Научная статья на тему 'О чём писал ролан Барт: случай Мину Друэ'

О чём писал ролан Барт: случай Мину Друэ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
442
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНУ ДРУЭ / РОЛАН БАРТ / ПОЭЗИЯ / МИФ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Возняк Александр Сергеевич

В статье анализируется творчество поэтессы Мину Друэ. Известный философ, семиотик, культуролог Ролан Барт, в своей книге «Мифологии», актуализировал тему литературного мифа в статье «Литература в духе Мину Друэ». Речь в ней идёт о 9-летней девочке поэтессе, которая стала известной на всю страну своими «взрослыми» стихами. Р. Барт критикует творчество Мину Друэ, объявляя его лишь буржуазным мифом. Анализируя творчество Мину Друэ, мы с одной стороны опирались на критику Р. Барта, а с другой стороны рассмотрели творчество автора, а не социальный контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О чём писал ролан Барт: случай Мину Друэ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О ЧЁМ ПИСАЛ РОЛАН БАРТ: СЛУЧАЙ МИНУ ДРУЭ

Возняк А. С.

Возняк Александр Сергеевич / Уо^ак Aleksandr 8е^ееу1ек - магистр, кафедра истории и теории мировой культуры, философский факультет, Московский государственный университет им. М. В Ломоносова, г. Пермь

Аннотация: в статье анализируется творчество поэтессы Мину Друэ. Известный философ, семиотик, культуролог Ролан Барт, в своей книге «Мифологии», актуализировал тему литературного мифа в статье «Литература в духе Мину Друэ». Речь в ней идёт о 9-летней девочке поэтессе, которая стала известной на всю страну своими «взрослыми» стихами. Р. Барт критикует творчество Мину Друэ, объявляя его лишь буржуазным мифом. Анализируя творчество Мину Друэ, мы с одной стороны опирались на критику Р. Барта, а с другой стороны рассмотрели творчество автора, а не социальный контекст.

Ключевые слова: Мину Друэ, Ролан Барт, поэзия, миф, детское творчество.

Ролан Барт указывает на то, что «для раскрытия этой тайны применялись стандартные полицейские приёмы (кроме разве что пытки): допросы, изоляция, графологическая экспертиза, психотехника и анализ документов». По мнению Барта буржуазному социуму, окружавшему Мину Друэ было необходимо «как можно научное удостоверить» случай Мину Друэ, т.к. от него зависел «центральный миф буржуазного искусства - миф о безответственности» [1]. Ещё за 50 лет до Мину Друэ, Велимир Хлебников восхищался детскими стихами и сам пытался писать буквально как ребёнок. Но нашей основной задачей является выявление не социальных аспектов мифологизации, а внутритекстовых.

Внутритекстовых [2] аспектов творчества Мину Друэ Ролан Барт почти не касался, он лишь заметил, что «это слащаво-благонравные стихи, целиком основанные на убеждении, что поэзия заключается в одних метафорах, а содержанием ее может быть просто какое-нибудь буржуазно-элегическое чувство». Обратимся к творчеству Мину Друэ, отталкиваясь от характеристики Р. Барта. Одним из основных приёмов Мину Друэ, как нам показалось, является вещественная образность. Например, в стихотворении «Дерево, которое я люблю» или «Я была циферблатом». Остановимся на втором стихотворении подробнее, лирический герой сравнивает себя с циферблатом «чьи стрелки касались мгновения». Актуализируется семантика «мимолётности». Далее в тексте реализуется не связанная логически смысловая последовательность: «стрелки касались мгновенья» - «движение к тому чего нет» -«из того чего нет жизнь рождается во мне». Перед нами художественное описание цикличности времени, жизни. Использование образа циферблата вполне оправдано. Возвращаясь к первому стихотворению «Дерево, которое я люблю» можно говорить о ещё более сложном раскрытии вещественной образности, хотя речь здесь идёт не о вещи, а об объекте природы. В начале стихотворения лирический герой отождествляет дерево с собой, что сразу задаёт определённый тон стихотворения. Всё сказанное насчёт дерева переносится и на говорящего, по принципу зеркала. Далее следует метафорическое описание дерева, то, что Р. Барт назвал «слащаво-благонравным»: «Колчан из ваших живых рук», «прочность ваших зеленых замков», «Эхо печали ветра» т.д. Но есть и нечто выходящее за пределы «слащавой описательности», это упоминание о состояниях дерева «лакированное в свете танцевальных огней» - состояние дерева после обработки, «дерево раздето ещё до зимы в первый раз, когда я на него смотрела» - аутентичное состояние дерева, приближение дерева к материалу. Подобные поэтические детали придают

стихотворению смысловую целостность, хотя обилие метафор действительно отягощает текст. [3] Пример применения чистой описательной метафоры, лишённой всякой смысловой нагрузки приведён в следующем стихотворении «Дом посадили на песках/как сосны на ветру/Дом, который перекликается с песней эха/и морской волной». Для массового читателя способность метафорически воспринимать реальность уже достаточный аргумент, чтобы провозгласить кого-то гением. Образ дерева неоднократно встречается в поэзии Мину Друэ, например, в стихотворении «Дерево, изогнутое неуклюжим ребёнком». Но иногда, натуралистическая образность перерастает в физиологическую, как это происходи в стихотворении «Парижское небо...». Вновь метафорично и используя яркие эпитеты, автор даёт описание неба, но вдруг «которое как в приступе икоты, /плюет нам в лицо/через открытую пасть между рядами домов/сгусток крови/». На фоне стандартной метафорики автора, данный приём производит сильное впечатление на читателя и противопоставлен массовыми представлениями о детстве.

Литература

1. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2010. 351 с. (Философские технологии).

2. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 387-422.

3. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.