Научная статья на тему 'Бюджетные ассигнования для поддержки науки в 2007 году'

Бюджетные ассигнования для поддержки науки в 2007 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетные ассигнования для поддержки науки в 2007 году»

Бюджетные ассигнования

для поддержки науки в 2007 году1

А. П. Бердашкевич,

к. ю. н., советник аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Федеральный бюджет на 2007 г. представлен по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. руб. и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. руб. Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2007 г. составляет 1 501 837 300,0 тыс. руб. Основную долю дохода федерального бюджета составляют доходы от внешнеэкономической деятельности — более 2 455 млрд руб. Превышение доходов над расходами принято объяснять неспособностью отечественной экономики освоить весь объем свободных финансовых бюджетных ресурсов. Ясно, что при таком профиците бюджета конкретные цифры расходных статей могут не иметь критического значения. Правительство Российской Федерации всегда может профинансировать почти любую нужную стране инициативу.

Федеральный бюджет 2007 г. не имеет специального раздела бюджета, посвященного расходам на науку. Затраты на фундаментальные исследования и на прикладные научные исследования в различных областях распределены по разным разделам расходной части бюджета 2007 г. В бюджете 2007 г., как и в

2006 г., затраты на науку не подразделены на затраты на гражданскую науку, затраты на двойные технологии, затраты на оборонную науку, затраты на инновационные и иные виды деятельности. Поэтому расчет затрат на гражданскую науку носит условный характер.

Формирование расходов на науку гражданского назначения на 2007 г. произведено на базе решения совместного заседания Совета безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г. (протокол № 2). Согласно приложению к указанному протоколу минимальные объемы финансирования науки на 2007 г. запланированы в 89,0 млрд руб. Исходя из этой цифры рассчитаны затраты на обеспечение деятельности государственных фондов поддержки науки, которые

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 05-03-03417а.

Н. И. Булаев,

профессор, заслуженный учитель РСФСР, председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке

соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации определены как доля (процент) от общих затрат на гражданскую науку. Поэтому расходы на поддержку деятельности Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере запланированы, соответственно, в объемах: 890,0 млн руб.; 5 340,0 млн руб. и 1 335,0 млн руб. Фактические расходы на науку гражданского назначения (с учетом федеральных целевых программ) предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2007 г. в объеме 98 405,5 млн руб., что несколько превышает минимально установленные объемы (табл. 1).

С целью повышения надбавок за ученую степень кандидата наук и доктора наук до 3 000,0 руб. и 7 000,0 руб., соответственно, в проекте федерального бюджета на 2007 г. учтены ассигнования в сумме 12 433, млн руб. — для научно-педагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и в сумме 2 474,2 млн руб. — для научных работников научных учреждений.

Общий объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для развития и поддержки социальной, инженерной и инновационной инфра-

Таблица 1

Расходы по науке гражданского назначения за 2006-2007 гг., млн руб.

Наименование 2006 г. 2007 г. % 2007 г.

Утв. ФЗ Уточн. роспись К утв. ФЗ К уточн. росписи

Предусмотрено Советом безопасности Российской Федерации 71700,0 89000,0

Всего предусмотрено по науке гражданского назначения 72400,3 74347,1 98405,5 135,9 132,4

в том числе ФЦП 18398,8 28538,5 155,1

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Таблица 2

Наименование Рз ПР Сумма 2006 г. Сумма 2007 г. 2007/2006

ОБРАЗОВАНИЕ 07 201 588 660,6 278 468 374,9 +38,1%

Дошкольное образование 07 01 2 099 301,5 2 661 934,8 +26,8%

Общее образование 07 02 3 017 644,7 2 935 056,6 -2,7%

Начальное профессиональное образование 07 03 7 005 481,0 9 013 150,9 +28,7%

Среднее профессиональное образование 07 04 21 491 779,6 25 452 774,8 + 18,4%

Переподготовка и повышение квалификации 07 05 3 924 685,5 4 499 229,6 + 14,6%

Высшее профессиональное образование 07 06 155 091 098,9 214 945 107,0 +38,6%

Молодежная политика и оздоровление детей 07 07 592 477,5 1 099 102,6 +85,%%

Прикладные научные исследования в области образования 07 08 868 527,2 2 015 219,7 + 132,0%

Другие вопросы в области образования 07 09 7 497 664,7 15 846 798,9 + 111,4%

структуры наукоградов Российской Федерации составит на 2007 г. 1 218 936,0 тыс. руб.

Консолидированный бюджет Российской Федерации на 2007 г. в своей доходной части является расчетной величиной и представлен в объеме 10 523 555,1 млн руб. Расходная часть консолидированного бюджета запланирована в размере 8 943 660,6 млн руб. В расчетах расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учтено повышение оплаты труда работников бюджетных учреждений на 15% с 1 сентября 2007 г., что соответствует темпам роста оплаты труда для работников бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Определить долю расходов на науку из консолидированного бюджета не представляется возможным, так как она зависит от бюджетного процесса в регионах и не составляет самостоятельный раздел бюджетной классификации.

Расходы консолидированного бюджета по разделу «Образование» рассчитаны в объеме 1 230 171,4 млн. руб. Общий объем затрат по разделу «Образование» из федерального бюджета на 2007 г. запланирован в объеме 278 468 374,9 тыс. руб. По каждому из подразделов раздела «Образование» (в том числе и по подразделу «Прикладные научные исследования в области образования»), запланирован рост расходов на 2007 г. из федерального бюджета (см. табл. 2).

Объем расходов на обеспечение продолжения приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. определен в размере 48 891,5 млн. руб. с ростом против 2006 г. на 66,9%. Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрены по соответствующим статьям Бюджетной классификации Российской Федерации. В числе этих мероприятий, предусматривается оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации посредством меж-бюджетных трансфертов.

С 1 сентября 2007 г. запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза и установление их в следующих размерах: учащимся и студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования — 315 руб.; студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования — 900 руб. На указанное повышение стипендиального фонда образовательных учреждений предусмотрены ассигнования в сумме 4 178,3

млн руб. (в том числе: 78,7 млн руб. — для учреждений начального профессионального образования; 407,1 млн руб. — для учреждений среднего профессионального образования; 3 692,7 млн руб. — для учреждений высшего профессионального образования).

В 2007 г. предполагается осуществить повышение (индексацию) заработной платы работников федеральных государственных учреждений с 1 сентября 2007 г. на основе введенных с 1 мая 2006 г. межраз-рядных коэффициентов ЕТС. Учитывая, что с 1 сентября 2007 г. предполагается установить минимальный размер оплаты труда в сумме 1 400,0 руб. в месяц, тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС будет увеличена до этого размера. Повышение заработной платы работников федеральных государственных учреждений потребует увеличения общего фонда оплаты труда с 1 сентября 2007 г. на 15%.

В составе расходов федерального бюджета на

2007 г. зарезервированы по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» раздела «Общегосударственные вопросы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства в объеме 27 100 000,0 тыс. руб. на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении, а также организациями, участвующими в мобилизационной подготовке экономики, в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 1 января 2006 г.

В 2007 г. количество федеральных целевых программ сокращено по сравнению с 2006 г., но общий объем расходов на 2007 г. составляет 534,3 млрд руб., что в 1,42 раза больше чем в 2006 г. В области науки, инноваций и передовых технологий предусмотрена реализация 12 федеральных целевых программ, в том числе космического, авиационного и атомно-энергетического направления.

К основным федеральным целевым программам в области затрат на академическую и вузовскую науку можно отнести «ФЦП развития образования на 2006-2010 гг.», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг.» и ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.». Планируемые на 2007 г. расходы по указанным программам в тысячах рублей приведены в табл. 3.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполни-

Таблица 3

Наименование ЦСР Рз ПР ВР Сумма тыс. руб.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ 1001500 8 665 440,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 1001500 05 490 000,0

Жилищное хозяйство 1001500 05 01 490 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 05 01 213 490 000,0

Образование 1001500 07 8 153 440,0

Общее образование 1001500 07 02 30 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 07 02 213 30 000,0

Начальное профессиональное образование 1001500 07 03 35 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 07 03 213 35 000,0

Среднее профессиональное образование 1001500 07 04 24 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 07 04 213 24 000,0

Переподготовка и повышение квалификации 1001500 07 05 20 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 07 05 213 20 000,0

Высшее профессиональное образование 1001500 07 06 2 446 370,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 07 06 213 2 446 370,0

Прикладные научные исследования в области образования 1001500 07 08 886 360,0

Выполнение НИОКР по государственным контрактам 1001500 07 08 196 886 360,0

Другие вопросы в области образования 1001500 07 09 4 711 710,0

Государственная поддержка в сфере образования 1001500 07 09 285 4 711 710,0

Межбюджетные трансферты 1001500 И 22 000,0

Другие межбюджетные трансферты 1001500 И 03 22 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1001500 И 03 213 22 000,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007-2012 ГОДЫ» 1004000 11 660 000,0

Общегосударственные вопросы 1004000 01 156 968,0

Фундаментальные исследования 1004000 01 И 30 000,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1004000 01 И 213 30 000,0

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 1004000 01 14 126 968,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1004000 01 14 213 126 968,0

Национальная экономика 1004000 04 И 112 233,0

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 1004000 04 10 И 060 000,0

Выполнение НИОКР по государственным контрактам 1004000 04 10 196 И 030 000,0

Содержание дирекций федеральных целевых программ (подпрограмм) 1004000 04 10 328 30 000,0

Другие вопросы в области национальной экономики 1004000 04 И 52 233,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1004000 04 И 213 52 233,0

Образование 1004000 07 390 799,0

Высшее профессиональное образование 1004000 07 06 390 799,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1004000 07 06 213 390 799,0

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА» НА 2007-2011 ГОДЫ 1003700 6 300 000,0

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОМПОНЕНТНОЙ БАЗЫ» НА 2007-2011 ГОДЫ 1003701 3 800 000,0

Национальная оборона 1003701 02 183 100,0

Другие вопросы в области национальной обороны 1003701 02 08 183 100,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1003701 02 08 213 183 100,0

Национальная экономика 1003701 04 3 616 900,0

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 1003701 04 10 2 600 000,0

Выполнение НИОКР по государственным контрактам 1003701 04 10 196 2 600 000,0

Другие вопросы в области национальной экономики 1003701 04 И 1 016 900,0

Строительство объектов для нужд отрасли 1003701 04 И 213 1 016 900,0

РАСХОДЫ ОБЩЕПРОГРАММНОГО ХАРАКТЕРА ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА» НА 2007-2011 ГОДЫ 1003702 2 500 000,0

Национальная экономика 1003702 04 2 500 000,0

Прикладные научные исследования в области национальной экономики 1003702 04 10 2 500 000,0

Выполнение НИОКР по государственным контрактам 1003702 04 10 196 2 500 000,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

тельной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию, а также особо значимых учреждений образования и науки: Российской академии сельскохозяйственных наук, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской академии наук, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Сибирского отделения Российской академии наук, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Российской академии художеств, Уральского отделения Российской академии наук, Дальневосточного отделения Российской академии наук, Российской академии образования, Российского гуманитарного научного фонда, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российского фонда фундаментальных исследований.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по науке и инновациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004г. № 281, на Федеральное агентство по науке и инновациям возложены функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299, на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возложены функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.

Расходы по указанным ведомствам на 2007 г. приведены в табл. 4.

Финансирование строек и объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2007 г., как и ранее в 2006 г., будет осуществляться в порядке межбюджетных отношений в пределах средств по разделу «Межбюд-жетные трансферты» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Общий объем государственных капитальных вложе-

ний на 2007 г. составит 503,0 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2006 г. На реализацию 43 целевых программ направлено 292,2 млрд руб. Расходы ФАИП по разделу «образование» составят 14 222 657,7 тыс. руб. Общая сумма расходов ФАИП по подразделам науки составит более 3 491 млн руб. в 2007 г. Рост расходов обусловлен увеличением инвестиций в основные фонды в рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Для Федерального агентства по науке и инновациям прирост на реализацию мероприятий по развитию исследовательской и технологической инфраструктуры для наноиндустрии составил 8 028,6% к уровню 2006 г. Объем расходов на указанные мероприятия запланирован на 2007 г. в размере 1 632,3 млн руб.

В 2007 г. стройки и объекты, находящиеся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, будут финансироваться в рамках ФАИП на условиях увеличения уставного фонда предприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные стройки и находящиеся в собственности акционерных обществ, будут финансироваться по всем разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с отраслевой принадлежностью.

К концептуальным недостаткам федерального бюджета на 2007 г. можно отнести, в частности, то, что в нем не в полной мере учтены особенности формирования доходной части федерального бюджета. Основная часть доходов федерального бюджета имеет своим источником внешнеэкономическую деятельность и прогнозируется как результат экспортной деятельности при фиксированной цене сырьевых ресурсов. Мировая цена на сырьевые ресурсы может как превысить прогнозируемый для 2007 г. уровень, так и не достичь его. Вследствие этого доходная часть федерального бюджета может быть, соответственно, перевыполнена или недовыполнена. Текст законопроекта должен содержать нормы, предусматривающие действия уполномоченных субъектов бюджетной деятельности при обоих возможных вариантах.

Другим концептуальным недостатком законопроекта можно считать стратегический принцип ведения бюджетного процесса, который укоренился в российской практике за последние полтора десятилетия и стал негласной аксиомой бюджетного процесса. Закон о федеральном бюджете по своему значению и смыслу должен стать обслуживающим нормативным правовым актом, целью которого является удовлетворение государственных нужд, социальных функций и политических амбиций. Отчасти поэтому в свое время были выдвинуты идеи о двухкомпонентной модели бюджета, состоящей из постоянной и переменной части, а также о комплексном бюджетном планировании на несколько лет. В прошлогоднем и позапрошлогоднем проекте бюджета были попытки реализовать указанные идеи. В бюджете 2007 г. указанные идеи своего развития и закрепления не получили. В качестве примера можно рассмотреть национальный приоритетный проект «Образование». Мероприятия этого проекта нельзя рассматривать, как

Таблица 4

перманентные бюджетные акции. Если поставлена задача премировать лучших учителей, то одновременно с ней должна стать другая задача — использовать инновационные находки или опыт лучших по профессии с тем, чтобы другие работники образовательных учреждений могли использовать в своей практике их находки и наработки. Такое же невнимание к последствиям акции видно на примере государственной поддержки представителей талантливой молодежи. Государство должно использовать свои информационные и иные ресурсы, чтобы обозначить интеллектуальные и иные ориентиры для всей российской молодежи на примере ее лучших представителей. Ни для одного из мероприятий национального приоритетного проекта «Образование» не предусмотрено развития и продолжения. Как с бюджетных инъекций национальные проекты начались, так в этом же стиле продолжаются. Правительство Российской Федерации до сих пор не выработало последовательности конкретных взаимоувязанных мероприятий, которые органично вытекают из начальных инициатив. Отчасти это происходит потому, что закон о бюджете до сих пор еще часто рассматривают, как самостоятельный элемент государственной поли-

тики, а не как вспомогательный, обеспечивающий и обслуживающий акт.

Особенностью бюджета 2007 г. является огромный размер профицита — более 20% доходной части бюджета. Профицитный бюджет есть результат рыночной конъюнктуры, а не умелой хозяйственной деятельности. Процесс формирования, согласования и принятия федерального бюджета был выстроен в расчете на не столь динамичные подвижки в исполнении доходной части бюджета. Запоздалая реакция уполномоченных федеральных органов государственной власти, являющихся субъектами бюджетной деятельности, может обернуться убытками для страны или способствовать возникновению упущенной выгоды. В представленном на рассмотрение законопроекте нет норм, обуславливающих зависимость национальной бюджетной тактики или стратегии от динамики рыночной конъюнктуры. При таком размере профицита как-то нивелируется острота конкурсов, тендеров и иных конкурентных механизмов распределения бюджетных ассигнований. В стране по-прежнему ощущается дефицит высокоэффективной содержательной бюджетной стратегии и активной государственной политики в условиях профицита бюджета.

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.