Бизнес в законе
6'2015
10. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10.1. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ерохов Владимир Владимирович, соискатель Московского Гуманитарного Университета. Генеральный директор ООО «ВЕГА-сервис»
Место работы: ООО «ВЕГА-сервис»
Место учебы: Московский Гуманитарный Университет
Аннотация: Одними из первоочередных задач прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления являются: его активизация и повышение эффективности. Предпосылками осуществления высококачественного и высокоэффективного прокурорского надзора за исполнением рассматриваемого законодательства являются: прочное знание прокурорами этого законодательства и практики его исполнения; ясное представление о задачах, стоящих перед этим поднаправлением надзора и др.
Ключевые слова: эффективность, прокурорский надзор, обращение с отходами, законность, прокурорские работники, исполнение законодательства.
ON THE ACTIVITIES OF PROSECUTORS ON THE PREVENTION OF CRIME IN THE FIELD OF WASTE MANAGEMENT OF PRODUCTION AND CONSUMPTION
Erokhov Vladimir V., competitor of the Moscow Humanities University. CEO of JSC VEGA-service
Work place: JSC VEGA-service
Study place: Moscow Humanities University
Annotation: One of the priorities of the prosecutor's supervision over the implementation of legislation on the treatment of industrial and domestic waste are: its activation and efficiency. The prerequisites for the implementation of high-quality and highperformance of prosecutorial supervision over the execution of laws under consideration are: a solid knowledge of the prosecutors of the legislation and its implementation; clear understanding of the challenges facing this subnet supervision and others.
Keywords: efficiency, public prosecutor's supervision, the address with waste, legality, public prosecutor's workers, performance of the legislation.
Вся многогранная правоохранительная деятельность прокуратуры Российской Федерации носит ярко выраженный предупредительный характер[1]. Чтобы не делал прокурор в области укрепления законности, ка-
кие бы полномочия он не применял, он всегда преследует цель предупреждения правонарушений, так как именно предупреждение правонарушений является главной конечной целью прокурорского надзора, в данном случае надзоре за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Говоря о правонарушениях, мы имеем ввиду как преступления так и проступки, то есть и правонарушения не криминогенного характера.
Что же следует понимать под выражением «предупреждение правонарушений» и, в частности, термином «предупредить»? Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова одно из назначений термина «предупредить» означает «заранее принятыми мерами предотвратить, известить, уведомить»[2]. В криминологии под выражением «предупреждение преступности» - понимается «система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности»[3]. Это определение имеет отношение и к правонарушениям, допускаемым в области обращения с отходами производства и потребления. По мнению С.И. Герасимова социальная значимость (ценность) предупреждения правонарушений определяется тем, что оно (предупреждение) обеспечивает упреждение самой возможности совершения противоправных деяний либо прерывание такой деятельности на самых ранних стадиях, до достижения преступного характера»[4], с чем мы согласны.
Предупреждение, в частности, и нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления, то есть предупредительно - профилактическая работа, является задачей, решаемой органами представительной и исполнительной власти всех уровней, органов контроля и правоохранительных органов, включая и прокуратуры, институтов гражданского общества путём применения разнообразных мер идеологического, воспитательного, образовательного, правового, экономического, технического и иного характера. Можно утверждать, что для прокуратуры, как главного федерального надзорного органа именно предупредительно - профилактическая работа всегда была одной из приоритетных.
К большому сожалению, в ныне действующем Законе о прокуратуре и в законах о судебной системе не закреплены полномочия прокуроров по осуществлению предупредительно - профилактической деятельности^]. Это обстоятельство в определённой мере дезориентирует прокуроров, вызывает среди них споры о правомерности осуществления предупредительно - профилактической деятельности.
В качестве положительного примера можно привести ранее действующий Закон о прокуратуре СССР 1979 г., где в ст.3 к числу «основных направлений деятельности прокуратуры» относились и «разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений» а также «участие... в пропаганде советских законов»[6]. Следовало бы, по нашему мнению, подобную норму закрепить и в действующем Законе о прокуратуре, что способство-
Ерохов В. В.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
вало бы активизации предупредительно - профилактической работы прокуратуры.
Осуществляя надзор за исполнением рассматриваемого нами законодательства, прокурорам необходимо хорошо ориентироваться в причинах допускаемых нарушений. Термин «причины» означает «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления: следствие, предлог для каких-то действий»[7]. Беспричинных нарушений законов не бывает. Какие же основные причины нарушений вышеназванного законодательства? Такими причинами по мнению опрошенных (путём анкетирования) 66 прокурорских работников и 36 работников Росприроднадзора и Роспотребнадзора являются: отсутствие на государственном уровне приоритета решения экологических проблем (38 респондентов), недооценка проблемы избавления от отходов как руководителями так и гражданами (32), отсутствие в России индустрии по переработке, в особенности, бытовых отходов (63), низкая экологическая культура у многих должностных лиц и граждан (57), высокая ла-тентность правонарушений (24), низкие меры наказания (39), отсутствие материальных средств на местном и региональном уровнях (34), отсутствие должного контроля (44). Приведённые данные анкетирования каких-либо сомнений не вызывают.
Выявляя нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, устанавливая обстоятельства им способствующие (причины и условия), а также виновных в этом лиц и принимая адекватные меры к устранению этих нарушений и способствующих им обстоятельств, привлекая к установленной законом ответственности нарушителей, прокуроры тем самым способствуют предупреждению нарушений названного и иного законодательства. И чем активнее, наступательнее и компетентнее осуществляется прокурорский надзор, тем выше его эффективность, тем выше и результаты в плане предупреждения правонарушений.
Как уже отмечалось, надзорная деятельность прокуроров способствует совершенствованию деятельности других правоохранительных органов, природоохранных и иных органов, в том числе и по предупреждению правонарушений. Имеется ввиду опосредованное влияние деятельности прокуроров на деятельность других органов по предупреждению правонарушений[8].
Из сказанного можно сделать вывод о том, что основным направлением предупреждения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления как и иного законодательства, кем бы они не были совершены, является активно, наступательно и компетентно осуществляемый прокурорский надзор. Именно своевременное выявление и своевременное устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств как нельзя лучше способствуют предупреждению правонарушений. Этим правилом и должны руководствоваться прокуроры, организуя и осуществляя надзор за исполнением названного законодательства. Чем качественнее осуществляется надзор, тем в большей мере он способствует предупреждению нарушений законов. Речь, собственно, идет о повышении качественных характеристик надзорной деятельности на всех стадиях надзорного процесса.
В наибольшей мере предупреждению нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления могут способствовать:
во-первых, полное выявление в ходе проверок нарушений законов;
во-вторых, включение в планы или программы прокурорских проверок отдельных пунктов о необходимости установления обстоятельств, способствующих нарушениям законов;
в-третьих, обязательное установление в ходе прокурорских проверок обстоятельств, способствующих нарушениям законов;
в-четвёртых, обязательное установление виновных в нарушении законов лиц и лиц, им потворствующих;
в-пятых, при разборах результатов прокурорских проверок акцентировать внимание на причины допущенных нарушений законов;
в-шестых, включение в акты прокурорского реагирования (надзора) требования об установлении обстоятельств, способствующих нарушениям законов;
в-седьмых, сочетание во время проверок надзорных действий с другими действиями (мероприятиями);
в-восьмых, более активно применять предостережение о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, цель предупреждения правонарушений, в том числе и в сфере обращения с отходами, является одной из основных, решаемой прокурорами. Список литературы:
1. Прокурорский надзор. Учебник. Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт. 2011. с. 391.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование». 2004. с. 751.
3. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: 1997. с. 351.
4. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно - практические проблемы предупреждения преступности: Автореферат дисс. доктора юрид. наук. М.: 2001. с. 9.
5. Дарбинян А.А. прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственными ему федеральными органами. Дисс. канд. юрид. наук. М.: 2013. с. 161.
6. Ведомости СССР. 1979. № 49. с. 843.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование». 2004. с. 780.
8. Стащенко В.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Научно-методическое пособие. М.: МосГУ. 2012. с. 101.
ОТЗЫВ
научного руководителя на статью соискателя кандидатской степени В.В. Ерохова «О деятельности прокуроров по предупреждению правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления» Считается, что легче предупредить что-то негативное, чем потом бороться с наступившими вредными последствиями. Поэтому в статье В.В. Ерохова совершенно справедливо утверждается, что основной целью надзорной деятельности прокуратуры является предупреждение правонарушений, в данном случае, в сфере обращения с отходами. Автор статьи рассматривает основные пути предупредительно - профилактической работы при организации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
В статье называются основные причины совершения правонарушений (преступлений, проступков) в рассматриваемой сфере. Статья представляет определенный научный интерес. Реализация на практике рекомендаций автора, в определённой мере, могла бы способствовать оздоровлению окружающей природной среды (ОПС).
В связи со сказанным данная статья может быть опубликована в журнале входящем в список изданий, рекомендуемых Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК). Доктор юридических наук, Профессор Московского Гуманитарного Университета, Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ
Винокуров Юрий Евгеньевич