РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Г. И. Варданян
О ДВИЖУЩИХ СИЛАХ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Аннотация
С поступательным развитием экономики, основанной на знаниях, повышается интерес к движущим силам этого явления, характерного постиндустриальной эпохе. Идентификация движущих сил новой экономики имеет важное значение для выработки соответствующей политики теми странами, которые имеют намерения развиваться в этом направлении. В статье выявлены и систематизированы движущие силы экономики, основанной на знаниях, даны их детальные характеристики и механизмы действия. Экономика, основанная на знаниях, появляется под воздействием следующих сил: a) экономической глобализации; б) информационной революции; в) революции знания; г) повышения компьютерного сетиривания и возможности подключения через Интернет; д) технологических изменений.
Annotation
In connection with further development of the economy knowledge-based economy interest toward the driving forces of this phenomenon rises, which is characteristic of the postindustrial epoch. Identification of the driving forces of the new economy more important for development of corresponding policy by the countries which have intentions to develop in this direction.
Forces driving the knowledge-based economy are revealed and systematized in the article as well as their detailed characteristics and mechanisms for action.
The knowledge-based economy is emerging from follow forces: a) economic globalization; b) information revolution; c) knowledge revolution; d) increasing computer networking and connectivity over the Internet; ) technological changes.
Ключевые слова
Экономика, основанная на знаниях; движущие силы экономики, основанные на знаниях; экономическая глобализация; революция знания; информационная революция; компьютерное сетиривание; интернет; технологические перемены.
Key words
^owledge-based economy; forces driving the knowledge-based economy; economic globalization; information revolution; knowledge revolution; computer networking; internet; technological changes.
В связи с поступательным развитием экономики, основанной на знаниях (или экономики знания), повышается интерес к двужущим силам этого явле-
ния, характерного для постиндустриальной эпохи.
Идентификация движущих сил новой экономики имеет важное значе-
ние для выработки соответствующей политики теми странами, которые имеют намерения развиватья в этом направлении.
По мнению Джона Хауфтона и Питера Шихена, экономика знания появляется под воздействием двух сил: повышения интенсивности знания в экономической деятельности и глобализации экономических отно-шений1.
Комиссия экономического и социального исследования Объединенного Королевства (ESRC) исходит из того, что движущие силы распадаются на несколько категорий: глобализацию рынков и товаров (благодаря национальному и международному дерегулированию); повышение полезности информацион-ной и коммуникационной технологии; сетирование и повышение подключения через Интернет; повышение интенсивности знания в экономической жизни (которая стала возможным благодаря росту ИТ и высокотехнологичной продукции и услуг) 2.
Специалисты Всемирного банка3 идентифицировали шесть факторов экономики знания: человеческий капитал, технологию, конкуренцию, измине-ния, знание, глобализацию, которые в настоящее время обусловливают экономическое и социальное развитие стран.
Другие анализы4 предлагают три взаимосвязанные движущие силы, которые изменяют правила предпринимательства и национальной конкуренции, прокладывая путь к экономике знания. Этими силами являются: глобализация (рынки и продукция более глобальны),
1 A Primer on the Knowledge Economy. Prepared by John Houghton and Peter Sheehan. CSES Working Paper No. 18, February 2000, http://www.cfses.com.
Knowledge Economy in the UK. http://www.esrcsocietvtodav.ac.uk/ESRCInfoCentre/facts/ index4.aspx.
3 Knowledge-Based Economic Development: World Bank Strategy for Achieving Global Competitiveness. World Bank.
4http://www.skyrme.com/insights/21gke.htm
интенсификация информации (знания)*, компьютерные сетирование и возможность подключения (развитие Интернета сближает “глобальную деревню”, благодаря чему товары и услуги могут разрабатываться, приобретаться, продаваться и во многих случаях поставляться через электронную сеть).
Очевидно, что с углублением экономической глобализации и повышением прозрачности националь-ных границ обостряется конкуренция не только на мировом рынке, но и на национальных. В нынешних условиях все больше и больше расширяются глобальные цепочки создания стоимости, обостряется конкуренция за вхождение в них, а для этого требуется все больше и больше новых знаний. В этом отношении одним из главных факторов конкурентоспособности становится знание и его эффективное управление.
Повышение интенсивности знания обусловлена не только его массовым производством, но и массовым применением. Фактически речь идет о революции знания (включая научную революцию). Следовательно, одной из движущих сил можно признать это беспрецедентное явление.
Интенсифкация информации стала возможной благодаря новой информационной революции. При этом особое значение приобретает не только интенсификация процессов сбора, обработки и распространения информации, но и производства все новых и новых средств для обеспечения этих процессов. По существу, речь идет об информационной революции, которую по праву можно причислить к движущим силам экономики знания.
Важным стимулом для интенсификации процессов создания и распро-
* Эффективное производство основывается на информации и “ноу-хау”, чем и обусловлено то, что в экономиках развитых стран более 70%-ов информационные работники: многие работники компаний больше используют свои головы, чем руки.
странения технического знания является ускорние технологических изменений, замена одних технологий другими. В этом отношении технологические изменения являются существенной движущей силой экономоки знания, так как повышается значение не только собственно технического знания, но и умения эффективного управления этими изменениями и в этом контексте-технологическими разрывами. В этих условиях существенно увеличивается потребность не только в технических знаниях, но и в знаниях о рынках, о потребителях и их стремительно меняющихся потребностях.
Таким образом, из вышеизложенного можно заключить, что основными движущими силами экономики знания являются: экономичекая глобализация и обострение конкуренции, информационная революция и повышение интенсивности процессов распространения знания, революция знания и увеличение масштабов производства и применения знания, компьютерное се-тиривание и увеличение возможности подключения через Интернет, технологические изменения.
Экономическая глобализация. За прошедшие три десятилетия мир стал очевидцем исторически беспрецедентной экономической либерализации, которая привела к увеличенным потокам людей, товаров, капитала и денег между народами и экономическими сферами. Эти необратимые процессы способствовали экономическому росту и повышению производительности в разных местах земного шара, изменили характер обществ, рынков труда и национальных экономик. Новые глобализированные и технологоемкие экономики имели сильное воздействие на развитие общества. Не имеющая локальной зависимости, их производственная база переместилась на рынки с дешевой рабочей силой, благоприятной деловой и инвестиционной средой. Этим обуслов-
лено то, что развитые страны вынуждены были сконцентрироваться над развитием секторов экономики, основанной на знаниях. Устранение барьеров распространения товаров, инвестиций и рабочей силы, информации и знания многими странами создает большие возможности для глобального прогресса. Одновременно углубляющаяся либерализация международной торговоэкономической деятельности обостряет конкуренцию. В глобальной конкурентной среде успех каждой страны обусловлен уровнем конкурентоспособности национальной экономики. Между тем конкурентные преимущества в постиндустриальной эпохе формируются на основе знания и информации. В настоящее время все меньше и меньше продукцию можно производить на национальной основе. Процессы глобализации привели к появлению глобальных цепочек создания стоимости и этим путем создания широких возможностей повышения конкурентоспособности товаров и услуг. В частности, разработка и апробация крупной промышленной продукции (например, самолетов) требуют больших человеческих и материальных ресурсов, эффективное использование которых стало возможным благодаря углублению процессов глобализации. Одновременно для вовлечения в глобальную цепь решающее значение приобретают технические, рыночные и другие знания. Таким образом, появление экономики знания в большей мере было обусловлено глубинными процессами экономической глобализации.
Информационная революция. Термин “информационная революция” описывает текущие социальноэкономические и технологические тенденции. Информационные технологии сами по себе не приводят к трансформациям в обществе, а упрощают создание знания. В экономике знания ИКТ рассматриваются как инструменты увеличения творческого потенциала и зна-
ния людей. Сфера ИКТ в экономике имеет мультипликативное ваздействие: исследование в 1995г. воздействия производства программного продукта Microsoft-а в экономике выявило, что каждое рабочее место в этой компании создает 6.7 новых рабочих мест в других сферах, в то время как одно рабочее место Boing-а создает 3.81. Воздействие ИКТ в целом на экономику так существенно, что можно говорить об экономике информации: законы Мура (Moore's Law)2, Гильдера (Gilder's Law) 3, Норви-га (Norvig law)4 и Меткальфа (Metcalfe's Law)5, которые вместе представляют ее. Революция стала возможным распространением компьютеров, созданных в конце 1960-х годов и открытием микропроцессора в 1971 году. С этого времени темп технологического прогресса обобщил закон Мура, определенного сооснователем Intel-а Гордоном Муром. Стремительное увеличение мощности компьютерной техники способствовало интенсификации и приданию массового характера обработке и распространению информации, производства знания. Информационная революция способствовала появлению нового явления - информационных обществ, в которых качество экономического роста определяется достижениями в области образования и науки.
Революция знания. Считается, что текущая революция по счету третья, для которой характерна скорость и мощность.
Революция знания - это изменение парадигмы в глобальном масштабе, что очень сопоставима с аграрной и промышленной революциями. Революция относится к кардинальному соци-
1 Mandel, Michael J (1997) The New Business Cycle. Business Week, 31 March, pp. 48-54.
2 Moore’s Law: An Intel Perspective. 2005, Intel Corporation
3 Gilder's Law. http://norvig.com/norvigs-law.html
4 Norvig law. http://norvig.com/norvigs-law.html
5http://www.spectrum.ieee.org/WEBONLY/publicfeature
/dec03/12035com.html
ально-экономическому изменению относительно перехода от создания добавленной стоимости чрезвычайно ограниченными ресурсами к созданию добавленной стоимости с безгранично растущими и применяемыми знаниями6. Революционные перемены в производстве и распространении знаний привели к формированию новой солидной основы экономики. Усиленная глобализацией, революция знания представляет значительные возможности для социальноэкономического развития. Одновременно страны также столкнутся с реальной угрозой отставания, если не будут способны синхронно идти с изменениями.
Создание, доступность и применение знания превращаются основным определяющим фактром глобальной конкуренции, поэтому речь идет о “революции знания”, основными элементами которого являются7: а) ускорение кодификации знания и разработки новых технологий, б) усиление тесноты связи повышенного уровня инновации с короткими жизненными циклами продукции (например, действия закона Мура относительно микрочипа), в) повышение уровня образования и соответствующих навыков рабочей силы, г) повышение важности обучения в течение всей жизни, д) превышение инвестиций в нематериалных активах (НИОКР, образование, программное обеспечение) над инвестициями в основной капитал (в странах ОЭСР), е) получение большей добавленной стоимости от инвестиций в таких нематериальных активах, как брендинг, маркетинг, распределение, управление информацией и знанием, з) повышение важности инновации и производи-тельности в росте внутреннего продукта и ж)повышении конкуренции.
6 Knowledge Revolution - Wikipedia, the free encyclope-dia.htm
7 Dahlman, Carl (2002) Challenges of the Knowledge Economy for Education, Life-long Learning and the
Knowledge Economy Conference Stuttgart, Germany October 9-10.
Компьютерное сетирование и увеличение возможности подклюю-чения через Интернет. Как электричество в свое время имело революционное значение в быту людей и в экономике, так и такое значение приобрели современные информацион-ные технологии, которые являются характерной чертой текущей “кондратьевской волны”. Они не только распространяются во всех сферах человеческой деятельности, но и оказывают существенное воздействие на быт людей, формируя, по выражению Билла Гейтса1, “веб-стиль” жизни. По этому поводу М. Кастельс заметил, что развитие в сетевую эпоху без Интернета похоже на индустрализацию без электричества2. Перефразируя сказанное, можно говорить, что без Интернета, основы современной информационной инфраструктуры, невозможно представить экономику знания. Важными показателями компьютерного сети-рования является количество пользователей и хостов. Повышение доступности подключения к Интернету благодаря сетевому эффекту (действие закона Меткальфа), удешевление компьютеров (действие закона Мура) расширяют возможности распространения знания через него. Созданные знания и технологии распространяются по миру мгновенно, укорочивая жизненный цикл конкурентного преимущества, что вынуждает конкурентов постоянно обновлять лежащие в основе конкурентного преимущества знания. Это относится в равной мере и к компаниям, и к странам.
О тенденциях в сетевой эпохе Кевин Кельвин3заметил, что большая ирония наших дней заключается в том,
1 Гейтс, Б (2001) Бизнес со скоростью мысли. Изд. 2-е,-М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, с. 127.
2 Castells, M (2000) Information Technology and Global Capitalism’, in Hutton and Giddens, eds. On the Edge,
essays on a Runaway World, London, Jonathan Cape.
3 Kelly, K New Rules for the New Economy,
http://www.wired.eom/wired/archive/5.09/newrules pr.ht mlhttp
что эпоха компьютеров прошла. Отдельные компьютеры сделали свое дело: ускорили нашу жизнь. В наши дни все перспективное связано с коммуникациями компьюторов: работают не
компьютеры, а их связи. Именно вследствие этого происходит интенсификация распространения информации и знания, все ближе становятся национальные экономики, все взаимосвязывается.
Технологические изменения.
Эльвин Тоффлер заметил, что если технологию рассмотреть как большой двигатель, мощный ускоритель, то знание следует рассматривать как его горючее4. Следовательно, для технологических изменений требуется “горючее”, то есть новые знания. В связи с тем что технологические изменения в постиндустриальной эпохе стали стремительными, то упомянутый “двигатель” требует все больше и больше “горючего” в виде знания.
Р. Фостер находит, что установки успешно функционирующих компаний не случайны, они базируются на понимании динамики конкуренции. Для понимания этой динамики он предлагает три идеи: S-образной кривой, преимуществ атакующих и технологических разрывов. Это утверждение, можно считать, справедливо и по отношению к национальным экономикам. Суть S-образной кривой заключается в том, что вначале, когда делаются инвестиции в разработку нового продукта, успехи не так уж велики. При задействовании ключевых знаний результаты улучшаются скачкообразно. Но чем дальше происходит инвестирование в процесс или в продукт, тем труднее и дорогостоящее становится технический прогресс, потому что S-образная кривая имеет точку перегиба, где начинается снижение результатов, несмотря на продалжающиеся инвестиции. Наступа-
4 Э. Тоффлер, Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоф-флер. — М.: ООО “Издательство ACT”, 2002, .42.
ет время перехода на другой продукт или технологический процесс, так как дальнейшее продвижение вперед невозможно. Период такого перехода и называется технологическим разрывом. Формирование новой кривой возможно лишь на основе совершенно новых знаний. В нынешних условиях повышается интенсивность таких переходов.
Закономерности технологических изменений обусловливают необходимость постоянного и своевременного обновления лежащих в основе технологий, то есть замена старых технологий
на новые, чтобы не оказаться в технологических разрывах. Постоянный, стремительный и глобальный характер технологических изменений кардинально меняет и характер конкуренции, которая вследствие углубления глобализационных процессов становится глобальным и касается всех стран, даже если та или иная страна слабо интегрирована в мировую экономику. Поэтому технологические изменения вынуждают и такие страны двигаться по пути построения динамичных экономик, какими являются экономики знания.
Технологические разрывы и новое знание
Источник (с изменениями автора):Фостер Р Обновление производства: атакующие выигрывают. М.:Прогресс,