Научная статья на тему 'О Евгении Замятине, физике, нанотехнологиях, киборгах и постмодернизме'

О Евгении Замятине, физике, нанотехнологиях, киборгах и постмодернизме Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
597
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЯТИН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ФАНТАСТИКА / ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ЧИСЛО / ФИЗИКА / ФОРМУЛА ПРОВОДНИКА / АНДРОИД / НАНОТЕХНОЛОГИЯ / POSTMODERNISM / FANTASY / IRRATIONAL NUMBER / PHYSICS / CONDUCTOR FORMULA / ANDROID / NANOTECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колчанов Владимир Викторович

В статье рассматривается поэтика романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» с точки зрения постмодернистской замещаемости. В качестве аллюзий и коннотаций интертекста впервые исследуется такой аспект человеческой деятельности, как физика. Ее направления электромагнетизм, нанотехнология и кибертроника вписываются не только в основы жанра научной фантастики, но и в традицию европейского романтизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT YEVGENIY ZAMYATIN, PHYSICS, NANOTECHNOLOGIES, CYBORGS AND POSTMODERNISM

In article the poetics of the novel anti-utopia of Ye. I. Zamyatin «We» from the point of view of a post-modernist substitutability is considered. As hints and connotations of intertext such aspect of human activity as physics is investigated for the first time. Its directions electromagnetism, nanotechnology and kibertronika are entered not only in bases of a genre of science fiction, but also in tradition of the European romanticism

Текст научной работы на тему «О Евгении Замятине, физике, нанотехнологиях, киборгах и постмодернизме»

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

О ЕВГЕНИИ ЗАМЯТИНЕ,

ФИЗИКЕ, НАНОТЕХНОЛОГИЯХ, КИБОРГАХ И ПОСТМОДЕРНИЗМЕ

В. В. КОЛЧАНОВ

В статье рассматривается поэтика романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» с точки зрения постмодернистской замещаемости. В качестве аллюзий и коннотаций интертекста впервые исследуется такой аспект человеческой деятельности, как физика. Ее направления -электромагнетизм, нанотехнология и кибертроника - вписываются не только в основы жанра научной фантастики, но и в традицию европейского романтизма.

Ключевые слова: Замятин, постмодернизм, фантастика, иррациональное число, физика, формула проводника, андроид, нанотехнология.

О писателе Е. И. Замятине, выпускнике петербургского кораблестроительного института, внесшим в свой самый известный роман «Мы» своеобразный математический шифр, некий пифагорейский код и даже фрагменты нумерологических наук - гематрии и изопсефии, писали много и охотно. По этому поводу можно было бы составить целую библиографию. И главное, на что обращали внимание литературоведы, -это на математический корень «^-1». О том, что это «странное, с точки зрения математики, сочетание (иррациональный ^-1)», что оно «никакого отношения к иррациональным числам не имеет, и тем более не является одним из них», было впервые высказано американскими учеными Т. Лахузен, Е. Максимовой и Э. Эндрюс [3]. Исследователи проделали большую, кропотливую работу - посвятили целый раздел книги детальному анализу ^-1 с точки зрения комплексных чисел и пришли к выводу о нем как скорее о литературно-философском образе, о «символе двойственности, единства и борьбы противоположностей», нарушении закона энтропии, «неоднозначного мироощущения Д-503» [3, с. 40-43].

Думается, это верно, и в то же время отчасти нет, когда дело касается прикладного математика, математика-кораблестроителя, практика, морского инженера, связанного с электротехникой. Прикладник не мог ошибиться в словесном определении: «иррациональные числа», «в мире корней из минус 1», «иррациональный корень», «иррациональная формула», поэтому давайте посмотрим внимательнее на сам знак в той редакции, которую предлагает видный московский ли-

тературовед и специалист по творчеству Е. И. Замятина, Е. Б. Скороспелова (объявившая, кстати, писателя первым постмодернистом), и отбросим представление о квадратном корне, так как в числах иррациональных квадратный корень далеко не исчерпывает более широкого понятия радикала V, исчисляемого в разных степенях, тем более что в скороспеловской редакции романа знака математического корня ни разу не встречается [2]. Существуют только латинские машинописные заглавные литеры V и I «V-!», прописанные через дефис. Мы именем скрытое значение через их вычитание или их отношение. В Записи 18, например, есть следующее описание отношения: «я вижу: бесконечно огромное, и одновременно бесконечно малое, скорпионообразное, со спрятанным и все время чувствуемым минусом-жалом: V-!». «Минус-жало» «-», вероятно, и есть, или точнее выразиться, воспроизводит в формуле «V-!» иррациональные числа, так как согласно определению иррациональных чисел, «всякое иррациональное число может быть заключено между двумя рациональными числами (значениями по недостатку и по избытку), разность между которыми сколь угодно мала» [1]. С этой позиции иррациональное, или, как его можно еще назвать, дробное бесконечное число, существует для Д-503, и в математике оно имеет такое же право на существование, как, например, элементарные частицы и их воздействие на опыты в физике. С бесконечным числом-погрешностью встречается душа Д-503 в детстве во время урока электромеханического учителя Пля-пы, в момент перед операцией, в фантазии об

инакомыслящем, сравниваемым с «первым метеоритом из целого ряда грохочущих горящих камней, высыпанных бесконечностью на наш стеклянный рай (Запись 22), в размышлениях соседа по уборной, высчитавшего, «что бесконечности нет» (Запись 39). «Последняя - это для детей: детей бесконечность пугает, - говорит герой-повествователь, - а необходимо - чтобы дети спокойно спали» (Запись 30). Бесконечность в виде «V-I» 13, т. е. чертову дюжину раз входит в мистериальный узел романа - поиск «Последнего числа» - числа счастья, связанного с устройством Единого Государства и с полетом космического корабля «Интеграл», для описания которых одной науки математики недостаточно.

Д-503, как и автор романа, прикладной математик, инженер-испытатель, поэтому в данной реальности необходимо добавить еще одну науку, которую забывают практически все исследователи, тем более, что она логично вытекает из принципа сопредельности. Сопредельная с математикой наука - физика. Нас будет интересовать ее раздел «электромагнетизм», современное перспективное направление «кибертроника» и ее так называемые нанотехнологии. Но обо всем по порядку. В романе «Мы» четыре из семи символов-литеров персонажей романа Б, Я, I, Ф (Б, Я, I, Ф, Д, О, Ю) и наш выделенный восьмой персональный символ V, имеют физические значения, в которых содержатся главные параметры электромагнетизма. Для произведения это явно не случайно. К тому же символ V как было уже дважды отмечено, встречается в романе 13 раз, в отличие, скажем, от Ф, употребленном всего два раза. В физике такими символами обозначаются следующие параметры: S - поперечное сечение проводника, Я - его сопротивление, I - сила тока, Ф - магнитный поток; символ же V имеет целых две важных составляющих - скорость изменения магнитного потока и напряжение, или разность потенциалов на концах проводника. Оба параметра обозначаются через знак V:

V строчная - скорость изменения магнитного потока, V прописная - электрическая измерительная единица Вольт, ставшая знаком опасности и смерти на электроприборах и в местах их соединений, особенно на опорах электропередач.

V (Вольт) не только позаимствовал пиратскую черную шутку - портрет «веселого Роджера» в «электрификации всей страны» - на столбах-опорах ЛЭП, но и технически сакрализовал, табуировал индустриальное пространство так, как в древности столбами отмечали места погребений и кормушки духов. V-I в шутку непосредст-

венно связан с одним персонажем романа -электрическим прибором - роботом с шутливым прозвищем Пляпой, впервые заинтриговавшим героя в рассказе об иррациональных числах и V-I.

Нетрудно добавить, что даже любовные взаимоотношения персонажей завязаны на физической шутке - формулах тока, где сам Д-503, логически являясь Д - диаметром проводника, по поверхности которого ток и бежит, размышляет: «И может быть, как раз сию минуту, ровно в 22, когда я пишу это - она, закрывши глаза, так же прислоняется к кому-то плечом и так же говорит кому-то: «Ты любишь?» Кому? Кто он? Этот, с лучами-пальцами (Ф. - В.К.), или губастый, брызжущий Я? Или Б?» (Запись 16). Попробуем составить из романных символов формулу проводника, добавив лишь время и его длину, которые не относятся к чистым параметрам электромагнетизма. И тогда получим, что:

^ Ф /Ж = УЯ = VI/Б.

Параметры проводника, выходит, можно рассматривать как научно-физический фольклор, который часто можно встретить на современных сайтах [5], или элемент научно-фантастических романов и кинофильмов об андроидах, существах искусственного интеллекта, построенных на проводниках.

Для более четкого представления об этих существах достаточно обратиться к свободной энциклопедии «Википедия», чтобы получить предельно исчерпывающие, лаконичные и точные определения: «Андроиды - это человекоподобные роботы. Часто, для увеличения сходства с человеком в конструкцию андроидов добавляют различные органические элементы (кожа, ткани и т. д.). В одних научно-фантастических произведениях андроиды описаны как имеющие человеческую внешность электромеханические роботы. В других произведениях авторы называли андроидами полностью органические, но искусственные создания. Существовало также и множество промежуточных значений. С понятием андроида соприкасается значение слова «киборг», переводящееся как кибернетический организм. Тут делается смысловой акцент на самом симбиозе биологических и электронно-механических систем. Впервые слово «андроид» употребил французский писатель Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адам (выделено мною. -

В.К.) (MathiasVilliersdel’Isle-Adam) (1888-1889) в своем произведении «Будущая Ева» («Тотог-row’sEve») для обозначения человекоподобного

робота, описывая искусственную женщину Ада-ли (Hadaly). Адали разговаривала с помощью фонографа. По другой версии слово «андроид» произошло от создателя первых механических игрушек Анри Дро [6].

Отдавая должное большой галерее литературно-кинематографических образов, созданной фантастами, все западноевропейские андроиды, начиная с искусственной женщины Адали, говорящей под фонограмму, из романа французского писателя Ф. де Лиль-Адама «Будущая Ева» (1889), до комического Фантомаса и доброго киборга Терминатора из самого дорогостоящего голливудского фильма «Терминатор 3: Восстание машин» (2003), борющегося с прекрасной представительцей новой модели андроидов, жидкометаллической женщиной-убийцей Т-Х, собственно и сконструированы на формуле описанного выше проводника. И если внимательно присмотреться, то можно заметить, что детали киборгов (кибернетических организмов) имеются не только у Пляпы, но и практически у всех персонажей романа. По замятинской иронии, многие нумера Единого Государства напоминают андроидные модели из фантастических романов, каждый из них что-то так или иначе дополняет в общую картину роботизации. Кибертро-ника будущего в романе преисполнена таких достижений, что, действительно, использует соединение электромеханического с человеческим. Благодетель изображается Д-503 огромной ста-туированной машиной с нечеловеческой мощью «ЧУГУННОЙ РУКИ», бумажный доктор имеет «лезвие-нос» и «ножницы-губы», Ь330 издает молнийный, озонный запах, у Ф из рукавов юнифы выглядывают «пальцы-лучи». И сам главный герой как будто состоит из железных деталей, которые видны в таких фрагментах романа: «Это правда: я, настоящий я не хотел. И все же: какими словами сказать ей. Как объяснить ей, что железо не хотело, но закон - неизбежен, точен» (Запись 14), «Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку» (Запись 25); «как обманывал себя, и как она достала подложные удостоверения, и как я ржавел день ото дня, и коридоры внизу, и как там - за Стеною...» (Запись 39). Д-503, видимо, имеет и прозрачные части тела, так как закрывает рукопись при входе хранителей непрозрачной частью: «Все мое существо билось и пульсировало в той (к счастью, непрозрачной) части тела, какою я прикрыл рукопись» (Запись 28).

Насколько провидческими оказываются образы таких писателей-фантастов начала ХХ в.,

как Е. Замятин, в современном мире, можно судить сегодня по стремительному развитию молекулярной физики и генной инженерии. Слова «революции вечны» главной героини романа Ь330 можно отнести и к революции, совершенной в этих областях. Новое направление науки в нашем веке получило название нанотехнологий. Один из создателей нанонауки американский ученый Э. Дрекслер, автор книги «Машины созидания: грядущая эра нанотехнологии», описал ее единицу как ассемблер, или нанофабрику, в виде огромного чана. В котел закладывался наноматериал (т. е. отходы), и уж из него выплавлялись различные вещества с заданной молекулярной структурой, вплоть до колоний ДНК и РНК. «По прогнозам NN (Национальная нанотехнологическая инициатива США), - как сообщал нам еще в 2008 г. журнал «Философские науки», - молекулярные наносистемы будут созданы около 2020 г. По оценкам CRN (Центр ответственных нанотехнологий, США), при целенаправленном усилии молекулярное производство (наноассемблеры или нанофабрики) может стать реальностью уже к 2015 г.» [7]. И это всего через сто лет после даты, указанной в конце романа - «1920», и через три года после выхода этого номера журнала. «Нанофабрикам, - читаем дальше, - отводится ведущая роль в грядущей научно-технической революции. Простота проектирования и изготовления сложных конструкций позволит создавать сверхмощные компьютеры, превосходящие современные по быстродействию и объемам обрабатываемой информации в миллионы раз. Суперкомпьютеры в сочетании с нанороботами позволят подробно проанализировать структуру человеческого мозга и понять механизмы его работы. Это, в свою очередь, поможет ученым создать искусственный интеллект, превосходящий человеческий. Любую работу по обслуживанию людей и обеспечению их материальными благами можно будет передать машинам.

Люди получат возможность модернизировать свои тела, заменяя органы и ткани более совершенными. Будет возможно даже по собственному усмотрению изменить свой внешний облик, преобразившись до неузнаваемости. Виртуальные миры, поддерживаемые сверхмощными компьютерами, откроют для людей колоссальные возможности для творчества и самореализации. Постройка сверхскоростных космических кораблей и гигантских жилищ в космическом пространстве приведут к быстрой экспансии человечества в космосе и непрерывному освоению

пространства вокруг звезд и других источников энергии» [7].

Нумер «Ф и какие-то цифры» с «пальцами-лучами», видимо, настоящий шедевр подобного ДНК-искусственного интеллекта, родившийся физиологически в будущем, а идейно на сто лет раньше «Мы», на творческой вилле Д. Байрона в 1818 г. В состязании на самое ужасное произведение ученица поэта, в то время уже введшего в мировую художественную литературу образ вампира, М. Шелли создала не менее страшного Франкенштейна. «Франкенштейн, или современный Прометей» (так назывался рассказ английской готической писательницы) триумфально прошелся по европейской ойкумене, и в массовом искусстве ХХ в., когда начал писаться роман «Мы», главный герой рассказа доктор Франкенштейн уже демонстрировал демонические черты, превратился в чудовище, которое сконструировал. Небезынтересны в этом плане две аллюзии из Записи 9-й романа «Мы»: действие «чугунной руки», казнящей преступника на Площади Куба, сопровождается «углубленной, строгой, готической тишиной», а жителей Единого Государства герой именует Прометеями: «Но явился Прометей (это, конечно, мы):

«И впряг огонь в машину, сталь,

И хаос заковал законом».

«Мы» - «Прометей» однозначно указывает не только на титанов-монстров, какими были в истории земли сыновья Геи, но и на Франкенштейнов - «Ф».

Рассказ М. Шелли аукнулся на другом краю Европы - в России. Десятью годами позже несколько забытым русским писателем А. Погорельским, дядей автора «Упыря» и «Семьи вурдалака», повлиявшего на создание пушкинских образов Командора и Медного всадника, был написан цикл готических новелл под названием «Двойник, или мои вечера в Малороссии» (1828). В книге двойник, авторское «я» рассказчика, в задушевной беседе передавал ему мефистофелевские истории одна страшнее другой. В одной из них «Пагубные последствия необузданного воображения» повествовалось о механической кукле Аделине, источником которой, по верному замечанию одного из современных исследователей [4] повести, послужила «Олимпия - «одушевленное» создание физика Спаланцани и пьемонтского механика Копполы» из рассказа Гофмана «Песочный человек». Необыкновенная красавица, дочь немецкого профессора математики, механики и астрономии Андрони, о которой рас-

сказывал автор-повествователь (под знакомым уже нам по замятинскому литеру) «Ф...», ведет себя как светская девушка, приходит на свидание к влюбленному графу, восхитительно танцует и даже выходит за него замуж. Более того, в беседе с Антонием выяснялось, что кукла из истории-новеллы не одинока. «Кому неизвестно, -убеждал Двойник Антония в «вечерах», - что знаменитый Альберт (ученый астролог, живший в тринадцатом столетии и прозванный Великим) составил куклу, над которою трудился беспрерывно тридцать лет? Кукла эта, названная Анд-роидою Альберта Великого, по свидетельству тогдашних писателей, так была умна, что Альберт советовался с нею во всех важных случаях. В тысяча восемьсот пятнадцатом году физик Робертсон, бывший перед тем в России и показывающий фантасмагорические представления, хвалился, что он изобрел своего рода клавикорды, которые выговаривали целые слова человеческим голосом. Я сам видел клавикорды эти в Париже: к ним приделана была кукла в человеческий рост, щегольски одетая в женское платье, с модною на голове шляпкою» [8]. Таким образом, дочь Андрони и Андроида Альберта Великого, как видим из содержания рассказа, также поучаствовали в создании термина «андроид» и введении его в широкий научно-фантастический оборот, и именно автор-повествователь «Ф...» из новеллы Двойника мог стать денотатом замятин-ского «Ф и какие-то цифры».

Такая высокая степень физико-художественной замещаемости, интертекст романа, может говорить не просто об энциклопедичности писателя, о компиляциях и коннотациях, а об отмыкании нового романтического культурного кода, новой романтической системы. И киборгизация Единого Государства - одна из составных частей общей модернизации романа. Писателю необходимо фантастически усилить и усложнить в любом проявлении тоталитаризма присутствие страшного, демонического, надмирного, ввести демонические иерархии не открыто, а символически-универсально, соткать их из разнодисциплинарных осколков и аллюзий, показать состояние человеческого как реакцию на присутствие чужого, искусственного, «инородного тела». Такую игру в осколки наук как части человеческой культуры и ее символики с полным правом можно отнести к постмодернизму.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. Т. 21. С. 514.

2. Замятин Е. И. Мы: Роман, повести, рассказы, пьесы, статьи и воспоминания / сост. Е. Б. Скороспело-ва. Кишинев, 1989. Цит. данное издание с указанием в тексте номера Записи романа «Мы».

3. Лахузен Т. О синтетизме, математике и прочем: Роман «Мы» Е. И. Замятина. СПб., 1994.

4. Турьян М. Рефлексии мифа о губительной статуе: Антоний Погорельский // Пушкинские чтения в Тарту 4: Пушкинская эпоха: Проблемы рефлексии и комментария: мат-лы Междунар. конф. Тарту, 2007.

С. 204.

5. URL: http://ffke1975.narod.ru

6. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki

7. URL: http://www.t-generation.ru

8. URL: http://lib.liim.ru

* * *

ABOUT YEVGENIY ZAMYATIN, PHYSICS, NANOTECHNOLOGIES, CYBORGS AND POSTMODERNISM

V. V. Kolchanov

In article the poetics of the novel anti-utopia of Ye. I. Zamyatin «We» from the point of view of a post-modernist substitutability is considered. As hints and connotations of intertext such aspect of human activity as physics is investigated for the first time. Its directions - electromagnetism, nanotechnology and ki-bertronika - are entered not only in bases of a genre of science fiction, but also in tradition of the European romanticism.

Key words: postmodernism, fantasy, irrational number, physics, conductor formula, android, nanotechnology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.