Научная статья на тему 'О ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

О ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогические исследования / качество диссертации / актуальность тематик диссертационных исследований / доказательность в исследовании / критерии доказательности. / Pedagogical research / the quality of the dissertation / the relevance of the topics of dissertation research / evidence in the study / the criteria of evidence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переславцева Л. И.

В статье анализируются меры, предпринятые РАО и ВАК для повышения качества диссертационных исследований в сфере наук об образовании: рассматриваются перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании и критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании. Обращается внимание на роль вышеуказанных документов в оптимизации работы исследователя. Делается вывод, что диссертации, выполненные по актуальным тематикам и соответствующие критериям доказательности, будут являться не только научно-квалификационными работами, представленными на соискание ученой степени и отражающими результаты научных исследований авторов, но также станут механизмом развития научного знания в области наук об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переславцева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON EVIDENCE IN PEDAGOGICAL DISSERTATION RESEARCH

The article analyzes the measures taken by the RAO and the Higher Attestation Commission to improve the quality of dissertation research in the field of education sciences: the list of relevant topics of dissertation research in the field of education sciences and the criteria of evidence of dissertation research in the field of education sciences are considered. Attention is drawn to the role of the above documents in optimizing the researcher's work. It is concluded that dissertations made on topical topics and meeting the criteria of evidence will be not only scientific qualification works submitted for a degree and reflecting the results of scientific research of the authors, but will also become a mechanism for the development of scientific knowledge in the field of education sciences.

Текст научной работы на тему «О ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

УДК 378

О ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

© 2023 Л. И. Переславцева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельности, заведующий отделом менеджмента качества образования

e-mail: trusheva@yandex.ru

Белгородский государственный институт искусств и культуры

В статье анализируются меры, предпринятые РАО и ВАК для повышения качества диссертационных исследований в сфере наук об образовании: рассматриваются перечень актуальных тематик диссертационных исследований в области наук об образовании и критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании. Обращается внимание на роль вышеуказанных документов в оптимизации работы исследователя. Делается вывод, что диссертации, выполненные по актуальным тематикам и соответствующие критериям доказательности, будут являться не только научно-квалификационными работами, представленными на соискание ученой степени и отражающими результаты научных исследований авторов, но также станут механизмом развития научного знания в области наук об образовании.

Ключевые слова: педагогические исследования, качество диссертации, актуальность тематик диссертационных исследований, доказательность в исследовании, критерии доказательности.

ON EVIDENCE IN PEDAGOGICAL DISSERTATION RESEARCH

© 2023 L. I. Pereslavtseva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Library and Information Activities, Head of the Department of Quality Management of Education

e-mail: trusheva@yandex.ru

Belgorod State Institute of Arts and Culture

The article analyzes the measures taken by the RAO and the Higher Attestation Commission to improve the quality of dissertation research in the field of education sciences: the list of relevant topics of dissertation research in the field of education sciences and the criteria of evidence of dissertation research in the field of education sciences are considered. Attention is drawn to the role of the above documents in optimizing the researcher's work. It is concluded that dissertations made on topical topics and meeting the criteria of evidence will be not only scientific qualification works submitted for a degree and reflecting the results of scientific research of the authors, but will also become a mechanism for the development of scientific knowledge in the field of education sciences.

Keywords: pedagogical research, the quality of the dissertation, the relevance of the topics of dissertation research, evidence in the study, the criteria of evidence.

Квалификацией достигнутого профессионального уровня, отражающего научно-исследовательские достижения, то есть уровень теоретических знаний и практических результатов в научной сфере, является ученая степень. Условие ее присуждения -

защита (кандидатской, докторской) диссертации, являющейся научно-квалификационной работой. Диссертационное исследование соискателя ученой степени должно иметь существенное значение для развития страны, вносить значительный вклад в ее развитие (в случае изложения новых научно обоснованных технических, технологических или других решений), содержать теоретические положения, представляющие научное достижение, или отражать решение имеющей для научного общества важное значение научной проблемы (диссертация на соискание ученой степени доктора наук), показывать процесс и результат решения научной задачи, то есть теоретических научных проблем или новые практические научные достижения (диссертация на соискание ученой степени кандидата наук).

К диссертационной работе предъявляются определенные требования. В настоящий момент они регламентированы Постановлением Правительства РФ («О порядке присуждения ученых степеней»), Национальным стандартом РФ (ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации»), рекомендациями ВАК («О новых критериях к соискателям ученых степеней кандидата наук, доктора наук, к членам диссертационных советов») и другими документами. Несмотря на всегда существовавший перечень требований к диссертационным исследованиям, у Высшей аттестационной комиссии постоянно в фокусе внимания находится вопрос их соблюдения при подготовке диссертации соискателем ученой степени. Как отмечает председатель ВАК В.М. Филиппов, вызывающая сильную тревогу ситуация возникла в конце 2012 г., когда предмет внимания наиболее остро дал о себе знать [13, с. 2]. Им были отмечены накопившиеся проблемы (неправомерные заимствования чужих текстов при написании соискателями диссертационной работы, низкая публикационная активность соискателей, массовые защиты диссертаций людьми, не имеющими к науке никакого отношения, и другие проблемы, следствием которых стало низкое качество диссертаций, особенно в области социально-экономических, гуманитарных и педагогических наук). Анализ сложившейся ситуации дал старт в 2019 г. новому комплексу мер, направленных на устранение изъянов в воспроизводстве научных кадров, а следовательно, на решение вопроса качества диссертационных исследований. Более того, исполнение действующих государственных программ и национальных проектов привело к необходимости увеличения количества кандидатов и докторов наук в РФ на тридцать пять тысяч к 2024 году [Там же, с. 4]. Для благоприятного развития отечественной науки это рассчитывают обеспечить, не снижая требований к качеству защищаемых диссертаций.

Что такое качество диссертации? Анализ публикаций, посвященных вопросам подготовки диссертационных работ, показывает, что проблема качества рассматривается с точки зрения структуры исследования и его оформления, с точки зрения соответствия квалификационным требованиям (владение методами исследовательской работы, отражение результатов исследовательской работы в публикациях, обоснование результатов исследования и пр.), с точки зрения соотнесения качества диссертационной работы с качеством научного исследования (корректно сформулированной проблемой, актуальной темой и другими разделами методологического аппарата исследования). Многие публикации объединяет рассмотрение типичных ошибок, допущенных в диссертационных исследованиях, в том числе, по педагогическим наукам. Академик РАО В.В. Рубцов выделяет четыре основные проблемы, следствием которых является недостаточность качества диссертационных работ:

- ограниченное знание методологии научной дисциплины, являющееся причиной не вполне корректной оценки полученных результатов и их роли для соответствующей области знаний;

- нечетко поставленная исследовательская проблема, что приводит к таким формулировкам названий работы, которые не отражают сущность диссертации; «размытые» цели и задачи исследования; не соотнесенные между собой гипотезы и положения, выносимые на защиту;

- недостаточное изучение литературы и имеющихся исследований;

- необеспеченность экспериментальной части исследования, возникающая вследствие выбора инструментария, неадекватного сформулированным задачам, просчетов в планировании эксперимента, погрешностей в обработке и анализе данных [7, с. 3].

Современный человек живет сегодня в быстро меняющемся мире, наделяющем его новыми возможностями, способностями и меняющем его восприятие, мышление, мотивы, потребности и пр. В условиях смены ценностей, норм, целей возрастает роль и значение науки. Как писал Д.И. Фельдштейн, «научные исследования, предлагающие решения значимых проблем, открывающие новые направления, снимающие актуальные вопросы в научном познании мира и развитии общества, во все большей степени становятся необходимым условием прогресса» [10, с. 4].

Поиск траектории развития личности в информационном обществе обусловлен активизацией педагогических исследований, так как через образование осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. А.В. Репринцев, размышляя о феномене субъектности личности, представляет субъектность и отношение личности к национальной истории и культуре как звенья одной цепи [6]. Именно образование должно способствовать становлению и развитию тех способностей, которые дают возможность проявлять человечность, быть подлинным субъектом культуры: «Верным помощником в поиске новых идей и новых педагогических технологий, позволяющих готовить подрастающее поколение к новой социокультурной реальности, служат нормы и традиции культуры» [5].

Очевидно, что все вышесказанное придает особую актуальность педагогической науке с ее неразрешенными проблемами, связанными и с познанием современного человека, и с построением образовательного процесса, требующими поиска механизмов, разработки методик и технологий, создания новых научных теорий, концепций, способствующих росту нравственности и духовности [11]. В науке двадцать первого века увеличивается роль гуманитарного знания, то есть знания «о собственно человеческом в человеке..., о мире человеческих ценностей и смыслов, о субъективной реальности, о духовном развитии человека, о продуктах культурного творчества человека» [9, с. 48]. Таким образом, возрастает и влияние педагогической науки, объединяющей в себе сведения о человеке, о его становлении в специально организованных условиях, о путях развития человеческого потенциала (определяющего в конечном итоге как развитие государства, так и уровень благосостояния граждан) и многие другие сведения, поэтому закономерно, что диссертационным исследованиям в сфере образования необходима детерминированность гуманитарным знанием. Что показывает анализ диссертаций в сфере образования? Как отмечает в интервью «Парламентской газете» президент РАО О.Ю. Васильева, «.практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. Недостаточно исследований о современной дидактике, формировании духовно-нравственных ценностей у детей. Получается, что по направлениям, которые формируют человека и гражданина, у нас большой провал» [8]. Необходимо отметить, что данные выводы были сделаны на основании анализа почти десяти тысяч диссертаций (примерно девятисот докторских и около девяти тысяч кандидатских), защищенных в период действия Номенклатуры научных специальностей, утвержденной в 2009 году и действовавшей десять лет. Очевидно, что проблема поиска актуальных тематик диссертационных исследований заслуживает отдельного внимания.

После разработки и утверждения Президиумом РАО, экспертным советом ВАК и Президиумом ВАК (октябрь 2021 г. - февраль 2022 г.) паспортов научных специальностей наук об образовании с февраля по март 2022 г. был осуществлен анализ тематик диссертационных исследований по педагогике. Следующими шагами в работе по диссертационным исследованиям стали разработка принципов доказательной педагогики (с апреля по сентябрь 2022 г.) и определение актуальных тематик диссертационных исследований в науках об образовании (завершено в мае 2023 года) [12].

Формирование перспективного перечня актуальных тематик диссертационных исследований прошло в несколько этапов. На первом этапе на интернет-портале «Кадры высшей научной квалификации» при Минобрнауки России проводился экспертный опрос, собирались предложения от профильных диссертационных советов и организаций, ведущих исследования в сфере наук об образовании, по формулировкам актуальных тематик. На втором этапе были получены экспертные оценки, составленные в результате экспертизы предложенных тематик профильными организациями и диссоветами, в которые рассылались полученные предложения. В результате экспертизы экспертным советом ВАК на третьем этапе тематики разделили на три группы: актуальные, неактуальные и требующие корректировки. На следующем этапе была проведена экспертиза корректировок формулировок [Там же]. В мае этого года состоялось очередное заседание Президиума РАО, посвященное актуальности тематик диссертационных исследований в области наук об образовании. Постановление Президиума содержало поручения Совету РАО по диссертационным исследованиям в сфере наук об образовании и описывало алгоритм действий в ближайшем будущем: перечень актуальных тематик должен быть подвергнут общественному обсуждению на информационных ресурсах РАО и ВАК при Минобрнауки России, поступившие по итогам общественного обсуждения предложения необходимо рассмотреть на совместном заседании Совета РАО и Экспертного совета ВАК по педагогике и психологии при Минобрнауки России, а после рассмотрения на заседании Президиума ВАК направить перечень актуальных тематик в профильные диссертационные советы, а также в организации, ведущие исследования в сфере наук об образовании, и федеральные органы исполнительной власти, организующие исследования в данной области.

В постановлении также содержались решения, касающиеся организации работы по сбору, анализу, корректировке актуальных тематик. Для проведения мероприятий по сбору, анализу, корректировке актуальных тематик на современном уровне рекомендовано разработать специальное веб-приложение. Утвержденный перечень актуальных тематик решено издать в виде электронной брошюры и разместить ее на сайте РАО, а после проработки вопроса - на портале «Кадры высшей квалификации» на сайте Минобрнауки России.

Интервью О.Ю. Васильевой явилось поводом для появления в лентах в сети Интернет новости: «В России хотят повысить качество научных работ по педагогике», так как президент РАО сделала акцент на том, что в апреле 2023 г. утверждены критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании.

Безусловно, качество педагогических исследований определяется новизной, актуальностью, теоретической и практической значимостью, опорой в выводах на современные тенденции педагогической науки и образовательной практики. Важно, чтобы структура и оформление диссертации соответствовали действующим государственным стандартам. Но не менее важным в исследовании является обоснованность используемых фактов и полученных результатов, то есть должна иметь

место доказательность. Одним из основополагающих требований, предъявляемых к диссертационному исследованию, является соблюдение принципа доказательности, предполагающего подтверждаемость положений, заявленных в диссертации. Конкретные факты, выполняющие роль базиса исследования, общепризнанные аргументы (научно или практически доказанные), использованные легальные и достоверные источники составляют ту доказательную базу, которая подтверждает гипотезу и позволяет достичь цели исследования.

В настоящее время четко прослеживается курс на интенсификацию доказательной базы в науке, так как усиленно развивается доказательная педагогика, являющаяся направлением теоретической педагогики и имеющая сходство с доказательной медициной, ориентированной сегодня на применение инновационных методов лечения с доказанной эффективностью. Это сходство проявляется в формулировке целевой задачи - решение о внедрении технологий и методов должно приниматься на основе использования научных, количественных методов доказательства их эффективности [3, с. 68].

Критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании - это итог совместной работы РАО и ВАК в направлении повышения качества научных работ по педагогике. Под руководством В.М. Филиппова была создана рабочая группа, по инициативе которой был принят во внимание подход доказательности в диссертациях в области наук об образовании. Проект критериев доказательной педагогики неоднократно обсуждался в отделениях РАО, на заседаниях Совета РАО по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, в экспертном Совете ВАК при Минобрнауки России по педагогике и психологии. Сформированный перечень критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании размещен на сайте ВАК при Минобрнауки России. В мае 2023 г. от имени РАО и ВАК была осуществлена рассылка критериев доказательности в профильные диссертационные советы и в организации, ведущие исследования в сфере наук об образовании. Данные критерии адресованы диссертантам, научным руководителям, научным консультантам, членам диссертационных советов, экспертам Высшей аттестационной комиссии [4]. Документ составлен с учетом ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации» [ГОСТ 2011]. В тексте для каждого раздела методологического аппарата диссертационного исследования приведены не только критерии доказательности, но и рекомендации. В настоящее время ведется работа по подготовке методических рекомендаций по применению критериев доказательной педагогики, разработку которых рассчитывают завершить к октябрю 2023 г. А в четвертом квартале 2023 г. (октябрь-ноябрь) проблемы качества диссертационных исследований в сфере наук об образовании будут обсуждены на конференции РАО и ВАК, на которой в том числе планируется рассмотреть вопрос применения критериев доказательности.

Академик РАО Г.А. Бордовский, подчеркивая, что образование представляет собой образ будущего, указывает на то, что «важнейшие решения в области образования должны приниматься на основе проведения опережающих комплексных педагогических исследований, прежде всего экспериментальных» [2, с. 6-7]. А значит, проблема оценки качества диссертационной работы одна из важнейших проблем в ракурсе степени объективности: каждая диссертация оценивается не одним экспертом на всех этапах процедуры экспертизы. Поэтому разработанные критерии доказательности решают вопрос повышения контроля качества.

Перечень актуальных тематик и критерии доказательности диссертационных исследований оптимизирует работу исследователя, начиная от выбора темы и завершая проверкой полученных результатов. Предваряя работу над исследованием, соискатель

ученой степени благодаря перечню актуальных тематик имеет теперь возможность проанализировать, будет ли сегодня востребовано решение поставленной им проблемы, так как разработок в этом направлении не хватает, или на выбранной проблематике не акцентировать внимание как на устаревшей. Если представить подготовку диссертации как технологический процесс, то для этого процесса будет характерно деление на этапы, в ходе которых не только решаются поставленные задачи, но и полученные результаты используются для решения задач следующих этапов. При этом завершающий этап должен представлять собой работу, ориентированную на обоснование достоверности полученных результатов и доказательство их эффективности [14, с. 69]. После проверки своего исследования на соответствие востребованности проблемы в области наук об образовании, соискатель с помощью критериев доказательности сможет сам себе ответить на вопросы, касающиеся итогов проделанной работы: есть ли результаты, развивающие научно-педагогическое знание, оказывающие влияние на образовательную практику, то есть по сути полезные системе образования. Безусловно, предложен инструмент, с помощью которого возможно произвести оценку качества диссертации, а самому исследователю еще на этапе самоанализа произвести необходимые корректировки и доработки. В данном случае не только повышается шанс на успешную защиту - можно утверждать, что диссертации, выполненные по актуальным тематикам и соответствующие критериям доказательности, будут являться не только научно-квалификационными работами, представленными на соискание ученой степени и отражающими результаты научных исследований авторов, но также станут механизмом развития научного знания в области наук об образовании.

Библиографический список

1. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2011-12-13 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Изд. официальное. - Москва: Стандартинформ, 2012. - 1 с.

2. Бордовский, Г. А. Образование как образ будущего / Г. А. Бордовский // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 4. - С. 2-7.

3. Войнов, В. Б. Место ребенка в концепциях доказательной педагогики / В. Б. Войнов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2022. - № 3. С. - 65-81.

4. Приложение к рекомендации президиума ВАК при Минобрнауки России от 21 апреля 2023 года №12/2-разн. «Критерии доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании». - иЯЬ: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=92535505002&f=18875 (дата обращения: 13.09.2023).

5. Репринцев, А. В. Диалектика отношений учителя и культуры в условиях социальной неопределенности. Остается ли педагог субъектом культуры общества будущего? / А. В. Репринцев // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2022. - №3(63). - С. 122-144. . - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4538 (дата обращения: 13.09.2023).

6. Репринцев, А. В. Социальное воспитание как процесс формирования активной жизненной позиции современных подростков и молодежи. Перечитывая философско-педагогическое наследие Б. З. Вульфова / А. В. Репринцев // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. - 2022. - №1(52). - С. 167-184.

7. Рубцов В. В. О повышении качества диссертационных психолого-педагогических исследований / В. В. Рубцов // Вестник спортивной науки. - 2009. -№4. - С. 3-4.

8. Сапрыгина Ю. Ольга Васильева: Нам нужны учителя, которые бы научили учителей / Ю. Сапрыгина // Парламентская газета. - 19.06.2023. - иЯЬ: https://www.pnp.ru/social/olga-vasileva-nam-nuzhny-uchitelya-kotorye-by-nauchili-uchiteley.html (дата обращения: 13.09.2023).

9. Сериков В. В. О качестве диссертационных исследований по проблемам образования / В. В. Сериков // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы VI Межвузовской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2019. -С. 42-50.

10. Фельдштейн, Д. И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества / Д. И. Фельдштейн // Образование и наука. Известия УРО РАО. -2011. - №5(84). - С. 3-27.

11. Фельдштейн, Д. И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по психологическим и педагогическим наукам / Д. И. Фельдштейн // Научные исследования в образовании. - 2013. - №1. - С. 3-17.

12. Филиппов, В. М. О критериях доказательности в диссертационных исследованиях в сфере наук об образовании / В. М. Филиппов. иЯЬ: https://profsobranie.ru/assets/files/2023/филиппов-в.м.pdf (дата обращения: 13.09.2023).

13. Филиппов, В. М. Подготовка диссертации должна даваться трудно, а защита проходить просто и легко / В. М. Филиппов // Высшее образование сегодня. - 2019. -№ 9. - С. 2-7.

14. Юлдашев, З. М. Подготовка кадров высшей квалификации: пути улучшения качества диссертационного исследования / З. М. Юлдашев // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2017. - Том 1. - С. 69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.