Научная статья на тему 'Татуировка сквозь призму семиотики'

Татуировка сквозь призму семиотики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2714
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / ТАТУИРОВКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗНАК / ТРИГГЕР / СИМВОЛ / ЯЗЫК / SEMIOTICS / TATTOO / SOCIAL SIGN / TRIGGER / SYMBOL / LANGUAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

За сотни лет своего существования татуировка «добилась признания общественности и выделения ее среди искусства как особого феномена». Татуировка это один из древнейших видов искусства, направленный на модификацию тела и социализацию индивида в обществе. Вопрос о социокультурном измерении тату недостаточно разработан, и любые исследования на эту тему несут теоретическую и практическую значимость. Изучение татуировки позволяет определить ее как своеобразный носитель информации, заключивший в себя определенные жизненно-смысловые ценности, а также особенности определенных групп общества. Рассмотрена татуировка как особая языковая система, в основе которой лежит система передачи заключенной в ней информации. Татуировка рассматривается как способ социализации и коммуникации в обществе. Ее можно рассматривать как культуру в культуре, как подсистему, вступающую в диалог с базовой культурой. Этот диалог может принимать формы обновления культуры, ее развития или противостояния. Тату становятся инструментом социокультурного обновления и механизмом адаптации, привносящей в культуру новые смыслы, ценностные установки, принимаемые либо отвергаемые обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATTOO THROUGH THE PRISM OF SEMIOTICS

For a hundred years of its existence tattoo “has reached acknowledgement of the society and elimination as of special form of art”. Tattoo is one of the most ancient art forms, aimed at modification of body and socialization of the individual in the society. The issue of sub-cultural measurement of tattoo is not significantly studied and all studies on this topic have theoretical and practical significance. The study of tattoo let define it as a peculiar information holder, having some definite life-sense bearing values, and also the peculiarities of some groups of society. Tattoo is considered as a special language system, basing on the system of transmission of the bearing information. Tattoo is considered as a way of socialization and communication in the society. It can be considered as a culture in culture, as subsystem, being a dialogue with basic culture. This dialogue can have the forms of renewal of culture, its development and counteraction. Tattoo is an instrument of social-cultural renewal and mechanism of adaptation, bringing in culture new senses, value installations, accepted or declined by the society.

Текст научной работы на тему «Татуировка сквозь призму семиотики»

УДК 316.773.2

ТАТУИРОВКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕМИОТИКИ

© Ольга Александровна ОВСЯННИКОВА

магистрант по направлению подготовки «Социология», кафедра теоретической и прикладной социологии Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: sociolo@yandex.ru

За сотни лет своего существования татуировка «добилась признания общественности и выделения ее среди искусства как особого феномена». Татуировка - это один из древнейших видов искусства, направленный на модификацию тела и социализацию индивида в обществе. Вопрос о социокультурном измерении тату недостаточно разработан, и любые исследования на эту тему несут теоретическую и практическую значимость. Изучение татуировки позволяет определить ее как своеобразный носитель информации, заключивший в себя определенные жизненно-смысловые ценности, а также особенности определенных групп общества. Рассмотрена татуировка как особая языковая система, в основе которой лежит система передачи заключенной в ней информации. Татуировка рассматривается как способ социализации и коммуникации в обществе. Ее можно рассматривать как культуру в культуре, как подсистему, вступающую в диалог с базовой культурой. Этот диалог может принимать формы обновления культуры, ее развития или противостояния. Тату становятся инструментом социокультурного обновления и механизмом адаптации, привносящей в культуру новые смыслы, ценностные установки, принимаемые либо отвергаемые обществом.

Ключевые слова: семиотика; татуировка; социальный знак; триггер; символ; язык

Татуировку можно воспринимать как специфическую и полноправную языковую систему, содержащую в себе определенную информацию о ее правообладателе.

Тату-язык обладает определенной уров-невой структурой, что позволяет говорить о наличии в языке татуировки субкодов изображений и их сочетаний. Следует предположить, что на современном этапе вычленение специфического тату-языка вполне реально.

Как пример полноценной языковой системы может выступать тюремная татуировка, татуировки языческих племен и даже современная татуировка. Татуировка имеет устоявшийся набор знаков и норм сочетаний. Однако на сегодняшний день языковая система татуировок постепенно стирается. Причиной этому является становление татуировки как модной тенденции в обществе.

Татуировка как визуальный знак внешнего облика человека выполняет важную функцию в общении и межличностном понимании. Она представляет собой средство невербального общения: как информационно-коммуникативного, так и регулятивно-коммуникативного. Значение каждого символа должно быть интерпретировано в зави-

симости от совокупности определенных факторов и их взаимосвязи между собой.

Семантика татуировок и их мотивы могут быть поняты при более внимательном изучении общества, определенных традиций, жизнедеятельности индивида, жизненных ценностей, особенностей целой эпохи. Татуировка представляет собой своего рода результат непростого взаимодействия людей между собой. В целом татуировка представляет собой сложную систему.

Не так давно многие татуировки, такие как крест, полумесяц, звезды, солнце, анкх и другие, использовались для нанесения на тело при проведении различных религиозных обрядов, но с развитием общества и искусства татуировки символика этих рисунков изменилась, расширив тем самым их семантический и графический ряды.

Существует понятие сакральных татуировок. В фольклоре, общественной жизни существуют числа, которые имеют особое сакральное значение. Как правило, к таким числам относят 3, 7, 9, 13, 666 и др. Несмотря на информационное многообразие современного общества, многие люди предпочитают суеверия фактам и продолжают верить в магическую силу цифр. Будто они отгоражива-

2017. Т. 3, вып. 2 (10)

ют своего носителя от возможных бед и напастей.

Татуировки-обереги с древних времен наделялись магическими свойствами, как, впрочем, и сегодня. Если мы создаем символ, вкладывая в него определенный смысл, то вместе с этим мы создаем и особое энергетическое поле, способствуя активации тату как специфического триггера. Раньше татуировка оберегала детей от гнева родителей, стариков - от болезней, воинов - от гибели. В ХУШ-Х1Х веках люди, уходящие в море, старались изображать на своем теле кресты, которые, как считалось, оберегали их владельцев от смерти [1]. Несмотря на конформизм советского общества, люди того периода времени набивали на своем теле портреты И.В. Сталина или В.И. Ленина, так как верили в защиту от пули и репрессии. Сегодня популярностью пользуются иероглифы, различные символы, надписи и т. п.

Порой татуировки применялись не в качестве украшения или родового знака, а в качестве наказания. Татуировками клеймили провинившихся сограждан, к примеру, в японском местечке Чукудзен периода Эдо (1603-1867 гг.) за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну. Три черты составляли иероглиф ИНУ -«собака». В древности своих рабов метили знаками, символизировавшими принадлежность тому или иному хозяину, которые также передавали информацию о самом рабе: беглый или нет, послушный или бунтарь и т. д. Даже в армии времен Первой мировой войны отмечали дезертиров особыми знаками, а в периоды ВОВ немецкие солдаты били личные номера жертвам концлагерей. В основном это делалось либо на груди, либо на руке [2].

Клановые тату-знаки причастности к какому-либо клану или определенной социальной группе делали по выработанным столетиями канонам. В каждом элементе такого рисунка зашифрован глубокий смысл: название клана, статус владельца, «специализация» и т. п. Традиционно подобные татуировки использовались на Востоке китайскими гангстерскими «триадами» и японской мафией «якудзе». С подобными татуировками следует быть особенно осторожными -

чревато нанесение не принадлежащего тебе по праву символа [3].

Многие моряки пытались сохранить воспоминания о своих былых «подвигах» или о погибших друзьях, делая татуировки из группы «тату на память». Зачастую татуировку срезали с тела погибшего моряка, и для родственников и близких она служила своего рода «похоронкой». В качестве тату-памяти служат имена любимых, близких, друзей. По статистике такие татуировки запечатлевают любовную связь и сопровождаются нанесением изображения сердец, пронзенных стрелами, любовными надписями, символом бесконечности и др. [4].

Особое место в семиотике занимают ритуальные татуировки, так как они предназначены для фиксации нашего внимания на конкретном субъекте или определенном моменте времени. Ритуальные татуировки делаются не для чужих глаз. О них известно лишь узкому кругу лиц. Это знаки для различных божеств, духов, для покойника, чтобы они сопровождали его в загробной жизни и др. Тайные символы обеспечивают их владельцу защиту от сглаза, темных сил и обеспечивают покровительство свыше. Если ритуальная татуировка и место ее размещения выбрано неправильно, то можно разгневать богов. У каждой части человеческого тела и даже тела животного есть свое символическое значение и определенные функции [5].

Помимо ритуальных татуировок существует разряд тотемных тату. Определенное тотемное животное выражает силу племени, которому оно принадлежит. Ему поклоняются, оно поддерживает членов племени, отдает ему свои особые качества, необходимые и недостающие племени в целом и конкретному субъекту в том или ином контексте жизни. Очень ярко использовались тотемные тату индейцами. Нередко можно встретить у индейцев символ медведя. Большая когтистая лапа, расположенная в центре ловца снов, служила своего рода символом силы, мощи, свирепости, а также оберегом от темных сил. Ведь, как известно, медведь спокоен, пока его не спровоцируют [6]. С древности и по наше время в традиционную татуировку входят изображения следующих священных животных и растений: тигр - в Индии, дракон - в Японии, кокосовая пальма -на острове Таити, олень - на Крайнем Севере

и т. д. Множество племен свято верят, что путь в рай открыт лишь татуированным людям.

Тотемная татуировка отображает принадлежность к племени. Так, дракон был тотемом всех племен морского побережья в Древнем Китае, поэтому татуировка этого прародителя часто встречалась на телах членов племен. В современном мире тотемные татуировки каждый из нас выбирает себе самостоятельно. Животное может прийти к нам во снах, или же мы мистическим образом сталкиваемся с ним в реальной жизни, слышим голос внутри себя, силой своей собственной веры имеем возможность подпиты-ваться его силой [7].

Татуировка являлась не только показателем статуса, она была направлена на его визуализацию. Татуировка как социальный знак передает информацию [8]. Порой ее использовали как способ идентификации личности (татуировка как паспорт). В ней отражали всю необходимую и важную информацию, нанося ее на собственное тело, в основном на лицо. Имя, принадлежность к племени, род занятий и главные достижения - все это можно было узнать при первом же взгляде на человека. Немецкий этнограф Ю. Липе утверждал, что представители разных племенных групп не способны самоидентифицировать себя при отсутствии определенных рисунков тела. Известен факт, что, при скупке земель у североамериканских индейцев, те вместо подписи досконально повторяли изображение татуировки на лице, так как рисунок, линии и другие элементы татуировки у каждого индейца были индивидуальны [9].

К. Леви-Стросс утверждал, что татуировка для сохранившихся ко времени открытия Нового Света первобытных племен была способом окультуривания человека путем отделения его от естественного мира животных.

При нанесении на тело человека, на свое тело того или иного рисунка происходит своеобразный путь социализации [10].

Татуировки можно разделить на две группы. К первой можно отнести боди-арт, оказывающий воздействие на окружающий мир, ко второй - тату, влияющие непосредственно на его владельца. Это вполне может быть связано со стремлением человека к самоидентификации и самоопределению своего положения в обществе.

К сожалению, классифицировать многие древние татуировки представляется невозможным по причине отсутствия семантического значения и их функций, но их графические образы сохранились и дошли до наших дней. Они напоминают собой тайные письмена, различные ритуальные и магические знаки, знаки частной собственности или знаки возрастной инициализации [11].

Несмотря на видоизменение и переосмысление культовых представлений о татуировке, потерю памяти об ее первоначальном значении, татуировки продолжают наносить на свое тело.

Татуировки - это особый символ общества, полноценная языковая система, в основе которой лежит система передачи заключенной в ней информации, призванная обеспечить непосредственное участие в процессах жизнедеятельности общества как самого индивида, так и всего социума.

Список литературы

1. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

2. Хамби У.Д. История татуировки. Знаки на теле: ритуалы, верования, табу. М.: Центрпо-лиграф, 2014. 256 с.

3. Мельников И. Татуировка в Японии: от истоков и до наших дней. М.: Славянский дом книги, 2005. 440 с.

4. Мельников И. Мастерство татуировки от России до Океании. М.: Славянский дом книги,

2003. 343 с.

5. Барановский В.А. Искусство татуировки. М.: Славянский дом книги, 2002. 320 с.

6. Муравлева Н. Искусство украшения тела: татуировка, пирсинг, скарификация. СПб.: Диамант, 2002. 160 с.

7. Мещеряков А.Н. Книга Японских символов. Книга японских обыкновений. М.: Наталис,

2004. 560 с.

8. Падрога В.А. Феноменология тела. М., 2003. 210 с.

9. Магический характер изобразительного искусства туземцев // Художественная культура первобытного общества / сост. И.А. Химик. СПб.: Славия, 1994. С. 248-260.

10. Померанц Г. Сквозь несогласие // Новое время. 1994. № 35. С. 35.

11. Слосс Э., Мираза З. Более 500 лучших тату. Все стили и техники. М.: Астрель, 2013. 255 с.

2017. Т. 3, вып. 2 (10)

References

1. Kagan M.S. Morfologiya iskusstva [Morphology of Art]. Leningrad, Iskusstvo Publ., 1972, 440 p. (In Russian).

2. Khambi U.D. Istoriya tatuirovki. Znaki na tele: ritualy, verovaniya, tabu [History of the Tattoo. The Signs on the Body: Rituals, Beliefs, Taboos]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2014, 256 p. (In Russian).

3. Melnikov I. Tatuirovka v Yaponii: ot istokov i do nashikh dney [Tattoo in Japan: from the Origins to Our Days]. Moscow, Slavyanskiy dom knigi Publ., 2005, 440 p. (In Russian).

4. Melnikov I. Masterstvo tatuirovki ot Rossii do Okeanii [Tattoo Craftsmanship from Russia to Oceania]. Moscow, Slavyanskiy dom knigi Publ., 2003, 343 p. (In Russian).

5. Baranovskiy V.A. Iskusstvo tatuirovki [Art of the Tattoo]. Moscow, Slavyanskiy dom knigi Publ., 2002, 320 p. (In Russian).

6. Muravleva N. Iskusstvo ukrasheniya tela: tatuirovka, pirsing, skarifikatsiya [The Art of Body Decoration: Tattoo, Piercing, Scarification]. St. Petersburg, Diamant Publ., 2002, 160 p. (In Russian).

7. Meshcheryakov A.N. Kniga Yaponskikh simvo-lov. Kniga yaponskikh obyknoveniy [Book of Japanese Symbols. Book of Japanese Habits]. Moscow, Natalis Publ., 2004, 560 p. (In Russian).

8. Padroga V.A. Fenomenologiya tela [Phenomenology of the Body]. Moscow, 2003, 210 p. (In Russian).

9. Magicheskiy kharakter izobrazitel'nogo iskusstva tuzemtsev [The magical character of fine arts of the natives]. Khudozhestvennaya kul'tura per-vobytnogo obshchestva [Artistic Culture of Primitive Society]. I.A. Khimik (compiler). St. Petersburg, Slaviya Publ., 1994, pp. 248-260. (In Russian).

10. Pomerants G. Skvoz' nesoglasie [Through disagreement]. Novoe vremya [The New Times], 1994, no. 35, p. 35. (In Russian).

11. Sloss E., Miraza Z. Bolee 500 luchshikh tatu. Vse stili i tekhniki [More Than 500 of the Best Tattoos. All Styles and Techniques]. Moscow, Astrel Publ., 2013, 255 p. (In Russian).

Поступила в редакцию 28.01.2017 г. Received 28 January 2017

UDC 316.773.2

TATTOO THROUGH THE PRISM OF SEMIOTICS Olga Aleksandrovna OVSYANNIKOVA

Master's Degree Student on Training Direction "Sociology", Theoretical and Applied Sociology Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: sociolo@yandex.ru

For a hundred years of its existence tattoo "has reached acknowledgement of the society and elimination as of special form of art". Tattoo is one of the most ancient art forms, aimed at modification of body and socialization of the individual in the society. The issue of sub-cultural measurement of tattoo is not significantly studied and all studies on this topic have theoretical and practical significance. The study of tattoo let define it as a peculiar information holder, having some definite lifesense bearing values, and also the peculiarities of some groups of society. Tattoo is considered as a special language system, basing on the system of transmission of the bearing information. Tattoo is considered as a way of socialization and communication in the society. It can be considered as a culture in culture, as subsystem, being a dialogue with basic culture. This dialogue can have the forms of renewal of culture, its development and counteraction. Tattoo is an instrument of social-cultural renewal and mechanism of adaptation, bringing in culture new senses, value installations, accepted or declined by the society. Key words: semiotics; tattoo; social sign; trigger; symbol; language

Для цитирования: Овсянникова О.А. Татуировка сквозь призму семиотики // Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки. Тамбов, 2017. Т. 3. Вып. 2 (10). С. 82-85.

For citation: Ovsyannikova O.A.Tatuirovka skvoz' prizmu semiotiki [Tattoo through the prism of semiotics]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki - Tambov University Review. Series: Social Sciences, 2017, vol. 3, no. 2 (10), pp. 82-85. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.