Научная статья на тему 'Нужно ли мусульманам России избрание единого муфтия?'

Нужно ли мусульманам России избрание единого муфтия? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужно ли мусульманам России избрание единого муфтия?»

даже не исключает «того, что в стране действительно может появиться вице-президент и даже президент мусульманин».

Показательно, что идею председателя Совета муфтиев России о введении нового «конфессионального» принципа формирования верховной власти пока еще не может позволить себе даже Русская православная церковь, традиционно претендующая на приоритетное положение в российском обществе. Россия - не Ливан, где за мусульманами законодательно закреплен пост президента, а за христиана-ми - пост премьер-министра.

Другая инициатива муфтия Равиля Гайнутдина, озвученная на той же пресс-конференции, выглядела куда более реалистичной. Речь шла об избрании одного главного муфтия для российских мусульман и создании единого Духовного управления мусульман. Это заявление вполне созвучно с ранее предпринимаемыми попытками Кремля объединить основные духовные центры российских мусульман под эгидой единой управленческой структуры, напоминающей Московскую патриархию. И, по-видимому, в скором времени это обоюдное желание может увенчаться успехом.

На сегодняшний день на роль лидера российского ислама претендует как председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, так и глава Центрального Духовного управления мусульман России муфтий Талгат Таджуддин, ранее уже объявлявший себя «Верховным муфтием Святой Руси». Оба лидера пытаются показать руководству страны, что именно они имеют право возглавить новую структуру, контролирующую всю мусульманскую общину России. Напомним, что «холодная война» между двумя мусульманскими структурами длится уже не первый год. На нынешнем этапе шансов стать «муфтием всея Руси» гораздо больше у Равиля Гайнутдина, так как именно он получил приглашение Владимира Путина войти в Общественную палату РФ.

«НГ-религии», М., 5 октября 2005 г.

НУЖНО ЛИ МУСУЛЬМАНАМ РОССИИ ИЗБРАНИЕ ЕДИНОГО МУФТИЯ?

В 2005 г. председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного

главного муфтия. «Было бы неплохо, если бы у нас был один муфтий. Думаю, мусульмане в дальнейшем придут к необходимости создания единого Духовного управления мусульман и избрания единого муфтия», - сказал Гайнутдин на пресс-конференции в Москве. Это заявление вызвало далеко не однозначную реакцию у региональных руководителей мусульманской общины. Возможно ли в данный момент создание единой координационной структуры мусульман России? Необходимо ли мусульманам сейчас избрание единого муфтия, «равного по статусу Патриарху»? На эти и другие актуальные для российской уммы вопросы отвечают представители двух конкурирующих внутри российского ислама «лагерей»: поддерживающий политический курс Совета муфтиев России председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода (ДУМНО) муфтий Умар Идрисов и муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин, член президиума Центрального духовного

управления мусульман России (ЦДУМ).

* * *

Муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин: «Менять сложившуюся систему под "мусульманского патриарха" не имеет смысла»

Вопрос: Существуют ли сегодня какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России?

Ответ: В современной России система взаимоотношений у мусульман такова: есть Центральное Духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и соответственно Верховный муфтий, а есть региональные муфтияты и муфтии. ЦДУМ России (с центром в Уфе) действует на территории страны более 200 лет. На сегодняшний день в его составе 30 региональных духовных управлений. И мы считаем такое устройство мусульманских организаций в России оптимальным и отвечающим интересам и мусульман, и государства. По крайней мере, не идущим вразрез с общими интересами обеих сторон. У нас уже есть единый верховный духовный руководитель (муфтий Талгат Таджуддин) и есть региональные муфтии, которые работают в составе единого Духовного управления мусульман.

Вопрос: На днях председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. Как вы могли бы прокомментировать эту инициативу?

Ответ: У нас уже есть единый верховный муфтий России. Это Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он избран и уже 25 лет находится на своем посту. А если кому-то хочется избирать своего нового супермуфтия, то это уже либо его собственная проблема, либо проблема психиатрической клиники им. Кащенко. Отвечать же за действия параллельных мусульманских структур, которые возникли лишь в 1990-е годы, когда произошло присвоение атрибутов суверенности некоторыми духовными руководителями, мы не можем. Однако нам, конечно, было бы удобнее, если бы мусульманские структуры, не входящие в ЦДУМ, решились обзавестись единым муфтием. Это позволило бы нам вести диалог с одним муфтием, а не со многими.

Вопрос: Как вы отнеслись к идее нижегородского муфтия Умар-хазрата Идрисова о том, что в России слишком много муфтиев и что региональные муфтии должны добровольно отказаться от своих постов в пользу главного? Пойдут ли на это муфтии?

Ответ: Идею упразднения поста региональных муфтиев России мы никак не можем поддержать. Существующая система управления - это уже сложившаяся и вполне оправданная традиция. На данный момент результаты деятельности как Центрального Духовного управления, так и региональных муфтиятов только позитивные. Поэтому сегодня что-то менять, перекраивать под того, кто захотел себя почувствовать «мусульманским патриархом», уже сложившуюся систему не имеет смысла. На такие авантюры мы не пойдем.

Вопрос: Есть ли сегодня какая-то база для консолидации исламской уммы России? Что надо сделать для преодоления ситуации разобщенности между мусульманами страны?

Ответ: Конечно, есть. Более года назад между тремя ведущими централизованными мусульманскими структурами страны -ЦДУмом, Координационным центром мусульман Северного Кавказа и Советом муфтиев России (СМР) - подписано соглашение о создании Совета по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Это и есть та самая область, в рамках которой возможно сотрудничество. К ней относятся создание единого исламского информационного

пространства, унификация единого образовательного пространства. Это также совместная подготовка священнослужителей по единым образовательным стандартам, отвечающим многовековым традициям мусульман России. И только после этого можно постепенно прийти к разговору о том, что нужно создавать единую централизованную мусульманскую структуру. До тех пор, пока существует море противоречий и недоговоренностей, говорить о каком-то объединении рано. Объединение - это вопрос перспективы и, возможно, десятилетий кропотливого труда. Однако я не исключаю возможности, что в будущем на повестку дня встанет такой вопрос. Но это не вопрос дня сегодняшнего.

Вопрос: Если вы не исключаете в отдаленной перспективе создания единого координирующего центра мусульман России, то на базе какой мусульманской структуры это было бы возможно сделать?

Ответ: Это и сложный, и простой вопрос одновременно. Потому что до этого времени нужно дожить. До момента создания такой структуры либо султан, либо ишак умрет. Кто будет трудиться во благо и приносить реальную пользу обществу и государству, тот укрепит свои позиции. А кто будет распространять чуждые для российского ислама идеи и заниматься дальнейшим раскалыванием единого духовного пространства страны, тот найдет место на свалке истории. А какая структура или организация станет основой для объединения мусульман, покажет время.

Вопрос: Могут ли прозвучавшие заявления о необходимости создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания единого главного муфтия вызвать очередной раскол в мусульманской общине и привести к конфронтации между уже существующими муфтиятами?

Ответ: Эти заявления, безусловно, имеют популистский привкус. Ведь прежде чем бежать в информационное агентство с очередным заявлением, нужно обсудить эти вопросы с другими муфтиями. Необходимо поехать в регионы и обсудить эту проблему со своими коллегами. То, что некоторые пытаются бежать впереди паровоза, выглядит по меньшей мере странно и не делает чести тем, кто заявляет подобное.

Вопрос: Как вы считаете, возможно ли достижение какого-то консенсуса по этому вопросу между ЦДУМ и Советом муфтиев России?

Ответ: Между Советом муфтиев России и Центральным Духовным управлением мусульман военные действия не ведутся. Каждый из нас работает в сфере духовности, но в меру своего понимания и в меру того, скажем так, базиса, на котором он существует. ЦДУМ имеет 215-летнюю историю и тем самым богатейшую традицию. Совет муфтиев России возник в 1996 г. и опирается лишь на девятилетний опыт работы. Судите сами. А кричать с колокольни Ивана Великого, что, мол, «всех муфтиев - в отставку!», «мусульмане, объединяйтесь!», конечно, можно каждый день, но от этого ничего не изменится. Надо заниматься реальными делами.

Вопрос: Не кажется ли вам, что инициатива по форсированию объединения мусульман России уже находит свое понимание в Кремле?

Ответ: Когда чьи-то инициативы навязываются насильно, то, конечно, любые идеи могут быть приняты. Однако при любом удобном случае люди от них отказываются. Так уже не раз случалось и в истории нашей страны. А то, что принимается осознанно и добровольно, усваивается цивилизованным путем, закрепляется на века. Попытки же навязать что-то в духовной сфере могут привести к тому, что любая

самая позитивная идея может оказаться провальной.

* * *

Председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода муфтий Умар Идрисов: «Ислам - это религия порядка, справедливости и подчинения единому руководителю»

Вопрос: Сейчас в России официально зарегистрированы около 43 Духовных управлений мусульман, которые представляют более 40 муфтиев. Как вы считаете, необходимо ли такое число муфтиев для мусульман России? Не свидетельствует ли этот факт о разобщенности российских мусульман?

Ответ: Современная ситуация с большим числом Духовных управлений во многом сложилась в эпоху распада СССР и «парада суверенитетов». Создание независимых Духовных управлений совпадало со стремлением многих регионов, особенно национальных республик, взять под контроль не только собственность и политическую жизнь в своем субъекте Федерации, но и обеспечить контроль над духовной

сферой. Поэтому факт наличия большого числа муфтиятов зачастую не отражает позицию духовенства и простых верующих, а является следствием объективных политических процессов рубежа 80-90-х годов. Традиционной для территории нынешней России (кроме горной части Северного Кавказа) была система единого Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ), созданная Екатериной II в 1788 г. Было много проектов и попыток разукрупнить муфтият, но как царская, так и советская власть каждый раз отвергали их, поскольку понимали, что это приведет к значительным негативным последствиям.

Вопрос: По вашему мнению, из этой ситуации есть выход? Должны ли муфтии отказаться от своих постов добровольно?

Ответ: Сегодня мусульманскому сообществу навязывается мысль о том, что в исламе нет института «священства». Следовательно, нет начальников и подчиненных, а есть сообщество религиозных лидеров, не отвечающих ни перед обществом, ни перед государством. Считаю это абсолютно безответственным мнением некоторых политиканов от ислама, далеких от глубокого понимания шариата. В мусульманском государстве всегда существовали структуры, которые являлись инструментами государства и осуществляли такие предписанные шариатом функции, как регистрация браков, разводов, раздел имущества и многое другое. В мусульманском государстве также всегда были структуры, которые следили за нормами шариата, их выполнением и в соответствии с духом временем издавали фетвы. Ислам - это религия организованности и порядка, справедливости и подчинения единому руководителю. В России мусульман меньшинство, и для нас архиважно иметь единое духовное единоначалие. Большинство муфтиев Совета муфтиев России хорошо это понимают и искренне готовы сложить с себя сан муфтия и делегировать это право - быть муфтием - одному человеку.

Вопрос: Имеются ли на сегодняшний день какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России?

Ответ: Российские мусульмане традиционно воспринимают себя как единую политико-правовую общность как с точки зрения права и догматики, так и с точки зрения принадлежности к Российскому государству. Духовные управления сотрудничают в рамках Совета муфтиев России. Сейчас прорабатывается вопрос создания Совета улемов в качестве органа, занимающегося обсуждением и принятием фетв; распространением среди Духовных управлений и в общинах решений по

конкретным вопросам шариатского права (вопросы поклонения Аллаху, семейное право, религиозное образование, общественно-нравственные проблемы и др.); подготовкой заключения всеобъемлющего договора между Российским государством и мусульманской уммой России, призванного урегулировать все взаимные вопросы и споры.

Вопрос: Как вы относитесь к инициативе избрания единого муфтия для российских мусульман? Есть ли сегодня такой кандидат? Как вы представляете себе процедуру избрания верховного муфтия?

Ответ: Скоро в Нижнем Новгороде мы будем отмечать столетие I Всероссийского мусульманского съезда, где также указывалось на необходимость создания единого муфтията на территории, близкой к современной территории РФ. В 1906 г. на III Нижегородском съезде уже была названа кандидатура Галимджана Баруди, который был избран муфтием ЦДУМ на съезде 1917 г. В настоящее время выборы муфтия должны быть проведены представителями российских мусульман на всеобщем форуме. В случае согласия большинства регионов их можно было бы уже провести на готовящемся всероссийском форуме. На форуме должны быть выдвинуты несколько кандидатур. Я считаю, что делегаты окажутся в состоянии избрать лучшего для российской общины кандидата. Я бы отдал предпочтение председателю Совета муфтиев России Равилю Гайнутдину, известному своей богословской образованностью, организаторскими и дипломатическими способностями.

Вопрос: Существуют ли перспективы создания единого Духовного управления мусульман Российской Федерации? Какая структура сможет выступить реальным центром, вокруг которого возможно объединение всех мусульман РФ?

Ответ: Идея единого Духовного управления мусульман существует уже третье столетие. Именно в едином муфтии мусульмане видят законного лидера исламской общины на внутрироссийской и международной аренах, борца за правоверие и защитника устоев ислама против экстремизма и радикализма. При этом не важно, что будет основой для объединения, но важно наличие единства духовенства, органов власти и рядовых прихожан для созыва форума и проведения выборов муфтия и членов Духовного управления.

Вопрос: Возможно ли достижение консенсуса по этому вопросу между Советом муфтиев России и Центральным Духовным управлением

мусульман России и европейской части СНГ? Не приведет ли это к новым конфликтам в российской умме?

Ответ: Я думаю, наши муфтии прекрасно понимают, что в конечном счете они несут ответственность перед Аллахом за состояние дел российской уммы. Сформировавшаяся в последнее время тенденция к укреплению государства, к созданию вертикали власти неминуемо затрагивает и муфтияты. Естественно, что любое большое дело связано с определенными проблемами. Но тенденция к объединению, созданию указанного в Коране совета мусульман, поддержанная большинством, приведет в итоге лишь к стабилизации и объединению уммы.

Вопрос: Еще в 1996 г. было выявлено стремление целого ряда муфтиев к созданию единого координационного центра мусульман России. Почему эта инициатива так и не была реализована? Что этому помешало?

Ответ: 90-е годы в целом были периодом распада и раскола, особенно на Северном Кавказе. Но сам факт создания Координационного совета и Совета муфтиев России говорит о понимании тогда муфтиями необходимости сохранения общей организационной формы и площадки для дальнейшего сотрудничества.

Вопрос: Находит ли эта инициатива понимание и поддержку в администрации президента, у региональных властей? Как избрание единого муфтия и создание единого координационного центра мусульман РФ может повлиять на взаимоотношения государственных властей и мусульман?

Ответ: Советник Президента РФ Асланбек Аслаханов тоже неоднократно призывал мусульман к избранию единого муфтия. По его мнению, объединение мусульман России вокруг единого муфтия и в рамках единой структуры поможет нам решать общероссийские задачи укрепления стабильности государства, усиления контактов внутри российской уммы, противодействия чуждым для традиций российских мусульман экстремистским течениям. Необходимо отметить, что традиционно российские цари и лидеры молодой Советской республики до 30-х годов встречались с муфтиями, обменивались с ними информацией и советовались по широкому кругу проблем, касающихся российской уммы. Наряду с деятельностью по обеспечению стабильности и догматического единства внутри страны муфтии зачастую выполняли и дипломатические поручения на границах Российской империи.

Вопрос: Ранее вы высказывались за введение поста вице-президента РФ, закрепленного за мусульманином. Что бы это дало мусульманам РФ?

Ответ: Российские мусульмане являются полноправными гражданами нашего государства. Они составляют большинство населения в Татарстане, Башкортостане, ряде республик Северного Кавказа, в России растет число граждан - выходцев из мусульманских государств СНГ. Таким образом, число мусульман РФ постоянно увеличивается. Особую роль отношения с мусульманским миром приобрели после вступления РФ в ряды Организации Исламская конференция в качестве наблюдателя, что предусматривает наличие мусульманина в ее высшем руководстве. Для комплексного решения накопившихся проблем в высшем руководстве России необходим лидер, государственный деятель, представляющий исламскую общину на самом высоком уровне, способный отстаивать ее интересы и совмещать их с общегосударственными задачами. Именно в этом я вижу возможности, которые открываются при назначении мусульманина на пост вице-президента России.

Беседовал Александр Петров «НГ-религии», М., 5 октября 2005 г.

Иван Сухов,

публицист

В РОССИИ ПОЯВИТСЯ СОВЕТ УЛЕМОВ

В рамках празднования Дня народного единства (4 ноября 2005 г.) свой форум в Нижнем Новгороде провели российские мусульмане. Сначала они обсуждали преимущественно богословские вопросы, а далее перешли к политике: говорили о перспективах ислама в новом тысячелетии, внутриконфессиональном единстве, исламофобии и борьбе с экстремизмом. Оказалось, что круг тем мало отличается от тех, которые волновали участников самого первого всероссийского съезда мусульман, проходившего в этом городе 100 лет назад: отсутствие качественного образования, представительства в общественных и политических структурах и конфессионального равноправия. Даже итоговые резолюции почти совпали, за исключением разве что новейшего пункта о противодействии экстремизму. Кроме того, на этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.