Научная статья на тему 'Нравственные ценности: воспитание, формирование, освоение, ориентация'

Нравственные ценности: воспитание, формирование, освоение, ориентация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10615
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОСВОЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ / MORAL VALUES / EDUCATION / FORMATION / MASTERING / ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стецевич Мария Юрьевна

В данной статье рассматривается понятие «нравственные ценности», которое используется для обозначения норм и правил поведения современного человека. Применительно к этому понятию используется термины: воспитание, формирование, освоение, ориентация. Проведен анализ педагогической литературы и ученых, которые рассматривали данную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности: воспитание, формирование, освоение, ориентация»

- знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы;

- уровня компьютерной грамотности;

- интенсивности использования фондов различных библиотек города;

- использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях).

Стало очевидным, что студенты, включенные в «элитную» группу, чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они больше других читают не только специальную, но и общеобразовательную литературу, высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, уровень информационной грамотности ощутимо влияет на общий уровень культуры студента, и, соответственно, на его успешность в работе и учебе. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияет на социальный статус в неменьшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Более того, это позволяет гораздо быстрее расти в профессиональном плане. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту станет уровень информационной культуры личности, без которой общая культура человека невозможна. Основы этого взаимодействия должны и могут закладываться в рамках медиаобразования.

Доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества. Предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала XXI века, включающая следующие компоненты:

- осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;

- ориентацию на мировые информационные ресурсы;

- комплексное использование различных каналов получения информации;

- способность к рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности;

- стремление к профессиональному общению, к обмену знаниями;

- активность в распространении нового знания;

- соблюдение этических норм делового общения.

Насколько она реальна, покажет время и последующие исследования.

Литература

1. Лем, С. Собрание соч.: в 10 т. / С. Лем. - М., 1995. -Т. 10.

2. Ортега-и-Гассет Избранные труды / Ортега-и-Гассет. - М., 1997.

3. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М., 1985.

УДК 37.034

М.Ю. Стецевич

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.П. Иванова

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ: ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ОСВОЕНИЕ, ОРИЕНТАЦИЯ

В данной статье рассматривается понятие «нравственные ценности», которое используется для обозначения норм и правил поведения современного человека. Применительно к этому понятию используется термины: воспитание, формирование, освоение, ориентация. Проведен анализ педагогической литературы и ученых, которые рассматривали данную проблему.

Нравственные ценности, воспитание, формирование, освоение, ориентация.

This article considers the concept "moral values", which is used to denote the standards and rules of a modern man’s behavior. Such terms as education, formation, mastering and orientation are used in relation to this concept. The analysis of educational literature and academics considering the problem is carried out.

Moral values, education, formation, mastering, orientation.

Категория «нравственные ценности» является одним из основных понятий философии, социологии, педагогики и психологии. Она используется для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных объектов и явлений действительности, их свойств, а также абсолютных идей,

воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.

Термин «нравственность» происходит от греческого «этос». Позже древнеримский философ Цицерон ввел понятие «шогаНз» - «моральный», «нравственный». По мере развития общества и различных

наук, под моралью рассматривалось явление реальной жизни - нормы и эталоны поведения людей, а также выполнение этих правил.

Анализ педагогической литературы показал, что понятие «нравственные ценности» означает то, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяет ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность имеет особого рода «пружину», которая может сжиматься под влиянием неблагоприятных обстоятельств, но не дает возможности человеку «гнуться» и «ломаться», преодолевая груз дурных воздействий и вынужденных компромиссов.

Г. Гегель идеалистически понимал место нравственных ценностей в человеческом обществе. Он рассматривал их «как объективный родовой человеческий дух», «всеобщую сущность индивидов» [1], провозгласил нравственность, движущей пружиной всего общественного развития, установив, тем самым, «на голову все социальные отношения» [5]. Одно из самых значимых завоевание гегелевской этики - ее диалектическое учение о развитии свободы, которая состоит из трех стадий: природная воля, произвол и разумная воля. Основой для развития нравственности Г. Гегель рассматривал семью, гражданское общество и государство.

К. Д. Ушинский считал нравственные ценности «генеральными понятиями». Это установки, ценностные ориентации человека, которые определяют его отношение к миру, другим людям и самому себе. понятия усваиваются не только через интеллектуальную сферу. Они связаны с системой чувств, переживаний, многочисленных стремлений, желаний, их удовлетворения или не удовлетворения [6].

Нравственные ценности человека отражают представление о добре и зле, которое охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестие, трудолюбие и др., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение.

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, выделяются различные признаки нравственных ценностей, например, такие как: ответственность, совесть, отношение к награде и наказанию. Нравственные ценности основываются на свободе, предполагают свободу личности. Личность способна быть носительницей нравственных ценностей только потому, что она свободна. Нравственные ценности являются внутренними носителями социальной регуляции, устойчивым мотивационным образованием, которое выражается, с одной стороны, в склонности человека к отношениям и поступкам, отвечающим моральным нормам, с другой стороны, в понимании себя свободной, совестливой и ответственной личностью.

Применительно к нравственным ценностям используется различная терминология: воспитание,

формирование, освоение ориентация. Рассмотрим сущность понятия «воспитание нравственных ценностей». Проблема нравственного воспитания была

актуальна всегда. Для разных людей в разные исторические времена и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели. Это целенаправленное и регулярное влияние на сознание, чувства и поведение человека с целью формирования у них нравственных ценностей, соответствующих запросам общественной морали. Итогом процесса воспитания является развитие нравственно-цельной личности, в целостности ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Также оно включает: формирование сознания согласно интересам и устоям общества, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям, формирование нравственных привычек.

Я.А. Коменский считал основами «кардинального» добродетели мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих основных добродетелей, Я. Коменский рекомендовал воспитывать у детей скромность, покорность, благожелательность к другим людям, опрятность, вежливость, почтительность, трудолюбие. В качестве примера он рассматривал родителей, учителей, товарищей, поучения, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. С позиции С.В. Кульне-вича, воспитание становится нравственным, если оно обращено к гуманному, т.е. человеческому началу в ученике. По мнению ученого, главные нравственные ценности - это то, что определяет духовную основу личности: субъектность, совесть, душа, переживание смыслов, сознание, его личностные структуры, личностные функции, личностный опыт [3].

Термин «формирование» выступает как следствие развития личности и означает его становление как социального существа, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Теория формирования нравственных ценностей личности представлена в трудах отечественных ученых: Л. С. Выготского, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлин-ского и др. Формирование нравственных ценностей не должно быть ограничено усвоением определенной совокупности знаний о нравственности и эмоциональном отношением к поступкам, а обязательно должно обеспечивать постижение индивидом разнообразных способов и приемов решения практических задач с нравственным содержанием, выработки умений и навыков нравственного поведения (Л. Коль-берг, С. Г. Якобсон).

Существуют два взаимосвязанных процесса, в которых формируются нравственные ценности: понимание нравственного значения действительности и эмоционально-творческого отношения к ней. Их необходимо совмещать с развитием эмоциональной сферы потому, что недостаточно передать ребенку знаний об этических нормах, требовать и контролировать выполнение им моральных правил. Гораздо труднее сформировать у него определенное отношении к моральной норме, желание следовать хороше-

му и противостоять плохому. На этой основе осуществляется их взаимодействие. Особенностью формирования нравственных ценностей является понимание целесообразности нравственной сущности поведения и деятельности. Значение имеет непосредственное эмоциональное переживание, моральная потребность в нравственных социальных требованиях к действительности.

В научной литературе существуют различные подходы ученых к определению «освоение нравственных ценностей». Т.С. Каранченцева, Ю.В. Ларин рассматривают освоение как процесс «переработки», превращения «внешнего мира», чувственной природы в человеческий мир, мир культуры. Этот процесс осуществляется самим человеком на основе его собственной деятельности [7]. На основе анализа философско-этической и психолого-педагогической литературы (С.Ф. Анисимова, В.В. Давыдова, Г.И. Курган, А.И. Титаренко) в нашем исследовании сущность понятия «освоение» рассматривается как процесс овладения моральными ценностями, имеющий свои структурные компоненты: целевой, деятельностный, содержательный и результативный.

Так, Т.С. Караченцева, Ю.В. Ларин рассматривают освоение как процесс переработки, превращения «внешнего мира», чувственной природы в человеческий мир, мир культуры, который осуществляется самим человеком на основе его собственной деятельности. А.И. Титаренко считает, что понятие «освоение» предельно широкое, позволяющее различать особые способы освоения - науку, нравственность, искусство и т.д. Оно ориентирует исследователя на изучение особого способа и особого характера освоения человеком действительности, которые и определяют своеобразие нравственности. В.А. Титов подчеркивает, что понятие «освоение » употребляется как родовое по отношению к морали. В нем соединены две существенные характеристики нравственности: свойство отражать действительность и свойство практически преображать ее. Таким образом, философы рассматривают освоение как особый способ и особый характер, который определяет своеобразие нравственности; результат многовариантного соприкосновения личности с миром нравственных ценностей; путь нравственного воспитания личности. В педагогической литературе сущность понятия «освоение» рассматривается как процесс овладения моральными ценностями.

Раскрывая сущностную характеристику процесса ориентации на нравственные ценности, Т.Ю. Артю-гина подчеркивает, что здесь следует сосредоточить внимание на личностных показателях нравственного выбора: интересах и потребностях в нравственных ценностях, их актуализации, нравственных мотивах

и целях, на умениях решать нравственные ситуации и совершать нравственные деяния (поступки), на понимании нравственных критериев и оценке поступка.

В итоге взаимодействия эмоциональной и рациональной сфер сознания индивида в процессе нравственных ценностей формируются нравственные ориентации школьников, которые раскрывают личностное отношение к общественной морали на уровне потребностей, чувств, взглядов. Поэтому необходимо уточнить понятие «нравственные ценностные ориентации». Ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смысле жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его са-моактивности. Ценностные ориентации могут быть и отрицательным, являться источником безнравственных поступков.

Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образование. Это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индивидуального в личности, специфическая форма сознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего; это общая социальная направленность человека, система фиксированных установок, более устойчивое, глубинное выражение сознания, мощный побудитель активности личности. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориентаций лежит определенная система ценностей, в том числе нравственных, сформированных в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью.

Литература

1. Гегель, Г. Философия истории / Г. Гегель. - СПб., 1993.

2. Гильдебранд, Дитрих фон. Этика = Ethik / Дитрих фон Гильдебранд. - СПб., 2001.

3. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М., 2001.

4. Очерк истории этики / под ред. Б.А. Чагина, М.И. Шахновича. - М., 1969.

5. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 9 т. / К.Д. Ушинский. - М.; Л., 1950. - Т. 9.

6. Ценности процесса освоения. - Тюмень, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.