9.2. К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Ерохов Владимир Владимирович, соискатель. Место учебы: Московский Гуманитарный Университет. Должность: Генеральный директор. Место работы: ООО «ВЕГА-сервис». E-mail: [email protected]
Аннотация: Прокурорский надзор за исполнением законов, в том числе и за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления носит ярко выраженный предупредительно-профилактический характер. Чем раньше выявляются и устраняются нарушения законов, а также и обстоятельств этому способствующих, тем существеннее профилактическое воздействие. Надзорные действия прокуроры должны дополнять чисто профилактическими мероприятиями.
Ключевые слова: предупреждение, прокурорская деятельность, законность, отходы, правонарушения, надзор, законодательство, обращение с отходами, надзорная деятельность.
THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF
PROCURA TORIAL SUPERVISION OF THE ENFORCEMENT OF LEGISLATION ON THE TREATMENT OF THE WASTE PRODUCTION AND CONSUMPTION PATTERNS
Erokhov Vladimir Vladimirovich, competitor. Place of study: Moscow Humanitarian University. Position: General director. Place of employment: VEGA-service, LLC. E-mail: [email protected]
Annotation: Prosecutor's supervision over the implementation of laws, including the implementation of legislation on the treatment of industrial and domestic waste has a pronounced precautionary and preventive in nature. The earlier identified and addressed violations of the laws as well as the circumstances that contribute, the more significant preventive effect. Prosecutors supervisory action should complement the purely preventive measures. Keywords: warning, prosecutor's activities, legacy, waste, law breaking, supervision, legislation, waste treatment, supervisory activity.
Эффективность является основной оценочной категорией прокурорского надзора за исполнением зако-нов[1] в целом и прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления, в частности. Что же следует понимать под эффективностью прокурорского надзора?
Эффективность прокурорского надзора за исполнением названного законодательства - это соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. При этом цели должны предусматривать наступление положительного результата в плане укрепления законности. Если в конечном итоге это достигнуто, то такую надзорную деятельность органов прокуратуры можно считать эффективной. Чем выше степень достижения целей, тем выше эффективность. Поэтому прокурорские работники всегда должны быть
нацелены на высокопроизводительную работу, приводящую к положительному результату.
Государство, общество заинтересованы в том, чтобы любая общественно - полезная деятельность, в том числе и прокурорская деятельность была эффективной, приводящей к положительным результатам[2].
Однако, не снижающееся во многих регионах страны, муниципальных образованиях число правонарушений в области обращения с отходами производства и потребления может свидетельствовать, что прокурорский надзор за исполнением рассматриваемого нами законодательства далеко не всегда является эффективным. В связи с этим задача повышения эффективности этой деятельности прокуратуры является весьма актуальной.
Необходимо отметить, что повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления - это не только реальное укрепление законности в рассматриваемой сфере, но и одно из направлений повышения эффективности деятельности государственных и иных органов, наделённых функциями контроля. Выявляя ошибки в деятельности органов контроля, в форме допускаемых ими нарушений закона, разного рода недоработки, упущения в работе, скажем, не принятие мер по устранению нарушений законов, устанавливая обстоятельства, способствующие нарушениям, и принимая меры к привлечению к ответственности правонарушителей, работники прокуратуры тем самым способствуют совершенствованию деятельности органов контроля, повышению эффективности их деятельности. Получается, что чем профессиональнее и активнее осуществляется прокурорский надзор в данной области, тем большее положительное влияние он оказывает на состояние деятельности органов контроля, да собственно и других органов (правоохранительных, представительных, исполнительных и местного самоуправления), наделённых определёнными контрольными полномочиями.
Каковы же основные направления повышения эффективности деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления?
Главным, основным направлением повышения эффективности прокурорского надзора в сфере обращения с отходами производства и потребления является повседневное, постоянное совершенствование его качественных характеристик на всех стадиях надзорного процесса и, в особенности, совершенствование всех элементов организации работы прокуратуры, т.е. иначе говоря, повышение качества надзорной деятельно-сти[3]. Качество прокурорского надзора в данной области - это совокупность свойств и состояний, его характеризующих и позволяющих судить о его достоинствах и недостатках[4]. Так, например, прокурорскую проверку исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на полигоне по захоронению отходов можно считать качественной, если в ходе её проведения на данном объекте выявлены все нарушения, полно установлены обстоятельства, им способствующие и виновные лица. Эта проверка на подобном объекте будет считаться эффективной, если после её проведения наступило укрепление
законности, т.е. все ранее выявленные нарушения устранены, а новых нарушений нет вовсе, или их стало меньше. В связи с этим в первую очередь необходимо добиться повышения качества прокурорских про-
6'2015
Пробелы в российском законодательстве
верок, которое, к сожалению, не всегда высокое. Некоторые прокурорские работники порой проводят проверки без предварительной подготовки к ним, в результате чего отдельные нарушения законов не выявляются и не устанавливаются, следовательно, и обстоятельства, способствующие этим нарушениям. Устранение этих и других недостатков будет способствовать повышению качества прокурорских проверок.
Повышению эффективности прокурорского надзора в рассматриваемой нами области в значительной мере способствует устранение ошибок и недоработок в работе, их недопущение в последующем. Выражение «на ошибках учатся» относится и к прокурорским работникам, и поэтому нужно делать всё возможное для того, чтобы не повторять ошибок.
Важнейшим направлением повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления является также повышение профессионального мастерства прокурорских работников и, в первую очередь, методики проведения ими проверок исполнения названного законодательства. Этого следует добиваться преимущественно такими путями:
- периодическое, по крайней мере, не реже одной в год, проведение проверок в целях приобретения прочных навыков их проведения (в первую очередь это относится к прокурорским работникам территориальных прокуратур);
- включение в планы учёбы прокуратур и в личные индивидуальные планы учёбы изучение ими тем, относящихся к прокурорскому надзору за исполнением названного законодательства и их неукоснительное исполнение (всё законспектированное должно быть изучено);
- изучение отдельных тем о реализации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления на факультетах повышения квалификации прокурорских работников в Академии Генеральной Прокуратуры РФ и в региональных учебных центрах, в том числе и путём проведения показательных проверок с участием опытных прокурорских работников;
- организация обмена положительным опытом работы со стороны вышестоящих прокуратур. При этом помимо положительного опыта работы прокуратур может распространяться и положительный опыт работы и органов контроля, в части, особенно выявления нарушений законодательства об обращении с отходами. Нами замечено, что методика проведения органами контроля проверок соблюдения названного законодательства, во многом схожа с методикой проведения органами прокуратуры проверок исполнения этого законодательства;
- активизация работы по подготовке новых и переработке действующих методических пособий и разработок, в особенности частных
методик и доведения их до прокурорских работников. Должна приветствоваться совместная деятельность по подготовке методических материалов работниками прокуратуры, контролирующих и других органов;
- обсуждения состояния исполнения законодательства об обращении с отходами на заседаниях коллегий, служебных совещаниях, разного рода совместных форумах (конференциях, круглых столах, консультациях и т.д.), по возможности касаться и способов, методов выявления нарушений этого законодательства, способствуя накоплению методических знаний соответствующих работников;
- поощрение прокурорских работников, добившихся успехов по прокурорскому надзору за исполнением рассматриваемого законодательства. Любые успехи в этой работе прокурорского работника, в частности, по применению им новых, не противоречащих законам методов выявления и устранения нарушений законов, установления и устранения способствующих им обстоятельств должны доводиться до сведения коллектива прокуратуры в целях распространения этого положительного опыта работы.
Повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами будет также способствовать:
- активизация взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными, контролирующими, представительными и исполнительными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества в решении проблемы укрепления законности в рассматриваемой сфере, внедрение в практику работы новых форм взаимодействия;
- активизация и совершенствование аналитической работы в прокуратурах, которая позволяла бы своевременно определить тенденции как положительные так и отрицательные и вносить соответствующие коррективы в работе;
- совершенствование законодательства, как регулирующего деятельность прокуратуры, так и оборот отходов производства и потребления. Развитие законодательства о прокуратуре, как нам представляется, должно идти по пути, в основном, предоставления прокурорам дополнительных полномочий, уточнения действующих полномочий, а законодательства об обращении с отходами - по пути кодификации, детализации форм обращения с отходами (их сбора, сортировки, переработки и т.д.).
Как уже ранее нами отмечалось, основной оценочной категорией прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления является эффективность. Также оценочной категорией является качество. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением названного законодательства является актуальной задачей прокуроров. Основное направление повышения эффективности - это повышение качественных характеристик надзорной деятельности на всех стадиях надзорного процесса.
Список литературы.
1.Винокуров Ю.Е. Эффективность и качество как оценочные категории прокурорской деятельности. В кн. Основные направления повышения эффективности прокурорской деятельности. Материалы конференции. М.: МосГУ. 2014. с.3.
2.Трофимов В.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об инвестиционной деятельности. Дисс. на соискание учен. степ. канд. юр. наук. М.: 2012. с. 154.
З.Экологическая безопасность: проблемы, поиск, решения. Материалы научно - практической конференции. Селигер. 2008. с. 68.
4.Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. (Названная монография). с. 34.
Отзыв
Научного руководителя на статью соискателя кандидатской степени В.В. Ерохова «К вопросу о повышении эффективности прокурорского надзора за исполнени-
ем законодательства об обращении с отходами производства и потребления».
Названная статья В.В. Ерохова написана на весьма актуальную тему. Дело в том, что эффективность деятельности органов прокуратуры в целом, а равно и по надзору за исполнением законодательства об обращении с отходами - далеко не всегда высоко эффективна. Иными словами имеются неиспользованные резервы для повышения качественных характеристик, а следовательно, и повышения эффективности названной надзорной деятельности. Особенно ценным является то, что в статье рассматриваются основные направления повышения эффективности надзора в сфере обращения с отходами, с которыми нельзя не согласиться. Реализация на практике этих предложений, несомненно, будет способствовать повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами, что положительно скажется на оздоровлении окружающей природной среды (ОПС).
Исходя из сказанного, названная статья, как представляющая научный интерес, может быть опубликована в журнале входящем в список изданий, рекомендуемых Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК).
Доктор юридических наук, профессор Московского Гуманитарного Университета, Почётный работник прокуратуры, Заслуженный юрист РФ Винокуров Юрий Евгеньевич