9. Пашистов А.А. Проблемы оценки инновационного потенциала предприятий // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы Международ. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. 366 с.
10. Рыбинский В.З. Управление персоналом в условиях цикличного развития производства. М.: Альтекс, 2000. 85 с.
11. Сотникова С.И. Управление конкурентоспособностью персонала: бенчмаркетинг рабочей силы //Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузов. сб. науч. тр. Вып. 1 / Под ред. Н.А. Горелова и О.П. Литовка. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 178 с.
12. Теория и практика антикризисного управления: Учеб. / Под ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. 469 с.
13. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 423 с.
14. Чаусов К.С. Управление кадрами на предприятии в условиях кризиса // Теория и практика антикризисного менеджмента.
УДК 331.0
О.С. Елкина
Омский государственный университет
О ФАКТОРАХ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
The article esteems problems of economical behavior of the workers on a labour market. There are factors, influence on formation of a definite type of policy of economical behavior of the person on a labour market. The factor set was determined on the basis of the conducted sociological research. The detected factor set will allow to increase a system effectiveness of control personnel in organization and will improve a system of motivation of labor activity.
Трудовые услуги приобретаются на рынке труда. Процесс приобретения проходит несколько этапов: сначала устанавливается контакт между покупателем и продавцом трудовых услуг, затем происходит обмен информацией о цене и качестве, далее - по достижению договоренности - вступает в силу определенный трудовой договор о гарантиях занятости, в котором отражаются вопросы оплаты труда, стабильность предлагаемой работы, срок, на который она рассчитана и др. То есть на рынке труд распределяется по фирмам, отраслям, профессиям и регионам в соответствии с принятыми соглашениями, детерминируемым соотношением «трудовые усилия» - «компенсация».
Трудовые услуги можно предоставить, самих же работников нельзя ни купить, ни продать. Но трудовые услуги неотделимы от самих работников, поэтому условия, при которых происходит приобретение услуг, всегда существенным образом сказываются на сделке и на цене приобретения. Такими условиями могут быть: состояние рыночной конъюнктуры, существующие представления о «справедливости», условия труда, ограничения со стороны спроса и мн. др. Эти условия, при которых совершаются сделки, могут увеличивать или сокращать размеры трудовых усилий, увеличивать и сокращать доходность от сделок и, соответственно, порождать более или менее выгодные, эквивалентные или неэквивалентные обмены между трудом и результатом. В результате формируются сектора прибыльного и неприбыльного приложения труда, которые имеют формальные, ресурсные и временные ограничения для переливов рабочей силы.
Экономическое поведение индивидов на рынке труда начинается с того выбора, который субъекты осуществляют относительно своего положения на рынке труда. Наличие потребности в работниках во многих отраслях, регионах и городах облегчает трудовые перемещения, позволяет людям присматриваться к тем или иным видам труда, пробовать себя в тех или иных профессиях с тем или иным доходом, в итоге, тем или иным способом перераспределять свои трудовые усилия между общественным производством, личным хозяйством, организацией домашнего быта и т. д.
Экономическое поведение предполагает выбор среди имеющихся альтернатив вариантов реализации деятельности в условиях действия ограниченности ресурсов. На рынке труда экономическое поведение приобретает некоторую специфику. Здесь это система действий, которые связаны с использо-
© О.С. Елкина, 2004
ванием трудового потенциала и ориентированы на получение вознаграждения или выгод от степени трудового участия в сфере оплачиваемой занятости.
Специфика экономического поведения на рынке труда заключается в том, что экономическое поведение на рынке труда - это система поступков и действий, направленная на оптимизацию своего положения в сфере оплачиваемой занятости, в результате распределения имеющегося трудового потенциала человека с целью получения выгоды.
Формируя определенный тип социально-трудовых отношений, экономическое поведение проявляется в своей классической затратно-компенсационной форме. В качестве затрат здесь выступают трудовые затраты, в качестве компенсации - доходы или субъективные выгоды.
Исходя из особенностей, присущих экономическому поведению индивида на рынке труда, его вариабельность, или, иными словами, альтернативные комбинации, формируются под влиянием и находятся в непосредственной зависимости от стратегий экономического поведения на рынке труда.
Понятие стратегия пришло из военного лексикона, где оно означает искусство управления войсками в целях достижения победы над противником. Это понятие употребляется также и в более широком смысле, означая долгосрочные меры в отношении чего-либо.
Экономист А. Чанглер впервые ввел понятие «стратегия» в научный оборот. Это понятие применялось по отношению к фирме, к предприятию. Однако его понимание стратегии оказалось достаточно универсальным, и применимым к гораздо большему количеству субъектов. А. Чанглер говорил, что «стратегия - это определение долгосрочных целей предприятия, курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [1]. Очевидно, что если вместо предприятия мы применим категорию «работник», «государство», «работодатель», то тем самым мы будем говорить о стратегии работника, государства или работодателя.
Говоря о стратегии, А.Чанглер делал акцент на непрерывном процессе приспособления субъекта к меняющимся условиям через реорганизацию собственных ресурсов. Вслед за Чанглером еще долгое время под стратегиями понималось эффективное управление ресурсами.
Широко известно определение Б. Карлофа: «Стратегия - это обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов» [2].
Похожее определение стратегии мы находим у Д. Клиланда и У. Кинга «Стратегия - это общее направление, на котором следует искать пути достижения целей. Стратегия обеспечивает концентрацию ресурсов на главных направлениях и предупреждает их распыление» (цит. по [2]).
Однако в наше время в экономической теории отсутствует единая точка зрения на стратегию. В разных концепциях она рассматривается по-разному: как «позиция» (т. е. определенное место на рынке), как «план», как «шаблон поведения» [3], как «общий стержень» всех видов деятельности [4], как форма прогнозирования, которая включает в себя изучение перспектив развития, как экономический выбор из нескольких альтернатив [5].
Изучив литературные источники относительно категории «стратегия» и специфику экономического поведения человека в системе социально-трудовых отношений, мы пришли к следующему понимаю стратегии экономического поведения работника на рынке труда.
Стратегии экономического поведения отражают приоритетную, устойчивую, личностно значимую жизненную направленность индивида. Эта направленность личности представляет собой в первую очередь идентификацию с той или иной областью экономической деятельности. Например, доминирующая направленность на высокопрофессиональный труд. По своей сути стратегии отражают жизненный план личности, его цель, способы и средства достижения этой цели. Складывается эта направленность в результате влияния разнообразных факторов, действующих как со стороны самого челов е-ка, так и со стороны той среды, в которой осуществляет свою деятельность индивид. Это факторы, связанные с формированием способностей к труду, отражающие жизненный ресурс и личностную ситуацию человека, тенденции, складывающиеся на рынке труда, и т. д. В результате человек останавливается на приемлемых для него условиях применения трудового потенциала. Таким образом, можно дать следующее определение стратегии.
Стратегия экономического поведения на рынке труда - это приоритетная, устойчивая, значимая жизненная направленность личности, связанная с выбором оптимального для индивида положения в сфере оплачиваемой занятости, формирующаяся исходя из ориентации на определенный доход при определенной величине трудовых затрат.
Особенности личностного восприятия величины дохода и трудовых усилий, ориентация на различный максимизирующий эффект позволяют создать определенную типологию стратегий экономического поведения работников на рынке труда. Эта типология рассматривает все возможные сочетания
трех факторов: величины доходов, величины трудовых затрат и величины внеэкономических переменных.
Каждый из перечисленных факторов может быть оценен на основе целой системы критериев. Если развернуть типологию критериев до системы, позволяющей принимать управленческие решения в области управления работниками на рынке труда, то мы получим следующие особенности и факторные зависимости, влияющие на реализацию определенного типа стратегии экономического поведения работников.
Тип стратегии: максимум дохода ценою максимума труда.
Как показало исследование, наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии является достижения максимума труда за счет следующих показателей: время занятости составляет более 50 часов в неделю; уровень сложности выполняемой работы - высокий (это означает, что это рабочие имеют разряд с 5 по 8, а служащие - более двенадцатого разряда); влияние внеэкономических переменных находится на очень высоком уровне.
Опишем более подробно особенности реализации данной стратегии.
Получать максимально возможный доход эти работники могут благодаря тому, что выполняют работу, которая требует высокого уровня квалификации (и это несмотря на то, что официально разряд у данного типа работников не высокий). Что, в свою очередь, объясняется тем, что работники обладают максимально возможными профессиональными преимуществами. А это стало возможным благодаря тому, что работники потратили на обучение большое количество лет (в среднем 20,5 лет).
Высокая сложность выполняемой работы связана с тем, что работники ориентированы на получение большого дохода. То есть они стремятся к выполнению сложных работ, зная, что это приведет к повышению заработной платы и возможностям получения дополнительного дохода.
Кроме того, работники готовы тратить много времени на занятость вследствие того, что уже обладают профессиональными преимуществами и готовы реализовать их. И эта готовность, в свою очередь, вытекает из их стремления получать значительный уровень дохода. К тому же готовность к реализации профессиональных преимуществ связана с тем, что на обучение потрачено очень много лет и именно это заставляет их стремиться к реализации заложенного обучением потенциала.
Следовательно, добиться реализации подобной стратегии возможно, если воздействовать следующим образом.
1. Стимулировать повышение уровня образования, наличие профессиональных преимуществ.
2. Выстроить систему мотивации: увеличение уровня оплаты труда в зависимости от выполняемой сложности работы и квалификации работника.
3. Выплачивать постоянно высокие доплаты за работу в сверхустановленное законодательством время.
Преимущества работника, ориентированного на данный тип стратегии, заключаются в том, что, несмотря на то, что уровень дохода, на который он претендует, высок, время занятости ограниченно лишь рамками физических возможностей человека. Следовательно, работодатель имеет возможность использовать у себя человека с высокой квалификацией и готового работать свыше установленной законодательством продолжительности рабочего дня.
Но, однако, в данной ситуации существует и определенная опасность. Работники, ориентированные на данный тип стратегии, как показало исследование, постоянно стремятся к дополнительному заработку и, как следствие, имеют либо дополнительное место работы, либо готовы к смене существующего места работы. Это означает, что вложения в уровень образования и квалификацию данного работника может оказаться опасным для работодателя с точки зрения низкой окупаемости вложенных в работника затрат.
Анализ зависимостей и связей внутри этой стратегии показал следующие интересные взаимосвязи:
- чем выше уровень сложности выполняемой работы, тем выше уровень дохода, на который претендует работник;
- чем больше работник обладает профессиональными преимуществами, тем больше времени от готов затратить на работу;
- число лет, затраченное на обучение, определяет уровень образования и наличие профессиональных преимуществ.
Система детерминации поведения может быть выстроена здесь следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальными потребностями являются высокий уровень дохода и высококвалифицированный труд.
На стадии конкретизации: интерес можно сформировать только используя преимущественно материальные стимулы и карьерный рост. Работники, реализующие данный тип стратегии, воспринимают только тот тип воздействия, когда оценивается и признается их уровень квалификации и уровень трудовой отдачи для организации. Необоснованное материальное стимулирование не окажет в данном случае необходимого эффекта.
Работники данного типа стратегии обладают большими способностями. При этом, как показало исследование, эффективность отдачи от такого работника тем выше, чем больше возможностей создается в организации для реализации его способностей, знаний и навыков.
На стадии соизмерения и выбора: поскольку работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, имеют целевые ориентиры, направленные на достижение благосостояния и жизненного успеха, то воздействие на формирование мотивов деятельности в данном случае возможно, если работник знает, что выполняемая им работа привет к карьерному росту и занятию более высоких должностей впоследствии.
Тип стратегии: максимум дохода ценою среднего уровня труда.
Исследование свидетельствует, что наиболее распространенным вариантом реализации данной стратегии является достижение максимального уровня дохода за счет следующей комбинации трудовых усилий: время занятости 30 и менее часов в неделю, средний уровень сложности выполняемой работы (т. е. 3-5 разряды рабочих и 8-12 разряды служащих) и максимально возможный уровень внеэкономических переменных.
Работники, реализующие данный тип стратегии, способны заработать максимально возможный доход благодаря тому, что, несмотря на невысокий уровень имеющихся разрядов, они способны выполнять работу высокой сложности, обладают огромной профессиональной активностью.
Работники, ориентированные на данный тип стратегии экономического поведения осваивают новые знания крайне неохотно, это связанно с низким уровнем образования и нежеланием (а также отсутствием возможностей) повышать свою квалификацию. Самое удивительное, что данный тип работников не повышает свой уровень образования и в связи с тем, что и без него способны выполнять работу высокой сложности.
Причины высокой профессиональной творческой активности заключаются в способности и желании таких людей выполнять работу высокой сложности. А это, в свою очередь, связано со стремлением повысить доход. К тому же работники такого типа охотно соглашаются работать после окончания рабочего дня, при условии, если это позволит увеличить их доход.
Добиться реализации данного типа стратегии возможно, если воздействовать на работника следующим образом.
1. Обеспечить возможность работнику получать максимально возможный заработок.
2. Время занятости не должно превышать законодательно установленный уровень.
3. Внедрить систему доплат за результаты профессиональной творческой деятельности. Это принесет экономический эффект организации, поскольку работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, осуществляют деятельность, способствующую повышению эффективности работы организации, и ее доходности и рентабельности.
4. Внедрить систему доплат в зависимости от стажа и сложности выполняемой работы.
Преимущества работника, ориентированного на данный тип стратегии экономического поведения заключается в том, что, несмотря на то, что время занятости такого работника невелико, он обладает большим профессиональным стажем и способен выполнять работы, требующие высокой квалификации. Фактически это работники, обладающие уникальными навыками и знаниями. Кроме того, это работники, обладающие обширной системой профессиональных связей и активно работающие на поддержание этих связей.
Недостатком работников, реализующих данный тип стратегии, является то, что это люди с низким образованием, не ориентированные на получение новых знаний, следовательно, тяжело воспринимающие нововведения.
Анализ зависимостей в данном типе стратегий экономического поведения показал наличие следующих взаимосвязей:
- чем выше уровень образования, тем меньше работник осваивает новые знания;
- чем ниже уровень образования, тем сильнее работник ориентирован на высокий доход;
- чем чаще работник повышает квалификацию, тем меньше времени он самостоятельно осваивает новые знания;
- чем выше уровень жизненной активности, тем меньше времени в неделю занят работник;
- высокая творческая профессиональная активность напрямую связана с низким уровнем образования.
Система детерминации поведения может быть построена следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальной потребностью является высокий уровень дохода.
На стадии конкретизации: интерес может быть сформирован прежде всего под воздействием материального стимулирования. Работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, будут воспринимать тот тип воздействия, когда будет признан их большой стаж и уровень квалификации.
Особенно эффективно будет стимулирование, построенное на оценке творческой профессиональной активности работников. Это означает, что при наличии таких работников в организации будет эффективна система наставничества, система передачи уникальных навыков и знаний, система стимулирования повышения профессионализма.
На стадии соизмерения и выбора: целевые ориентиры данных работников направлены на достижения жизненного успеха или на достижение благополучия. Это означает, что эти люди ценят высокие должности, продвижение по карьерной лестнице. Следовательно, максимальной отдачи можно добиться от такого работника, если предложить для него должности с особым общественным статусом. Например, консультанта или советника.
Тип стратегии: максимум дохода ценою минимума труда.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии является достижение максимального уровня дохода при занятости от 30 до 40 часов в неделю, выполнении работы, требующей низкой квалификации, но при обладании достаточно высокого уровня внеэкономических переменных.
Наибольший интерес в данном типе стратегии экономического поведения работников представляет то, каким образом эти работники добиваются достижения максимального уровня дохода от их деятельности.
Как показало исследование, зарабатывать максимально возможный доход эти работники могут благодаря тому, что очень много времени и усилий тратят на сбор информации об имеющихся рабочих местах, т. е. обладают максимальным уровнем внеэкономических переменных. Кроме того, эти работники ориентированы на получение дополнительного образования. Это факт свидетельствует о том, что даже не имея документов об образовании, эти люди позиционируются у работодателей как работники, уже обладающие документами об образовании, но по формальным причинам не представившими их, или работодателю достаточно знать, что работники в будущем будут обладать этими документами.
Работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, способны выполнять работы только низкой сложности в связи с тем, что они совершенно не обладают профессиональными преимуществами и имеют низкий уровень профессиональной творческой активности.
Причины отсутствия профессиональных преимуществ заключаются в том, что эти люди всегда выполняют только простую работу, требующую низкой квалификации, но при этом они способны заработать высокий доход.
Получение дополнительного образования объясняется желанием получать более высокий доход.
Много времени отводится сбору информации о рабочих местах вследствие того, что работники ориентированы на высокий уровень дохода, но квалификации при этом они никогда не повышают.
Относительно того, каким образом можно добиться реализации этой стратегии экономического поведения, можно сказать следующее. Это достаточно редкий тип экономического поведения, однако результаты такого поведения достаточно привлекательны для многих работников. Но, как показало исследование, крайне мало рабочих мест способно удовлетворять требования такого типа поведения. Добиться такого поведения в организации возможно при:
1) обеспечении в организации уровня оплаты труда выше среднего по региону;
2) установлении времени занятости в зависимости от результатов выполняемой работы;
3) поощрении материальными стимулами дополнительного образования;
4) обеспечении выполнения только простых и монотонных работ.
Данный тип работников имеет и определенные преимущества. Поскольку основное время эти люди тратят на сбор информации о рабочих местах, следовательно, такие люди общительны и способны выполнять в организации функции неформальных коммуникаций.
Однако данный тип стратегии экономического поведения содержит и ряд недостатков. Люди, выполняющие простую и монотонную работу, обладают в данном случае и низкой жизненной активностью, следовательно, такие люди могут страдать депрессивными состояниями и высказывать посто-
янное недовольство относительно своего положения. Поскольку такой труд оплачивается не в зависимости от результатов деятельности, следовательно, такой тип работников может обладать завышенной самооценкой, что и подтверждается результатами исследования.
Анализ зависимостей, действующих в данном типе стратегий экономического поведения, показал наличие следующих взаимосвязей:
- чем больше количество лет потрачено на обучение, тем ниже сложность выполняемой работы;
- чем выше сложность выполняемой работы, тем ниже жизненная активность работника;
- чем выше уровень зарабатываемого дохода, тем меньше профессиональных преимуществ у работника.
Система детерминации поведения может быть построена следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальными потребностями являются высокий уровень дохода и наличие свободного времени.
На стадии конкретизации: интерес к деятельности может быть сформирован под воздействием прежде всего материальных стимулов. Однако для того, чтобы система стимулирования была эффективна, необходимо четкая связь между поощрением и результатом работы.
Такой тип работников целесообразно использовать на простых и монотонных работах. Поэтому интерес к деятельности может быть проявлен у этих людей, если при простых требованиях к выполняемым заданиям существует возможность получения дополнительных навыков или знаний и существует возможность общения с людьми за пределами организации.
На стадии соизмерения и выбора: описываемый тип работников имеет высокие ценности жизненного успеха, ценит, когда люди самореализованы в жизни. Следовательно, формирование возможности изменить род выполняемой работы, возможности карьерного продвижения будет способствовать достижению целей организации с помощью этих людей.
Тип стратегии: средний доход ценою максимального труда.
Как показало исследование, наиболее распространенным вариантом реализации данного типа экономического поведения является достижение среднего уровня дохода за счет времени занятости от более 50 часов в неделю, среднего уровня сложности выполняемых работ и максимального уровня внеэкономических переменных.
Работники, реализующие данный тип стратегии, работают более 50 часов в неделю в связи с тем, что они обладают высокой профессиональной творческой активностью, поэтому длительность занятости связана со стремлением реализовать эту активность. Они постоянно осваивают новые знания, что также увеличивает время, посвященное трудовой деятельности. Эти работники очень много времени обучались и получали высокое образование, которое сформировало определенный тип трудовой ответственности, обладание которым не позволяет им тратить больше времени на отдых.
Данный тип работников ориентирован на средний уровень дохода в связи со следующими причинами: они активно осваивают новые знания и ориентированы на них. Поэтому в ущерб получаемому доходу они тратят время на повышение своей квалификации.
Новые знания активно осваиваются в связи с тем, что эти работники обладают высокой профессиональной творческой активностью, потратили на обучение в среднем 15 лет, время занятости велико, и этот факт явно не удовлетворяет работников, к тому же сложность выполняемой работы ниже, чем хотел бы выполнять работник.
Реализации данного типа стратегии экономического поведения можно добиться, если обеспечить следующие условия. Стимулировать творческую профессиональную активность и освоение новых знаний. Обеспечить работнику средний уровень дохода, но при не лимитированном рабочем дне. Предоставить рабочее место, не требующее высокой квалификации в настоящем, но в перспективе требующее высокой квалификации. Подобные рабочие места возможны во вновь создаваемых предприятиях, когда в первое время объем выполняемых функций не велик, а впоследствии, при развитии организации, функции значительно усложняются и расширяются.
Система стимулирования будет иметь должный эффект, если для таких работников будут созданы условия для продвижения по карьерной лестнице. Сама система стимулирования должна быть построена на основе оценки уровня образования и поощрении профессиональной активности.
Тип работников, реализующих эту стратегию экономического поведения, имеет ряд преимуществ: во-первых, они сознательно не претендуют на высокий уровень дохода, вследствие осознанной оценки уровня своей квалификации. Во-вторых, это люди с заложенным высоким потенциалом к профессиональной деятельности, способные быстро и качественно осваивать новые знания.
Однако данный тип стратегии экономического поведения не может длительное время оставаться стабильным и существует большая вероятность его изменения при изменении стажа работы, при изменении уровня сложности выполняемых работ.
Анализ зависимостей и связей внутри этой стратегии показал следующие интересные взаимосвязи:
- чем больше времени занят работник, тем сложнее работы он выполняет;
- чем проще выполняется работа, тем меньше времени работник тратит на освоение новых знаний;
- чем меньше дохода зарабатывает работник, тем меньше времени он затратил на обучение;
- чем меньше времени занят работник, тем меньше лет он потратил на обучение;
- чем меньше времени занят работник, тем меньший доход он получает;
- чем меньше времени работник потратил на обучение, тем проще выполняемые им работы.
Система детерминации поведения может быть построена следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальными потребностями являются уровень квалификации и занимаемая должность. Однако это не означает, что более высокая должность должна требовать более высокого уровня квалификации.
На стадии конкретизации: интерес к деятельности может быть сформирован под воздействием прежде всего материальных стимулов и стимулов, воздействующих на поощрение освоения новых знаний. Высокая продолжительность занятости в неделю этих работников при высокой профессиональной активности и высоком уровне образования свидетельствует о стремлении к профессиональному росту. Следовательно, можно формировать интерес к деятельности, показав работнику реальные возможности для продвижения по службе. Однако, как мы уже отметили, продвижение по карьерной лестнице не должно значительно усложнять вид выполняемой работы.
На стадии соизмерения и выбора: основные ценности такого типа работников заключаются во внешних атрибутах благосостояния: занимаемая должность, финансовое благополучие. Следовательно, формирование позитивных мотивов деятельности возможно только при обеспечении работника этими атрибутами.
Тип стратегии: средний уровень дохода ценою среднего уровня труда.
Как показало исследование, наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии является достижение среднего уровня дохода за счет времени занятости более 50 часов в неделю, низкой сложности выполняемой работы и минимального уровня внеэкономических переменных.
Данный тип работников ориентирован на средний уровень дохода по следующим причинам. Прежде всего это их сознательное решение. Они таким образом оценивают свои возможности и потребности. К тому же эти работники способны выполнять работу только невысокого уровня сложности.
Длительный рабочий день для работников, реализующих данный тип стратегии, объясняется тем, что они обладают высокой жизненной активностью и значительными профессиональными преимуществами. И то и другое требует реализации со стороны работников.
Интересно, что данный тип работников имеет не высокую творческую профессиональную активность вследствие того, что не часто осваивает новые знания, но повышает квалификацию достаточно регулярно.
Интересны причины, объясняющие невысокую сложность работ, которые способны выполнять эти работники. Как показали результаты исследования, это связано с тем, что работники владеют смежными специальностями. Причем объем смежных специальностей велик. Естественно, что специальности, которыми владеют работники, также имеют невысокую сложность. Кроме того, невысокая сложность выполняемых работ связана с тем, что новые знания неактивно осваиваются работниками.
Смежными специальностями работники владеют в силу того, что они выполняют несложную работу, но обладают большим объемом профессиональных преимуществ.
Освоение новых знаний осуществляется неактивно в связи с тем, что работники обладают невысокой профессиональной активностью.
Все работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, обладают высокой жизненной активностью, и это связано с тем, что:
1) много времени отводится работе;
2) часто повышается квалификация;
3) выполняется несложная работа.
Добиться от работников реализации данной стратегии возможно при выполнении следующих условий.
1. Обеспечить средний уровень дохода при невысокой сложности работ, но при длительной занятости.
2. В организации необходимо поощрять владение смежными профессиями. В этой связи производственный процесс целесообразно строить таким образом, чтобы была возможность для совмещения профессий.
3. В организации необходимо поощрять наличие профессиональных преимуществ.
Тип работников, реализующих данную стратегию экономического поведения, должен представлять интерес для работодателей. Этот тип работников характеризуется высокой профессиональной активностью, готов работать много, качественно. Однако только в рамках своей профессии. Это означает, что эти работники не будут готовы сменить профессию, но легко освоят новую специальность в рамках своей профессии.
Анализ зависимостей и связей внутри этой стратегии показал следующие интересные взаимосвязи:
- творческая профессиональная активность тем выше, чем выше стремление к освоению новых знаний;
- сложность выполняемых работ тем выше, чем выше стремление к освоению новых знаний;
- наличие профессиональных преимуществ тем выше, чем сильнее стремление к освоению новых знаний;
- жизненная активность работника тем выше, чем выше стремление к освоению новых знаний.
Система детерминации поведения может быть построена следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактульными потребностями являются уровень дохода и реализация профессиональных преимуществ.
На стадии конкретизации: интерес к деятельности может быть сформирован под воздействием как материальных, так и моральных стимулов. В любом случае система стимулирования должна оценивать степень владения смежными специальностями, поощрять совмещение профессий, наличие профессиональных преимуществ.
На стадии соизмерения и выбора: ценят работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, в основном проявления жизненного успеха. Поэтому действия, направленные на формирование восприятия того, что эти работники обладают атрибутами успеха, будут формировать необходимые мотивы деятельности.
Тип стратегии: средний уровень дохода ценою минимума труда.
Результаты исследования показали, что наиболее распространенным вариантом реализации этого типа стратегии является вариант, когда средний уровень дохода достигается благодаря времени занятости менее 30 часов в неделю, выполнении работ низкой сложности и наличии среднего уровня внеэкономических переменных.
Добиваться среднего уровня дохода работники данной стратегии могут вследствие того, что они ориентированы на данный тип стратегии, и имеют низкий уровень образования. В среднем, данный тип работников потратил на обучение 12 лет.
Сложность выполняемых работ очень низкая по причине того, что творческая профессиональная активность находится на минимальном уровне и работники сознательно ориентированы на данный тип поведения. То есть на работу, требующую низкого уровня квалификации.
Однако практически все работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, владеют смежными специальностями. Это объясняется тем, что они изредка, но повышали квалификацию.
Небольшое число лет, потраченное на обучение, объясняется тем, что работники ориентированы на небольшой доход и творческая профессиональная активность их находится на минимальном уровне.
Следовательно, добиться реализации подобной стратегии возможно, если воздействовать следующим образом.
1. Создать условия для совмещения выполняемых работ. Работы не должны быть сложными, скорее однотипными, в рамках одной профессии.
2. Продолжительность рабочего времени должна находиться в зависимости от результатов деятельности. Наилучший вариант - не иметь временных ограничительных рамок рабочего дня.
3. Обеспечить средний уровень дохода.
Данный тип работников может представлять интерес для работодателей, там где возможны условия реализации такой стратегии и где на рабочих местах предполагается выполнение простых, монотонных работ, однако при этом требующих активной коммуникативной деятельности.
Анализ зависимостей и связей внутри этой стратегии показал следующие интересные взаимосвязи:
- чем больше времени потрачено на обучение, тем выше уровень сложности выполняемых работ;
- чем больше работник владеет смежными специальностями, тем чаще повышает квалификацию;
- чем чаще работник повышает квалификацию, тем меньше он собирает информацию о свободных рабочих местах;
- чем больше времени потрачено на обучение, тем выше творческая профессиональная активность;
- чем выше сложность выполняемых работ, тем меньше времени тратится на работу.
Система детерминации поведения может быть построена следующим образом.
На стадии актуализации: наиболее актуальной потребностью является короткая продолжительность рабочего дня, при высокой коммуникативной активности.
На стадии конкретизации: интерес к деятельности может быть сформирован под воздействием как материальных, так и моральных стимулов. Формирование интереса происходит под влиянием факторов, способствующих расширению сферы производственной деятельности, формированию уникального потенциала, основанного на совмещении профессий.
На стадии соизмерения и выбора: ценят работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, в основном свободное время. Поэтому действия, направленные на осознание четкой зависимости между результатами работы и временем занятости, будут формировать мотивы, наиболее отвечающие потребностям организации.
Тип стратегии: минимальный уровень дохода ценою максимума труда.
Наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии является достижение минимального уровня дохода за счет времени занятости от 40 до 45 часов в неделю, выполнению работ высокой сложности и наличию максимального уровня внеэкономических переменных.
Следовательно, стратегические ориентиры данного типа работников направлены прежде всего не на материальные составляющие деятельности, а на обладание внеэкономическими переменными.
Низкий уровень дохода объясняется, как правило, не завышенной продолжительностью рабочего дня, наличием высокого уровня образования. (Минимальный уровень образования у данных работников - высшее). Однако уровень образования может и не оказывать влияния на уровень дохода, если профиль деятельности и тип образования (специальности) не совпадают. Здесь мы видим именно этот случай.
Заняты эти работники 40-45 часов в неделю вследствие того, что обладают высокой жизненной активностью и при этом имеют профессиональные преимущества на максимальном уровне. Что требует потребности в реализации данной активности.
Освоение новых знаний находится на максимальном уровне вследствие стратегического ориентира данного типа работников, постоянного повышения квалификации и обладания максимальным уровнем творческой профессиональной активности.
Число лет, потраченное на образование, - максимально возможное. Это объясняется тем, что работники постоянно осваивают новые знания и имеют высокий уровень образования.
Высокую сложность работ работники могут выполнять не только вследствие того, что потратили на образование много лет, но и вследствие того, что они обладают высокой творческой активностью.
Этот тип стратегии экономического поведения должен активно интересовать работодателей. Очевидны преимущества данной стратегии. Работник ориентирован на выполнение сложных работ, активно осваивает новые знания, постоянно совершенствует профессиональные навыки и при этом согласен получать минимальный доход. Во многом данное поведение объясняется непродолжительным стажем работы. Однако этот фактор и делает данный тип стратегии неустойчивым и ограниченным по времени.
Анализ зависимостей показал наличие следующих интересных взаимосвязей:
- чем выше способности к выполнению сложных работ, тем выше уровень получаемого дохода;
- чем ниже уровень профессиональной творческой активности, тем реже повышается квалификация;
- чем ниже уровень образования. Тем меньше наличие профессиональных преимуществ;
- чем выше уровень образования, тем выше получаемый доход.
Система детерминации поведения может быть выстроена следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальной потребностью является потребность в профессиональных навыках.
На стадии конкретизации: интерес к деятельности можно сформировать не столько под воздействием материальных стимулов, сколько воздействуя на реализацию творческой профессиональной активности, способностей и навыков работы данного работника.
На стадии соизмерения и выбора: основные целевые ориентиры данного типа работников направлены на достижение жизненного успеха. Следовательно, формирование позитивных мотивов трудовой деятельности в данном типе стратегий экономического поведения возможно, если работник знает, что выполняемая им работа приведет к карьерному росту, занятию более высокой должности и получению впоследствии большего дохода.
Тип стратегии: минимальный уровень дохода ценою среднего уровня труда.
Результаты исследования показали, что наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии экономического поведения является достижение минимального уровня дохода при времени занятости более 50 часов в неделю, выполнение работ среднего уровня сложности и отсутствие внеэкономических переменных.
Рассмотрим причины, почему данный тип работников реализует указанный тип стратегии экономического поведения.
Прежде всего ориентированы данные работники на минимальный уровень дохода вследствие того, что это является устойчивым ориентиром самого работника, он не занимается сбором информации о свободных рабочих местах и практически не повышает квалификацию.
Сложность выполняемых работ крайне низка вследствие стратегического ориентира работника и того, что работник мало осваивает новые знания, предпочитая обладать старыми навыками.
В свою очередь, освоение новых знаний находится на среднем уровне потому, что работник имеет данный стратегический ориентир и выполняет работу среднего и низкого уровня сложности.
Собирает информацию о рабочих местах данный работник крайне редко, потому что ориентирован на невысокий уровень дохода и никогда не повышал свою квалификацию.
Причины наличия минимального образования объясняется следующим. Прежде всего работник ориентирован не небольшой доход и поэтому он не ориентирован повышать свою квалификацию.
Добиться реализации такой стратегии экономического поведения можно, воздействуя следующим образом:
1. Стимулировать максимальное время занятости. То есть внедрение идеи о невозможности хорошей работы при средней продолжительности рабочего дня.
2. Построить систему мотивации, основанную на общественной значимости выполняемой работы.
3. Построить систему материального стимулирования на основе стимулирования продолжительности времени занятости.
Преимущества данного типа работника заключаются в том, что он изначально ориентирован на низкий уровень дохода. Однако это несет в себе и значительные недостатки: низкая профессиональная активность, нежелание повышать квалификацию, готовность выполнять простую, возможно монотонную работу, не требующую высокой квалификации и специальных навыков.
Однако данный тип работников несет в себе и определенную опасность. Система материального стимулирования, построенная на стимулировании трудовой активности, не окажет влияния на изменение отношения к выполняемой работе.
Система детерминации поведения может быть выстроена здесь следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальной потребностью является возможность быть занятым, как факт деятельности.
На стадии конкретизации: интерес можно сформировать, только используя нематериальные стимулы. Работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения будут воспринимать только тот тип воздействий, когда оценивается само трудовое участие, а не результаты труда и его качество. Материальное стимулирование в данном случае не окажет необходимого эффекта.
На стадии соизмерения и выбора: поскольку работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, имеют целевые ориентиры, направленные на достижение благосостояния и жизненного успеха, то воздействие на формирование мотивов деятельности в данном случае возможно, если работник знает, что выполняемая им работа приведет впоследствии к повышению социального статуса.
Тип стратегии: минимум дохода ценою минимального уровня труда.
Результаты исследования показывают, что наиболее распространенным вариантом реализации данного типа стратегии экономического поведения является достижение минимального уровня дохода при времени занятости менее 30 часов в неделю и 1) выполнении работ среднего уровня сложности и отсутствии внеэкономических переменных либо 2) при выполнении работ минимального уровня сложности и наличии среднего уровня внеэкономических переменных.
Работники, реализующие данный тип стратегии экономического поведения, заняты минимальное время благодаря тому, что они ориентированы на эту продолжительность занятости и совершенно не ориентированы на высокий доход от трудовой деятельности.
Доход находится на минимальном уровне вследствие следующих причин. Работник ориентирован на низкую продолжительность занятости и осознает, что такая продолжительность работы не может приносить высокий доход. К тому же работник обладает минимальной профессиональной творческой активностью, что, в свою очередь, зависит от того, что на образование и профессиональную подготовку он затратил минимальное количество лет.
Сложность выполняемых работ находится на крайне низком уровне, и это связано с тем, что величина профессионального стажа минимальна, уровень образования минимален, новые знания не осваиваются и, как следствие, отсутствуют профессиональные преимущества.
Число лет, потраченное на обучение, находится на минимальном уровне, и связано это прежде всего с тем, что работник изначально ориентирован на низкий уровень дохода и у него отсутствует стремление к выполнению работы высокой сложности.
Сложно говорить о преимуществах, которыми обладает данный тип работников. Как правило, это простые исполнители, не заинтересованные в результатах своего труда и ориентированные на выполнение простой работы, не требующей ни знаний, ни навыков, ни затрат времени.
Однако, как показало исследование, перевод данных работников на работы более сложные, приводит к повышенному интересу к уровню получаемого дохода и стремлению к обладанию профессиональными преимуществами.
Следовательно, при построении правильной системы мотивации можно сформировать у работника заинтересованность к трудовому процессу и его результатам.
Анализ зависимостей показал наличие следующих взаимосвязей:
- чем выше уровень сложности выполняемой работу, тем выше уровень получаемого дохода;
- чем выше уровень сложности выполняемой работы, тем большим объемом профессиональных преимуществ обладает работник.
Система детерминации поведения может быть выстроена здесь следующим образом.
На стадии актуализации: высокоактуальной потребностью является досуг.
На стадии конкретизации: интерес можно сформировать, используя материальные стимулы и стимулы, воздействующие на стремление к выполнению более сложной работы. Работники, реализующие данный тип стратегии, воспринимают только тот тип воздействия, когда оценивается их трудовое участие и доверяется работа более высокой сложности. Прямое материальное стимулирование не будет иметь должного эффекта. Это связано с тем, что работники не ориентированы на большой доход. Однако усложнение работы и, как следствие, увеличение заработной платы будут иметь более высокую отдачу и формировать необходимый интерес к трудовой деятельности.
На стадии соизмерения и выбора: основные целевые ориентиры данного типа работников - это жизненная пассивность. Поэтому формирование мотивов деятельности в данном случае возможно, если работник знает, что отсутствие результатов его работы привет к увольнению, а положительный эффект - к более сложной работе, приводящей к более высокому уровню дохода.
Мы рассмотрели основные факторы, влияющие на реализацию определенных типов стратегий экономического поведения работника на рынке труда. Знание основных факторных зависимостей позволит работодателю более эффективно управлять персоналом на своем предприятии. 1 2 3 4 5
1. Chandler A. Strategy and Structure Cambridge. 1962. P. 16.
2. Карлофф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991. С. 148.
3. Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Наука, 1990. С. 17.
4. АнсоффИ. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. С. 124.
5. Основы предпринимательского дела / Под. ред. Ю.М. Осипова. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 66, 67. УДК 331:108.2