Бюджетная политика
О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО комплекса
РОССИИ*
А. Н. ТЮРИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Российского государственного торгово-экономического университета
Анализ результатов реализации федеральных целевых программ показывает, что программно-целевой подход к финансированию науки и технологий требует существенного совершенствования. Так, в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации 30.03.2002 № Пр-577, внесены уточнения и дополнения в действующие федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002 — 2006 гг.; «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 гг.», «Национальная технологическая база на 2002 — 2006 гг.», «Электронная Россия (2002 — 2010 гг.)», связанные с уменьшением их финансирования. Кроме того, не получили финансирования в полном объеме инвестиционные целевые программы, предусмотренные федеральными бюджетами прошлых лет, такие как «Разработка и применение технологий двойного назначения», «Спецхимия», «Национальная технологическая база», «Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации («Руда»), «Развитие новых направлений биотехнологии и обеспечение биологической безопасности» и др. При общем уровне индексации расходной части бюджета 2003 г. в 1,21 раза реально проиндексированы расходы по ряду важнейших федеральных целевых программ в значительно меньших объемах. Так, расходы по федеральной целевой программе «Предупреждение и борьба с болезнями социального характера» проиндексированы в 1,12 раза; «Электронная Россия» — в 1,13 раза; «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» — в 1,12 раза.
* Окончание. Начало см. в журнале БИНО № 4 (148), 2006.
Проводится сокращение первоначально запланированных объемов финансирования федеральных целевых программ. Например, в 2003 г. на программу «Ядерная и радиационная безопасность России» была выделена сумма, составляющая 34 % плана, а на программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» — 89,2 % от первоначально запланированной суммы финансирования.
К числу федеральных целевых программ, реализуемых на недостаточном уровне, относится программа «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 — 2006 гг.». Регулирование процесса интеграции науки и высшего образования на основе использования программно-целевого метода было начато в 1997 г., когда начала осуществляться федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 — 2000 гг.» (государственные заказчики — Министерство образования РФ и Российская академия наук). Несмотря на исключительную значимость программы и ее определенные позитивные результаты, задачи укрепления и развития взаимодействия научных учреждений и высших учебных заведений были реализованы неполно, прежде всего вследствие неудовлетворительного ее финансирования. Из предусмотренных 3,2 млрд руб. фактически было выделено 1,21 млрд руб., т. е. 40,2 %, что привело к значительному сокращению программных мероприятий — с 29 до 7, к нарушению их комплексного характера.
В сентябре 2001 г. в целях дальнейшего развития интеграции науки и высшего образования была принята новая федеральная целевая программа интеграции науки и высшего образования на 2002 — 2006 гг. Финансовое обеспечение программы определяется в размере 37,6 % объема финанси-
Таблица 3
Финансирование федеральных целевых программ, направленных на развитие основных высокотехнологичных отраслей
промышленности (в млн руб.) в 2003 г.
Целевая программа Бюджетные (внебюджетные) назначения по программе Фактические поступления средств Фактически использовано средств Вложения в основные фонды Расходы на НИОКР
Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники 2 194,3 (2 194,3) 2 612,4 (2 194,3) 2609,6 (2 194,2) 184,1 (184,1) 2 425,5 (2 010,1)
Национальная технологическая база 2 240,3 (1 507,3) 2 202,0 (1 507,3) 2 262,9 (1 507,3) 303,6 (297,3) 1 959,3 (1 210,0)
Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса 5 442,0 (2499,2) 3 094,4 (2 497,9) 3 898,0 (2 494,3) 2359,3 (1 689,3) 976,1 (555,0)
Развитие гражданской авиационной техники России 10 034,0 (3 100,0) 3 100 (3 100) 3 100 (3 100) 118,0 (118,0) 2 982,0 (2 982,0)
«Федеральная космическая программа» 9 937,5 (9 937,5) 9 937,5 (9 937,5) 9 588,9 (9 588,9) 102,5 (102,5) 7 766,4 (7 766,4)
«Электронная Россия» 1 497,7 (1 423,0) 1 487,8 (1 411,7) 1 482,1 (1 406,0) 539,4 (538,0) 120,1 (119,0)
Источник: Россия: экономическая конъюнктура: Информ. — аналит. сб. Вып. 1. // Центр эконом. конъюнктуры, 2004, с. 66.
рования, который был принят для реализации программы 1997 — 2001 г. (без учета инфляции). В 2003 г. на реализацию программы было выделено всего 219,5 млн руб.
Результаты бюджетного финансирования федеральных инновационных программ в 2003 г. представлены в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что при недостаточном совокупном финансировании приоритетных высокотехнологических программ в 2003 г. его основу составляло бюджетное финансирование. Такие целевые программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», «Федеральная космическая программа», были целиком профинансированы за счет бюджетных средств. Хотя совокупные ассигнования на реализацию программы «Развитие гражданской авиационной техники России» в 2003 г. составляли 10 034,0 млн руб., фактически она была профинансирована только на сумму в размере 3 100,0 млн руб., выделенную из федерального бюджета. При реализации таких программ, как «Федеральная космическая программа», «Электронная Россия», были использованы не все денежные средства, выделенные в 2003 г. на их осуществление из федерального бюджета. В структуре средств, направленных на финансирование приоритетных программ, преобладали затраты на НИОКР, лишь реализация двух программ — «Электронная Россия» и «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса», потребовала крупных вложений в основные фонды.
Изучение динамики изменения структуры целевых расходов федерального бюджета на реа-
лизацию крупнейших инвестиционных программ показывает, что на протяжении ряда последних лет сохранялась тенденция, связанная с преобладанием финансирования НИОКР, а не капитальных вложений в строительство объектов, необходимых для реализации программ. В частности, по программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 гг. и на период до 2015 г.» расходы на НИОКР составили: в 2002 г. - 95,7 %, в 2003 г. — 96,2 %, в 2004 г. — 96,7 %, в то время как расходы на капитальное строительство составили 4,3; 3,8; 3,3 % соответственно; по федеральной инвестиционной программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002 — 2006 гг.» затраты на НИОКР составили: в
2002 г. — 90,1 %, в 2003 г. — 91,2 %, в 2004 г. — 91,4 %, а затраты на капстроительство — соответственно 9,9; 9,2; 8,1 %; по федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» расходы на НИОКР составили: 68,5 % — в 2002 г., 80,3 % — в
2003 г., 79,6 % — в 2004 г., то время как затраты на капитальное строительство составили в те же годы соответственно 31,5; 19,7; 16,4 %*.
В федеральном бюджете 2005 г. на фундаментальные исследования, финансируемые по разд. 1 «Общегосударственные вопросы», выделено 29 008,25 млн руб.; на прикладные научные исследования по разд. 4 «Национальная экономика» — 35 650,16 млн руб., на строительство объектов для нужд высокотехнологичных программ — 1 214,46 млн руб. Таким образом, в бюджете 2005 г. инновационные расходы
* Рассчитано по: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 г», Федеральный закон «О федеральном бюджете на2003г.», Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004г».
планируется довести до 0,39 % ВВП, что превосходит уровень финансирования науки и технологий за предыдущие годы. При этом преобладающей статьей финансирования является вложение денежных средств в федеральные целевые программы. Объемы бюджетного финансирования крупнейших высокотехнологичных программ приведены в табл. 4.
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в 2005 г. продолжали иметь место диспропорции в объемах финансирования НИОКР и капитальных вложений при реализации федеральных инвестиционных программ, связанные с преобладанием финансирования научных исследований и разработок над финансированием затрат на капитальное строительство.
Вместе с тем бюджетное финансирование инновационной деятельности в 2005 г. не было дополнено мероприятиями по предоставлению гарантий для корпоративных инвесторов, а также организации государственных фондов страхования инвесторов, с тем чтобы увеличить инвестиционные возможности реализации федеральных инвестиционных программ, расширить круг участников инвестиционной деятельности.
Важную роль в распределении средств федерального бюджета в последние годы приобретают бюджетные фонды НИОКР, такие как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный гуманитарный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, важной задачей государственной инвестиционной политики инновационного развития должно стать финансирование деятельности государственных научных центров России, являющихся генераторами развития в стране науки и технологий.
Финансовая поддержка научных исследований за счет средств специальных фондов, аккумулирую -щих в общей сложности 8,5 % расходов федерального бюджета на гражданскую науку, осуществляется на конкурсной основе с использованием научной экспертизы. Определяющими критериями деятельности фондов являются научная перспективность проектов, их значимость для социально-экономического и культурного развития страны. Создание фондов позволило возобновить индивидуальные и коллективные исследования, что особо важно для развития гуманитарных наук, где исследовательский процесс осуществляется зачастую небольшими коллективами. При создании, формировании фондов, финансирующих развитие науки в России, использовался мировой опыт, который показывает, что их формирование в ряде стран мира явилось эффективном инструментом сохранения и развития национального научного потенциала государства.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) был образован в 1992 г. Его главной задачей является содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. В этих целях фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства РФФИ формируются в рублях и иностранной валюте за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных юридических
Таблица 4
Объемы бюджетного финансирования крупнейших высокотехнологичных программ Российской Федерации в 2005 г. по разделу «Национальная экономика», млн руб.
№ п/п Программа Расходы на НИОКР Расходы на капстроительство Итого
1 Федеральная космическая программа России на 2001-2005 гг. 14 116,27 1 214,46 15 330,73
2 Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» 7 148,1 7 148,1
3 Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 гг.» 5 560,0 1 305,6 6 865,6
4 Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» 1 410,00 474,00 1 884,0
5 Федеральная целевая программа «Электронная Россия» 135,00 1 554,50 1 689,50
6 Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 гг. и на перспективу до 2010 г.» 68,00 1 193,00 1 261,00
7 Федеральная целевая программа «Мировой океан» 176,28 17,5 193,78
Источник: Федеральный бюджет на 2005 г.
и физических лиц), иных источников денежных средств; ежегодно составляется смета фонда.
За период с 1993 по 2002 г., т. е. за 10 лет деятельности, в РФФИ поступило заявок на финансирование в количестве 116 тыс. единиц; получили финансовую поддержку 32,8 тыс. проектов; количество научных организаций, в которых работают участники конкурса, составило 1 500.
В последние годы на все формы финансовой поддержки за счет средств РФФИ выделялось: в 2002 г. — 1 734,4 млн руб.; в 2003 г. — 1 963,77; в 2004 г. — 2 386,6 млн руб. Финансирование по видам деятельности РФФИ в 2004 г. увеличилось в сравнении с 2003 г. на 422, 8 млн руб. и составило 2 386,6 млн руб., в том числе на инициативные научные проекты и прочие конкурсы фонда — 1 773,0 млн руб; инициативные научные проекты в рамках региональных конкурсов — 72,0 млн руб.; информационные, вычислительные, телекоммуникационные ресурсы — 133, 478 млн руб; программу «Научная электронная библиотека» — 175,0 млн руб.; программу экстренной поддержки научной деятельности — 63,6 млн руб.; инновационно ориентированные фундаментальные исследования — 84,4 млн руб.; расходы по содержанию аппарата—55, 122 млн руб.; расходы на оплату экспертизы — 30 млн руб.*
В среднем ежегодно на одну научную организацию приходится от 4 до 12 научных проектов, при этом финансирование в основном получают академические институты. Благодаря деятельности РФФИ финансовую поддержку ежегодно имеют около 50 тыс. ученых, к участию в подготовке научных проектов привлечено более 3 тыс. аспирантов и студентов. Из 840 академиков, работающих в государственных академиях, 580 являются руководителями проектов, финансируемых РФФИ.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), созданный в 1994 г., осуществляет финансирование фундаментальных исследований в области гуманитарных наук на конкурсной основе. Бюро совета фонда распределяет средства по направлениям гуманитарных наук пропорционально числу заявок по каждому виду конкурса. В 2004 г. максимальная сумма финансирования по индивидуальным исследовательским проектам составила 0,09 млн руб.; по коллективным научным исследованиям — 0,250 млн руб. **
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, созданный в Российской Федерации постановлением Пра-
* www. гй>г. га. /1еМ1 doc. id.
**www. kid-2003.naгod. т/1Мех31.Ыт1.
*** www. г&. гu/гesh-29-1-2003.asp.
вительства от 03.02.1994 № 65 в целях государственной поддержки развития инновационной деятельности малых фирм, оказывает финансовую поддержку малого инновационного предпринимательства, участвующего в реализации федеральных, региональных программ и высокоэффективных проектов.
Доля фонда в финансировании расходов федерального бюджета на НИОКР первоначально была установлена на уровне 0,5 %, а затем была доведена до 1,5 %. Фонд финансирует создание малых наукоемких фирм, венчурных фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и т. д. Финансовая помощь малым инновационным предприятиям предоставляется как на возмездной, так и безвозмездной основе, на конкурсной основе при прохождении соответствующей научно-технической и экономической экспертизы. Фонд имеет право выступать в качестве залогодателя, поручителя и гаранта по обязательствам юридических и физических лиц, в частности при получении ими кредитов в коммерческих банках для осуществления инновационных проектов; финансировать мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере. Важная роль в механизме поддержки инновационного предпринимательства отводится финансированию научных исследований, проведению научно-практических конференций, симпозиумов, выставок и других мероприятий, направленных на дальнейшее развитие малых предприятий в сфере науки и технологий, на распространение опыта разработки инновационных проектов, создание конкурентоспособных образцов техники, оборудования, прогрессивных технологий***.
Фонд принимает участие в финансировании малых инновационных фирм, работающих в различных отраслях экономики Российской Федерации. Так, например, в 1997 г. фонд профинансировал реализацию более 200 инновационных проектов малого бизнеса в сфере машиностроения, экологии, приборостроения, информатики, энергетики, связи, медицины, электроники и т. д. Благодаря его финансовой поддержке отдельные инновационные структуры сумели стать крупными производителями программных продуктов, стоматологических препаратов и техники, лазерных медицинских аппаратов, электрохирургических инструментов, ветеринарных препаратов, научных приборов, приборов охранной пожарной сигнализации и т. д., не уступающих лучшим зарубежным аналогам по основным потребительским параметрам и дизайну.
Среди малых предприятий, получающих финансовую поддержку бюджетного фонда, следует
отметить компанию «Прибор», которая специализируется в разработке и производстве средств контроля выброса вредных веществ в воздух на основе использования сухих индикаторных лент и спектрофотометрического считывания. Разработанный предприятием универсальный переносной газоанализатор «ГАНК», который осуществляет контроль содержания более 70 вредных веществ в воздухе, был награжден дипломом 1-й степени международной выставки-ярмарки «Экология Сибири-95» и золотой медалью ВВЦ-95.
Финансовую поддержку фонда использует также предприятие «Прогрессивные химические технологии», которое специализируется на внедрении научных исследований и разработок в производство. Среди важнейших инновационных проектов фирмы — разработка технологий локальной очистки воды и производство препаратов двойного действия, обеспечивающих очистку и обеззараживание воды до уровня требований к питьевой воде, Кроме того, фирма освоила ряд разработок для организации производства некоторых химических веществ для электронного и лазерного приборостроения, медицины.
Фонд оказывает финансовую поддержку предприятию «Информтехсервис», основанному в 1994 г, осуществляющему производство, поставку, обслуживание различных систем телетекста и спецоборудования на общедоступных каналах телевидения и кабельных телевизионных сетях. На базе ТТЦ «Останкино» развернута информационная вещательная система, использующая канальные емкости канала телевещания и позволяющая передавать текстовую и цифровую информацию по всей территории Российской Федерации, странам СНГ и мира*.
Другим важным направлением бюджетного финансирования науки и технологий является финансирование деятельности государственных научных центров (ГНЦ).
Постановлением Правительства РФ о присвоении статуса «государственный научный центр» утверждаются положения об условиях государственного обеспечения каждого центра и его функциях по выполнению программ фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых за счет федерального бюджета. Данный статус предусматривает особую форму комплексной государственной поддержки ведущих научных организаций, направленной на сохранение научного потенциала России.
* Медынский В. Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. — М.: Инфра-М, 1997, с. 85.
** Остапюк С., Куприхин В., Кундина Н, Кононов В. Государственные научные центры // «Экономист», 2004, № 3, с. 70.
Это прежде всего ассигнования из федерального бюджета на финансирование программ деятельности центров, включая инвестиции и в сохранение и развитие материально-технической базы. Деятельность каждого центра связана с разработкой, как правило, нескольких приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий федерального уровня.
В настоящее время статус государственного научного центра имеют 58 исследовательских организаций, из них 48 государственных унитарных предприятий, 8 федеральных государственных учреждений, 2 акционерных общества открытого типа. Государственные научные центры созданы во всех важнейших наукоемких отраслях промышленности (металлургии, машиностроении, медицинской промышленности и др.). Они относятся к 15 министерствам и ведомствам, работают по всем приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, утвержденным Президентом Российской Федерации. В их состав входят более 30 научных школ и около 70 базовых образовательных кафедр, получено 872 патента, выпущено более 7 500 публикаций, монографий и научных сборников. Среднегодовая численность работающих — 79 327 человек, из них 132 академика и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус, 1 761 докторов наук, 7 996 кандидатов наук, а также 1 445 аспирантов и соискателей. Среднегодовая стоимость основных фондов — 35 333,756 млн руб. (в состав основных фондов включены уникальные исследовательские установки, испытательное оборудование. Общий объем выполненных исследований и разработок за счет различных источников финансирования составляет 19 851,670 млн руб., включая 1 049,700 млн руб. целевой государственной поддержки в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»**.
Целью создания сети государственных научных центров явилось максимально возможное предотвращение разрушения уникальных опытно-экспериментальных баз, которыми располагали наиболее крупные научно-исследовательские институты отраслей науки, сохранение научно-технического потенциала страны, развитие приоритетных направлений науки и техники, а также активизация инновационной деятельности.
Основными направлениями деятельности ГНЦ являются:
• проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ в областях, связанных с реализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий федерального уровня;
• участие в разработке и реализации федеральных целевых программ;
• участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными, межведомственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве;
• подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров.
В рамках направлений деятельности государственных научных центров на них также возложены следующие задачи:
• разработка среднесрочного и долгосрочного научно-технологического прогноза по определенным направлениям;
• подготовка докладов правительству о состоянии и перспективах научно-технического и инновационного развития соответствующих секторов экономики, а также предложения о необходимых действиях со стороны государственных органов управления;
• создание информационных ресурсов и обеспечение функционирования баз данных научно-технической и патентной информации по направлениям науки и техники;
• проведение работ по техническому регулированию, стандартизации и сертификации в научно-технологических сферах деятельности. Исследования ГНЦ ориентированы на разработку и реализацию крупномасштабных проектов, результатом выполнения которых является создание технологических нововведений, особенно по тем направлениям, где имеются научно-технологические заделы, не уступающие мировому уровню. Многие наукоемкие разработки ГНЦ за период 1999-2001 гг., имеющие общегосударственное значение, отмечены премиями правительства (30 работ), государственными премиями Российской Федерации (11 работ).
Финансирование ГНЦ в 2003 г. осуществлялось на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов в рамках финансирования по программе бюджетной поддержки государственных научных центров.
Анализ организации бюджетного финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации показывает, что оно осуществляется зачастую селективно, выборочно, без разработки долговременной стратегии финансирования инновационных проектов и программ.
Бюджетные средства рассредоточиваются по нескольким фондам, не осуществляющим координации деятельности; по ряду инновационных проектов и программ; по министерствам и ведомствам, продвигающим в целях получения бюджетного финансирования собственные проекты и программы. До настоящего времени научные фонды должным образом не участвуют в реализации федеральных целевых программ. Расходы по разделу федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» осуществляются в большой мере без координации финансирования НИОКР на основе инвестиционной стратегии инновационного развития страны, отсутствует комплексный подход в финансировании научных исследований, а также инновационных проектов и программ. Так, например, Российский фонд фундаментальных исследований осуществляет финансирование научных исследований крупных научных организаций, однако главная проблема, связанная с доведением проекта до производства и коммерциализации инновации, остается нерешенной вследствие отсутствия финансирования на последующих этапах инновационной деятельности. В течение всего периода формирования и реализации федеральных целевых программ не устанавливались и не контролировались показатели эффективности.
Научные фонды получают бюджетное финансирование для проведения конкурсов не по значимости проводимых НИОКР, а по количеству проектов или программ в расчете на отрасль науки.
Необходим государственный контроль за деятельностью бюджетных научных фондов в сфере планирования, финансирования и реализации значимых для страны исследований и разработок, поскольку имеются случаи совпадения научной тематики, финансируемой как российскими бюджетными научными фондами, так и зарубежными заказчиками, в чьих интересах и проводились НИОКР.
По нашему мнению, следует изменить подходы к бюджетному финансированию фундаментальных исследований и опытно-конструкторских разработок в Российской Федерации, с тем чтобы они были доведены до практического воплощения в инновацию. В этих целях, в первую очередь, следует увеличить объемы бюджетного финансирования научно-технологичной сферы. Одним из таких источников может быть стабилизационный фонд федерального бюджета, формируемый на основе бюджетного профицита. В настоящее время объем накопленных денежных ресурсов фонда составляет около 2 трлн руб. На основе принятого решения о расходовании ресурсов стабилизационного фонда по достижении ими суммы в 500 млрд руб. считаем возможным направить их
в сферу развития науки и технологий Российской Федерации, в частности для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также деятельности государственных научных центров.
Необходимо совершенствование бюджетной системы поддержки науки и технологий в стране, в частности путем повышения эффективности организации форм государственного финансирования и проведения контроля за целевым использованием денежных ресурсов, с одновременным стимулированием использования внебюджетных денежных ресурсов.
Представляется, что назрела необходимость совершенствования форм взаимодействия между государством, промышленностью и научными организациям, к которым относятся государственный заказ, кооперативный договор, грант. Они эффективно применяются во всем мире в целях объединения усилий всех участников инновационного процесса, а также трансферта технологий.
Например, государственный контракт применяется в тех случаях, когда результаты НИОКР приносят непосредственную пользу государству, при этом не исключается возможность передачи инновации третьей стороне. Заключение такого контракта осуществляется на основе результатов конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать выполнение работ и корректировать их.
Кооперативное соглашение является инструментом поддержки НИОКР и сотрудничества между государством, корпоративным и научным секторами, повышения эффективности инновационных работ между участниками научно-технологического процесса, определения форм совместного инвестирования и использования полученного результата. Активно используется в США, Японии, Германии, Франции и т. д.
Следующей формой взаимодействия государства, промышленности и научных организаций является предоставление грантов, которое заключается в стимулировании государством или корпоративным сектором научных исследований и разработок посредством денежных выплат, предоставления необходимого материально-технического обеспечения и т. д. При этом до окончания выполнения работ по гранту заказчик не имеет права контроля и вмешательства в НИОКР. Срок выполнения работ оговаривается специальным соглашением. Грант часто используется государством в целях поддержки исследований и разработок в том случае, если резуль-
таты работ неопределенны или не могут принести непосредственной выгоды в ближайшем будущем. Фактически эту форму используют такие бюджетные фонды, как Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы.
На наш взгляд, расширение сферы государственного заказа, использование государственного контракта, кооперативных договоров, грантов в научно-технологической сфере деятельности будут способствовать укреплению сотрудничества между государством, корпоративным и научным секторами, обеспечению объемов финансирования НИОКР, повышению контроля за качеством работ и целевым использованием денежных ресурсов. Кроме того, такие формы финансирования науки и технологий будут способствовать привлечению в больших объемах внебюджетных источников финансирования, объединению инвестиционных возможностей многих субъектов инвестиционной деятельности, а также обеспечивать стимулирование доведения НИОКР до конечного результата инновационной деятельности в виде инновации.
В связи с этим представляется целесообразным объединение средств бюджетных фондов в один, например фонд развития науки и технологий, главной целью которого должно стать обеспечение преемственности финансирования НИОКР на всех стадиях реализации инновационных проектов и программ для получения конечного результата в виде инновации.
Недостаточны объемы бюджетного финансирования государственных научных центров. С учетом того, что собственные средства ГНЦ и средства внебюджетных фондов ограничены, необходимо повысить доступность заемных и привлеченных средств для тех государственных научных фондов, которые разрабатывают и реализуют наукоемкие инновационные проекты путем создания в рамках научно-технологической инфраструктуры венчурных фондов для финансирования долгосрочных инновационных проектов и программ. Деятельность ГНЦ сдерживается вследствие изношенности основных фондов, неразвитости инновационной инфраструктуры, наличия многочисленных рисков вложений денежных ресурсов.
Повышение эффективности использования значительного научно-технического потенциала и большой опытно-экспериментальной базы ГНЦ должно быть связано с расширением сферы применения результатов их исследований и разработок, а также вовлечением продуктов их интеллектуального труда в хозяйственный оборот в реальном
секторе экономики. В связи с тем, что они проводят фундаментальные и поисковые исследования, которые имеют, как правило, длительные сроки окупаемости, им необходима государственная поддержка на всех стадиях инновационного цикла, в частности в форме участия в системе страхования рисков их научно-технологической деятельности.
При подготовке федеральных бюджетов, включающих финансирование научно-технологического комплекса, особо важным, на наш взгляд, является установление государственных приоритетов, направлений развития научно-технологического комплекса, что проявляется в форме финансирования, определении структуры затрат, наименовании разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов.
Так, например, в США помимо традиционного федерального бюджета исследований и развития (R&D budget), введенного в 1949 г., который в 2003 г. составил 111,8 млрд дол., с середины 1990-х гг. по настоянию научного сообщества страны стал формироваться и федеральный бюджет науки и технологий (FS&T bürget), который в том же году насчитывал 57,0 млрд дол. В отличие от бюджета исследований и развития, который включает затраты федерального правительства на проведение фундаментальных и прикладных исследований; развитие; оснащение приборами и оборудованием; приобретение земельных участков; строительство материально-технических объектов, в том числе зданий и сооружений, других внеоборотных фондов, бюджет науки и технологий концентрируется на финансировании всех этапов создания новых знаний и разработке критических технологий. Как правило, из FS&T-бюджета финансируются почти все федеральные базовые исследования, около 80 % федеральных прикладных исследований и около половины федеральных разработок в области гражданской промышленности. В то же время в бюджет могут быть включены объекты финансирования, не получающие денежных средств из федерального бюджета исследований и развития*.
В федеральном бюджете Российской Федерации на 2005 г. к разд. 1 «Общегосударственные вопросы» отнесены все фундаментальные исследования, в том числе осуществляемые государственными научными академиями, государственными научными центрами, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, а также часть прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов. Прикладные научные исследования, распределен-
*National Science Foundation: Analytical Perspectives. — 2004.
ные по соответствующим разделам функциональной классификации, а также капитальное строительство для нужд целевых федеральных программ финансируются по другим разделам, в том числе «Национальная экономика», «Национальная безопасность» и др. Поэтому остается не вполне понятным, какие критерии являлись приоритетными при определении направленности федеральных программ развития и отнесении статей расходов к определенным разделам функциональной классификации. Кроме того, поскольку фундаментальные, прикладные исследования и капитальное строительство по соответствующим программам финансируются по различным разделам или подразделам федерального бюджета, нарушается преемственность финансирования реализации высокотехнологичной программы в целом при проведении отдельных конкурсов для различных групп инвестиционных проектов. Поэтому важной проблемой становится выбор формы бюджетного финансирования инновационной деятельности.
В целях совершенствования государственного финансирования научно-технологического сектора Российской Федерации, на наш взгляд, в первую очередь необходимо:
• обеспечить инвестиционную деятельность в сфере науки и технологий совершенной законодательно-нормативной базой;
• разработать государственную инвестиционную стратегию инновационного развития;
• обеспечить увеличение объемов бюджетных ассигнований на науку и технологии путем законодательного закрепления стабилизационного фонда в качестве источника денежных ресурсов с установлением лимитов их финансирования;
• повысить контроль за целевым использованием бюджетных средств за счет формирования фонда развития науки и технологий, финансируемого из федерального бюджета и реализующего преемственность финансирования на всех стадиях инновационного процесса;
• обеспечить единый государственный подход к оценке, отбору и финансированию инвестиционных проектов и программ на инновационной основе;
• создавать механизмы комплексного финансирования федеральных целевых программ в высокотехнологичной сфере путем развития кредитной системы страны, в частности рынка ценных бумаг; системы государственных гарантий, страховых фондов и т. д. в целях вовлечения в инвестиционный процесс денежных ресурсов корпоративных инвесторов, в том числе кредитных организаций, а также физических лиц.