Научная статья на тему 'Гуманистическое воспитание детей'

Гуманистическое воспитание детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
882
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА ОДОБРЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА / АКТЫ СЛУЖЕНИЯ / ЗАБОТА / ПОМОЩЬ / ВНИМАНИЕ / ВРЕМЯ ВМЕСТЕ / ПОДАРКИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / АКТИВНОЕ ВНИМАНИЕ / ПРИКОСНОВЕНИЯ УТЕШЕНИЯ И РАДОСТИ / ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ВОСПИТАТЕЛИ / ЯЗЫКИ ЛЮБВИ / СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ / ГУМАНИЗМ / ЛЮБОВЬ / WORDS OF APPROVAL / SUPPORT / ACTS OF SERVICE / CARE / HELP / ATTENTION / TIME TOGETHER / GIFTS / QUALITY TIME / ACTIVE ATTENTION / TOUCH OF COMFORT AND JOY / CHILDREN / PARENTS / EDUCATORS / LANGUAGES OF LOVE / SECRETS OF UPBRINGING / HUMANISM / LOVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мироненко Татьяна Ивановна

В статье освещается актуальная проблема педагогики развитие эмоциональной сферы детей в рамках гуманистического подхода. Современная образовательная система приобретает черты социальной общности педагогов, учеников и их родителей. В связи с этим возникает необходимость развития межличностных связей между данными участниками педагогического процесса и формирования позитивного психолого-педагогического климата как в условиях семьи, так и школьной жизни Педагоги знают о том, что, для счастливого и здорового роста ребенка, нужно удовлетворять его основные потребности. Среди них самая главная потребность в любви и привязанности. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. Если эта потребность будет удовлетворена, то со временем дети станут счастливыми и здоровыми взрослыми. Каждый ребенок это «сосуд», который нужно наполнить любовью, а вот способы наполнения его, разные. В статье рассматриваются пять основных способов, при помощи которых воспитатели, учителя и родители, могут наполнить «сосуд любви» воспитанника или своего ребенка, развить его эмоциональную сферу и удовлетворить потребность в любви. Эти способы эмоциональные языки любви. Свою любовь другому человеку нужно доносить на том языке любви, который ему близок и понятен. Если взрослые будут говорить о своих чувствах на языке, непонятном ребенку, то демонстрируемая любовь так и останется для него непонятой. Ребенку необходима любовь. И когда он ее чувствует, он развивается нормально. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст. Для нормального эмоционального развития ребенка и его уверенности в чувстве принадлежности и любви, необходимо использовать все пять способов, которые проанализированы в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC EDUCATION OF CHILDREN

The article highlights the actual problem of pedagogy the development of the emotional sphere of children in the framework of a humanistic approach. The modern educational system acquires the features of social community of teachers, students and their parents. In this regard, there is a need for the development of interpersonal relationships between these participants in the pedagogical process and the formation of a positive psychological and pedagogical climate in both family and school life, teachers know that, for a happy and healthy growth of the child, it is necessary to meet its basic needs. Among them the most important is the need for love and affection. Children should feel that they are needed and desired. If this need is met, children will eventually become happy and healthy adults. Every child is a "vessel" that needs to be filled with love, but the ways of filling it are different. The article discusses five main ways in which educators, teachers and parents can fill the "vessel of love" of the pupil or their child, develop his emotional sphere and satisfy the need for love. These methods are emotional languages of love. His love to another person to convey in the language of love, which is close to him and understood. If adults will talk about their feelings in a language that is not clear to the child, then the demonstrated love will remain for him misunderstood. A child needs love. And when he feels it, it develops normally. Most often, children commit offenses when the "vessel of love" is empty. For normal emotional development of the child and his confidence in the sense of belonging and love, it is necessary to use all five ways that are analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Гуманистическое воспитание детей»

педагогические науки

Мироненко Татьяна Ивановна ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...

УДК 37.018.262

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

© 2018

Мироненко Татьяна Ивановна, клинический психолог, старший преподаватель кафедры «Гуманитарных и изобразительных дисциплин», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692900, Россия, Находка, улица Озерная, 2, е-mail: [email protected])

Аннотация. В статье освещается актуальная проблема педагогики - развитие эмоциональной сферы детей в рамках гуманистического подхода. Современная образовательная система приобретает черты социальной общности педагогов, учеников и их родителей. В связи с этим возникает необходимость развития межличностных связей между данными участниками педагогического процесса и формирования позитивного психолого-педагогического климата как в условиях семьи, так и школьной жизни Педагоги знают о том, что, для счастливого и здорового роста ребенка, нужно удовлетворять его основные потребности. Среди них самая главная - потребность в любви и привязанности. Дети должны чувствовать, что они нужны и желанны. Если эта потребность будет удовлетворена, то со временем дети станут счастливыми и здоровыми взрослыми. Каждый ребенок - это «сосуд», который нужно наполнить любовью, а вот способы наполнения его, разные. В статье рассматриваются пять основных способов, при помощи которых воспитатели, учителя и родители, могут наполнить «сосуд любви» воспитанника или своего ребенка, развить его эмоциональную сферу и удовлетворить потребность в любви. Эти способы - эмоциональные языки любви. Свою любовь другому человеку нужно доносить на том языке любви, который ему близок и понятен. Если взрослые будут говорить о своих чувствах на языке, непонятном ребенку, то демонстрируемая любовь так и останется для него непонятой. Ребенку необходима любовь. И когда он ее чувствует, он развивается нормально. Чаще всего дети совершают проступки, когда «сосуд любви» пуст. Для нормального эмоционального развития ребенка и его уверенности в чувстве принадлежности и любви, необходимо использовать все пять способов, которые проанализированы в данной статье.

Ключевые слова: слова одобрения, поддержка, акты служения, забота, помощь, внимание, время вместе, подарки, качественное время, активное внимание, прикосновения утешения и радости, дети, родители, воспитатели, языки любви, секреты воспитания, гуманизм, родители, любовь.

HUMANISTIC EDUCATION OF CHILDREN

© 2018

Mironenko Tatiana Ivanovna, clinical psychologist, senior lecturer of the Humanities and Fine Disciplines Department Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka city (692900, Russia, Nakhodka, Ozernaya Street, 2 е-mail: [email protected])

Abstract. The article highlights the actual problem of pedagogy - the development of the emotional sphere of children in the framework of a humanistic approach. The modern educational system acquires the features of social community of teachers, students and their parents. In this regard, there is a need for the development of interpersonal relationships between these participants in the pedagogical process and the formation of a positive psychological and pedagogical climate in both family and school life, teachers know that, for a happy and healthy growth of the child, it is necessary to meet its basic needs. Among them the most important is the need for love and affection. Children should feel that they are needed and desired. If this need is met, children will eventually become happy and healthy adults. Every child is a "vessel" that needs to be filled with love, but the ways of filling it are different. The article discusses five main ways in which educators, teachers and parents can fill the "vessel of love" of the pupil or their child, develop his emotional sphere and satisfy the need for love. These methods are emotional languages of love. His love to another person to convey in the language of love, which is close to him and understood. If adults will talk about their feelings in a language that is not clear to the child, then the demonstrated love will remain for him misunderstood. A child needs love. And when he feels it, it develops normally. Most often, children commit offenses when the "vessel of love" is empty. For normal emotional development of the child and his confidence in the sense of belonging and love, it is necessary to use all five ways that are analyzed in this article.

Keywords: words of approval, support, acts of service, care, help, attention, time together, gifts, quality time, active attention, touch of comfort and joy, children, parents, educators, languages of love, secrets of upbringing, humanism, parents, love.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Гуманистическое воспитание рассматривает развитие эмоциональной сферы у ребенка как центральный фактор его психологического развития и адаптации в окружающей среде. На это указывают многие отечественные и зарубежные

ученые (А. Валлон, Л.С. Выготский, У. Джеймс, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Э. Эриксон, Э. Фромм и др.) Эмпатичное отношение к ребенку, способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, является одним из ключевых понятий гуманистического подхода. Безусловное принятие, конгруэнтность взрослого в общении, порождает у ребенка чувство защищенности, человечности и доверия миру, а это платформа для базового человеческого чувства - любви.

Формирование целей статьи Цель данной работы: раскрыть способы общения учителей, воспитателей и родителей с детьми в рамках гуманизма и сохранения самости ребенка. Научить их использовать речь, творчество, язык тела, для формирования безопасной среды, при взаимодействии с детьми, в которой присутствует чувство любви и принадлежности. Показать пять основных способов, при помощи которых воспитатели, учителя и родители, могут наполнить «сосуд любви» воспитанника или своего ребенка. Способы при которых каждый взрослый может воплотить в практику такие понятия гуманистического развития как конгруэнтность, аутентичность, эмпатия, тем самым, стать тем челове-

Mironenko Tatiana Ivanovna HUMANISTIC EDUCATION ..

pedagogical sciences

ком, который принесет в жизнь всего человечества любовь и гуманизм. Учитывая то, что работа с родителями, а именно, воспитание родителей школой и дошкольным учреждением, является неотъемлемой частью работы педагога, данная статья дает практические рекомендации в том, каким содержанием наполнить свои беседы с родителями.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. По мнению Гери Чепмена, у детей, как и у взрослых, есть пять языков любви [1]. Пять способов показать свою любовь или получить ее от другого близкого человека. Ребенку хорошо и комфортно находится с людьми, которые умеют выражать свою любовь. Вот эти языки любви: Язык слов (поддержки, одобрения), Язык подарков, Язык помощи (акты служения, забота), Язык прикосновений, Язык времени (качественное время, активное внимание) При формировании языка любви у детей можно выделить три этапа [2].

1 этап. Младенчество. Пока ребенок младенец - язык прикосновений самый главный и единственно доступный для него. И этот язык мама, находящаяся в декрете, всецело использует. Ребенка укачивают, целуют, нежно прижимают к себе во время кормления, приятно поглаживает по головке - это все оттенки этого языка любви.

2 этап. Раннее детство. Ребенок растет. Уже все пять языков доступны ему, и взрослые все пять языков могут продемонстрировать ребенку. Язык прикосновений: родители носят на руках, гладят, купают, целуют, держат за руку. Язык помощи проявляется во всем: ребенку все помогают делать, взрослые всегда готовы помочь. Язык времени: мама в декрете и все время с малышом, много времени с ребенком проводят бабушки и дедушки. Все внимательны, отзывчивы оживлены. Язык слов: родители хвалят своего ребенка за все подряд. Так вот, хотя бы один язык будет для ребенка верен. Какой? А тот, который по непонятным причинам самый понятный и приятный. Иногда это зависит от того человека, который больше всего ребенку нравится, с кем ему комфортно, душевно, спокойно и понятно.

3 этап. Старший дошкольный, младший школьный и подростковый возраст. Языки любви уходят на задний план. Ребенок растет, социализируется, родители работают. Быт, выживание, учеба родителей, работа - все это делает жизнь родителей отдельной от жизни их детей. Дети думают, что родители их не любят.

Для развития здоровой эмоциональной сферы ребенка мы предлагаем вам практическое руководство по работе с детьми. Но сначала мы рекомендуем понаблюдать, за тем, как ребенок свою любовь выражает. Обычно дети демонстрируя любовь, используют свой родной язык любви: обнимают, говорят приятные слова, дарят свои рисунки, стремятся, что-то полезное и приятное сделать для значимого взрослого. Часто таким сигналом могут быть просьбы. То в чем ребенок чувствует недостачу он и будет у вас просить. Или жалобы. Если ребенок выражает резкое недовольство по какому-то поводу, нужно обратить на это внимание. Его «сосуд любви» пуст, и он ищет возможности его наполнить. Ссоры являются так же маркером недостатка любви. То, из-за чего ребенок обижается на взрослого или, то каким образом он взрослого человека обижает, может дать подсказку о его языке любви. Воспитатели, учителя и родители должны быть внимательны к детям и тогда несложно определить язык любви воспитанника [3].

Первый язык любви. Язык прикосновений.

Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют [4]. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может, не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Поэтому, если он отталкивает вас, это вовсе

не значит, что прикосновения ему не нужны.

Если подросток то и дело берет вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за руку - значит, прикосновения ему важны.

Прикосновения могут быть следующих видов: Это -ободряющие прикосновения. Ребенок нуждается в них, когда не уверен в себе или когда у него что-то не получается. Прикосновения необходимы, если не решается задачка или не удается рисунок, или ребенок просто устал от долгого дождливого дня. Это легкое похлопывание по плечу или короткое поглаживание по волосам. Или рука в руке, во время непростого разговора. Такое прикосновение заверяет ребенка в поддержке взрослого и говорит: «Хоть ты и провинился, я все равно люблю тебя» Нельзя педагогическому недовольству, лишать ребенка такой поддержки. Прикосновения утешения. Это скорая помощи в экстренных случаях. Если ребенок упал и ударился, порезался его нужно прижать к себе. Дайте ему возможность уткнуться в ваше плечо. Это снижает стресс и может служить обезболивающим. При объятиях выделяется гормон окситоцин [5]. Прикосновения во время недомогания. Такие прикосновения уместны на приеме у врача-педиатра. В зубном кабинете. Когда ребенка что-то болит, родителям, кроме медицинских препаратов, нужно легко поглаживать место боли. Это утешает ребенка и говорит о вашей любви. Прикосновения-щекотания. Такие прикосновения уместны во время семейного отдыха на природе. Это игры-дразнилки, игры с элементами борьбы. Попутные прикосновения, которые происходят без особой причины. Идя на работу, ласково потеребите по волосам сына или тихонечко ткнуть мизинчиком дочери под ребрышки, что бы она взвизгнула и рассмеялась. Прикоснитесь к подростку, проходя мимо или когда сидите за столом. Прикосновения радости. Это те прикосновения, которые мы применяем после долгой разлуки, в особые праздники. Это горячие объятия с разбега, взаимные поцелуи. Дети испытывают избыток положительных эмоций от встречи и при виде долгожданного подарка. [6]

Мудрое применение языка прикосновений.

Секрет № 1 Применять этот язык нужно очень осторожно. Следует учитывать ситуацию и настроение ребенка. Например, неуместно щекотание, типа развеселить ребенка, если ребенок грустит из-за ссоры с другом.

Секрет № 2 Не стоит применять случайные прикосновения, если ребенок ест или пьет.

Секрет № 3 В подвижных играх следует всегда соблюдать осторожность. Взрослый может не рассчитать свою силу и причинить ребенку боль.

Секрет № 4. Подростки не любят, когда родители прикасаются (нежничают) с ним на людях, при сверстниках. По их мнению, это ставит под сомнение их самостоятельность и независимость. Поэтому применяйте прикосновения к подростку в кругу семьи, чтобы не спровоцировать насмешку со стороны друзей. Учитывайте пожелания взрослых детей. И ни в коем случае не лишайте их прикосновений совсем.

Второй язык любви. Язык Подарков.

Подарок - это еще один способ заверить ребенка в своей любви. Для некоторых детей, именно подарки являются тем языком, который им более всего понятен и является более желанным. Таких детей легко распознать. Нужно понаблюдать, что сохраняет ребенок Если вы увидите, что там открытки, сувенирчики, или обертки от подаренной шоколадки, значит язык подарков для него важен! Такие дети похожи на владельцев небольших музеев, это маленькие «плюшкины». Если у ребенка язык любви подарки - дарить нужно часто, а не только по праздникам. Именно частота дарения, убеждает ребенка, что его любят. Если ваш ребенок говорит на языке подарков, то у вас может возникнуть серьезная проблема с покупкой игрушек. Современная индустрия игрушек предлагает широчайший ассортимент развле-

162

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Мироненко Татьяна Ивановна ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ...

кательных вещей, а нужно, чтобы подарок нес, в себе и смысловую нагрузку. И используя эти вещи, ребенок должен получать уроки жизни, познавать природу, а не только развлекаться. Как отыскать, в массе с бесполезными безделушками подходящий подарок [7].

Мудрое применение языка подарков.

Секрет № 1. Ценится сам факт дарения. Детям, предпочитающим язык подарков, дорог сам факт дарения, поэтому вы доставите одинаковую радость ребенку и огромной мягкой игрушкой и симпатичным маленьким брелоком.

Секрет № 2. Вручая небольшие подарки - делайте их сюрпризом! Заверните в слой непрозрачной упаковочной бумаги или преподнесите красиво завязанной коробочке. Этим можно увеличить радость ребенка. Иногда это можно делать в виде шутки. Например, упаковав подарок в несколько слоев разной упаковки, будьте уверены к последнему слою, терпение ребенка будет, похоже, на пробивающийся из-под земли фонтанчик. К тому же эмоции ребенка освежат и вас. Вы вместе с ним окунетесь в мир детства и волшебства. Выбирая подарок, учитывайте интересы ребенка. Что он коллекционирует, на что просит деньги. Это может быть билет в кино, любимый журнал, куколки, современные аксессуары на телефон. Вас очень выручит магазин для рукоделия и шитья, именно там много миниатюрных металлических предметов: ключиков сердечек, замочков, зверюшек. Эти предметы вызывают бурю детских эмоций, и благодарности. Дети их самостоятельно приспосабливают, как хотят, кто на брелок для ключей, кто на ошейник для собаки. К слову сказать, покупать их можно часто и много, ведь стоят эти подарки недорого.

Секрет № 3 Для подарков лучше всего подходит природный материал. Это не только познавательно для ребенка, но и экономно. Вот несколько интересных идей, например жучок в коробочке или любое насекомое, за которым можно наблюдать. Такой подарок вызовет у ребенка, младшего возраста, бурю восторга. Посадите его в банку с травой, расскажите, чем питается и не забудьте вместе с ребенком через два - три дня выпустить его на волю. Ландыши, ромашки, лилии, клевер, обычные придорожные цветочки, составленные в букетики и перевязанные кружевом или ленточкой, понравятся девочкам любого возраста и имеют все шансы попасть в музей памятных вещей. Если на улице осень, можно преподнести букет из осенних листьев, а в Рождественское время, вне конкуренции, еловые веточки. Дети очень любят ягодный шашлык. Земляника или черника, малина вишня, смородина, оригинально смотрятся нанизанными, на тонкую палочку или соломинку. Кушать такой ягодный шашлык одно удовольствие. И еще одна идея - это простые поделки из маленьких круглых плодов. Можно использовать шишки, желуди, фасоль, мелкие яблочки и др. Сделайте человечка или какое-нибудь животное, соединив части поделки между собой с помощью зубочисток. На изготовление такого подарка уходят минуты, а играть ребенок может часами с такой игрушкой. Хороший подарок - это хорошо продуманные сюрпризы, фантазия взрослого и совсем немного денег [8].

Уважаемые взрослые: родители, учителя и воспитатели разбудите скрытые резервы вашего творчества и говорите с детьми на языке подарков. Это совсем не трудно.

Третий язык любви. Язык слов. Слова одобрения.

Человек познаем мир через слова, мыслит словами, самооценка формируется тоже, через слова. Если нами восхищаются, хвалят - формируется высокая самооценка, а если ругают или критикуют, то формируется заниженная самооценка. Взрослые должны научиться использовать силу слова, чтобы ободрить, поддержать ребенка и сформировать у него адекватную самооценку. Ошибка многих родителей заключается в том, что они уверены, в том, что дети и так знают, что родители их любят. Но это не так. Дети могут догадываться об этой

любви, или надеяться, в то время как вдохновляет детей только полная уверенность, т. е. знание, что их любят. Знание это появляется не от догадок, а от произнесенных слов. Поэтому взрослым работающим с детьми и родителям, необходимо, говорить вслух то, что кажется им очевидным - говорить вслух слова любви. Помните, что знать - это слышать [9].

Мудрое применение языка слов.

Секрет № 1 Произносить вслух. Постарайтесь чаще искать в действиях детей, что-то хорошее, положительное, за что можно похвалить. Например, за выполнение мелких домашних поручении, за школьные успехи или творческие увлечения, спорт. Не экономьте слова.

Секрет № 2 Произносите с добротой. Не язвите ребенку. Не унижайте его. Строгий отчитывающий взрослый, вряд ли убедит ребенка в своей любви. Ведь критика - это тоже произнесенные вслух слова. Но это не слова любви.

Секрет № 3 Произносить с добротой, глядя в глаза. Хвалить детей можно за любые правильно сделанные действия. Если ребенок маленький хвалите, что вытер ноги об колючий коврик перед дверью и убрал кроссовки с порога. Собрал игрушки - умница, поставил за собой чашку в раковину - замечательно! Если ваш ребенок уже школьник, то здесь целое поле для выращивания слов одобрения, хвалить школьника за сделанную работу, а не только за положительную оценку. Ну и что, что итогом домашней работы стала всего лишь учительская см., что значит, «смотрено». А вы скажите: «Я бы поставила тебе не меньше чем пятерку». Такая похвала вдохновляет и дает силы для дальнейших занятий. Можно хвалить ребенка за аккуратно сложенные тетради, за умело заточенные карандаши, за то, что все вещи в шкафу сложены на свои места, за порядок на столе. За все можно хвалить и убеждать этим вашего ребенка, что вы его любите и цените. Если ваш ребенок подросток, можно хвалить авансом. Если вы считаете, что на данный момент ребенка не за что хвалить похвалите его авансом. Например: «Так ты взялся за конструктор, значит, скоро я увижу что-то красивое» или «Помой, пожалуйста, посуду, у тебя так хорошо и чисто получается». Когда пришли с работы, скажите ребенку, что скучали по нему. Когда дочка залюбовалась собой в зеркало, обязательно подметьте какая она хорошенькая. Утром будите ребенка словами: «Доброе утро солнышко, вставай мне без тебя одиноко», или просто скажите без повода: «Я так люблю смотреть на тебя».

Таким образом, взрослые, без труда смогут расширить лексикон этого языка любви, и пропорционально этому возрастет и уверенность ребенка в любви к нему [10-12].

Четвертый язык любви. Время.

Мы уже знаем, что каждому ребенку необходимо быть уверенным в любви своих родителей и окружающих его взрослых. Уделяйте ребенку время для общения с ним, и только с ним. Ребенок страдает от невысказанных новостей и необсужденных детских проблем, от одиночества. Никакие няни, сиделки, гувернантки не заменит детям времени, которые они хотят проводить с родителями или взрослыми друзьями-учителями, любимыми духовными наставниками [13].

Мудрое применение языка времени.

Секрет № 1 Берите ребенка с собой поработать. Конечно под «работой» подразумевается не дело в офисе, а домашние и хозяйственные дела. Берете ребенка собой на огород, в гараж, в магазин, вместе белите деревья и красьте забор. Посадите ребенка рядом, когда вы работаете, пусть он наблюдает. Например, вы моете посуду, позовите на кухню своего сына, если вы устали и не можете говорить с ребенком, просто слушайте его. Дети обычно любят рассказывать обо всем и ни о чем, и такое пассивное прослушивание тоже является совместным времяпровождением.

Секрет № 2 Отдыхайте вместе. Если вы любите от-

Mironenko Tatiana Ivanovna pedagogical

HUMANISTIC EDUCATION ... sciences

дыхать на природе это здорово! Рыбалка, пляж, пикник в парке, поход в баню - пусть ребенок разделит с вами это прекрасное время, время объединения с родителями и почувствует вашу любовь. Если вы на даче и вам хочется полежать в гамаке с книгой или просто, закрыв глаза, пригласите к себе вашего ребенка. Ведь гамак, вполне может выдержать и двоих. Покачивайтесь вместе с дочкой вздремните в обнимку, а проснувшись, вместе наслаждайтесь свежими ягодами, яблоками. А если вы в городской квартире и вместо яблок и гамака, наверняка бутерброд с вареньем и диван с телевизором, то суть от этого не меняется. Главное вы вместе.

Секрет № 3 Пожертвованное время. Родители, хотя бы два часа в неделю планируйте провести только с детьми и посвятить эти часы только им. Это не значит, что вы сядете, друг против друга и будете смотреть друг другу в глаза. На это время планируется, что-то особенное, например, поход в детское кафе. Можно раз в неделю заказывать столик в небольшом кафе, и пригласить на обед собственную дочь. Приглашение написать на красивой открытке или сделать самостоятельно. А можно пригласить от имени мультгероя. Вручите приглашение ребенку за несколько дней до события, и это сделает поход долгожданным и запоминающимся. Можно запланировать поездку в зоопарк, музей, луна-парк, аттракционы или пеший поход в лес. Если на улице непогода, и вы не намерены покидать дом, организуйте особенное время прямо в квартире. Прочтите вместе книги, сделайте поделку, соберите конструктор.

Итак, язык любви время - это время, которое вы выкроите от своих дел и посвятите ребенку. Любовь и доверие вашего ребенка, искренняя дружба, а главное его уверенность в вашей людей - это стоит того, чтобы с наслаждением общаться со своим ребенком на столь прекрасным языке под названием время.

Пятый язык любви. Помощь.

Дети, предпочитающие именно такой язык любви, ожидают вашего непосредственного участия в своих занятиях, будь то игра, учеба или хозяйственные поручения. Как узнать говорит ли ваш ребенок именно на таком языком? Обратите внимание на то, как часто он просит вас помочь в делах, с которыми, казалось бы, может справиться самостоятельно [14]. Обычно это дело, требующее физической работы, например помощи при перемещении своего велосипеда по этажам доили после прогулки, для детей младшего возраста это могут быть просьбы, типа подержи пирамидку снизу пока я строю ее. Или просьба нарезать маленьких кружочков для аппликации

Мудрое применение языка помощи.

Секрет № 1 Ежедневно участвуйте хотя бы в одном деле вашего сына или дочери, какого бы возраста они не были. Желательно не дожидаться когда вас попросят об этом, а самим проявить инициативу. Спросите, чем ваш ребенок собирается заняться вечером. Из всего перечисленного мысленно выберите то занятие, где мы могли бы приложить свои силы или умение или опыт, а затем в словах предложите ребенку заняться этим вместе.

Секрет № 2 Обязательно выполняйте обещания данные детям. Иногда взрослые по нескольку раз откладывают обещанную ребенку помощь, и тогда происходит потеря его доверия к ним, процесс восстановления доверия гораздо дольше, чем его потеря.

Секрет № 3 Делайте дела не вместо ребенка, а вместе с ним.

Итак, язык помощи тесно связан с языком совместного времяпровождения это и понятно мы же не можем оказать ребенку помощь, не потратив на это хоть сколько-нибудь времени, поэтому для многих детей эти языки переплетается, и ваша помощь может плавно перейти в совместный отдых. Такое сочетание помощи и времени, больше свойственно для мальчиков это связано с особенностью их мышление мальчики более логичными и практичны, девочки более эмоциональны и поэтому им 164

чаще свойственны языки любви связаны с прикосновениями и подарками. Самым универсальным языком любви является слова поощрения, в них равной степени нуждаются и сыновья и дочери.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления

Чтобы отдавать любовь и формировать ее у ребенка, у взрослого, находящегося рядом, должен быть ее запас. И неважно каким языком любви он воспользуется. Любовь уже должна быть в нем. Многие взрослые признают, что чувствует себя опустошенными, и поэтому них не получается любить детей так, как они хотели бы. Они хотят и не могут [15]. Это происходит от того, что человек не можете отдавать, то, чего он не получил. Если человека любят, если его сосуд любви полон, то такой человек может наполнять любовью своего ребенка и других людей. Он может делиться любовью с ребенком. Перспективным направлением будет проведение теоретического исследования и внедрение в практику философских аспектов развитая чувства любви и радости в системе педагогических работников и родителей, как участников педагогического процесса. Потому что, счастливый взрослый - это счастливый ребёнок. А счастливый ребенок - это в будущем гуманный житель планеты, самоактуализирующаяся личность, которая помнит своих истинных наставников, ценит их и бережно несет в мир идеи любви, добра, человечности. А это и является высшим мерилом воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гери Чепмен. Пять языков любви. - СПб. Христофор, 2016. - 184 с.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов .- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 624 с.

3. Гери Чепмен. Любовь как образ жизни. - М.: Эксмо, 2014 - 384 с.

4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 1130 с.

5. Фромм Аллан Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации. М.: Эксмо. - 2007. - 180 с.

6. Юдин Г.Н. Главное чудо света. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 160 с.

7. Аина Е.Е. Консультации для родителей. Электронный ресурс. Режим доступа http://www. detskiysad.ru/

8. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей и воспитателей счастливых детей -Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 430 с.

9. Фромм Э. Искусство любить. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221 с.

10. Беляева А. Пол и характер. Воспитание настоящих мужчин и настоящих женщин/ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.semya-rastet.ru/razd/pol_i_kharakter/

11. Сайт для мам «Супермамы» Электронный ресурс. Режим доступа https://supermams.ru/nuzhen-li-rebenku-otec.htm

12. Лекторий для родителей: «Профилактика вредных привычек у подростков». Электронный ресурс. Режим доступа: http://docplayer.ru/38004768-Lektoriy-dlya-roditeley-profilaktika-vrednyh-privychek-u-podrostkov.html

13. Млодик И.Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии. - М.: Генезис, 2007. - 192 с.

14. Некрасова Н., Некрасова З. Дорастем до подростка. Что происходит с детьми от 9 до 16 лет/ Заряна и Нина Некрасовы. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 352 с.

15. Ролло Рис Мэй. Любовь и воля - М.: Винтаж, 2013. - 288 с.

Статья поступила в редакцию 28.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.