О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ В ГОМЕЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
Ю. В. Кравченко
На примере Института повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) Гомельского государственного университета рассматриваются отдельные особенности дополнительного образования взрослых как заключительного этапа образовательной системы «Школа - вуз - предприятие».
Some features of additional education for adults as the final stage of educational system "school - higher school - enterprise" are considered according to the examples of IPK and PK of the Gomel State University.
Ключевые слова: дополнительное образование взрослых, образовательная система, переподготовка кадров и повышение квалификации, качество образования.
Key words: additional education for adults, education system, staff retraining and qualification improvement, education quality.
Одна из целей непрерывного образования граждан в течение всей их жизни - это систематизация накапливаемых в мире знаний, позволяющих людям максимально и наиболее эффективно реализовывать себя в процессе жизнедеятельности. Именно поэтому она является одним из принципов устойчивого социально-экономического развития страны. Это обусловлено тем, что каждое предыдущее поколение человечества не использует в полной мере свой опыт, ресурс и творческую энергию. Для восполнения этого пробела мирового образовательного пространства и служит непрерывное образование. Это утверждение подчёркивает особенную важность такой образовательной системы, как «школа - вуз - предприятие». Более подробно остановимся на заключительном этапе этой системы - дополнительном образовании взрослых.
Одна из его отличительных черт связана со следующей существующей ситуацией. В связи с тем что система подготовки абитуриентов (подготовительные курсы, подготовительное отделение, репетиторство) и система их отбора (вступительные экзамены, собеседование, тестирование) постоянно совершенствуются, выбранные специальности не всегда соответствуют внутренним запросам абитуриентов (пошёл по пути наименьшего сопротивления при поступлении в вуз или по совету родителей, друзей). В течение учёбы в вузе и становления молодого человека как личности происходит переосмысление целей и планов на жизнь. Как следствие - нередко возникает необходимость получить дополнительную специальность. Следует отметить, что статистика по Институту повышения квалификации и переподготовки кадров Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины (далее - ИПК и ПК) подтверждает этот тезис: ежегодно около 200 студентов старших курсов (что составляет приблизительно 20-25 % от годового набора на первый курс) приходит за получением второй специальности.
Существует ещё одна особенность этого этапа образовательной системы «школа - вуз - предприятие»: его реализация осуществляется приблизительно в течение двух третей человеческой жизни. Переход от экономики
264
технологий к экономике знаний требует подготовки соответствующих инновационно-ориентированных специалистов. Это относится не только к выпускникам вузов, но и к работающим специалистам, что определяет необходимость непрерывности обучения в период трудовой деятельности. Эффективное участие в процессах инновационного развития страны требует от специалистов не только практического усвоения фундаментальных основ, углубленного изучения перспективных методов и технологий своей специальности, но и дополнительного освоения знаний, умений и навыков из других специальностей, необходимых для успешной работы. Принцип непрерывности образования граждан в течение всей их жизни, провозглашённый ООН как один из основных принципов устойчивого социально-экономического развития, подчеркивает особую важность освоения современным специалистом учебных программ дополнительного образования взрослых.
В ИПК и ПК проходят переподготовку около 650 чел., уже имеющих высшее образование, что составляет приблизительно 65 % от всех лиц, получающих вторую специальность. Следует заметить, что среди всех слушателей, проходящих переподготовку в ИПК и ПК (около 1000-1050 чел.), 1215 % составляют слушатели, обучаемые за счет бюджетных средств. Они направляются районными отделами образования и обучаются по следующим специальностям: практическая психология, социальная педагогика, интегрированное обучение и воспитание в школьном образовании, менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи. Оставшиеся, приблизительно 85 % слушателей, проходящих переподготовку в ИПК и ПК, составляют физические лица, обучающиеся за счет личных средств.
С понятием «дополнительное образование взрослых», как и с образованием вообще, очень тесно связана категория «качество образования». Исключительная актуальность обеспечения качества образования, по мнению экспертов из различных стран, определяется достаточно сходными для многих стран объективными причинами. Выделяют четыре основных причины: (1) «массовое образование»; (2) интернационализация образовательных систем различных стран; (3) компенсация недостатка финансовых ресурсов (в связи с постоянными финансовыми кризисами) высоким качеством «человеческого капитала»; (4) усиление требований к качественным показателям как вузов, так и их выпускников.
Остановимся на отдельных моментах мониторинга качества образовательного процесса в ИПК и ПК Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Текущая проверка знаний слушателей осуществляется посредством контрольных работ, итоговых опросов по темам, тестирования по разделам читаемых дисциплин, подготовки рефератов, курсовых работ и т. п. Анализ результатов промежуточных аттестаций за последние два года показывает, что около 60 % слушателей ИПК и ПК получает достаточно высокие оценки (от 6 до 10 баллов). Итоговая аттестация выпускников включает сдачу государственного экзамена и защиту дипломной работы. В ИПК и ПК разработано положение об итоговой аттестации выпускников, имеются методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ. В 2012-2013 учебном году в среднем по ИПК и ПК по всем специальностям
265
более 83 % слушателей получили 6-10 баллов по результатам сдачи государственных экзаменов, 94 % защитили дипломные работы в том же оценочном диапазоне и около 9 % выпускников имели оценки 8-10 баллов. Анализ дипломных работ, проведенный председателями ГЭК и представленный в отчетах о работе государственных экзаменационных комиссий, показал, что большинство из них написаны на актуальные темы, содержат практические рекомендации по изучаемым темам и не содержат каких-либо значительных замечаний.
Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: первый - это соответствие стандартам, т. е. требованиям качества с точки зрения производителя; второй - соответствие запросам потребителя (как обучающимся, так и заказчика). Существует ряд стандартных, но достаточно эффективных процедур, связанных с указанным выше первым аспектом качества образования. Их можно условно разделить на два вида: внутренние (т. е. проводимые самим учебным заведением) и внешние (проводимые сторонними организациями, уполномоченными осуществлять это). К внутренним процедурам проверки качества знаний можно отнести как текущую (собеседование, зачет, экзамен, контрольная работа, курсовая работа, реферат, отчет о стажировке), так и итоговую (квалификационный экзамен, государственный экзамен, защита дипломной работы) аттестацию. К внешним процедурам проверки относятся: аттестация учебного заведения, аккредитация специальностей, проведение внешнего аудита на предмет соответствия положениям менеджмента качества образования. О результатах внутренних процедур проверки качества образования нами говорилось выше. О внешнем аудите можно сказать следующее. Аттестацию ИПК и ПК прошел в 2010 г. На сегодня аккредитованы все специальности переподготовки, по которым ведется обучение. ИПК и ПК (как и весь университет) прошел аудит системы сертификации русского регистра на соответствие стандарту ИСО 9001, а в 2013 г. подтвердил валидность выданного сертификата.
Если говорить о соответствии образования запросам потребителя (т. е. о втором аспекте качества образования), то основным показателем качества являются отзывы заказчиков о своих специалистах, прошедших обучение в ИПК и ПК. В системе делопроизводства ИПК и ПК ведётся учёт таких отзывов. Среди них можно выделить отзывы следующих предприятий и учреждений: Республиканское унитарное предприятие «Производственное
объединение "Белоруснефть"», Нефтегазодобывающее управление «Речи-цанефть», Светлогорское управление буровых работ, Белорусский научноисследовательский и проектный институт нефти и др. Кроме того, после вручения диплома о переподготовке с выпускниками ИПК и ПК проводится анкетирование с целью выявления качества преподавания.
Важная составляющая образовательной деятельности ИПК и ПК - повышение квалификации руководящих работников и специалистов. В 2014 г. тематика курсов повышения квалификации проводилась по трём основным направлениям: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Практические и теоретический аспекты инженерно-геологических изысканий», «Радиоэкология, радиометрия и радиационная безопасность». Всего по
266
указанным курсам повысили квалификацию в 2014 г. 380 чел.: по первой тематике - 60 чел., по второй - 120 чел. и по третьей - 200 чел.
Среди значимых мероприятий, проводимых в Республике Беларусь в области дополнительного образования взрослых, следует отметить работу по унификации учебных планов. Однако этот процесс, на наш взгляд, имеет ряд незначительных недостатков, которые могут быть устранены изданием соответствующих рекомендаций, указаний или других нормативно-правовых актов. Во-первых, формы итоговой аттестации, на наш взгляд, должны предусматривать и государственный экзамен, и защиту дипломной работы (проекта), предоставляя при этом право выбора (или одно из них, или оба одновременно). Ряд типовых учебных планов предусматривает только одну из форм итоговой аттестации. Наличие выбора в данном вопросе позволило бы учитывать специфику, связанную с запросами, например, заказчиков, а не ограничиваться выбором итогового контроля теоретических знаний (госэкзамен) или практических навыков и умений (дипломная работа, проект). Во-вторых, в силу экономических, географических и административных особенностей областей Республики Беларусь, а значит, и возможных отличий в пожеланиях учреждений и предприятий-заказчиков к переподготовке кадров, следовало бы компонент учреждения образования в типовом учебном плане специальности не ограничивать 10 %, а увеличить до 20 %. Это позволило бы типовые учебные планы сделать более гибкими к запросам заказчиков.
В заключение остановимся ещё на одной проблеме дополнительного образования взрослых, связанной со свободой выбора профилей и специальностей переподготовки. Вход на значительное количество существующих специальностей переподготовки ограничен Общегосударственным классификатором Республики Беларусь. Причём ряд этих ограничений не обоснован и не логичен. Имеет смысл пересмотреть все существующие ограничения в сторону их смягчения. Это, во-первых, снимет напряжённость, связанную с «кадровым голодом» как отдельных отраслей, так и целых регионов Республики Беларусь, во-вторых, будет очередным значимым шагом в сторону выполнения положений «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в.: подходы и практические меры», т. е. вхождения в Болонский процесс.
267