ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ОДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ЭКОНОМИКЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ*
Т. П. ТИХОМИРОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-таП:Шарау@е1.ги Уральский государственный лесотехнический университет
Рассмотрена дифференциация заработной платы в экономике региона и ее секторах, предложены показатели дифференциации заработной платы и на их основе дана количественная характеристика межсекторных и внутрисекторных различий заработной платы за 2000—2008гг., обоснована необходимость контроля и регулирования заработной платы в экономике региона, между ее секторами и внутри них.
Ключевые слова: дифференциация, заработная плата, экономика региона, сектор экономики, показатель дифференциации заработной платы, мониторинг, регулирование.
Развитие страны во многом определяет заработная плата, формирующая платежеспособный спрос населения и по-прежнему составляющая основную часть его доходов.
Одна из проблем развития экономики Свердловской области заключается в дифференциации заработной платы, которая характеризует не только неравномерность ее распределения и значительные колебания, но и диспропорции в развитии экономики региона. Разница между размерами средней заработной платы 10% высокооплачиваемых и 10 % самых низкооплачиваемых работников в экономике Свердловской области составила в 2007 г. 13,9 раза, что несколько ниже, чем в 2005—2006гг. (16,4и 16,8раза) [5, с. 144], но все-таки достаточно велика.
* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Уральской академии государственной службы.
Как в России, так и в регионе заработная плата значительно варьирует по видам экономической деятельности. Максимальная заработная плата в регионе в 4,1 раза превышает минимальную; минимальная, в свою очередь, — в 2,1 раза ниже среднего ее уровня.
Большое влияние на уровень заработной платы в Свердловской области оказывает сектор экономики как совокупность хозяйствующих субъектов, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования.
Для изучения дифференциации заработной платы в экономике региона были выделены два сектора [1, с. 81]:
• бюджетный, в состав которого включены образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, услуг по ведению домашнего хозяйства;
• внебюджетный, к которому отнесены добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, розничная и оптовая торговля, транспорт и связь, финансовая деятельность и др.
Различия и изменения заработной платы по секторам экономики региона в 2000—2008 гг. приведены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика средней заработной платы в Свердловской области
Показатель Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Среднемесячная номинальная заработная плата: по Свердловской области............... в бюджетном секторе...................... во внебюджетном секторе.............. 3 246,1 2 241,3 3 310,2 4 473,1 3 813,7 4 410,5 5 607,0 4 448,5 5 581,8 6 928,4 5 223,5 7 051,2 8 675,9 6 744,2 8 663,6 10 772,3 9 067,8 10 760,5 13 986,9 11 906,3 14 006,9 17 528,8 15 424,3 17 440,2
Темпыроста средней заработной платы в процентах по отношению к предыдущему году: по Свердловской области............... в бюджетном секторе...................... во внебюджетном секторе.............. 142,8 144,3 140,5 137,8 170,2 133,2 125,3 118,6 126,5 123,5 117,4 126,3 125,2 129,1 122,9 124,2 134,4 124,2 129,8 131,3 130,2 125.3 129,6 124.4
За 2000—2008 гг. заработная плата в регионе выросла в 7,7 раза, в бюджетном секторе — в 9,94 раза, а во внебюджетном — в 7,4 раза. Среднегодовой темп роста средней заработной платы за этот период составил по региону в целом 129,1 %, по бюджетному сектору— 133,2, по внебюджетному — 128,4%. Объективно сложилась ситуация, характеризующаяся более быстрым ростом средней заработной платы в бюджетном секторе. Однако абсолютный прирост заработной платы на каждый процент прироста в бюджетном секторе составил 417,8 руб., а во внебюджетном — 531,2 руб., или на 113 руб. меньше. Это значит, что абсолютное увеличение заработной платы на каждый процент ее прироста во внебюджетном секторе был на 27,1% больше, чем в бюджетном. Однако, несмотря на более высокие темпы роста, средняя заработная плата в бюджетном секторе в среднем ниже, чем во внебюджетном, на18 %.
Для исследования дифференциации заработной платы в экономике Свердловской области использованы следующие показатели:
1) диапазон различия (размах вариации) заработной платы по секторам экономики;
2) разрыв в средней заработной плате между секторами экономики;
3) соотношения средней и минимальной заработной платы по секторам экономики;
4) соотношение по секторам экономики минимальных и максимальных уровней заработной платы;
5) соотношение средней заработной платы по секторам экономики [2, с. 138].
По секторам экономики наблюдаются отклонения и колебания заработной платы (табл. 2). Средняя заработная плата в бюджетном секторе составляет в среднем 78,7% от заработной платы внебюджетного сектора и колеблется по годам от 65,9 до 88,45 %.
К концу рассматриваемого периода наблюдается сближение уровня средней заработной платы двух секторов. Бюджетная средняя заработная плата в 2008 г. лишь на 11,6 % была ниже, чем во внебюд-
Таблица 2
заработной платы в регионе
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1. Диапазон заработной платы (коэффициент): в бюджетном секторе, %......................... во внебюджетном секторе....................... 1,88 5,46 1,76 6,44 1,69 5,67 1,83 6,60 1,67 4,93 1,81 4,08 1,75 4,67 1,63 4,99 1,63 4,90
2. Разрыв в средней заработной плате по секторам экономики, % 34,1 32,2 13,5 20,3 25,9 22,1 15,7 15,0 11,6
3. Соотношение средней и минимальной заработной платы: в бюджетном секторе................................ во внебюджетном секторе........................ 1,20 2,49 1,18 2,80 1,23 2,44 1,24 2,92 1,19 2,43 1,21 2,07 1,25 2,37 1,23 2,58 1,25 2,70
4. Соотношение заработной платы по секторам экономики региона: минимальной............................................ максимальной........................................... 0,67 1,96 0,62 2,28 0,58 2,11 0,54 1,93 0,66 1,95 0,68 1,70 0,63 1,67 0,56 1,72 0,52 1,57
жетном секторе, хотя в начале рассматриваемого периода разрыв достигал 34,1 %. Если сравнить среднюю заработную плату в каждом секторе с ее минимальной величиной, то видно, что она лишь на 22 % в среднем превышает минимальную величину в бюджетном секторе и более чем в 2 раза — во внебюджетном. При этом наблюдается значительный разрыв между максимальной и минимальной заработной платой в каждом секторе. Во внебюджетном секторе этот разрыв составил в среднем за год 5,3 раза, хотя и колеблется по годам от4,08 до 6,44 раза. Наибольший разрыв (диапазон) в этом секторе был в 2002г., наименьший — в 2005 г. Эти колебания, скорее всего, обусловлены предпринимаемыми предприятиями разных видов деятельности усилиями по обеспечению соответствующего уровня заработной платы своим работникам, исходя из экономических условий развития региона и финансовых возможностей. В бюджетном секторе различие между максимальной и минимальной заработной платой значительно меньше. Диапазон в этом секторе в среднем за год составляет 1,7 раза, при этом значительных колебаний по годам не наблюдается, а с 2006 г. имеет место его снижение.
Если сравнить минимальную заработную плату по секторам экономики, то выяснится, что во внебюджетном секторе она меньше, чем в бюджетном и составляет от нее в среднем 60,6 %. Если же сравнить максимальные уровни заработной платы по этим секторам, то выявится, что во внебюджетном секторе она в среднем в 2 раза выше, чем в бюджетном.
Разрыв в средних заработных платах определен как процентное отношение средней заработной платы бюджетного сектора к средней заработной плате внебюджетного сектора минус единица [1,с.81].
Как показывают расчеты (см. табл. 2), разрыв в средних заработных платах по секторам к концу анализируемого периода сократился почти втрое: если в 2001г. он составлял 32,3%, то в 2008г. — только 11,6 %, но по-прежнему остается достаточно большим. Поскольку заработная плата во внебюджетном секторе определяется рынком, а в бюджетном — государством, то различие между ними — это результат существующего уровня государственного регулирования оплаты труда в экономике, который имеет достаточно устойчивый характер. Минимальная заработная плата, установленная в бюджетном секторе, составляет 52—67 % минимальной заработной платы работников внебюджетного сектора. Рынок труда воздействует на сокращение этого разрыва, но устранить его полностью не
может. Вместе с тем наблюдается значительное отклонение и в максимальном уровне заработной платы по секторам экономики. Это расхождение колеблется по годам (см. табл. 2) в пределах от 1,57 до 2,28 раза. В соответствии с действующим законодательством РФ верхний предел заработной платы не ограничивается [6, с. 82], поэтому в каждой сфере деятельности рост заработной платы и ее уровень устанавливается предприятиями самостоятельно, что на практике приводит к значительной дифференциации заработной платы.
Дифференциация заработной платы в экономике Свердловской области наблюдается не только между секторами, но и внутри них. Наименьший уровень средней заработной платы в бюджетном секторе характерен для работников сферы образования. В среднем она составляет чуть больше половины средней заработной платы работников сферы государственного управления. Несмотря на проводимые в последние годы мероприятия по увеличению заработной платы бюджетников, разрыв в оплате труда этих категорий работников фактически сохранился. За рассматриваемый период заработная плата работников сферы образования возросла в 10 раз (табл. 3), а заработная плата работников сферы государственного управления — в 8,2 раза, но практически разрыв в оплате их труда сократился незначительно.
Во внебюджетной сфере наблюдаются колебания заработной платы по видам экономической деятельности. Свердловская область считается развитым промышленным регионом, основу экономики которого составляют добывающие и обрабатывающие производства, обеспечивающие более трети ВРП. Однако уровень заработной платы в этих производствах ниже, чем в сфере финансовой деятельности, доля которой в ВРП не превышает 0,2%. Заработная плата работников финансовой сферы достигает максимальной величины по внебюджетному сектору и почти в два раза превышает среднюю заработную плату как по экономике области, так и в добывающих и обрабатывающих производствах (см. табл. 3). Распределение видов экономической деятельности внебюджетного сектора по уровню заработной платы на три группы: с низким, средним и высоким ее размером показало, что 34,4% общего их числа относится к первой группе. В эту группу входят виды производств: сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны. Все остальные виды производств, кроме финансовой деятельности, относятся ко второй
Таблица 3
Внутрисекторные различия заработной платы в экономике Свердловской области
Год
Показатель
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1. Заработная плата 1 553,2 2 241,3 3 813,7 4 448,5 5 223,5 6 744,2 9 067,8 11 906,3 15 424,9
в бюджетном секторе
В том числе:
в образовании................. 1 298,8 1 892,3 3 089,8 3 560,7 4 404,9 5 570,7 7 522,0 9 921,7 12 987,2
в управлении.................. 2 444,6 3 331,4 5 210,7 6 523,5 7 365,1 10 012,7 12 658,4 15 769,2 20 138,9
2. Соотношение в заработ- 0,53 0,57 0,59 0,55 0,60 0,55 0,59 0,63 0,64
ной плате между сферами
образования и управления
3. Средняя заработная 2 355,3 3 310,2 4 410,5 5 581,8 7 051,2 8 663,6 10 760,5 14 006,9 17 440,2
плата во внебюджетном
секторе
В том числе:
в добывающих произ-
водствах.......................... 3 308,5 4 168,5 5 164,4 6413,1 8 376,2 10 302,9 12 029,0 15 253,9 17 705,0
в обрабатывающих про-
изводствах...................... 2 703,4 3 850,3 5 054,8 6 338,2 7 879,6 9 387,2 11 310,3 14 749,7 1 7718,1
в финансовой деятель-
ности............................... 4 781,7 7 605,0 10 993,5 12 616,8 14 334,5 17 099,5 21 175,2 27 078,9 31 655,6
4. Соотношение средней
заработной платы в сфере
финансовой деятельнос-
ти со средней заработной
платой:
по сектору экономики... 2,03 2,30 2,49 2,26 2,03 1,97 1,97 1,93 1,82
по добывающим произ-
водствам.......................... 1,44 1,82 2,13 1,97 1,71 1,66 1,76 1,78 1,79
по обрабатывающим
производствам................ 1,77 1,98 2,17 1,99 1,82 1,82 1,87 1,81 1,79
группе. В третью группу входит только финансовая деятельность, заработная плата в которой значительно отличается от заработной платы других производств. Такое колебание заработной платы внутри сектора обусловлено диспропорциями в развитии экономики области и отсутствием регулирования заработной платы между производствами и видами деятельности. Следует отметить, что численность работников во внебюджетном секторе за анализируемые годы увеличилась на 103,2 тыс. чел., но этот прирост обеспечивали такие виды экономической деятельности, как торговля (93,8тыс. чел.), строительство (ЗЗтыс. чел.), финансовая деятельность (12,8тыс. чел.) за счет оттока численности из сельского хозяйства (24,6 тыс. чел.), добычи полезных ископаемых (8,3 тыс. чел.), обрабатывающих производств (31,1 тыс. чел.) и др. Перераспределение численности между секторами экономики региона и внутри них в значительной степени обусловлено уровнем заработной платы, темпами ее роста и диспропорцией в развитии различных видов экономической деятельности.
Важнейшим фактором, непосредственно воздействующим на уровень заработной платы в секторах экономики, является государственное регулирование. Гарантии государства при установлении размеров оплаты труда достаточно низкие, что оправдывает существование организаций с крайне невысокими уровнями заработной платы, которые не обеспечивают удовлетворение потребностей работников на нормальном уровне и не соответствуют реальной трудовой отдаче и общественной полезности их труда. Кроме того, имеет место и такое обстоятельство, как монополизм экономики региона, когда предприятия отдельных видов деятельности с помощью государства устанавливают своим работникам более высокую оплату труда. Воздействует также рыночный фактор, позволяющий работникам выбирать сферу деятельности, обеспечивающую более высокиедоходы [7, с. 60].
Для повышения роли заработной платы в формировании доходов населения все более очевидной становится потребность изменения роли государства не только в бюджетном секторе экономики, но
и в установлении гарантии в оплате труда в экономике всей страны и регионов. При этом речь идет 1-не только о размерах гарантий, но и о формах их реализации [3, с. 32].
Присутствие в рыночной среде элементов неоп -ределенности и инвариантности объективно обусловливает необходимость активного использования новых методов исследования различий в заработной з _ плате и прогнозировании их изменений.
В связи с этим достаточно актуальным и оправданным является применение мониторингадля 4. изучения уровня заработной платы и причин его варьирования в экономике региона.
Последовательное и непрерывное наблюдение за изменением заработной платы в секторах экономики и по видам экономической деятельности ^ позволит принимать оптимальные и адекватные экономическим условиям решения по регулированию оплаты труда в регионе, что объективно 7. необходимо для обеспечения более эффективного его развития.
Список литературы
Гимпельсон В., Лукьянова В. О бедном бюджетнике замолвите слово... — межсекторные различия в заработной плате // Вопросы экономики, 2006. № 6. С. 82-93.
Дубянская Г.Ю. Экономико-статистический анализ заработной платы в России. 1991—2001 гг. М.: Финансы и статистика, 2003. 256 с. Регулирование заработной платы в Российской Федерации: основные принципы //Человек и труд, 2006. № 2. С. 32-46.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: стат. сб. / Росстат. М.: 2008. 526 с. Труд и занятость в Свердловской области. 2008: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2009. 177 с. Трудовой кодекс РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ. Екатеринбург: Ура-лЮрИздат, 2006. 246 с.
Яковлев Р. О регулировании заработной платы в Российской Федерации //Человеки труд, 2007. № 11. С. 60-68.