экспертиза заявок на объекты интеллектуальной собственности (завершение рассмотрения заявок) 92,4 100,8 104,6 113,6 113,6

Число выданных охранных документов 59,4 68,0 71,5 77,5 78,5

Рассмотрение возражений и заявлений 2,1 2,1 2,1 2,1 2,1

Количество публикаций о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности и другой официальной информации в сфере правовой охраны объектов интеллектуальной собственности 82,1 81,0 94,5 99,4 99,4

Комплектование государственного патентного фонда (пополнение патентных фондов) 4894,2 4500,0 4500,0 4500,0 4500,0

Отправка отечественных описаний по международному обмену 1604,9 1700,0 1800,0 1800,0 1800,0

Российская академия сельскохозяйственных наук

На академию возложено проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области агропромышленного комплекса. РАСХН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» (2008 г. -41,4 млн руб., 2009 г. - 25,0 млн руб.). Объемы бюджетных инвестиций РАСХН в объекты капитального строительства,

не включенные в целевые программы, на 2008 г. составили 136,6 млн руб., 2009 г. - 135,3; 2010 г. - 41,4 млн руб. Средства также будут направлены на выплаты окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов Российской академии сельскохозяйственных наук: по 38,0 млн руб. ежегодно. Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г., главным образом, связано с ростом заработной платы - с 1 сентября 2008 г. в 1,07 раза, с 1 августа 2009 г. - в 1,068 раза, с 1 января 2010 г. - в 1,065 раза. А также с увеличением затрат на ФЦП, непрограммные инвестиции, международное сотрудничество, компенсацию проезда работающих в районах Крайнего Севера, стипендии аспирантам.

Вклад отдельных факторов в изменение предельных объемов бюджетных расходов не превышает 5%. Основное место в структуре ассигнований РАСХН занимают расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (подраздел «Фундаментальные исследования»). Результаты указанных исследований предназначены для освоения в производстве АПК России. В 2008 г. будет завершено 886 таких исследований, в 2009 г. - 924, в 2010 г. - 942.

Российская академия наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы и состав расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет ассигнований федерального бюджета, предусматриваемых для Российской академии наук на 2008-2010 гг., представлены в табл. 5.

РАН участвует в реализации национального проекта «Здоровье» в части денежных выплат врачам и медицинским сестрам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в федеральных учреждениях здравоохранения ведомственного подчинения, выполняющих государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, при условии размещения в этих медицинских учреждениях муниципального заказа (на 2008-2009 гг. -11,8 млн руб. ежегодно); национального проекта «Образование» в части ежемесячного вознаграждения за классное руководство (2008-2009 гг. - 121,2 тыс. руб. ежегодно).

Расходы РАН на 2007-2010 гг., млн руб.

Тип расходного обязательства 2007 г. (бюджет) 2008 2009 2010

Оказание государственных услуг 21521,0 26757,0 25010,4 28702,4

В том числе:

выполнение функций бюджетными учреждениями 20153,8 24639,2 25377,0 26130,9

Обязательства, установленные межгосударственными (международными) договорами и соглашениями 1377,7 1048,9 1549,2 2050,2

Всего 22898,7 27805,9 29559,6 30752,6

РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (2008 г. - 81,7 млн руб., 2009 г. - 65,4; 2010 г. -96,1 млн руб.); «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. (2008 г. - 57,0 млн руб., 2009 г. - 85,0; 2010 г. - 179,0 млн руб.); «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) (2008 г. - 174,7 млн руб., 2009 г. - 189,9; 2010 г. -189,9 млн руб.). Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, на 2008 г. составил 1528,5 млн руб., 2009 г. -1973,3; 2010 г. - 1865,8 млн руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные РАН на 2008-2010 гг., также будут направлены на мероприятия по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (2008 г. - 1,1 млн руб., 2009 г. - 3,5; 2010 г. -1,2 млн руб.), выплату стипендий аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций в объемах на 2008-2010 гг. - 75,4 млн руб. ежегодно. Основное место в структуре ассигнований РАН занимают рас-

ходы по подразделу «Фундаментальные исследования» раздела «Общегосударственные вопросы».

Сибирское отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. (2008 г. - 44,0 млн руб., 2009 г. - 44,0; 2010 г. - 62,0 млн руб.); «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) (2008 г. - 36,4 млн руб., 2009 г. - 39,6; 2010 г. -

39.6 млн руб.). Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы: 2008 г. - 235,2 млн руб., 2009 г. - 226,4; 2010 г. -253,6 млн руб.

Средства федерального бюджета в 2008-2010 гг. также будут направлены на реализацию договоров (контрактов) СО РАН с иностранными фирмами в области научного сотрудничества (2008 г. - 900,2 млн руб., 2009 г. - 900,2 млн руб., 2010 г. - 1350,2 млн руб.); выплаты окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РАН (20082010 гг. - 24,0 млн руб. ежегодно).

Уральское отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап) (2008 г. -20,62 млн руб., 2009 г. - 22,4; 2010 г. - 22,4 млн руб.).

Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается Отделению на 2008 г. - 52,0 млн руб., 2009 г. - 52,0; 2010 г. - 66,1 млн руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные Уральскому отделению на 2008-2010 гг., будут направлены также на выплату стипендий и пособий, приобретение научной литературы аспирантам и докторантам (20082010 гг. - 16,8 млн руб. ежегодно); выплату окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РАН (2008 г. - 14,9 млн руб., 2009 г. - 15,7, 2010 г. -

15.7 млн руб.).

Дальневосточное отделение РАН выполняет функции государственного заказчика по федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. (второй этап):

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 4 ЭКО №12, 2007

на 2008 г. - 13,3 млн руб., 2009 г. - 14,5; 2010 г. -14,5 млн руб. Объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, предусматривается Агентству следующий: на 2008 г. - 197,5 млн руб., 2009 г. - 197,5; 2010 г. -482,2 млн руб.

Средства федерального бюджета, предусмотренные отделению на 2008-2010 гг., будут направлены также на выплату стипендий аспирантам и докторантам (10,1 млн руб. ежегодно); выплату окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РАН (5,9 млн руб. ежегодно).

Российская академия образования

Средства федерального бюджета, предусмотренные РАО на 2008-2010 гг., направлены на обеспечение научной, образовательной и культурной деятельности РАО и подведомственных учреждений, в том числе на выплату окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РАО (2008 г. - 34,9 млн руб., 2009 г. - 35,8; 2010 гг. -35,8 млн руб.).

Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г., главным образом, связано с повышением заработной платы сотрудников учреждений Академии, оплачиваемых по ЕТС, с учетом предусмотренной индексации, а также с повышением надбавок к должностным окладам научных работников за ученую степень доктора и кандидата наук.

Основное место в структуре ассигнований занимают расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (подраздел «Фундаментальные исследования»).

Для РАО выделены дополнительные ассигнования в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» на выполнение мероприятий по антитеррористической безопасности (2008 г. - 10,6 млн руб., в 2009 г. - 3,0, в 2010 г. - 3,0 млн руб.).

Российская академия архитектуры и строительных наук

Средства федерального бюджета, предусмотренные РААСН на 2008-2010 гг., будут направлены на обеспечение деятельности академии и подведомственных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования; выплату окладов за звания действительного члена и члена-корреспондента РААСН (на 2008-2010 гг. - 19,7 млн руб. ежегодно).

Увеличение объема бюджетных ассигнований по сравнению с 2007 г. главным образом связано:

V в 2008 г. - с увеличением ставок оплаты труда работников подведомственных РААСН научных институтов - 4,10% и объемов приобретенных товаров и услуг - 6,29%, при одновременном уменьшении объемов услуг по аппарату президиума РААСН - 2,67% (3259 тыс. руб. на оплату услуг по содержанию помещений) из 9,6% общего роста объема финансирования к 2007 г.;

V в 2009 г. - с увеличением ставок оплаты труда работников подведомственных РААСН научных институтов - 8,26%, ростом оплаты труда работников аппарата президиума - 1,66%, увеличением объемов услуг в подведомственных НИИ - 2,46%, из 13,2% общего роста объема финансирования к 2007 г.;

V в 2010 г. - соответственно, 14,12%, 2,65%, 2,57% из 15,7% общего роста объема финансирования к 2007 г., при одновременном уменьшении объема финансирования на закупку оборудования на 4,86% (5914 млн руб.).

Структура ассигнований, выделяемых РААСН из федерального бюджета, не претерпела существенных изменений в сравнении с 2007 г. Финансирование РААСН осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» (подраздел «Фундаментальные исследования»).

Российский фонд фундаментальных исследований

На поддержку фундаментальных исследований фонду планируется направить 6% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Средства федерального бюджета будут направлены на обес-

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ 4*

печение функционирования аппарата РФФИ (2008 г. -127,9 млн руб., 2009 г. - 136,2; 2010 г. - 161,2 млн руб.); адресную поддержку лучших инициативных исследовательских проектов и научных коллективов на конкурсной и вневедомственной основе (2008 г. - 6,3 млрд руб., 2009 г. -8,0; 2010 г. - 10,0 млрд руб.).

Финансирование РФФИ осуществляется по подразделу «Фундаментальные исследования» (раздел «Общегосударственные вопросы»); результаты деятельности РФФИ отражены в табл. 6.

Таблица 6

Запланированные результаты РФФИ до 2010 г., ед.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Число финансируемых проектов 13230 14990 15500 16000 16500

Число привлекаемых проектов 1780 1800 1800 2000 2000

Число регионов-участников региональных конкурсов 42 46 48 49 50

Число научных конференций в России 639 650 670 690 700

Численность российских участников конференций за рубежом, чел. 1823 1850 1870 1900 1950

Фонд содействия развитию малых форм предприятий

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере получит на финансовую поддержку разрабатываемых ими высокоэффективных наукоемких проектов 1,5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Эти средства будут направлены на государственную поддержку развития инновационного малого предпринимательства в научно-технической сфере для обеспечения расходов по оплате государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заключаемых на конкурсной основе с малыми инновационными предприятиями (2008 г. - 1567,5 млн руб., 2009 г. - 1945,1; 2010 г. - 2423,9 млн руб.), а также

на обеспечение функционирования аппарата фонда 2008 г. -83,0 млн руб., 2009 г. - 103,7; 2010 г. - 128,2 млн руб.).

Финансирование фонда осуществляется по разделу «Национальная экономика» (подраздел «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации); результаты отражены в табл. 7.

Таблица 7

Планируемые результаты деятельности Фонда содействия развитию малых предприятий

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Годовой прирост объема инновационной продукции малых инновационных предприятий на 1 рубль, инвестированный фондом, руб./ руб. 3,5 4 4,5 5 5,5

Годовой прирост объема инновационной продукции в расчете на сотрудника малых инновационных предприятий, % 20 25 30 35 40

Обновление номенклатуры, % 35 40 45 50 55

Число патентов, полученных и введенных в хозяйственный оборот малых инновационных предприятий, на 1 млн руб., инвестированных фондом, ед./млн руб. 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5

Число рассмотренных проектов, ед. 1563 1632 2000 2000 2000

Число отобранных на конкурсах проектов, ед. 400 450 500 550 600

Российский гуманитарный научный фонд

На поддержку гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе в 2008-2010 гг. фонду планируется 1,0% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на финансирование науки. Эти средства направлены на оказание финансовой, информационной и иной поддержки гуманитар-

ных исследований и их распространение в обществе в виде грантов в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации (2008 г. - 1,04 млрд руб., 2009 г. -1,3; 2010 г. - 1,6 млрд руб.), а также обеспечение функционирования аппарата фонда (2008 г. - 55,3 млн руб., 2009 г. -68,5, 2010 г. - 85,7 млн руб.) (табл. 8).

Таблица 8

Планируемые результаты деятельности РГНФ до 2010 г., ед.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Количество проведенных экспертиз заявок проектов 11258 12500 15000 17600 18800

Количество проведенных экспертиз отчетов по проектам 3489 4100 4600 5200 5800

Количество поддержанных научных проектов 3612 4295 4980 5660 6345

Число аспирантов и студентов, привлеченных к участию в проектах, получивших финансовую поддержку РГНФ, чел. 340 440 550 660 780

Количество совместных конкурсов РГНФ с зарубежными странами 6 9 13 16 19

Количество российских ученых, принимающих участие в научных мероприятиях за рубежом, чел. 140 220 300 380 420

Основные факторы роста объема бюджетных расходов РГНФ:

* ежегодное расширение конкурсной деятельности фонда: рост количества заявок (от 20 до 38% ежегодно), увеличение количества проведенных экспертиз заявок и отчетов;

* необходимость увеличения среднего размера гранта, который в настоящее время составляет 196,9 тыс. руб.;

* поддержка гуманитарных исследований в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.