Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как одна из вариативных моделей профильного обучения в сельской школе'

Сетевое взаимодействие как одна из вариативных моделей профильного обучения в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕТЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / MUNICIPAL EDUCATION NETWORK / NETWORK-TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Понер Людмила Викторовна, Перова Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются проблемы формирования профильных муниципальных образовательных сетей для проектирования и реализации сетевых образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING AS ONE OF ALTERNATIVE MODELS OF SPECIALIZED EDUCATION IN RURAL SCHOOLS

The paper considers the problem of the formation of specialized municipal educational network for projection and implementation of the network of educational programmes.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как одна из вариативных моделей профильного обучения в сельской школе»

УДК 371.1

Л. В. Понер, О. В. Перова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОДНА ИЗ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются проблемы формирования профильных муниципальных образовательных сетей для проектирования и реализации сетевых образовательных программ.

Ключевые слова: муниципальная образовательная сеть, сетевая образовательная программа.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г., определила переход на профильное обучение в старших классах образовательной школы, сориентировала общеобразовательную школу на индивидуализацию и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, а Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (2002) закрепила профи-лизацию обучения в старшей школе как обязательную [1].

В 2002-2010 гг. задачи модернизации общего образования связывались с осуществлением идей повышения качества, доступности и эффективности образовательных услуг. Они реализовывались в рамках крупных и значимых проектов (по реструктуризации сети образовательных учреждений (ОУ), находящихся в сельской местности, организации профильного обучения, введению единого государственного экзамена и др., Национального проекта «Образование» (НПО), Комплексного проекта модернизации образования (КПМО) и др.).

Особенно ярко данное положение проявилось в условиях сельской местности. Стратегии развития местных образовательных систем должны были в первую очередь учитывать специфику российской системы образования. По оценкам специалистов, классический сценарий модернизации образовательных систем стал приемлем для 30 % всех ОУ РФ -преимущественно центральных, с высокой плотностью населения, хорошо развитой инфраструктурой регионов.

Необходимо отметить, что 70 % всех ОУ располагается в сельской местности, из них 60 % - отдаленные школы, 70 % организаций являются малочисленными и малокомплектными. Необходимо констатировать, что внешние возможности реструктуризации этих типов сельских ОУ практически исчерпаны; базовые модели их профилизации слабо применимы (многопрофильная, однопрофильная, универсальная), сетевые механизмы реализации образовательных услуг для старшеклассников

ограничены к использованию, нормативно не обеспечены.

В то же время реальная практика организации профильного образования на селе способствует проявлению отдельных систем, элементов, позволяющих эффективно реализовывать профильное обучение в данных типах ОУ. Поэтому идея сетевого взаимодействия образовательных систем в условиях сельских поселений является актуальной.

Под сетевой образовательной программой мы понимаем многоуровневую и поливариантную систему, задающую ситуацию свободного выбора, быстро реагирующую на изменения и способную развиваться и в новых условиях. Такая организация работы системы помогает реализовывать принципы сетевого взаимодействия, такие как открытость, что позволяет любому учащему попасть в образовательную программу; адаптация к любому участнику сети и совместимость различных видов учебной деятельности, т. е. образовательные ресурсы сети «подстраиваются» под каждого учащегося, предлагая разные виды учебной работы и используя ресурсы дополнительного образования и современные коммуникативные технологии обучения [2].

Образование в условиях сети имеет следующие преимущества:

- возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места проживания;

- расширение информационных и коммуникативных возможностей, а также развитие технологических навыков;

- свобода выбора образовательных программ в любом сочетании и последовательности;

- решение социально-педагогических проблем -программы для инвалидов, учеников и педагогов отдаленных сельских школ.

Сетевое образовательное пространство принято разделять на сетевое реальное и сетевое дистанционное обучение. Под сетевым реальным образованием мы понимаем процесс обучения, основанный на непосредственном взаимодействии всех участников сети (учащихся и педагогов) на базе школы-профильного центра (узел сети) с реализацией условий сетевого взаимодействия.

Сетевое дистанционное образование рассматривается нами как способ реализации процесса обу-

чения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющий обучать на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателями и учащимися.

На примере Томской области в целом и МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Томской области в частности можно говорить о создании сетевого реального образования. Реализация целей формирования сетевого взаимодействия сельских ОУ для решения задач модернизации общего образования базируется на основных моментах: качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений; ликвидация «статуса» безальтернативности сельских ОУ; важным сетевым ресурсом является внутри-сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие; рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений или их крупных структурных подразделений; стандартизация требований к выходу на каждой ступени внутри сети ОУ.

Основу сетевого взаимодействия ОУ как конструкции составляют: система отношений между ОУ по вопросам реализации образовательных услуг и организации профессионального роста педагогов (включая управление, распределение/присвоение ответственности, отношений собственности, предметов ведения, регламентов принятия решений, схемы финансирования); распределенность ответственности и работ по реализации сетевых образовательных программ по участникам сети; узлы сети (ОУ); нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.

Особенности сетевой организации сельских ОУ, ее функционирования и развития в условиях сельской местности проявляются в различных аспектах, но принципиально новым является проектирование и реализация общеобразовательных программ (ООП) профильного обучения, которая проектируется и реализуется всеми ОУ, входящими в сетевое взаимодействие.

В соответствии со структурой образовательной сферы мы вычленили следующие эффекты реализации сетевой ООП профильного обучения:

- формирование и развитие образовательного сообщества Первомайской сети ОУ;

- повышение роли общественной ответственности и активности субъектов образовательного процесса сети ОУ;

- выравнивание работы отдельных педагогических коллективов ОУ сети;

- расширение социальных потребностей и интересов участников образовательного процесса и их образа жизни;

- возникновение, развитие, преобразование социально-организационных структур в общеобразовательном учреждении, усиление степени их организованности, функциональности;

- улучшение социально-психологического климата в ОУ сети;

- изменение социального статуса участников образовательного процесса в образовательных сетях (ОС);

- изменения в общественном мнении, в оценках образовательного учреждения и результатов его деятельности внутри ОС.

Результатом анализа сетевой ООП профильного обучения можно считать повышение доступности и вариативность образовательных услуг.

Сетевое взаимодействие, осуществляемое как вариативная модель профильного обучения в сельской школе, имеет ряд преимуществ. Такая форма реализации профильного образования позволяет комплексно решать сложные педагогические проблемы, которые одной образовательной структуре оказываются не под силу. Для профильной школы как узла сети такая форма позволяет увидеть другие способы решения типичных проблем, объективно оценить свои место и роль в сети, пользоваться ресурсами сети, участвовать в развитии сети. Для школы - участника сети сетевое взаимодействие дает возможность оценки результатов собственной деятельности, самоидентификации и включения в «подсеть». Образовательная сеть предоставляет учащимся принципиально новые возможности образования, которые включены в сетевые образовательные программы и проекты.

Однако, несмотря на положительные результаты, можно выделить ряд недостатков, таких как отсутствие взаимоувязанных целевых комплексных программ, конкретных расчетов по финансированию отдельных мероприятий, так как нечеткость и расплывчатость формулировок в финансовых вопросах могут отразиться на реализации отдельных направлений.

Таким образом, сетевое взаимодействие как одна из вариативных форм профильного обучения в сельских школах решает ряд проблем, стоящих перед педагогической наукой на сегодняшний момент, например проектирование и реализация ООП профильного обучения всеми участниками сети, свобода выбора образовательных программ в любом объеме и последовательности для учащихся и др. К тому же образовательная сеть представлена сетевым реальным и сетевым дистанционным образованием, что позволяет реализовывать сетевые программы в различных условиях. Для более

эффективного сетевого взаимодействия необхо- способствовало бы большей прозрачности и от-

димо наличие и функционирование независимых крытости системы образования, а также формиро-

служб по контролю и экспертизе реализации об- ванию демократических начал в управлении ее

разовательных программ, что, в свою очередь, развитием.

Список литературы

1. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях Томской области. Томск: STT, 2007. С. 57.

2. Гурьянова М. П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: метод. рекомендации. М.: ИПСР РАО, 2003. С. 78-79.

3. Сартакова Е. Е. Формирование сетевых образовательных программ в процессе модернизации сельских муниципальных образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 89-94.

Понер Л. В., ассистент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: poner@rambler.ru

Перова О. В., начальник отдела практик ТГПУ Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: perovaov@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 22.04.2012.

L. V Poner, O. V Perova

NETWORKING AS ONE OF ALTERNATIVE MODELS OF SPECIALIZED EDUCATION IN RURAL SCHOOLS

The paper considers the problem of the formation of specialized municipal educational network for projection and implementation of the network of educational programmes.

Key words: municipal education network, network-training program.

Poner L. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: poner@rambler.ru

Perova O. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: perovaov@tspu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.