Научная статья на тему 'О духовном здоровье современной семьи в контексте педагогической деятельности С.А. Рачинского'

О духовном здоровье современной семьи в контексте педагогической деятельности С.А. Рачинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О духовном здоровье современной семьи в контексте педагогической деятельности С.А. Рачинского»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-16-22 Авдюшко С.А.

О духовном здоровье современной семьи в контексте педагогической деятельности С.А. Рачинского

Государственный университет просвещения, Москва, Россия

Социально-политическая и экономическая ситуация в нашей стране, военные конфликты, техногенные и экологические катастрофы, разгул преступности, пьянство, наркомания предъявляют особые требования к духовному, нравственному и волевому воспитанию граждан России. Психологические перегрузки и искушения больше всего поражают подрастающее поколение, не имеющее жизненного опыта и устойчивого иммунитета к агрессии, насилию, бездуховности окружающего мира.

2024 год Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина объявлен Годом семьи. В озабоченности духовным состоянием современной семьи со стороны политических и общественных лидеров, ученых и практических специалистов, педагогов и воспитателей можно увидеть здоровое беспокойство о будущем нашей страны и ее народонаселения. В ВУЗах и СУЗах разрабатываются и внедряются образовательные и просветительские программы, направленные на духовное воспитание и развитие навыков гармоничных отношений в семье, которые оказывают непосредственное влияние на психическое здоровье и психологическую удовлетворенность ее членов.

Большой вклад в совместную работу вносят и конфессиональные организации. На базе приходов Русской Православной Церкви и духовно-просветительских центров реализуются комплексные образовательные программы, сочетающие мультидисциплинарный подход и современные научные знания. Предметом обучения в таких школах могут быть и вопросы сохранения психического здоровья и профилактики зависимого поведения. Примером такой организации является Викариатская школа подготовки ведущих семейных клубов трезвости [1].

Перед общеобразовательной школой также стоит задача созидания личности человека, способного создать крепкую и духовно здоровую семью. Этот путь проходит через воспитание ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Предметом исследования данной статьи является оценка способности влияния на современного учащегося школы опыта педагогической работы известного общественного деятеля XIX века, ученого и педагога Сергея Александровича Рачинского. Целью исследования является выявление значимых педагогических действий, способных оказать влияние на духовно-нравственное становление личности учащегося. Ведь сегодня — ученик, а уже

в недалеком будущем — молодой человек, который стремится к созданию крепкой и духовно здоровой семьи. Важным аспектом, определяющим вовлеченность учащегося в образовательный процесс, является развитие эмоционального интеллекта [2]. Высокий уровень эмоционального интеллекта и внимания помогает школьникам лучше усваивать информацию, решать задачи и достигать успехов в учебе. Низкий уровень эмоционального интеллекта и внимания может приводить к проблемам в учебе, а также в повседневной жизни [3].

Воспитательная система Рачинского была основана на трех фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности [4].

Первый компонент воспитательной системы — цели воспитания и вытекающие из них задачи школы. Цели воспитания, по Рачинскому, можно сформулировать как: развитие умственных сил ребенка; развитие его воли; гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера.

Школы Рачинского ставили такие задачи, как: учить детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость, самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы. Воспитательная задача школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

Свои педагогические идеи С.А. Рачинский изложил в сборнике статей «Сельская школа» [5]. Книга издавалась в 1891, 1892, 1898, 1899, 1902, 1991 и 2023 годах (в 2023 г. — в сборнике трудов). В свое время она была настольной книгой учительства России и поистине может быть названа заветом для русской народной школы. Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно уже в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. Со вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст — проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиции доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя отличия, признанные несущественными.

Сегодня мы знаем, сколь губительными были последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство аг-рогородов, ликвидация так называемых неперспективных деревень и т.п.). Трудности, переживаемые ныне селом, помимо других причин в значительной мере связаны с последствиями названных преобразований. Исторический опыт побуждает нас сегодня к взвешенному, продуманному подходу к проблемам сельской школы, в особенности на фоне новых попыток форсировать реформирование образования; надо помнить, что всякое необдуманное вмешательство может повлечь за собой множество необратимых потерь. Сегодня мы можем утверждать: сельский тип поселения, деревенская культура, образ жизни, а, следовательно, и сельская школа будут существовать и развиваться

на протяжении длительного исторического периода, сохраняя специфические, существенные черты национальной культуры. Поэтому проблема сельской школы — это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой самого государства. И потому программа сохранения и развития сельской малокомплектной школы должна носить общенациональный, государственный характер. Это направление должно стать одним из центральных элементов в разрабатываемой ныне национальной инициативе образования.

К факторам, содействующим развитию сельской школы, стоит отнести наличие более широких, чем в городе, возможностей для индивидуализации обучения и воспитания школьников, развития их творческого потенциала; участие детей в производительном и социально значимом труде; тесная связь школы с жизнью села; особое положение учителя, нередко совмещающего в силу необходимости функции психолога, социолога, консультанта и оказывающего помощь ученикам и их родителям в сложных жизненных ситуациях; традиция особо уважительного отношения односельчан к учителю; ярко выраженная направленность сельской школы на реализацию личностного подхода к ученику.

В «Сельской школе» С.А. Рачинского совершенно четко прослеживается мысль о необходимости создания национальной русской школы. Задачей такой школы должно быть расширение не только «умственного горизонта», но и «духовного кругозора» российской сельской молодежи. В наше время необходимо стремиться к сохранению и развитию национальной культуры через образовательный процесс, основой которого должно стать освоение исторических традиций, культуры, религии, языка русского народа. Это позволит воспитать активных граждан великой страны, готовых принять участие в ее грядущем возрождении. Патриотизм немыслим без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями — связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого остро ощущается потребность возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания.

Школа всегда играла важную роль в развитии сельского социума. Во все времена она считалась духовным очагом, центром культуры и образования. Школа готовила подрастающее поколение к труду и жизни на родной земле. И сейчас, в новых социальных реалиях, именно со школы должно начаться духовное возрождение села. Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать?

Из-за изменений ценностных ориентаций в российском образовании образовался дефицит патриотических чувств у школьников. В этой связи гра-жданско-патриотическое воспитание нуждается в коренной модернизации. В определении современного национального воспитательного идеала необ-

ходимо опираться на отечественные традиции и сохранять преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Отсюда следует целесообразность обращения к педагогическому опыту отечественных педагогов прошлого, среди которых выделяется имя С.А. Рачинского. Рачинский считал, что только путем бережного отношения к базовым компонентам народной педагогики можно создать в России национальную школу. Великий педагог обладал абсолютным художественным вкусом. Будучи великолепным знатоком искусства, Рачинский выражал тревогу, что «глохнут и гаснут в народе народная песня, народная сказка» [6].

Русская песня, которую дитя слышит еще в колыбели, помогает усвоить русский строй чувств. А хоровое пение, которое распространено у русских, «национализирует и организует жизнь». Национальное воспитание неполно без русской сказки, которая заселяет детскую душу «национальным мифом, тем хором образов, в которых народ созерцает себя и свою судьбу». Жития святых и героев пленяют воображение ребенка примерами национальной святости и национальной доблести. Необходимо использовать поэзию и искусство в деле воспитания: «Русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется».

По мере взросления ребенку открывается весь мир национального искусства — от архитектуры до живописи, от музыки до скульптуры. Еще одно средство патриотического воспитания — труд, который пробуждает интерес к национальному хозяйству. Особое место необходимо отвести истории с богатым краеведческим материалом. При ее изучении ребенок должен с самого начала понять, что он сын великого русского народа, имеющего трагическую и поучительную историю.

К национальным ценностям и одновременно средствам воспитания относится молитва, как сосредоточенная и страстная обращенность к Богу. Все эти компоненты национального воспитания в полной мере отражены в педагогической системе С.А. Рачинского. Педагогический процесс в его школе предполагал изучение фундаментальных основ русской истории, культуры, понимание специфики социокультурных, экономических, географических, религиозных составляющих русского национального характера.

Многие сельские школы сегодня уделяют большое внимание сохранению народной культуры, изучению традиций. С целью воспитания памяти о нашем прошлом, нравственных ценностях, формирования представлений о быте, культуре, образе жизни своего народа, воспитания бережного отношения к предметам старины и в результате совместной поисковой работы педагогов, учащихся и родителей в них создаются этнографические музеи, проходят народные праздники, встречи с пожилыми людьми — «хранителями традиций», возрождаются народные ремесла. Краеведческое направление — одно из главных в воспитательной работе. Учащиеся не только собирают и изучают этнографический материал, знакомятся с историей, культурой и искусством народа, но и сами изготавливают копии предметов быта, шьют и демонстрируют модели национальной одежды, организуют народные гулянья и праздники, вовлекая в них и родителей.

В школе Рачинского пропагандировались народные игры и хороводы. Автором сценариев детских праздников был сам Сергей Александрович. Больше всего школьники любили рождественские праздники у новогодней елки и праздник славянской письменности, посвященный великим славянским просветителям Кириллу и Мефодию. Этот праздник совпадал с окончанием учебного года.

Праздники славянской культуры и письменности приобрели в наше время особое значение, они отмечаются ежегодно, центрами их проведения становятся древнейшие русские города: Новгород, Псков, Владимир, Смоленск, Суздаль, Белгород и др. Но мы не должны забывать того факта, что начало проведению этих праздников положено в сельской школе С.А. Рачинского — человека с европейским образованием, знатока старославянского, русского, нескольких иностранных языков. Рачинский полагал, что нравственному поведению человека нельзя научить. Этому человек может только научиться. Ведь добрые нравы в человеке и в обществе являются результатом окружения человека, среды, воспитания, «этим вещам учат не классные уроки и школьные книги, а люди и жизнь». Духовно-нравственную ориентацию молодежи С.А. Рачинский видел сквозь призму воспитания и образования.

Особенно актуально для нашего времени выверенная позиция исследователя: «именно образование и только образование способно и обязано не допустить духовной, а вслед за ней физической катастрофы человечества, упредить ее, дать миру новые ценности». В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. С.А. Рачинский выступал против идеи равенства умственных и духовно-нравственных качеств человеческой личности. Каждый человек индивидуален и неповторим.

«Жажда равенства», распространившаяся в русском обществе в конце XIX века, в том числе и в сфере образования, приведет впоследствии к торжеству посредственности и «серости» в России. Рачинский предупреждает. «Тысячи бездарностей будут вправе почитать себя равными более даровитым, более сведущим своим сверстникам», — и его слова оказались пророческими. Нужно не упрощать систему образования и воспитания, не стремиться свести ее к некому «среднему» знаменателю, но стремиться к дифференциации педагогического процесса.

Личность человека, личность ребенка всегда индивидуальна. Значит, образование и воспитание должно стремиться к раскрытию личностных, индивидуальных способностей в ребенке. Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Учитель XXI века должен использовать все лучшее из традиционных технологий, находить инновационный подход к учебному процессу, всегда быть ориентированным на уникальность, неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, прежде всего в нравственной сфере.

Большое значение в педагогической концепции С.А. Рачинского занимает проблема воспитания у ребенка любви к природе. Неподдельный инте-

рес у современных читателей вызывает статья С.А. Рачинского «Школьное цветоводство» (1896 год). По существу, это прообраз современных программ благоустройства школьных территорий. Все школы сегодня стремятся к тому, чтобы их территории были образцовыми. В работе по благоустройству территории школы мы можем воспользоваться рекомендациями и советами С.А. Рачинского. В статье «Школьное цветоводство» он рассказывает о культивации декоративных растений, способных украсить сельскую школу снаружи и внутри. В процессе этой работы под руководством учителя дети на практике познают законы природы, учатся любить и понимать прекрасное. Как мудро звучат следующие слова педагога: «Любовь к природе, понимание ее красоты — один из лучших плодов истинного образования, и все, что питает эту любовь, расширяет это понимание, должно нам быть близко и дорого... Близкое знакомство с формами и условиями жизни хоть немногих растений есть знание действительно полезное; а такое знание дается именно их культурой, без которой невозможны и плодотворные исследования в высших сферах науки. Только этим путем, а не устным и книжным преподаванием общих обзоров природных явлений и основанных на них теорий, могут быть привиты знания о природе... »

Рачинский впервые в педагогической практике применил народный способ воспитания патриотизма — путешествия по русским святым местам. Природа и религия рассматриваются С.А. Рачинским как важнейшие факторы формирования духовного мира ребенка. Совершив поход в Нилову пустынь в 1879 и 1887 годах, воспитанники сельской школы С.А. Рачинского на себе ощутили духовное влияние православных подвижников, увидели воочию подвиг монастырского послушания. Паломничества в сельской школе С.А. Рачинского носили не только религиозный характер, но и являлись своеобразными «открытыми уроками» биологии и географии, местной истории и краеведения. Расширение духовного, нравственного и умственного кругозора — вот что давали ученикам школы С.А. Рачинского такие походы по святым местам. Статья Рачинского «Школьный поход в Нилову пустынь» была написана после второго похода. Она представляет собой дневник путешествия, обогащенный размышлениями автора. Походы и экскурсии, подобные описанному С.А. Рачинским, стали затем регулярно проводиться во многих школах. По существу, в статье изложено руководство по организации походов.

Да, действительно, любовь к России рождается и развивается из малого — из любви к своему селу, краю, к своим родным местам. Очень важная задача, стоящая перед школой, — изучение родного края не только по книгам, но и по его живой действительности. Мы зачастую и не подозреваем, как много интересного вокруг, совсем рядом с нами. Лучший способ изучить свой край, узнать его, познакомиться со знатными земляками — это организовать походы по родному краю. И нужно сделать все для того, чтобы автобусные экскурсии не привели к забвению походов по родному краю.

Конечно, чтобы сделать поход увлекательным и полезным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Участвуя в походах и путешествиях, дети, во многом благодаря педагогам, узнают, какие сокровища хранятся в недрах

родной земли, какие ценные деревья растут, какие звери и птицы живут в лесах и полях, чем замечательны реки, какая рыба в них водится, знакомятся с историей своего края, с историческими и культурными памятниками, с производственной деятельностью предприятий, встречаются со старожилами. Походы позволяют увидеть своими глазами живописные места, интересные «ключи и источники». Во время походов дети получают массу новых впечатлений, наблюдают и раскрывают законы природы, понимают ее отдельные явления непосредственно в лесу, в поле, на берегу реки.

В процессе подготовки к походу школьники учатся укладывать рюкзак, разжигать костер, готовить на нем пищу, ориентироваться на местности, предсказывать погоду, оказывать первую медицинскую помощь. Очень важно во время походов не навредить природе, беречь ее. Со счетов не сбросишь тот эмоциональный заряд, который дети получают, общаясь друг с другом, играя, соревнуясь, рассказывая легенды, поучительные истории. Походы — это прекрасная школа, школа жизни, становления личности каждого ребенка.

С.А. Рачинский первым в своем уезде открыл школы для девочек, ввел совместное обучение девочек с мальчиками. Это объясняется взглядами педагога на роль женщины-матери в семейном воспитании детей. Он считал, что только образованная мать способна сформировать у детей жизненно необходимые навыки.

Развитию нравственности у учеников в современных школах может способствовать психологическая и педагогическая работа, позаимствованнная и адаптированная из трудов Сергея Александровича Рачинского.

Список литературы

1. Копейко Г.И., Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Казьмина О.Ю., Мошкова И.Н., Гусев Г.В., Магай А.И., Казьмина Е.А., Иконникова Е.Ю., Бердичевский А.А., Потапова Ю.А., Горячева А.А., Устинов Н.В., Ениколопов С.Н. Семейные клубы трезвости: современные технологии психосоциальной реабилитации людей с религиозным мировоззрением. М.: Макс Пресс, 2020. 88 с

2. Симатова О.Б. Специфика эмоционального интеллекта студентов вуза, обучающихся на различных факультетах // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-emotsionalnogo-intellekta-studentov-vuza-obuchayuschihsya-na-razlichnyh-fakultetah (дата обращения: 10.01.2024).

3. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ Серия 4: Педагогика. Психология. 2012. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-i-refleksivnost-studentov-psihologov (дата обращения: 10.01.2024).

4. Розанов В.В. Юдаизм. Статьи и очерки. 1898-1901 гг. // Розанов В.В. Собрание сочинений. М.: Республика; СПб: Росток, 2009.

5. Сергей Рачинский. Учитель века / Сост., авт. вступ. ст. И. Ушакова. М.: Русский мир, 2023. 672 с.

6. Рачинский С. Народная педагогика. М.: Русская цивилизация, 2019. 614

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.