Научная статья на тему 'Молодёжная политика исламских организаций в российской Федерации'

Молодёжная политика исламских организаций в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1033
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА ИСЛАМСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОЦЕСС ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ ИСЛАМА / CONFESSIONAL PUBLIC YOUTH POLICY / YOUTH POLICY OF THE ISLAMIC ORGANIZATIONS / INSTITUTIONALIZATION OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елишев Сергей Олегович

Институционализация конфессиональной общественной молодёжной политики организаций ислама является одним из важных теоретико-методологических и практических аспектов полноценного процесса становления и развития молодёжной политики в Российской Федерации. В данной статье автором рассматриваются особенности осуществления молодёжной политики организациями ислама в постсоветский период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Policy of the Islamic Organizations in the Russian Federation

The institutionalization of the confessional public youth policy of the Islamic organizations is one of the important theoretical, methodological and practical aspects in the thorough process of formation and development of youth policy in the Russian Federation. In this article author reveals particularities of implementation of youth policy carried by Islamic organizations during the Post-Soviet period. Process and features of formation of youth policy by the Islamic organizations is correlated with the organizational disunity of Muslims in the Russian Federation, absence of the single center. This process also lacks the universal standard of doctrinal and conceptual understanding of the nature, purposes, tasks, directions of the youth policy, and also the single centralized multileveled system of authorities responsible for youth policy. But there are more issues: repeating problems concerning material technical base and resources, financing which is crucial for implementation of youth policy; absence of sufficient trained personnel required for effective educational activity and the organization of work with the youth; absence of the developed system of Muslim religious postgraduate education in the Russian Federation (master and postgraduate programs). Withal, certain positive results have been achieved by the Islamic organizations in the Russian Federation during the implementation of youth policy. Furthermore, leaders of the Islamic organizations understood the necessity to improve their efforts for further aspirations in this area. Therefore, we can conclude that the confessional public youth policy of the Islamic organizations in the Russian Federation has a high potential. It can be effectively realized by interacting process with the state, other traditional religious denominations and public structures in Russia

Текст научной работы на тему «Молодёжная политика исламских организаций в российской Федерации»

УДК 316.4

Елишев С. О.

Молодёжная политика исламских организаций в Российской Федерации

Елишев Сергей Олегович, кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: elishev@list.ru

Институционализация конфессиональной общественной молодёжной политики организаций ислама является одним из важных теоретико-методологических и практических аспектов полноценного процесса становления и развития молодёжной политики в Российской Федерации. В данной статье автором рассматриваются особенности осуществления молодёжной политики организациями ислама в постсоветский период.

Ключевые слова: конфессиональная общественная молодёжная политика, молодёжная политика исламских организаций, процесс институци_о_н_а_л_и_з_аци_и_ м_о_л_о_д_ежной политики организаций ислама.

Молодёжная политика исламских организаций является в настоящее время одной из активно институционализирующихся и эффективно функционирующих моделей конфессиональной общественной молодёжной политики в Российской Федерации. Говоря о конфессиональной общественной молодёжной политике, мы, прежде всего, подразумеваем молодёжную общественную политику традиционных для России религиозных конфессий (организаций, объединений): православия, ислама, буддизма и иудаизма, но также и других конфессиональных религиозных объединений и организаций. Конфессиональная общественная молодёжная политика представляет собой одну из четырёх моделей общественной молодёжной политики, наряду с тремя традиционно выделяемыми её моделями и проявлениями: общественной молодёжной политикой политических партий, общественных объединений (организаций), крупных хозяйственных организаций (корпораций).

Процесс активной институционализации молодёжной политики исламских организаций в РФ, как и молодёжной политики других традиционных религиозных конфессий России начался не так давно, а именно в 90-х годах XX века, после ослабления и последующего уничтожения тоталитарного режима. В советский же период молодёжная политика целиком и полностью находилось в монопольном ведении государства, а традиционные для России религиозные конфессии к этой деятельности попросту не допускались.

Обращаясь к исследованию особенностей осуществления молодёжной политики исламскими организациями в РФ, следует отметить, что ислам, являясь второй по численности традиционной религиозной конфессией в России, не имеет в РФ в настоящее время единого духовного центра. Спецификой ислама, как религии является то, что он не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства.

Исторически на территории России сформировались два крупных и этнокультурно неоднородных центра-ареала распространения ислама: регион Урало-Поволжья (охватывающий все группы татар и башкир) и северокавказский (объединяющий народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов.). Хотя, «по версии председателя Совета муфтиев России главного имама Московской Соборной мечети Равиля Гайнутдина, мусульман России можно подразделять даже на три группы в зависимости от региона проживания. Первая - отдалённые от центра Сибирь, Дальний Восток, вторая - центральные района (Поволжье, Урал, Москва и т.д.), третья - Северный Кавказ»1.

Организационно мусульманская умма (сообщество верующих) России так и не была оформлена в рамках одной централизованной структуры. Упомянутые центры-ареалы распространения ислама в РФ разбиты на целый ряд региональных структур (муфтиятов), занимающих по отношению друг к другу независимую и обособленную позицию.

По мнению А.В. Малашенко, «в России нет единой мусульманской общины, а есть два сравнительно слабо взаимосвязанных сообщества. Татарские имамы «не проходят» на Северном Кавказе, кавказцы не выступают в татарских мечетях. Координация между духовными лидерами заметна в основном при решении общих для мусульман задач, поставленных перед ними светской властью. Сложившееся положение устраивает духовенство обоих сообществ.... В духовных структурах этих ареалов нет организационного единства. Распад суще-

1 Малашенко А.В. Ислам для России. М., 2007. С. 12. 126

ствовавшего при советской власти Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири (ДУМЕС), объединявшего татар и башкир, привёл к образованию более 40 муфтиятов, т.е. они возникли практически в каждом субъекте Федерации с более или менее заметной мусульманской общиной»1.

Попытки координации действий этих сообществ и входящих в них региональных структур (муфтиятов) привели к появлению двух крупных централизованных всероссийских религиозных организаций мусульман: Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) (созданного в 1992 г., Председатель - Верховный муфтий России Талгат Таджуддин) и Совета муфтиев России (СМР) (созданного в 1996 г., Председатель Совета - Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, председатель президиума Духовного управления мусульман Европейской части России).

Между Центральным Духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России все последние годы наблюдалась борьба за главенство над проживающей в России мусульманской общиной. К этой борьбе помимо двух названных структур вскоре присоединились ещё две крупные централизованные мусульманские организации, включившие в свой состав Духовные управления Мусульман и муфтияты не вошедшие в ЦДУМ и СМР: созданный в 1998 г. Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) (в настоящее время, председатель КЦМ СК - муфтий Исмаил Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края), а также зародившаяся в декабре 2010 г. Российская Ассоциация Исламского Согласия (РАИС) (Всероссийский Муфтият) (председатель РАИС - муфтий ДУМ Ставропольского края Мухаммад Рахимов).

Чем завершится конкурентная борьба этих структур, пока сказать сложно, но отсутствие единого центра идёт, конечно же, не на пользу общему развитию исламской конфессиональной общественной молодёжной политики в РФ. Хотя она и в настоящее время в данных условиях активно осуществляется и функционирует, обходясь без единого доктринально-концептуального и общепринятого понимания сущности, целей, задач, направлений деятельности молодёжной политики, характерного для молодёжной политики Русской Православной Церкви (отображённого в Концепции молодёжного служения РПЦ), а также централизованной многоуровневой системы органов по делам молодёжи (Синодальный, епархиальные, благочиннические, приходские отделы).

Об успешной деятельности исламских организаций в этом направлении свидетельствуют не только деятельность самих этих структур, различных исламских СМИ, образовательных учреждений, количество зарегистрированных исламских общественных молодёжных организаций, но и их активная деятельность, работа с молодёжью.

Следует отметить, что в настоящее время в РФ созданы самые благоприятные условия для развития молодёжной политики мусульманских организаций и, наблюдается своеобразный «религиозный ренессанс» - процесс «реисламизации», возрождения мусульманской религиозной жизни, восстановления позиций и роли ислама в жизни современного российского общества.

Как отмечает председатель СМР, муфтий шейх Равиль Гайнутдин, председатель президиума Духовного управления мусульман Европейской части России, «в 2006 году совершает хадж около 20 тысяч россиян. Это рекордная цифра за всё время существования Российского государства. И цифра эта говорит прежде всего о том, что возрождение ислама в России стало свершившимся фактом. В недавнем прошлом человек был вынужден скрывать свою религиозность. Теперь верующие пользуются уважением и доверием окружающих. Они открыто проявляют свою веру, а государство помогает им удовлетворять религиозные потребности. Ислам теперь занимает заметное место в духовной жизни не только отдельной личности, но и общества. Мусульманские организации пользуются поддержкой и вниманием со стороны всех звеньев органов власти, включая и высшее руководство страны. Духовные управления мусульман стали принимать участие в решении важных для общества социальных проблем. Теперь они стали играть роль активных представителей народной дипломатии, принимая участие в международных связях нашего государства с исламским миром»2.

Произошедшие с советских времён изменения хорошо и наглядно заметны «невооружённым взглядом» по изменившемуся возрастному составу прихожан мечетей.

В советское время в московской мечети «среди молящихся невозможно было встретить молодёжь, изредка посещали мечеть люди среднего возраста. И москвичам и гостям столицы было небезопасно демонстрировать свою преданность религии. Нет ничего странного в том, что в течении многих десятилетий прихожанами мечети являлись исключительно татары пожилого возраста, которым было нечего терять, если бы даже власти и узнали о посещении ими мечети... А теперь оглянитесь вокруг. Вы увидите в основном молодые люди... Изменились не только возраст и национальность мусульман, посещающих Московскую соборную мечеть, другие мечети столицы и многих регионов России. Изменился их уровень знания об исламе, отношение к выполнению своих религиозных обязанностей»3.

Такая же картина наблюдается и в других регионах. Как отмечает Председатель ЦДУМ, Верховный муфтий России, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин:

«Молодежи в мечетях, храмах очень много. У нас в Уфимской соборной мечети 70-75 процентов. И в трех других мечетях Уфы та же картина. Причем если в начале 90-х это была дань моде, то сегодня молодые люди не только молятся, но и в повседневной жизни придерживаются норм морали и требований Священного писания. Среди них немало бизнесменов, студентов.» .

В условиях всё продолжающихся социокультурных трансформаций, сотрясающих современное российское

1 Там же. С. 13.

2 Муфтий Гайнутдин Р. Ислам: Милость для мира: проповеди, обращения, богословские труды. 1995-2008 гг. М., 2011. С. 148-149.

3 Там же. С. 317-318.

4 См.: Талгат Таджудин: Нет принуждения к вере // Челябинский рабочий. 13.11.2001.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediazavod.ru/articles/5345.

общество, а также активного насаждения СМИ стандартов общества потребления, забота о молодёжи, является первоочередной задачей, стоящей перед исламскими организациями России.

«Больно наблюдать, - говорит Председатель ЦДУМ, Верховный муфтий России, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин, - как наша молодежь подвергается соблазнам агрессии, морального разложения, игнорируя исторические, культурные ценности, теряя духовно-нравственные ориентиры, становится уязвимой для преступлений и экстремизма»1.

«Наша молодежь входит в жизнь не просто в условиях общества потребления, но среди вымирающего и дичающего окружения. Российская молодежная среда дичает, причем в самом прямом смысле слова. Основными каналами управления сознанием и поведением, центральными ТВ-каналами навязана пришедшая с вымирающего Запада модель поведения... Вкратце перечислю общеизвестное: идет деградация образования, особенно с введением экзаменов по американскому образцу, ЕГЭ. Молодежную среду уже невозможно представить без алкоголизма, курения, наркомании, инфекций СПИДа и ВИЧ. Выделение и культивирование слэнга приводит к одичанию в языке общения. Словарь Эллочки-людоедки на этом фоне становится речью эрудита. С прискорбием стоит признать - с такой средой не может быть общения у молодого мусульманина. И не должно быть никаких заигрываний. О том, сколь наивны такие заигрывания, свидетельствует опыт православных священников, пытающихся создать «церковный рок»: они приходят на рок-концерты, где толпы обкуренных, с пивом в руках, человекоподобных нервно дергаются и вопят под оглушающий рев аппаратуры. Говорят с ними языком отрывистых лозунгов. Сами скатываются до вульгарного и стоящего за границей религии времяпровождения»2.

Поэтому неудивительно, что в этих условиях молодёжная политика является приоритетным направлением деятельности всех исламских организаций в РФ (ЦДУМ, СМР, КЦМ СК, РАИС). При этом при её осуществлении организации ислама активно взаимодействуют с общественными и государственными институтами, стремясь создать многоуровневую и эффективно функционирующую систему образования, воспитания подрастающего поколения. В неё входят как структурные элементы: системы дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального, внешкольного образования, система высшего образования, послевузовского образования, система организации и осуществления досуговой деятельности. Дети и молодёжь имеют возможность приобщиться к традиционным ценностям ислама, получить как полноценное религиозное, так и светское или смешанное образование на всех уровнях.

Система включает в себя: 1) начавшиеся недавно появляться мусульманские детские сады (например, мусульманский детский сад «Умма» в Москве, детский сад «Иман» в Санкт-Петербурге) и клубы (например, Детский клуб «Росток» в Казани); 2) мусульманские детские оздоровительные лагеря; 3) начальное образование: начальные, воскресные, вечерние школы (мактабы, мектебы), а также курсы при мечетях и местных религиозных организациях; 4) среднее образование: средние (дневные и вечерние), средние профессиональные школы (медресе) и колледжи; 5) высшее образование (как религиозного, светского, так и смешанного (сочетающего различные компоненты) типа): исламские университеты, институты и высшие медресе (дневной, вечерней, заочной форм обучения; бакалавриат); 6) послевузовское образование: научно-исследовательские проекты; 7) мусульманские женские клубы и организации (например, Союз мусульманок России, женский мусульманский клуб «Джамиля»); 8) молодёжные общественные организации (например, Союз студенческих землячеств Москвы), а также молодёжные халяль (сферы досуга) клубы и организации.

Одной из самых важных проблем молодёжной политики организаций ислама в РФ является «кадровый голод»: отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов для осуществления образовательной и воспитательной работы среди молодёжи: как среди духовенства, так и среди преподавательского состава, членов мусульманских общин, структур и организаций.

В советский период в СССР функционировали только одно медресе «Мири Араб» в Бухаре, а также открытый в 1971 г. Ташкентский Исламский институт им. имама Аль Бухари, которые, занимаясь лишь подготовкой мусульманского духовенства, конечно же, были не в состоянии в должной мере обеспечить даже подготовку необходимого количества кадров духовенства, не говоря уже о мусульманских богословах, учёных и преподавателях.

В последние годы существования СССР и в постсоветский период на территории РФ стали образовываться начальные, средние и высшие мусульманские учебные заведения, призванные решить данную проблему. В 1988 г. при Московской Соборной мечети было открыто медресе «Исмаилия»; в 1989 г. - медресе им. имама Ризаутдина Фахретдина в Уфе; в 1990 г. - Закабанское медресе в Казани; в 1994 г. Нижегородское исламское медресе «Махинур», а также Московский высший духовный исламский колледж; в 1995 г. - медресе «Мухам-мадия» в Казани и многие другие медресе в Альметьевске, Бугуруслане, Дагестане, Нижнекамске, Саратове, Нижнем Новгороде, Тюмени, Чечне и других городах и регионах.

Сформировалась и целая сеть исламских высших учебных заведений. К наиболее известным и значимым среди них относятся:

1. Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман (г. Уфа), основанный в 1989 г. с филиалами в Астрахани, Оренбурге, в Самарской, Пензенской и Ульяновской областях,

2. Российский исламский университет (г. Казань), созданный в 1998 г.,

3. Московский исламский университет, учреждённый ДУМЕР в 1999 г.,

4. Северокавказский университетский центр исламского образования и науки (Махачкала), образованный как ассоциативная структура из 4-х крупных исламских северокавказских вузов Распоряжением председателя ДУМа Дагестана А. Абдуллаева в 2007 г. В состав Университетского центра входят: откры-

1 См.: Талгат Таджуддин призвал к усилению духовно-просветительской работы среди молодежи // Интерфакс-Религия. 31.08.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reHgюnxustomers.rU/?act=news&div=42034.

2 См.: Джаннат Сергей Маркус. Актуальные проблемы молодежной исламской культуры в России. Выступление на Международной конференции «Г уманистические ценности и мусульманская молодежь России», Москва, 31 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.muslim.ru71/cont/33/35/653.htm.

тый в 1999 г. Северо-Кавказский исламский университет имени шейха Мухаммадарифа (г. Махачкала); созданный в 2004 г. Институт теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи (до 2008 г. - Институт теологии и религиоведения имени Мамма Дибира ар-Рочи) (г. Махачкала); основанный в 2007 г. Ингушский Исламский Университет» (г. Малгобек Республики Ингушетия); созданный в 1991 г. Курчалоевский Исламский Институт имени Ахмат-Хаджи Кадырова (с. Курчалой Чеченской Республики).

В одном только Дагестане было создано более десяти мусульманских университетов и институтов. В 1993 г. в городе Черкесск Карачаево-Черкесской Республики был образован Карачаево-Черкесский институт теологии и религиоведения имени имама Абу Ханифа. В Кабардино-Балкарии в г. Нальчик в 1994 г. был основан Северокавказский исламский университет им. Абу-Ханифы (до 2007 г. Кабардино-Балкарский Исламский университет имени имама Абу Ханифы. В 2009 г. в городе Грозном открылся Российский исламский университет им. Кунта-Хаджи.

Однако, вопрос с подготовкой кадров для осуществления образовательной, воспитательной и молодёжной работы стоит всё также остро, как и вначале 90-х гг. XX века, но уже по другой причине. В значительной степени данная ситуация связана с тем, что «за невозможностью получить исламские знания молодые российские мусульмане массово уезжали в 1990-е гг. обучаться за рубеж, откуда возвращались носителями идей и традиций, не характерных для российских мусульман, а иногда и эмиссарами деструктивных течений»1.

Как отметил ещё в 2001 г. Председатель ЦДУМ, Верховный муфтий России, шейх-уль-ислам Талгат Таджуд-дин: «вопрос подготовки кадров для нас сегодня действительно основной. Мечетей за последние восемь лет мы построили больше тысячи. Каждую неделю открываются три-четыре новые мечети, но это - здания, кирпич. Чтобы они служили людям, обязательно нужны кадры духовенства. Готовить их для России в отрыве от нашей действительности - совершенно непригодно...Некоторые параллельные ЦДУМ структуры, которые были созданы при попустительстве закона и поддержке зарубежных исламских центров, направляли 12-13-летних детей на четыре-шесть лет за рубеж. Они возвращались полностью оторванными от российской действительности, напичканные экстремистскими идеями, ваххабизмом. К чему это приводит - мы видели на примере Чечни. Поэтому основной упор мы делаем на подготовку кадров исламского духовенства у нас в стране»2.

Проникновение в РФ через возвращающихся с учебы из-за границы духовных лиц и молодёжи «иного», не традиционного для России ислама, создаёт большие трудности в процессе социализации современной мусульманской молодёжи в РФ. Как отметил ректор Московского исламского университета Дамир Хайретдинов, «социализация в нашей сфере является одной из насущных проблем. Проблема адаптации мусульманской молодежи в поликонфессиональной среде сегодня очень важна. Одной из особенностей исламского возрождения за прошедшие два десятилетия стала абсолютизация мусульманами своих внутриконфессиональных проблем. В принципе, на начальной стадии это вполне естественно. Но проблема не только в том, чтобы понять наиболее насущные вопросы, волнующие мусульманскую умму. Дело в том, что сегодня не менее важно и поиск путей решения этих вопросов в условиях светского государства и поликонфессионального сообщества. Современная мусульманская молодежь в основной массе формировалась под влиянием учителей, которые обучались в моноконфессиональ-ном обществе. Оказалось, что богословски вполне образованные выпускники зарубежных вузов, довольно далеки от традиций российских мусульман. Молодые имамы, вернувшись из-за рубежа, искренне убеждали своих прихожан в том, что истинные духовные ценности находятся за пределами традиций наших предков. Поэтому в тех приходах, где были еще носители религиозных традиций российских мусульман, там возникали разногласия между старшим поколением мусульман и молодым имамом. А где молодые имамы сами создавали новые приходы, то там новые ценности уже воспринимались как истинные и отрицались обычаи российских мусульман, которые сохранялись в течение многих веков. Эта проблема, местами переросшая в противостояние между старшим и молодым поколением мусульман, еще раз высветила актуальность и острую необходимость создания полноценной системы мусульманского образования у себя в России, которая наряду с другими проблемами воспитания молодежи, должна была заниматься и вопросами социализации мусульманской молодежи»3.

Появление в РФ экстремистских и террористических организаций, использующих мусульманскую молодёжь в деструктивных целях для дестабилизации обстановки в российском обществе и государстве, делают крайне актуальным вопрос о создании эффективно функционирующей отечественной системы мусульманского образования.

Однако, при её становлении автоматически и неизбежно возникают вопросы о соотношении светского и религиозного в учебных планах и учебном процессе, а также о системе послевузовского образования (отсутствие мусульманских магистратур и аспирантур). Как справедливо отмечает ректор Российского Исламского Университета (Казань) Р.М. Мухаметшин, «если мы хотим выстроить полноценную систему мусульманского образования, то в ней богословские исследования должны занимать свое достойное место... Но в действительности все намного сложнее. Во-первых, российское научное сообщество довольно настороженно относится к богословию как к научной дисциплине. Дескать, это не наука. Во-вторых, у нас нет еще аспирантур по мусульманскому богословию. В-третьих, в научной номенклатуре России пока нет места для богословия. Там преобладают традиции советского религиоведения. Даже в научной номенклатуре РФ нет специальности “исламоведение”»4.

Поэтому одной из первоочередных задач по подготовке квалифицированных кадров и становлению ислам-

1 См.: Хайретдинов Д. Основные тенденции развития мусульманских образовательных учреждений России // Информационно-аналитический портал Ислам.ЙР.Яи 13.12.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/25427/.

2 См.: Талгат Таджудин: Нет принуждения к вере...

3 См.: Парадигма исламского образования в России. Размышления ректора РИУ (Казань) Р.М. Мухаметшина // Сайт islamnews. 16.07.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-135396.html.

4Там же.

ской послевузовской системы образования в РФ, является необходимость создания отечественных мусульманских магистратур и аспирантур, одновременно с признанием Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК) специальности «теология» и неизбежным появлением в РФ кандидатов и докторов теологических наук.

Очень остро стоит вопрос и об обеспечении образовательного процесса необходимой учебно-методической литературой. Р.М. Мухаметшин довольно чётко определяет суть данной проблемы: «С учебниками довольно сложно. Русскоязычных учебников по основам ислама для вузов очень мало. Практически нет учебников по светским дисциплинам с исламской специализацией. Учебники по общественным дисциплинам все европоцентричны. Найти учебник по политологии, социологии, даже по философии, где представлен исламский компонент, очень сложно. По современным учебникам по политологии обучать наших студентов противопоказано. Поскольку Ислам и мусульманские государства в них упоминаются только для характеристики тоталитарных режимов и теократической системы. В 80% учебников по философии арабомусульманская философия вовсе не упоминается. Поэтому эти учебники надо писать самим или переводить. Этим мы занимаемся. В рамках Федеральной Программы по углубленному изучению ислама (с 2007 года) мы с преподавателями казанских вузов подготовили более 80 учебников, пособий, хрестоматий. Их содержательный и методический уровень ниже среднего. Но самое главное, они есть и подготовлены нашими преподавателями. Это первый шаг в подготовке полноценных учебников. Есть и учебники, которые уже используются на федеральном уровне: по акыйде, семейному и наследственному праву и т.д.»1.

Среди основных направлений осуществления молодёжной политики исламскими организациями, помимо образовательной деятельности, можно выделить:

— осуществление просветительской, информационно-издательской и миссионерской деятельности;

— содействие возрождению и популяризации среди мусульманских народов РФ традиционных духовных, культурных, семейных ценностей ислама;

— осуществление и развитие различных культурных, волонтерских и благотворительных мероприятий, проектов и программ;

— реализация полноценных программ, направленных на освоение мусульманской молодёжью культурной, религиозной и национальной традиции;

— патриотическое и гражданское воспитание молодёжи;

— развитие творческих и интеллектуальных способностей молодёжи;

— занятие физической культурой, спортом, туризмом;

— организация системы досуговой деятельности;

— оказание помощи в организации и функционировании исламских молодёжных организаций;

— социальная поддержка мусульманской молодёжи: духовное окормление, материальная помощь и помощь в трудоустройстве;

— профилактика и борьба с девиантным поведением и социальными пороками общества.

Основной целью этих направлений деятельности молодёжной политики является эффективная социализация мусульманской молодёжи, воспитание полноценной и всесторонне развитой личности и гражданина, приобщение молодёжи к социальному служению организаций ислама.

Приобщение молодёжи к исламским традициям должно осуществляться с малых лет, через семью, школу, через активное участие их в деятельности исламских религиозных общин, участие в богослужениях, а также организации и проведении праздников - религиозных (например, Ид уль-Фитр - Рамадан Байрам - праздник разговения и Ид уль-Адха - Курбан Байрам - праздник жертвоприношения) и национальных (например, Сабантуй).

Большую роль в этом процессе играет соответствующая система инфраструктуры и организации халяль досуга: система библиотек, театральные, музыкальные, танцевальные, художественные студии и коллективы, молодёжные клубы, дискотеки и игротеки, выставки, концерты, интеллектуальные игры и спортивные мероприятия, туристические туры и паломнические поездки, лектории, совместные просмотры фильмов, встречи с интересными людьми, работа кафе, ресторанов, продуктовых и не продуктовых магазинов, служб знакомств.

Любая из этих форм досуговой деятельности подлежит оценке с позиций мусульманского вероучения. Например, спорт.

«Спорт - здесь, как и в иных сферах жизни, есть материалистический подход и духовный. Нужны свои организации с мусульманским пониманием сути спорта. Чем оно отличается? Победа любой ценой, в том числе ценой здоровья за счет стимуляторов, победа ради денежных призов - вот цель европейского спорта. Все знают, что спортсмены, сходя с дистанции, становятся больными людьми! Но мусульманин не вправе так издеваться над своим телом. Главное - гармоничное состояние души и тела, которое должно быть здоровым. Думаю, мусульманам стоит более практиковать этнические виды спортивных развлечений своих народов и осваивать богатейший опыт физической культуры, накопленный в древних цивилизациях Индии и Китая. России нужны мусульмански осознанные виды спорта»2.

То же самое можно сказать и о других сферах деятельности: музыке, искусстве, сфере общения и т.д.

Большое значение придается деятельности исламских молодёжных организаций и объединений. В рамках ЦДУМ, СМР, КЦМ СК, РАИС и входящих в них муфтиятов, создаются молодёжные отделы, координирующие и поддерживающие деятельность исламских молодёжных организаций.

Значительное внимание уделяется подготовке молодёжных лидеров, самостоятельно организующих молодежную работу на местах в рамках религиозных общин при мечетях, местных молодёжных и студенческих организациях.

Мусульманская молодёжь активно заявляет о себе, своей жизненной позиции, принимая участие в различ-

1 Там же.

2 См.: Джаннат Сергей Маркус. Указ. соч.

ных международных, всероссийских, региональных, местных акциях, форумах и мероприятиях, взаимодействуя со светскими и другими конфессиональными молодёжными организациями РФ. Это происходило, например, на форумах «Машук», «Домбай», «Селигер», «Международной модели Организации Исламского Сотрудничества», а также в рамках Молодежного форума Организации Исламская Конференция, при осуществлении проекта «Молодая умма России», при проведении массовых уличных мероприятий (проведение в Москве совместно с православной молодёжью 20 апреля 2010 г. многотысячного митинга «Ислам - против терроризма»). Состоявшийся 18 декабря 2012 г. телемост «Ислам и Православие: общность этнокультурных ценностей» между Москвой и г. Грозным, в котором участвовали студенты и преподаватели Московского Исламского Университета, Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова, Российского исламского университета им. Кунта-Хаджи (г. Грозный), также является подтверждением данного факта.

В то же время, создать единую всероссийскую молодёжную мусульманскую организацию, в силу организационной разобщённости и децентрализации российской мусульманской уммы, до настоящего времени пока так и не удалось, хотя попытки в этом направлении предпринимались.

Подводя итог, краткому обзору особенностей осуществления молодёжной политики исламских организаций в РФ, следует отметить, что в настоящее время конфессиональная общественная молодёжная политика организаций ислама в РФ, как и большинства традиционных религиозных конфессий России, находится в стадии активной институционализации. Процесс и особенности её становления сопряжены с организационной разобщённостью мусульманской уммы в РФ, отсутствием единого центра, доктринально-концептуального и общепринятого понимания сущности, целей, задач, направлений деятельности молодёжной политики, а также единой централизованной многоуровневой системы органов по делам молодёжи.

К этому добавляются: периодически возникающие проблемы с материально-техническим и ресурсным обеспечением, наличием или отсутствием денежных средств для полноценного осуществления молодёжной политики; отсутствие необходимого и надлежащим образом подготовленного количества кадров для осуществления образовательной, воспитательной деятельности и организации молодёжной работы; отсутствие в РФ развитой системы мусульманского религиозного послевузовского образования (магистратуры и аспирантуры).

В то же время, при осуществлении молодёжной политики исламскими организациями в РФ уже были достигнуты определённые промежуточные успехи и результаты, а также произошло осознание руководством исламских организаций в РФ необходимости совершенствовать свои устремления и усилия в данной сфере. А потому, данное обстоятельство позволяет сделать вывод о большом потенциале конфессиональной общественной молодёжной политики организаций ислама в РФ, который может быть эффективно реализован в процессе последующего взаимодействия этих организаций друг с другом, с государством, с другими традиционными для России религиозными конфессиями и общественными структурами.

ЛИТЕРАТУРА

1 Джаннат Сергей Маркус. Актуальные проблемы молодежной исламской культуры в России. Выступление на Международной конференции «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь России», Москва, 31 мая 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.musHm.ru/1/cont/33/35/653.htm.

Dzhannat Sergei Markus. (2006). Aktual'nye problemy molodezhnoi islamskoi kul'tury v Rossii. Vystuplenie na Mezhdunarodnoi konferentsii «Gumanisticheskie tsennosti i musul'manskaya molodezh' Rossii», Moskva, 31 maya 2006 g. URL: http://www.muslim.ru/1/cont/33/35/653.htm.

2 Гайнутдин Р., муфтий. Ислам: Милость для мира: проповеди, обращения, богословские труды. 1995-2008 гг. М.: Эксмо 2011.

Gainutdin R., mufti. (2011). Islam: Milost' dlya mira: propovedi, obrashcheniya, bogoslovskie trudy. 1995-2008 gg. Eksmo. Moskva.

3 Малашенко А.В. Ислам для России. М.: Российская Политическая Энциклопедия (РОССПЭН). 2007. Malashenko A.V. (2007) Islam dlya Rossii. Rossiiskaya Politicheskaya Entsiklopediya (ROSSPEN). Moskva.

4 Парадигма исламского образования в России. Размышления ректора РИУ (Казань) / Р.М. Мухаметшина //

Сайт islamnews. 16.07.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-

135396.html.

Paradigma islamskogo obrazovaniya v Rossii. Razmyshleniya rektora RIU (Kazan'). R.M. Mukhametshina On: Sait islamnews 16.07.2012. URL: http://www.islamnews.ru/news-135396.html.

5 Талгат Таджудин: Нет принуждения к вере // Челябинский рабочий. 13.11.2001.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mediazavod.ru/articles/5345.

Talgat Tadzhudin: (2001). Net prinuzhdeniya k vere. Chelyabinskii rabochii 13.11.2001. URL:

http://mediazavod.ru/articles/5345.

6 Талгат Таджуддин призвал к усилению духовно-просветительской работы среди молодежи. Интерфакс-Религия. 31.08.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://religion.customers.ru/?act=news&div=42034. Talgat Tadzhuddin prizval k usileniyu dukhovno-prosvetitel'skoi raboty sredi molodezhi In: Interfaks-Religiya. 31.08.2011. URL: http://religion.customers.ru/?act=news&div=42034.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.