Научная статья на тему 'О деятельности методических служб учреждений культуры клубного типа'

О деятельности методических служб учреждений культуры клубного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3978
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деятельности методических служб учреждений культуры клубного типа»

СОЦИАЛЬНО-

КУЛЬТУРНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ю.А. Шубин

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА

Культура - это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры в отношении современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, «модного» стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия - важнейшая предпосылка успешного развития

России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: «каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [1].

Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти сыграло положительную роль для организации культурной жизни страны, усилило внимание общества к результатам региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкреп-ленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры при отсутствии социокультурных стан-

дартов приводит к усилению дифференциации по уровню и качеству услуг.

Необходима серьезная работа по развитию региональной культурной политики, направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия.

Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование «культурного капитала» для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов - миссия методического обеспечения в настоящее время.

Прежде чем говорить о деятельности в сфере культуры, необходимо точно определить - что же есть культура в интересах данной темы? Чем отличается культура от искусства?

Если толковать эти термины расширено, то искусство - это создание художественных произведений (писательство, режиссура, исполнительство и т.п.), а культура - это процесс, происходящий между создателем произведения и его потребителем, т.е. художником (автором) и зрителем (слушателем), процесс, состоящий из предоставления и потребления произведения, осознания прекрасного или отторжения, формирования впечатления и реакции (эффекта) на полученное впечатление. Таким образом, в культуре как в процессе существует потребность нескольких участников, произведение искусства без его демонстрации, опубликования является только частью культуры, но не самой культурой.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что задача методики в сфере культуры должна заключаться не только в формировании способов и методов создания произведений искусства, творчества, но и в формировании способов и методов приобщения большего числа зрителей, потребителей этого произведения, донесения до потребителя в целях достижения необходимого эффекта.

Потребление услуг культуры имеет тысячелетние традиции. Необходимость их доказана историей, они влияют на социально-экономические показатели любого государства, непосредственно участвуют в формировании гражданского общества.

В восьмидесятые годы прошлого столетия завершилось формирование структуры

методических служб в сфере культуры. Этот путь - от энтузиастов-исследователей до методистов организационно-методических центров, методических отделов учреждений - был пройден за почти столетний период структурирования услуг культуры.

Необходимость методического обслуживания процесса организации услуг в сфере культуры, создания системы методов и способов их предоставления возникла в связи с поставленными государством перед сферой культуры задачами по обеспечению достижения широкого спектра просветительских и воспитательных, идеологических целей, массового охвата населения услугами культуры, вовлечения в культурный процесс большого количества непрофессиональных участников.

В настоящее время изменились некоторые задачи сферы культуры, но в большей части сохранили свою актуальность. Следовательно, сохранилась необходимость в методическом обслуживании культурного процесса.

В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания продуктов потребления (товара, услуг), сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессов их производства и сбыта, произошло четкое разделение на производителей и управленцев.

Особенность социально-культурной деятельности в том, что производителем товара (услуги) является как специалист социально-культурной (культурно-досуго-вой) деятельности (сценарист, режиссер, концертмейстер, руководитель клубного формирования), так и само население - участники этого формирования, одновременно являющиеся потребителем и производителем товара (услуги). Потребляя услуги по предоставлению условий для занятий народным творчеством, население производит в конечном результате услуги в виде концертных номеров, произведений декоративно-прикладного творчества и т.п.

Исходя из этой особенности, задача методиста (менеджера) социально-культурной деятельности заключается в управлении процессом производства и потребления культурно-досуговых услуг.

Задача методиста - не создавать произведения, а найти способ, метод вовлечения населения в культурный процесс, донесения до потребителя услуг культуры, а также создать такие условия, которые способствовали бы достижению максимального эффекта от услуги.

Анализ представляемого в печати опыта показал, что не всегда работники организаций культуры понимают задачи и значение деятельности методических служб, кабинетов и т.п. Несмотря на острую необходимость совершенствования методической работы и потребность в соответствующих пособиях, приходится констатировать, что обобщенных работ по данной тематике имеется очень и очень мало.

Однозначных и четких определений того, что есть методическая работа, найти довольно трудно.

Мы считаем, что методическая работа -это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации работников как показателя качества кадрового потенциала организации.

Целостность и непрерывность - главные характеристики методической работы, подчеркивающие подчинение всех ее составляющих единой цели, последовательность и непрерывность мер по ее достижению.

Современная методика должна основываться на поставленных целях перед сферой культуры в общегосударственном масштабе в данном месте, в данное время, и учитывать традиции, сложившиеся в этой местности структуру населения и его потребности. Эта задача выполнима только в результате тщательного анализа всех составляющих процесса.

На основании точного анализа, вытекающего из детального изучения потребителя услуг культуры и содержания самой услуги, может родиться креативное решение дальнейшего развития социально-культурных предложений.

Что сегодня может предложить субъект услуги? Субъект является источником активности, направленной на объект. Какова цель деятельности сегодня? Какая цель деятельности будет завтра? Кто сегодня является объектом услуги? Кто завтра станет объектом услуги? Какая услуга сегодня востребована? Какую услугу может предложить субъект завтра? Что сегодня необходимо для обеспечения услуги? Что завтра понадобится для обеспечения будущей услуги? Какие качества предъявляются к субъекту сегодня? Какие качества потребу-

ются от субъекта завтра? Вот неполный перечень вопросов, который должен задать себе каждый методист в первый день работы. Ответить на эти вопросы возможно только путем подробного изучения и анализа результатов деятельности в предыдущий поддающийся анализу период.

Главная цель методической работы (как говорилось выше) - это непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения - оснащение учреждений культуры передовой методикой, и на этой основе - обеспечение уровня работы, соответствующего потребностям общества и каждого человека в отдельности.

Методическая работа должна иметь четко обозначенные задачи, которые отражают ее отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.

По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:

- нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;

- совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов, способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных информационных технологий;

- информационное обеспечение.

По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:

- повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и самосовершенствования);

- ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности современных технологий, методик, приемов и способов;

- совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;

- обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга качества услуг;

- поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

- организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;

- организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;

- внедрение в практику работы основ научной организации труда.

По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи, как:

- согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;

- сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;

- способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;

- организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;

- создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта (внешнего и внутреннего).

По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа подразумевает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.

Таким образом, мы дали общее представление о методической работе как объекте управления.

Более десяти лет назад мы начали бы разговор на эту тему с объяснения понятия «система методического обеспечения куль-турно-досуговой деятельности», так как все элементы методического обеспечения: Всесоюзные, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы, методические кабинеты районных Домов культуры и т.п. были органически взаимосвязаны между собой и находились в определенном соподчинении. Процессы, проходившие в стране: перестройка, ликвидация вертикали власти, различные реформы разрушили «систему», разрушили в большинстве регионов методические службы (кабинеты) культурно-досуговой деятельности. Сегодня необходимость методических служб понимают как руководители отрасли, так и специалисты учреждений культуры. В 2006 году Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации были разработаны Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества. В методических рекомендациях были использованы материалы, предоставленные Государственным российским Домом народного творчества и Государственным научно-методическим

центром народного творчества и повышения квалификации Вологодской области. Данная работа является «руководством к действию» по выстраиванию современной системы организации методической работы и далее предлагаем выдержки из данного пособия.

Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы, чем заняты, например, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).

В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).

В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.

Кроме региональных Домов народного творчества, изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения - такие, как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом, социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.

За последние пять лет заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локаль-

ными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.

В предыдущие годы мы стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить ее значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления художественной самодеятельности и любительского искусства как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с этим была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации.

Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, Государственный республиканский Дом народного творчества (ГРДНТ) и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг до-суговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях Российской Федерации.

Концептуальной основой стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник «Досуговые предпочтения: практика регионов» по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Также им ведется активная работа по повышению квалификации, принимается участие в экспертной оценке про-граммыреструктуризации сети в субъектах

федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов, готовятся методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ.

Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации, Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создание методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности: оптимального, недостаточного и кризисного бюджетов.

Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам.

Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.

Для этого необходимо:

1) проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания;

2) создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы;

3) создать оптимальный перечень услуг организаций культуры;

4) создать критерии эффективности деятельности;

5) создать методику определения штатной численности, согласно типу организации по функциям и по группам по оплате труда;

6) создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований;

7) создать методики социального партнерства;

8) продолжить социологические исследования, в том числе о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности;

9) создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат.

Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.

Совершенствование условий для при-

влечения инвестиций и расширения спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и преумножить культурное достояние народов России.

В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности совместная работа по продвижению информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества.

Методическая работа в современных ус-

Примечания

ловиях - постоянно развивающаяся система. Идет постоянный поиск новых форм, методов, средств методического сопровождения социально-культурной деятельности. Если рассматривать методические службы как звено в системе, обеспечивающее практическую реализацию культурной политики, становятся понятны перспективы её развития: она должна превратиться в ресурсный центр по сопровождению реформ, обладающий самими качественными ресурсами: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.

1. Конституция Российской Федерации [текст] : офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001.

Н.В. Шарковская

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В данной статье логическое построение функций социально-культурной активности личности предпринимается нами с учетом реализации ведущей идеи структурно-функционального подхода. Суть этой идеи состоит в отражательности объяснения устоявшихся культурологических, педагогических, социологических знаний о социально-культурной активности личности через установление их теоретического значения для системы социально-культурной деятельности.

В связи с этим обратимся к трактовке логической категории «классификация». В отраслевом научном справочном издании -«Новой философской энциклопедии», классификация рассматривается как общенаучное и общеметодологическое понятие, означающее такую форму систематизации знания, когда вся область изучаемых объектов представлена в виде системы классов, или групп, по которым эти объекты распределены на основании их сходства в определенных свойствах [1, с. 255].

Такого рода трактовка классификации предполагает распределение функций социально-культурной активности личности по классам (отделам) в зависимости от суммарных социально-педагогических признаков, выделенных нами в результате синтеза теоретических представлений об их сущностных возможностях:

а) общественного характера функций, органического их единства, касающегося

социально-культурных, педагогических оснований;

б) взаимообусловленности социальных изменений роли социально-культурной активности личности, ее структурных элементов, определяемой, в свою очередь, трансформациями в педагогической системе социально-культурной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) специфичности круга реализации социально-культурной активности в виде системного качества личности.

Разработанная нами классификация функций социально-культурной активности личности базируется на методологии функционального анализа, теоретических изысканиях сущности функций социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов), а также на изучении и обобщении педагогического опыта исследований социальной активности личности в сфере культурной деятельности (М.А. Ариарский, Л.С. Жаркова, Е.М. Клюско, Л.П. Романенко, В.С. Садовская, Н.Н. Ярошенко).

Данная классификация находится на стадии становления, ибо представляет первоначальный опыт создания искусственной системы соподчиненных функций социально-культурной активности личности в такой отрасли гуманитарного знания, как социально-культурная деятельность.

Целевое назначение настоящей классификации функций социально-культурной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.