Научная статья на тему 'О дисбалансе системы профессионального образования и структуры текущей и прогнозной кадровой потребности в регионах России'

О дисбалансе системы профессионального образования и структуры текущей и прогнозной кадровой потребности в регионах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / среднее профессиональное образование / высшее образование / профессиональная ориентация / рынок труда / кадровый потенциал / кадровая потребность / прогнозирование потребности в кадрах / vocational education / secondary vocational education / higher education / vocational guidance / the labor market / human resources / recruitment needs / forecasting of personnel requirements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. В. Харченко, Л. В. Широкова

В статье обсуждается явление «кадровых разрывов» в региональных социально-экономических системах как результат разбалансированности рынка труда и системы образования. На основе системного анализа проблем обеспечения отраслей и сфер экономической деятельности кадрами необходимой квалификации авторами предлагается ряд решений системного и локального характера, включая внедрение регулярного прогнозирования потребности в кадрах на региональном уровне и формирование адресного запроса системе образования. Основными результатами настоящей исследовательской работы являются: выявление профессионально-квалификационного дисбаланса кадров на рынке труда; систематизация инструментов, механизмов и инфраструктуры мониторинга трудоустройства выпускников системы профессионального образования и обеспечения занятости молодежи; анализ методов и обзор практик применения информационных систем, обеспечивающих опережающее прогнозирование потребности региона в профессиональных кадрах. Практическая значимость исследования заключается в предложенных подходах и инструментах управления в сфере образования, которые позволяют максимально использовать потенциал всех участников рынка труда и образовательной сферы при решении первоочередных задач на основе эффективных коммуникаций между образовательными организациями, работодателями и органами власти. Предложенные подходы могут быть использованы при разработке стратегий развития образования и концепций кадрового обеспечения экономики отдельных регионов и отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. В. Харченко, Л. В. Широкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the imbalance of the vocational education system and the structure of current and forecast personnel needs in the regions of Russia

The article discusses the phenomenon of «skills mismatch» in regional social and economic systems as a result of the imbalance of the labor market and the education system. Based on a systemic analysis of the problems of providing industries and areas of economic activities with personnel of the required qualifications the authors propose a number of solutions of a systemic and local nature including the introduction of regular forecasting of personnel needs at the regional level and the formation of a targeted request for the education system. The main results of this research work are identifying the professional and qualification imbalance of personnel in the labor market; systematization of tools, mechanisms and infrastructure for monitoring the employment of graduates of the vocational education system and ensuring youth employment; analysis of methods and review of practices in the use of information systems that provide advanced forecasting of a region's need for professional personnel. The practical significance of the study lies in the proposed approaches and educational management tools that allow maximize the potential of all labor market participants and educational sphere in solving priority problems based on effective communications between educational organizations, employers and authorities. Suggested approaches may be used in designing educational development strategies and concepts staffing the economy of individual regions and industries.

Текст научной работы на тему «О дисбалансе системы профессионального образования и структуры текущей и прогнозной кадровой потребности в регионах России»

Стратегия и управление

О дисбалансе системы профессионального образования

и и %з *

и структуры текущей и прогнозной кадровой потребности в регионах России

Е. В. ХАРЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор Юго-Западного государственного университета, заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию samofalovae@mail.ru

Л. В. ШИРОКОВА,

кандидат экономических наук, доцент Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, заместитель министра образования и науки Нижегородской области luba1c@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается явление «кадровых разрывов» в региональных социально-экономических системах как результат разбалансированности рынка труда и системы образования. На основе системного анализа проблем обеспечения отраслей и сфер экономической деятельности кадрами необходимой квалификации авторами предлагается ряд решений системного и локального характера, включая внедрение регулярного прогнозирования потребности в кадрах на региональном уровне и формирование адресного запроса системе образования. Основными результатами настоящей исследовательской работы являются: выявление профессионально-квалификационного дисбаланса кадров на рынке труда; систематизация инструментов, механизмов и инфраструктуры мониторинга трудоустройства выпускников системы профессионального образования и обеспечения занятости молодежи; анализ методов и обзор практик применения информационных систем, обеспечивающих опережающее прогнозирование потребности региона в профессиональных кадрах. Практическая значимость исследования заключается в предложенных подходах и инструментах управления в сфере образования, которые позволяют максимально использовать потенциал всех участников рынка труда и образовательной сферы при решении первоочередных задач на основе эффективных коммуникаций между образовательными организациями,

работодателями и органами власти. Предложенные подходы могут быть использованы при разработке стратегий развития образования и концепций кадрового обеспечения экономики отдельных регионов и отраслей.

Annotation. The article discusses the phenomenon of «skills mismatch» in regional social and economic systems as a result of the imbalance of the labor market and the education system. Based on a systemic analysis of the problems of providing industries and areas of economic activities with personnel of the required qualifications the authors propose a number of solutions of a systemic and local nature including the introduction of regular forecasting of personnel needs at the regional level and the formation of a targeted request for the education system. The main results of this research work are identifying the professional and qualification imbalance of personnel in the labor market; systematization of tools, mechanisms and infrastructure for monitoring the employment of graduates of the vocational education system and ensuring youth employment; analysis of methods and review of practices in the use of information systems that provide advanced forecasting of a region's need for professional personnel. The practical significance of the study lies in the proposed approaches and educational management tools that allow maximize the potential of all labor market participants and educational sphere in solving priority problems based on effective communications between educational organizations, employers and authorities. Suggested approaches may be used in designing educational development strategies and concepts staffing the economy of individual regions and industries.

Ключевые слова: профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее образование, профессиональная ориентация, рынок труда, кадровый потенциал, кадровая потребность, прогнозирование потребности в кадрах

Keywords: vocational education, secondary vocational education, higher education, vocational guidance, the labor market, human resources, recruitment needs, forecasting of personnel requirements

С 2022 года однополярная политическая парадигма устройства мира подвергалась разрушению, в результате чего произошел передел сфер влияния на мировых рынках и трансформировались множественные логистические цепочки. Глобальные изменения затронули также и традиционные потоки трудовой мобильности населения. Поэтому процессы, которые непосредственным образом связаны сегодня в России с социальной сферой, требуют пристального внимания и оперативной реакции со стороны федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти.

В настоящее время экономика и технологическое развитие страны испытывают

определенный кризис, связанный с отсутствием баланса интересов между бизнесом и государством, что отражается в практике работы образовательных организаций. В результате можно наблюдать очевидный дисбаланс между потребностями реального сектора экономики в специалистах, обладающих определенными компетенциями и опытом подготовки кадров, что выражается дисбалансом спроса и предложения на рынке труда [2].

В этих условиях большую актуальность приобретает деятельность по прогнозированию потребности в кадрах, проектированию процесса подготовки молодых специалистов и разработка надежного инструмента для передачи запросов рынка

труда системе подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования.

Сегодня на рынке труда регионов наблюдается профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Значительная часть вакант-

ных рабочих мест, заявляемых работодателями, остается неукомплектованной. По некоторым вакансиям зафиксированный спрос на рынке труда отдельных регионов значительно превышает предложение (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение уровня безработицы и количества вакансий в отдельных регионах РФ

Регион Уровень безработицы за 2022—2023 гг. Количество вакансий на 01.12.2022 г.

Москва общая — 2,2 % 121 700

Ленинградская область общая — 3,8 % 8467

Костромская область регистрируемая — 0,45 % 6800

Россия в целом общая — 3,7 % регистрируемая — 0,8 % 655 000

Министерство науки и высшего образования РФ осуществляет мониторинг трудоустройства выпускников вузов в подсистеме «Аналитика трудоустройства» единой цифровой платформы «Работа в России». Анализ данных начинается с аналитической системы Рособрнадзора, после чего сведения о выпускниках университетов дополняются информацией о трудоустройстве, социальных и пенсионных выплатах в Социальном фонде России. На следующем этапе происходит передача данных в информационную систему Роструда и их дополнение сведениями о трудовой миграции и открытых вакансиях на этой платформе. Подробный процесс преобразования данных и их сбор в подсистеме закреплен в информационном регламенте взаимодействия, утвержденном приказом Федеральной службы по труду и занятости от 14 декабря 2022 года № 278 [6].

Мониторинг позволяет как выявлять количество трудоустроенных выпускников в масштабе национальной экономики, так и фиксировать динамику статистических показателей по отдельным регионам и образовательным организациям.

Благодаря межведомственному взаимодействию, на платформе в настоящее время доступны данные, отражающие информацию о доле выпускников, продолживших обучение; лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; выпускниках, являющихся гражданами других государств; о студентах-целевиках и самозанятых. Также возможно получение сведений о трудоустройстве выпускников по формам обучения и источникам финансирования, о трудоустройстве во время обучения и заработной плате на первом месте работы.

По состоянию на 1 января 2023 года в Российской Федерации функционируют 711 организаций высшего образования и 3200 профессиональных образовательных организаций. По данным статистического наблюдения, среднее профессиональное образование выбирают более 60% выпускников 9-х и 30% выпускников 11-х классов.

Ежегодно профессию получают более 1,5 млн выпускников. Начиная с 2021 года можно проследить ежегодный рост выпусков, причем если увеличение в 2022 году составило около 40 тысяч человек, то в 2023 году — уже более двухсот тысяч человек (таблица 2).

Таблица 2

Количество выпускников системы профессионального образования РФ

Показатель Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации

Количество образовательных организаций (по состоянию на 01.01.2023 г) 711 (+524 филиала) 3200 (+628 филиалов)

Выпуск 2021 года (чел.) 820 444 731 900

Выпуск 2022 года (чел.) 823 605 773 800

Выпуск 2023 года (чел.) 916 000 812 000

В настоящее время практически во всех университетах действуют Центры карьеры, содействующие трудоустройству обучающихся и выпускников. Центры карьеры работают со студентами и выпускниками университетов в части организации практической подготовки, временной занятости и трудоустройства выпускников, повышения уровня информированности о состоянии и тенденциях рынка труда, развития «рекру-тинговых» компетенций.

На платформе «Факультетус» в 2021/22 учебном году была размещена информация о более чем 200 днях карьеры в университетах по всей стране и более чем 100 различных профориентационных мероприятиях — от мастер-классов до профориентационных конкурсов и практик. В октябре 2022 года подписано соглашение о сотрудничестве между Минобрнауки России и ООО «Факультетус», в том числе по вопросам реализации профориентацион-ной деятельности университетов.

На базе Московского государственного технологического университета «СТАН-КИН» 1 апреля 2022 года был создан Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи. В настоящее время Экспертный центр запускает новое направление для университетов аграрной направленности посредством выстраивания траектории развития «школьник — студент — молодой специалист». Также совместно с ПАО «Сбербанк России» для обучающейся мо-

лодежи организованы курсы по созданию цифровых архивов, реализуется бесплатная акселерационная программа обучения для руководителей и сотрудников Центров карьеры.

Наиболее востребованными профессиями в регионах являются, как правило, рабочие профессии в промышленности и строительной отрасли, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. В таких условиях система СПО становится базисом для организации деятельности по устранению дефицита кадров.

В рамках программы «Профессионали-тет» Министерство просвещения РФ создает 141 образовательно-производственный центр (кластер). Реализация проекта предполагает опору на потребности регионов и специфику экономики каждого из них, ускоренную подготовку кадров [4].

Приоритетным направлением региональной политики занятости в области профессионального обучения безработных граждан является сближение профессионально-квалификационной структуры рабочей силы с потребностями регионального рынка труда. Кроме подготовки по основным образовательным программам, с целью получения первой профессии в регионах ведется активная работа с безработными гражданами, позволяющая снизить дисбаланс спроса и предложения на рынке труда [5]. Можно отметить позитивную практику работы с безработными гражданами в отдельных регионах.

Так, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, по данным службы занятости, в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» в Орловской области в 2022 году прошли 437 граждан в возрасте 18—35 лет, в Ленинградской области за 2017—2022 годы было обучено более 3700 работников по заявкам 33 предприятий.

Обучение соискателей посредством обучающих платформ «Stepik», «Факуль-тетус», «Россия — страна возможностей» реализуется в Тюменской области.

Одним из инструментов содействия занятости выпускников вузов и их трудоустройства на предприятиях приоритетных отраслей является целевое обучение. Механизм целевого обучения регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 56, ст. 711) и предполагает, что на гражданина, заключившего договор о целевом обучении, возлагается ответственность по осуществлению трудовой деятельности не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией, а на заказчика целевого обучения — обязательства по трудоустройству гражданина и оказанию ему мер социальной поддержки. Целевая квота на 2023 год составила 30 000 мест по программам магистратуры. Дополнительные контрольные цифры приема (КЦП) установлены по 41 укрупненной группе специальностей и направлений (УГСН), соответствующих приоритетам научно-технологического развития России [3].

Одной из проблем эффективности механизма целевого обучения является риск несоблюдения условий договора как со стороны заказчика, так и со стороны гражданина, с ее решением сегодня связано дальнейшее развитие целевого обучения как важнейшего инструмента кадрового обеспечения государственного сектора и приоритетных отраслей экономики.

В последние годы растет внимание к профориентационной работе с моло-

дежью по выбору и построению карьерных траекторий: проводятся циклы лекций о состоянии рынка труда, возможностях профобучения и трудоустройства на классных часах, родительских собраниях. Также организуются профориентационные беседы, экскурсии в учебные заведения, встречи с людьми интересных профессий. Инициировано проведение мероприятий нового формата — ярмарки возможностей «Работа России» — на которых организуются мастер-классы, профтестирование, интерактивные площадки образовательных организаций, прямое общение с работодателями и классические ярмарки вакансий. С 1 сентября 2023 года эта большая и по-настоящему важная деятельность реализуется Министерством просвещения РФ в виде внедрения профориентационного минимума как «комплекса мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в кадрах, специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней» [9].

Потребность субъектов Российской Федерации и отраслей экономики в кадрах определяется в соответствии с методикой определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, утвержденной приказом Минтруда России от 31 марта 2021 года № 191н. Методика определяет порядок формирования прогнозных значений показателей потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей страны в профессиональных кадрах [5].

Там же устанавливаются требования к единой информационной базе входных показателей и перечень выходных данных прогноза, допускающие использование различных вариантов экономико-математических методик, выбор которых осуществляется субъектами РФ самостоятельно.

На данный момент в России начинают создаваться единые подходы к формированию прогноза потребности рынка труда в квалифицированных специалистах и рабочих кадрах.

С 2018 года только 25 регионов страны осуществляют расчет кадровой потребности с использованием онлайн-модуля по сбору, агрегации и анализу информации о потребностях работодателей (таблица 3).

Таблица 3

Обзор региональных информационных систем прогнозирования потребности в профессиональных кадрах для обеспечения социально-экономического развития (фрагмент)

Нормативные документы Задействованные структуры Методика

Москва

Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 г. № 440 «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов» V Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. V Департамент экономической политики и развития города Москвы V На основе прогноза социально-экономического развития г. Москвы (РФ для долгосрочного прогноза). V Информационный веб-портал «Кадровая потребность экономики города Москвы» (потребность работодателей в кадрах). V Три вида прогноза: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный

Санкт-Петербург

Постановление Правительства г Санкт-Петербурга от 09.03.2016 г. № 170 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и работодателей для оценки потребности в квалифицированных рабочих и специалистах по профессиям и специальностям СПО» V Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. V Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. V Комитет по образованию. V Комитет по науке и высшей школе. V Комитет по физической культуре и спорту. V Комитет по здравоохранению V В соответствии с внутренними нормативными документами исполнительные органы государственной власти формируют репрезентативные группы организаций. V Работодатели и инвесторы заполняют в автоматизированном режиме форму о необходимой потребности кадров на сайте службы занятости www.r21.spb.ru. V К формированию репрезентативной группы, сбору и анализу информации привлечены Союз промышленников и предпринимателей, ассоциации и союзы работодателей. V Оценка потребности осуществляется ежегодно — на текущий и два последующих года

Новосибирская область

Постановление Правительства Новосибирской области от 26.05.2020 г. № 193-п «О порядке разработки прогноза баланса трудовых ресурсов Новосибирской области» V Министерство труда и социального развития Новосибирской области V Используется государственная информационная система «Платформа прогнозирования региональной кадровой потребности и планирования объема подготовки кадров по программам СПО и ВО». V Проводятся опросы работодателей, органов местного самоуправления. V Используются данные статистики

Республика Карелия

Государственная программа Республики Карелия от 13.12.2013 г № 361-П «Содействие занятости населения» V Управление труда и занятости Республики Карелия V Используется опрос организаций региона, входящих в состав отраслевых кластеров, создаваемых на территории Республики Карелия

Окончание табл. 3

Нормативные документы Задействованные структуры Методика

Тульская область

Распоряжение правительства Тульской области от 19.05.2021 № 262-р «О формировании заказа на подготовку кадров в системе среднего профессионального образования Тульской области в соответствии с потребностью рынка труда» У Министерство труда и социальной защиты Тульской области У Прогноз формируется на основе предоставляемых работодателями Тульской области сведений о фактическом наличии работников в текущем году и о потребности в работниках на среднесрочную перспективу. У Работодатели вносят необходимые данные самостоятельно непосредственно в систему в формате онлайн-анкетирования. Опрос работодателей осуществляется с 01 марта по 01 мая ежегодно

Результаты прогнозов перспективной потребности в кадрах отраслей экономики являются обоснованной базой для формирования КЦП для организаций среднего профессионального образования и предложений по их распределению для вузов.

При установлении объема и структуры КЦП Минобрнауки России учитывается ряд факторов, в том числе:

У необходимость выполнения государственных гарантий, где за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется обучение по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации;

У достижение индикатора «Доступность бесплатного высшего образования» (в целом по Российской Федерации не менее 50 % выпускников школ, завершивших обучение по программам среднего общего образования, обеспечены бюджетными местами для очного обучения в образовательных организациях высшего образования);

У соответствие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

У удовлетворение потребности в квалифицированных кадрах [3].

Формирование объемов КЦП осу-

ществляется по результатам публичного конкурса.

В вопросе подготовки кадров присутствуют стратегические интересы государства, связанные в том числе с внешними вызовами, учитываются интересы субъектов РФ и отражаются потребности работодателей. Запрос регионов становится более ответственным, осознанным с позиции необходимости трудоустройства и сопровождения выпускников и соответствующим заказу на подготовку специалистов.

Таким образом, основными проблемными моментами, характеризующими дисбаланс системы профессионального образования и структуры текущей и прогнозной кадровой потребности в регионах России, являются:

1. Отсутствие единой методологии (методики) прогнозирования кадровой потребности, которая позволила бы учесть:

У реальную экономическую ситуацию;

У планы социально-экономического развития;

У крупные инвестиционные проекты;

У демографические прогнозы.

2. Проблемы согласования контрольных цифр приема:

У длительный цикл планирования (в настоящее время этот процесс занимает практически полтора года от начала работы по сбору предложений);

У отсутствие механизма учета мнения Минтруда РФ при формировании контрольных цифр приема [7].

3. Отсутствие единой системы профориентации на всех уровнях образования, ориентированной на специфику регионального и федерального рынка труда, поэтому необходимо вовлечение работодателей в профориентационную деятельность как активных участников образовательного процесса [8].

4. Незначительные масштабы использования механизма целевого обучения, непрозрачность процесса и риски неисполнения обязательств сторонами договора о целевом обучении. Необходимо создание единой базы целевого приема с использованием цифровой платформы на федеральном уровне.

Список литературы

1. Гармонизация спроса и предложения на квалифицированные кадры в регионе / М. А. Юрьева, Е. В. Харченко, Л. В. Широкова, Е. А. Окунькова // Регион: системы, экономика, управление. — 2019. — № 2 (45). — С. 65—73.

2. Гуртов, В. А. О прогнозной кадровой потребности российской экономики: качественный аспект / В. А. Гуртов, Н. Ю. Гарифуллина, С. В. Сигова // Проблемы прогнозирования. — 2016. — № 1 (154). — С. 90—101.

3. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования. — URL: https://fgosvo.ru/files/ files/477260-7_1.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

4. Минпросвещения России и «Ростех» усилят подготовку рабочих кадров и повысят престиж рабочих и инженерных профессий среди школьников // Минпросвещения России : официальный сайт (ред. от 26.01.2023). — URL: https://edu.gov.ru/press/6462/minprosvescheniya-rossii-i-rosteh-usilyat-podgotovku-rabochih-kadrov-i-povysyat-prestizh-rabochih-i-inzhenernyh-professiy-sredi-shkolnikov/ (дата обращения: 30.08.2023).

5. Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 марта 2021 г.

№ 191н. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106220020 (дата обращения: 10.08.2023).

6. Об утверждении Регламента формирования Аналитической информации о трудоустройстве граждан в подсистеме «Анализ трудоустройства граждан» Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» : приказ Федеральной службы по труду и занятости от 14 декабря 2022 г. № 278. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406278621/ (дата обращения: 11.07.2023).

7. Окунькова, Е. А. Профессиональная ориентация населения в формировании условий для глобального технологического лидерства / Е. А. Окунькова // Социально-экономические явления и процессы. — 2017. — Том 12. — № 4. — С. 30—36.

8. Оценка системы подготовки инженерно-технических кадров: материалы комплексного исследования потребностей крупнейших региональных работодателей / под общей редакцией Л. Н. Банниковой. — Екатеринбург : УрФУ, 2016 ; ИД «Ажур», 2016. — 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Письмо Минпросвещения России от 03.04.2023 № ДГ-617/05 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования»). — URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_447774/ (дата обращения: 17.07.2023).

10. Харченко, Е. В. Методическое обеспечение гармонизации спроса и предложения на квалифицированные кадры в регионе / Е. В. Харченко, М. А. Юрьева // Стратегические ориентиры развития высшей школы : сборник научных трудов участников Национальной научно-практической конференции. — Москва : Компания КноРус, 2019. — С. 450—454.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.