Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
483
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОСТАВ СФЕРЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА / ЭЛЕМЕНТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Конева В.В., Хижняк С.А.

В статье рассмотрены основные мероприятия по благоустройству территории. Проанализирована деятельность муниципального хозяйства и состав сферы благоустройства территории Еврейской Автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Постановление Администрации Бирского городского поселения от 17.01.2012 № 6 «Об утверждении муниципальной целевой Программы «Благоустройство населённых пунктов Бирского городского поселения на 2012-2016 годы».

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Конева В.В.*, Хижняк С. А.*

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

В статье рассмотрены основные мероприятия по благоустройству территории. Проанализирована деятельность муниципального хозяйства и состав сферы благоустройства территории Еврейской Автономной области.

Ключевые слова: благоустройство территории, муниципальное образование, состав сферы благоустройства, элементы благоустройства.

Большая часть населения планеты проживает в городах. Под влиянием производственной и рекреационной деятельности горожан интенсивно деградируют природные комплексы, окрестности историко-культурных памятников, интересных объектов культуры. Города являются источниками загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Источниками загрязнения городской среды являются любые объекты производственной и бытовой деятельности людей, приносящие загрязнения в атмосферный воздух, водные объекты, почву и грунты города.

Актуальность данной темы заключается в том, что благоустройство и является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства.

Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Согласно словарю В.И. Даля благоустраивать - приводить в хорошее устройство, в добрый порядок.

* Студент 2 курса факультета Экономики, управления и права.

* Студент 2 курса факультета Экономики, управления и права.

В состав сферы благоустройства территории Еврейской Автономной области входят: дорожное хозяйство; санитарная очистка и уборка; зеленое хозяйство; уличное освещение; элементы архитектуры малых форм, а также прочие виды благоустройства.

Благоустройство окружающей среды - это совокупная деятельность по благоустройству территорий муниципальных образований, изменению (реконструкции), поддержанию в надлежащем состоянии внешнего вида зданий, сооружений и объектов благоустройства, формирующая комфортную среду жизнедеятельности.

К объектам благоустройства относят различные типы открытых пространств и их окружения: парки, сады, скверы, набережные, площади, улицы (в том числе пешеходные), дворы, пляжи, временные сооружения и их комплексы - торговые киоски, павильоны, мини-рынки, летние кафе, автостоянки, гаражные боксы, отдельно стоящие объекты наружной рекламы и другие.

Элементы благоустройства делятся на передвижные (мобильные) и стационарные; индивидуальные (уникальные) и типовые.

К ним относятся:

- малые архитектурные формы - фонтаны, беседки, теневые навесы, лестницы, оборудование для игр детей и отдыха взрослого населения, ограждения, городская садово-парковая мебель и другое;

- коммунальное оборудование - устройства для уличного освещения, урны и контейнеры для мусора, стоянки велосипедов и другое;

- произведения монументально-декоративного искусства - скульптуры, декоративные композиции, стелы, произведения монументальной живописи;

- устройства объектов наружной рекламы и информации, не связанные прочно с землей;

- знаки городской адресации - аншлаги (указатели наименований улиц, площадей, набережных, мостов), номерные знаки домов, информационные стенды, щиты со схемами адресации застройки кварталов, микрорайонов;

- памятные и информационные доски (знаки);

- знаки охраны памятников истории и культуры, зон особо охраняемых территорий;

Особое внимание уделяется временным сооружениям, к которым относятся торговые павильоны, киоски, остановочные павильоны, посты ГИБДД, гаражные боксы и другие объекты, которые устанавливаются у тротуаров, пешеходных дорожек, мест парковок автотранспорта, разворотных площадок, тупиковых проездов. Они не должны создавать помехи движению автотранспорта и пешеходов.

Запрещается установка временных сооружений на территориях дворов жилых домов без согласия их жильцов, на других территориях - без согла-

сия их землепользователей, а также самовольное изменение внешнего вида временных сооружений, их параметров.

Дорожное хозяйство является одним из важнейших элементов благоустройства.

В соответствии с назначением и использованием городских улиц и дорог их инженерная система и оборудование включают следующие элементы: освещение, озеленение, водоотводящие устройства, подземные коммуникации различного назначения, транспортное оборудование, сооружения по организации и безопасности движения транспорта и пешеходов, мосты и путепроводы.

Работы по содержанию городских улиц и дорог являются сезонными (говорят о летних, осенних, зимних и весенних видах работ).

Источниками для финансирования ремонта и содержания городского дорожно-мостового хозяйства служат средства местного бюджета.

Говоря о санитарной очистки и уборки города, можно выделить задачи:

- защита почвы, воздуха и воды от загрязнений отбросами,

- предотвращение размножения мух и грызунов,

- создание нормальных санитарных условий для жизнедеятельности человека,

- обеспечение безопасности и удобства пешеходного и транспортного движения путем уборки тротуаров,

- удаления снега, а также борьба с гололёдом.

Мероприятия по уличной уборке финансируются из местного бюджета на основе предоставляемых соответствующими специализированными предприятиями сведений об объемах выполненных работ и их стоимости. Городские коммунальные органы разрабатывают сводные планы уборки уличных территорий (утверждается местными органами власти на год).

Городское зеленое хозяйство включает две тесно связанные между собой отрасли:

- эксплуатационная - уход за зелеными насаждениями, которые являются важной частью общей системы благоустройства города;

- производственная - выращивание исходного посадочного материала для озеленения.

Затраты по эксплуатации городских зеленых насаждений общего пользования финансируются из городского бюджета. Производственные предприятия зеленого хозяйства - питомники, цветочные и семенные хозяйства -покрывают свои расходы за счет реализации продукции.

Объем услуг, оказываемых зеленым хозяйством, определяется в производственных программах, которые разрабатываются для отдельных производственных звеньев. При составлении производственной программы по эксплуатации зеленых насаждений необходимо иметь перечень всех имеющихся в городе зеленых объектов общего пользования, уход за которыми возложен на специализированные городские организации.

Составляется также план капитального ремонта зеленых насаждений, дорожек, газонов, оборудования объекта. Финансирование капитального ремонта зеленых насаждений осуществляется за счет специальной статьи городского бюджета «Капитальный ремонт сооружений благоустройства».

Приняты три группы критериев для оценки городской системы озелененных территорий: экологические, функциональные и эстетические.

Экологические критерии способствуют выявить роль озеленения в снижении неблагоприятного воздействия города на человека, а также его эффективность в регулировании нежелательных природных и антропогенных факторов. К первым относятся сильные ветры, перегрев, засушливость или переувлажнение воздуха. Ко вторым - шумовое загрязнение, вредные выбросы, недостаточная аэрация застройки и тому подобное.

Функциональные критерии составляют часть социально-экологической оценки озелененных территорий как рекреационной системы и характеризуют разнообразие видов отдыха, полноту охвата всех групп городского населения.

Эстетические критерии используют для оценки роли озелененных территорий в формировании представлений о городе как полноценной среде обитания, обладающей своеобразием и уникальным архитектурно-художественным обликом.

Функционирование систем благоустройства города связано с наличием ряда проблем, которые могут быть разделены на:

- финансово-экономические, например проблема дефицита финансовых ресурсов;

- экономико-организационные - чрезмерный монополизм, отсутствие конкуренции и неэффективная система управления благоустройством территории. Так, в данной сфере недостаточно четко разделены функции заказчика и подрядчика.

- жилищно-коммунальное хозяйство Биробиджана требует миллионных вложений. Износ сетей критический, половина домов нуждается в капитальном ремонте, по благоустройству областного центра у горожан также много вопросов.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, постановлением мэрии города от 22.07.2015 N 2972 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ» мэрия города ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие и модернизация жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» на 2016-2018 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы мэрии города по промышленности, строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству.

3. Настоящее постановление опубликовать в муниципальной информационной газете.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2016.

Состояние и специфика жилищно-коммунального хозяйства (далее -

ЖКХ), социальной сферы, их функционирование требуют неотложного и пристального внимания и значительных объемов финансирования в целях удовлетворения жизнеобеспечивающих потребностей жителей в городском округе.

Важными направлениями деятельности органов местного самоуправления городского округа в сфере социально-экономического развития города, дающими повысить надежность и качество жизни населения, проживающего на территории городского округа, являются развитие и модернизация коммунальной инфраструктуры, обеспечение населения города качественными жилищно-коммунальными и бытовыми услугами, повышение степени благоустройства жилищного фонда.

Предприятия ЖКХ, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не осуществляют инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых для развития инфраструктуры. В результате отмечается высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры, в свою очередь, который, приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов по сравнению с нормативными. Коммунальная инфраструктура города Биробиджана характеризуется высокой степенью износа.

Вместе с тем по состоянию на 01.01.2015 уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в городском округе составляет в среднем 68-70 %. Оборудование объектов коммунальной инфраструктуры в основном выработало свой ресурс, устарело и не может соответствовать современным требованиям энергоэффективности. В итоге растет количество аварий в системах тепло-, водоснабжения, водоотведения, увеличивается стоимость ремонтов.

Связанный с постоянным увеличением издержек коммунального комплекса рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту платежей граждан. В результате чего, это ведет к увеличению дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Рост дебиторской задолженности является основной причиной недофинансирования работ капитального характера и, следовательно, снижения качества предоставляемых коммунальных услуг.

Проблема состояния жилищного фонда в городском округе является источником ряда отрицательных социальных тенденций. В результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, жителям не обеспечивается комфортное проживание, люди не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.

В целях обеспечения благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в городе Биробиджане особое внимание обращается на сохранение доступности услуг муниципальных бань для жителей города, проживающих в неблагоустроенном и частично благоустроенном жилищном фонде. В связи с этим необходимым является принятие мер, направленных на обеспечение доступности для населения платы за жилищно-коммунальные и бытовые услуги и, как следствие, мер, направленных на компенсацию МУП «Бани» выпадающих доходов.

С 2010 года в области осуществляется реализация мероприятий энергосбережения на территории городского округа.

В целом деятельность коммунального комплекса в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, в настоящем времени, характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

Одной из главных причин возникновения этих проблем является высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость. ЖКХ городского округа - это одна из наиболее важных сфер города, от эффективной и налаженной работы которой зависит комфортное проживание граждан, обеспечение их качественными жилищно-коммунальными и бытовыми услугами.

Список литературы:

1. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2010.

2. Гостев В.Ф. Основные принципы озеленения городов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bibliotekar.ru, свободный.

3. Озеленение населённых мест [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp//dic.academic.ru, свободный.

4. Благоустройство территории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veststroi.ru/blagoustroistvo, свободный.

5. Благоустройство территории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.api.nnov.ru, свободный.

6. Услуги ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ^фУ^т-stroyservic.ru/index.php/uslugi-zhkkh, свободный.

7. Общие и специальные виды обустройства территорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.biblioclub.ru, свободный.

8. Ковязин В.Ф. Инженерное обустройство территорий: учебное пособие / Под ред. У А. Косякова. - Лань, 2015.

9. Инженерное обустройство населенных пунктов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusbuildrealty.ru, свободный.

10. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru, свободный.

11. Благоустройство территории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ginkgo.ru/services/accomplishment/, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.