Научная статья на тему 'О деятельности муниципального государственно-общественного Совета по развитию общего образования в городе Томске'

О деятельности муниципального государственно-общественного Совета по развитию общего образования в городе Томске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ / УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ / MUNICIPAL STATE PUBLIC BOARD OF EDUCATION / SCHOOL BOARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Лариса Александровна, Перова Ольга Валентиновна

Рассматривается вопрос об участии общественности в процессе общего образования на примере деятельности муниципального совета по образованию в г. Томске, показано, как государственно-общественный характер Совета является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Лариса Александровна, Перова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE MUNICIPAL STATE PUBLIC COUNCIL FOR THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN TOMSK

The question of public participation in general education on example of the municipal council on education in the city of Tomsk illustrates state public nature of the council forms direct participation of local communities in implementing local government authority in education.

Текст научной работы на тему «О деятельности муниципального государственно-общественного Совета по развитию общего образования в городе Томске»

ОПЫТ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.1

Л. А. Беляева, О. В. Перова

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ ТОМСКЕ

Рассматривается вопрос об участии общественности в процессе общего образования на примере деятельности муниципального совета по образованию в г Томске, показано, как государственно-общественный характер Совета является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.

Ключевые слова: муниципальный государственно-общественный совет по образованию, управляющий совет школы.

Деятельность Совета направлена на обеспечение эффективной реализации в муниципальной системе общего образования г. Томска одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.

Муниципальный государственно-общественный совет по развитию общего образования в г. Томске руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами РФ и решениями органов власти Томской области, Уставом и иными муниципальными правовыми актами г. Томска.

Государственно-общественный характер Совета определяется тем, что он является формой непосредственного участия местного сообщества в реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере образования [1]. Эти полномочия делегированы государством на уровень муниципального образования посредством согласования между органом местного самоуправления и местным сообществом наиболее важных управленческих решений по вопросам развития образования на территории муниципального образования «Го -род Томск».

В состав Совета входят: назначенные представители администрации г. Томска (три человека), Ду-

мы г. Томска (два человека), департамента образования администрации г. Томска (два человека), избранные представители из числа председателей органов государственно-общественного управления муниципальных образовательных учреждений (четыре человека), кооптированные представители общественности (четыре человека). Общее количество членов Совета - 15 человек.

Основными задачами Совета являются: участие в определении основных направлений развития муниципальной системы общего образования; содействие в организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, содействие в предоставлении дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования «Город Томск»; развитие форм участия общественности в управлении образованием, в оценке качества общего образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия представителей общественности в процедурах лицензирования и аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических кадров; содействие открытости и публичности в деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования «Город Томск» [2].

Каждый год Совет утверждает ежегодный публичный отчет о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования и представ-

ление его общественности. Кроме того, по результатам отчетов проанализированы изменения в результатах деятельности и указаны возможные причины их изменения.

Совет рассматривает и принимает рекомендации для органов местного самоуправления по следующим вопросам: определение основных направлений программы развития муниципальной системы образования. Была рассмотрена целевая программа развития образования г. Томска. Программа представлена, учитывая разные сферы деятельности специалистами в этой области.

Неоднократно Совет рассматривал серьезные вопросы, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных общеобразовательных учреждений. Все члены Совета активно подключались к разработке данных вопросов. Обоснование совершения данной оптимизации образовательных учреждений представлялось на Совет на разных уровнях: экономическое, социальное, педагогическое. Работники департамента отвечали на вопросы членов Совета - депутатов, родителей. Достаточно скрупулезно, обсуждая эти проблемы, Совет принимал решения. Члены Совета участвовали во встречах с коллективами данных учреждений, заседаниях педагогических советов. Решение принималось только после максимального обсуждения всех вариантов решения данных вопросов. Сегодня можно сказать о том, что часть объединенных структур работает достаточно эффективно.

Члены Совета принимали активное участие в приемке образовательных учреждений к новому учебному году. Таким образом, положение в школах и дошкольных учреждениях они знают по итогам данной проверки образовательных учреждений. Подводя итоги, высказывались замечания разного рода, но в основном они были связаны с процессом ремонта, так необходимого многим школам г. Томска.

Совет для подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов его решений в период между заседаниями создал постоянные и временные комиссии. Так, одна из комиссий занимается распределением фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений. В состав этой комиссии входят председатель Совета, депутат Думы г. Томска, председатель управляющего совета гимназии № 6.

В целях эффективности деятельности образовательных учреждений на нескольких заседаниях Совета рассматривались концепции и программы развития следующих учреждений: гимназия № 6 г. Томска, учреждение дополнительного образования «Хобби-центр», дошкольное образовательное учреждение № 13. Руководителями данных учреждений были представлены основные направления

развития, результаты деятельности, анализ недочетов в реализации образовательных проектов. Кроме того, все члены Совета высказали свои предложения, замечания, а депутаты предложили поддержку деятельности в Думе г. Томска.

Особо складывалась ситуация на заседании Совета по утверждению положения о выдаче путевок в детские общеобразовательные учреждения.

Члены Совета принимали активное участие в конкурсах, проводимых департаментом, обеспечивая независимую экспертизу оценивания профессиональной деятельности учителей, воспитателей, участников данных мероприятий. Достаточно активную роль в этом проявили председатели управляющих школьных советов, родители.

Приоритетным направлением деятельности обучающегося в Совете является взаимодействие с обучающимися, членами управляющих школьных советов. Ежегодно проводится традиционный фестиваль проектной деятельности управляющих советов г. Томска.

Именно муниципальным советом была предложена примерная концепция развития образовательных учреждений города, которые наполнили ее своим содержанием деятельности.

Так, управляющий совет МОУ СОШ № 47 разработал содержание концепции для своего образовательного учреждения. Была создана комиссия из членов Совета, и они предложили свое видение развития школы. Чтобы школа была успешной в настоящем и будущем, а качество образования выпускников отвечало требованиям времени, ей необходимо меняться. Осуществить целенаправленные и планомерные сдвиги в школе призвана программа ее развития, которая является проектом преобразований. Это инструмент, с помощью которого школа строит свое будущее. Актуальность выбранного направления развития учебного заведения определяется противоречиями между требованиями гуманистической концепции образования, диктующей необходимость развития толерантной личности, и современной реальностью (имеющейся межэтнической напряженностью, социальным расслоением общества и др.), а также педагогической практикой, не обеспеченной для реализации такой концепции организационно-методическими условиями (программа, материальная база, кадры, образовательно-воспитательная среда). Образование становится непрерывным, выходит за рамки отдельных учебных заведений и расширяется до всей человеческой жизни, приобретается все более личностно ориентированный характер.

Концепция развития школы осуществляется на основе взаимодействия различных форм деятельности человека, на стыке которых мы работаем и посредством которых в значительной мере форми-

руется и социализируется личность ребенка, - это образование и культура. Ее общими характерными чертами являются: непрерывность процесса образования, преемственность в передаче информации, развитие высокого духовного начала в ребенке, использование возможностей средств формирования инновационного мышления, способа действия, деятельности, образа жизни, новой экономики.

Главное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, мы имеем недостаточные образовательные результаты и развитие общекультурного уровня обучающегося, с другой - заказ государства на выпускника, получающего образование, использующего инновационные технологии. Это противоречие можно решать, разрабатывая, осмысливая и изменяя систему организационно-педагогических, управленческих действий коллектива педагогов, управленческой административной команды школы, организуя продуктивное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Цель концепции развития образовательного учреждения может быть разной. Например, создание культуросообразной среды для решения задач гуманизации, интеграции школы в среду культурной идентификации личности.

Для реализации данной цели необходимо реализовать следующие задачи: создание условий, обеспечивающих изменение управления; развитие интегративного пространства для внедрения новых педагогических технологий в образовательном процессе; развитие компетенций личности обучающегося для успешной социализации в обществе; формирование мотивации успешности обучающихся через участие в самоуправлении; создание совместного воспитательно-образовательного пространства родителей, обучающихся и педагогов.

Основные направления:

1. Совершенствование культуры управления.

Цель - создание условий, обеспечивающих изменение культуры педагогического труда, обучающихся и родителей.

Задачи:

- создание новых структур (рабочие, проблемно-творческие группы, советы, комиссии) и отработка моделей управления в условиях изменяющихся задач;

- разработка нормативной базы, планов, направленных на систематизацию новых элементов управления и разработка моральных и материальных стимулов;

- организация психолого-педагогического сопровождения взаимодействия культуры и образования;

- мониторинг измерений достижений в образовательной и воспитательной деятельности обучающихся и педагогов;

- вовлечение педагогов в управление, конструирование образовательных событий и совершенствование содержания работы методической службы школы.

2. Совершенствование культуры педагогического труда.

Цель - создание интегрированного пространства для внедрения новых педагогических технологий в образовательном процессе и создание потенциала для их использования в школе.

Задачи:

- обновление содержания образования и интеграция основного и дополнительного образования;

- внедрение современных технологий, использование их элементов в образовательном процессе и вне учебной деятельности;

- информатизация учительского труда (формирование заказа на обучение, обучение работы с документами, использование ТСО);

- распространение творческих разработок педагогов;

- разработка индивидуальных образовательных траекторий, линий развития обучающихся.

3. Формирование культуры ученического труда.

Цель - развитие компетенций каждой личности

обучающихся для успешной социализации в обществе путем создания культуросообразной среды.

Задачи:

- формирование ключевых предметных и над-предметных компетенций;

- усиление вовлеченности обучающихся в образовательный процесс путем создания индивидуально-образовательных траекторий, линий развития;

- развитие исследовательских навыков обучающихся;

- разработка и внедрение интерактивных форм внеурочной деятельности.

4. Формирование культуры самоуправления в школе.

Цель - внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху, участию в самоуправлении.

Задачи:

- развитие навыков самостоятельности, инициативности, толерантности через организацию ученического самоуправления;

- сохранение и популяризация культурного наследства, используя возможности библиотеки;

- изучение и распространение национальнокультурных традиций через образовательные события;

- реализация внеурочной деятельности как формирование мотивации достижений успеха у обучающихся.

5. Развитие культуры родителей.

Цель - формирование совместного воспитательно-образовательного пространства родителей, обучающихся.

Задачи:

- работа с молодыми родителями, организация «Лектория для родителей»;

- организация совместных акций и сотрудничества в образовательно-воспитательном пространстве;

- включение родителей в образовательные события;

- расширение участия родителей в государственном общественном управлении.

Ожидаемые результаты:

- расширение информационной среды школы;

- развитие информационной грамотности обучающихся;

- создание сети дополнительного образования, в т. ч. платного;

- повышение профессионального мастерства учителя и качества педагогического труда;

- повышение качества образования через расширение и индивидуализацию обучения;

- отработка моделей управления в условиях изменяющихся задач;

- обобщение опыта работы педагогов: печатные издания, сайт;

- формирование мотивации родителей к участию в образовательных событиях.

За период работы муниципального совета определились аспекты деятельности, пока не достаточно разработанные - привлечение экономических средств для организации конкурсов, учрежденных Советом. Но одно из достижений - возможность участия членов Совета в общественных слушаниях по обсуждению бюджета г. Томска с лоббированием интересов образования. Возможность депутатов, членов Совета, выхода на Думу г. Томска с проблемами и поиском путей их решения, таким образом обозначая перспективу своей деятельности.

Впереди много интересных и значимых дел у Совета. Ведь он является коллегиальным органом, созданным в Томске, который предоставляет возможность участия научной, культурной, деловой общественности и родителей в управлении образованием и содействии максимальной открытости этой сферы.

Список литературы

1. Ершова Е. В. Социально-этический анализ моделей соотношения государства и общества (эпохи премодерна и модерна) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 12 (63). С. 69-72.

2. URL: http:Wwww.tomsk.gov.ru

Беляева Л. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: OPP_IPP@tspu.edu.ru

Перова О. В., начальник отдела практик ТГПУ Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: perovaov@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 12.05.2012.

L. A. Belyaeva, O. V Perova

THE ACTIVITIES OF THE MUNICIPAL STATE PUBLIC COUNCIL FOR THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN TOMSK

The question of public participation in general education on example of the municipal council on education in the city of Tomsk illustrates state public nature of the council forms direct participation of local communities in implementing local government authority in education.

Key words: municipal state public board of education, school board.

Belyaeva L.A.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: OPP_IPP@tspu.edu.ru

Perova O. V.

Tomsk State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: perovaov@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.