Научная статья на тему 'О частоте использовании диалога и монолога в прозе Кенесбая Рахманова'

О частоте использовании диалога и монолога в прозе Кенесбая Рахманова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
писатель / драматург / жанр / диалог / монолог / пьеса / комедия / трагедия / повесть / драматическое произведение / writer / playwright / genre / dialogue / monologue / play / comedy / tragedy / story / drama

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сейтбеков Адильбай Батырбекович

в статье изучаются вопросы использования диалога и монолога в литературном творчестве известного поэта и драматурга К. Рахманова. Большая часть жизненной реальности, определяемой в прозе К. Рахманова, дается в форме диалога героев. В произведениях писателя каждый персонаж выделяется не авторской речью, а собственной, собственным суждением. Таким образом, наблюдая многочисленные персонажи в произведениях писателя, мы можем увидеть, что ставится задача найти определенное идейное содержание. В прозе диалог является ключевым компонентом, определяющим мастерство писателя. Диалог представляет собой метод, формирующий образ героев, способствующий сюжетному развитию, придающий конфликтам достоверность и естественность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FREQUENCY OF USING DIALOGUE AND MONOLOGUES IN THE PRESENCE OF KENESBAY RAKHMANOV

the article examines the use of dialogue and monologue in the literary works of the famous poet and playwright K. Rakhmanov. Most of the life reality defined in K. Rakhmanov’s prose is given in the form of a dialogue of heroes. In the writer's works, each character is distinguished not by the author's speech, but by his own, own judgment. Thus, observing numerous characters in the writer's works, we can see that the task is to find a certain ideological content. In prose, dialogue is a key component that determines the skill of the writer. Dialogue is a method that forms the image of the characters, which contributes to the plot development, which gives conflicts confidence and naturalness

Текст научной работы на тему «О частоте использовании диалога и монолога в прозе Кенесбая Рахманова»

ON THE FREQUENCY OF USING DIALOGUE AND MONOLOGUES IN THE PRESENCE OF KENESBAY RAKHMANOV Seytbekov A.B. (Republic of Uzbekistan) Email: Seytbekov557@scientifictext.ru

Seytbekov Adilbay Batirbekovich - Applicant, DEPARTMENT OF KARAKALPAK LITERATURE, FACULTY OF PHILOLOGY, NUKUS STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER AZHINIYAZ, NUKUS, REPUBLIC OF KARAKALPAKSTAN

Abstract: the article examines the use of dialogue and monologue in the literary works of the famous poet and playwright K. Rakhmanov. Most of the life reality defined in K. Rakhmanov's prose is given in the form of a dialogue of heroes. In the writer's works, each character is distinguished not by the author's speech, but by his own, own judgment. Thus, observing numerous characters in the writer's works, we can see that the task is to find a certain ideological content. In prose, dialogue is a key component that determines the skill of the writer. Dialogue is a method that forms the image of the characters, which contributes to the plot development, which gives conflicts confidence and naturalness.

Keywords: writer, playwright, genre, dialogue, monologue, play, comedy, tragedy, story, drama.

О ЧАСТОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДИАЛОГА И МОНОЛОГА В ПРОЗЕ

КЕНЕСБАЯ РАХМАНОВА Сейтбеков А.Б. (Республика Узбекистан)

Сейтбеков Адильбай Батырбекович - соискатель, кафедра каракалпакской литературы, филологический факультет, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Каракалпакстан

Аннотация: в статье изучаются вопросы использования диалога и монолога в литературном творчестве известного поэта и драматурга К. Рахманова. Большая часть жизненной реальности, определяемой в прозе К. Рахманова, дается в форме диалога героев. В произведениях писателя каждый персонаж выделяется не авторской речью, а собственной, собственным суждением. Таким образом, наблюдая многочисленные персонажи в произведениях писателя, мы можем увидеть, что ставится задача найти определенное идейное содержание. В прозе диалог является ключевым компонентом, определяющим мастерство писателя. Диалог представляет собой метод, формирующий образ героев, способствующий сюжетному развитию, придающий конфликтам достоверность и естественность.

Ключевые слова: писатель, драматург, жанр, диалог, монолог, пьеса, комедия, трагедия, повесть, драматическое произведение.

Взаимоотношения между людьми складываются и развиваются посредством слова. В реальной жизни язык человека, специфика его речи имеют большое значение для вынесения определенных выводов о его образе жизни, культуре, сознании, духовном состоянии. В соответствии с ним образы речей героев художественных произведений также имеют разнообразные, вместе с тем и своеобразные особенности, играют ведущую роль в формировании их в качестве какого -нибудь конкретного образа. Писатели уделяют особое внимание освещению особенностей речи героев через беседы, диалоги и монологи, состоящих из коротких и конкретных предложений, совершенствованию характерных черт героя.

Значит, писатели через речь персонажей раскрывают их своеобразие, духовный мир, образ жизни, стороны, соответствующие определенным условиям.

75

В прозе диалог является ключевым компонентом, определяющим мастерство писателя. Диалог представляет из себя метод, формирующий образ героев, способствующий сюжетному развитию, придающий конфликтам достоверность и естественность.

Русский писатель А.С. Макаренко говорил: «Диалог - одна из сложных частей прозы. В жизни необходимо хорошо знать диалог. Интересный диалог нельзя выдумать...

Диалог должен быть действенным, должен не только показывать духовную сущность человека, но и раскрыть его характер» [1. 165].

Переговоры, разговор между собой персонажей в художественных произведениях называются - диалог. Драматические произведения целиком состоят из диалогов. И в эпических произведениях диалог занимает значительное место. В лирико-эпических, особенно в лирических произведениях диалог используется мало. Языку лирики во много свойствен монолог.

В художественном произведении речь персонажа в отношении других называется монологом. Существуют различные формы монолога. Если он подается в виде прямого обращения персонажа к другим, то он является открытой формой монолога. Монологи могут подаваться и в форме внутреннего голоса, разговора с самим собой. Он считается закрытым монологом [2. 119-120].

«Диалоги и монологи имеют общие особенности. Она речевая структура, показывающая и подтверждающая субъективность, свое «авторское право» (личное и общественное), или говоря иначе, слышимый человеческий голос, нейтральный по своей эмоциональности, но коренным образом отличается от документов, инструкций, научных формул, приближенных к единице речи» [3. 196].

Как нам известно, образы в произведениях применяются в качестве движущей силы. То есть, основной сюжет художественных произведений мы понимаем через образы. Каждый герой, участвующий в произведении, имеет свою роль. Будь он главным героем произведения или героем второго плана, каждый из них занимает определенно место в процессе создания произведения. Писатель передает каждому герою произведения определенный степени вес того периода, того общества. Они свою художественную мысль передают через развитие образов, богатую иллюстрацию этих образов, значимые слова и действия.

Большая часть жизненной реальности, определяемой в прозе К. Рахманова, дается в форме диалога героев. В произведениях писателя каждый персонаж выделяется не авторской речью, а собственной, собственным суждением. Таким образом, наблюдая многочисленные персонажи в произведениях писателя, мы можем увидеть, что ставится задача найти определенное идейное содержание через конфликты между ними.

Фактором, присущим писательскому стилю К. Рахманова, является то, что подавляющее большинство его произведений идет от первого лица, то есть подается в виде монолога. Повествуемые в них события от начала до конца излагаются языком главного героя. Такой способ позволяет писателю убедительно излагать внутренние чувства, мысли главного героя, его отношения к событиям и людям.

Повесть писателя «Айралык косыгы» ("Песнь разлуки») начинается диалогом между главным героем Курбаниязом и женщинами, работающими вместе с ним в радиовещательном комитете.

Проведенный ниже короткий диалог служит толчком к изложению событий целого произведения, Курбанияз раскрывает содержание произведения в форме монолога о воспоминаниях своего прошлого.

А также этот диалог служит не только инструментом для обмена мнениями героев, но и основной линией для сюжетного развития произведения.

Одной из оживляющих деталей повести «Айралык косыгы» является тоскливая песня в исполнении Алтынай. В монологе Курбанияза характеризуется таким образом: «Она жизненная песня моей супруги. В ней сконцентрирована молодость трех людей. Музыка к ней написала чистая, как капля источника, первая любовь, превратила в песню глубокая, как море, тоска, придал голос мечтательная надежда в глазах, устремленных вдаль.» [4. 263].

76

В повести наряду с диалогами широко используются и монологи. Внутренние терзания героев, связанных с различными обстоятельствами, мастерски изложены от лица героев.

Образ одной из героинь повести Алтынай представлен в качестве человечного, преданного, великодушного лица. Она остается преданной своей первой любви Дауирхану, сохранив его песни, посвященные ей, фотографии.

«Прошли годы... Еще пройдут годы, но свою любовь я посвятила одному человеку. В минуты одиночества, тяжелой тоски, меня лечит песнь о разлуке. «Придешь ли ты?» -говорю я бессонными ночами.

«Умоляю, приди!» - воплю в предрассветные часы.

Теперь вы, понимаете, Курбанияз ага, почему я не пою свою песню перед людьми.» Повесть «Айралык косыгы» притягивает читателя именно короткими и впечатляющими диалогами, монологами, полнее раскрывающими духовный мир героев. В отдельных моментах взаимные диалоги героев тесно переплетаются с их монологами, богато освещая их образы.

Список литературы /References

1. МакаренкоА.С. Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1951.

2. Худойбердиев Э. Введение в литературоведение. Ташкент, 2003.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2008.

4. Рахманов К. Последствие. Нукус: Каракалпакстан, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.