Научная статья на тему 'К вопросу об уголовно-процессуальном законодательстве республики Сербии'

К вопросу об уголовно-процессуальном законодательстве республики Сербии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
465
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об уголовно-процессуальном законодательстве республики Сербии»

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИИ Сизов Александр Александрович, к. юр. н.,

доцент кафедры уголовного права и процесса Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

После распада ФНРЮ и до февраля 2003 года Сербия существовала в рамках Федеративной Республики Югославия (далее ФРЮ), которая была правопреемником ФНРЮ.

4 февраля 2003 года было провозглашено «Союзное государство Сербии и Черногории», которое стало правопреемником ФРЮ. Документом, установившим основополагающие правила для нового государства, стала Конституция 2003 года [1]. Уголовное законодательство ФНРЮ было включено в законодательные системы обоих государств-членов (§ 2 ст. 64 Конститу -ции «Союзное государство Сербии и Черногории»).

21 мая 2006 года в Черногории состоялся референдум, по итогам кото -рого 3 июня 2006 года Национальное Собрание Черногории провозгласило независимость своей республики. После этого Союзное государство Сербии и Черногории прекратило свое существование, распавшись на два го -сударства - Сербию и Черногорию.

5 июня 2006 парламент Сербии (Народна скупштина Републике Cepбиje) принял решение «Об обязанности публичных властей Сербии как государства, которое продолжает государство и правовую идентичность Союзного государства Сербии и Черногории». Таким образом, Сербия явилась правопреемником и продолжателем СГСиЧ, а следовательно, и ФНРЮ.

30 сентября 2006 года парламент Сербии принял решение провести референдум 28 и 29 октября 2006 года но принятию повой Конституции PC. Референдум был проведен, серская Конституция (Устав Републике Сербще) - принята. 8 ноября 2006 года Конституция PC вступила в силу.

Согласно ст. 16 Конституции PC 2006 года, «общепризнанные принципы международного права и ратифицированные международные договоры должны быть составной частью правовой системы Республики Сербия и применяться непосредственно».

В соответствии со ст. 194 Конституции PC законы и другие общие акты, издаваемые в Республике Сербия, не могут противоречить ратифицированным международным договорам и общепризнанным правилам международного права.

Статья 197 Конституции PC устанавливает следующие правила: Законы и другие общие акты не могут иметь обратной силы. Как исключение, только некоторые положения закона могут иметь обратную силу, если этого требует основополагающий публичный интерес в соответствии с процедурой, принятой согласно закону.

Закон об уголовных процедурах Сербии (далее УПК PC) был принят в 2001 году [2].

Новый УПК Республики Сербии был принят в мае 2006 года [1]. Его вступление в силу было запланировано па июнь 2007 года. Однако 29 мая 2007 года был принят закон о внесении изменений в закон об УПК [5]. Закон отложил вступление в силу УПК до 3 1 декабря 2008 года. Таким образом, до настоящего времени действует УПК PC 2001 года.

Статья 1 УПК регламентирует общие принципы уголовного судопроизводства PC. Устанавливается, в частности, что невиновный не может быть осужден, а уголовные санкции применимы только к преступнику согласно положениям Уголовного кодекса и в порядке законного судопроизводства. До вынесения окончательного приговора или приказа свобода и другие права обвиняемого ограничиваются положениями УПК PC. Только суд надлежащей юрисдикции может применить к преступнику уголовные санкции в порядке, установленном УПК PC (ст. 2).

В ст. 3 закрепляется презумпция невиновности. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, пока его виновность не будет определена окончательным решением суда надлежащей юрисдикции. Государственные органы, средства массовой информации, общественные организации, чиновники и другие лица обязаны соблюдать положения, указанные в первом абзаце, и не нарушать иные процессуальные правила, права обвиняемого или потерпевшего, а также принцип независимости судей касательно осуществляемого ими уголовного судопроизводства.

Далее в ст. 4 перечисляются гарантии прав лица, привлекаемого к ответственности. На первом допросе обвиняемый должен быть ознакомлен с обвинением, выдвигаемым против него, и с обоснованиями обвинения. Обвиняемому должна быть предоставлена возможность дать показания по всем инкриминирующим ему фактам и доказательствам, а также представить все факты и улики в свою пользу.

Лицо, лишенное свободы, должно быть немедленно проинформировано на родном языке, или на понятном ему языке, о причинах лишения свободы, о том, что он не обязан давать показания, он имеет право на адвоката по своему выбору, имеет право известить семью или иных близких людей о своем задержании. Лицо, лишенное свободы без решения суда, должно немедленно предстать перед судьей надлежащей юрисдикции, ведущим судебное следствие (ст. 5).

УПК PC придерживается принципа ne bis in idem [3]. Никто не может быть обвинен или осужден за уголовное преступление, по которому он ранее был оправдан или уже осужден по окончательному приговору, по которому прекращено уголовное производство или в случае отказа от обвинения. Если в ходе уголовного производства установлено внесудебное средство защиты права, окончательный судебный приговор не может быть пересмотрен в ущерб обвиняемого (ст. 6).

Сербское законодательство исходит из множества языков судопроизводства. В уголовном судопроизводстве официально используется сербский

язык вместе с экавианским и жскаиианским диалектом, а также кириллица или латиница в соответствии с конституцией и законом. В уголовном производстве судов, в подсудность которых входит территория, где проживают члены национальных меньшинств, следует официально использовать языки национальных меньшинств в соответствии с законом.

При этом выступления обвинителя в суде, обращения и прения должны вестись на языке, который признан официальным для данного суда. Иностранный гражданин, лишенный свободы, может обращаться к суду на родном языке. Уголовное производство должно вестись на языке, официально используемом в суде. Стороны, свидетели и другие участники процесса имеют право использовать родной язык. Если судопроизводство не ведется на родном языке обвиняемого, необходимо обеспечить устный перевод всех выступлений и письменный перевод всех документов. Обвиняемому, должно быть разъяснено его право на перевод, и он может отказаться от такого права в случае, если владеет языком, на котором ведется судопроизводство. Суд должен отметить в протоколе, что такая информация была предоставлена, и также отмстить решение лица по этому поводу (ст. 9).

Вместе с тем на основании ст. 10 УПК все судебные повестки, решения и другие судебные документы должны издаваться на сербском языке. Если в судебном производстве используется язык национального меньшинства, все судебные повестки, решения и другие судебные документы должны издаваться на этом языке для лиц, принадлежащих к национальному меньшинству, если во время судебного процесса они использовали его язык. По их просьбе повестки, решения и другие документы могут быть изданы на языке, на котором велся процесс.

Подсудимый, находящийся под стражей, лицо, отбывающее наказание, или лицо, против которого применяются меры безопасности в медицинском учреждении, также должен получить перевод документов на языке, которым лицо пользовалось во время процесса.

Согласно ст. 11 УПК, переписка и взаимодействие между судами должны осуществляться на официальном языке соответствующих судов. Если документ издан на языке национального меньшинства, к нему должен прилагаться перевод на сербском языке в случае, если этот документ направляется в суд, где такой язык не является официальным.

Далее определяются гарантии прав обвиняемого. Запрещено и подлежит наказанию применение любого вида насилия по отношению к лицу, лишенному свободы, или к лицу, чья свобода ограничена, а также насильственное получение признания или других показаний от подсудимого или другого участника процесса (ст. 12).

Обвиняемый должен иметь право нанять адвоката по своему выбору или защищать себя лично. Во время допроса обвиняемый имеет право на присутствие адвоката. До первого допроса обвиняемый должен быть проин-

формирован о своем праве на адвоката и о присутствии адвоката на допросе. Обвиняемый должен быть предупрежден, что все его показания могут быть использованы против него.

Если обвиняемый не нанимает адвоката сам, суд должен назначить защитника в соответствии с УПК. Обвиняемому должно быть предоставлено достаточно времени и возможности для подготовки зашиты. Подозреваемый должен иметь право на адвоката согласно УПК.

Суд и другие государственные власти, участвующие в процессе, должны известить обвиняемого или другого участника процесса, который, возможно, не совершил (совершил) деяние или ему не удалось воспользоваться своими правами по незнанию, о правах, на которые он имеет право в соответствии с Законом, а также о последствиях отказа от прав.

Обвиняемый должен иметь право предстать перед судом в кратчайшие сроки и без задержки судебного разбирательства. Суд должен проводить судебные разбирательства без каких-либо задержек и пресекать любые нарушения прав участников процесса. Продолжительность предварительного заключения должна быть уменьшена до кратчайшего необходимого срока (ст. 16 УПК).

УПК PC регламентируют обязанности органов уголовного преследования. Суд и участвующие в уголовном процессе государственные власти обязаны полностью установить все факты, необходимые для вынесения законного решения. Суд и государственные власти обязаны в равной степени рассмотреть и выявить все факты, инкриминирующие обвиняемому, а также факты в его пользу (ст. 1.7).

Право суда и государственных властей, участвующих в уголовном процессе, определять существование фактов или их отсутствие не должно быть ограничено правилами законного доказывания. Решения суда не могут быть основаны на доказательстве, полученном любым способом, противоречащим положениям УПК, других законов, конституции или нормам международного права.

В соответствии со ст. 19 УПК уголовное преследование в Сербии должно начинаться по требованию уполномоченного обвинителя. В случае, ко -гда уголовные преступления относятся к публичному обвинению, уполномоченным обвинителем должен быть Государственный прокурор, а в случаях, когда уголовные преступления относятся к частному обвинению, уполномоченным обвинителем должен быть частный обвинитель. Государ -ственный прокурор определяет основания для возбуждения или продолжения уголовного разбирательства, потерпевшее лицо, выступающее в роли дополнительного обвинигеля, в соответствии с УПК, может принимать на себя эти обязательства.

Если иное не установлено УПК, Государственный прокурор обязан возбудить уголовное преследование в случае наличия обоснованного подозре-

ния о том, что определенное лицо совершило уголовное преступление, являющееся предметом публичного обвинения.

Во время уголовного процесса суд должен заседать коллегиально. В судах первой инстанции процесс может вести единоличный судья (ст. 21 УПК).

В случае, когда уголовный процесс влечет за собой ограничение определенных прав, такое ограничение, если иное не установлено законом, вступает в силу, когда обвинительный акт становится окончательным и уголовные преступления подлежат наказанию в виде штрафа или тюремного заключения на срок менее трех лет со дня вынесения решения об осуждении, независимо от того, является ли такое решение окончательным или нет.

Список литературы

1. Герасимов, В. Н., Сизов, А. А. Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом/ В. Н. Герасимов, А. А. Сизов. - Курск, 2007. - 162 с.

2. Сизов, А. А., Горбаенков, И. Н. Особенности производства следственных действий с участием иностранцев// Туризм: право и экономика. - 2008. - № 3. - С. 20 - 24

3. Сизов А. А. Особенности досудебного производства по делам о преступлениях, совершаемых иностранными гражданами: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Воронеж. - 2006. - 196 с.

О ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Сизов Александр Александрович, к.юр.н.,

доцент кафедры уголовного права и процесса Курский институт социального образования (филиал) РГСУ

В статье рассматриваются организационные и процессуальные аспекты организации дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Более ста лет система дактилоскопической регистрации успешно работает в подавляющем числе стран мира. В России в органах внутренних дел функционирует система «Папиллон», позволяющая с помощью сканера ко -пировать отпечатки пальцев рук, а также производить съемку лица анфас и в профиль. Данные регистрации вводятся в компьютер, что позволяет раскрывать ежегодно до 10 % преступлений. Однако проблема идентификации человека не ограничивается только одной, хотя, безусловно, государственно важной областью применения, — сферой борьбы с преступностью.

Розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; установлении ни неопознанным трупам личности человека; идентификация личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе; подтверждение личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; предупреждения, раскрытия и расследования преступле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.