УДК 803.0 ББК 81.2 Нем
Искандарова Гульнара Рифовна
кандидат филологических наук, доцент
кафедра иностранных и русского языков Уфимский юридический институт МВД России
г. Уфа
Iskandarova Gulnara Rifovna
Candidate of Philology,
Assistant Professor Chair of the Foreign and the Russian Languages Ufa Law Institute of the Interior of Russia Ufa
О двух продуктивных словообразовательных моделях имен действия в современном немецком языке About Two Productive Word-Formation Structures of Nomina Actionis in Modern German
В статье рассматриваются немецкие словообразовательные модели с суффиксами -ung и -en категории имени действия. Анализируются их продуктивность, структурная вариативность и семантические характеристики.
The article presents German word-formation structures with -ung and -en-suffixes of “nomina actionis” category. Their productivity, structural variety and semantic characteristics are considered.
Ключевые слова: имя действия, словообразовательная модель,
продуктивный, суффикс, вариативность, производное имя, предметные и процессуальные значения.
Key words: nomen аctionis, word-building model, productive, suffix, variety, derivative, subject and process meanings.
Во всех грамматиках современного немецкого языка [4] отмечается, что самым продуктивным и стилистически нейтральным словообразовательным типом образования имен действия в немецком языке являются отглагольные образования на -ung.
Суффикс -ung функционирует в системе языка как служебная, связанная морфема, которая не совпадает с основами самостоятельно употребляющихся лексических единиц, что проявляется в характере его значения. Суффиксу -ung присуще абстрактное категориальное значение, которое реализуется в составе словообразовательной модели, в сочетании с её свободными компонентами. Значение суффикса тесно связано с его функциями. Его наличие сигнализирует о парадигматических особенностях включающих его слов [2: 155].
Суффикс -ung определяет принадлежность слова к таким грамматическим категориям как часть речи - существительное, род - женский, тип образования множественного числа - -en. Кроме того, данный суффикс обладает способностью транспортировать производящую основу из одной части речи в другую. Наиболее характерным для суффикса -ung выступает процесс перевода глагольных основ в субстантивные: sammeln - Sammlung.
Следует заметить, что с суффиксом -ung имеется ряд отыменных образований, например, Zeitung ^от Zeit), Waldung ^от Wald), не относящихся к деривационно-семантической категории имен действия. Однако большинство современных слов с суффиксом -ung являются отглагольными образованиями и принадлежат к словообразовательному типу имен действия.
Производные с суффиксом -ung частично сохраняют глагольные свойства. Так, образования от переходных глаголов типа Besteigung «восхождение», Bewachung «охрана» обычно употребляются с объектным родительным падежом, в соответствии с управлением данных глаголов, требующих дополнения в винительном падеже. Однако образование дериватов на -ung связано с определенными семантическими ограничениями производящих основ. Невозможно, например, образовать производные имена действия от глаголов, обозначающих состояние, например, sehen^*Sehung, hören^*Hörung, schmecken^*Schmeckung и т.д. В некоторых случаях в языке уже имеются лексикализованные отглагольные имена, созданные по другим словообразовательным моделям, например, Fahrt (V+-t), Hetze (V+-e), Sprung (V+0).
Имена действия с суффиксом -ung можно разделить на три группы: 1) nomina actionis (слова типа Übertretung, Umkehrung); 2) nomina acti (слова типа Neigung, Begeisterung); 3) слова с конкретным (предметным) значением (слова типа Kleidung, Nahrung). Однако вряд ли возможно провести строгое разграничение производных с суффиксом -ung на эти группы, поскольку большинство слов с этим суффиксом совмещает процессуальные и предметные значения.
Благодаря своим свойствам словообразовательный тип с суффиксом -ung дает возможность образования слов, имеющих одновременно и значение
действия как процесса, а также отдельных актов, и значение действия как состояния (физического, психического) или явления, приводящему к какому-то результату, как определенного мероприятия, направленного на те или иные объекты [1: 143].
Эти особенности производных слов на -ung проявляются также и в сравнительно немногочисленных образованиях от непроизводных глагольных основ, например, (das) Lesen «чтение» (как процесс) и (die) Lesung «чтение» (как явление, мероприятие), «прочтение», «читка». Приведем пример из художественной литературы:
Der Schreiber war fertig. Der Richter las das Protokoll durch, langsam, genau. Unterschrieb. Reichte Goya das Schriftstück. Mußte er jetzt unterzeichnen? Er schaute voll Angst auf den Richter. «Lesen Sie», forderte dieser ihn auf, und Goya, da er noch nicht zu unterzeichnen brauchte, atmete befreit. Er las, es war eine qualvolle Lesung. (L. Feuchtwanger).
На данном примере видно, что производные с суффиксом -ung дают возможность представить тот или иной процесс как факт, явление, мероприятие, приводящее к определенному результату, в то время как субстантивированный инфинитив дает возможность изобразить действие в его протекании.
Согласно грамматике Дуден [4] за суффиксом -ung по убывающей частотности следуют следующие словообразовательные средства, участвующие в образовании имен действия: -(e)n, нулевые суффиксы (нулевая деривация), -(er)ei, Ge- + (-e), -(at)ion, -e. Все остальные словообразовательные средства в среднем составляют менее 1 % (среди них суффиксы иноязычного
происхождения -(at)ur, -ement, -age и др.). У В. Моча наблюдается несколько иная последовательность словообразовательных формантов: -(e)n, -ung, -e, -t, аблаут (нулевая деривация), Ge- + (-e) [5].
Как видно из этого, следующим продуктивным словообразовательным типом, служащим для образования Nomina actionis, являются образования с суффиксом -(e)n. Суффикс -(e)n по-разному квалифицируется в словообразовании. С одной стороны, его относят к грамматическим, а не к
словообразовательным элементам, поскольку он характеризует
грамматическую форму глагола, например, неопределенную и некоторые определенные формы глагола - 1 и 3 л. мн.ч. Некоторые немецкие языковеды (В. Моч, авторы грамматики Дуден и др.) считают, что в случае субстантивации глаголов суффикс -(e)n выполняет другую задачу: он служит для образования абстрактных имен существительных (за исключением небольшой группы конкретных существительных: das Essen «еда», das Schreiben «письмо»). По мнению других ученых (Р.З. Мурясов и др.), суффикс -(e)n может выступать в двух ипостасях - и как деривационная, и как грамматическая морфема, например, warm/wärm-en, Berlin/berlin-ern, Land/land-en.
По мнению В. Моча, суффикс -ung уступает словообразовательному форманту -(e)n в том, что -(e)n может образовывать производные существительные от всех глаголов [5: 322]. Образования на -(e)n и -ung представляют собой «чистые номинализации», что означает изменение синтаксической категории (глагол^имя существительное) при одновременном сохранении семантической репрезентации глагола.
Однако в образованиях на -(e)n и -ung существуют определенные различия, которые можно проиллюстрировать на следующих примерах:
(1) Die Erstürmung der Hauptstadt bedeutet meist das Ende des Krieges.
(2) Das Erstürmen der Hauptstadt bedeutet meist das Ende des Krieges.
Во втором предложении (2) Erstürmen подчеркивает временную последовательность отдельных событий, в то время как Erstürmung в (1) выделяет событие как целостность. Это тонкое различие объясняет и тот факт, что дериваты на -ung при определенных условиях могут стать исчисляемыми. Это не относится к образованиям на -(e)n, за исключением некоторых лексикализованных имен.
Поскольку образования с -(e)n возможны от всех глаголов, то обычно в словарях общеупотребительной лексики представлены только субстантивированные инфинитивы, имеющие высокую степень
лексикализованности. Их удельный вес «настолько ничтожен, что практически не представляется возможным определить, какую долю процента по
отношению к номинализациям с -(e)n вообще они могли бы составить» [2: 39]. Далее, отмечает Р.З. Мурясов, представленные в словарях субстантивированные инфинитивы характеризуются антропоцентризмом. Они обозначают поведение, социальные взгляды, желание, внутреннее состояние людей, например: Ansinnen, Auftreten, Bedauern, Befinden, Befremden,
Einvernehmen, Einsehen, Empfinden, Gebaren, Gehaben, Leiden и т.д. Некоторые субстантивированные инфинитивы развили конкретно-предметные (Abkommen, Andenken, Anschreiben, Essen, Fressen) и акциональные значения (Andringen, Anerbieten).
Проведенный нами структурно-семантический анализ производных имен действия немецко-русского политехнического словаря [3], образованных по моделям с суффиксами -ung и -en, позволяет сделать следующие выводы:
1. В сфере терминологии отмечается значительное количество структурно
вариативных производных имен действия. Так, дериваты с -en имеют варианты в виде моделей с суффиксами -ung (Abbremsen/Abbremsung), -0
(Anlaufen/Anlauf), -(a)tion (Koagulieren/Koagulation), -t (Anfahren/Anfahrt), -e (Abnehmen/Abnahme), -enz (Fluoreszieren/Fluoreszenz), -age (Dränieren/Dränage), -ur (Dekatieren/Dekatur) и т.д. Основная масса случаев варьирования наблюдается у производных с продуктивными суффиксами -ung и -en. В общей сложности можно выделить три типа словообразовательного варьирования: двучленное (Fundierung/Fundation), трехчленное (Fixieren/Fixage/Fixierung) и многочленное (Anodieren/Anodisieren/Anodisation/Anodisierung). Внутримодельное варьирование часто сопровождается морфонологическим варьированием производящей основы благодаря различного рода чередованиям или наращениям (Entasten/Entästen, Entastung/Entästung). Как видно из примеров, можно сделать предположение о том, что словообразовательные модели с суффиксами -ung и -en обнаруживают семантическую близость.
2. Производные с -en выражают конкретные механические действия, различные производственные процессы и операции, в то время как противостоящие им производные с суффиксами -ung, -0, -e отличаются меньшей степенью вербогенности, приобретая предметные значения, причем
предмет представляет собой или результат действия, выраженного глагольной основой, или орудие, инструмент, служащий для осуществления данного действия. Например: Einbeulen «вдавливание» - Einbeulung «вмятина», Einhalsen «обжатие» - Einhalsung «шейка, местное уплотнение» и др. Многие производные развивают несколько процессуальных и предметных ЛСВ, например: Einlegen «1. вкладывание, вставление; подкладывание;
закладывание; загрузка; погружение; 2. раскладка (шрифта по кассам); вкладка (например, приложений); наклад (листов); вставка (книжного блока); приклейка (например, ленточки-закладки); 3. пищ. консервирование; маринование» -Einlage «1. прокладка; вкладка; прослойка, слой (например, в кабеле); вставка; вкладыш; сердечник (каната); 2. корпус (конфеты); заполнение (ткани); 3. текст; бортовка; 4. начинка (сигары); 5. вклейка (в книге)».
3. Между лексико-семантическими вариантами производных с суффиксами -ung, -0, -e создается семантическая оппозиция «действие : предмет», в которой значение действия выражается однокорневой номинализацией с -en, например: Durchbohren «пересечение буровой
скважиной» - Durchbohrung «1. сквозное отверстие; 2. см. Durchbohren», Gestalten «придание формы; формообразование; оформление; конструирование» - Gestaltung «1. форма, вид, конфигурация; 2. конструкция; 3. см. Gestalten».
Итак, говоря о словообразовательных моделях на -ung и -en в сфере обозначений имен действия, можно отметить их высокую продуктивность и превосходство перед другими словообразовательными моделями - исконными и иноязычными. Поскольку образования с -en возможны от всех глаголов, а суффикс -ung проявляет определенную «избирательность» к производящим основам, можно говорить об абсолютной продуктивности словообразовательной модели на -en. В этой связи обе модели можно считать синонимичными и находящимися в отношениях словообразовательного варьирования как друг с другом, так и с моделями на -0, -(a)tion, -enz, -age, -ur и т.д. Словообразовательной модели на -en больше свойственна процессуальность, в то время как модель с -ung отличается меньшей степенью вербогенности, приобретая предметные значения.
Библиографический список
1. Левковская, К.А. Именное словообразование в современной немецкой общественно-политической терминологии и примыкающей к ней лексике [Текст] / К.А. Левковская. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - 163 с.
2. Мурясов, Р.З. Словообразование и функционально-семантические категории (на материале суффиксальных существительных немецкого языка) [Текст] / Р.З. Мурясов. - Уфа: БашГУ, 1993. - 224 с.
3. Панкин, А.В. Немецко-русский политехнический словарь. Ок. 50 000 терминов [Текст] / А.В. Панкин. - М.: РУССО, 1996. - 568 с.
4. Duden. Die Grammatik (Bd. 4) [Тех^. 8., überarbeitete Aufl. - Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 2009. - 1343 S.
5. Motsch, W. Deutsche Wortbildung in Grundzügen [Тех^ / W. Motsch. - Berlin; New York: de Gruyter, 1999. - 451 S.
Bibliography
1. Duden. Grammar (Vol. 4) [Тех^. 8th Reprinted Edition. - Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Duden Publishers, 2009. - 1343 p.
2. Levkovskaya, К.А. Nominal Word-Formation in Modern German Public Political Terminology and Its Corresponding lexis [Тех^ / К. А. Levkovskaya. - М.: Publishing House of the Science Academy USSR, 1960. - 163 p.
3. Motsch, W. German Word-Formation in General Lines [Text] / W. Motsch. - Berlin; New York: De Gruyter, 1999. - 451 p.
4. Muryasov, R.Z. Word-Formation and Functional Semantic Categories (On the Basis of German Suffix Nouns) [Тех^ / R.Z. Muryasov. - Ufa: BashSU, 1993. - 224 p.
5. Pankin, АУ. German Russian Politechnical Dictionary. Ca. 50 000 Terms [Тех^ / АУ. Pankin. - М.: RUSSO, 1996. - 568 p.