Научная статья на тему 'Формирование опыта нравственного поведения ребенка'

Формирование опыта нравственного поведения ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2623
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОПЫТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПЫТА / МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / MORAL EDUCATION / THE EXPERIENCE OF MORAL BEHAVIOR / THE LEVEL OF COMPLETENESS OF EXPERIENCE / THE METHODS OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Светлана Владиславовна

В статье раскрывается проблема нравственного воспитания школьников как формирования опыта нравственного поведения ребенка. Автор анализирует понятие «опыт», уточняет педагогический смысл категории «нравственный опыт», раскрывает характеристики возможных уровней формирования опыта нравственного поведения, определяет методы воспитания, которые обеспечивают развитие нравственного опыта ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the problem of moral education of schoolchildren as the formation of the experience of moral behaviour of the child. The author analyzes the concept “experience” clarifies the pedagogical meaning of “moral experience”, reveals the characteristics of the possible levels of the formation of experience of moral behavior, determines methods of education, which provide the moral development of the child's experience.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта нравственного поведения ребенка»

УДК 37.034

Колесова Светлана Владиславовна

кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

Барнаул, Россия 656031, Барнаул, Молодежная, 55, +7 (3852) 36-31-71

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

РЕБЕНКА

Svetlana V. Kolesova

Ph.D., Associate Professor

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Altai State Pedagogical University» 55, Molodezhnaya, 656031, Barnaul, Russia

FORMATION OF EXPERIENCE OF MORAL BEHAVIOR

OF THE CHILD

Аннотация. В статье раскрывается проблема нравственного воспитания школьников как формирования опыта нравственного поведения ребенка. Автор анализирует понятие «опыт», уточняет педагогический смысл категории «нравственный опыт», раскрывает характеристики возможных уровней формирования опыта нравственного поведения, определяет методы воспитания, которые обеспечивают развитие нравственного опыта ребенка.

Ключевые слова: нравственное воспитание, опыт нравственного поведения, уровень сформированности опыта, методы нравственного воспитания.

Abstract. The article reveals the problem of moral education of schoolchildren as the formation of the experience of moral behaviour of the child. The author analyzes the concept "experience" clarifies the pedagogical meaning of "moral experience", reveals the characteristics of the possible levels of the formation of experience of moral behavior, determines methods of education, which provide the moral development of the child's experience.

Key words: moral education, the experience of moral behavior, the level of completeness of experience, the methods of moral education.

Проблема формирования опыта нравственного поведения ребенка входит в контекст современной культуры и остается предметом осмысления

© Колесова С.В., 2017

педагогической науки и практики. Понимание значимости опыта нравственного поведения формируется в сознании каждого человека. Педагогу необходимо выявить рождающееся осмысление нравственности, развить его, помочь ребенку в усвоении, освоении и присвоении нравственных ценностей и формировании на их основе собственного опыта нравственного поведения. Такой опыт формирует умение человека достойно жить в этом сложном мире.

Известно, что дети школьного возраста зачастую хорошо знают, как правильно себя вести, довольно точно могут оценить со стороны, что нравственно, а что нет, однако свое поведение далеко не всегда согласовывают с известными им нормами морали и нравственности. Можно сказать, что дети порой выступают в роли «теоретиков» нравственного поведения, им недостает собственного опыта такого поведения. Нравственные ценности и нормы, даже если хорошо усвоены, многими детьми не присвоены, не стали личностно значимыми, тогда ребенок не руководствуется ими в своей жизни и поведении.

Для решения обозначенной проблемы необходимо уточнить сущность понятия «опыт нравственного поведения», проанализировать различные подходы к пониманию этого явления в педагогической науке, изучить состояние вопроса в реальной педагогической действительности и определить возможные пути решения вопроса.

В узком смысле понятие «опыт» понимается как наблюдение или научный эксперимент. В широком смысле «опыт» - то, что приобретается человеком в процессе его практического взаимодействия с внешним миром, совокупность знаний, умений и отношений, которая образуется в результате такого взаимодействия с объектами окружающей действительности [1, с. 458]. Н.Е. Щуркова уточняет, что опыт есть последствия плодотворного взаимодействия общественного субъекта с внешним миром, некий след в личностной структуре, который остается после взаимодействия с определенным объектом мира: субъект теперь знает, как взаимодействовать с предметом; в результате протекающего взаимодействия и полученного результата он так или иначе относится к данному объекту. Обычно человек неосознанно ориентируется и опирается на имеющийся у него опыт при выполнении какого-либо дела. При этом нравственный опыт человека включает совокупность знаний, представлений, ценностных ориентации, отношений о различных сторонах жизни, а также жизненно необходимые практические умения и навыки, позволяющие решать проблемы в своей жизни [4, с. 19, 38]. По мнению И.В. Цветковой, опыт в широком смысле рассматривается как апробированные в личной практике и деятельности ребенка нормы и способы взаимодействия с окружающим миром [3, с. 59].

Понятие «опыт» многогранно. В первом случае он рассматривается как особый вид деятельности человека, во втором - как результат взаимодействия субъекта с миром, в третьем - как личная практика человека по апробации разных способов такого взаимодействия. В нашем исследовании сделан акцент на изучении проблемы приобретения нравственного опыта ребенком в школе.

Подчеркнем, что нравственный опыт - это не только само взаимодействие, т.е. деятельность субъекта, но и то что остается, от такого взаимодействия и закрепляется в структуре личности воспитанника. Недаром говорят, что поделиться опытом - значит передать этот продукт как нечто целое и ценное. По мнению многих авторов, элементы нравственного опыта представляют собой чувственный опыт, связанный с внутренним миром человека - это его мысли, суждения, отношения, переживания, которые тесным образом переплетены и сопровождают, а порой и определяют поступки, поведение субъекта.

Жизненный опыт человека, в частности и опыт нравственного поведения, можно рассматривать с различных позиций. В контексте культуры различают опыт культуры жилища, питания, одежды, культуры взаимодействия с другими людьми, духовный опыт, опыт отношения к себе; в контексте времени опыт может быть преждевременным, своевременным, запоздалым, текущим или историческим; по характеру результата опыт делится на богатый, бедный, горький, удачный и др. В аспекте формирования опыта нравственного поведения особый интерес представляют возможные уровни его сформированности: умозрительный, первичный и вторичный опыт (по Н.Е. Щурковой) и характеристики опыта с позиции его социальной значимости: позитивный, нейтральный и негативный опыт нравственного поведения. Эти аспекты задают вектор нашего исследования.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования одной из главных педагогических задач ставится формирование духовно-нравственной личности, на основе духовных, культурных ценностей и традиций народов России [2, с. 30]. Однако школьное воспитание зачастую ограничивается формированием только умозрительного опыта нравственного поведения ребенка. Результаты диагностики опыта нравственного поведения учащихся 3-го класса одной из школ города Барнаула по известной методике Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» (учащимся предлагается выбрать один из трех вариантов решения в каждой из представленных жизненных ситуаций) показывают, что у 70 % школьников умозрительный опыт сформирован на высоком и у 30 % - на среднем уровне. Дети знают, как вести себя в обществе, знают нормы морали, этикета, размышляя над ситуациями, совершают правильный выбор для их решения. Учащихся с низким уровнем умозрительного опыта нравственного поведения не обнаружено.

Однако стороннее наблюдение за поведением детей в школе на уроках, во время перемен и в свободном общении обнаруживает, что они далеко не всегда согласовывают собственное поведение с известными им нормами морали и нравственности. Первичный опыт нравственного поведения детей проявляется стабильно лишь у 27 % школьников, у 50 % - ситуативно, а у 23 % - редко. Несмотря на то, что в целом в классе сложилась дружелюбная атмосфера, дети легко общаются, проявляют интерес к событиям жизни друг друга, но заботу и

помощь друг другу оказывают не всегда и не всем. Могут проявлять зависть успеху другого или подсмеиваться над неудачей. Только часть детей сопереживают как успехам, так и промахам сверстников, бросаются на помощь, чтобы объяснить задачу или завершить поделку и т.п.

Чем объясняется такой разрыв между знаниями детей и их поведением? Что не так в практике нравственного воспитания в нашей школе? Представим характеристики и качественные показатели уровней сформированности нравственного опыта у школьников, попробуем выяснить условия развития опыта нравственного поведения от уровня к уровню.

Умозрительный нравственный опыт формируется через чувственные каналы восприятия окружающего мира, ребенок наблюдает взаимодействие другого человека с миром, видит, слышит, ощущает, воспринимает и оценивает результат взаимодействия другого с действительностью. Умозрительный опыт имеет решающее значение прежде всего для детей младшего школьного возраста, склонных к подражанию, копированию поведения взрослых. Особая роль в его формировании принадлежит семье и учителю, как значимым взрослым, чье мнение и образ поведения воспринимаются как пример обыденной достойной жизни. Отношение ребенка к нравственным нормам и правилам формируется под влиянием отношения к ним значимых взрослых. Основу формирования умозрительного нравственного опыта составляет психологический процесс восприятия. Однако мышление непременно сопровождает его: разум анализирует воспринятое, оценивает наблюдаемое, формулирует выводы, запускает переживание тех или иных эмоций, т.е. определяет личностное отношение человека к приобретаемому опыту. Умозрительный опыт, представляемый ребенку, может быть негативным, нейтральным и позитивным.

Методами формирования умозрительного опыта нравственного поведения выступают непосредственное наблюдение, пример, беседы, обсуждения жизненных ситуаций и поступков литературных героев, воспитательные мероприятия с целью непосредственного педагогического воздействия на представление детей о нравственных ценностях и нормах поведения. Умозрительный нравственный опыт задает направление дальнейшего формирования опыта ребенка. Совершить переход от мысленных представлений и образов к практической деятельности довольно сложно, ребенок может испытывать неуверенность в собственных силах, недостаток знаний и умений, страх и др. Все это может стать препятствием на пути перехода к первичному опыту.

Формирование первичного опыта нравственного поведения начинается тогда, когда ребенок выстраивает взаимодействие с объектом мира, производит самостоятельные волевые действия, что порождает последствие такого взаимодействия - определенную жизненную ситуацию. Первая проба и первый результат самостоятельно выстроенного нравственного поведения - это и есть первичный нравственный опыт. Разумеется, между умозрительным

нравственным опытом и первичным нравственным опытом есть некоторое пространство для проявления воли. Именно волевое усилие определяет переход ребенка к первичному нравственному опыту после того, как он знает, как следовало бы поступать. Этот шаг совершает только сам ребенок, никто другой не может сделать это за него. Педагогическая помощь ребенку при переходе к первичному опыту заключается в акцентировании внимания на освоенных умениях и создании для ребенка ситуации успеха в новом виде поведения. Может показаться, что полученный ребенком первичный нравственный опыт зачастую случаен, но на самом деле такой опыт закономерен, он является продуманным и организованным в системе школьного воспитания. Основа первичного организуемого нравственного опыта - действие школьника как самостоятельного субъекта. Он самостоятельно строит свое взаимодействие с другим объектом мира. Например, оказывает помощь кому-то, выполняет поручение, высказывает собственное мнение, общается с друзьями, наводит порядок в классе, защищает обиженного, поливает цветы и др. Условием успешности первичного нравственного опыта ребенка является скрытое инструктирование, сохраняющее субъектность и самостоятельность ребенка: «может, стоит начать с..., будет лучше, если сначала..., попробуй так..., иногда помогает, если.» и т.п. Успешность первичного опыта нравственного поведения обеспечивает проживание ребенком удовлетворения, положительных эмоций от самостоятельно выполненной деятельности, образуя психологическую связь «нравственное поведение - позитивное отношение», что окрашивает приобретаемый нравственный опыт как позитивный и способствует его закреплению в форме привычки.

Для формирования отношения ребенка к своему первичному опыту нравственного поведения при его организации важно инициировать осмысление воспитанником ценностной сущности производимых действий. Известно, что подростки ориентированы на усвоение общечеловеческих и традиционных для России нравственных ценностей. Моральное развитие подростка реализуется как процесс адаптации ребенка к социальной действительности. При формировании первичного опыта нравственного поведения педагогический акцент делается на суждениях, оценке, мотивах поведения, принятии решения в ситуациях нравственного выбора.

Формирование первичного опыта нравственного поведения будет обеспечиваться такими методами воспитания, как игры и упражнения. В игре ребенок может пробовать принять решение, поступить так или иначе, понять последствия принятых решений и совершаемых действий. При этом игровая ситуация безопасна для него, даже последствия негативного опыта не являются непоправимыми, всегда можно, оценив ситуацию, «переиграть» ее, опробовать другой способ взаимодействия с объектом действительности и присвоить позитивный опыт решения ситуации нравственного выбора. Упражнения в нравственном поведении позволяют ребенку накопить такой опыт. Педагог может использовать как прямые упражнения, в которых явно указан способ

нравственного поведения (преимущественно для младших школьников), так и косвенные упражнения, которые задают направление принятия решения, оставляя ребенку свободу выбора и развивая его субъектность. Например, рассмотрим упражнение «Пять шагов к цели». Школьнику предлагается определить одну самую заветную цель и продумать пять своих шагов, помогающих достижению этой цели: что может сделать сам ребенок, чтобы приблизиться к цели (например, что делать, чтобы родители позволили завести собаку). Такое упражнение позволяет формировать у детей опыт постановки реалистичных целей и планирования собственных усилий для их достижения, опыт рефлексии своей деятельности, выявления успехов и неудач. Осмыслению действий и поведения ребенка как элементов первичного нравственного опыта способствует использование приемов «я-сообщения», «ты-сообщения», положительного подкрепления, методов скрытой оценки, обращение к разуму субъекта, акцент на достоинствах и др. Такие приемы хорошо известны современным педагогам, знакомым с технологиями ценностного воспитания, педагогической поддержки воспитанника, воспитания счастьем, позитивной педагогики. Весь арсенал этих технологий может успешно применяться для формирования первичного опыта нравственного поведения детей.

Однако даже многократный опыт обладает способностью ускользать из памяти человека, если он остается на первичном уровне и не развивается дальше. Опыт нравственного поведения также имеет способность к развитию. Первичный нравственный опыт обладает потенциальными возможностями преобразоваться во вторичный нравственный опыт - уровень, который обеспечивает формирование привычки такого поведения, т.е. преобразования опыта в качество личности. Данный переход обусловлен духовными и физическими усилиями ребенка, напряжением его интеллекта, эмоций и воли. Однако не все люди склонны к усилиям и напряжению, а значит, не все становятся носителями вторичного нравственного опыта. Для вторичного нравственного опыта характерна интеллектуальная работа человека по анализу происходящего - его взаимодействия с миром. Если же ребенок не делает выводы из предыдущего неудачного опыта, значит, он не затрудняет себя осмыслением происходящего и не продумывает коррекцию будущего с позиции сложившейся ситуации. Осмыслить собственный нравственный опыт -значит найти и продумать причинно-следственную связь свершившейся ситуации с собственным поведением, с принятыми решениями и сделанным выбором. Если педагог не занимается становлением вторичного нравственного опыта детей, то его формирование протекает стихийно и определяется мерой интеллектуальных способностей воспитанника, степенью его самосознания. Если ребенок не способен установить причинно-следственные связи, то его нравственное развитие останавливается на уровне первичного опыта. Тогда в ситуации отрицательного нравственного опыта ребенок выстраивает для себя психологическую защиту в форме оправдания своего поведения причинами, которые расположены вне его: ищет виновных, препятствующие

обстоятельства, помехи и т.п. Важно, чтобы анализу и выявлению причинно-следственных связей подвергался как позитивный, так и негативный опыт, нравственное и безнравственное поведение. При этом субъектом такого осмысления выступает сам воспитанник, установление и анализ причинно-следственных связей выводит его на уровень философского осмысления факта или явления, позволяет подняться над конкретной ситуацией. Приобретение вторичного нравственного опыта выводит ребенка в позицию субъекта собственной жизни, позволяет ему строить свой образ достойной жизни. Человек, который осознанно строит свою жизнь, принимает на себя ответственность за последствия своих деяний и совершаемый выбор. Вторичный нравственный опыт преобразует человека, наделяя его не только нравственным опытом, но и способностью управлять обстоятельствами, строить свою жизнь согласно собственным представлениям о достойной жизни.

Обретению вторичного опыта нравственного поведения будут способствовать ситуативные методы воспитания: ситуации нравственного выбора, создание ситуаций успеха, ситуации триумфа личности, ситуации позитивной коррекции негативного поведения, и перспективные методы нравственного воспитания: включение детей в коллективную творческую деятельность, классные часы-размышления нравственного содержания. Такая деятельность предполагает инициативность, самостоятельность и активность самих воспитанников. За неимением возможности обосновать все указанные методы в силу ограниченности рамок статьи остановимся на специфике применения ситуаций нравственного выбора как метода формирования вторичного нравственного опыта ребенка.

Ситуации нравственного выбора не создаются преднамеренно, они наполняют повседневную жизнь ребенка в школе: можно помочь или пройти мимо того, кто нуждается в помощи; можно сказать правду, промолчать или солгать и т.п. Распространенная ошибка педагогов состоит в том, что они лишают детей этих ситуаций нравственного выбора, заставляя детей поступать правильно: диктуют, как следует поступить, спешат с готовыми указаниями и распоряжениями либо сами не замечают, а потому не используют такое мощное воспитательное средство, как ситуации нравственного выбора. Однако для обретения вторичного опыта нравственного поведения важно, чтобы ребенок по собственной воле принял решение, как правильно поступить, тогда присваивается позитивный нравственный опыт. Если же ребенок совершает ошибочный выбор, то сталкивается с негативным опытом поведения: другие его осуждают, сердятся, выражают недовольство, т.е. вызывают негативные переживания у ребенка. Такое поведение осмысливается им как негативный опыт, тогда задача педагога помочь ребенку установить причинно-следственные связи между собственным поведением и наступившими последствиями, чтобы помочь осознать необходимость корректировки такого поведения. Здесь ведущая роль принадлежит главному профессиональному умению педагога - умению задавать вопросы и ставить проблемы: «как теперь

к тебе станут относиться другие? Чего ты хочешь? Что теперь будешь делать? Как исправить положение?» и т.п.

В реальном педагогическом процессе методы нравственного воспитания выступают в сложном противоречивом единстве, и важным оказывается не конкретный метод или прием, а их разумное сочетание, отвечающее поставленной цели, условиям школы, особенностям класса и конкретного ребенка. Комплекс таких методов нравственного воспитания будет обеспечивать всю последовательность этапов формирования опыта нравственного поведения ребенка: от восприятия образцов поведения, знания о принятых нормах поведения и отношения к объектам мира, переживания положительных эмоций, до образования субъективной мотивации и личностного смысла, формирования индивидуальных форм достойного поведения и привычки нравственного поведения, как результата такого процесса.

Список литературы

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Федеральные государственные образовательные стандарты. - Электрон. дан. - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2017).

3. Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 206 с.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.