ния о том, что определенное лицо совершило уголовное преступление, являющееся предметом публичного обвинения.
Во время уголовного процесса суд должен заседать коллегиально. В судах первой инстанции процесс может вести единоличный судья (ст. 21 УПК).
В случае, когда уголовный процесс влечет за собой ограничение определенных прав, такое ограничение, если иное не установлено законом, вступает в силу, когда обвинительный акт становится окончательным и уголовные преступления подлежат наказанию в виде штрафа или тюремного заключения на срок менее трех лет со дня вынесения решения об осуждении, независимо от того, является ли такое решение окончательным или нет.
Список литературы
1. Герасимов, В. Н., Сизов, А. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом/ В. Н. Герасимов, А. А. Сизов. - Курск, 2007. - 162 с.
2. Сизов, А. А., Горбаенков, И. Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев// Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3. - С. 20 - 24
3. Сизов А. А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Воронеж. - 2006. - 196 с.
О ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Сизов Александр Александрович, к.юр.н.,
доцент кафедры уголовного права и процесса Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
В статье рассматриваются организационные и процессуальные аспекты организации дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Более ста лет система дактилоскопической регистрации успешно работает в подавляющем числе стран мира. В России в органах внутренних дел функционирует система «Папиллон», позволяющая с помощью сканера ко -пировать отпечатки пальцев рук, а также производить съемку лица анфас и в профиль. Данные регистрации вводятся в компьютер, что позволяет раскрывать ежегодно до 10 % преступлений. Однако проблема идентификации человека не ограничивается только одной, хотя, безусловно, государственно важной областью применения, — сферой борьбы с преступностью.
Розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; установлении ни неопознанным трупам личности человека; идентификация личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе; подтверждение личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; предупреждения, раскрытия и расследования преступле-
ний и выявления административных правонарушений решение этих проблем на государственном уровне невозможно без проведения государственной дактилоскопической регистрации. Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации является Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в РФ". В соответствии с ним государственная дактилоскопическая регистрация проводится (и дактилоскопическая информация используется) в целях идентификации личности человека и подразделяется на два вида: обязательную и добровольную.
Постановлением Правительства № 386 от 6 апреля 1999 года утвержден перечень должностей граждан РФ, которые при прохождении службы подлежат обязательной дактилоскопической регистрации. Кроме того, обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
• иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;
• иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.
В настоящей статье речь пойдет о проблеме дактилоскопической регистрации именно отмеченных категорий лиц. В первую очередь из их числа следует выделить категорию лиц, для которых пребывание на территории Российской Федерации представляет повышенную опасность ввиду их неопределенного правового положения, или, говоря другими словами, из-за их нахождения на территории другого государства в качестве нелегальных эмигрантов (такие лица попадают на нашу территорию в качестве транзитных пассажиров, туристов, "гостей", студентов, беженцев, переселенцев, или просто нелегально пересекают границу по поддельным документам либо тайно переходя ее там, где это пока возможно).
Эти лица, именуемые иностранными гражданами и лицами без гражданства, длительное время проживают в России не имея правового статуса, без регистрации или, в лучшем случае, регистрируются по месту пребывания. Не имея регистрации, они, как правило, не работают либо занимаются криминальным бизнесом. Кроме того, они плохо владеют языком и не знают российского законодательства, а потому во многих случаях являются питательной средой для преступности и одновременно ее жертвами.[3]
Организованная преступность активно вербует в свои ряды рекрутов из стран ближнего зарубежья, используя их подчас в качестве живой убойной силы в междоусобных разборках и переделах территорий или в качестве дешевой, рабочей силы (а то и просто рабов), нещадно эксплуатируя ее, бессовестно наживаясь на почти что дармовом труде обманутых людей. Иностранные рабочие (граждане Украины, Молдовы, Белоруссии, закав-
казских республик), хотя и владеют русским языком, неплохо ориентируются в законодательстве по сравнению с гражданами дальнего зарубежья, могут порой рассчитывать на помощь другой, земляков и родственников в России, все же нередко становятся жертвами работодателей-мошенников, имеющими обыкновенно тесные связи с организованной преступностью (так называемыми криминальными "крышами").
Возникающие в этой связи конфликты в условиях «дикого капитализма», засилья бюрократии, слабой государственной власти и неразвитых структур гражданского общества переходят и стадию криминальных разборок, жертвами которых становятся в первую очередь социально уязвимые, бесправные граждане ближнего зарубежья и лица без гражданства.
Зачастую иностранные граждане, ставшие объектами и субъектами преступлений не имеют при себе документов (или имеют поддельные), что существенно затрудняет процедуру идентификации личности.
Родственники, находящиеся на территории другого государства, иногда не имеют представления об их подлинном местонахождении и роде занятий. Об исчезновении своих близких (брата, мужа, сына) они узнают с большим опозданием, в розыск если и подают, то по прошествии значительного периода времени. В случае же длительной утраты родственных связей, в силу тех или иных причин, родственники пропавших, зачастую, просто не знают, где их разыскивать. Эти лица, вовлечённые в круговорот криминальной жизни или ставшие жертвами слепого случая, будучи найденными убитыми, погибшими или умершими, чаще всего попадают в категорию неопознанных трупом.
Огромная — даже по меркам нашей страны — трудовая армия нелегальных эмигрантов уже сегодня представляет для нас серьезную проблему, которая имеет тенденцию нарастать. Это, прежде всего, проблема криминализации рынка труда, стреми тельный рост теневого оборота товаров и услуг, массовых и прогрессирующих нарушений трудового, налогового, административного и прочего законодательства, способствование разними коррупции в правоохранительных органах, нарастанию социального напряжения и, как следствие, националистических настроений в обществе, росту преступлений в среде иностранных граждан и развитию организованной преступности на благоприятной для этого почве массовых и постоянных нарушений законодательства.[1]
Число нелегальных эмигрантов, несмотря на принимаемые меры, с каждым годом растет. Адекватно растет и их преступность. В результате незаконной коммерческой деятельности возникают конфликты на этой почве, которые, как правило, не могут быть разрешены в законном судебном порядке в связи с их нелегальным положением и теневой деятельностью (деятельность таких коммерсантов и их фирм в массе своей незаконна, или ими осуществляется в обход законодательства и налогообложении лицами, само уже нахождение которых на территории России является противо-
правным, т.е. нелегальным или полулегальным). Например, значительное число вьетнамцев попадают в Россию но туристическим картам и визам, а затем остаются по приглашению вьетнамских фирм-однодневок, созданных с единственной целью получения незаконного дохода за организацию въезда своих же сограждан на территорию страны, что по существу является организованной преступной деятельностью с вовлечением в эту сферу таможенных и правоохранительных органов.
Конфликты, порожденные теневым бизнесом и значительным оборотом наличных финансовых средств, часто заканчиваются кровавыми криминальными разборками, убийствами, исчезновениями граждан, трупы которых впоследствии находят в обезображенном, изуродованном или расчлененном виде в каком-нибудь заброшенном уголке российской территории.
Находясь в положении нелегалов, иностранцы, боясь депортации, предпочитают работать за гроши, подвергаясь нещадной, ничем не ограниченной эксплуатации, произволу со стороны криминала, который тоже в массе своей чаще всего состоит из тех же иностранных граждан, но ближнего зарубежья. Они подвергаются двойному, тройному рэкету как со стороны криминала, так и со стороны правоохранительных органов, разномастного и алчного чиновничества и т.д. Нелегалы порождают дополнительную конкуренцию на рынке труда российским гражданам, так как занимают их рабочие места. Они соглашаются на тяжелую, изнурительную, низкооплачиваемую и непрестижную работу, в любых условиях, за любую плату, без каких-либо социальных гарантий, удешевляя тем самым и без того низкую стоимость рабочей силы в России.[2]
Как следствие, в последние годы в России наблюдается рост националистических настроений, которые актуализируются и реализуются в виде погромов на рынках, драках и убийствах нерусских граждан, учиняемых агрессивно настроенной молодежью, объединенной в различные группировки по интересам. Некоторую известность из них получило движение под условным названием "скинхэды". Давно ведь известно, что у националистического чертополоха глубокие экономические корни. Проблема иностранных граждан, пущенная на самотек, не разрешаемая на государственном уровне, чревата большими осложнениями в ближайшем будущем.
Список литературы
1. Герасимов, В. Н., Сизов, А. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом/ В. Н. Герасимов, А. А. Сизов. - Курск, 2007. - 162 с.
2. Сизов, А. А., Горбаенков, И. Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев// Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3. - С. 20 - 24
3. Сизов А. А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Воронеж. - 2006. - 196 с.