Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 371.4 ББК 74 Б435
А. Е. Белобородова Иркутск, Россия
НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА КАК ПРОВОДНИКА ИДЕЙ
МИРА И ТОЛЕРАНТНОСТИ
В статье рассматривается сущность нового принципа организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - «нравственный пример педагога», дано обоснование нового аксиологического направления воспитания - «миротворческое воспитание школьников», представлены показатели готовности классного руководителя к его осуществлению.
Ключевые слова: толерантность, миролюбие, миротворчество, мир, воспитание в духе мира, духовно-нравственное воспитание, нравственный пример педагога
A. E. Beloborodova Irkutsk, Russia
A MORAL EXAMPLE OF A TEACHER AS A BEARER OF PEACE
AND TOLERANCE IDEAS
The article considers the essence of a new principle of pupils' moral development and upbringing - «a moral example of a teacher». The substantiation of a new axio-logical upbringing approach «pupils' peacemaking upbringing» is given. Teacher's preparedness for this approach realization is discussed.
Key words: tolerance, peaceableness, peacemaking, peace education, moral education, moral example of a teacher
©Белобородова А.Е., 2014
Одной из самых актуальных проблем современного мира и современного образования является проблема формирования миролюбия и толерантности у подрастающего поколения и распространение этих идей во всех сферах жизни и деятельности человека. Это предопределено ситуацией, сложившейся в мире, которая характеризуется ростом межнациональных и религиозных конфликтов, предубеждением к людям других национальностей, ксенофобией, происходящими кардинальными изменениями в социально-экономическом устройстве России, которые не могут не затрагивать систему образования, вынужденную изменяться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым к ней обществом и государством в ближайшей и отдаленной перспективе.
Цели воспитания, пути их достижения определяются государственной политикой в области образования. Они зафиксированы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, образовательной программе образовательного учреждения.
Социальный заказ образованию определяется в системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). Их анализ позволяет установить, что одно из центральных мест в вышеназванном документе занимают категории «межэтнический мир» и «согласие», которые трактуются как единство в многообразии; признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа России; равноправие граждан независимо от национальности, политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе провозглашаются как приоритетные направления образовательной политики. Отмечается, что межэтнический мир включает толерантность, то есть признание и уважение
культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.
В Концепции раскрывается понимание сущности понятия «многообразие культур и народов», которое для России означает диалог и взаимообогащение всех культурных потоков: общенациональной и общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем.
Именно культурное многообразие и свобода культурного выбора рассматриваются как условие развития стабильности и гражданского согласия. Важным является то, что в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в качестве одной из базовых ценностей признается Человечество. Сущность данной базовой ценности трактуется как «мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество».
Интерпретируя положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в частности раздела «Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания», мы считаем принципиальным отметить одну, важнейшую системообразующую, «дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям - ценность Учителя», проводника идей мира и толерантности. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, -не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности... Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в харак-
тере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» [Ушинский, 1939, С. 15].
По мнению А. Дистервега, самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
В контексте проблемы толерантности в Концепции обращают на себя внимание конкретные ориентиры в различных сферах.
Так, в сфере личностного развития воспитание должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию; укрепление нравственности на основе духовных отечественных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты; нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и т.д.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечивать готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.
Итак, толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.
Исходя из этого, во многих социологических и политологических теориях уровень толерантности общества рассматривается как один из ведущих, иногда главных критериев духовного, социального, политико-государственного развития общества. Проблема воспитания обучающихся в духе мира и толерантности - явление, характерное не только для России, но и для ряда других государств. Педагоги различных стран мира отмечают повышенную агрессивность подростков, их нетерпимое отношение к сверстникам, неумение решать проблем-
ные ситуации. Международные организации отмечают, что миролюбие, толерантность должны стать основой взаимодействия людей, народов, стран. Отказ от насилия, уважительное отношение к другим народам, солидарность, осознание собственной самобытности есть насущная потребность современности.
Проблема воспитания школьников в духе мира и толерантности в настоящее время является предметом изучения психологов, педагогов, социологов. В определенной степени она сопряжена с поликультурным воспитанием, задачи которого определены В.В. Макаевой, З.А. Мальковой, Л.Н. Супруновой и др.; гражданским, межэтническим воспитанием (З.Г. Гасанов, А.С. Гаязов и др.). Вопросы миротворческого воспитания, формирования толерантности исследуются А.Г. Асмоловым, В.М. Кабатченко, Э.С. Соколовой, С.А. Тангян, З.К. Шнекендорфом и др. Анализ философско-педагогической, психологической, культурологической литературы, современного состояния практики позволяет выделить ряд социально-педагогических противоречий, предопределяющих актуальность воспитания толерантности у школьников:
- между стремлением государств и народов к мирному существованию, насущной жизненной потребностью в формировании подрастающих поколений как проводников идей мира, толерантности, дружбы и культивированием сепаратизма по принципу конфессиональной, национальной принадлежности;
- между движением человечества к всеединству и стремлением народов сохранить национальные ценности;
- между необходимостью специальной подготовки педагогов к миротворческому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теории и практики миротворческого воспитания школьников.
Конвенция о миротворческом воспитании гласит, что признание прирожденного достоинства и равных, неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле.
В современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нации, народности характеризуется иногда негативными последствиями. Особенно ярко эти проявления за-
метны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасения, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства».
В сложившейся ситуации миротворчество становится ведущим этическим ориентиром, ценностным императивом. Мирное сосуществование социумов рассматривается как закономерность общественного прогресса, а стремление жить в мире с другими народами выступает как насущная потребность личности.
Наша позиция состоит в том, что для воспитания школьников в духе миролюбия и толерантности необходима, прежде всего, специальная подготовка учителей, классных руководителей.
Резюмируя сказанное, мы констатируем, что актуальность миротворческого воспитания определяется потребностью общества в воспитании миролюбивой личности, потребностью школьников в приобретении знаний и умений существования в условиях поликультурной, поликонфессиональной, полиэтнической среды.
Рассмотрение сущности миротворческого воспитания позволяет утверждать, что в материалах ЮНЕСКО, Конвенции о миротворческом воспитании, отдельных исследованиях предпринимаются попытки осмысления понятий «воспитание в духе мира», «миротворческое воспитание», однако существующие определения, на наш взгляд, не отражают сущности изучаемого явления в полной мере. Как правило, они раскрывают данное понятие через перечисление задач воспитания (правового, поликультурного, межэтнического и т.д.). Это вызывает необходимость определения собственных подходов к его трактовке.
Понятие «миролюбие» не вызывает особых разногласий и обычно трактуется как черта характера личности, выражающая одно из основных гражданских и нравственных качеств и проявляющаяся в дружелюбии по отношению к другим людям, толерантности по отношению к иному мнению, доброжелательности, сдержанности в конфликтных ситуациях, умении разрешать конфликты мирным путем.
Категория «мир» в соответствии со справочной литературой также не имеет разночтений. Так, в Словаре русского языка данное понятие представлено как «согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссор, отсутствие войны, вооруженных действий между государствами; согласное существование государств, народов» [Ожегов, 1991, С. 448].
В Словаре современного русского языка «мир» определяется как «состояние отсутствия вражды, ссоры; согласие... Спокойствие, тишина, покой » [Словарь современного русского языка, 1957, С. 1050].
Мир рассматривается также как совокупность всех форм существования материи, состояние отношений между народами и государствами, для которого характерно соблюдение основных общепринятых международных норм взаимоотношений без применения вооруженных сил и угроз.
Мы вкладывает в понятие «мир» гармоничные межличностные отношения на основе уважения прав человека на различных уровнях общения, духовную гармонию человека, плодотворное сотрудничество между народами, отсутствие между ними войн и вражды. «Воспитание в духе мира» - наиболее употребительное понятие, вошедшее в научный обиход. Словарь С.И. Ожегова определяет «дух» как «сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее действие; внутренняя моральная сила; содержание, истинный смысл чего-нибудь». «В духе чего-либо» трактуется как «в соответствии с чем-нибудь, соответственно чему-нибудь» [Ожегов,1991, С. 186].
Отсюда воспитание в духе мира определяется нами как целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с идеями мира.
Что касается понятия «миротворческое воспитание», то в целом в справочной литературе (Большая Советская энциклопедия, Словарь русского языка С.И. Ожегова, Словарь современного русского языка, Философский словарь, Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Евфрона, Русский толковый словарь и др.) данное понятие вообще не встречается. Лишь в Словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньевой раскрывается зна-
чение слова «миротворство» как устаревшее «действия миротворца; стремление примирить ссорящихся, враждующих». «Миротворец - тот, кто примиряет ссорящихся, враждующих, способствует прекращению ссоры» [Словарь русского языка, 1985-1988, С. 277].
Понятие «миротворческое воспитание» менее употребительно, чем «воспитание в духе мира» и, как правило, употребляется как его синоним. Однако мы не склонны толковать данные понятия как идентичные и считаем необходимым акцентировать внимание на составе слова «миротворчество», которое содержит в себе «мир» и «творить». Рассмотрев понятие «мир» как политическую, философскую, этическую категорию, мы определяем в соответствии со словарями «творить» как «творчески созидать что-либо; делать, совершать, осуществлять». Из данных рассуждений следует, что миротворчество есть форма активности и самостоятельности личности. Отсюда миротворческое воспитание предполагает активность субъекта, его деятельностный характер.
Под миротворческим воспитанием мы понимаем процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся:
^ способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства; ^ знаниями о других культурах и народах;
^ умениями руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями; ^ положительным отношением к миротворчеству.
В качестве показателей профессиональной готовности классного руководителя к миротворческому воспитанию школьников мы рассматриваем: - знание историко-правовых и педагогических предпосылок становления миротворческого воспитания как нового аксиологического направления воспитательной работы;
- знание основных документов ООН, ЮНЕСКО, РФ, определяющих актуальность миротворческого воспитания школьников;
- знание сути и умение осуществлять диагностико-прогностическую деятельность (владение диагностическими методами, умение осуществлять прогноз хода своей педагогической деятельности в аспекте миротворческого воспитания школьников);
- владение методикой планирования миротворческого воспитания школьников (знание общего алгоритма составления плана, его структуры различных матриц основной части плана, умение составлять перспективный план);
- знание сути и владение технологией проектировочной деятельности (умение составлять программу миротворческого воспитания школьников, план воспитательной работы, проектировать воспитательную систему класса);
- знание сути и владение технологией гностической деятельности по миротворческому воспитанию школьников (осуществление сбора и анализа данных, полученных в ходе диагностической деятельности учителей-предметников, психологов, социальных педагогов и др.; анализ данных, полученных в ходе собственной диагностической деятельности, анализ изменений в миротворческой воспитанности, ведение карт педагогического мониторинга, анализ собственной деятельности с целью внесения изменений в задачи, содержание, формы, методы работы с детьми, анализ воспитательной работы в процессе учебной и внеурочной деятельности).
Таким образом, реализация на практике ведущих идей педагогики мира во многом зависит от усилий учителей, специально подготовленных к воспитанию толерантности и миролюбия у школьников. В связи с этим появляется необходимость в определении системы подготовки педагогов к организации обозначенного процесса.
Библиографический список
1. Белобородова А.Е. Теоретические основы и педагогическая технология подготовки студентов университета к миротворческому воспитанию школьников: дис. ...д-ра пед. наук. Иркутск, 2001. 375 с.
2. Оборина Е.В. Педагогический аспект феномена толерантности // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 2729.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 3 изд., испр. М.: Рус. яз., 1991. С. 149.
4. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Ю.П. Поваренков // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. Вып. 21. С. 240-256.
5. Словарь современного русского языка. Том 6.:М-Л: АН СССР, 1957. 1460с.
6. Словарь русского языка. В 4-х т. Т. 1. : АН СССР, Ин-т рус.яз. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. Яз., 1985-1988. С. 412.
7. Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе. М.: 1939. С. 15-16.