Финансирование инновационных
проектов
о бюджетном финансировании научно-технологического комплекса
россии*
А.Н. ТЮРИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского государственного торгово-экономического университета
Анализ результатов реализации федеральных целевых программ показывает, что программно-целевой подход к финансированию науки и технологий требует существенного совершенствования. Так, в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации 30.03.2002 № Пр-577, внесены уточнения и дополнения в действующие федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 — 2006 гг.; «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 гг.», «Национальная технологическая база на 2002 — 2006 гг.», «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)», связанные с уменьшением их финансирования. Кроме того, не получили финансирования в полном объеме инвестиционные целевые программы, предусмотренные федеральными бюджетами прошлых лет, такие как «Разработка и применение технологий двойного назначения», «Спецхимия», «Национальная технологическая база», «Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации («Руда»), «Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности» и др. При общем уровне индексации расходной части бюджета 2003 г. в 1,21 раза реально проиндексированы расходы по ряду важнейших федеральных целевых программ в значительно меньших объемах. Так, расходы по федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с болезнями социального характера» проиндексированы в 1,12
* Окончание. Начало см. в № 5 (209), 2006.
раза; «Электронная Россия» — в 1,13 раза; «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» — в 1,12 раза.
Проводится сокращение первоначально запланированных объемов финансирования федеральных целевых программ. Например, в 2003 г. на программу «Ядерная и радиационная безопасность России» была выделена сумма, составляющая 34 % плана, а на программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» — 89,2 % от первоначально запланированной суммы финансирования.
К числу федеральных целевых программ, реализуемых на недостаточном уровне, относится программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 гг.». Регулирование процесса интеграции науки и высшего образования на основе использования программно-целевого метода было начато в 1997 г., когда начала осуществляться федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 — 2000 гг.» (государственные заказчики — Министерство образования РФ и Российская академия наук). Несмотря на исключительную значимость программы и ее определенные позитивные результаты, задачи укрепления и развития взаимодействия научных учреждений и высших учебных заведений были реализованы неполно, прежде всего вследствие неудовлетворительного ее финансирования. Из предусмотренных 3,2 млрд руб. фактически было выделено 1,21 млрд руб., т. е. 40,2 %, что привело к значительному сокращению программных мероприятий — с 29 до 7, к нарушению их комплексного характера.
Таблица 3
Финансирование федеральных целевых программ, направленных на развитие основных высокотехнологичных отраслей
промышленности (в млн руб.) в 2003 г.
Целевая программа Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе Фактические поступления средств Фактически использовано средств Вложения в основные фонды Расходы на НИОКР
Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники 2 194,3 (2 194,3) 2 612,4 (2 194,3) 2609,6 (2 194,2) 184,1 (184,1) 2 425,5 (2 010,1)
Национальная технологическая база 2 240,3 (1 507,3) 2 202,0 (1 507,3) 2 262,9 (1 507,3) 303,6 (297,3) 1 959,3 (1 210,0)
Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса 5 442,0 (2499,2) 3 094,4 (2 497,9) 3 898,0 (2 494,3) 2359,3 (1 689,3) 976,1 (555,0)
Развитие гражданской авиационной техники России 10 034,0 (3 100,0) 3 100 (3 100) 3 100 (3 100) 118,0 (118,0) 2 982,0 (2 982,0)
«Федеральная космическая программа» 9 937,5 (9 937,5) 9 937,5 (9 937,5) 9 588,9 (9 588,9) 102,5 (102,5) 7 766,4 (7 766,4)
«Электронная Россия» 1 497,7 (1 423,0) 1 487,8 (1 411,7) 1 482,1 (1 406,0) 539,4 (538,0) 120,1 (119,0)
Источник: Россия: экономическая конъюнктура: Информ. — аналит. сб. Вып. 1. // Центр эконом. конъюнктуры, 2004, с. 66.
В сентябре 2001 г. в целях дальнейшего развития интеграции науки и высшего образования была принята новая федеральная целевая программа интеграции науки и высшего образования на
2002 — 2006 гг. Финансовое обеспечение программы определяется в размере 37,6 % объема финансирования, который был принят для реализации программы 1997 — 2001 г. (без учета инфляции). В
2003 г. на реализацию программы было выделено всего 219,5 млн руб.
Результаты бюджетного финансирования федеральных инновационных программ в 2003 г. представлены в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что при недостаточном совокупном финансировании приоритетных высокотехнологических программ в 2003 г. его основу составляло бюджетное финансирование. Такие целевые программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», «Федеральная космическая программа», были целиком профинансированы за счет бюджетных средств. Хотя совокупные ассигнования на реализацию программы «Развитие гражданской авиационной техники России» в 2003 г. составляли 10 034,0 млн руб., фактически она была профинансирована только на сумму в размере 3 100,0 млн руб., выделенную из федерального бюджета. При реализации таких программ, как «Федеральная космическая программа», «Электронная Россия», были использованы не все денежные
* Рассчитано по: Федеральный закон «О федеральном бюджете на2002г.», Федеральный закон «О федеральном бюджете на2003 г», Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 г».
средства, выделенные в 2003 г. на их осуществление из федерального бюджета. В структуре средств, направленных на финансирование приоритетных программ, преобладали затраты на НИОКР, лишь реализация двух программ — «Электронная Россия» и «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» — потребовала крупных вложений в основные фонды.
Изучение динамики изменения структуры целевых расходов федерального бюджета на реализацию крупнейших инвестиционных программ показывает, что на протяжении ряда последних лет сохранялась тенденция, связанная с преобладанием финансирования НИОКР, а не капитальных вложений в строительство объектов, необходимых для реализации программ. В частности, по программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 гг. и на период до 2015 г.» расходы на НИОКР составили: в 2002 г. — 95,7 %, в 2003 г. — 96,2 %, в 2004 г. — 96,7 %, в то время как расходы на капитальное строительство составили 4,3; 3,8; 3,3 % соответственно; по федеральной инвестиционной программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002 — 2006 гг.» затраты на НИОКР составили: в
2002 г. — 90,1 %, в 2003 г. — 91,2 %, в 2004 г. — 91,4 %, а затраты на капстроительство — соответственно 9,9; 9,2; 8,1 %; по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» расходы на НИОКР составили: 68,5 % — в 2002 г., 80,3 % — в
2003 г., 79,6 % — в 2004 г., в то время как затраты на капитальное строительство составили в те же годы соответственно 31,5; 19,7; 16,4 %*.
В федеральном бюджете 2005 г. на фундаментальные исследования, финансируемые по разд. 1 «Общегосударственные вопросы», выделено 29 008,25 млн руб.; на прикладные научные исследования по разд. 4 «Национальная экономика» — 35 650,16 млн руб., на строительство объектов для нужд высокотехнологичных программ — 1 214,46 млн руб. Таким образом, в бюджете 2005 г. инновационные расходы планируется довести до 0,39 % ВВП, что превосходит уровень финансирования науки и технологий за предыдущие годы. При этом преобладающей статьей финансирования является вложение денежных средств в федеральные целевые программы. Объемы бюджетного финансирования крупнейших высокотехнологичных программ приведены в табл. 4.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в 2005 г. продолжали иметь место диспропорции в объемах финансирования НИОКР и капитальных вложений при реализации федеральных инвестиционных программ, связанные с преобладанием финансирования научных исследований и разработок над финансированием затрат на капитальное строительство.
Вместе с тем бюджетное финансирование инновационной деятельности в 2005 г. не было дополнено мероприятиями по предоставлению гарантий для корпоративных инвесторов, а также организации государственных фондов страхования инвесторов, с тем чтобы увеличить инвестиционные возможности реализации федеральных инвестиционных программ, расширить круг участников инвестиционной деятельности.
Важную роль в распределении средств федерального бюджета в последние годы приобретают
бюджетные фонды НИОКР, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный гуманитарный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, важной задачей государственной инвестиционной политики инновационного развития должно стать финансирование деятельности государственных научных центров России, являющихся генераторами развития в стране науки и технологий.
Финансовая поддержка научных исследований за счет средств специальных фондов, аккумулирующих в общей сложности 8,5 % расходов федерального бюджета на гражданскую науку, осуществляется на конкурсной основе с использованием научной экспертизы. Определяющими критериями деятельности фондов являются научная перспективность проектов, их значимость для социально-экономического и культурного развития страны. Создание фондов позволило возобновить индивидуальные и коллективные исследования, что особо важно для развития гуманитарных наук, где исследовательский процесс осуществляется зачастую небольшими коллективами. При создании, и формировании фондов, финансирующих развитие науки в России, использовался мировой опыт, который показывает, что их формирование в ряде стран мира явилось эффективном инструментом сохранения и развития национального научного потенциала государства.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был образован в 1992 г. Его главной задачей является содействие развитию фундаментальных научных исследований и повы-
Таблица 4
Объемы бюджетного финансирования крупнейших высокотехнологичных программ российской Федерации в 2005 г. по разделу «национальная экономика», млн руб.
№ п/п Программа Расходы на ниокр Расходы на капстроительство Итого
1 Федеральная космическая программа России на 2001-2005 гг. 14 116,27 1 214,46 15 330,73
2 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» 7 148,1 7 148,1
3 Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг.» 5 560,0 1 305,6 6 865,6
4 Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» 1 410,00 474,00 1 884,0
5 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 135,00 1 554,50 1 689,50
6 Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 гг. и на перспективу до 2010 г.» 68,00 1 193,00 1 261,00
7 Федеральная целевая программа «Мировой океан» 176,28 17,5 193,78
Источник: Федеральный бюджет на 2005 г.
шение научной квалификации ученых. В этих целях фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства РФФИ формируются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических и физических лиц), иных источников денежных средств; ежегодно составляется смета фонда.
За период с 1993 по 2002 г., т. е. за 10 лет деятельности, в РФФИ поступило заявок на финансирование в количестве 116 тыс. единиц; получили финансовую поддержку 32,8 тыс. проектов; количество научных организаций, в которых работают участники конкурса, составило 1 500.
В последние годы на все формы финансовой поддержки за счет средств РФФИ выделялось: в 2002 г. — 1 734,4 млн руб.; в 2003 г. — 1 963,77; в 2004 г. — 2 386,6 млн руб. Финансирование по видам деятельности РФФИ в 2004 г. увеличилось в сравнении с 2003 г. на 422, 8 млн руб. и составило 2 386,6 млн руб., в том числе на инициативные научные проекты и прочие конкурсы фонда — 1 773,0 млн руб; инициативные научные проекты в рамках региональных конкурсов — 72,0 млн руб.; информационные, вычислительные, телекоммуникационные ресурсы — 133, 478 млн руб; программу «Научная электронная библиотека» — 175,0 млн руб.; программу экстренной поддержки научной деятельности — 63,6 млн руб.; инновационно ориентированные фундаментальные исследования — 84,4 млн руб.; расходы по содержанию аппарата — 55, 122 млн руб.; расходы на оплату экспертизы — 30 млн руб.*
В среднем ежегодно на одну научную организацию приходится от 4 до 12 научных проектов, при этом финансирование в основном получают академические институты. Благодаря деятельности РФФИ финансовую поддержку ежегодно имеют около 50 тыс. ученых, к участию в подготовке научных проектов привлечены более 3 тыс. аспирантов и студентов. Из 840 академиков, работающих в государственных академиях, 580 являются руководителями проектов, финансируемых РФФИ.
* www. гй>г. ги. /ёеМ! ёос. id.
**www. kid-2003.naгоd. ги/Мех31.Ь1т1.
*** www. г&. ги/гевЬ-29-1-2003.а8р.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), созданный в 1994 г., осуществляет финансирование фундаментальных исследований в области гуманитарных наук на конкурсной основе. Бюро совета фонда распределяет средства по направлениям гуманитарных наук пропорционально числу заявок по каждому виду конкурса. В 2004 г. максимальная сумма финансирования по индивидуальным исследовательским проектам составила 0,09 млн руб.; по коллективным научным исследованиям — 0,250 млн руб.**
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданный в Российской Федерации постановлением Правительства от 03.02.1994 № 65 в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности малых фирм, оказывает финансовую поддержку малого инновационного предпринимательства, участвующего в реализации федеральных, региональных программ и высокоэффективных проектов.
Доля фонда в финансировании расходов федерального бюджета на НИОКР первоначально была установлена на уровне 0,5 %, а затем была доведена до 1,5 %. Фонд финансирует создание малых наукоемких фирм, венчурных фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и т. д. Финансовая помощь малым инновационным предприятиям предоставляется как на возмездной, так и безвозмездной основе, на конкурсной основе при прохождении соответствующей научно-технической и экономической экспертизы. Фонд имеет право выступать в качестве залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам юридических и физических лиц, в частности при получении ими кредитов в коммерческих банках для осуществления инновационных проектов; финансировать мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере. Важная роль в механизме поддержки инновационного предпринимательства отводится финансированию научных исследований, проведению научно-практических конференций, симпозиумов, выставок и других мероприятий, направленных на дальнейшее развитие малых предприятий в сфере науки и технологий, на распространение опыта разработки инновационных проектов, создание конкурентоспособных образцов техники, оборудования, прогрессивных технологий***.
Фонд принимает участие в финансировании малых инновационных фирм, работающих в различных отраслях экономики Российской Федерации.
Так, например, в 1997 г. фонд профинансировал реализацию более 200 инновационных проектов малого бизнеса в сфере машиностроения, экологии, приборостроения, информатики, энергетики, связи, медицины, электроники и т. д. Благодаря его финансовой поддержке отдельные инновационные структуры сумели стать крупными производителями программных продуктов, стоматологических препаратов и техники, лазерных медицинских аппаратов, электрохирургических инструментов, ветеринарных препаратов, научных приборов, приборов охранной пожарной сигнализации и т. д., не уступающих лучшим зарубежным аналогам по основным потребительским параметрам и дизайну.
Среди малых предприятий, получающих финансовую поддержку бюджетного фонда, следует отметить компанию «Прибор», которая специализируется в разработке и производстве средств контроля выброса вредных веществ в воздух на основе использования сухих индикаторных лент и спектрофотометрического считывания. Разработанный предприятием универсальный переносной газоанализатор «ГАНК», который осуществляет контроль содержания более 70 вредных веществ в воздухе, был награжден дипломом 1-й степени международной выставки-ярмарки «Экология Сибири-95» и золотой медалью ВВЦ-95.
Финансовую поддержку фонда использует также предприятие «Прогрессивные химические технологии», которое специализируется на внедрении научных исследований и разработок в производство. Среди важнейших инновационных проектов фирмы — разработка технологий локальной очистки воды и производство препаратов двойного действия, обеспечивающих очистку и обеззараживание воды до уровня требований к питьевой воде, Кроме того, фирма освоила ряд разработок для организации производства некоторых химических веществ для электронного и лазерного приборостроения, медицины.
Фонд оказывает финансовую поддержку предприятию «Информтехсервис», основанному в 1994 г, осуществляющему производство, поставку, обслуживание различных систем телетекста и спецоборудования на общедоступных каналах телевидения и кабельных телевизионных сетях. На базе ТТЦ «Останкино» развернута информационная вещательная система, использующая канальные емкости канала телевещания и позволяющая передавать текстовую
* Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. — М.: Инфра-М, 1997, с. 85.
и цифровую информацию по всей территории Российской Федерации, странам СНГ и мира*.
Другим важным направлением бюджетного финансирования науки и технологий является финансирование деятельности государственных научных центров (ГНЦ).
Постановлением Правительства РФ о присвоении статуса «государственный научный центр» утверждаются положения об условиях государственного обеспечения каждого центра и его функциях по выполнению программ фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых за счет федерального бюджета. Данный статус предусматривает особую форму комплексной государственной поддержки ведущих научных организаций, направленной на сохранение научного потенциала России. Это прежде всего ассигнования из федерального бюджета на финансирование программ деятельности центров, включая инвестиции и в сохранение и развитие материально-технической базы. Деятельность каждого центра связана с разработкой, как правило, нескольких приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий федерального уровня.
В настоящее время статус государственного научного центра имеют 58 исследовательских организаций, из них 48 государственных унитарных предприятий, 8 федеральных государственных учреждений, 2 акционерных общества открытого типа. Государственные научные центры созданы во всех важнейших наукоемких отраслях промышленности (металлургии, машиностроении, медицинской промышленности и др.). Они относятся к 15 министерствам и ведомствам, работают по всем приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации. В их состав входят более 30 научных школ и около 70 базовых образовательных кафедр, получено 872 патента, выпущено более 7 500 публикаций, монографий и научных сборников. Среднегодовая численность работающих — 79 327 человек, из них 132 академика и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус, 1 761 докторов наук, 7 996 кандидатов наук, а также 1 445 аспирантов и соискателей. Среднегодовая стоимость основных фондов — 35 333,756 млн руб. (в состав основных фондов включены уникальные исследовательские установки, испытательное оборудование. Общий объем выполненных исследований и разработок за счет различных источников финансирования
составляет 19 851,670 млн руб., включая 1 049,700 млн руб. целевой государственной поддержки в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»*.
Целью создания сети государственных научных центров явилось максимально возможное предотвращение разрушения уникальных опытно-экспериментальных баз, которыми располагали наиболее крупные научно-исследовательские институты отраслей науки, сохранение научно-технического потенциала страны, развитие приоритетных направлений науки и техники, а также активизация инновационной деятельности.
Основными направлениями деятельности ГНЦ являются:
• проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в областях, связанных с реализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий федерального уровня;
• участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;
• участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными, межведомственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;
• подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров.
В рамках направлений деятельности государственных научных центров на них также возложены следующие задачи:
• разработка среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогноза по определенным направлениям;
• подготовка докладов правительству о состоянии и перспективах научно-технического и инновационного развития соответствующих секторов экономики, а также предложения о необходимых действиях со стороны государственных органов управления;
• создание информационных ресурсов и обеспечение функционирования баз данных научно-технической и патентной информации по направлениям науки и техники;
*Остапюк С., Куприхин В., Кундина Н., Кононов В. Государственные научные центры // «Экономист», 2004, № 3, с. 70.
• проведение работ по техническому регулированию, стандартизации и сертификации в научно-технологических сферах деятельности.
Исследования ГНЦ ориентированы на разработку и реализацию крупномасштабных проектов, результатом выполнения которых является создание технологических нововведений, особенно по тем направлениям, где имеются научно-технологические заделы, не уступающие мировому уровню. Многие наукоемкие разработки ГНЦ за период 1999-2001 гг., имеющие общегосударственное значение, отмечены премиями правительства (30 работ), государственными премиями Российской Федерации (11 работ).
Финансирование ГНЦ в 2003 г. осуществлялось на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов в рамках финансирования по программе бюджетной поддержки государственных научных центров.
Анализ организации бюджетного финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации показывает, что оно осуществляется зачастую селективно, выборочно, без разработки долговременной стратегии финансирования инновационных проектов и программ.
Бюджетные средства рассредоточиваются по нескольким фондам, не осуществляющим координации деятельности; по ряду инновационных проектов и программ; по министерствам и ведомствам, продвигающим в целях получения бюджетного финансирования собственные проекты и программы. До настоящего времени научные фонды должным образом не участвуют в реализации федеральных целевых программ. Расходы по разделу федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» осуществляются в большой мере без координации финансирования НИОКР на основе инвестиционной стратегии инновационного развития страны, отсутствует комплексный подход в финансировании научных исследований, а также инновационных проектов и программ. Так, например, Российский фонд фундаментальных исследований осуществляет финансирование научных исследований крупных научных организаций, однако главная проблема, связанная с доведением проекта до производства и коммерциализации инновации, остается нерешенной вследствие отсутствия финансирования на последующих этапах инновационной деятельности. В течение всего периода формирования и реализации федеральных целевых программ не устанавливались и не контролировались показатели эффективности.
Научные фонды получают бюджетное финансирование для проведения конкурсов не по значимости проводимых НИОКР, а по количеству проектов или программ в расчете на отрасль науки.
Необходим государственный контроль за деятельностью бюджетных научных фондов в сфере планирования, финансирования и реализации значимых для страны исследований и разработок, поскольку имеются случаи совпадения научной тематики, финансируемой как российскими бюджетными научными фондами, так и зарубежными заказчиками, в чьих интересах и проводились НИОКР.
По нашему мнению, следует изменить подходы к бюджетному финансированию фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок в Российской Федерации, с тем чтобы они были доведены до практического воплощения в инновацию. В этих целях, в первую очередь, следует увеличить объемы бюджетного финансирования научно-технологичной сферы. Одним из таких источников может быть стабилизационный фонд федерального бюджета, формируемый на основе бюджетного профицита. В настоящее время объем накопленных денежных ресурсов фонда составляет около 2 трлн руб. На основе принятого решения о расходовании ресурсов стабилизационного фонда по достижении ими суммы в 500 млрд руб. считаем возможным направить их в сферу развития науки и технологий Российской Федерации, в частности для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности государственных научных центров.
Необходимо совершенствование бюджетной системы поддержки науки и технологий в стране, в частности путем повышения эффективности организации форм государственного финансирования и проведения контроля за целевым использованием денежных ресурсов, с одновременным стимулированием использования внебюджетных денежных ресурсов.
Представляется, что назрела необходимость совершенствования форм взаимодействия между государством, промышленностью и научными организациям, к которым относятся государственный заказ, кооперативный договор, грант. Они эффективно применяются во всем мире в целях объединения усилий всех участников инновационного процесса, а также трансферта технологий.
Например, государственный контракт применяется в тех случаях, когда результаты НИОКР приносят непосредственную пользу государству, при этом не исключается возможность передачи инновации третьей стороне. Заключение такого контракта осуществляется на основе результатов конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать выполнение работ и корректировать их.
Кооперативное соглашение является инструментом поддержки НИОКР и сотрудничества между государством, корпоративным и научным секторами, повышения эффективности инновационных работ между участниками научно-технологического процесса, определения форм совместного инвестирования и использования полученного результата. Активно используется в США, Японии, Германии, Франции и т. д.
Следующей формой взаимодействия государства, промышленности и научных организаций является предоставление грантов, которое заключается в стимулировании государством или корпоративным сектором научных исследований и разработок посредством денежных выплат, предоставления необходимого материально-технического обеспечения и т. д. При этом до окончания выполнения работ по гранту заказчик не имеет права контроля и вмешательства в НИОКР. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант часто используется государством в целях поддержки исследований и разработок в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственной выгоды в ближайшем будущем. Фактически эту форму используют такие бюджетные фонды, как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы.
На наш взгляд, расширение сферы государственного заказа, использование государственного контракта, кооперативных договоров, грантов в научно-технологической сфере деятельности будут способствовать укреплению сотрудничества между государством, корпоративным и научным секторами, обеспечению объемов финансирования НИОКР, повышению контроля за качеством работ и целевым использованием денежных ресурсов. Кроме того, такие формы финансирования науки и технологий будут способствовать привлечению в больших объемах внебюджетных источников финансирования, объединению инвестиционных
возможностей многих субъектов инвестиционной деятельности, а также обеспечивать стимулирование доведения НИОКР до конечного результата инновационной деятельности в виде инновации.
В связи с этим представляется целесообразным объединение средств бюджетных фондов в один, например фонд развития науки и технологий, главной целью которого должно стать обеспечение преемственности финансирования НИОКР на всех стадиях реализации инновационных проектов и программ для получения конечного результата в виде инновации.
Недостаточны объемы бюджетного финансирования государственных научных центров. С учетом того, что собственные средства ГНЦ и средства внебюджетных фондов ограничены, необходимо повысить доступность заемных и привлеченных средств для тех государственных научных фондов, которые разрабатывают и реализуют наукоемкие инновационные проекты путем создания в рамках научно-технологической инфраструктуры венчурных фондов для финансирования долгосрочных инновационных проектов и программ. Деятельность ГНЦ сдерживается вследствие изношенности основных фондов, неразвитости инновационной инфраструктуры, наличия многочисленных рисков вложений денежных ресурсов.
Повышение эффективности использования значительного научно-технического потенциала и большой опытно-экспериментальной базы ГНЦ должно быть связано с расширением сферы применения результатов их исследований и разработок, а также вовлечением продуктов их интеллектуального труда в хозяйственный оборот в реальном секторе экономики. В связи с тем, что они проводят фундаментальные и поисковые исследования, которые имеют, как правило, длительные сроки окупаемости, им необходима государственная поддержка на всех стадиях инновационного цикла, в частности в форме участия в системе страховании рисков их научно-технологической деятельности.
При подготовке федеральных бюджетов, включающих финансирование научно-технологического комплекса, особо важным, на наш взгляд, является установление государственных приоритетов, направлений развития научно-технологического комплекса, что проявляется в форме финансирования, определении структуры затрат, наименовании разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов.
*National Science Foundation: Analytical Perspectives. — 2004.
Так, например, в США помимо традиционного федерального бюджета исследований и развития (R&D budget), введенного в 1949 г., который в 2003 г. составил 111,8 млрд дол., с середины 1990-х гг. по настоянию научного сообщества страны стал формироваться и федеральный бюджет науки и технологий (FS&T burget), который в том же году насчитывал 57,0 млрд дол. В отличие от бюджета исследований и развития, который включает затраты федерального правительства на проведение фундаментальных и прикладных исследований; развитие; оснащение приборами и оборудованием; приобретение земельных участков; строительство материально-технических объектов, в том числе зданий и сооружений, других внеоборотных фондов, бюджет науки и технологий концентрируется на финансировании всех этапов создания новых знаний и разработке критических технологий. Как правило, из FS&T-бюджета финансируются почти все федеральные базовые исследования, около 80 % федеральных прикладных исследований и около половины федеральных разработок в области гражданской промышленности. В то же время в бюджет могут быть включены объекты финансирования, не получающие денежных средств из федерального бюджета исследований и развития*.
В федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 г. к разд. 1 «Общегосударственные вопросы» отнесены все фундаментальные исследования, в том числе осуществляемые государственными научными академиями, государственными научными центрами, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, а также часть прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов. Прикладные научные исследования, распределенные по соответствующим разделам функциональной классификации, а также капитальное строительство для нужд целевых федеральных программ финансируются по другим разделам, в том числе «Национальная экономика», «Национальная безопасность» и др. Поэтому остается не вполне понятным, какие критерии являлись приоритетными при определении направленности федеральных программ развития и отнесении статей расходов к определенным разделам функциональной классификации. Кроме того, поскольку фундаментальные, прикладные исследования и капитальное строительство по соответствующим программам финансируются по различным разделам или подразделам федерального бюджета, нарушается преемственность финансирования реализации высокотехнологичной программы
в целом при проведении отдельных конкурсов для различных групп инвестиционных проектов. Поэтому важной проблемой становится выбор формы бюджетного финансирования инновационной деятельности.
В целях совершенствования государственного финансирования научно-технологического сектора Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь необходимо:
• обеспечить инвестиционную деятельность в сфере науки и технологий совершенной законодательно-нормативной базой;
• разработать государственную инвестиционную стратегию инновационного развития;
• обеспечить увеличение объемов бюджетных ассигнований на науку и технологии путем законодательного закрепления стабилизационного фонда в качестве источника денежных ресурсов с установлением лимитов их финансирования;
повысить контроль за целевым использованием бюджетных средств за счет формирования фонда развития науки и технологий, финансируемого из федерального бюджета и реализующего преемственность финансирования на всех стадиях инновационного процесса; обеспечить единый государственный подход к оценке, отбору и финансированию инвестиционных проектов и программ на инновационной основе;
создавать механизмы комплексного финансирования федеральных целевых программ в высокотехнологичной сфере путем развития кредитной системы страны, в частности рынка ценных бумаг; системы государственных гарантий, страховых фондов и т. д. в целях вовлечения в инвестиционный процесс денежных ресурсов корпоративных инвесторов, в том числе кредитных организаций, а также физических лиц.
Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 e-mail: [email protected]
v J