В. И. Смирнов
О духовности
В статье анализируется понятие «духовность» с точки зрения обыденного сознания. Далее разбираются позиции научные. Автор приходит к выводу, что духовность есть непрерывное возвышение личности на пути приобщения к более полноценной целостности. Ключевые слова: духовность; личность; мировоззрение.
V. I. Smirnov
About Spirituality
In article the concept «spirituality» from the point of view of ordinary consciousness is analyzed. Positions scientific further understand. The author comes to conclusion, that spirituality is a continuous eminence of the person on a way of familiarising of more high-grade integrity. Key words: spirituality; the person; outlook.
Слово «духовность» едва ли не самое употребительное как в специальной литературе, так и в повседневности. Семантика употребления этого слова столь же широка, сколь и многолика. Вместе с тем, если обратиться к современным философским справочным изданиям, то в большинстве случаев мы вообще не находим такого термина в глоссарии. Его нет ни в «Новой философской энциклопедии» (2000), ни в «Философском энциклопедическом словаре» (1999), ни в словаре «Русская философия» (1995), ни в «Новейшем философском словаре» (2001)... Впрочем, стоит ли перечислять
издания дальше. Справедливости ради отметим, что статья о духовности все же имеется в философско-энциклопедическом словаре «Человек» (2001). Но она написана психологом с опорой на психологическую литературу.
Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты социологического опроса россиян об их отношении к понятию «духовность» (исследование проводилось в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России методом интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г.; 1500 респондентов; статистическая погрешность - не более 3,6 %).
Это слово знакомо 91 % респондентов. На вопрос: «Как Вам кажется, что такое духовность? Как Вы понимаете это слово?» -были получены следующие ответы:
- 25 % респондентов связывали понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью («вера в Бога»; «духовность - единое целое с Богом»; «Господь Бог»; «христианская религия»; «близость к Богу»; «это что-то, связанное с церковью»; «быть ближе к церкви»; «ближе к религии»; «я своего Аллаха знаю, верю в него и буду верить»);
- 21 % опрошенных считают, что духовность - это совокупность положительных моральных качеств человека («высокая мораль, нравственность»; «это система ценностей»; «доброта и человечность»; «душевный человек»; «взаимопонимание, поддержка»; «доброта, помощь другим людям»);
- 7 % опрошенных понимают духовность как душевную чистоту, мир, гармонию («чистота мыслей и намерений»; «душой чистые люди»; «чистота внутренняя»; «душевные качества»; «это гармония внутреннего мира»; «жить в мире с самим собой»);
- 8 % участников опроса полагают, что духовность - это прежде всего интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность («интеллект человека»; «духовность - это разносторонние знания»; «образованность, чтение книг»; «внутренняя культура»; «культура поведения»).
Встречаются и иные интерпретации понятия «духовность»:
- 10 % опрошенных определяют ее как внутренний мир, внутреннее содержание человека - причем эти респонденты не уточ-
няют, нравственный или интеллектуальный аспект имеется в виду («богатый внутренний мир»; «богатство души»);
- 5 % видят в «духовности» определенное мировоззрение человека, а также стремление к самосовершенствованию («мировоззрение»; «работа над собой»; «развитие личности»; «самопознание»);
- для третьих (незначительное количество) духовность - это «вера в хорошее»; «вера, надежда»; «любовь»; «вера в идеалы».
Респондентам был также задан вопрос о том, стало ли в российском обществе больше духовности по сравнению с советским прошлым. В целом:
- 49 % считают, что духовности стало меньше;
- 23 % придерживаются прямо противоположного мнения.
Впрочем, несмотря на игнорирование современными отечественными философами поставленной проблемы, мы будем считать, следуя Виктору Франклу, духовность одним из фундаментальных экзистенциалов человеческого бытия.
При самом первом приближении можно выделить, по крайней мере, три группы смыслов экзистенциала «духовность», представленных в общественном сознании. К первой группе отнесем представления о духовности как возвышенности интересов и устремлений. Духовность ассоциируется здесь с высокими социальными и нравственными идеалами, с романтическими и утопическими мечтаниями, революционными порывами, жаждой знаний. Такое представление о духовности противопоставляется приземленнос-ти, мещанству, обыденщине - всему тому, что называют «бездуховностью», тому, что замкнуто на своекорыстных (эгоистических) интересах.
Второе понимание духовности связано с религиозным исповеданием. Человек, глубоко верующий, разделяющий положения какой-либо религии, следующий ее канонам и заповедям, полагается подлинно духовным. Часть повседневных характеристик духовности, как то: моральность, возвышенность дум, отсутствие своекорыстия и забота о других, здесь также присутствует. Духовность верующих в конкретных религиях состоит в стремлении к Богу,
в молитве, обращенной к Нему, в выполнении заветов любви и благорасположения к миру, которые дал Он. Даже в светской интерпретации духовности, исторически восходящей к религиям, сохраняется достаточно четкое различие между источником духовности и духовной личностью: для светского взгляда это различие идеала и стремящихся к нему людей, для религиозного - различие человека и Бога. В обоих случаях духовность связывается с бескорыстным сострадательным поведением по отношению к другим людям и миру, с той любовью, которую подлинно духовные личности питают и к потустороннему, и к посюстороннему бытию.
Третье понимание духовности принадлежит мистико-эзоте-рической традиции. Всякая религия, кроме догматического пласта, имеет также мистический, связанный с внутренним опытом человека, в котором возможно непосредственно постигнуть высшее начало мира. Мистики всех времен и народов, опираясь на молитву и медитацию, используя специальные практики, стремились как можно больше приблизиться к первоистоку бытия (мировой дух, мировой разум, мировая душа и т.п.) То же самое сознательно и целенаправленно делали представители различных эзотерических школ. Мистико-эзотерическая традиция считает, что подлинная духовность - это «бытие в духе», полное слияние и растворение в высшем первоначале (православные подвижники употребляли термин «срастворение»).
Впрочем, можно предположить, что три названные группы смыслов являются ступенями (уровнями) единого процесса-отношения. В таком случае вступает в силу ценностная ориентация: что более значимо в данном конкретном сообществе, то и обладает приоритетностью. Такой подход имеет место, ибо он отражает идею развития (духовного роста).
Предпринимаются попытки типологизировать духовность. Наиболее ярким примером является работа В. Г. Федотовой1. Духовное, по ее мнению, может идентифицироваться с духовно-практическими формами деятельности: с эстетической, этической и теоретической. Такой подход наиболее распространен в литературе, и это дало автору основание, прибегая к некоторой идеализации
и схематизации, выделить следующие типы духовного: эстетизм, этизм, теоретизм, каждый из которых культивируется определенной профессией или социальной группой. Далее, с учетом психологических исследований, проведенных А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко, и анализа жизненных миров, определенных Ф. Е. Василюком в книге «Психология переживания»2, В. Г. Федотова называет типы душевного: романтизм, прагматизм и пуризм3. Она ставит в соответствие типологию духовного - типологии душевного. Такими типами духовности могут быть: эстетико-роман-тический, теоретико-прагматический и этико-пуристский.
Не станем разбирать степень удачности такой типологиза-ции, отметим два обстоятельства: 1) как у автора совмещаются понятия «духовное» и «освоение»? и 2) она неизбежно оказалась в тисках традиции соотнесения душевного и духовного. Первый случай говорит о марксистском подходе, отождествляющем темы «духовная жизнь общества» и «общественное сознание: структура и функции».
Второй связан с религиозным взглядом на человека. В основе такого понимания лежит схема «тело - душа - дух». При таком подходе возникает проблема определения каждой из названных составляющих триады, а также вытекающая отсюда сложность установления взаимосвязи между ними. Попытки решить эту проблему осуществляются с древних времен по сию пору и малорезультативны. Поэтому аргументация часто похожа на заклинание. Вот пример: «И если необходимо допустить, что в живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, то и движение в неорганической природе надо признать производным того же духа. Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит»4. Если бы не знать, что автор этих строк, Лука Войно-Ясенецкий - известный ученый и религиозный деятель, то с легкостью от подобного высказывания можно было бы и отмахнуться.
Правильней анализ понятия «человек» следует вести по другим основаниям. Начало этому подходу положил Б. Г. Ана-
ньев. Следуя ему, также выделяют структуру из трех элементов и объединяющего их четвертого5. Здесь выделяется натуральный план, социальный план, план самосознания и план индивидуальности.
Натуральный план - это совокупность задатков морфо-физичес-кого хабитуса (строение тела и внешний облик), полово-возрастной структуры, психофизиологической динамики, психических состояний и процессов. Социальный план - совокупность социальных ролей, статусов и отношений. План самосознания - совокупность знаний с их контрольно-императивной функцией. Индивидуальность - уникальность и неповторимость каждого отдельного жизненного пути. Все три плана взаимосвязаны и взаимозависимы.
На определенном этапе развития индивида, по мере осознания им требований общества, под определяющим воздействием объективных условий жизни и воспитания созревают предпосылки для подключения к формированию его личности и самовоспитания. Обусловлено это тем, что в результате всего предшествующего развития стали богаче действительные связи индивида с обществом, богаче стал его внутренний мир. Человек обрел способность выступать в качестве не только объекта, но и субъекта своего познания, изменения, улучшения. Он по-новому уже относится к самому себе, вносит «поправки», «корректировки» в свое формирование, в той или иной мере сознательно определяет перспективы своей жизни, деятельности, саморазвития. Так в силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности к нему.
Здесь возникает теоретическая проблема: что следует понимать под личностью? Это столь же неопределенный термин в научной литературе, сколь и духовность6. При обретении определенности с этим понятием сразу же возникнут новые проблемы. Необходимо решить проблему соотношения понятий единства и целостности, внутреннего и внешнего.
Целостность характеризует в большей степени состояние того или иного образования, тогда как единство - один из модусов отношений. Целостность тенденциозно гомеостатична, а единство -
процессуально. Целостность ориентирована на трансценденталь-ность, единство трансцендирует.
Одной из главных характеристик личности является целостность элементов всех трех планов. Именно по этой целостности мы можем говорить об индивидуальности. В личности все элементы соразмерно взаимосвязаны, находятся в гармоническом единстве. Личность знает себя как личность. Внутри личности, таким образом, наличествуют две тенденции: трансцендентальная и трансцендентная. Это противоречие дает возможность личности развиваться. Однако, в силу тех или иных обстоятельств, могут возникать несоразмерности, перекосы в личности. Они способны к цементированию, что приводит, по народному выражению, к уродству (совсем не обязательно физическому). Закрепленное уродство закрывает пути развития личности - усиливает целостность, ослабляя единство.
Единство указывает на единение целостной личности с вне ее существующей целостностью (будь это Бог, национальная культура и проч.). Стремление «сраствориться» с более богатой и общей целостностью и называется духовностью. Духовность это всегда процесс, поэтому в духовности нельзя останавливаться. Движение может быть либо «вверх», либо «вниз». Либо возвышение - либо падение.
Духовность человека определяется его твердой внутренней позицией, его нормами внутренней нравственности, которые могут быть гораздо выше, чем общепринятые в определенном обществе индивидуумов. Насколько духовно развит человек - эту границу своей духовности он не может определить самостоятельно, он может постоянно стремиться совершенствовать выполнение и претворение в себе самом, в своих действиях и поступках тех норм духовного поведения, которые соотражаются с его внутренним голосом, которые созвучны его духовному развитию. В зависимости от того, как внутренне индивидуум способен отвечать на запросы своего бытия, своего отношения к другим людям, своего отношения к окружающему его миру, понимается состояние духовности определенного индивидуума.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991.
2 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
3 Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности. М., 1991. С. 99.
4 Войно-Ясенецкий Л. Дух, Душа, Тело. Брюссель, 1987. Гл. 3.
5 Более подробно см.: Волжский В. [Смирнов В. И.] Основания синтетической теории человека. СПб., 1997.
6 Подробнее об этом см.: Смирнов В. И. К уточнению понятия личности // Духовный мир человека : Методологические и методические вопросы. СПб., 2000.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бердяев Н. А. Философия свободного духа [Текст] / Бердяев Николай Александрович. М. : Наука, 1994. 480 с. ISBN 5-02-008117-5.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций [Текст] / Василюк Федор Ефимович [от автора, заключение, литература]; МГУ. М. ; Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
Духовная жизнь общества: Методологические и методические вопросы [Текст] / Сб. по учебно-методическим вопросам / Науч. ред. В. Ф. Рябов; Институт им. И. Е. Репина. СПб. : Изд. Института им. И. Е. Репина, 1993. 104 с.
Федотова В. Г. Практическое и духовное освоение действительности [Текст] / Федотова Валентина Гавриловна. М. : Наука, 1991. 358 с. ISBN 5-02-008117-5.