Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ С.А. РАЧИНСКОГО И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ С.А. РАЧИНСКОГО И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / отечественная педагогика / Татевская сельская школа / авторская образовательная система С.А. Рачинского / учебно-воспитательные задачи Татевской школы / современная сельская школа / education / Russian pedagogy / Tatev rural school / educational system of S.A. Rachinsky / educational tasks of Tatev school / modern rural school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бежевец Мария Константиновна, Бежевец Дмитрий Александрович

В данной статье поднимается проблема использования отечественного педагогического опыта, а именно — опыта сельской школы С.А. Рачинского в реалиях современного образования. Целью статьи является обоснование возможности использования авторской образовательной системы С.А. Рачинского в российской школе сегодня. Статья условно делится на две смысловые части: в первой выявляется общность учебно-воспитательных задач Татевской сельской школы и современной школы. Постановка общих задач — показатель, который позволяет говорить о возможности использования самобытного педагогического опыта Рачинского. Еще одним важным показателем оказывается приоритетное отношение к делу воспитания в Татевской школе, которое имеет большое значение и для современного общества. Во второй части статьи выделены особенности авторской системы Рачинского, которые школа, адаптировав под современные образовательные возможности, может с успехом использовать. К ним относятся следование примеру учителя и священника, опора на национальную направленность и крестьянские реалии, в которых существовали учащиеся Татевской школы. Принципы и особенности системы Рачинского уже реализуются во многих современных образовательных учреждениях, поэтому выводом данной статьи послужила констатация актуальности опыта сельской школы С.А. Рачинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бежевец Мария Константиновна, Бежевец Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.A. RACHINSKY’S PEDAGOGICAL LEGACY AND ITS RELEVANCE FOR THE PRESENT-DAY RUSSIAN SCHOOL

This article raises the problem of using Russian pedagogical legacy, namely the legacy of S.A. Rachinsky’s rural school, in present-day education in Russia. The purpose of the article is to show the possibility of using S.A. Rachinsky’s educational system in the national school today. The article is divided into two parts. The first part reveals the applicability of teaching and educational objectives of Tatev rural school to the modern school. The setting of general tasks is an indicator which allows us to talk about the possibility of using the specific pedagogical experience of Rachinsky. Another meaningful indicator is the emphasis on the task of education in Tatev school, which is significant for modern society. In the second part of the article, the specific features of Rachinsky’s system are identified. These features, if adapted to the present-day educational opportunities, can be used today as well. They include using the example of the teacher and the priest, relying on the national orientation and country-life realities, in which the students of Tatev school lived. The principles and features of Rachinsky’s system are already being implemented in many modern schools, so, in conclusion, Rachinsky’s legacy preserves its relevance.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ С.А. РАЧИНСКОГО И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2023. Вып. 69. С. 9-20

Б01: 10.15382Мш^202369.9-20

Бежевец Мария Константиновна, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет Россия, Москва tulaeva.maria.99.91@mail.ru https://orcid.org/0009-0004-8648-8402

Бежевец Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, МБОУ «Шаховская СОШ № 1» Россия, Московская область, Шаховская d.bezhevets@mail.ru https://orcid.org/0009-0007-8215-7861

Педагогический опыт С. А. Рачинского

И ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

М. К. Бежевец, Д. А. Бежевец

Аннотация: В данной статье поднимается проблема использования отечественного педагогического опыта, а именно — опыта сельской школы С. А. Рачинского в реалиях современного образования. Целью статьи является обоснование возможности использования авторской образовательной системы С. А. Рачинского в российской школе сегодня. Статья условно делится на две смысловые части: в первой выявляется общность учебно-воспитательных задач Татевской сельской школы и современной школы. Постановка общих задач — показатель, который позволяет говорить о возможности использования самобытного педагогического опыта Рачинского. Еще одним важным показателем оказывается приоритетное отношение к делу воспитания в Татевской школе, которое имеет большое значение и для современного общества. Во второй части статьи выделены особенности авторской системы Рачинского, которые школа, адаптировав под современные образовательные возможности, может с успехом использовать. К ним относятся следование примеру учителя и священника, опора на национальную направленность и крестьянские реалии, в которых существовали учащиеся Татевской школы. Принципы и особенности системы Рачинского уже реализуются во многих современных образовательных учреждениях, поэтому выводом данной статьи послужила констатация актуальности опыта сельской школы С. А. Рачинского.

Ключевые слова: воспитание, отечественная педагогика, Татевская сельская школа, авторская образовательная система С. А. Рачинского, учебно-воспитательные задачи Татевской школы, современная сельская школа.

Вопрос воспитания подрастающего поколения всегда являлся одним из самых важных не только в образовательной среде, но и в жизнедеятельности всего государства. Негативным фактором, который может умалять значимость воспитательной деятельности в глазах родителей, будущих педагогов, самих детей, является установка приоритета обучения. Обучение, включающее в себя развитие ума, расширение кругозора путем приобретения знаний, может видеться путем к успешной и финансово обеспеченной жизни. Но такая задача, когда не воспитание, а обучение ведет за собой развитие личности, с точки зрения православной педагогической мысли, ущербна, поскольку ребенок получает лишь разрозненные знания о мире, которые не способствуют его духовно-нравственному возрастанию. Чтобы этого не происходило, процесс обучения должен быть не просто сопряжен с воспитательным, но быть, скорее, придатком последнего.

Другой проблемой современного образования оказывается потеря его связи с историей и опытом отечественной педагогики. Показателем этого выступает резкое сокращение в педагогических вузах учебных часов на дисциплины, связанные с изучением истории отечественной педагогики. Однако воспитательный потенциал данной дисциплины немал. Уважительное отношение к опыту педагогов-предшественников, выявление закономерностей обучения и воспитания в разные временные эпохи, сравнение педагогических воззрений — все это способствует формированию наиболее полного представления об образовательном процессе как у учителей, так и у родителей. С. Ю. Дивногорцева утверждает, что в отечественной педагогике на протяжении тысячелетия под влиянием православной культуры сложился «особый, цельный подход к образованию. Оно не представлялось обучением или воспитанием, а мыслилось как духовное возрастание человека, "просвещение" его светом христианского учения»1.

В связи с этим обратим внимание на опыт педагога сельской Татевской школы, ученого, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, профессора Московского университета в отставке, Сергея Александровича Рачинского, авторская система которого может представлять интерес для современных, в том числе сельских, учебных заведений. Сложно утверждать, что опыт Татевской школы, существовавшей во второй половине XIX в., может быть полностью реализуем сегодня в силу изменения государственного строя, научно-педагогического и научно-технического прогресса; другого мировоззрения граждан России. Попробуем обосновать актуальность некоторых элементов авторской системы С. А. Рачинского для современных образовательных реалий.

Можно с уверенностью утверждать, что Татевская школа осуществляла три направления работы, знакомых нам сегодня как воспитание, обучение и развитие, из которых воспитательная составляющая доминировала. Подчеркнем, что эта школа была создана для крестьянских детей, семьи которых были религиозными. Поэтому главным назначением школы, по мнению Рачинского, которое он вынес из общения с семьями своих учеников, должно быть приближение

1 Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. С. 86.

учащихся к Богу. Так, задача воспитания человека рассматривалась как задача воспитания христианина и стала ведущей в авторской системе педагога. В одной из своих статей он пишет: «...То искреннее благочестие, тот интерес к вопросам веры и духа, который вынесли из дома и внесли в сельскую школу ее ученики, в ней становятся сознательнее и глубже, становятся могучими будильниками ума и впоследствии поддерживают те навыки и знания, которые приобретены ими в школе»2. Мы видим, что «всего важнее» для Рачинского — углубление природного стремления учащихся к познанию своей веры, которое впоследствии поможет им применять в жизни полученные знания.

Данная задача не чужда и современному образованию. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается понятие воспитания, которое определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»3. Однако данный процесс сложно назвать воспитанием христиан, хотя одним из компонентов для достижения личностных результатов, в том числе и по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), является именно духовно-нравственное воспитание. Но, как правило, под «духовностью» в современном светском педагогическом знании4 подразумевается внутренний мир человека, стремящийся к доброму, высокому. «Нравственность» же есть некий «импульс», исходящий из внутреннего мира человека, направленный на совершение поступков, соответствующих нормам морали. Но если мы обратимся к христианской педагогике, то увидим, что понятие духовности и нравственности она выводит из христианской антропологии и, соответственно, у них иное смысловое наполнение.

Один из ведущих деятелей в области духовного просвещения, современник С. А. Рачинского, святитель Феофан Затворник, считающийся основателем христианской психологии, выделял три составляющие человека: дух, душу и тело. При этом духовная составляющая есть «инструмент приспособления» человека к жизни в Боге и с Богом, в то время как душевная — «инструмент приспособления» к жизни земной5. Исходя из этого, христианская педагогика представляет человека как «духовно-телесное существо»6, устроенное иерархически, главной составляющей которого является дух. Соответственно, особое внимание при воспитании должно отводиться именно духовному состоянию ребенка.

Таким образом, современная отечественная школа и школа Рачинского следовали задаче духовно-нравственного воспитания учащихся. Однако светская современная школа стремится научить ребенка добрым делам, опираясь на его

2 Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. СПб., 1883. С. 93.

3 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями на 2018 год. М., 2018. С. 4.

4 См.: Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для вузов. М., 2023.

5 См.: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2013.

6 Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 72.

внутренний мир, который, с точки зрения христианской антропологии, искажен грехом прародителей. Для совершения хороших поступков зачастую не достает ресурсов внутреннего мира человека, ему нужен Абсолютный добродетельный пример, образец. Исходя из этого, духовно-нравственное воспитание, основанное на православной культурной традиции, включает в себя принцип христоцен-тричности, где Иисус Христос является «высочайшим нравственным идеалом»7. Получается, что отсутствие духовного компонента значительно затрудняет воспитание нравственности.

В процессе духовно-нравственного воспитания, как уже отмечалось, С. А. Рачинский стремился приблизить детей к Церкви и Богу, удовлетворяя их «духовную жажду»8. Сергей Александрович на собственном опыте убедился в том, что у каждого крестьянского ребенка, учащегося в его школе, было естественное стремление к познанию своей веры: «Духовная жажда становится для них главным побуждением не только к чтению, но и к писанию»9, поскольку «русский народ — народ глубоко верующий, и первая из его практических потребностей, наряду с удовлетворением нужд телесных, есть общение с Божеством»10.

Следующей проблемой, волновавшей ум Татевского учителя, было прогрес-сирование факторов, перекрывающих доступ народа к Церкви и «общению с Божеством». К этим факторам относились забвение народного творчества, связанного с церковными традициями, демонстрация низкопробных литературных, музыкальных и театральных явлений, развитие кабаков. Именно школа, отмечает Рачинский в своей статье «Народное искусство и сельская школа», с помощью искусства, основанного на народных элементах, может противостоять этим факторам, возбуждать стремление человеческих душ к Богу. Поэтому в одном из своих писем Рачинский отмечает важность ограждения «от разгула и разврата»11 деятелей искусства (в контексте статьи — церковных певцов).

Современная общеобразовательная школа также сталкивается с проблемой искажения вкуса и нравов подрастающего поколения средствами массовой культуры, рекламой, музыкой и проч. Альтернативой народным традициям и христианскому пониманию жизни служат элементы западной культуры, лежащие в основе современной молодежной субкультуры. Между тем, «разгул и разврат», от которых Рачинский призывал ограждать певчих, есть следствие пребывания детей в атмосфере этой противоречащей христианству субкультуры. В связи с этим учащимся сложно понимать произведения мировой классической музыки, литературы, изобразительного искусства.

Размышляя о решении данной проблемы, в той же статье Рачинский предлагает познакомить учащихся с древними церковными напевами, отличающимися красотой, глубоким смыслом. Детям, окунувшимся «в этот мир строгого величия, — пишет С. А. Рачинский, — доступны все выси музыкального искусства...

7 Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание... С. 57.

8 Рачинский С. А. Сельская школа. СПб., 1898. С. 93.

9 Там же. С. 79.

10 Там же. С. 106.

11 Рачинский С. А. «Из доброго сокровища сердца своего...». Нижний Новгород, 2013. С. 152.

понятны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки»12. Так, музыка духовного содержания — главный воспитательный инструмент, позволяющий обогатить душу, углубить мысль. При этом Рачинский критикует изучаемые наряду с церковными светские детские песни, являющие собой карикатуру народного творчества. Эти «искусственные детские песенки», по мнению автора, лишь портят вкус учащихся, не принося духовной пользы. Параллель с современным образованием провести несложно. Стремясь обеспечить развитие учащихся, расширить их навыки, в обучение вводятся мероприятия творческого характера, где исполняются песни, театральные номера, не имеющие глубинного смысла, а подчас и развращающие душу ребенка. Данные виды деятельности могут развить творческие способности учащихся, но душу не напитают.

Следующий вопрос касается важности наглядности в образовательном процессе. Данная проблема является общей и для Татевской школы, и для современного образования, хотя причины ее возникновения различны. Крестьянские дети, живя в деревне, мало видели, а потому им сложно было воспринимать информацию из книг и рассказов учителей о предметах, ими не исследованных вживую. Так, познакомившись с новым объектом, сельские учащиеся, по наблюдениям учителя, интересовались им живее и желали узнать о нем что-нибудь новое. В современных реалиях проблема наглядности стоит острее и представляется нам с другой стороны. Если крестьянским детям наглядности не хватало, то учащиеся современных школ перенасыщены виртуальными элементами наглядности, поэтому им также сложно воспринимать информацию о предметах в их отсутствии.

Говоря об обучении, Сергей Александрович выделял несколько задач, отвечающих потребностям крестьянского быта. Первая из них: «Умение говорить без ошибочных местных оборотов и речений»13. В современной школе стоит задача научить детей грамотно излагать мысли и строить диалог в целом без использования слов-паразитов. Вторая задача: «Умение читать с полным пониманием доступную по содержанию прозу и стихотворения Пушкинского периода»14. И сегодня остается потребность в том, чтобы учить школьников читать и понимать смысл художественной классической литературы, в том числе периода А. С. Пушкина, создавшего современный литературный русский язык. Третья задача заключается в «умении написать при должном внимании без ошибок против русского языка и правописания то, что бывает нужно писать в крестьянском быту: родственное письмо, прошение, условие»15. В современных реалиях проблема грамотного письма также не исчерпана, школа стремится научить детей писать без ошибок разные виды письменных работ.

В Татевской школе в учебный курс были введены и практические занятия, связанные с крестьянскими ремеслами. Трудовое воспитание — еще одна неотъемлемая составляющая системы Рачинского. Режим работы школы был

12 Рачинский С. А. Сельская школа... С. 109—110.

13 Там же. С. 55.

14 Там же.

15 Там же. С. 60.

устроен таким образом, что дети в течение всего дня занимались учебой, работой, в том числе ухаживали за школьным зданием, поэтому у них не оставалось времени для «праздности»16. В современной школе трудовое воспитание также важно, поскольку учащиеся, в силу научно-технического прогресса и других особенностей нашего времени, сталкиваются с меньшей надобностью в ручном труде, а потому умеют значительно меньше, чем их сверстники, жившие в XIX в.

Эстетическое и патриотическое воспитание в школе Сергея Александровича носило сугубо практический характер. Рачинский не выделял специально таких задач, они решались комплексно, включаясь в воспитательный процесс в целом. Так, учащиеся проводили время на природе, изучали растения родного края, развивали свой школьный цветочный сад, занимались сбором фольклора Смоленской губернии, изучали историю посещаемых храмов. Ярким свидетельством данного подхода стало дневниковое повествование Рачинского «Школьный поход в Нилову пустынь», а также статьи Сергея Александровича о школьном цветоводстве и обустройстве школьного здания, включенные в сборник «Сельская школа». Пребывание в храме, соблюдение традиций русского православия — это, по мнению сельского учителя, то, что, развивая духовно, воспитывает детей в русле любви и уважения к Родине, формирует их вкус17. Современная школа также стремится прививать учащимся любовь к Родине, видение прекрасного. Для этого проводятся классные часы, праздничные мероприятия на соответствующую тематику, экскурсии.

Таким образом, изложенные выше проблемы оказываются общими для школ двух сильно разнящихся временных эпох. Говоря о необходимости усиления современной воспитательной составляющей в процессе образования, мы должны опираться на опыт отечественной педагогики, где поставленные задачи находили плодотворное решение. Нельзя отрицать реалии, в которых существует современное образование, и тенденции, которые оказывают на него существенное влияние. Однако если мы будем понимать опыт Татевской школы как авторскую систему, построенную на общих с современной отечественной школой задачах и исходящую из потребностей и возможностей социальной группы, с которой работал Рачинский, мы сможем разрешить противоречивость образовательных пространств этих двух школ.

Использование «Татевской системы» возможно в современных школах с условием адаптации некоторых ее компонентов. Чтобы понять сущность авторской системы Рачинского, выделим ее основные черты, которые, по нашему мнению, были основополагающими в образовательном процессе Татевской школы.

Важнейшими принципами в школе С. А. Рачинского являлись: 1) воздействие личности учителя и личности священника-законоучителя; 2) национальная направленность школы; 3) соответствие повседневной крестьянской жизни. Главная цель каждого принципа заключалась в воспитании в широком смысле

16 См.: Багге М. Б. Школа С. А. Рачинского как педагогическая система. СПб., 1999.

17 См.: Рачинский С. А. Сельская школа...; Он же. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1888.

слова — питание душ детей для их приближения к Богу. В данном контексте к задачам можно отнести обучение, развитие, воспитание в узком понимании.

Личностное воздействие или воспитание примером — общепризнанный принцип воспитания с точки зрения современной православной педагогики. Из воспоминаний современников Рачинского, знакомых с его школой, видно, с каким трепетом и благоговением относились ученики к Сергею Александровичу. Сам Рачинский по отзывам своих коллег и знакомых, к которым можно отнести философа В. В. Розанова, композитора П. И. Чайковского, учителей А. А. Серякова и Н. М. Горбова, члена Учебного комитета при Святейшем Синоде В. Т. Георгиевского, преподавателя и ученого П. П. Мироносицкого, был человеком религиозным, глубоко мыслящим, неравнодушным по отношению к делу образования и к другим людям. Вспоминая о Рачинском, Василий Васильевич Розанов писал: «Рачинский всегда был очень наблюдателен, никакой рассеянности... у него не было. Ум его был сух и точен, без капризов и беспорядка, вообще он был замечательно деловой человек, но с большою примесью влечения к тихой бесшумной созерцательности»18. О своей религиозности сам Рачинский писал следующим образом: «Для того, чтобы спасти свою душу, нужно погубить ю, нужно все имущество ее раздать нищим. Вот Вам и ответ на Ваш вопрос на мое отношение к вопросам религиозным»19.

Из писем Рачинского графу Л. Н. Толстому видно его ответственное отношение к учительской деятельности, побудившее выдающегося профессора в отставке, представителя дворянского рода «переодеться в крестьянские одежды» и разделить с сельскими детьми крестьянский быт: «Пишу Вам ночью. Учу и живу в школе с общежитием, и весь мой день принадлежит ребятам»20. В одном из своих писем Сергей Александрович писал: «Откуда эта внутренняя необходимость продолжать, эта инстинктивная уверенность, что дело это бросать грешно?»21 При этом Рачинский с любовью относился к своим ученикам, переживая за каждого из них: «Один из моих мальчиков заболел опасно и мучительно. Мой больной всю ночь проспал, и я выспался. Но он еще очень слаб, очень жалок и печален, и мне все еще очень страшно за него»22.

Однако, по словам Рачинского, «одним учителем не исчерпываются учебные силы школы»13. Хороший священник — большое подспорье для «заслуживающей название нормальной»24 школы. Своим примером и добрым отношением священник являет практическое применение содержания предмета Закона Божия. Будучи, по словам Рачинского, душой школы, он приносит утешение детям, прокладывая им дорогу к Церкви: «Он придает смысл этой насильственной жизни детей вдали от родного дома, под сенью церкви. Он завязывает со своею паствою те неразрывные связи, которые одни дают прочность и действующую силу его школьным поучениям. Хороший священник — душа школы; школа — якорь

18 Рачинский С. А. «Из доброго сокровища сердца своего.»... С. 220.

19 Грузинский А. Е. Письма Толстого и к Толстому. М., 1928. С. 229—230.

20 Рачинский С. А. «Из доброго сокровища сердца своего.»... С. 148.

21 Грузинский А. Е. Указ. соч. С. 229.

22 Там же. С. 221.

23 Рачинский С. А. Сельская школа... С. 37.

24 Там же.

спасения для священника»25. В Татевской школе тоже был священник, благодаря чему у детей перед глазами был добродетельный пример. Свидетельством этому служат слова Рачинского из письма Толстому: «У нас добрейший и разумный священник, любящий детей и любимый ими — а главное, искренно набожный. Он дает школе столько времени, сколько может»26.

Следующая основа Татевской школы — национальная направленность в обучении и воспитании. Как уже было сказано, в педагогических воззрениях Рачинского существенным было искусство, исходящее из русла народного христианского творчества. Понятия христианства и русского народа у Рачинского находятся в тесной связи, неотделимы друг от друга, поэтому жизнь человека, отстраненного либо от православия, либо от национальной линии, теряет свой подлинный смысл. Это объясняется убеждением Сергея Александровича в глубоком духовном восприятии мира, живущем в каждом русском человеке, которое часто и определяет его стремления в русле христианства: «Та высота, та безусловность идеала, которые делают русский народ народом христианским по преимуществу...»27 Так, главной национальной чертой в Татевской школе было следование христианским традициям и их изучение. Делалось это не в целях укрепления детей в вере, а во избежание неправильных пониманий церковных законов, традиций и других вопросов веры: «Вы сами знаете, что развивать религиозное чувство в наших крестьянских ребятах нет нужды: оно в них сильнее и живее, чем в нас. Но весьма важно дать ему твердую почву знанием Писания, иначе оно способно к странным уклонениям»28. Таким образом, опираясь на церковное Предание, взаимодействуя с Церковью и участвуя в богослужениях, учащиеся укреплялись не только в вере, но и в уважении к традициям своих православных предшественников. Кроме того, паломнические поездки, сбор и запись фольклора родной местности стали важными составляющими принципа национальной направленности воспитательной работы школы.

Последняя ключевая составляющая — соответствие образовательной системы крестьянской жизни. Сегодня особенности крестьянского быта для обучающихся имеют лишь историко-культурный интерес. Для школы Рачинского опора на крестьянский уклад была необходима, поскольку весь учебный процесс был направлен на овладение навыками, использующимися крестьянами в быту. Большое преимущество авторской системы Рачинского и состояло в том, что в обучение не было включено ничего лишнего, любое знание должно было приобрести впоследствии практическую значимость. В качестве примера приведем из учебника С. А. Рачинского математическую задачу, соответствующую особенностям крестьянской жизни: «Я сею на десятину по 7 мер гарнца29. Сколько пойдет ржи на 12 десятин?»30 Однако перечень предметов с течением времени возрос,

25 Рачинский С. А. Сельская школа... С. 38.

26 Грузинский А. Е. Указ. соч. С. 230.

27 Рачинский С. А. Сельская школа... С. 22.

28 Грузинский А. Е. Указ. соч. С. 230.

29 Гарнец — русская дометрическая единица измерения объема сыпучих тел (ржи, крупы, муки и пр.), равная 1/8 четверика (3,2798 литра).

30 Рачинский С. А. 1001 задача для умственного счета. М., 2022. С. 55.

притом не потеряв своей содержательной целесообразности, поскольку любой предмет вводился с условием появления у учащихся на него запроса31.

Любопытно то, что Рачинский в начале своей учительской деятельности был во многом солидарен с графом Толстым, следующим путем «свободного воспитания». В одном письме от 1862 г. Сергей Александрович писал: «Нет возможности отвергнуть, что каждый из нас не знает ни единой иоты, кроме того, что он узнал свободно, что он взял сам, а не принял пассивно»32. В 1879 г. Рачинский признался, что уже не согласен с Толстым касаемо программы начальной школы. Оставаясь верным убеждению, что содержание вводимых предметов должно отвечать познавательным интересам учащихся, татевский учитель расширяет программу школы: «.мое согласие с Вами сильно поколебалось, и мне кажется, что программу необходимо расширить введением по крайней мере геометрии, географии, русской истории (грамматику я уже ввел). Чтобы читать из книги, нужно иметь хоть малый запас общих сведений, а если мы не доведем наших учеников до умения читать из книги, к чему наше учение?»33 Таким образом, Рачинский стремился через введение дополнительных знаний восполнить недостаток информации, непосредственно связанный с особенностями жизни сельских детей.

Итак, несмотря на довольно широкий спектр знаний, которые давала Татев-ская школа, обучение было направлено на решение конкретных задач. Умение читать «из книги», знание основ церковнославянского языка, приобретение навыков ремесленных работ (плотницкое и столярное дело, пчеловодство, садоводство, живопись, церковное пение; также обучались кружевницы и портнихи) — все это способствовало, с одной стороны, творческому развитию учащихся, а с другой — позволяло найти заработок в крестьянской и даже городской среде. Многие работы, сделанные руками учащихся, украшали стены школы, тем самым создавая праздничную и уютную обстановку, а также были представлены на выставках и композициях в городах России и даже за границей (например, в Париже в 1900 г.)34.

Дело С. А. Рачинского продолжалось его учениками, которые становились учителями в основанных им школах. Так, в крестьянском социуме появились учителя, понимающие особенности сельской жизни и видевшие пример целостной и действенной образовательной системы Рачинского35.

Каждая из перечисленных составляющих — авторитета учителя и священника, опоры на национальную направленность и крестьянские реалии — рассматриваются как связующие элементы системы, существующей в конкретных образовательных и бытовых обстоятельствах. На наш взгляд, в сфере современного образования, подчиненного Федеральным стандартам, данную систему можно адаптировать в рамках конкретной школы, следующей перечисленным

31 См.: Багге М. Б. Указ. соч.

32 Грузинский А. Е. Указ. соч. С. 212.

33 Там же. С. 235.

34 См.: Марченкова В. М. Сергей Рачинский — учитель века. Татево, 2009. С. 12—13.

35 См.: Коншин Н. Н. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С. А. Рачинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2011.

выше задачам. Перенять систему с наименьшими изменениями может современная сельская школа, взаимодействующая с Церковью.

Среди современных школ существует немало православных, в которых четко прослеживается принцип единения с Церковью, имеется свой духовный наставник. В качестве примера таких школ можно привести НОЧУ «Гимназия имени митрополита Платона (Левшина)», НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского», ЧУ ДО «Русская школа» в Твери, ЧОУ «Торопецкая гимназия имени патриарха Тихона», ЧОУ «Добрая школа на Сольбе». Отдельно можно указать светскую «Ивановскую на Лехте» школу, имеющую в образовательной программе православный компонент и следующую отечественным православным традициям, к которым дети приобщаются по желанию. В данных школах в качестве приоритетной выступает воспитательная деятельность, основывающаяся на русской культуре. Христианские и народные традиции, широкая трудовая деятельность, навыки самообслуживания и ухода за школой, взаимодействие с Церковью, помощь ей, «практическое» изучение истории и т. д. — все это является важнейшими особенностями образовательной системы перечисленных школ. И эти же особенности составляли основу авторской образовательной системы С. А. Рачинского.

Подводя итог, мы можем еще раз констатировать, что авторская система Ра-чинского представляет интерес для современного образования, нуждающегося в усилении воспитательной функции школы, и следует тем же задачам. В современной образовательной обстановке возможна реализация основополагающих принципов системы Татевской школы, которые сегодня встречаются во многих православных учреждениях.

Список литературы

Багге М. Б. Школа С. А. Рачинского как педагогическая система. СПб., 1999. Грузинский А. Е. Письма Толстого и к Толстому. М., 1928.

Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной

педагогической культуры. М., 2008. Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. № 3. С. 68-87.

Коншин Н. Н. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С. А. Рачинского: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2011.

Марченкова В. М. Сергей Рачинский — учитель века. Татево, 2009.

Рачинский С. А. «Из доброго сокровища сердца своего.». Нижний Новгород, 2013.

Рачинский С. А. 1001 задача для умственного счета. М., 2022.

Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. СПб., 1883.

Рачинский С. А. Сельская школа. СПб., 1898.

Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1888.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями

на 2018 год. М., 2018. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. М., 2013.

Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для вузов. М., 2023.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 69. P. 9-20 DOI: 10.15382/sturIV202369.9-20

Maria Bezhevets,

St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow, Russia tulaeva.maria.99.91@mail.ru https://orcid.org/0009-0004-8648-8402

Dmitry Bezhevets, Candidate of Sciences in Education Shakhovskaya, Russia d.bezhevets@mail.ru https://orcid.org/0009-0007-8215-7861

S. A. Rachinsky's Pedagogical Legacy and its Relevance for the Present-Day Russian School

M. Bezhevets, D. Bezhevets

Abstract: This article raises the problem of using Russian pedagogical legacy, namely the legacy of S. A. Rachinsky's rural school, in present-day education in Russia. The purpose of the article is to show the possibility of using S. A. Rachinsky's educational system in the national school today. The article is divided into two parts. The first part reveals the applicability of teaching and educational objectives of Tatev rural school to the modern school. The setting of general tasks is an indicator which allows us to talk about the possibility of using the specific pedagogical experience of Rachinsky. Another meaningful indicator is the emphasis on the task of education in Tatev school, which is significant for modern society. In the second part of the article, the specific features of Rachinsky's system are identified. These features, if adapted to the present-day educational opportunities, can be used today as well. They include using the example of the teacher and the priest, relying on the national orientation and country-life realities, in which the students of Tatev school lived. The principles and features of Rachinsky's system are already being implemented in many modern schools, so, in conclusion, Rachinsky's legacy preserves its relevance.

Keywords: education, Russian pedagogy, Tatev rural school, educational system of S. A. Rachinsky, educational tasks of Tatev school, modern rural school.

References

Bagge M. (1999) Shkola S. A. Rachinskogo kakpedagogicheskaia sistema. St. Petersburg (in Russian).

Chukhin S. (2023) Osnovy dukhovno-nravstvennogo vospitaniia shkol'nikov. Moscow (in Russian).

Divnogortseva S. (2008) Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v teorii i opyte pravoslavnoi pedago-gicheskoi kul'tury. Moscow (in Russian).

Divnogortseva S. (2006) "Smysl, sushhnost' i tsel' vospitaniia v kontekste pravoslavnoi peda-gogicheskoi kul'tury". VestnikPravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psihologiia, 2006, no. 3, pp. 68—87 (in Russian).

Gruzinskii A. (1928) Pis'ma Tolstogo i k Tolstomu. Moscow (in Russian).

Marchenkova V. (2009) Sergei Rachinskii — uchitel' veka. Tatevo (in Russian).

Rachinskii S. (2013) "Iz dobrogo sokrovishcha serdtsa svoego..."Nizhny Novgorod (in Russian).

Rachinskii S. (2022) 1001 zadacha dlia umstvennogo shcheta. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.03.2023

The article was submitted 23.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.