УДК 338.222
Царегородцев Д. Ю. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал
РАНХиГС Россия, Екатеринбург О ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования комфортной городской среды, а также критерии для ее оценки.
Ключевые слова: благоустройство, городская среда
Tsaregorodtsev D. U. graduate student Ural Institute of Management - RANEPA branch
Russia, Yekaterinburg
ON THE EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF LOCAL GOVERNMENT IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF IMPROVEMENT
Abstract: The article discusses the problems of creating a comfortable urban environment, as well as the criteria for its assessment.
Keywords: urban environment
Благоустройство территории города выступает и как одна из жизнеобеспечивающих сфер городского хозяйства, оказывающих непосредственное влияние на качество и уровень жизни населения. Кроме того, по внешнему облику города оценивается его статус и уровень социально-экономическое развитие в глазах внутренних и внешних инвесторов. Тем самым, данная тема и проблематика с успехом вписывается в рамки новой и актуальной концепции экономики счастья, утверждающей в частности, что уровень ВВП и другие показатели развития сообществ уже не так эффективно отражают результаты развития государства.
Как известно концепция Федерального закона №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрела, что деятельность органов местного самоуправления в сфере развития благоустройства территории города выделена как их прямая обязанность [1]. На что же может повлиять деятельности органов власти в сфере развития благоустройства территории муниципальных образований?
Можно увидеть в этой деятельности два ключевых вектора: экономический и социальный.
По оценкам экспертов, деятельность органов власти в сфере совершенствования благоустройства территории муниципалитетов прямо способствует и косвенно влияет на эффективность муниципального хозяйства. Так, например, в экономическом плане, поддержание санитарного порядка, своевременная уборка территории города способствует беспрепятственной работе общественного транспорта, безопасности
движения пешеходов и т.п.
Более того, благоустроительные работы позволяют улучшить транспортно-эксплуатационное состояние и качество содержания автомобильных дорог города, что в свою очередь приводит к снижению количества ДТП из-за сопутствующих дорожных условий и обеспечивает комфортность передвижения автотранспортных средств и пешеходов по дорогам города; развитие городского освещения и городского озеленения приводит к улучшению условий предоставления транспортных услуг населению и совершенствованию организации транспортного обслуживания пассажиров.
Что еще можно рассмотреть в данном аспекте. Качественное и высокоэффективное освещение города влияет на экономичность установок, рациональное использование электроэнергии, внедрение практик и развитие высокоэкономичных и надежных источников света, повышение надежности и электробезопасности работы сетей наружного освещения города в целом. Проводимая в рамках благоустройства работа по ранжированию территории города, выделению заброшенных, неблагоустроенных зон, способствует максимально эффективному использованию городских земель, что впоследствии повысит как регулярные налоговые потоки (земельный налог), так и разовые платежи (например, арендные платежи за земельные участки на период строительства и эксплуатации). В целом, надлежащий уровень благоустройства ведет к снижению эксплуатационных затрат населения и предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории городов.
Многочисленные качественные работы по реконструкции и воссозданию районов, их коммуникаций, парков, набережных, площадей и других мест массового отдыха населения позволяет сделать практически любой город туристическим центром, местом для отдыха горожан и гостей города. В дальнейшем такие территории могут обеспечить подъем экономики города, повысить уровень жизни населения в том числе и за счет стимулирования внутренней миграции, притока новой рабочей силы. Данная особенность еще будет выражаться и транспортной доступности всем желающим многочисленных объектов городов. Тем самым, самые разнообразные работы по благоустройству и контроль за данными мероприятиями в городе развивают отдельные финансово-экономические механизмы и институции. Так существуют методики расчетов коммерческой и бюджетной эффективности сценариев градостроительного развития [2]. По специальной методике определяется совокупность затрат инвесторов для развития территории, рассчитываются возможные совокупные доходы инвесторов, срок их окупаемости (как правило это 8 -10 лет). Таким образом, обоснована достаточно высокая коммерческая эффективность различных проектов по благоустройству отдельно взятых территорий, районов в городских округах. При ежегодных затратах бюджета в 1,1 млрд. руб. имеется возможность возвращать в бюджет около 1,2 млрд. руб. в виде поступлений от НДФЛ, налогов на прибыл от хозяйственных субъектов, а
также от налогов на имущество и на землю.
В этом аспекте можно привести пример влияния мероприятий по благоустройству и дизайну городской среды на экономические результаты деятельности муниципалитетов. Разные проекты и работы в области концепции «плейсмейкинг» (парки, скверы, инсталляции, набережные и т.п.) обеспечит прямо пропорциональный рост капитализации жилой и коммерческой недвижимости, повышение ставков реализации в зоне пешей доступности на 5-8 % (иногда до 20%), рост ставок аренды недвижимости (в среднем до 10%), общий рост деловой активности и улучшение инвестиционного климата за счет повышения посещаемости объектов оптовой и розничной торговли, рост прибыли таких объектов. Также будет обеспечен рост поступлений налога на прибыль от реализации и эксплуатации объектов недвижимости, который будет вызван ростом ставок аренды и реализации недвижимости, а также хозяйственной деятельностью объектов торговли. И что не мало важно будет обеспечено сокращение экологических потерь за счет развития парковых и пешеходных зон, велосипедных дорожек и связанного с этим возможного последующего снижения концентрации автомобильного транспорта.
В конечном счете создание современной и комфортной городской среды для человека будет являться одним из условий перехода российского общества к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, что заявлено в главных стратегических документах нашей страны [2]. Что касается социального аспекта деятельности органов местного самоуправления в рамках их полномочий по благоустройству, то можно отметить следующие эффекты.
Совершенствование внешнего благоустройства, создание гармоничных и благоприятных условий проживания, является одним из негласных требований (потребностей) жителей города социально -экономического характера. А такой элемент как озеленение территории города вместе с насаждениями и цветниками, пешеходными дорожками и площадками, малыми архитектурными формами и оборудованием создает образ города, при этом выполняя также важнейшие рекреационные и санитарно -защитные функции. Благоустроенный город воспринимается его жителями без негатива, тем самым снимается социальная напряженность в обществе.
Как результат, уровень благоустройства и озеленения населенных пунктов прямо относится к основным критериям, формирующих понятие «качество жизни» и общую комфортность условий проживания населения.
Таким образом, все аспекты управления и совершенствования работ по благоустройству территорий способствует созданию условий для обеспечения комплексного и устойчивого развития территории, для обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении всех видов работ и мероприятий в сфере благоустройства.
Использованные источники:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Кикава Н.П. Экономика градостроительства: оценка эффективности мероприятий комплексного благоустройств территорий [электронный ресурс]. URL: https://mguu.ru/wp-content/uploads/2017/12/Kikava.pdf (дата обращения: 25.11.2018)
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».