Научная статья на тему 'Нужны ли частные тюрьмы в современной России?'

Нужны ли частные тюрьмы в современной России? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CRIME STATISTICS / ЧАСТНЫЕ ТЮРЬМЫ / PRIVATE PRISONS / РУКОВОДИТЕЛЬ КОММЕРЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ / HEAD OF COMMERCIAL STRUCTURES / РАЗРАБОТКА ЗАКОНОПРОЕКТА / DEVELOPMENT OF BILL / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / PUBLIC COUNCIL / ИНВЕСТИЦИИ В ЧАСТНЫЕ ТЮРЬМЫ / INVESTMENTS IN PRIVATE PRISONS / ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ / EUROPEAN STANDARD / РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВО / PLACEMENT OF INDUSTRIAL PRODUCTION / КАТЕГОРИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ / CATEGORY OF CONVICTS SERVING SENTENCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов Александр Петрович

В статье дается изложение законопроекта о скором создании института частных тюрем под патронажем общественного совета при руководстве ГУФСИН России. Выражается уверенность в том, что после ввода частных тюрем осужденным после освобождения не потребуются социализация и адаптация в обществе. Также есть мнение по поводу трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы и прибыли самого исправительного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHETHER PRIVATE PRISONS ARE NECESSARY IN CONTEMPORARY RUSSIA?

Тhe article provides a summary of the bill that Russia is soon to be established Institute of private prisons under the auspices of the public Council and the leadership of the Federal Penal Service of Russia. There is a confidence that after the introduction of private prisons the convict does not need socialization and adaptation in society after release. Also, it is believed in the employment of convicts in labor activities in places of liberty deprivation and income, not only convicts, but also the profit of the correctional institution.

Текст научной работы на тему «Нужны ли частные тюрьмы в современной России?»

ВЕСТНИК СЮИ

УДК 340

НУЖНЫ ЛИ ЧАСТНЫЕ ТЮРЬМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

© 2017 А. П. Некрасов

Аннотация. В статье дается изложение законопроекта о скором создании института частных тюрем под патронажем общественного совета при руководстве ГУФСИНРоссии. Выражается уверенность в том, что после ввода частных тюрем осужденным после освобождения не потребуются социализация и адаптация в обществе. Также есть мнение по поводу трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы и прибыли самого исправительного учреждения.

Ключевые слова: статистика преступлений, частные тюрьмы, руководитель коммерческой структуры, разработка законопроекта, финансирование, прибыль, общественный совет, инвестиции в частные тюрьмы, европейский стандарт, размещение промышленного производство, категория осужденных, отбывающих наказание.

WHETHER PRIVATE PRISONS ARE NECESSARY IN CONTEMPORARY RUSSIA?

© 2017 A. Nekrasov

Summary. 1he article provides a summary of the bill that Russia is soon to be established Institute of private prisons under the auspices of the public Council and the leadership of the Federal Penal Service of Russia. There is a confidence that after the introduction ofprivate prisons the convict does not need socialization and adaptation in society after release. Also, it is believed in the employment of convicts in labor activities in places of liberty deprivation and income, not only convicts, but also the profit of the correctional institution.

Keywords: crime statistics, private prisons, head of commercial structures, development of bill, financing, profit, public Council, investments in private prisons, European standard, placement of industrial production, category of convicts serving sentences.

По состоянию на 1 октября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 640 357 чел., в том числе в 719 исправительных колониях отбывало наказание 528 008 чел., в 218 следственных изоляторах и 101 помещении, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, содержался 108 901 чел., а в 8 тюрьмах отбывал наказание 1 751 чел., в 27 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1 697 чел.

По мнению ряда ведущих специалистов в области экономического развития и финансовой деятельности эти «цифры» становятся обременительными для бюджета РФ, да и состояние пенитенциарной системы не отвечают тем требованиям, которые к ней предъявляют. В данном случае речь идет о ветхом состоянии исправительных учреждений, их ремонте и реконструкции, о совершенствовании инженерно-технических возможностей охранной деятельности, об устаревшем оборудовании промышленных производств, а отсюда и низкий спрос на выпускаемую продукцию в условиях жесткой конкуренции в рыночных отношениях.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии пенитенциарной сферы, несколько улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

На сегодняшний день совершенствуется нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрание меры пресечения в виде содержания под стражей, введены виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ

Общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается стабильно высоким, а в некоторых регионах их число значительно превышает количество мест в следственных изоляторах. Так, по состоянию на 1 октября 2016 г. в г. Москве в следственных изоляторах лимит превышен на 2000 тыс. человек.

По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержаний подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, а сама психологическая атмосфера создает конфликтные ситуации, особенно после оптимизации. В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников пенитенциарной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграции Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки и проведения радикальных реформ не только в уголовно-исполнительной системе, но и в судебно-правовой сфере, что связано с назначением наказания и видами его отбывания.

Под словом «тюрьма» следует понимать функционирование всех видов режима содержания, это - СИЗО, ИУ и колонии-поселения. Нам представляется, что функции надзора и охраны должна осуществлять Федеральная служба исполнения наказания, а все остальное - коммерческие структуры.

Поводом к возникновению идеи создания частных тюрем стала острая нехватка финансов, выделяемых из бюджета на функционирование зданий исправительных учреждений. Так, в 2012 г. ФСИН России столкнулась с проблемами финансирования всей уголовно-исполнительной системы из федерального бюджета РФ, трудности существуют и сегодня. И чтобы сократить бюджет УИС, в РФ появилась идея создание частных тюрем по европейскому образцу, которые, кстати говоря, оправдали свое функционирование в части хозяйственно-расчетной деятельности, принося прибыль ведомству.

Через экономические трудности, европейскую интеграцию, на основе норм международного права, а также изученной и созданной практики функционирования частных тюрем за рубежом в настоящее время в Государственной думе, совместно с ведомством УИС, разрабатывается модель законопроекта по созданию и развитию частных тюрем в РФ. Согласно законопроекту владелец частной тюрьмы (ИУ) будет получать от государства средства на содержание каждого осужденного. Государство же в свою очередь будет определять для коммерческого места заключения конкретную норму прибыли. Следует сразу оговориться, что в случае нарушения или неисполнения обязательств по содержанию осужденных государство может разорвать контракт с персональным лицом, и он будет перезаключен с другим лицом, который будет управлять частным учреждением.

На сегодняшний день содержание одного осужденного в местах лишения свободы обходиться государству в среднем в 110-115 р. в сутки. Это затраты на питание, одежду, охрану, содержание и обслуживание инженерно-технические коммуникации и др. Только на трехразовое питание на одного осужденного из федерального бюджета выделяется 65 р.

По мнению автора законопроекта, их создание разгрузит следственные изоляторы, исправительные учреждения и снизит бюджетные расходы на эту деятельность. В частных тюрьмах должны быть созданы достойные условия содержания осужденных с отдельными элементами комфорта. Владельцы частных тюрем на основании заключенных договоров 50 % полученных от государства средств будут вкладывать в частный бизнес в ИУ.

ВЕСТНИК СЮИ

Проведенные по РФ исследования показали, что очень много зданий пенитенциарной системы имеют ветхое состояние, а в некоторых опасно даже находиться. Ни для кого не секрет, что многим сооружениям ИУ, СИЗО более 100 лет и они давно не отвечаю нормам безопасности. В отдельных ИУ несущие и опорные столбы, расположенные по периметру ИУ, требуют замены вместе с инженерно-техническими сооружениями, которые уже не отвечают требованиям обеспечения безопасности. Все эти проблемы с каждым годом усугубляются.

У правоприменителя есть надежда, что после принятия законопроекта о создании и развитии частных тюрем ситуация исправится, и государство часть пенитенциарных проблем переложит на плечи бизнеса.

Представляется, что отбывать наказание в частных тюрьмах будут осужденные из числа лиц, совершившие неосторожные преступления и впервые умышленные преступления по преступлениям против личности, против собственности, против общественного порядка и общественной безопасности, где срок наказания не будет превышать 6-7 лет. Решение по распределению и направлению осужденных в частные исправительные учреждения будет принимать руководство УФСИН субъектов РФ совместно с представителями общественного совета. Несомненно, главным вопросом тут будет характеристика личности осужденного, его профессиональных качеств, специальности, разряда, умений, навыков и др.

Центральным вопросом по созданию частных тюрем является тот факт, что не надо будет выделять из бюджеты огромные деньги на содержание, эксплуатацию зданий и сооружений отдельных УИС и др. инфраструктуру: создатели бизнес-идей сами будут регулировать и формировать бюджет ИУ.

Приоритетным направлением будет являться создания условий для инвесторов, чтобы именно они были заинтересованы в строительстве новых учреждений в соответствии с евростандартами. Безусловно, владельцы частных тюрем будут работать по государственным контрактам, и основным их приоритетом будет выработка осужденными нормы прибыли. За прибылью и расходами денежных средств будут следить уполномоченные на то должностные лица, а в случае злоупотребления или превышения представителями бизнеса полномочий договора с ними будут разорваны.

Так, в Европе и США частные тюрьмы появились в начале 80-х гг. и на сегодняшний день только в США их 46, они охватывают 6 % тюремного населения с выпуском продукции, приносящей колоссальную прибыль пенитенциарной системе. В основном в этих учреждениях отбывают наказание осужденные за не умышленные преступления, а также по первой судимости. Очень низок процент рецидива преступлений после их освобождения из мест лишения свободы.

Представляется, что их опыт пенитенциарной системы по взаимодействию частно-государственному партнерству был бы полезен и в нашем обществе, поскольку этот тренд будет и у нас только развиваться. Что касается охранной и контрольной деятельности то общественным советом при ФСИН РФ предлагается обеспечивать за счет сотрудников УСИН субъектов РФ.

Уже можно предположить, что администрация частного исправительного учреждения будет состоять из числа гражданского персонала, а охранные, режимные и надзорные функции будут осуществлять сотрудники УФСИН субъектов РФ.

Таким образом, создавать комфортные условия для осужденных будут частно-государственные учреждения со своей инфраструктурой в виде швейного, деревообрабатывающего, мебельного и др. производств, в которых нуждается государство.

Библиографический список

Пархоменко, А. Р. Тюрьма - доходный бизнес / А. Р. Пархоменко // Преступление и наказание. - 2015. - № 6. - С. 67.

Радочкина, Т. Н. Государственные институты и правовые системы / Т. Н. Радочкина // Право и политика. - 2014. - № 1. - С. 23.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ по сост. на 1 октября 2014 г. - М.: Конорус., 2014.

Уголовный кодекс РФ по сост. на 5 февраля 2017 г. - М.: Проспект, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.