Научная статья на тему 'О духовных основах семейного воспитания'

О духовных основах семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / семья / ребенок / духовность / человечность / любовь / upbringing / family / child / spirituality / humanity / love

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основы духовного воспитания в семье. Раскрываются важ' нейшие его принципы — глубинное изменение души, воспитание человечности и всече' ловечности (Ф. М. Достоевский), семья как школа любви. Приводятся системы стилей воспитания, которые включают следующие типы: 1) автократический — явно доминируют родители; 2) авторитарный — допускается право голоса ребенка, но без права решения; 3) демократический — равность голосов родителя и ребенка; 4) разрешающий — согла' сие родителя с любым решением подростка; 5) попустительский — все решает сам ребе' нок, не оповещая родителей; 6) игнорирующий — независимость поведения родителей и детей. Авторы считают наиболее благоприятными для семейного взаимодействия ав' торитарный и демократический стили. Анализируются современные формы угасания любви, отмеченные Э. Фроммом, — лю' бовь как взаимное половое удовлетворение и любовь как «“работа в составе команды” и “убежище от одиночества”», и их влияние на духовное воспитание ребенка. Способы противостояния угасанию и воспитания ответственности сформулированы и в истории человечества, и в отечественной педагогике, например в системе В. А. Сухомлинского. Это значит осознавать гармоническое единство личного и общественного; дорожить святынями Отечества как личными ценностями; иметь глубокое чувство человеческого достоинства и ценить достоинство другого; быть открытым другому и в горе, и в радос' ти; любить труд как способ самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPIRITUAL FOUNDATIONS OF FAMILY EDUCATION

The article considers the basics of spiritual education in the family. Its most important princi% ples are revealed – the profound change of the soul, the education of humanity and all%humanity (F. M. Dostoevsky), the family as a school of love. The authors present systems of parenting styles, which include the following types: 1) autocratic — parents clearly dominate; 2) authoritarian — the child’s right to vote is allowed, but without the right to decide; 3) democratic — the equality of the votes of the parent and the child; 4) permissive — the consent of the parent with any deci% sion of the teenager; 5) laissez%faire — everything is decided by the child himself, without notifying the parents; 6) ignoring — independence of behavior of parents and children. The authors consider the authoritarian and democratic styles of relationships to be the most favorable for the interac% tion of parents and children. The authors analyze how modern forms of love extinction, noted by E. Fromm — love as mutu% al sexual satisfaction and love as “team work” and “refuge from loneliness”– manifest themselves in spiritual education at different stages of a child’s development. Ways to resist this extinction and the development of responsibility are formulated both in the history of mankind, and in domestic pedagogy, for example, in the system of A. M. Sukhomlinsky. It implies being aware of the harmo% nious unity of the personal and social; cherishing the shrines of the Fatherland as personal values; having a deep sense of human dignity and appreciating the dignity of others; being open to others in sorrow and in joy; loving labor as a way of self%realization.

Текст научной работы на тему «О духовных основах семейного воспитания»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

йО!: 10.17805^ри.2023.1.17

О духовных основах семейного воспитания

А. А. Горелов Институт философии РАН, Т. А. Горелова Московский гуманитарный университет

В статье рассматриваются основы духовного воспитания в семье. Раскрываются важнейшие его принципы — глубинное изменение души, воспитание человечности и всече-ловечности (Ф. М. Достоевский), семья как школа любви. Приводятся системы стилей воспитания, которые включают следующие типы: 1) автократический — явно доминируют родители; 2) авторитарный — допускается право голоса ребенка, но без права решения; 3) демократический — равность голосов родителя и ребенка; 4) разрешающий — согласие родителя с любым решением подростка; 5) попустительский — все решает сам ребенок, не оповещая родителей; 6) игнорирующий — независимость поведения родителей и детей. Авторы считают наиболее благоприятными для семейного взаимодействия авторитарный и демократический стили.

Анализируются современные формы угасания любви, отмеченные Э. Фроммом, — любовь как взаимное половое удовлетворение и любовь как «"работа в составе команды" и "убежище от одиночества"», и их влияние на духовное воспитание ребенка. Способы противостояния угасанию и воспитания ответственности сформулированы и в истории человечества, и в отечественной педагогике, например в системе В. А. Сухомлинского. Это значит осознавать гармоническое единство личного и общественного; дорожить святынями Отечества как личными ценностями; иметь глубокое чувство человеческого достоинства и ценить достоинство другого; быть открытым другому и в горе, и в радости; любить труд как способ самореализации.

Ключевые слова: воспитание; семья; ребенок; духовность; человечность; любовь

введение

Воспитание рассматривается как одна из важнейших сфер семейных отношений наряду с интимно-личной, нравственно-психологической и хозяйственно-бытовой. Семья осуществляет не только первичную социализацию ребенка, но и закладывает духовные основы его саморазвития.

В современном глобальном обществе преобладающей тенденцией становится отказ от традиционных методов семейного воспитания и в то же время господствует назойливая пропаганда разрушения любви и семьи. Еще в Новое время знаменитый педагог Я. Коменский писал, что «пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира» (Коменский, 1988: 131). Главная цель вос-

питания в том, чтобы мир стал хоть чуточку лучше и добрее, чем сейчас, и в формировании целостной личности, отчетливо понимающей, зачем нужны любовь, семья, внутренний рост, самотворчество. Воспитание необходимо и должно основываться на вечных ценностях, которые сравнивают с озоновым щитом нашей планеты, предохраняющим мир от смертельного облучения.

о стилях воспитания

Как утверждает древнейший памятник индийской культуры «Бхагавад-Гита», любое воспитание подразумевает, насколько это возможно, глубинное изменение души человека. «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы», — писал И. Кант. Оно «есть искусство, применение которого должно совершаться многими поколениями» (цит. по: Семья, 1990Ь: 110, 111). Он же предупреждал, что воспитание — величайшая проблема и труднейшая задача для человека. При воспитании, по И. Канту, следует приучать ребенка к дисциплине, развивать его умственно, учить думать и поступать нравственно, прививать чувства собственного достоинства, стыдливости и подниматься до целомудрия и чистоты. Цель воспитания, по В. С. Соловьеву, состоит в том, чтобы «связать временную жизнь нового поколения с вечным благом, общим для всех поколений» (Соловьев, 1988: 75-76).

В. Гумбольдт развил принцип, который особенно важен для духовного воспитания: «Мысль и чувства должны объединиться в единое деятельное целое» (Гумбольдт, 1991: 140). У немецкого ученого присутствуют также принципы единства физического и морального, соединения цельности мира и уникальности каждого существа.

Социализация детей должна заключаться прежде всего в воспитании человечности и всечеловечности. М. Мид писала: «...человечность — нечто такое, что может быть утеряно, нечто хрупкое, что следует сберегать жертвоприношениями и табу и лелеять в каждом из сменяющихся поколений. "Что мы должны делать, чтобы быть людьми?" — вот вопрос, такой же старый, как само человечество» (цит. по: Семья, 1990а: 206). Если воспитание человечности — это задача, то воспитание всечеловечности — сверхзадача. Ее обретение ведет, по Ф. М. Достоевскому, через всемирную отзывчивость ко всемирному братству людей.

Принцип единства духа, души и тела требует особого подхода к телесности. Согласно М. Монтеню, необходимо соединение строгости с мягкостью: «Приучите его к поту и холоду, к ветру и жгучему солнцу, ко всем опасностям, которые ему надлежит презирать. Пусть он относится с безразличием к тому, во что он одет, на какой постели спит, что ест и пьет, пусть он привыкает решительно ко всему» (там же: 56). Но, конечно, не следует доходить до абсурда.

Семейное «воспитание души» требует сочетания близости и дистанции в отношениях между родителями и детьми. Если дистанция слишком маленькая, то нарушаются принципы иерархии, необходимые в системе «родитель — ребенок». Если дистанция слишком большая, то не возникнет специфическое отношение близости между воспитателем и воспитуемым, которое обеспечивает адекватное решение проблем.

Общеизвестны стили общения в семье: 1) автократический — явно доминируют родители; 2) авторитарный — допускается право голоса ребенка, но без права решения; 3) демократический — равность голосов родителя и ребенка; 4) разреша-

ющий — согласие родителя с любым решением подростка; 5) попустительский — все решает сам ребенок, не оповещая родителей; 6) игнорирующий — независимость поведения, параллельная, так сказать, жизнь, родителей и детей1. Наиболее благоприятными для взаимодействия родителей и детей считаются авторитарный и демократический стили взаимоотношений. Второй из них предпочтительнее, особенно учитывая перспективу общения в будущем.

Родитель должен искренне и эмоционально честно выражать свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, сохраняющей уважение, эмпатию и вместе с тем побуждающей ребенка изменить свое поведение, при этом предоставляя ему право принять на себя ответственность за разрешение конфликтной ситуации. При воспитании следует избегать эмоциональной отгороженности от ребенка. Тогда родительской любви будет легче в соответствующий период перерасти в любовь-дружбу.

«Исходной точкой воспитания другого человека должна быть любовь» (Лазарев, 2008: 141), т. е. то, к воспитанию чего мы должны стремиться. Не похоже ли это на вытаскивание себя из болота за волосы? Противоречия тут нет, так как воспитание может и имеет место, только когда сам овладеешь тем, чему хочешь научить. Воспитание подразумевает изменение, но без любви человек измениться не может. Семья выступает в воспитании как школа любви в самом широком смысле слова, хотя обучение любви не должно превратиться в пассивное восприятие окружающего зла. Любовь — это искусство (подобно тому, как жизнь есть искусство), но также и наука, философия, религия. Хочешь не хочешь, тратить много сил здесь придется, когда грозит опасность остаться у «разбитого корыта».

Говоря о современном ему западном обществе, Э. Фромм отмечает: «Ни один беспристрастный наблюдатель нашей западной жизни не усомнится в том, что любовь — братская, материнская, эротическая — стала у нас довольно редким явлением, а ее место заняли многочисленные формы псевдолюбви, которые в действительности являются формами ее разложения» (Фромм, 1992: 153). Две основные формы угасания любви — это любовь как взаимное половое удовлетворение и любовь как «"работа в составе команды" и "убежище от одиночества"» (там же: 158). По Фромму, «принцип, на котором основано капиталистическое общество, и принцип любви несовместимы» (там же: 177-178). От какого же принципа из двух следует отказаться? «Если верно, что любовь, как я попытался показать, является единственно здравым и адекватным решением проблемы человеческого существования, то всякое общество, которое так или иначе ограничивает развитие любви, неизбежно рано или поздно погибнет, придя к противоречиям с основными потребностями человеческой природы» (там же: 178).

особенности духовного воспитания на разных этапах развития

Современная психология выделяет шесть стадий созревания: формирование образа (до рождения), выкармливание (до 2-3 лет), действие авторитета (до 5 лет), интерпретационная стадия (до 13 лет), взаимозависимости (когда отношения, основанные на авторитете, переходят либо в соперничество, либо в дружбу) (Лукьянова, Прохорова, Шиповская, 2010: 91).

Обнаруженная З. Фрейдом динамика человеческого сознания предполагает, что на определенном этапе развития (генитальная фаза) к двум частям, из которых состоит человек, — бессознательной («Оно») и сознательной («Я») присоединяет-

ся третья — «Сверх-Я». «Сверх-Я» необходимо, чтобы сознание могло справиться с непокорным животным — «Оно». «Сверх-Я» развивается из «Я» и является судьей и цензором его мыслей и деятельности. Это хранилище моральных установок и норм поведения. Функции «Сверх-Я» — совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. «Сверх-Я» есть высшее существо в человеке. «В то время как "Я", в основном, является представителем внешнего мира, реальности, "Сверх-Я" противостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира "Оно"» (Фрейд, 1996: 250).

Так как «Сверх-Я», или «Идеал-Я», — это репрезентация в человеке его отношения к родителям и с родителями, то ее ослабление ведет к угасанию высшего морального и сверхличного в человеке. «Когда ребенок начинает понимать окружающий мир и осознает любовь к себе, он думает: "Меня любят за то, что я есть, или, точнее, меня любят потому, что я есть" » (Фромм, 1992: 130; курсив источника. - А. Г., Т. Г.). Любовь родных сродни благодати, т. е. напоминает представление о любви Бога. Эта аналогия может прийти к человеку гораздо позже и повлиять на возникновение представления о благодати как зависящей исключительно от Бога: ее невозможно заслужить, она даруется и безусловна, как материнская любовь к ребенку. Данная мысль соответствует двум представлениям — Фейербаха о Боге как проекции человеческих взаимоотношений и Фрейда о Боге как производном от отношения к отцу, обобщая их.

К этапу формирования «Сверх-Я» относится осознание и принятие принципа почитания отца и матери, известного в различных культурах: в индуистской традиции в «Законах Ману» («Бесчестен тот, кто не почитает родителей — это главная обязанность человека, все остальные имеют второстепенное значение»); в китайской традиции у Конфуция («Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью»); в античной традиции у Фалеса («Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы относитесь к своим родителям»); в христианской традиции («Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегающую счастье семьи» (цит. по: Искусство любить ... , 2000: 558, 562, 567, 558).

Но на определенном этапе функционирования «Сверх-Я» выходит из повиновения и «освящения» родителей. К этому периоду относятся слова Христа: «Оставь родителей своих и иди за мной». Наступают дни, когда наши дети становятся нашими судьями. Их поведение — ответ на родительские вчерашние прегрешения, которые надо искупить. Отношения родителей коррелируют с отношениями детей. «В том доме, где нет любви, нет места семейному благополучию, где существует разлад между мужем и женою, там такой же разлад поселяется и между детьми», — писал Л. Отто (цит. по: Женщина, Жизнь и Любовь ... , 1999: 165).

Ныне ситуация, увы, усугубляется. Современная конкуренция и социально-политические отношения по принципу «ты мне, я — тебе» отрицательно влияют на индивидов и их желание иметь детей. Это отображается и в статистике, и в произведениях искусства. В наше время проблема отцов и детей, особенно в России, остра, как никогда, в связи с резким изменением ценностей. Родители еще отдают себя трудовой деятельности, а дети считают, что главное — делать деньги любой ценой. Мнения СМИ несравненно могущественней слов родителей (Горелов, Горелова, 2022: 140). Разводы и неполные семьи становятся широко распространенным явлением в нашей стране, в которой численность населения сокращается на протя-

жении последних тридцати лет. Растущие суммы материнского капитала принципиально не меняют ситуацию.

Про свое время Кант писал: «Мы живем в эпоху дисциплины, культуры и цивилизованности, но еще далеко не в эпоху распространения нравственности» (цит. по: Семья, 1990Ь: 116). Сейчас мир еще дальше продвинулся в неверном направлении. «Еще вопрос, не были ли мы счастливее в первобытном состоянии, без всей этой культуры, нежели в нашем теперешнем положении. В самом деле, как можно сделать людей счастливыми, не делая их нравственными и мудрыми? Ведь тогда зло не уменьшится» (там же). Отсутствие любви, по Канту, — это порок, наряду со скупостью, ленью, злобой, низостью, ограниченностью, завистью, неблагодарностью, несправедливостью, лживостью, расточительностью и т. п. Ж.-Ж. Руссо дает такие советы в отношении подростков: «Питайте их чувствительность, не возбуждая чувственности <...> Предупреждайте об ошибках прежде, чем он (подросток. — А. Г., Т. Г.) их сделает» (там же: 284, 289). В своем идеальном государстве Платон предлагал принять закон, который «с помощью труда будет по возможности умерять развитие удовольствий, сдерживая их наплыв и рост и давая потребностям тела противоположное направление» (там же: 34).

С самых первых дней жизни воспитанию помогали колыбельные песни, в которых программировалась вся дальнейшая жизнь ребенка. В них находим предупреждения, угрозы и обещания счастья. За колыбельными песнями идут сказки и былины. Специфика воспитания в возрасте 3-12 лет в том, что ребенок становится более чутким к внешним влияниям. В этом возрасте воспитание должно быть более внимательным и твердым, чтобы противостоять негативным внешним воздействиям, в частности соцсетей, и чтобы защитить традиционные устои собственной цивилизации. Если этого не сделать, то в подростковом возрасте, когда в дело вступают гормоны, противостоять этому будет несравненно сложнее. Родитель в первую очередь должен осознать это сам, а затем позаботиться и о своих детях.

С достижением подросткового возраста усиливается конкуренция с родителями в воздействии на ребенка группы сверстников. Здесь, как и в случае его поступления в детсад и школу, происходит корректировка внешних границ семьи. Родители должны предоставить ребенку больше автономии, и желательно, чтобы это происходило не скачкообразно, что может вести к обострению взаимоотношений, а плавно. Резкое предоставление слишком большой автономии может неблагоприятно сказаться не только на взаимоотношениях родителей с детьми, но и на самом подростке. Психологи называют это «вторичной негативной адаптацией». В это время подростку надо быть особенно осторожным в своих знакомствах, выбирая не самых бойких, а наиболее добропорядочных.

Воспитание имеет несколько основных направлений, одним из которых является патриотическое. Истинный гражданин любит родину как животворящий источник его развития. Отечество, по С. Н. Булгакову, — расширенное понятие отцовства и сыновства. Если родители с любовью относятся к своей семье и стране, то тем самым они совершают великое таинство патриотического воспитания. Отец и мать — первые воспитатели ребенка, пробуждающие в нем источник любви к семье и отчизне (Горелов, Горелова, 2022: 140). Еще одним направлением воспитания является пропаганда здорового образа жизни. Для семейной жизни наиболее важно репродуктивное здоровье. Его ухудшение отражается на рождаемости, младенческой смертности, заболеваемости беременных, бесплодии и т. д.

Огромную воспитательную роль играет великая русская литература, представленная А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, Н. В. Гоголем, Ф. И. Тютчевым, Ф. М. Достоевским и другими выдающимися писателями. Достоевский как писатель-пророк прозрел в романе «Братья Карамазовы» распад семьи, ее расщепление на сластолюбивого отца, рационального сына Ивана, чувственного сына Дмитрия и старающегося сохранить целостность и приоритет сердца сына Алексея.

Очень велико в современном мире значение кино. Одним из лучших с точки зрения нравственного и историко-патриотического воспитания стал фильм А. А. Тарковского «Андрей Рублев». Он посвящен судьбе самого известного русского иконописца, которого интересуют не специфические проблемы профессионального мастерства, а прежде всего проблемы нравственные, лежащие в основе человеческого поведения. Из нравственных мучений, которые он испытывает, наблюдая обстоятельства русской жизни, рождаются те шедевры, которые прославили русское искусство. Отголоском такого же отношения к творчеству стал в постсоветское время фильм «Остров», в котором гениально сыграл фактически самого себя П. Н. Мамонов. Эти и подобные им фильмы нужно показывать современным школьникам, пользуясь тем, что кино быстрее доходит до сердец подрастающего поколения, чем художественная литература (большинство детей сейчас откровенно говорят, что не любят читать).

заключение

В принятой в 2021 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации2 утверждается, что сейчас приоритетная проблема для нашей страны — сбережение населения. Для решения этой проблемы необходимо воспитание духовной ответственности за будущее семьи. Принципы такой ответственности сформулированы и в истории человечества, и в отечественной истории (например, этический идеал В. А. Сухомлинского): 1) гармоническое единство личного и общественного; 2) дорожить святынями Отечества как личными ценностями; 3) иметь глубокое чувство человеческого достоинства и ценить достоинство другого; 4) быть открытым другому и в горе, и в радости; 5) любить труд как способ самореализации (Мышко-ва, 2019: 52). Духовное воспитание должно учить ребенка преодолевать внутреннюю пустоту поиском — истины, смысла и находить источник творчества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства [Электронный ресурс] // Cyberpedia. URL: https://cyberpedia.su/13xe4a1.html (дата обращения: 13.11.2022).

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 389271/ (дата обращения: 13.11.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горелов, А. А., Горелова, Т. А. (2022) Семья как источник системы воспитания молодежи: ожидания, действительность, перспективы // Ученый совет. №2. С. 132-141. DOI: 10.33920/ nik-02-2202-06

Гумбольдт, В. фон (1991) О различии между полами и его влиянии на органическую природу // Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / сост. Р. Г. Подольный. М. : Политиздат. 335 с. С. 139-151.

Искусство любить: мудрость тысячелетий (2000) / сост. А. Мачехин. М. : ТЕРРА — Книжный клуб. 672 с.

Женщина, Жизнь и Любовь. Pro и Contra: афоризмы, мысли, софизмы, цитаты и изречения великих и невеликих людей (1999) / сост. М. Шевляков. М. : Терра — Книжный клуб. 528 с.

Коменский, Я. А. (1988) Великая дидактика // Коменский, Я. А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика. 416 с. С. 11-137.

Лазарев, С. Н. (2008) Человек будущего : в 7 кн. Кн. 1. Воспитание родителей. СПб. : Глобус. 232 с.

Лукьянова, И. Е., Прохорова, Э. М., Шиповская, Л. П. (2010) Семьеведение : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М. 265 с.

Мышкова, Н. И. (2019) Воспитательные ценности в педагогическом наследии В. А. Сухо-млинского // Информио. №1. С. 52-55.

Семья: Книга для чтения : в 2 кн. (1990а) / сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. М. : Политиздат. Кн. 1. 346 с.

Семья: Книга для чтения : в 2 кн. (1990b) / сост. И. С. Андреева, А. В. Гулыга. М. : Политиздат. Кн. 2. 527 с.

Соловьев, В. С. (1988) Оправдание добра // Соч. : в 2 т. Т. 1 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева. М. : Мысль. 892 с. С. 47-548.

Фрейд, З. (1996) Либидо / сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. М. : Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований. 478 с.

Фромм, Э. (1992) Искусство любить // Фромм, Э. Душа человека. М. : Республика. 430 с. С. 4-202.

Дата поступления: 02.01.2023 г.

ON THE SPIRITUAL FOUNDATIONS OF FAMILY EDUCATION A. A. Gorelov ras Institute of Philosophy, T. A. Gorelova Moscow University for the Humanities

The article considers the basics of spiritual education in the family. Its most important principles are revealed - the profound change of the soul, the education of humanity and all-humanity (F. M. Dostoevsky), the family as a school of love. The authors present systems of parenting styles, which include the following types: 1) autocratic — parents clearly dominate; 2) authoritarian — the child's right to vote is allowed, but without the right to decide; 3) democratic — the equality of the votes of the parent and the child; 4) permissive — the consent of the parent with any decision of the teenager; 5) laissez-faire — everything is decided by the child himself, without notifying the parents; 6) ignoring — independence of behavior of parents and children. The authors consider the authoritarian and democratic styles of relationships to be the most favorable for the interaction of parents and children.

The authors analyze how modern forms of love extinction, noted by E. Fromm — love as mutual sexual satisfaction and love as "team work" and "refuge from loneliness"- manifest themselves in spiritual education at different stages of a child's development. Ways to resist this extinction and the development of responsibility are formulated both in the history of mankind, and in domestic pedagogy, for example, in the system of A. M. Sukhomlinsky. It implies being aware of the harmonious unity of the personal and social; cherishing the shrines of the Fatherland as personal values; having a deep sense of human dignity and appreciating the dignity of others; being open to others in sorrow and in joy; loving labor as a way of self-realization.

Keywords: upbringing; family; child; spirituality; humanity; love

REFERENCES

Gorelov, A. A. and Gorelova, T. A. (2022) Sem'ya kak istochnik sistemy vospitaniya molodezhi: ozhidaniya, dejstvitel'nost', perspektivy. Uchenyj sovet, no. 2, pp. 132-141. DOI: 10.33920/nik-02-2202-06. (In Russ.).

Gumbol'dt, V. fon (1991) O razlichii mezhdu polami i ego vliyanii na organicheskuyu prirodu. In: Mir i eros: Antologiya filosofskih tekstov o lyubvi / comp. by R. G. Podol'nyj. Moscow, Polit-izdat. 335 p. Pp. 139-151. (In Russ.).

Iskusstvo lyubit': mudrost' tysyacheletij (2000) / comp. by A. Machekhin. Moscow, TERRA — Knizhnyj klub. 672 p. (In Russ.).

Zhenshchina, Zhizn' i Lyubov'. Pro i Contra: aforizmy, mysli, sofizmy, citaty i izrecheniya velikih i nevelikih lyudej (1999) / comp. by M. Shevlyakov. Moscow, Terra — Knizhnyj klub. 528 p. (In Russ.).

Komenskij, Ya. A. (1988) Velikaya didaktika. In: Komenskij, Ya. A., Lokk, D., Russo, Zh.-Zh. and Pestalocci, I. G. Pedagogicheskoe nasledie / comp. by V. M. Klarin and A. N. Dzhurinskij. Moscow, Pedagogika. 416 p. Pp. 11-137. (In Russ.).

Lazarev, S. N. (2008) Chelovek budushchego: in 7 books. Book 1. Vospitanie roditelej. St. Petersburg, Globus. 232 p. (In Russ.).

Luk'yanova, I. E., Prohorova, E. M. and Shipovskaya, L. P. (2010) Sem'evedenie: ucheb. poso-bie. Moscow, Infra-M. 265 p. (In Russ.).

Myshkova, N. I. (2019) Vospitatel'nye cennosti v pedagogicheskom nasledii V. A. Suhomlin-skogo. Informio, no. 1, pp. 52-55. (In Russ.).

Sem'ya: Kniga dlya chteniya. In 2 books. (1990a) / comp. by I. S. Andreeva and A. V. Gulyga. Moscow, Politizdat. Book 1. 346 p. (In Russ.).

Sem'ya: Kniga dlya chteniya. In 2 books. (1990b) / const. by I. S. Andreeva and A. V. Gulyga. Moscow : Politizdat. Book 2. 527 p. (In Russ.).

Solov'ev, V. S. (1988) Opravdanie dobra . In: Solov'ev, V. S. Sochineniya : in 2 vols. Vol. 1 / comp, ed. and intr. article by A. V. Gulyga and A. F. Losev. Moscow, Mysl'. 892 p. Pp. 47-548. (In Russ.).

Frejd, Z. (1996) Libido / comp. by P. S. Gurevich and S. Ya. Levit. Moscow, Publishing house "Humanities" of the Academy of Humanitarian Studies. 478 p. (In Russ.).

Fromm, E. (1992) Iskusstvo lyubit'. In: Fromm, E. Dusha cheloveka. Moscow, Respublika. 430 p. Pp. 4-202. (In Russ.).

Submission date: 02.01.2023.

Горелов Анатолий Алексеевич — доктор филотофасих наук, ведущий научный тотрудник Института филоадфии РАН. Адрес 119842, Рогсия, г. Моа<ва, ул. Гончарная, д. 12. Тел.: +7 (495) 697-91-28. Эл. адрес evolepis@iph.ras.ru

Горелова Татьяна Анатольевна — доктор филоcофcких наук, профегсор кафедры фило-адфии, териологии и культурологии Моcковcкого гуманитарного универcитета. Адрес 111395, Ротеия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес fylosofy@ mosgu.ru

Gorelov Anatoly Alekseyevich, Doctor of Philosophy, Leading Researcher, Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. Postal address: 12, Goncharnaya St., Moscow, Russian Federation, 119842. Tel.: +7 (495) 697-91-28. E-mail: evolepis@iph.ras.ru

Gorelova Tatyana Anatoyevna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Sociology and Culturology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-55-11. E-mail: fylosofy@mosgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.