Научная статья на тему 'Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы'

Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА / MINIMUM SALARY / MINIMUM WAGE / SALARY / SUBSISTENCE LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильин Алексей Евгеньевич, Сапрыкин Алексей Владимирович

В статье раскрыта проблема регулирования минимальной заработной платы в регионах Российской Федерации. Проведен анализ методических подходов регионов к установлению минимальной заработной платы. Проведена классификация методов дифференциации минимальной заработной платы, используемых в субъектах России. Использование территориальной дифференциации размера минимальной заработной платы обосновано значительной территориальной протяженностью регионов и обеспечивает тесную связь минимальной заработной платы с величиной прожиточного минимума того или иного района субъекта РФ. Отраслевая дифференциация минимальной заработной платы предполагает установление минимальных значений оплаты труда работников по отраслям. В связи с тем, что действие нормативных документов в сфере минимальной заработной платы не распространяется на организации, финансируемые из федерального бюджета, в бюджетном секторе регионов регулированию подлежит заработная плата организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов. В регулировании минимальной заработной платы выделяются подход, основанный на дифференциации по уровням финансирования, и смешанная дифференциация, включающая несколько показателей (районные различия, отраслевой фактор и источник финансирования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of minimum wage regulation

The article covers the problem of minimum wage regulation in Russian regions. We analyze methodological approaches to minimum wage fixing. We classify means of differentiating the minimum wage applied in constituent entities of the Russian Federation. The use of territorial differentiation in the minimum wage is due to the considerable territorial extent of the regions and ensures a close correlation between the minimum wage and the subsistence level of a region of a constituent entity of the Russian Federation. The sectoral differentiation of the minimum wage calls for establishing the minimum wages by industry. Due to the fact that normative minimum wages instruments do not effect the organizations financed from the federal budget, the wages in organizations financed from the regional and local budgets are subject to regulation in the budgetary sector of the regions. In minimum wage regulation we mark out the approach based on differentiation by funding levels and mixed differentiation, including several indicators (regional differences, sectoral factor and financing source).

Текст научной работы на тему «Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 4 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2017 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

методические аспекты регулирования минимальной заработной платы

Ильин А.Е., 1 Сапрыкин А.В.1

1 Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова, Курск, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье раскрыта проблема регулирования минимальной заработной платы в регионах Российской Федерации. Проведен анализ методических подходов регионов к установлению минимальной заработной платы. Проведена классификация методов дифференциации минимальной заработной платы, используемых в субъектах России. Использование территориальной дифференциации размера минимальной заработной платы обосновано значительной территориальной протяженностью регионов и обеспечивает тесную связь минимальной заработной платы с величиной прожиточного минимума того или иного района субъекта РФ. Отраслевая дифференциация минимальной заработной платы предполагает установление минимальных значений оплаты труда работников по отраслям. В связи с тем, что действие нормативных документов в сфере минимальной заработной платы не распространяется на организации, финансируемые из федерального бюджета, в бюджетном секторе регионов регулированию подлежит заработная плата организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов. В регулировании минимальной заработной платы выделяются подход, основанный на дифференциации по уровням финансирования, и смешанная дифференциация, включающая несколько показателей (районные различия, отраслевой фактор и источник финансирования).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: минимальная заработная плата, минимальный размер оплаты труда, заработная плата, величина прожиточного минимума.

Methodical aspects of minimum wage regulation

Ilyin A.E., 1 Saprykin A.V..1

1 Kursk State Agricultural Academy named after I.I. Ivanov, Russia

Введение

В современных условиях социально-экономическая политика государства ориентирована на повышение народного благосостояния, эффективность которой определяется уровнем жизни населения. Формирование и регулирование уровня жизни населения базируется на основе минимальной заработной платы. Поэтому необходимость повышения минимальной заработной платы до прожиточного минимума стала одной из первостепенных государственных задач. От уровня минимальной заработной платы зависит эффективность системы материального стимулирования труда, его производительность и

456

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #4'2017 (October-December)

конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. «Это определяется тем, что минимальная заработная плата является инструментом регулирования оплаты труда работников. Минимальная заработная плата определяет минимальный уровень цены простой рабочей силы и призвана обеспечить достаточные средства для восстановления физических сил работника» [4] (Ilyin, 2004).

Низкий уровень минимальной заработной платы приводит к нарушениям в организации систем оплаты труда, снижает эффективность пенсионного обеспечения и механизмов социальной защиты. В результате возникают проблемы в государственной распределительной системе, что оказывает негативное влияние на уровень жизни населения. Необоснованное завышение общегосударственного уровня минимальной заработной платы является препятствием в создании новых рабочих мест, приводит к сокращению работников и росту безработицы. В этой связи возникает потребность исследования методических аспектов регулирования минимальной заработной платы.

Уравнять или отрегулировать?

В России регулирование минимальной заработной платы осуществляется на двух уровнях. В соответствии с российским законодательством на федеральном уровне устанавливается минимальный размер оплаты труда, а на региональном уровне устанавливается минимальная заработная плата.

ABSTRACT:_

The article covers the problem of minimum wage regulation in Russian regions. We analyze methodological approaches to minimum wage fixing. We classify means of differentiating the minimum wage applied in constituent entities of the Russian Federation. The use of territorial differentiation in the minimum wage is due to the considerable territorial extent of the regions and ensures a close correlation between the minimum wage and the subsistence level of a region of a constituent entity of the Russian Federation. The sectoral differentiation of the minimum wage calls for establishing the minimum wages by industry. Due to the fact that normative minimum wages instruments do not effect the organizations financed from the federal budget, the wages in organizations financed from the regional and local budgets are subject to regulation in the budgetary sector of the regions. In minimum wage regulation we mark out the approach based on differentiation by funding levels and mixed differentiation, including several indicators (regional differences, sectoral factor and financing source).

KEYWORDS: minimum salary, minimum wage, salary, subsistence level

JEL Classification: J31, J31, J38 Received: 02.10.2017 / Published: 30.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ilyin A.E. (ilyinae0rambler.ru)

CITATION:_

Ilyin A.E., Saprykin A.V., (2017) Metodicheskie aspekty regulirovaniya minimalnoy zarabotnoy platy [Methodical aspects of minimum wage regulation ]. Ekonomika truda. 4. (4). - 455-462. doi: 10.18334/et.4.4.38402

ЭКОНОМИКА ТРУДА № 4'2017 (Октябрь-декабрь)

457

Минимальный размер оплаты труда как инструмент регулирования доходов и уровня жизни населения в стране используется с 1992 г., с момента принятия Закона РФ «О минимальном размере оплаты труда» [2]. В законе был предусмотрен механизм регулирования минимального размера оплаты труда на основе пересмотра его размера один раз в три месяца в зависимости от колебания цен на товары и услуги.

Следует отметить, что механизм регулирования минимального размера оплаты труда, предусмотренный в законе оказался недейственным, так как ограничивал возможности системы управления в области регулирования доходов.

В последующие периоды со стороны государства не были разработаны меры по совершенствованию упраздненного в 1992 г. механизма регулирования минимального размера оплаты труда и не сформирован концептуальный подход к созданию действенного и перспективного механизма, ориентированного на повышение уровня жизни населения.

В 2009 г. процесс доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума не гарантировал соблюдение «постулата» статьи 133 о том, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения [1].

Неспособность государства довести размер минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума и значительная дифференциация величины прожиточного минимума по регионам обусловили необходимость введения минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации, что было закреплено в статье 133.1 Трудового кодекса.

Трудовое законодательство предоставило регионам большую свободу в вопросах регулирования величины минимальной заработной платы. Региональные власти при установлении размера минимальной заработной платы используют различные подходы. Большинство регионов устанавливают минимальную заработную плату на уровне минимального размера оплаты труда, определенного на федеральном уровне. При таком подходе, с одной стороны, происходит выравнивание дифференциации заработной платы работников бюджетного и внебюджетного сектора экономики, а с другой - регионы не используют предоставленные возможности по регулированию уровня минимальной заработной платы.

ОБ АВТОРАХ:_

Ильин Алексей Евгеньевич, профессор кафедры финансовых дисциплин, доктор экономических наук, профессор (Иу1паеИгатЫег. ги|

Сапрыкин Алексей Владимирович, аспирант кафедры финансовых дисциплин (saprikin-2O150mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ильин А.Е., Сапрыкин А.В. Методические аспекты регулирования минимальной заработной платы // Экономика труда. - 2017. - Том 4. - № 4. - С. 455-462. сЫ: 10.18334М.4.4.38402

458

RUSSiAN иоиРМА1 ОР 1АВОР ЕСОШОМ^ #4'2017 (Octobeг-Decembeг)

35000

30000

а со

25000

20000

15000

10000

5000

0

Ростовская область Волгоградская область Липецкая область Кемеровская область

■ Величина прожиточного минимума ■ Минимальная заработнаая плата региона

■ Среднемесячная заработная плата работников

Рисунок 1. Размеры минимальной заработной платы и среднемесячной з аработной платы работников в региьне на 1 января 2017 г. Источник: составлено авторами на основе данных https://assistentus.ru/mrot/

прожиточного минимума региона, обеспечьвья работникам в регионе необходимый уровень жизни.

Механизм, основанный на зависимости минимальной заработной платы региона от величины прожиточного минимума региона, создан в Калужской, Костромской, Курской, Воронежской!, Ивановской, Новгородской областях, Краснодарском и Пермском краях, а также в Кабардино-Балкарии.

При этом в соответствии с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения региона минимальная заработная плата в 2017 г. была установлена на уровнях от 8645 руб. в Ивановской область до 10942 руб. в Кабардино-Балкарии.

Детальное исследнванье мгханизмов установьения минимальной заработной платы в регионах свидетельствует о попытках регионов сформировать возможности для воспроизводства рабочей силы (рис. 1). Так, в соответствии с региональными соглашениями в Волгоградской, Ростовской и Липецкой областях закреплено, что минимальная зарабетная плата в рнгионан устанатливается не ниже 1,е величины прожиречнога мин имума трудоспособного населения за четвертый квартал предшествующего года. Более того, в Кемеровской области минимальная заработная плата устанавливается в размере полуторакратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения области.

В результате созданного механизма минимальная з аработная плата в 2016 г. варьирует от 10740 р. в Липецкой области до 13890 р. в Кемеровской. При этом среднемесячная заработная плата в регионах изменялась от 25478 р. до 30157 р. соответственно.

Ряд регионов устанавливает минимальную заработную плату на уровне величины

ЭКОНОМИКА ТРУДА № 42017 (Октябрь-декабрь)

459

сглаживание ради результата

Анализ подходов к установлению минимальной заработной платы позволил выявить, что многие регионы используют дифференциацию минимальной заработной платы с целью сделать более эластичным процесс ее регулирования. При этом результаты нашего исследования свидетельствует о том, что регионы дифференцируют минимальную заработную плату на основе четырех методов:

• районная (территориальная) дифференциация;

• отраслевая дифференциация;

• дифференциация по уровням финансирования;

• комбинированная дифференциация.

Районная дифференциация применяется при установлении минимальной заработной платы в Томской, Магаданской и Сахалинской областях, Камчатском и Хабаровском краях (рис. 2). Использование территориальной дифференциации размера минимальной заработной платы обосновано значительной территориальной протяженностью регионов и обеспечивает тесную связь минимальной заработной платы с величиной прожиточного минимумо того иьн иного района субъекиа РФ.

Районная дифференциация минимальной зараболной платы в регионах предполагает выделение районов, требующих установления минимальной заработной платы на более высоком уровне, в связи с тем, что уровень жизни в оных значительно отличается оцдругих районов субъекта РФ. Как свидетельствуют данные рнцункн 2, в 2017 г. субъекты РФ хыделяли от Н до 5 территорий для осуществления дифференциации минимальной заработной платы.

25000

м гс

ю 20000 >■

а.

со

15000 10000 5000 0

Магаданская Сахалинская Камчатский край Хабаровский край Томская область область область

■ Минимальная заработная плата 1 территориальной группы

■ Минимальная заработная плата 2 территориальной группы

■ Минимальная заработная плата 3 территориальной группы

■ Минимальная заработная плата 4 территориальной группы

■ Минимальная заработная плата 5 территориальной группы

Рисунок 2. Территориальная дифференциация ммнимальнох заработной платы в регионах Источник: составлено авторами на основе данных https://assistentus.ru/mrot/

460

RUSSiAN JОURNAL ОР LAВОR ЕСОПОМ^ #4 2017 (Octobeг-Decembeг)

12000

X к

Ю 10000 >

а

т 8000 6000 4000 2000 0

Рисунок 3. Отраслевая дифференциация минимальной заработной платы регионов Источник: составлено авторами на основе данных Ы^://aissistentus.ru/mrot/

Следует отметить, что максимальный уровень минимальной заработной платы во всех регионах, использующих территориальную даффсренциацию, более чем в два раза превышает минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне и действующий для работников организаций, финансируемых из федераль-нвга бюджета.

Оартслевая дифференциация минимальной зарабоаной платы предполагает установление минимальных значений оплаты труда работников по отраслям. Отраслевая дифференциация минимальной заработной платы применяется в Новосибирской, Свердловской, Омской областях и в Республике Алтай.

Как свидетельствуют данные рисунка 3, регионы для регулирования группируют бюджетный сектор и внебюджетный сектор, а также выделяют отрасль сельского хозяйства. В связи с тем, что действие нормативных документов в сфере минимальной заработной платы не распространяется на организации, финансируемые из федерального бюджета, то в бюджетном секторе регулированию подлежит заработная плата организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов.

Отметим, что в регулировании минимальной заработной платы выделяется подход, основанный на дифференциации по уровням финансирования. Такой подход в чистом виде используется в Тюменской области (рис. 4).

Смешанная дифференциация, включающая несколько показателей для изменения минимальной заработной платы, нашла свое отражение в Республике Карелия, Забайкальском крае, Иркутской и Новосибирской областях. Регионы при установлении минимальной заработной платы как правило учитывают районные различия,

Новосибирская Омская область Республика Алтай Свердловская область

область

■ МЗП для внебюджетных организаций, кроме сферы сельского хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ МЗП для сферы сельского хозяйства

■ МЗП для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов

■ МЗП для организаций, финансируемых из федерального бюджета

эконоМИКАТРУДА №4'2017 (Октябрь-декабрь)

461

12000

х ос

> 10000

01.01.2015г. 01.03.2015г. 01.07.2015г. 01.01.2016г. 01.07.2016г. 01.01.2017г. 01.07.2017г.

■ МЗП для внебюджетных организаций

■ МЗП для организаций, финансируемых из регионального и местного бюджетов

■ МЗП для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Рисунок 4. Дифференциация минимальной заработной платы в Тюменской области Источник: составлено авторами на основе данных https://assistentus.ru/mrot/

отраслевой фактор и источник финансирования. В этой сьязи в данных регионах существует до 4-6 уровней минимальной заработной платы.

закнючение

Проведенное исследование свидетельствует, что наряду с формированием минимальной заработной плата на основе прожиточного минимума регионы широко используют механизмы дифференциации минимальной заработной платы. Проведенный анализ механизмов установления и регулирования минимаоьной за°едотноТ платы в оубъектах РФ позволяет сделать вывод о том, что в ряде регионов, использующих отраслевую диф-фере нциацию для регулирования минимальной заработной платы, выделялась как правило отрасль сельского хозяйства. Следует обратить внимание на то, что в отличие от территориальной дифференциации, где выделяемые районы как правило имеют повышенную минимальную заработную плату, в выделяемой отрасли размер минимальной заработной платы устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда либо на ином уровне меньшем по сравнению с другими отраслями.

Установление минимальной заработной платы для отрасли сельского хозяйства на более низком уровне по сравнению с другими отраслями, возможно, обусловлена недостатком средств в организациях аграрного сектора, наличием личных подсобных хозяйств и получением доходов от них. Однако, по нашему мнению, занижение минимальной заработной платы для работников сельскохозяйственного производства снижает престижность их труда и оказывает негативное влияние на уровень жизни сельского населения

462

RUSSiAN JOURNAL OF LABOR ECONOMiCS #4'2017 (October-December)

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о многообразии методических подходов к установлению минимальной заработной платы работников в регионах, что расширяет возможности системы управления повышением уровня жизни населения в субъектах Российской Федерации. Однако проблема обоснованности методических аспектов регулирования минимальной заработной платы в регионах остается нерешенной и требует разработки концепции формирования эффективного механизма ее установления для сглаживания межрегиональных различий в условиях и уровне жизни населения страны. Следует обратить внимание на то, что используемые регионами механизмы установления минимальной заработной платы требуют от Правительства РФ разработки нового подхода к формированию минимального размера оплаты труда на федеральном уровне, обеспечивающего учет региональной дифференциации при регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации

2. Закон РФ от 13.11.92 № 3891-1 «О минимальном размере оплаты труда»

3. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «О минимальном раз-

мере оплаты труда»

4. Ильин А.Е. Формирование и регулирование доходов работников сельского хозяй-

ства, 2004. - 169 с.

5. Информация о региональных соглашениях регионов о минимальной заработной

плате на основе данных Электронного фонда правовой и нормативно-технической информации. Kodeks. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kodeks.ru.

REFERENCES:

Ilyin A.E. (2004). Formirovanie i regulirovanie dokhodov rabotnikov selskogo khozyaystva [Generation and regulation of income of agricultural workers] Kursk. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.