Научная статья на тему 'О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД'

О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
102
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / надежность / факторы / игроки команды / баскетбол / information / reliability / factors / team players / basketball

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Чернов Сергей Викторович, Юй Цзюнь

В исследовании раскрываются основные характеристики, составляющие основу информационной организации игрока студенческой команды, включающие саму соревновательную деятельность, в рамках которой проявляются знания, умения и игровые навыки во всем многообразии игры, информация, поступающая как от самого игрока, так и партнеров по команде, игроков противника и других факторов, которые в той или иной мере раскрывают информационную надежность отдельного игрока и команды в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макеева Вера Степановна, Чернов Сергей Викторович, Юй Цзюнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FACTORS DETERMINING THE INFORMATION RELIABILITY OF BASKETBALL PLAYERS OF STUDENT TEAMS

The study reveals the main characteristics that form the basis of the information organization of the student team player, including the competitive activity itself, in which knowledge, skills and gaming skills are manifested in all the variety of the game information coming from both the player and teammates. Players of the opponent and other factors that to some extent reveal the information reliability of an individual player and the team as a whole.

Текст научной работы на тему «О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД»

УДК 796

О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ

СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Макеева Вера Степановна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики баскетбола, Российский университет спорта,

г. Москва E-mail: vera_191@mail.ru

Чернов Сергей Викторович

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры теории и методики баскетбола, Российский университет спорта,

г. Москва E-mail: vera_191@mail.ru

Юй Цзюнь

аспирант, Российский университет спорта,

г. Москва E-mail: vera_191@mail.ru

ABOUT THE FACTORS DETERMINING THE INFORMATION RELIABILITY OF BASKETBALL PLAYERS OF STUDENT TEAMS

Makeeva Vera Stepanovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of Basketball Theory and

Methodology Department, Russian University of Sports,

Moscow

E-mail: vera_191@mail.ru

Chernov Sergey Viktorovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Basketball

Theory and Methodology, Russian University of Sports,

Moscow

E-mail: vera_191@mail.ru

Yu Jun

PhD student, Russian University of Sports,

Moscow

E-mail: vera_191@mail.ru

Аннотация. В исследовании раскрываются основные характеристики, составляющие основу информационной организации игрока студенческой команды, включающие саму соревновательную деятельность, в рамках которой проявляются знания, умения и игровые навыки во всем многообразии игры, информация, поступающая как от самого игрока, так и партнеров по команде, игроков противника и других факторов, которые в той или иной мере раскрывают информационную надежность отдельного игрока и команды в целом.

Abstract. The study reveals the main characteristics that form the basis of the information organization of the student team player, including the competitive activity itself, in which knowledge, skills and gaming skills are manifested in all the variety of the game information coming from both the player and teammates. Players of the opponent and other factors that to some extent reveal the information reliability of an individual player and the team as a whole.

Ключевые слова: информация, надежность, факторы, игроки команды, баскетбол.

Keywords: information, reliability, factors, team players, basketball.

Актуальность исследования. Существует множество разнообразных форм и методов подготовки баскетболистов, тем не менее, метода подготовки, направленного на совершенствование информационной надёжности игроков в баскетболе нами не обнаружено в доступных источниках. По сути информационная обеспеченность и умение ею должным образом распорядиться выступает интегративным новообразованием личности баскетболиста в результате воздействия и само воздействия различных факторов соревновательной деятельности. Главная угроза в информационном обеспечении команды и ее постоянном развитии - это не стоять на месте. Команда, как часть системы соревнований предстает в виде открытой, нелинейной структурной единицы, состоящей из игроков команды со сложными взаимопереходами и взаимозависимостью. В высоко конкурентных условиях соревнований она способна к самодостраиванию, самоорганизации [1, 7].

Внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) сторона информации, поступающей от игрока, осуществляется посредством знаний, характера выполнения отдельных действий, умений и навыков применить их в игре. И только соревновательная деятельность покажет фактическую готовность спортсмена, и что способы поведения, мышления, взаимосвязи с партнерами по команде, наработанные в тренировочном процессе как с партнерами, так и с командами противника, подходят/не подходят для решения ее задач. Только в соревнованиях можно установить степень развития физических качеств, уровень технической подготовленности и тактической грамотности игрока, определить степень сенсорного восприятия, характер поведении в игре [5, 7].

Однако подход в конструировании и содержании программ подготовки на основе формирования информационной надёжности игроков в его прикладном, методическом и междисциплинарном аспектах, способов ее формирования и внедрения в тренировочный процесс, недостаточно проработан и изучен. Особенно остро данная проблема стоит в работе со студенческими командами в баскетболе.

Предполагается, что подход, основанный на повышении информационной обеспеченности и конструировании и содержании программ подготовки в студенческом баскетболе, внесет определенный вклад в тренировочные программы и фонды оценочных средств, опираясь на учет запросов студенческих команд.

Задачи настоящего исследования заключаются в выявлении факторов, влияющих на сущностные и структурные характеристики, определяющие информационную надежность баскетболистов в игровой деятельности.

Методы исследования: анализ литературных источников.

Результаты исследования. На основе анализа литературных источников установлены сущностные характеристики понятия «надёжность» применительно к соревновательной деятельности баскетболистов. Под данным понятием мы понимаем личностно-профессиональные свойства спортсмена-баскетболиста сохранять в процессе игрового времени показатели соревновательной деятельности в установленных ранее пределах и характеризующиеся способностью выполнять требуемые действия на протяжении более длительного времени без снижения их эффективности.

На надежность соревновательной деятельности влияют различные факторы, к которым в первую очередь следует отнести высокие требования к физическим качествам. В первую очередь, высокие требования предъявляются к развитию координационных способностей, скорости выполнения технических действий и принятия решений, реализации технических действий в быстро меняющихся игровых ситуациях. При этом, насколько бы не были хорошо развиты качества и свойства спортсменов, а также не достигнут должный

уровень физической работоспособности, игра не будет иметь успеха, если не будут учитываться особенности поступающей информации от деятельности спортсмена в виде сообщения или кода [2].

Понятие «информация» в спорте рассматривается с позиций «.. .смысловых категорий, которые правомерно использовать только к объектам или системам, являющимся приёмниками информации, способными использовать ее в управлении и позволяющими установить ее ценность для данного вида деятельности» [2]. А анализ ее содержания выступает звеном действующих отношений субординации во внутрисистемном управлении, включая изучение необходимого набора компонентов, потребностей, тематики, интересов, тем самым отражая специфику соревновательной деятельности той или иной команды.

К источникам информации в баскетболе следует отнести партнеров по команде, игроков противника, тренеров обеих команд, помощников, судей, болельщиков, данные информационного табло и пр. В процессе игры круг источников информации становится более конкретным: это действия партнеров по команде и действия игроков противника.

Коммуникатор (communicator) - это инициатор коммуникативных связей; или группа лиц, создающих и передающих сообщения. В игре это игрок, направляющий информацию, создатель сообщения.

Сообщение - форма предоставления информации, совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию.

Информационно-коммуникационные системы представляют собой движение смыслов в текущем и прогнозируемом игровом времени и пространстве игры, соревнований.

Реципиент - это тот игрок, который принимает информацию, связь между которым осуществляется по формальным и неформальным каналам в виде сигнала, передаваемого различными способами.

Отношения субординации во внутрисистемном управлении командой принадлежат тренеру, обеспечивающему систему подачи информации игрокам

с необходимым набором компонентов. А информационные потребности общие, специфические и единичные и их тематика в соответствии с информационными интересами складывается из осознания игроком своего места в команде через все многообразие игровых ситуаций и соответствующий поток переживаний, который обладает смыслом, значимостью, соответствующей оценкой с позиций результативности /эффективности игры в целом [4, 9].

К основным факторам соревновательной деятельности, влияющим на надежность игрока в целом, относятся воздействие физических нагрузок и спортивной группы. Команда в целом и отдельные участники способны оказывать на личность игрока существенное влияние, вызывая изменения в ее поведении и сознании [3]. В пространстве игры как факторе личностного развития формируются общие и двигательные, перцептивно-гностические, деятельностные способности, операционно-диагностические и творческие умения [3, 4]. Включая их в цель спортивной деятельности, создавая условия для поиска задач проблемного типа и вариация форм контроля позволяют формировать личностные качества как в условиях непосредственной игры, так и в специально организованном тренировочном процессе. Их постоянные изменения в структуре личностного развития, где функциональные свойства выступают как внутренний ускоритель, объективно проявляются в формах психического отражения всей сущности личности, обеспечивая положительный прирост результатов и соответствующую соревновательную надежность [3].

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что информация, идущая от игрока, действий команды определяет их соревновательную надежность, которая, передаваясь через каналы прямой и обратной связи, выступает базовыми компонентами информационной надежности игрока. Информация несет определенную смысловую нагрузку. Обладание оперативной и стратегической информацией о действиях всех участников соревновательной деятельности позволяет использовать ее в качестве инструмента борьбы. Анализ динамики наблюдаемых показателей, значимых для решения поставленных целей развития команды позволяет управлять

соревновательной деятельностью в соответствии с планами команды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банда Цю. Исследование по разработке и применению информационной системы команды Китайской студенческой баскетбольной лиги (КУБА) [D]. Чжэцзянский педагогический университет. - 2012. - № 1. -С. 12-17.

2. Близневский А.Ю., Филиппов С.С. Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 13-19.

3. Макеева В.С., Пушкина В.Н., Поляков Д.О. Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры // Российский психологический журнал. - 2015. -Т. 12. - № 4. С. 46-53.

4. Макеева В.С., Шайкина О.Е. Оценка качества переработки сенсорно-перцептивной информации, физической и технической подготовленности баскетболисток 14-15 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 37-41.

5. Макеева В.С., Чернов С.В. Особенности проявления сенсорно-перцептивных процессов у баскетболистов 17-18 лет // Обзор педагогических исследований. - № 3. - 2021. - С. 165-169.

6. Ли Явэй. Исследование динамического управления основной конкурентоспособностью китайской мужской баскетбольной команды [D]. Университет Хэнань. - 2015. - № 3. - С. 34-40.

7. Поляков Д.О. Формирование профессионально-значимых личностных качеств бакалавра физической культуры средствами активного туризма: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Орел, 2017. - 23 с.

8. Широкова Е.А. Взаимосвязь нервно-психического стресса, текущей работоспособности и физической активности студентов баскетболистов в процессе обучения в вузе / Е.А. Широкова, В.С. Макеева, Сунь Минцзе, Ма Кэхан // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. -2021. - Т. 6. - № 4. - С. 89-94.

9. Чжэн Юнцюань. Теоретическое исследование информационной системы управления тренировкой по баскетболу [I]. Научные исследования в области спорта. - 2009. - № 1. - С. 28-31.

10. Чэнь Цзянь. Разработка программного обеспечения для обучения тактике баскетбола, основанного на современных информационных технологиях // Журнал Ханчжоуского педагогического университета (издание по естественным наукам). - Вып. 5. - 2006. - С. 58-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.