ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА КРИМИНОГЕННУЮ СИТУАЦИЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Чернов А.В., к.ю.н., доцент, начальник ВосточноСибирского института МВД России
Сухов С.В., к.ю.н., доцент, начальник ВосточноСибирского филиала №4 ГУ ВНИИ МВД России
Жигалов Н.Ю., к.ю.н., доцент, заместитель начальника Восточно-Сибирского института МВД России по научной работе
Бородуля Е.В., научный сотрудник ВосточноСибирского филиала №4 ГУ ВНИИ МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Иркутская область не относится к числу приграничных субъектов Российской Федерации, так как не имеет непосредственных границ с иностранными государствами, однако ряд факторов способствуют усилению миграционных процессов на ее территории. Занимая значительную часть современной России (с площадью в 767,9 тыс. кв. км по этому показателю ей принадлежит шестое место в РФ), она расположена почти в центре Азии, на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами Российской Федерации и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это оказывается важным фактором, способствующим появлению в этом регионе значительного числа мигрантов. Помимо географического положения области, большую привлекательность для приезжающих имеет и такое обстоятельство, как довольно высокий природно-ресурсный потенциал. Более 80% территории области покрыто лесами. Суммарные запасы древесины составляют 9 млрд. куб. метров. Имеются большие запасы угля, нефти, газа, железной руды, калийных солей, слюды, золота, поваренной соли, гипса, талька, асбеста, графита и других полезных ископаемых. Разведанные запасы не только полностью обеспечивают местные потребности, но и дают возможности для вывоза их в другие регионы России и за рубеж. Это может и должно являться важным стимулом к развитию добывающих и перерабатывающих производств на территории региона, при этом особо значимыми становятся такие факторы, как большой рынок труда с дефицитом рабочей силы и низкая плотность населения.
В настоящее время население Иркутской области составляет 2581,7 тыс. человек. Большинство из них (более 2 млн. чел.) проживает в городах, самым крупным из которых является Иркутск, да-
лее по численности следуют Ангарск, Братск, Усть-Илимск и Усолье-Сибирское. При этом следует отметить, что наблюдается стойкая тенденция к уменьшению численности жителей большинства населенных пунктов области. Так, если на 01.01.2003 г. население г. Иркутска составляло 593,4 тыс. чел, то на 01.01.2004 г. эта цифра уменьшилась до 588,5 тыс. чел., Ангарска - с 246,8 тыс. чел. до 245,5 тыс. чел., Братска - с 259,1 до 257,9, Усть-Илимска - со 100,4 до 100,2 тыс. чел., Усолье-Сибирского - с 90,0 до 89,1 тыс. чел. соответственно.
Происходит это как из-за естественной убыли, коэффициент которой в целом по области составляет - 4,6, так и благодаря оттоку определенной части населения в другие, наиболее благоприятные для проживания регионы. Особенно актуально это для северных территорий Иркутской области, которые, являясь наиболее перспективными в плане их развития на основе имеющихся там богатейших природных ресурсов, продолжают оставаться наименее приспособленными для проживания там трудоспособного населения. Неразвитость инфраструктуры, транспортного сообщения, безработица и, как следствие, низкий уровень жизни населения приводит к тому, что на северных территориях остаются лишь те, кто по объективным причинам не может покинуть их (коренные жители, пенсионеры). Большинство уезжающих мигрируют в районы с более мягким климатом и комфортными условиями жизни и трудовой деятельности.
Однако на фоне уменьшения городского населения несколько увеличилась численность жителей некоторых районов области (Ангарский - с 11,6 до 11,7 тыс., Иркутский с 60,0 до 60,9 тыс., Шеле-ховский - с 12,0 до 12,2 тыс.) [1]. Фактором, способствующим росту численности населения отдельных сельских территорий, может являться то обстоятельство, что из-за значительного повышения стоимости жилья в городах, некоторая часть горожан и жителей, прибывающих из других районов области и регионов страны, оседает в окрестностях наиболее благополучных в экономическом плане городов. Этим, а также стремлением части населения поменять место жительства на экологические чистые территории, можно, в частности, объяснить рост количества пригородных поселков повышенной комфортности и увеличение численности прилегающих к крупным городам деревень.
Следует отметить, что примерно с 90-х годов прошлого столетия в регионе сложилась сложная демографическая обстановка. При снижении рождаемости возросла смертность, особенно мужчин трудоспособного возраста. Сократилась средняя продолжительность жизни населения и на сегодняшний день у мужчин она составляет 54 года, у женщин - 68 лет. В целом, с 1993 г. естественный прирост стал отрицательным и снизился примерно в 4 раза. Миграционная убыль только в 2004 г. со-
ставила около 5 тыс. человек. На фоне подобных негативных процессов заявленная потребность в рабочей силе составляет более 10,5 тыс. чело-век.[2] В этой связи большое значение для экономики области приобретает использование рабочей силы из так называемого ближнего и дальнего Зарубежья. То есть складывается ситуация, когда на социально-экономическое развитие и демографическую ситуацию в регионе начинают воздействовать факторы, в той или иной степени связанные с миграцией. Однако здесь возникают некоторые вопросы.
Так, в соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами России является совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной и других сферах. Определенное влияние, в частности, на экономическую, как, впрочем, и на социально-демографическую составляющую безопасности государства, в последнее время - особенно, стали оказывать миграционные процессы. Наиболее остро это проявляется на территории Сибири и Дальнего Востока, которые занимают примерно 75% территории России и по площади превосходят любую страну мира. Здесь сосредоточены огромные богатства, освоение которых с привлечением дополнительных трудовых ресурсов имеет важное стратегическое и геополитическое значение. Этот регион мало заселен, и его население с каждым годом сокращается. Смертность здесь превышает рождаемость, идет отток населения в европейскую часть страны.[2]
На этом фоне миграционные процессы, в которые вовлечены как россияне, так и иностранные граждане и лица без гражданства начинают играть все большую роль в социально-экономической жизни региона. Причем, особо активно прибывают на территорию сибирских краев и областей именно представители других государств. Если раньше в районы Сибири и Дальнего Востока приезжали в основном молодые люди трудоспособного возраста за романтикой и неплохими заработками, то в последнее время в эти суровые края потянулись жители стран Ближнего и Дальнего зарубежья в поисках работы за любые, пусть и небольшие по меркам местных жителей, деньги. В сложившейся ситуации представители бывших советских республик стали основной неприхотливой и недорогой рабочей силой, которая активно используется многими частными лицами и фирмами во время сезонных работ. Способствуют этому ряд следующих факторов:
- прозрачность и неконтролируемость вновь образовавшихся границ России со странами СНГ, а также безвизовый туристический обмен с КНР;
- наличие национальных диаспор, способствующих притоку и оседанию соплеменников, особенно из стран с проблемной экономикой;
- несовершенство российского законодательства в вопросах миграционной политики государства и, как следствие, малоэффективность различных несогласованных видов контроля за незаконной миграцией;
- привлекательность для работодателей использования труда иностранных работников из-за ее дешевизны и возможности уклонения от налогов, о чем свидетельствует увеличение числа работодателей, незаконно использующих иностранных рабочих, а также рост количества фактов незаконного пребывания иностранной рабочей силы.
Ситуация такова, что большинство субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, на сегодняшний день являются стабильными потребителями иностранной рабочей силы. В 2003 году сотрудниками подразделений по делам миграции было оформлено 21925 разрешений на работу иностранным гражданам, что на 30% больше, чем в предыдущем году. Наиболее крупными потребителями иностранных работников являются: Читинская область, где
оформлено 4989 разрешений, Красноярский край (4743), Иркутская (3414) и Новосибирская (2251) области, где активно используется труд граждан стран Ближнего зарубежья. Прежде всего, это касается представителей Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана и Армении, которые работают в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. В то же время в большинстве регионов округа наблюдается стойкая тенденция роста количества иностранных работников из Китая, КНДР и Вьетнама, которые занимаются в основном лесозаготовками, общественным питанием и коммерческой деятельностью. [3] Специалисты отмечают, что мигрантов (в том числе и незаконных) на территории России в первую очередь привлекают те сферы деятельности, где можно относительно быстро и легко заработать деньги. Причем, полученные денежные средства мигранты чаще всего вывозят из России, не вкладывая их в развитие «приютившего» их региона. По данным Центрального банка России, ежегодно мигранты вывозят из РФ не менее 12 миллиардов долларов. При этом активное заполнение рынка труда мигрантами приводит к тому, что среди постоянного населения России сохраняется довольно высокий уровень безработицы. Так, по данным Госкомстата РФ, в Иркутской области на начало 2004 г. органами государственной службы занятости было зарегистрировано 29,8 тыс. человек, а по данным обследований населения по проблемам занятости, число безработных составляет около 160 тыс. человек. Отсутствие стабильного заработка, на фоне непростой социально-экономической обстановки зачастую провоцирует людей к совершению правонарушений.
Как упоминалось выше, довольно напряженная обстановка складывается и в Иркутской области. Это обусловлено тем, что на фоне снижения
Страны Отрасли экономики
Промыш- ленность Строи- тельство Сельское хозяйст- во Торговля и общепит Культура и искусство Другие отрасли ИТОГО
2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004 2003 2004
Азербайджан 1 13 1 14 1
Армения 4 25 26 1 30 26
Казахстан 8 19 1 2 19 11
Кыргызстан 4 50 1 5 50
Молдова 36 5 36 5
Таджикистан 2 12 12 49 113 4 14 178
Узбекистан 429 373 247 41 4 15 5 680 434
Украина 255 356 180 1 3 7 439 363
Китай 108 174 541 1072 291 382 431 83 11 1371 1722
КНДР 584 601 584 601
Вьетнам 112 144 112 144
собственного населения региона, происходит рост числа прибывающих к нам иностранных граждан. Ежегодно в отделах паспортно-визовой службы Иркутской области проходят регистрацию около 60 тысяч иностранных граждан, т.е. на 1000 местного населения приходится 23 иностранных гражданина. Большинство мигрантов это выходцы из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и Китая. В частности, за 12 месяцев 2004 года ПВС ГУВД Иркутской области зарегистрировано в 51528 иностранных граждан (АППГ- 47263; увеличение на 9%). Следует отметить, что количество граждан некоторых государств, прибывших на территорию Иркутской области, только воздушным транспортом, превышает количество вернувшихся на родину. Так, только в 2004 г. из 3738 прилетевших к нам граждан Таджикистана обратно выехали 3235, из 2190 азербайджанцев - 1897, из 2156 корейцев - 2050, из 1460 монголов - 1288. Современная тенденция такова, что прибывающие на территорию России трудовые мигранты направляются в города с промышленно развитой структурой и относительно высокими доходами местного населения. Касается это и Иркутской области, где прибывающие иностранные работники концентрируются в основном в крупных городах области: Иркутске, Ангарске, Братске, Усть-Илимске, а также Бодайбинском районе, привлекающем приезжих своим богатым природно-сырьевым потенциалом (в частности - золоторудным месторождением) и возможностью получения больших и быстрых доходов.
По сведениям Управления по делам миграции ГУВД Иркутской области, по основным отраслям экономики области иностранная рабочая сила
Таблица 1
распределена следующим образом (см. таблицу 1).
Намечается тенденция превалирования числа официально работающих на территории области граждан дальнего Зарубежья над выходцами из стран бывшего СССР. Так, на фоне уменьшения количества представителей Азербайджана, Армении, Узбекистана, Молдовы, Казахстана, Туркменистана и Украины, возросло число вьетнамцев и корейцев. Стабильный интерес к Прибайкалью проявляют выходцы из Таджикистана. Причем, столь невысокие показатели работающих на территории региона иностранцев далеки от реальности, так как большинство из них, занятых в различных отраслях экономики, все-таки пребывают в России незаконно. В настоящее время особенностью миграционных потоков является то, что значительная часть иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих границу Российской Федерации, являются незаконными мигрантами. При этом, в свете последних событий, происходящих в России и мире в целом, вопрос незаконной миграции иностранных граждан на территорию РФ вышел на одно из первых мест, как одна из составляющих политики государства в области национальной безопасности. По оценкам Федеральной миграционной службы РФ на территории России ежегодно находится 3 -3,5 млн. незаконных мигрантов. Причем, их численность в значительной степени зависит от раз-
личного рода факторов, таких как сезонность, межэтнические взаимоотношения, рынок труда и т.п.
В частности, не желая тратить время и средства на регистрацию (процедура которой, следует признать, далека от идеальной), многие мигранты предпочитают не утруждать себя оформлением необходимых документов и остаются жить и работать нелегально. Это, в свою очередь, вызывает рост числа правонарушений, как среди самих иностранцев, так и иных лиц. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение в Иркутской области (до 971) количества владельцев жилья, привлеченных в 2004 году к административной ответственности по ст.18.9 ч. 3 КоАП РФ за нарушение правил приема иностранных граждан (АППГ - 416; +20,4%). Кроме того, трудом нелегалов зачастую пользуются многие работодатели, избавляя себя от внесения в бюджеты обязательных платежей и существенно экономя на заработной плате. В соответствии с законодательством страны, иностранные граждане, въехавшие в Россию с целью осуществления трудовой деятельности и принятые на работу с нарушением законодательства о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, по решению суда подлежат выдворению из страны за счет работодателя. За неисполнение российского законодательства нарушители могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях РФ. Так, по ст.18.10 КоАП РФ в прошлом году только в области было привлечено 218 должностных лиц, принимавших иностранных граждан без разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы (АППГ - 59; +269%). Однако труд незаконных мигрантов остается востребованным и рост правонарушений по поводу его использования продолжается. Причем, выявление их происходит зачастую лишь при расследовании несчастных случаев (в том числе и на производстве), участниками которых являются иностранные граждане. На территории Иркутской области в настоящее время большинство из нелегальных работников составляют граждане стран СНГ легально, используя безвизовый въезд, въехавшие в Россию и занимающиеся трудовой деятельностью без надлежащей регистрации по месту пребывания. Как отмечают специалисты, численность этого потока трудовой миграции составляет 70-80 % от общего количества въезжающих из стран СНГ.
Особо следует отметить увеличение числа пребывающих в нашем регионе граждан из стран Юго-Восточной Азии (КНР, КНДР, Монголия, Вьетнам). Большинство из представителей этих государств легально въезжают на территорию Иркутской области, пользуясь воздушным и железнодорожным транспортом. Однако по приезду, определенная часть из них меняет цель прибытия, пытается продлить сроки пребывания на территории
России, либо переходит на полулегальное положение, уклоняясь от своевременного выезда на родину. Прежде всего, относится это к иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию по каналу безвизового туризма (в основном - КНР). Этот процесс усилился после подписания 10 января 1992 г. Соглашения между правительствами России и КНР о безвизовом туристическом обмене. Первоначально граждане Китая интенсивно осваивали приграничные территории, а затем, наладив торгово-экономические связи с коммерческими структурами других населенных пунктов, хлынули вглубь российской территории. По оценкам специалистов, в настоящий момент до 80% случаев безвизового въезда граждан КНР в качестве туристов используется для коммерческих целей или для незаконной трудовой деятельности. Именно он дает большую часть незаконной миграции китайских граждан в области. Безвизовый туристический обмен используется, в том числе, в качестве канала незаконной миграции китайских граждан через территорию РФ в страны Европы. Многие из таких «туристов» вскоре оказываются среди рыночных торговцев, работников строительных фирм, сельскохозяйственных и заготовительных производств.
Оседание иностранных граждан на территории Иркутской области происходит и за счет возможности их обучения в ВУЗах Иркутска и других городов. Для этого используются различные способы:
1) Уклонение от выезда в свою страну после окончания учебных заведений.
2) Уклонение от выезда в свою страну отчисленных студентов.
3) Несвоевременный выезд иностранных граждан, обучающихся русскому языку на различных курсах, в центрах и т.д.
4) Невыполнение условий контрактов путем переходов из одного учебного заведения в другое, а также изменение цели пребывания в РФ.
Из 1500 студентов, обучающихся в ВУЗах Иркутской области, 25-30% имеют целью пребывания не учебу, а занятие коммерческой деятельностью и другими видами бизнеса, в некоторых случаях криминального. Как правило, эти иностранные граждане хорошо владеют русским языком, неплохо адаптированы, имеют более обширные связи на территории области, чем остальные. Среди иностранных студентов нередки случаи совершения уголовных преступлений на территории области как в отношении иностранных, так и российских граждан. [4]
Общеизвестен интерес, который проявляют китайские «бизнесмены» к российскому цветному металлу и лесу, активно занимаясь его скупкой на территории России и доставкой в Китай. Наиболее «показательны» эти процессы в приграничных областях России. Так, с территории Приморского края гражданами Поднебесной контрабандно вывозится не только рыба и морепродукты, но и древесина. По оценке экспертов, можно говорить о том, что состояние дел в лесозаготовительной и перераба-
тывающей отрасли края достигло критической точки. Особенно это касается самой валютоемкой ее части - заготовки ясеня и дуба. Китайские группировки, скупая незаконно вырубленный лес ценных пород, реализуют его затем как добытый легально. В частности, перепродают его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем российская древесина, стоимость которой на мировом рынке около 300 долларов за кубометр, скупается китайцами за 50-80 долларов, а затем вывозится из России по очень низким ценам. При этом фактически вся налогооблагаемая база лесной отрасли края остается на территории сопредельных государств.[5]
Подобные процессы становятся довольно типичными и для других регионов России, отличающихся богатым природно-ресурсным потенциалом. На фоне ослабления роли государства в эффективном регулировании этой сферы возможность быстрого получения высоких доходов привлекает на российскую территорию области все большее количество представителей Поднебесной. В частности, если в 2003 г. только официально на территории Иркутской области трудилось 1371 китайцев, то в 2004 г. их количество возросло до 1722 чел. По некоторым данным, один легально пребывающий в России иностранец обеспечивает приезд на ее территорию в среднем 3 - 8 своих родственников, друзей и т.д. Процессы эти усиливаются в периоды сезонных работ на стройках, в сельскохозяйственном секторе и т.д. При этом следует отметить, что весьма существенным остается число иностранных граждан, пребывающих на территории области нелегально. Это характерно и для соседних регионов. Так, реальное число работающих иностранцев в Читинской области превышает официальную квоту в несколько раз и за сезон их прибывает от 15 до 20 тыс. В частности, в 2003 г. Управлением по делам миграции Читинской области 73,2% из 4989 подтверждений на право трудовой деятельности получили граждане КНР. Так, в большинстве районов Читинской области иностранные рабочие главным образом занимаются заготовкой и переработкой леса. Для этих целей, например, привлекается до 40% граждан КНР. [6] Подобные процессы характерны и для многих других регионов. Например, только на территории Приморского края за первое полугодие 2004 г. было зарегистрировано 75 тыс. иностранцев, большинство из которых -граждане Китая. Если учесть, что на севере КНР без работы находится около половины всего трудоспособного населения и под различными предлогами: используя безвизовый туристический обмен, а зачастую нелегальное пересечение границы, значительная часть граждан Китая оказывается на территории России, то данная цифра может оказаться весьма скромной. Объяснить это следует тем обстоятельством, что немало китайцев «курсирует» между Поднебесной и Россией. По существующим правилам лица, въезжающие на
срок до 3 дней, оформлять регистрацию не обязаны и в статистике МВД не значатся. А ведь далеко не все иностранные граждане, въезжающие и пребывающие на территории России, отличаются за-конопослушанием.
Здесь необходимо отметить, что уровень преступности в Иркутской области один из самых высоких по стране. В 2003 году он составил 2557 преступлений на 100 тыс. человек, что значительно превышало среднероссийский коэффициент преступности (1898 преступлений). И, несмотря на некоторое снижение количества регистрируемых преступлений за последние пять лет (1999-2003гг.) на 14,4% среди субъектов Сибирского Федерального округа, Иркутская область стоит на втором месте по числу преступлений, регистрируемых ежегодно (свыше 66 тыс.). [7]
Как показала практика, миграционные процессы в определенной степени влияют на криминогенную ситуацию многих российских регионов. В частности, на протяжении ряда лет правоохранительными органами Иркутской области регистрируется стабильный рост числа преступлений, участниками которых являются иностранные граждане. Это также вносит свою «лепту» в усложнение криминогенной обстановки на территории региона.
Свидетельствует об этом и то обстоятельство, что за 12 месяцев 2004 года через ПИК «Ир-кутск-Аэропорт» прошло 752 иностранных граждан (что более чем в 2 раза превышает показатель 2003 г.), которые были выдворены с территории РФ по решениям судов. Большинство из них составили граждане КНР - 465, а также стран - бывших республик СССР: Азербайджана - 37, Узбекистана -104, Таджикистана - 76, Грузии - 62. По причине запрета въезда за административные правонарушения, совершённые при предыдущих пребываниях в РФ, нарушений правил въезда, ложные цели пребывания, не допущены на территорию России 115 иностранных граждан (АППГ-10), из них: КНР -62, Монголия - 22, Грузия - 10. [8]
В приграничных регионах ситуация еще более сложная. Так, по данным пограничного управления ФСБ РФ по Республике Бурятия и Читинской области в зоне его ответственности ежемесячно фиксируется до 100 попыток пересечь границу с подложными и недействительными документами. В основном этим «грешат» граждане КНР. При этом нарушители не стесняются предлагать пограничникам взятки, [9] что значительно повышает уровень общественной опасности данных преступлений и увеличивает риск роста коррупционной преступности.
Негативные изменения в социально-
экономических отношениях, порождающие рост преступности общеуголовной направленности, увеличение количества иностранцев, прибывающих на территорию Иркутской области, привели к осложнению оперативной обстановки по линии
преступлений, совершенных иностранными гражданами и росту противоправных деяний, совершаемых в отношении них. Причем, тенденция эта имеет довольно давнюю историю. Так, еще в 1990 году по данным информационного центра ГУВД, в регионе было зарегистрировано 23 преступления, совершенных иностранцами. В 1995 году, несмотря на снижение уровня преступности по сравнению с предыдущим годом в 1,7 раза, органами правопорядка было зафиксировано 189 преступлений. В 1998 году этот показатель составил 390. После некоторого снижения этого показателя, в последующие годы регистрируется стабильный рост числа преступлений, участниками которых являются иностранные граждане: 2000 г - 341, 2001 г. - 351, 2002
- 390, 2003 - 463. Что касается 2004 года, то в течение него на территорию Иркутской области прибыло 51528 иностранных граждан, что на 9,0% выше этого показателя прошлого года.
Соответственно возросло и число преступлений, связанных с ними и составило 480 криминальных проявлений. Данный показатель на 3,7% превысил аналогичный прошлого года и, несмотря на то, что составляет он всего 0,7% в общей структуре преступности в области, можно с уверенностью констатировать хоть и не столь значительный, но стабильный рост преступности, связанной с иностранными гражданами.
В структуре преступности иностранных граждан превалирует изготовление и использование поддельных документов (52,3%), а также незаконный оборот наркотиков (14,4%). Большинство преступлений совершается гражданами Республики Кыргызстан (31,7%), Республики Таджикистан (22,1%), Узбекистана (9,8%), Азербайджана (8,1%) и КНР (7,1%). 416 граждан иностранных государств за этот же период времени установлено и задержано за совершение преступлений.
Количественный рост криминальных деяний, связанных с подделкой документов (одного из «традиционных» преступлений, совершаемых иностранцами), наблюдаемый в последние годы, далеко не случаен. Некоторые из иностранных граждан, прибыв на территорию Иркутской области, пытаются легализовать свое дальнейшее пребывание путем приобретения или подделки миграционных карт, въездных виз, паспортов и других документов, с целью организации или продолжения незаконной, а иногда и преступной деятельности.
В настоящее время просматриваются две тенденции в развитии миграционной преступности.
Во-первых, рост числа преступлений в отношении иностранных граждан, прибывающих из так называемого дальнего Зарубежья.
Во-вторых, увеличение числа преступлений, совершаемых иностранными гражданами государств СНГ.
Результатом этих тенденций является растущая криминальная напряженность в регионе. Вре-
менное и постоянное проживание на территории России большого числа иностранцев связано с криминальной миграцией [10], которая всегда является незаконным действием (т.е. лицо осознает, что нарушает закон, когда готовится пересекать или пересекает границу, когда отказывается вернуться или самостоятельно меняет свой ста-тус).[11]
Гражданами дальнего Зарубежья в прошлом году совершено 56 преступлений (АППГ - 153), то есть налицо существенное снижение этого показателя (на 36,6%), за совершение которых задержано 52 иностранных гражданина. Причем, из этой группы наибольшей криминальной активностью отличаются жители Поднебесной. Правоохранительными органами области зарегистрировано 34 преступления, совершенные китайцами, что составляет 60,7% от общего числа криминальных деяний, пришедшихся на долю иностранных граждан. Причем, ситуация такова, что в ближайшие годы следует ожидать усиления криминальной активности китайских граждан, пребывающих на территории Иркутской области, что, в какой-то степени, подтверждает повышенный интерес этой категории лиц к регионам, обладающим высоким природносырьевыми потенциалом, с территории которых, в настоящий момент происходит массовый отток русскоязычного населения. Касается это, прежде всего, Сибири и Дальнего Востока, где влияние южного соседа все сильнее сказывается не только на экономической, но и на криминогенной обстановке. Так, на севере Китая без работы находится около половины всего трудоспособного населения и под различными предлогами: используя безвизовый туристический обмен, а зачастую нелегальное пересечение границы, значительная часть китайцев оказывается на территории России. Причем, процесс этот поощряется китайской стороной на государственном уровне, ведь китайские диаспоры, разбросанные по всему миру, обеспечивают Китаю многомиллионные валютные поступления.[12]
Причем, среди них далеко не все являются законопослушными что, в конце концов, сказывается и на обострении криминальной ситуации в местах их пребывания. Криминал активно внедряется, прежде всего, в те сферы экономики, которые максимально быстро приносят высокую прибыль (торговля, сфера обслуживания, скупка леса, металла и т. п.).
При этом следует отметить, что пока львиная доля преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Иркутской области, все же приходится на жителей так называемого ближнего Зарубежья. Этот показатель за 2004 г. составил 424, что на 36,7% выше аналогичного прошлого года. Криминальная «специализация» граждан стран СНГ - незаконная легализация пребывания на территории России путем подделки соответствующих документов. В частности, в 2004 г. пред-
ставителями республик бывшего СССР было совершено 223 преступления, подпадающих под действие ст.327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» и 68 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Наиболее криминально активными при этом являются граждане Кыргызстана, совершившие 152 преступления и Таджикистана - 106. [13] Рассматривая проблему преступности иностранцев, следует обратить внимание на обстоятельство, что с иностранными гражданами в определенной степени связано распространение на территории Иркутской области наркотиков. Так, по данным Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области, в течение 2004 года его сотрудниками было выявлено и привлечено к ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков 408 лиц, 29 из которых являлись иностранными гражданами. Причем, среди этой категории лиц наибольшую криминальную активность проявили граждане Республики Таджикистан, являющейся в настоящее время одним из основных каналов поступления наркотических средств опийной группы из Афганистана, где производство, в частности, героина поставлено практически на поток. Несмотря на, казалось бы, не столь значительное в количественном выражении число иностранных граждан, уличенных в незаконном обороте наркотиков (менее 10% от общего числа занимающихся этим преступным «промыслом»), ими было перемещено на территорию области большое количество наркотических веществ. В частности, только у тех представителей иностранных государств, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, изъято более 20 кг героина и гашиша. Причем, основную массу (19,5 кг.) составил героин - наиболее опасный и вызывающий тяжелые последствия наркотик. Тенденция такова, что иностранные наркодилеры продолжают активно использовать Иркутскую область как одну из точек распространения наркотиков и перевалочный пункт при доставке их в другие регионы. При этом для перевозки зелья все чаще используют так называемые «живые контейнеры», когда довольно значительные по объему партии героина перевозят в своих желудках иностранные граждане. Недавние два случая с представителями Таджикистана, задержанными в аэропорту г. Иркутска - тому подтверждение. Следует помнить, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, помимо прочего, наносят вред физическому и психическому здоровью населения региона, негативно влияют на состояние здоровья нации. С учетом же вовлечения в данную преступную деятельность значительного числа представителей подрастающего поколения и увеличением уровня наркотизации населения, можно говорить о
нарастающей угрозе национальной безопасности России.
Анализируя состояние преступности иностранных граждан, следует отметить, что ростом характеризуется не только количество криминальных проявлений, совершенных иностранцами на территории Иркутской области, но и посягательств против них. В частности, в 2004 г. в отношении иностранных граждан было совершено 168 преступлений (АППГ - 149, рост на 12,8%), что составляет 0,25% в общей структуре преступности. Раскрыто 76 преступлений (АППГ - 70, рост на 8,6%), раскрываемость составляет 45,2% (АППГ - 47%, снижение на 1,7%). В суд направлено 50 уголовных дел. По п. 1 ст. 208 УПК РФ приостановлено 81 уголовное дело (АППГ - 73).
Наиболее часто в отношении иностранцев совершаются кражи частного имущества и только за последний год произошел значительный рост этого показателя с 51 в 2003 г. до 83 в 2004 г. Несмотря на некоторое снижение количества грабежей (с 18 до 17), произошло двукратное увеличение числа разбоев (с 10 до 20). Предметом посягательства в 21 случае стали автомобили, еще в 43 -денежные средства потерпевших. Следует отметить увеличение числа уголовных дел по ст.222 УК РФ, направленных в суды (2003 - 48, 2004 - 64).
Кроме того, по состоянию на 1 января 2005 г. в розыске за совершение преступлений на территории Иркутской области находилось 44 иностранных гражданина. Принятыми мерами за прошлый год установлено и задержано 29 иностранца.
Следует констатировать, что в настоящее время преступность иностранных граждан составляет довольно небольшую часть в общей структуре преступности, регистрируемой на территории Иркутской области, но нельзя не признать ее стабильный рост на протяжении последних лет. Делая поправку на значительное количество нелегальных мигрантов, находящихся на территории России и то обстоятельство, что латентной преступностью является само движение незаконных миграционных потоков, участники которых, с одной стороны, стремятся не попадать в поле зрения правоохранительных органов РФ, а с другой волей-неволей оказываются в сфере влияния как российских, так и международных криминальных структур, не следует ожидать в ближайшее время снижения напряженности в этом вопросе. С учетом же ряда факторов географического, социально-экономического, демографического характера, прогнозируется как усиление миграционных процессов, так и увеличение криминальной активности определенной части иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся, в том числе, и преступным промыслом на территории России.
Еще одним негативным аспектом является существование на территории области в настоящее время примерно трех десятков преступных
формирований, в том числе и организованных преступных групп, созданных на этнической основе. Как отмечают эксперты, сложившаяся тенденция такова, что свыше 80% преступлений иностранцами совершается в группах, причем с четко прослеживающейся их специализацией и все настойчивее заявляет о себе транснациональная преступность. В частности, на территории Иркутской области за прошедший год зафиксирован рост числа этнических организованных групп, занимающихся преступным бизнесом в лесной сфере - одной из наиболее доходных и криминализированных на территории региона. Только в 2004 г. за совершение преступлений по линии БЭП, выявленных подразделениями правоохранительных органов в лесной отрасли, 16 из раскрытых преступлений пришлись на организованные преступные группы, созданные на этнической основе. Если учесть, что этот показатель в 2003 г. был 2, то восьмикратный рост может свидетельствовать о нарастающем интересе к наиболее прибыльным отраслям российской экономики представителей других государств, в том числе и входящих в транснациональные сообщества криминальной направленности. Что касается Российской Федерации, то отдельные международные преступники прибывают в нее через территории государств Содружества, используя упрощенный порядок въезда-выезда. [14] Это приводит к увеличению числа членов преступных группировок, созданных, в том числе и на этнической основе, которых привлекает не только криминальная деятельность в сфере экономики, но и занимающихся распространением идей радикального характера (ваххбизм), что в свете общемировой тенденции быстрого распространения экстремизма и терроризма, может привести соответственно к возрастанию угрозы проявлений террористического и экстремистского характера, в том числе и на территории России.
Не следует успокаиваться невысокими показателями криминальных деяний, так или иначе связанными с иностранными гражданами и лицами без гражданства, ведь традиционно подобные виды преступлений имеют высокую степень латентности в силу ряда объективных причин. Среди наиболее значимых в отношении иностранцев следует отметить: невладение русским языком потерпевшими; незнание ими структуры правоохранительных органов РФ и порядка обращения в них, а также определенные традиции, связанные с этническими особенностями отдельных национальных групп, выражающиеся в «земляческой солидарности» и круговой поруке. Еще одним существенным фактором является невладение иностранными языками сотрудниками российских правоохранительных органов и отсутствие переводчиков в специализированных подразделениях (ОВД, ФМС), что приводит к росту латентности подобных преступлений при нерегистрировании даже явных со-
вершенных общественно опасных деяний и при наличии пострадавших из-за невозможности зафиксировать совершение противоправного деяния.
Недостаток специалистов со знанием иностранных языков, работающих по линии борьбы с преступлениями, связанными с иностранными гражданами крайне негативно сказывается на деятельности органов внутренних дел в этом направлении. Это обстоятельство особенно актуально для аппаратов уголовного розыска, тем более что именно по линии УР работает созданный при ГУВД Иркутской области отдел по борьбе с преступлениями, связанными с иностранными гражданами, в обязанности которого с 2001 г. вменена и обязанность борьбы с преступностью этнических групп. Однако, малая численность этого специализированного подразделения, его низкая материальнотехническая обеспеченность и отсутствие специалистов на местах, не позволяет в полной мере эффективно заниматься раскрытием преступлений среди иностранцев.
Помимо этого, на деятельность правоохранительных органов весьма отрицательно сказываются такие факторы, как:
• отсутствие в правоохранительных органах Иркутской области единой централизованной базы данных об иностранных гражданах, пребывающих на территории региона;
• отсутствие дактилоскопических и фотоучетов представителей зарубежных государств, совершивших преступления на территории РФ, либо имеющих криминальное прошлое;
• несовершенство законодательной базы и отсутствие реальных рычагов у органов внутренних дел по пресечению незаконной миграции. Касается это, в частности, запрещения помещения в приемник-распределитель граждан, в том числе - иностранных, не имеющих документов, удостоверяющих личность;
• отсутствие четкого механизма, регулирующего досрочное прекращение регистрации иностранных граждан и возможность выдворения их за пределы Российской Федерации с запретом либо ограничением права въезда на территорию РФ, что настоятельно необходимо использовать к той категории иностранцев, в отношении которых в правоохранительных органах имеется информация о причастности этих лиц к противоправной деятельности. Это лишний раз подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования российского миграционного законодательства, усиление взаимодействия соответствующих федеральных министерств и ведомств.
• кроме того, уже упомянутое отсутствие переводчиков (даже при специализированных подразделениях при ГУВД Иркутской области, занимающихся вопросами борьбы с преступностью иностранных граждан) необходимого для проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
Решение этих первоочередных проблем могли бы значительно упростить работу органов внутренних дел и повысить результативность их деятельности, которая является составной частью борьбы с незаконной миграцией на территории Иркутской области.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что усиление миграционных процессов, особенно -в последнее время приводит, в частности, и к изменению криминогенной обстановки в ряде рос-
сийских регионов. Учитывая политическую и социальную важность проблемы миграции (в том числе и незаконной), вопросы, непосредственно связанные с этим явлением, становятся еще острее в свете происходящих в мире процессов, обусловленных ростом террористической угрозы.
Необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, регулирующего миграционные процессы, чтобы предотвратить возможность угрозы безопасности населения из-за складывающейся миграционной ситуации.
В настоящее время недостаточно эффективный контроль со стороны правоохранительных органов РФ за пребыванием на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, наличие «прозрачных» границ с государствами СНГ, позволяет определенному количеству мигрантов незаконно проникать на территорию России. Несколько снизить уровень нелегальной миграции позволила бы такая мера, как введение упрощенного порядка получения временных разрешений для нахождения на территории РФ на время проведения работ для лиц, прибывающих для выполнения сезонных работ. При натурализации иностранных граждан следует отдавать предпочтение высококвалифицированным специалистам.
Кроме того, необходимо учитывать, что ухудшение общего демографического состояния населения большинства регионов РФ остро ставит проблему решения вопросов увеличения численности российского населения, в том числе и за счет мигрантов (в первую очередь - бывших граждан СССР). Следует помнить, что за пределами Российской Федерации проживает несколько миллионов наших бывших соотечественников, определенное число которых согласно вернуться на историческую родину. Однако негативная социальноэкономическая обстановка в ряде российских регионов, а также неурегулированность вопросов переселения мешают этому процессу. Сложности с обустройством мигрантов на новом месте, связанные, прежде всего, с социально-бытовыми проблемами, приводят к тому, что представители русскоязычного населения не торопятся приезжать на жительство в Россию. Кроме того, в настоящее время в РФ (по сравнению с большинством стран -участников бывшего СССР) довольно высокий уровень жизни, который существенно превышает доходы основной массы мигрантов. И зачастую при отъезде из страны проживания переселенцам даже при продаже всего своего имущества удается выручить лишь небольшие средства, которых хватает только на сам переезд. А затяжная процедура получения не только гражданства, вида на жительство, но и права на временное проживание начисто отбивает охоту у наших бывших соотечественников возвращаться на родину, либо заставляет прибегать к нелегальным способам проникновения на территорию России. Ранее процедура обретения
российского гражданства бывшими гражданами СССР была более проста, однако, далеко не все желающие воспользовались ею по ряду причин: от социально-экономических и политических вплоть до тривиально-бытовых и распространенного мнения, что «все утрясется» и «уехать всегда успею». Однако бывшие республики превратились в государства, а их жители в граждан иных государств. Но менталитет большинства из них остался прежним «советским» - с трудом признающим существование новых границ и стран.
Возможно, в настоящее время не следовало бы уравнивать в обязанностях по обретению российского гражданства представителей русскоязычного населения с выходцами из государств, не имеющих таких близких, зачастую родственных связей с нашей страной, тем более что большинство из наших бывших соотечественников имеют довольно высокий образовательный и профессиональный уровень и именно они могли бы помочь России решить ряд проблем на ее территории, особенно в приграничных районах, население которых стремительно уменьшается, а также в какой-то мере помочь преодолеть демографический кризис, который грозит превратиться в одну из острейших проблем для нашего государства. В свете стремительного старения и вымирания населения России возможно усиление проблемы обеспечения безопасности на такой огромной территории, богатой природными ресурсами при стабильно возникающих кризисах мирового масштаба, связанных, в частности, с нефтью и газом.
Уже сейчас необходимы срочные и кардинальные меры по решению проблем, складывающихся в приграничных территориях РФ вследствие «тихой экспансии» жителей сопредельных государств. Огромные пространства, обладающие богатейшими природными ресурсами, продолжают оставаться лакомым куском для ряда соседних стран, население которых в несколько раз превышает число приграничных регионов России. В частности, по оценкам демографов, численность населения на территории от Урала до Сахалина за 15-20 лет может сократиться с 32 до 8—10 млн. человек. Между тем в граничащем с этим регионом Китае с его гигантским населением уже давно ощущается дефицит пригодных для освоения площадей. Китай превращается в супердержаву с огромным промышленным и военным потенциалом, в сферу жизненных интересов которой неизбежно попадут Сибирь и Дальний Восток. Российскому государству необходимо серьезно заняться решением проблемы освоения и заселения этих богатейших ресурсно-сырьевых регионов страны, для чего требуется создать условия, которые привлекли бы сюда людей и, прежде всего - граждан бывшего СССР. Грамотная миграционная политика, вкупе с выделением субсидий на жилье и обустройство, достойная зарплата, опережающее раз-
витие инфраструктуры, налоговые льготы и другие виды государственной поддержки помогли бы наиболее кардинально решить многие проблемы Сибири и Дальнего Востока. В противном случае существует опасность потерять эти российские территории - пока государство довольно вяло реагирует на «ползучую экспансию», население, в частности, дальневосточных и сибирских территорий нашего государства продолжает увеличиваться за счет представителей Поднебесной. Причем, как отмечают эксперты, то в ближайшие годы следует ожидать увеличение китайского криминала в сибирском регионе, богатом сырьевыми ресурсами, причем, несмотря на процветающий бизнес китайских коммерсантов, приток валюты в регион не увеличивается, как и не возрастают налоговые поступления. [15]
Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость разработки и реализации научнообоснованной политики по декриминализации данной сферы, составной частью ее должны быть меры по созданию законодательной базы и организационных предпосылок для совершенствования правоохранительной деятельности в этом направлении.
Представителями различных ведомств предлагаются пути выхода из создавшейся ситуации. В частности, в рамках проведенного в 2004 г. по программе Совета Европы на базе ВСИ МВД РФ научно-практического семинара «Права человека, национальные меньшинства и миграционные процессы» в части регулирования незаконной миграции был предложен комплекс мер, среди которых:
- разработка федерального законодательства, направленного на противодействие нелегальной миграции и теневой занятости иностранных граждан, принятие федеральных законов “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, “Об иммиграции в Российскую Федерацию”;
- осуществление мер по предотвращению нелегального въезда (демаркация и установление всей линии границы, организация эффективного иммиграционного контроля на границах);
- принятие эффективных экономических санкций за нарушение установленных правил пребывания и занятости иностранных граждан на территории Российской Федерации, разработка механизмов депортации нелегалов;
- разработка программ легализации мигрантов.
Кроме того, необходимо интенсифицировать практику рамочных соглашений миграционных служб Российской Федерации и сопредельных стран. Создать на базе двухсторонних соглашений комитеты по решению трансграничных проблем (нелегальная миграция, контрабанда и пр.) Доработать механизм квотирования трудовых мигрантов. Создать службы анализа рынка рабочей силы в регионах, предоставляющие текущие прогнозы и корректирующие планы миграционных служб на первичном и вторичном рынках труда. Создать работоспособную автоматизированную систему учета и контроля над пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации. В кратчайшие сроки завершить формирование общей информаци-
онной службы, которая бы снабжала данными об иммигрантах правоохранительные структуры. Ввести долговременную систему натурализации для иностранных граждан, планирующих принять российское гражданство (служба в Российской армии, получение диплома об образовании российского образца и пр.). Помимо вышеперечисленного в целях регулирования незаконной миграции необходимо изучение и использование зарубежного опыта борьбы в этой области, в том числе новых для России методов, таких, как заключение договоров об экстрадиции с основными странами, поставляющими нелегальных мигрантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2003 г. - Иркутск: Облмашинформ, 2004. - 296 с., С.13.
2. Аналитический отчет о миграционной ситуации в Иркутской области и результатах оперативно-служебной деятельности Управления по делам миграции и паспортновизового управления ГУВД Иркутской области. - Иркутск, 2004, с.2.
3. Артюхов В.Г. Природные ресурсы и судьба страны // Экология и жизнь №3 (26). 2002 С.24.
4. Методические рекомендации по организации деятельности сотрудников органов внутренних дел при проверке законности пребывания на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы и выявлению работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу, Новосибирск, 2004.- с. 3
5. Непомнящих И.В. «О состоянии и мерах борьбы с незаконной миграцией иностранных граждан» //Сборник законодательных, нормативно-правовых и методических материалов. - Иркутск: ВСИ МВД России, 326 с., С.16
6. Новосельцев А.Ю. Преступлении иностранцев в Приморском крае // Предупреждение преступлений, совершаемых иностранными гражданами на территории Приморского края: Материалы НПС. - ВНИИ МВД России, 2003. -108 с., С.90
7. Козырев В.И. Особенности миграционной ситуации в Читинской области // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, №3 (30), 2004, С.80-81
8. Щит и Меч. № 7(925). 2004
9. Данные Управления по делам миграции ГУВД Иркутской области
10. Граница. // АиФ в Бурятии №46, 2004.
11. Собольников В.В. Миграционная преступность как фактор безопасности и контекст формирования концепции ее предупреждения// Вестник Восточно-Сибирского института МВД России, №3 (30), 2004, С.24
12. Журавлев В.Е. Проблемы китайской миграции в Восточно-Сибирском регионе России// Вестник ВосточноСибирского института МВД России, № 3 (30), 2004, С.29
13. Аргументы и факты. № 48, 2002
14. Данные ИЦ ГУВД ИО
15. Преступность, связанная с иностранными гражданами и лицами без гражданства (1992-1996 гг.). Статистический сборник. - М.: ГИЦ. ГУУР МВД РФ. 1996, С.2
16. Кобец П.Н. Противодействие преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России: - Монография.
- М.: ВНИИ МВД России, 2004. - 483 с., С.50
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ