Раздел IV
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
Е. О. Матвеева
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ГЕРОЕВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
В статье сделана попытка обозначить положительные тенденции в современной литературе для детей и юношества. С позиций нравственности проводится анализ произведений участников ежегодного Международного конкурса им. А. Н. Толстого, выделены основные проблемы и темы современной детской литературы, определены характерные черты и идеалы юного читателя.
Ключевые слова: литература для детей и юношества, нравственность, Международный конкурс им. А. Н. Толстого.
The article is an attempt to identify positive trends in contemporary literature for children and the young. From the point of morality the author analyzes works ofparticipants of the annual International contest named after A. N. Tolstoy, highlights the major issues and themes of contemporary children’s literature, identifies characteristics and ideals of a young reader.
Key words: literature for children and the young, morality, International contest named after A. N. Tolstoy.
В начале нового тысячелетия развитие отечественного книгоиздания и библиотечного дела характеризуется противоречивыми тенденциями: с одной стороны, за два десятилетия кардинальных социальных преобразований возникли тысячи частных издательств, а понятие книжный дефицит, канув в Лету, стало частью советской истории, с другой - качество издаваемой продукции заставляет желать лучшего, ведь вместе с действительно прекрасными и необходимыми для интеллекта, сердца и души человека книгами на прилавках и библиотечных полках появляется большое количество второстепенной литературы, рассчитанной на невзыскательный читательский вкус, культивирующей примитивные, сугубо утилитарные социально-психологические установки. О недостатках отечественной литературы, адресованной юным читателям, сказано уже довольно много: филологи, педагоги, психологи, литературоведы справедливо критикуют современных авторов за примитивные сюжеты, не имеющие никакой воспитательной ценности, отмечают убогий язык и стиль их книг, делают акцент на шаблонности и неубедительности образов героев многих произведений, увидевших свет в последнее десятилетие. Однако наша задача заключается не в том, чтобы очередной раз привлечь внимание профессионального сообщества к недостаткам детской литературы и проблемам ее развития, а в том, чтобы обозначить положительные тенденции, наметившиеся в последнее время.
С 2005 г. в Москве по инициативе члена Союза писателей России прозаика и журналиста И. В. Лан-гуевой-Репьевой проходит ежегодный Международ-
ный конкурс детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого. За время существования конкурс открыл десятки талантливых авторов, живущих в разных регионах Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье (достаточно сказать, что на конкурс приходят работы из Англии, Германии, Израиля). Всех их, безусловно, объединяет интерес к миру детства и любовь к детям, сближает благородное стремление донести до подрастающего поколения вечные ценности и социально значимые цели человеческого бытия.
Какие же проблемы волнуют современных авторов, о чем прежде всего они пытаются поговорить с детьми, какие идеи и идеалы транслируют они в социум? Попытаемся ответить на эти вопросы, неизбежно сопровождающиеся размышлениями о развитии русской детской литературы начала нового тысячелетия.
Среди позитивных моментов, присущих творчеству конкурсантов, необходимо отметить возросшую гражданскую ответственность авторов, стремящихся преодолеть агрессивное, разрушающее юные души влияние массовой культуры, в первую очередь, разумеется, телевидения. Если выходящие немалыми тиражами, скопированные с иностранных образцов детские журналы, а также телевизионная продукция для подрастающего поколения не устают проповедовать эгоистическую замкнутость человека на личных проблемах, утверждают необходимость постоянного совершенствования внешнего облика, безответственно культивируют в юных душах беззастенчивый эгоизм и немоти-
105
вированную жестокость, то авторы, работающие сегодня в детской литературе, стремятся к гармонизации внутреннего мира юных читателей, воспитанию людей, способных к состраданию и созиданию, спешащих делать добро, понимающих, что чужого горя не бывает. Таковы герои стихотворений И. Дружаевой, С. Вой-тюк, А. Горн, Т. Логачевой, Л. Мирошниковой, М. Новиковой и прозы О. Гарнат, А. Никольской-Эксели, А. Козыревой, которые не только живут сами по законам доброты и справедливости, но и учат доброте окружающий мир, взрослых людей. Например, герой стихотворения Ирины Дружаевой «Чужая старушка?», не раздумывая ни секунды, кинулся на помощь незнакомой пожилой женщине, когда той стало плохо на улице:
Я не мог не обернуться...
Не вернуться я не мог.
Той старушке отряхнуться,
Сесть на лавочку помог.
[2, с. 86]
Так рассказывает мальчик о начале дружбы с одинокой старушкой Марией Ивановной, для которой он стал настоящей опорой и помощником. Да и как же может быть иначе, если ему:
Бимку выгулять не лень,
В магазин сходить, в аптеку,
Проводить в библиотеку.
[Там же]
А когда баба Маша попадает в больницу, отзывчивый герой стихотворения, несмотря на определенное недовольство родителей, забирает ее же Бимку к себе домой. Картина, нарисованная И. Дружаевой, как будто бы не может не радовать, ведь ребенок проявил чуткое сострадание и деятельное внимание к пожилому и не очень здоровому человеку, однако, знак вопроса, вынесенный автором в название произведения, свидетельствует о душевном одиночестве мальчика, которого с трудом понимают родители и абсолютно отказываются понимать друзья, иными словами, его альтруистический порыв не находит отклика в нашем социуме, довольно прагматическом и жестком к слабым, больным и немощным. Душа этого ребенка не созвучна духу нашего времени:
Только вот Никитке с Борькой
Я б об этом не сказал:
Не поймут меня нисколько, посмеются за глаза.
Ведь старушка та - «чужая».
Так за что же так уважаю?
[2, с. 86]
Современные авторы не боятся говорить с юными читателями о философских законах человеческого бытия, определяющих смысл жизни и поведение человека, не уходят от серьезного разговора о жестокости и сострадании, о несправедливости и воздаянии, о душевной черствости и альтруизме.
Стихотворения Андрея Тарханова удивительно светлы, красивы и романтичны, они помогают юным читателям замечать прекрасное в самом обыденном, полюбить неброскую красоту родной природы. Поэт советует детям и взрослым наполнить сердца чуткой добротой, настроить души на волну сочувствия тем, кто окружает человека в повседневной жизни. Например, в стихотворении «Спящая бабочка» бабушка объясняет внукам Сереже и Вите, что нельзя тревожить прекрасную гостью, нашедшую приют в их доме:
Шепчет она: «Не шалите.
Дверью не хлопайте, дети.
Снится ей сказка о лете...
<...>
Мир ее хрупок и тонок,
Бабочка - тот же ребенок.
[Там же, с. 134]
Автор повести «Фунтик и жизнь, или Жизнь Фунтика» Ольга Гарнат утверждает, что человек, видящий смысл жизни лишь в непрерывном обогащении, общающийся с окружающими исключительно с прагматической точки зрения, не умеющий любить никого, кроме себя, в конечном счете обречен на моральное поражение и крушение надежд, ибо в финале он неизбежно останется в одиночестве.
Фунтик - главный герой повести - еще совсем маленький щенок, на долю которого выпало множество серьезных испытаний, а самое главное из них -злой хозяин, ненавидящий и людей, и животных, расчетливо прикидывающий, какую выгоду он получит от любого своего шага, начинания, общения. Попав волей счастливого случая в добрый и теплый дом, Фунтик поначалу не может постичь, что нового хозяина не надо бояться, а можно даже любить, что полная миска, теплая конура, сахарная косточка, словом, стандартный набор материальных благ, символизирующих собачье счастье, - это не самое дорогое и заветное в жизни.
Другой, не менее симпатичный герой повести, кот Люк, наставляя несмышленого щенка, произносит фразу, являющуюся основополагающим принципом бытия человека: «. Лучше и дороже всего самого вкусного в мире - любовь, любовь к ближнему тебе существу! Потерять близкое существо - это все равно,
106
что умереть самому, потому что жизнь перестает радовать и становится пустой и ненужной» [2, с. 303].
Оттаяв душой, Фунтик научился любить, сострадать, прощать. Идеи сострадания и прощения являются, пожалуй, смыслообразующими в повести
О. Гарнат, поскольку с ними связаны ключевые моменты развития сюжета: вот Вова Чаркин - «свирепый предводитель бродячей стаи, гроза свалки и ее окрестностей» - пытается похитить ароматный бублик у беззащитного, доверчивого маленького хозяина Фунтика - Антона. Сбежавшиеся на крик малыша люди всеми силами стараются прогнать беспризорного пса, а «в это время Антоша вырвал свою ручонку из рук матери, вернулся к кусту сирени, сорвал с него забытый всеми бублик, подбежал к медленно пятившемуся Вовану и положил бублик перед ним на землю:
- Собачка, кушай! - всхлипнул он, - Кушай, собачка! Ты, наверное, голодная, кушай, мне совсем не жалко!» [Там же, с. 290].
А вот сам главный герой повести, похолодев от ужаса и тоски, пытается догнать машину скорой помощи, ведь ему так необходимо быть рядом с новым хозяином - добрым и справедливым человеком - в тяжелую минуту. Вот бродячие, «свалочные», по определению людей, животные пытаются спасти заблудившегося в городе Фунтика.
Следование законам доброты, по мысли О. Гар-нат, категорически исключает идею мщения, «ведь злой человек своей злобой и жестокостью уничтожает в первую очередь самого себя, а месть лишь затмевает ум и ожесточает сердце».
В повестях и рассказах Анны Козыревой смысл жизни раскрывается через непрерывный диалог человека с окружающим миром, с самим собой, с Творцом. Способности задумываться над сложными
проблемами бытия, с детских лет рассуждать над тайнами мироздания и загадками души, стремление соотносить свой нравственный выбор с высшими принципами гуманизма и любви - все это, по убеждению писателя, отличает настоящего человека и приближает его к Богу. Душа ребенка бесконечно устремлена к гармонии, доброте, он острее взрослых чувствует диссонансы жизни и более эмоционально переживает их. Задача же взрослых поддержать подрастающую личность на пути постижения ею законов мироздания, не дать погибнуть в ее душе росткам доброты, милосердия, альтруизма.
Герой рассказа А. Козыревой «Мамочка, не умирай» маленький Веня в морозную ночь, так похожую на ночь из бабушкиных сказок, сделал страшное открытие: оказывается, наступит такое время, когда мама навсегда уйдет от него, став яркой звездочкой на небе: «Вскинулся Веня моментальным обзорным взглядом: игольчатой искоркой вспыхну-лась звездочка и, прочертив короткую дугу, устремилась к земле: душа обомлела и не по-детски болезненно заныла». Осознав весь ужас вдруг постигнутой им истины, мальчик не может сдержать слез и умоляет растерянную, ничего не понимающую мать: «Мама! Мамочка! Не умирай! Никогда-никогда не умирай!» [1, с. 124]. В этих слезах, в этом страстном взволнованном призыве, в этой неподдельной подавленности - первые, истинно человеческие, проявления большой души этого пока маленького человека.
Работы, присланные на Международный конкурс им. А. Н. Толстого, свидетельствуют: традиции умного, доброго и психологически точного диалога с ребенком-читателем, заложенные в предыдущий период развития отечественной литературы, востребованы новым поколением авторов, они развиваются в начале третьего тысячелетия.
1. Праздник слова: в 3 т. - М.: Рос. писатель, 2009. - Т. 3. - 400 с.
2. Пятьдесят писателей: в 4 т. - М.: Рос. писатель, 2008. - Т. 2. - 544 с.
107