Любовь в семье как моральная и культурная ценность
Клемантович Ирина Павловна МПГУ, г.Москва
Ключевые слова:
семья, воспитание, любовь, семейные ценности, родительская любовь,воспитание чувств, материнская любовь
Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы. Любовь, которая живет в сердце отца или матери, но никак не проявляется в действии, никого не может осчастливить. Напротив, она заставит ребёнка страдать от того, что он «никому не нужен». Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь, дело благоразумия» (9, 29) Искренняя заинтересованность родителей - во всем, что происходит жизни ребенка, интерес к его детским проблемам - в этом выражение родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
Семья - это микрокосмос всего мира. Семья - школа любви и верности. Семья, как рычаг, сдерживает общество от чрезмерно быстрого, губительного развития. Жизнь держится на Земле благодаря мужу и жене, что является самой большой ценностью, ведь они творят самую большую силу во всей Вселенной - любовь, это они дают жизнь, а детям можно дать только то, что имеешь сам.
Нельзя упускать золотые годы детства - пусть именно в эти годы ребенок не только утешается радостями, созданными для него родителями, но и сам создает радости для отца и матери. Кто равнодушен к матери и отцу, тот не может стать настоящим патриотом. Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают.
Однако родители должны учить ребенка любить не только мать и отца, других родственников, но и себя, так утверждают сегодня психологи. Заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» - не случайна. Любить себя - значит, вести достойный образ жизни, быть защитником, заступником тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
В жизни современного человека наблюдается кризис чувств. Люди теряют способность любить. В нашем суровом мире, где развитие техники и инноваций превалирует над развитием человеческих отношений, в век перемен, когда рушатся национальные традиции, морально-нравственные ценности «весь мир объят беспокойством» (Р. Мэй)(12, 25), человек чувствует себя неуверенно и одиноко. По мере развития цивилизации, люди отдаляются друг от друга и утрачивают понимание смысла любви друг к другу. Любовь, по замечанию ученого Р. Мэя, которая была всегда опорой и помогала справляться с жизненными ситуациями, стала проблемой. Люди становятся надменными, высокомерными и отстраненными. Неспособность чувствовать и боязнь близости привела нас к тому, что любовь стала казаться невероятной редкостью, иллюзией. Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человек, единственный способ преодоления которых является любовь.И только чудодейственное добро любящего сердца способно пробуждать в людях все самое чистое и светлое, вдохновлять на подвиги и победы. Мы уверены, что именно такое высокое и красивое чувство как любовь правит нашим миром. Поэтому так важно научить человека чувствовать и любить. А что же такое любовь? Что значит любить?
Согласно распространенному мнению, слово «любовь» означает некое эмоциональное состояние, которое с огромным трудом поддается определению. И как мы считаем, психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам и писателям. Так, например, в стихотворениях А.С. Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил...» поэт провозглашает бескорыстную любовь.
Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, - уже само по себе великое счастье. Любовь для него - это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство. Настоящая любовь способна на многое. Она меняет характеры людей, их мировоззрения, заставляет переосмыслить прожитые годы и посмотреть с другой стороны на совершенные когда-то поступки. Любовь никогда не бывает разрушительной. Она может только созидать и давать возможность человеческой душе проявлять лучшие качества.
А задумывались вы когда-нибудь о том, как научить человека любить? Что значит любить? Насколько важно это чувство в жизни ребенка, подростка, взрослого человека?
В своей книге «Как надо любить ребенка?»(11, 28) Януш Корчак раскрывает глубинные мотивы переживаний и поступков детей. Он убежден, что родители и воспитатели смогут научиться по-настоящему любить детей, только стремясь понять процессы формирования личности ребенка. В основу своей педагогики он положил чудесный сплав любви и уважения к ребенку и светлую мечту о мире, где дети будут избавлены от всего, что их унижает, где их счастье будет обусловлено счастьем и свободой всего народа. Только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-настоящему.
Любовь помогает ребенку относиться к себе как к личности. Выражать свою любовь по отношению к ребенку - это родительский долг, который необходимо отдать детям, чтобы они выросли полноценными, сильными личностями, готовностью творить свои собственные жизни, а не восполнять проблемы небрежного (лучше сказать пренебрежительного) воспитания.
Материнская любовь - это высший вид человеческой любви; наиболее священная изо всех эмоциональных связей; ее достижение - не любовь к младенцу, любовь к растущему ребенку являет собой неравенство - где один полностью нуждается в помощи, а другой полностью ее дает, не требуя ничего взамен.
Главное в жизни ребенка - любовь. Настоящая родительская любовь - это любовь разумная, требовательная. Она там, где учат детей самостоятельности, выражают доверие, уважение к ним... любовь ребенку необходима, но она должна быть умной: не уродующей личность ребенка, а раскрывающей в нем все доброе и светлое. Любовь помогает ребенку относиться к себе как к личности. Выражать свою любовь по отношению к ребенку - это родительский долг, который необходимо отдать детям, чтобы они выросли полноценными, сильными личностями, с готовностью творить свои собственные жизни, а не восполнять пробелы небрежного (лучше сказать пренебрежительного) воспитания.
Список литературы:
1.Клемантович И.П., Чуйкина Е.В. (аспирантка ) 2015. К вопросу о воспитании в современном российском обществе. // Вестник МГГУ им М.А. Шолохова. Педагогика и психология. М., № 1, С 19-25
2.Клемантович И.П., Фарнива М.Г. использование педагогических инновационных технологий в социальной работе с детьми и их родителями // Воспитание школьников № 7, 2012 С 52-53
3.Клемантович И.П. Социальные методы: Основные направления формирования профессиональной культуры. М., 2000
4.Клемантович И.П., Педагогика и психология. Контрольно - тестовые задания для студентов и преподавателей. М., 2010 С 128.
5.Клемантович И.П. Семьеведение. М., 1997. С.3
6.Клемантович И.П. Социальная педагогика. Контрольно - тестовые задания для студентов и преподавателей. М., 2010 С 128.
7.Клемантович И.П. 2000.Формирование профессиональной культуры социального работника, в процессе вузовского образования: дис. Доктора пед. наук. Москва
8.Клемантович И.П., Колмыкова Г.А. Солциальная педагогика М., С. 183
9.Клемантович И.П. Основы социально - педагогической деятельности. М., 2005 С. 282 10.Э. Фромм «Искусство Любить» Л.2007 С. 34
11.Корчаг Я. «Как любить детей» М., 1991
12.Р. Мэй. Любовь как особенный педагогический феномен. Спб. 2014
13.Болотникова О. П. Развитие рефлексивных действий как условие становление
личностных новообразований младшего школьного возраста. М.:2012. С.24.
14.Клемантович И.П., 2013 Социальная педагогика. История социально - педагогической
мысли и практики ( курс лекции ). Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. №11 С. 86
15.Клемантович И.П., 2013. Социальная педагогика. Воспитательный потенциал вуза.
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №11 С. 90-91
16.Клемантович И.П., 2013. Сборник программы дисциплин по выбору. Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. №11 С. 89-90
17.Клемантович И.П., Степанов В.Г. 2015. Нейропедагогика: предмет исследования.
Фундаментальные исследования, №2 С. 2464-2468