Научная статья на тему 'Нравственный облик студента-медика и татуировка'

Нравственный облик студента-медика и татуировка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TATTOO / MEDICAL STUDENT / CULTURE / SUBCULTURE / COUNTERCULTURE / BORDERLINE PERSONALITY DISORDER / BIPOLAR PERSONALITY DISORDER / VANGUARD / ТАТУИРОВКА / СТУДЕНТ-МЕДИК / КУЛЬТУРА / СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / ПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / АВАНГАРД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агамова О.Д.

В статье особое внимание уделяется определению понятия «татуировка», истории возникновения этого феномена и его стремительного распространения в различные слои общества, в частности в общество медицинских работников. В контексте данной статьи мы рассматриваем зависимость наличия татуировки у студента-медика и его психологического состояния, влияющего на формирование его системы ценностей и следование общественным нормам и регламентам выбранной профессии. В статье рассматривается характеристика одной из часто встречающихся разновидностей татуировок, которым отдают свое предпочтение студенты-медики и причинно-следственная связь их выбора, в рамках их внутреннего состояния, влияющего в свою очередь на формирование полноценного нравственного облика медицинского работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MORAL IMAGE OF A MEDICAL STUDENT AND HAVING A TATTOO

The key issue of the article is the history of tattoo phenomenon, its drastic development and introduction into the different social layers, particularly into the layer of medical workers. The article represents the link between tattooed student and his or her psychological state which influences the development of personal moral values, as well as the understanding of the importance of his or her profession. The article describes the characteristics of one of the common types of tattoos that are popular among medical students as well as a cause-effect relationship as a result of their tattoo choice which is supposed to be due to the inner state of their minds.

Текст научной работы на тему «Нравственный облик студента-медика и татуировка»

3. Юдина И.А., Куликовская Н.Э. Организация научно-исследовательской работы студентов на базе центра психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы». Специальное образование. 2016; 3 (43): 79 - 88.

4. Чупрова Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 5: 167 - 170.

5. Available at: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&articlejd=5362

6. Абрамова Н.А. О профессиональной подготовке педагогов для реализации инклюзивного образования. В мире научных открытий. 2015; 3.1 (63): 503 - 516. References

1. Koldina M.I. Podgotovka knauchno-issledovatel'skojdeyatel'nostibuduschih pedagogovprofessional'nogoobucheniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2009.

2. Zueva A.S. Kompetentnostnyj podhod v organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2014.

3. Yudina I.A., Kulikovskaya N.'E. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov na baze centra psihologo-pedagogicheskoj pomoschi detyam s OVZ «Sajdyy». Special'noe obrazovanie. 2016; 3 (43): 79 - 88.

4. Chuprova L.V. Organizaciya nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov v usloviyah reformirovaniya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyjzhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; 5: 167 - 170.

5. Available at: www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&articlejd=5362

6. Abramova N.A. O professional'noj podgotovke pedagogov dlya realizacii inklyuzivnogo obrazovaniya. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; 3.1 (63): 503 - 516.

Статья поступила в редакцию 24.10.18

УДК 37

Agamova O.D., senior teacher, Foreign Languages Department, National Research Nuclear University "MEPhl" (Moscow, Russia), -mail: oxana.agamova@ yandex.ru

A MORAL IMAGE OF A MEDICAL STUDENT AND HAVING A TATTOO. The key issue of the article is the history of tattoo phenomenon, its drastic development and introduction into the different social layers, particularly into the layer of medical workers. The article represents the link between tattooed student and his or her psychological state which influences the development of personal moral values, as well as the understanding of the importance of his or her profession. The article describes the characteristics of one of the common types of tattoos that are popular among medical students as well as a cause-effect relationship as a result of their tattoo choice which is supposed to be due to the inner state of their minds.

Key words: tattoo, medical student, culture, subculture, counterculture, borderline personality disorder, bipolar personality disorder, vanguard.

ОД. Агамова, ст. преп. каф. № 50 Иностранных языков, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва,

E-mail: oxana.agamova@yandex.ru

НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК СТУДЕНТА-МЕДИКА И ТАТУИРОВКА

В статье особое внимание уделяется определению понятия «татуировка», истории возникновения этого феномена и его стремительного распространения в различные слои общества, в частности в общество медицинских работников. В контексте данной статьи мы рассматриваем зависимость наличия татуировки у студента-медика и его психологического состояния, влияющего на формирование его системы ценностей и следование общественным нормам и регламентам выбранной профессии. В статье рассматривается характеристика одной из часто встречающихся разновидностей татуировок, которым отдают свое предпочтение студенты-медики и причинно-следственная связь их выбора, в рамках их внутреннего состояния, влияющего в свою очередь на формирование полноценного нравственного облика медицинского работника.

Ключевые слова: татуировка, студент-медик, культура, субкультура, контркультура, полярное расстройство личности, биполярное расстройство личности, авангард.

Актуальность того или иного поступка или высказывания определяется его качественной и количественной распространенностью в современном обществе. Современное общество - это общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей [1]. Необходимо подчеркнуть тот факт, что дегуманизация и утрата духовных ценностей определяют состояние регресса, характеризующееся движением назад и полностью противоположно понятию прогресса. В рамках данной статьи мы рассматриваем проблему стремительного распространения татуировок среди молодежи, в частности получающих медицинское образование. В соответствии с этим, узкое определение современного общества, в рамках обсуждаемой нами проблемы, может звучать следующим образом: современное общество - это промышленно и научно технически развитое общество, использующее внутренний потенциал развития для формирования новых и трансформирования старых идей и функций для успешной социализации. Социализация - усвоение лицом норм и ценностей, социальных ролей и образов поведения, характерных для той или иной общности [2]. Визитной карточкой любого человека является его внешний вид, который способен говорить о характере и внутреннем мире человека. Опрятный и аккуратный вид образованного человека в сочетании с татуированными участками тела на сегодняшний день становится всеобщей нормой, хотя и вызывают некоторое недоумение среди некоторых слоев населения. Это по большей мере связано с тем, что еще до недавнего времени татуировки определяли принадлежность человека к той или иной субкультуре или контркультуре и свидетельствовали о провокационной натуре их обладателя, высказывающего таким образом протест против устоев общественного порядка и неспособность подчиняться всеобщим правилам. Сегодня сами обладатели нательного декора утверждают, что татуировка это исключительный способ самовыражения, позволяющий выразить свое внутреннее многообразие и обеспечить себе свободу самоидентификации. Сегодня нанесение татуировки сопровождается ожиданием человека последующего эффекта, производимым татуировкой на публику С одной стороны это может объясняться

нехваткой внимания со стороны окружения или недостаточной верой в себя и свою уникальность, чем страдает молодежь современного общества. С другой стороны, молодежь, таким образом, демонстрирует приверженность к тем или иным ценностям в музыкальной, политической и иных сферах.

Намеренное, без какой-либо надобности подвергание собственного тела болевым ощущениям может свидетельствовать о нестабильном психологическом состоянии человека. Стоит отметить, что исследования значений татуировок в диагностике психических и поведенческих расстройств показали прямую зависимость наличия татуировки и психологического состояния человека [2].

Учёные из Новосибирского государственного медицинского университета в своем исследовании, опубликованном в журнале «Медицина и образование в Сибири» в 2013 году, отметили, что среди 60 человек с татуировками, которые принимали участие в исследовании, у 78% было диагностировано пограничное личностное расстройство [3].

В данном исследовании говорится о том, что люди с ПРЛ страдают от эмоциональной неустойчивости, повышенной тревожности и деструктивного восприятия действительности. Таких людей, как правило, привлекает не само наличие татуировки, а процесс нанесения, связанный с болевыми ощущениями. Тематика таких татуировок в основном связана со смертью. Среди студентов первого курса педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова количество студентов с подобной тематикой составило три человека. В основном студенты-медики имеют оптимистичные татуировки с изображением животных, цветов, различных орнаментов у которых по данным исследования не оказалось ПРЛ. Но, тем не менее, все больше распространяющиеся яркие татуировки, говорят о жажде внимания и чрезмерной амбициозности данной натуры. Например, в статье «Диагноз по тату. О чём расскажут врачу рисунки на Вашем теле», говорится о том, что яркие татуировки на определенных частях тела в некоторых случаях говорят о биполярном расстройстве у человека [4].

Согласно нашим наблюдениям, одной из самых распространенных категорий среди студентов медицинского университета является декоративная группа

татуировок. По мнению И.Д. Калинина декоративные татуировки можно подразделить на три подгруппы, а именно: 1) декоративные, 2) декоративные - фанатские, 3) декоративные - тату как искусство. Согласно опросу среди студентов-медиков РНИМУ им. Пирогова с татуировками было установлено, что их татуировки относятся к третьей подгруппе декоративной группы, а именно декоративные -тату как искусство. Как утверждает И.Д. Калинин, эту группу можно отнести к высшей ступени развития татуировки. Следует согласиться и заметить, что татуировки студентов-медиков представляют собой односложные и многосложные сюжеты, демонстрирующие высокий уровень мастера и стремление владельца к творческому началу. Однако наличие такой татуировки не обязательно говорит о творческом потенциале ее обладателя, хотя и это имеет место быть, а может зачастую говорить о пафосе. Таких людей можно охарактеризовать как высокомерных, эгоистичных, эгоцентричных, менее подверженных влиянию общественных ценностей, способных иметь проблемы в общении с людьми не из своего окружения. Не зря профессия медика считается одной из самых трудных ввиду той роли, которая ему отведена. Одной из основополагающих качеств медицинского работника помимо дисциплинированности, точности выполнения своих обязанностей, совершенствования своих знаний, является повышение общей культуры. В соответствии с определением культуры в Интернет-словаре, культура представляет собой все формы человеческой деятельности, включающие человеческое самовыражение, самопознание, а также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [5].

Здесь же говорится о том, что в Древней Греции понятию культуры соответствовало слово «пайдейя», выражавшее понятие «внутренней культуры» или «культуры души» [5]. Внешнее поведение, приверженность к тем или иным жизненным ценностям, нормам поведения - это отражение внутренней культуры человека. Влияние на внутреннюю составляющую человека оказывает любое внешнее изменение различных факторов, одним из которых является перелом в культурно-цивилизованных процессах, которые вызваны научно-техническим прогрессом нынешнего столетия. Эти изменения в культуре отражены в таких феноменах как авангард, модернизм и постмодернизм [6].

Одним из определений татуировки является следующее: татуировка - это разновидность авангардного искусства.

В свою очередь авангард довольно противоречивое явление, характерными признаками которого являются осознано заостренный экспериментальный характер, революционно-разрушительный пафос, направленный на традиционные ценности культуры, отказа от большинства художественно эстетических, нравственных и духовных ценностей [7].

В соответствии с этим необходимо подчеркнуть, что контингент студентов-медиков образует категорию юношей и девушек однородную в плане выбранной ими специальности и различную в плане индивидуальных физических, пси-

Библиографический список

хологических, национальных, социальных, культурных особенностей. Учет этих особенности, а точнее их различий важен в решении психолого-педагогической проблемы формирования нравственного облика медицинского работника.

Возникает вопрос о соответствии вышеупомянутых характеристик татуированной студенческой молодежи с характеристиками этического облика медицинского работника.

Говоря об этике, необходимо сказать, что этика - это внешнее проявление внутреннего содержания человека. Существует основополагающее требование медицинского этикета согласно, которому облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Соответственно внешний вид медицинского работника имеет значение в его профессиональной деятельности и должен отвечать регламентам медицинской сферы деятельности. Согласно ФГОС среднего и высшего профессионального образования, студент-медик должен обладать общими компетенциями (ОК), одними из которых являются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, несение ответственности за принятые решения, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважение социальных, культурных и религиозных различий.

Компетенции ФГОС не просто перечень требований, которыми должен обладать медицинский специалист, но также руководство к деятельности, основанной на четком понимании своих обязанностей, что возможно при наличии соответствующего уровня нравственного развития.

Так на первом курсе педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова в период 17/18 учебного года 10 человек из анкетированных 32 студентов имеют на теле татуировки. Анкетирование показало, что татуированные студенты отличаются большей безответственностью по отношению к учебе, чем остальные студенты. Семь человек из десяти регулярно прогуливали учебу, халатно относились к выполнению домашнего задания, а по итогам первого и второго полугодий имели задолженности по ведущим дисциплинам и находились под угрозой отчисления из университета. Три человека из десяти не имели проблем с учебой, но имели проблемы в общении с одногруппниками, отличились упрямством, склочным и несговорчивым характером, а также имели проблемы с курением и алкоголем, были склонны к частым депрессиям.

Согласно вышеизложенному, необходимо отметить, что, несмотря на тот факт, что в анкетировании принимало участие небольшое число студентов первого курса педиатрического факультета, количество студентов-медиков с татуировками возрастает. Ввиду этого следует отслеживать контингент поступающих студентов на различные факультеты медицинских университетов, а также средних медицинских учреждений, динамику взаимоотношений таких студентов с окружающими, а также их стремления в учебе и в случае неадекватного и отрицательного отношения к учебе и к окружающим ставить под сомнение возможность получения ими медицинского образования.

1. Шнырева О.А. Татуировка как социальное письмо. Психология. Педагогика 2009. Вып. 1.

2. Калинин И.Д. Татуировка как особенность психосостояния. Available at: http://www.proza.ru/2012/09/13/1230

3. Ласовская Т.Ю., Яичников С.В., Сахно В.Е., Лябах Н.Г. Пограничное расстройство личности и нанесение татуировок. Медицина и образование в Сибири. Сетевое научное издание. 2013; 3.

4. Available at: https://life.ru893194/diaghnoz_po_tatu_o_chiom_rasskazhut_vrachu_risunki_na_vashiem_tielie

5. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/

7. Available at: https://knowledge.allbest.ru/sociology/

References

1. Shnyreva O.A. Tatuirovka kak social'noe pis'mo. Psihologiya. Pedagogika 2009. Vyp. 1.

2. Kalinin I.D. Tatuirovka kakosobennost'psihosostoyaniya. Available at: http://www.proza.ru/2012/09/13/1230

3. Lasovskaya T.Yu., Yaichnikov S.V., Sahno V.E., Lyabah N.G. Pogranichnoe rasstrojstvo lichnosti i nanesenie tatuirovok. Medicina i obrazovanie v Sibiri. Setevoe nauchnoe izdanie. 2013; 3.

4. Available at: https://life.ru893194/diaghnoz_po_tatu_o_chiom_rasskazhut_vrachu_risunki_na_vashiem_tielie

5. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7804/

7. Available at: https://knowledge.allbest.ru/sociology/

Статья поступила в редакцию 10.10.18

УДК 37

Agisheva Yu.I., Cand. of Art History, Head of Department of Music Journalism, the Gnessins Russian Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: agisheva1@yandex.ru

PETER MAXWELL DAVIES: SOME LINES TO THE COMPOSER'S CREATIVE PORTRAIT. The article concerns some facets of the output and biography of Peter Maxwell Davies (1934-2016), a British composer, whose works are almost unknown in Russia. His career was very diverse and valuable for British music culture after the World War II. P.M. Davies embraced all the genres of music (opera, symphony, instrumental concert, film score, choral works etc.) and wrote more than 500 compositions probing almost all trends and styles of music of the period. The article analyses main directions of the composer's music and his life: his public activity, teaching methods, conducting, the significance of his heritage.

Key words: British classic music, second half of 20 century, Peter Maxwell Davies, composer, compositions, output.

Ю.И. Агишева, канд. иск., доц., зав. каф. музыкальной журналистики Российской академии музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных), г. Москва,

E-mail: agisheva1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.