Научная статья на тему 'Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления в условиях стандартизации дошкольного образования'

Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления в условиях стандартизации дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФОРМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Т. Н.

Целью статьи является обоснование актуальности внедрения новых форм самоуправления в деятельность дошкольных организаций, описание работы Управляющего совета в условиях реализации ФГТ, ФГОС дошкольного образования, представление алгоритмизация деятельности Временных комиссий Управляющего совета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления в условиях стандартизации дошкольного образования»

Управляющий совет в детском саду как форма государственно-общественного управления в условиях стандартизации дошкольного образования

Захарова Т.Н., кандидат педагогических наук доцент кафедры дошкольного и начального образования ГОАУЯО ИРО, Ярославль, Россия zachartatyanan@yandex. ги

Аннотация: Целью статьи является обоснование актуальности внедрения новых форм самоуправления в деятельность дошкольных организаций, описание работы Управляющего совета в условиях реализации ФГТ, ФГОС дошкольного образования, представление алгоритмизация деятельности Временных комиссий Управляющего совета.

Ключевые слова: самоуправление, общественная инициатива, Управляющий совет, Временная комиссия.

Особенностью функционирования образовательных учреждений в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования различные социальные институты, активизация их участия в реализации государственной политики в области образования.

Существующие в образовательных учреждениях органы общественного самоуправления (советы, родительские комитеты) обладают, как правило, совещательным голосом и не являются действительными участниками управленческого процесса. Все вопросы, касающиеся управления, решаются администрацией учреждения и, в первую очередь, с учетом ее текущих интересов, при этом органы самоуправления выступают фактически в качестве необходимой «декорации».

В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) ряд статей посвящен вопросам управления образовательными учреждениями сегодня. В частности в Статье 3. «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» в п.9 указывается на необходимость автономии образовательных организаций, их информационную открытость и публичную отчетность. В п.10 той же статьи делается акцент на демократическом характере управления образованием, обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Статья 26: «Управление образовательной организацией» относит к коллегиальным органам управления образовательной организации общее собрание (конференцию) работников образовательной организации, педагогический (ученый) совет образовательной организации. Кроме того в документе указывается, что «также могут формироваться Попечительский совет, Управляющий совет, Наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».

Управляющий совет - новая структура в деятельности дошкольного учреждения, его значение и потенциальные возможности еще не достаточно понятны практическим работникам. Между тем, опыт проектирования, формирования и организации деятельности школьных Управляющих советов уже широко представлен в различных публикациях и статьях (Вавилов А.И., Косарецкий С.Г, Моисеев А.М., Пинский А.А., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. и др.).

Актуальность организации Управляющих советов в учреждениях на всех ступенях образования обусловлена следующими факторами:

первый - внутрироссийский фактор - объективная заинтересованность общества, прежде всего той его части, которая связана с образовательной сферой в возможном отслеживании и контроле изменений в деятельности образовательных учреждений: внедрении и реализации новых стандартов в образовании (ФГОС, ФГТ); решении задач индивидуализации образования, поддержки талантов; создания полноценной здоровьесберегающей образовательной среды; внедрение новых моделей функционирования, финансирования образовательных учреждений; организация межкультурной коммуникации;

второй фактор - внешний. Влияние процессов глобализации (экономической, политической и культурной интеграции человечества), информатизация, высокой технологизация мирового сообщества оказали существенное влияние на все сферы деятельности в России. Демократизация общества, под которой понимается активность его представителей, рассматривается сегодня как база для дальнейшего развития государства. «Демократическая система управления способна в максимальной мере стимулировать инициативу, творчество и самодеятельность человека во всех сферах его жизнедеятельности» (Бочкарев В.И.).

Управляющий совет образовательного учреждения - это коллегиальный орган государственно-общественного управления, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления учреждением. Такая форма, как показывает практика, позволяет привлекать к реальному управлению учреждением представителей общественности, прежде всего, активизировать деятельность родителей.

Отличительной особенностью Управляющего совета от его «предшественников» и «современников» состоит в том, что он представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса, а не отдельных его групп. В школе давно существуют органы внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных субъектов образовательного процесса - учащихся (ученический комитеты самоуправления), родителей (родительские комитеты классов, попечительский совет), педагогов (педагогические и методические советы). Управляющий совет объединяет эти группы, включает в свой состав и представителей учредителей и общественных организации, помогает привлечь в образовательное учреждение дополнительные ресурсы, обеспечить их развитие, внимательнее относиться к актуальным запросам семьи и общества.

Попробуем выявить функциональные отличия подобных органов и их значение в организации жизнедеятельности образовательного учреждения (Таблица 1).

Среди основных направлений деятельности Управляющих советов в дошкольной организации можно выделить следующие:

- нормативная деятельность. Принимает Устав ДОУ, изменения и дополнения к нему, устанавливает специфику работы ДОУ, участвует в разработке и утверждении программы развития, согласовании содержания образовательной программы ДОУ, осуществляет контроль качества условий воспитания и образования детей и др.

- повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ. Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ДОУ.

- расширение информационного пространства ДОУ. Члены УС представляют и защищают интересы всех участников образовательного процесса во внешним организациях (государственных, муниципальных, общественных).

- урегулирование конфликтных ситуаций. Рассматривает жалобы и заявления участников образовательного процесса, урегулирует возникшие конфликтные ситуации.

- создание здоровых и безопасных условий развития, воспитания в ДОУ.

В состав Управляющего совета могут входить представители педагогического коллектива, администрации ДОУ, учредительных органов, представители бизнес-структур, родителей (законных представителей) воспитанников.

Принимая участие в деятельности Управляющего Совета, родители выступают не только как заказчики и потребители образовательных услуг. Данная структура позволяет им включиться в процессе коллегиального управления ДОУ.

Таблица 1.

Деятельность разнообразных органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях

Управляющий совет

Попечительский совет

Педагогический совет

Родительский комитет

Ученический комитет

-Утверждает программы

развития

общеобразовательного учреждения.

-Согласует компонент

образовательного учреждения государственного стандарта общего образования. -Устанавливает режим

занятий по представлению педагогического совета. -Согласует выбор программ из числа рекомендованных. -Рассматривает жалобы и заявления воспитанников, родителей на действия или бездействие педагогического и административного

персонала.

-Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности учреждения.

-Согласовывает по

представлению руководителя образовательного учреждения заявки на бюджетное финансирование и сметы

- Способствует

привлечению

внебюджетных

средств.

-Осуществляет

общественный

контроль за сбором и

расходованием

благотворительных

пожертвований,

поступающих на счет

образовательного

учреждения от

физических и

юридических лиц,

заинтересованных в

развитии

учреждения.

-Содействует

организации и

совершенствованию

образовательного

процесса.

-Содействует

совершенствованию

материально-

технической базы

образовательного

-Определяет основные направления развития образовательного процесса в учреждении. -Разрабатывает и

утверждает программы на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.

-Организует работу по повышению квалификации педагогических работников.

-Обеспечивает постоянную и

систематическую связь педагогического коллектива с родителями (законными представителями). -Содействует руководству ОУ в:

педагогической пропаганде для успешного решения задачи

всестороннего развития воспитанников;

совершенствовании условий для

осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного и гармоничного развития личности ребенка;

в защите законных прав и интересов детей;

в организации и проведении массовых воспитательных мероприятий._

- Создает условия, обеспечивающие развитие

самодеятельности, инициативы и творчества учащихся в организации общественно значимых дел, в решении актуальных для ученического коллектива школы проблем (участие в проведении праздников, спортивных мероприятий) -Создает условия, способствующие гармонизации межличностных отношений.

- Способствует активному

включению учащихся в творческие дела, требующие коллективной

расходования средств,

полученных учреждением от уставной деятельности и из иных источников. -Заслушивает отчет

руководителя учреждения по итогам учебного и финансового года.

-Рассматривает вопросы

создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.

-Совет может также, при наличии оснований,

ходатайствовать перед

руководителем учреждения о расторжении трудового

договора с педагогическими работниками и работниками из числа административного персонала.

-Должен ежегодно представлять учредителю и общественности информацию о состоянии дел в учреждении._

учреждения. -Содействует организации и улучшению условий труда

педагогических и

других работников

образовательного

учреждения.

-Содействует

организации

спортивно-массовых,

культурно-досуговых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и туристско-

эксурсионных

мероприятий

образовательного

учреждения.

деятельности. - создает условия для формирования у школьников навыков коллективного планирования, организации, анализа и оценки результатов совместной деятельности.

Привлечь к участию в работе Управляющего совета как можно больше родителей позволяет организация работы Временных комиссий по актуальным для дошкольного учреждения вопросам и проблемам, имеющим как тенденциональную характеристику, так и достаточно узкую направленность, но значимых для деятельности детского сада.

В состав Временной комиссии могут входить, по согласованию с ними, любые лица, участие которых Совет сочтет необходимыми для осуществления эффективной работы данной структуры. Это делает возможным включать в работу не только традиционно активных родителей, но и тех, кто обычно без желания принимает участие в мероприятиях детского сада или по каким-то причинам не удовлетворен его работой. Направления, которые реализует Временная комиссия, позволяет родителям глубже изучить деятельность дошкольной организации, выявить имеющиеся недостатки, содействовать преодолению выявленных дефицитов.

Основаниями для выбора направления деятельности Временной комиссии являются: выводы по аналитическому отчету учреждения; анализ результатов анкетирования родителей по итогам работы за год; учет приоритетных направлений работы муниципальной системы образования; реализация основной общеобразовательной программы и программы развития детского сада.

Деятельность Временной комиссии должна быть системной, алгоритмичной, что облегчает решение организационных вопросов, позволяет получить значимые результаты от ее деятельности. Мы предлагаем вариант разработанного нами алгоритма работы временной комиссии:

• заседание Управляющего совета, составление программы работы Временной комиссии (по актуальному вопросу или направлению);

• календарное планирование (определение сроков, ответственных);

• привлечение к работе в комиссии желающих родителей, педагогов, представителей общественности;

• широкая гласность: объявление, программа работы комиссии, приглашение на мероприятия по программе работы;

• непосредственные мероприятия и контроль по плану с обязательной фиксацией увиденного, систематизация материалов проверок;

• анализ (определение проблем и подготовка справок о результатах работы комиссии);

• вынесение управленческого решения с определением сроков и ответственных;

• устранение выявленных недостатков.

Временные комиссии по актуальным тематикам могут действовать с определенной периодичностью или перманентно.

Мы предлагаем возможную модель деятельности Управляющего совета в режиме Временных комиссий (Схема 1).

Схема 1.

Модель деятельности Временных комиссий Управляющего совета

На сегодняшний момент одной из значимых проблем деятельности детского сада является реализация Федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ (Приказы Министерства и науки №655, 2151), введение в действие положений Стандарта дошкольного образования. Рассмотрим возможный вариант деятельности Управляющего совета в этот период (Таблица 2).

Таблица 2.

Управляющий совет дошкольной организации в условиях внедрения ФГТ, ФГОС дошкольного образования

Алгоритм действий по введению ФГТ, ФГОС в дошкольной организации Роль Управляющего совета при внедрения ФГТ, ФГОС

•создание Совета по введению ФГТ, ФГОС и рабочей группы по разработке проекта введения ФГТ, ФГОС. •определение изменений в существующей образовательной системе для приведения ее в соответствие с требованиями ФГТ, ФГОС •разработка проекта модернизированной системы воспитательно-образовательной работы в дошкольной организации •разработка плана-графика модернизации деятельности дошкольной организации в условиях ФГТ, ФГОС •реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения •оценка готовности дошкольной организации к введению в ФГТ, ФГОС •изучение и формирование социального заказа •участие в обсуждении, разработке, утверждении основной общеобразовательной программы дошкольной организации •информационная поддержка нововведений •формирование общественного мнения •содействие развитию материально-технического оснащения. •внесение предложении по корректировке программы развития.

Участие в работе управляющего совета и его Временных комиссий позволяет родителям понять особенности работы дошкольной организации; увидеть имеющиеся проблемы и недостатки, которые могут быть устранены при их участии. Инициатива изменений в учреждении в этой ситуации идет не от администрации, а от самих родителей.

Управляющий совет в дошкольном учреждении - это не только вызов времени, но и действенный орган, позволяющий совершенствовать работу, расширять сферы влияния общественности на воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Библиография

1. Ресурс Интернет: Бочкарев В.И. 2012. Концепция государственно-общественного управления общим образованием (проект) URL: http://www.doxa.ru/obr/sobranie/Conf1.html Дата обращения: 02.09.2013

2. Ресурс Интернет: Вавилов А.И. 2009. Перспективы создания управляющего совета образовательного учреждения. URL: ttp://www.menobr.ru/materials/26/4914 Дата обращения: 02.09.2013

3. Косарецкий С.Г., Шимутина Е.Н., Седельников А.А., Моисеев А.М., Мерцалова Т.Н. 2011. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах М.: Сентябрь. 192 с.

4. Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности Управляющих советов / под ред. А.М. Моисеева; руководитель проекта А.А. Пинский. 2005. М.: Готика, 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.