34. Михайлова Е. В. Самопрезентация. СПб. : Речь, 2007. 224 с.
35. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб. : Питер, 2000. С. 335-391.
36. Хараш А. У. О механизме общественной детерминации индивидуальной деятельности. Психология в вузе, 2014. № 1. С. 12-24.
37. Лейнг Р. Расколотое «Я». СПб. : Белый кролик, 1995. 352 с.
38. Менджерицкая Ю. А. Феномен подтверждения -неподтверждения и развитие личности // Психол. вестник РГУ. Ростов н/Д. : РГУ. 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 115-131.
39. Festinger L. A theory of social comparison processes // Нитап Relations. 1954. № 4. P. 117- 140.
40. Katz D., Lazarsfeld P. F. Personal influence. New York : Free Press, 1955. 230 р.
41. Панасюк А. Ю. Психология риторики. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 208 с.
42. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 2001. 368 с.
43. Потебня A. A. Слово и миф. М. : Правда, 1989. 623 с.
44. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб. : Речь, 2000. 368 с.
45. Хараш А. У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. М. : АПН СССР, 1981. С. 25-42.
46. Jourard S. Healthy Personality. New Jersey : Prentice-Hall, 1974. 380 p.
© Арпентьева М. Р., 2018
УДК 1 (091)
КАТЕГОРИЯ «ДУХОВНОСТЬ» В ФИЛОСОФИИ И. А. ИЛЬИНА
В статье анализируются представления русского мыслителя ХХ века И. А. Ильина о духовности, душе, нравственности. Показывается, что категория «духовность» является краеугольным камнем философии И. А. Ильина. В статье выделяются главные причины кризиса духовности современного человека. Отмечается, что возрождение духовности является способом преодоления кризиса современного общества.
Ключевые слова: И. А. Ильин, Бог, дух, душа, духовность, духовные ценности, кризис духовности, вера, любовь, нравственность, красота, знание.
O. A. Eaрги^еeин O. A. Bargilevich
CATEGORY OF "SPIRITUALITY" IN I. A. ILYIN'S PHILOSOPHY
The article analyzes the views of the Russian thinker of the twentieth century I. A. Ilyin on spirituality, soul, morality. It is shown that the category "spirituality" is the cornerstone of I. A. Ilyin's philosophy. The main causes of the spiritual crisis of modern man are highlighted in the article. It is noted that the revival of spirituality is a way of overcoming the crisis of modern society.
Keywords: I. A. Ilyin, God, spirit, soul, spirituality, spiritual values, crisis of spirituality, faith, love, morality, beauty, knowledge.
Имя выдающегося русского философа, историка, теоретика права, культуролога, искусствоведа Ивана Александровича Ильина (1883-1954), истинного патриота своей Родины, одного из главных идеологов русского национального движения в эмиграции «мощно ворвалось в жизнь России конца XX столетия, естественно легло в русскую верующую душу и укоренилось в сердце человека русской культуры» [1, с. 5].
По словам С. З. Гончарова, творчество И. А. Ильина олицетворяет истинный дух исторической национальной России, поскольку он, как никто другой, «глубоко впитал в себя русскую культуру, драму и надежды народа» [2, с. 21]. Наследие И. А. Ильина пробуждает в нас глубокую веру в Бога и искреннюю любовь к своей Родине.
Жизненный и творческий путь философа есть образец достижения высочайшего уровня духовности. Его рассуждения об одухотворенности, духовной религиозности, самом духе раскрывали духовность как внутреннюю направленность, которая придает человеческому бытию наивысшую ценность.
«Дух - свободная, самоустремленная, самодеятельная и знающая себя надприродная реальность. Ему присущи субъектность и "для-себя-бытие"... Поэтому дух познается только духом. В его познании бессильны приборы. Своеобразие духа невыразимо только объектным языком естествознания, только логикой. Ибо дух содержит многомерную модальность - логическую, этическую, эстетическую, теологическую и др., что обязывает к соответствующей лексике, к метафорам, сравнениям» [2, с. 47].
Гончаров особо выделяет в наследии И. А. Ильина следующий аспект:«Ильин в своем творчестве ясно и основательно выразил тенденцию классической философии в понимании духа и его проявлений (духовности) с позиций объективно-предметной и конкретной аксиологии, которую он развил из единого принципа - совершенства» [2, с. 47].
Быть духом, по мнению Ильина, значит определить себя с помощью любви к совершенному. «Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности» [3, с. 56]. Ильин подчеркивает, что необходимо делать различия между духом и душой
человека. «Душа - это весь поток нетелесных переживаний человека, помыслов, чувствований, болевых ощущений... Дух - это, во всяком случае, лишь те душевные состояния, в которых человек живет своими главными, благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на созерцание или осуществление красоты, на совершение добра, на общение с Божеством - в умозрении, молитве и таинстве; словом, на то, что человек признает высшим и безусловным благом. ... Дух - это то, что объективно значительно в душе. ...Духовное делание предполагает должный уровень внутренней жизни, свободный от пошлости» [4, с. 23-24].
Таким образом, душа является посредником между телом и духом, она - утонченное тело нашего духа и нуждается в непрерывном совершенствовании, как внешнее тело человека или садовый земельный участок. Чтобы «вспахать почву нашей души», надо выйти из поля ее притяжения, не исчезать в ее состояниях и укоренить ее в над-душевное, душевное содержание - в свое родимое, сокровенное и очень совершенное. В этом эталон совершенства, который гармонизирует сознание и подсознание человека. Воля к совершенству захватывает все существо человека, порождает у него оживленное ощущение ответственности перед свершенным, наполняя благодатью все проявления духа: «...и совестную культуру, и художественное творчество, и глубочайшие корни его правосознания, и его национальное самосознание, и его патриотическое чувство, и его государственное строительство» [3, с. 97].
Духовного человека, согласно Ильину, отличает признание существования высших ценностей и стремление к ним, вера в истину, познаваемую человеком, добро и красоту, из чего можно заключить, что устанавливающий принцип духовности есть вера в объективность существования Истины, Блага, Красоты, иными словами, вера в Бога. Исключать духовность из материальной составляющей натуры так же тщетно, как пробовать наделить примитивные скопления атомов свободной волей и разумом.
Для Ильина «дух есть не только энергия видения, но и энергия действования; он есть концентрация сил не только для восприятия Совершенного, но для осуществления его» [3, с. 58]. Иван Ильин в книге «Аксиомы религиозного опыта» определяет человеческий дух как «самостоятельный творческий центр: центр любви и созерцания, совестная воля, субъект права, созерцающий художник, верующее сердце, Божий слуга. В этом состоит сама природа духовности, в этом - призвание и достоинство человека» [3, с. 59].
А. С. Гагарин в статье, посвященной анализу интенци-ональности как проблемы направленности сознания, воли, чувств, обращает внимание на замечание И. А. Ильина о том, что латинское слово «indendere» в переводе означает «напрягать», «натягивать» и в то же время «метить», «направлять», обращая внимание на два значения термина «интенция» у Ильина: целевая направленность и напряженная сосредоточенность [5, с. 40]. Поэтому у Ильина совесть и любовь выступают как интенции духовного акта: «любовь дает видение и порыв, воля дает энергию действия и дисциплину выполнения» [3, с. 122].
Сущность духовности является одной из главных тем последней книги И. А. Ильина «Путь к очевидности», над
которой он трудился много лет и дописал уже перед своей смертью. В ней он останавливается на самом суждении о природе духовного, на осмыслении закономерностей творчества и стремится показать совокупность воззрений, которые давали бы возможность достигнуть первооснов духовности.
Ильин выделяет главные характерные рубежи современной духовной жизни и пути преодоления ее пороков и несовершенства. Он пишет о бессердечности современной российской культуры и говорит о том, что идти по этой дороге дальше означает двигаться к крушению нашей родной страны. С духовностью человека тесно связана ответственность, а тайна свободы заключается в способности силы духа централизоваться, укреплять себя, умножаться и справляться с духовными затруднениями и своими внутренними и внешними преградами.
В монографии «Философия совершенства Ивана Ильина» С. З. Гончаров отмечает, что формирование духовности является по существу формированием ценностного разума. Чтобы воспитать в человеке ценностное сознание, необходимо решить две задачи: «Первая из них - дать личности "лестницу для восхождения на "вершину, вознести сознание от ценностей единичных к всеобщим. и вызвать эмоциональное переживание совершенства путем использования эмоционально-побудительной наглядности, будь то метафоры, сравнения, емкие художественные образы и символы, деяния великих людей... Вторая задача - помочь личности спуститься с "вершины" к "основанию", но так, чтобы сознание удерживало "вершину при усвоении частных ценностей. Этот обратный путь от всеобщего к особенному и единичному является теоретическим и дедуктивным. В его рамках раскрываются ценностные основы культуры народа, бытия человека, семьи, коллектива, Родины, правосознания и государства, труда и собственности, профессии, индивидуальный опыт обретения ценностей» [2, с. 78-79].
Таким образом, можно сделать вывод, что И. А. Ильин под духовным понимает то, что мы можем воспринимать своими чувствами, мыслями, воображением и волей, в то время как материальное мы воспринимаем исключительно пятью органами чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание). Духовность - это сочетание (совокупность) духовного. Духовность есть соединение того, что воспринимается ощущением, волей, воображением и размышлением. Предпосылками духовного обновления человека у Ильина являются знания, любовь, вера, религия и философия.
Сегодня категория «духовность» часто употребляется в сфере образования, однако при ее толковании часто искажается ее подлинный смысл. Как правило, педагоги под духовностью подразумевают нравственность, не делают различий между понятиями духовность и душевность. А это серьезный промах, поскольку подмена истинного смысла духовности приводит к упрощению духовного воспитания и образования.
Иван Ильин самой главной задачей воспитания считал именно воспитание в человеке духовности: «.если кто-нибудь принял в себя начало духа и начал духовную жизнь, то перед ним открываются новые горизонты, и он вступает в новый план бытия. Он убеждается в том, что дух есть "воздух" и "хлеб" человеческой жизни, ибо человек
задыхается и изнемогает без него. Дух есть дыхание Божие в природе и в человеке, сокровенный внутренний свет во всех сущих вещах. Он освещает жизнь, чтобы она не превратилась в ледовую невыносимую пустыню, в хаос пыли и вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться к духу и стать духовным» [6, с. 410].
Иван Ильин главную основу государства видел в духовности. Он указывал, что государство - это организованное духовное объединение людей (единомышленников), духовно и душевно солидарных, относящихся к отчизне с патриотической любовью и верностью, поддерживающих ее своей самоотверженной волей.
Сегодня, как и сто лет назад, Россия переживает сложный период, когда кардинально изменились общественные идеалы и ценностные ориентиры людей, и необходимо вновь искать духовные ценности, способные стать созидательной силой. Никакие эффективные реформы не смогут в автоматическом режиме преобразовать человеческое общество в сознательное, нравственное и духовное без уважения личности.
Понимая роль и значение духовности в жизни общества, мы не можем с тревогой и болью не отмечать, что одной из главных проблем современности является проблема утраты духовности. По словам Ивана Ильина, ХХ век являлся периодом духовного кризиса, вызванного в том числе изъяном, незрелостью и деградацией духовности человека. Философ утверждает, что вовлекла человека во множество войн и передряг именно стихия необустроенной и ожесточенной людской души, когда люди утратили ориентиры в личной и духовной жизни. По убеждению И. А. Ильина, все это доказывает то, что ошибочен был сам способ духовного бытия, что он обязан быть модифицирован до корешков и от этих корешков обновлен и восстановлен заново.
Таким образом, кризис духовности современного человека выразился в кризисе веры, религии, морали, идеологии - т. е. основ духовности. И дело здесь не только в отсутствии у людей веры в Бога, моральных ценностей и общественных идеалов. Сегодня в России много верящих в Бога людей, но для них вера уже не играет той определяющей, направляющей роли в жизни, которую она играла в дореволюционной России.
Еще одну из причин современного духовного кризиса человечества философ Ильин видит в недостойном, неполноценном характере целей. Он полагал, что жизнь людей подчинена некому духовному закону, в соответствии с которым человек становится подобным объекту своей веры. Иван Ильин приходит к выводу: кто во что верует, тот тем, соответственно, и живет, и наоборот. Поэтому вера, сформировавшаяся и овладевшая душой, есть важная ведущая жизненная сила, указывающая личности ее жизненную стезю, управляющая взаимоотношениями людей, определяющая отношения человека и природы и являющаяся главным жизненным ориентиром.
Иван Ильин писал о том, что человечество вошло в новую эпоху. Наступило время крепкой и твердой веры, духовной и самодеятельной религиозности, идущей из сердца и творящейся сердечным созерцанием, утверждающей свою правоту и разумность, ведающей свой настоящий путь,
ведущей народ сквозь покорность и протрезвление к союзу с Богом. Что же касается сердца - это источник духовной любви и творческого созерцания, но оно в наше время становится дурным тоном. Нынешний кризис можно назвать кризисом «расщепленного» человека, не верящего в Бога. Иван Ильин в своей статье «Стань цельным!» четко выявляет причины кризиса духовности современного человека: «Аналитический разум, беспочвенная и разнузданная воля и бездуховный инстинкт самосохранения - вот все, что ему осталось. Все остальное подлежало осмеянию: вера, стыд перед собственным безжизненным сердцем, творческое созерцание ...» [7, с. 438-439].
Иван Ильин исходил из того, что именно дух является глубинным и существенным в каждом человеке, его внутренним духовным состоянием, стремящимся усвоить истину, познать Бога. Дух есть родник правосознания, истинного патриотизма как остова здоровой российской государственности. Оттого Дух - это сила индивидуального самоутверждения в человеке, но не в смысле интуиции и рационалистического осмысления состояний своего тела и души, а в смысле правильного восприятия своей сущности, в ее самом лучшем достоинстве и предстоянии Богу. Люди же, не уяснившие своего предстояния и достоинства, никогда не найдут своего духа. Поэтому можно сказать, что дух - это живое чувство личной ответственности. Личность, переживающая свое пребывание перед Богом, свою добродетель и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству. Вследствие этого дух можно установить как волю к самому Совершенству - а значит совершенствованию -в самом себе и во внешнем мире в целом.
Иван Ильин отмечал, что «.никакая внешняя реформа не изменит, не спасет нас сама по себе независимо от внутреннего душевно-духовного изменения человека. ...Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни добродетели, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Истинное обновление идет не от внешнего внутрь, не от формы к содержанию, не от видимости к существу, а обратно. Все великое и священное идет изнутри» [8, с. 40-41].
Основная предпосылка духовного обновления человека, согласно Ильину, - это вера, являющаяся родником помыслов, настроений, решений, дел и слов (вера, но не церковное богослужение). Философ утверждает, что человек без веры вообще не сможет жить, поскольку вера - это ни что иное, как основное и ведущее влечение современного человека, обусловливающее его существование, его взгляды, его устремления и действия. Поэтому вера составляет подлинный центр бытия личности, является первичной силой людской души.
Глубина идей Ивана Ильина, их актуальность заставляет обращаться к работам философа. Его наследие может помочь возрождению российского национального самосознания и достоинства, способствовать формированию воли к совершенству.
Современному человеку нужно заново освоить и реализовать в своей повседневной жизни духовные основания человеческого бытия, о которых писал Иван Ильин: «Это -вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина и нация. Все они представляют собой определенные формы духовной
жизни и образуют все вместе органическое единство русской православной культуры» [9, с. 485]. В трудах Ильина содержится ясное указание на то, что поможет преодолеть духовный кризис нашего общества - это прежде всего забота о воспитании русского национального характера в самих себе и в наших детях, именно в этом критерий успеха духовного возрождения общества [9, с. 485].
1. Иван Ильин и Россия: неопубликованные фотографии и архивные материалы / авт.-сост. Ю. Т. Лисица. М. : Рус. кн., 1999. 192 с.
2. Гончаров С. З. Философия совершенства Ивана Ильина. Екатеринбург : Урал. ин-т бизнеса им. И. А. Ильина, 2007. 552 с.
3. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М. : Рарогъ, 1993. 448 с.
4. Ильин И. А. Философия как духовное делание. // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М. : Рус. яз., 1994. Т. 3. С. 17-36.
УДК 1 (091)
ОДИНОЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО И «ОТЦОВ» РЕФОРМАЦИИ
В статье исследуется одиночество как экзистенциал человеческого бытия, представленный в философских воззрениях мыслителя Возрождения - Эразма Роттердамского и учите-лей-«отцов» Реформации. Задачи, поставленные Эразмом, по сути, совпадали с путями Реформации: христианизация человека и очеловечивание веры, но принципиально различались по трактовке природы человека и методам его обращения к Богу и обоснования спасения. Эразм Роттердамский, оригинально соединяя христианские постулаты и возрожденческие идеалы и образы, отстаивал тезис о том, что человек должен постоянно стремиться к добродетели, опираясь на свободу воли и уповая на благодать. Гармонизатором амбивалентности экзистенциала одиночества выступала вера. Вопрос о природе человека и его спасении оказался в центре полемики Эразма и Лютера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении.
Ключевые слова: экзистенциал человеческого бытия, феноменологическая топика, смерть, одиночество, страх, вера, свобода воли, Возрождение, Реформация, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Жан Кальвин.
5. Гагарин А. С. Концепция интенциональности в экзистенциальной философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 4 ч. Тамбов : Грамота, 2015. № 12 (62) Ч. III. C. 39-42.
6. Ильин И. А. Путь к очевидности // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 381-561.
7. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 8. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований. М. : Рус. кн., 1998. 573 с.
8. Ильин И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление // Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. : в 2 т. М. : Рус. кн., 1992. Т. 2. С. 40-43.
9. Ильин И. А. Творческие идеи нашего будущего // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. М. : Рус. кн., 1998. Т. 7. С. 453573.
© Баргилевич О. А., 2018
А. С. Гагарин A. S. Gagarin
LONELINESS AS THE EXISTENTIAL OF HUMAN BEING IN THE VIEWS OF ERASMUS OF ROTTERDAM AND THE "FATHERS" OF REFORMATION
The article explores the loneliness as an existential of human existence, presented in the philosophical views of the Renaissance thinker - Erasmus of Rotterdam and the teachers-"fathers" of the Reformation. The tasks set by Erasmus, in fact, coincided with the ways of the Reformation: the Christianization of man and the humanization of faith, but fundamentally differed in the interpretation of human nature and the methods of its conversion to God and the justification of salvation. Erasmus of Rotterdam, originally combining Christian postulates and Renaissance ideals and images, defended the thesis that man must constantly strive for virtue, relying on free will and trusting in grace. The harmony of the ambivalence of the existential loneliness was faith. The question of the nature of man and his salvation was at the center of the controversy of Erasmus and Luther on the theological question of free will and divine predestination.
Keywords: existential of human existence, phenomenological topic, death, loneliness, fear, faith, free will, Renaissance, Reformation, Erasmus of Rotterdam, Martin Luther, Jean Calvin.
Одиночество как экзистенциал человеческого бытия [1, с. 70-73] оригинально представлено в философских воззрениях мыслителей Возрождения. В соответствии с положениями возрожденческой феноменологической топики Человек предстает как «другой мир», наряду с миром земным,
географическим, и исследуется как элемент мироздания -природный и социальный, и как анатомический микрокосм (Бруни, Валла, Манетти, Фичино, Мирандола, Альберти). У Фичино и Мирандолы человек космически возвеличивается в мироздании (человек - «узел мира»), у Манеттии