Научная статья на тему 'Нравственные ценности в системе культурного воспроизводства'

Нравственные ценности в системе культурного воспроизводства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
659
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дука С.И.

Moral values are considered in the context of the Russian culture, traditions, and mass media. Attention is focused on patriotism as one of the principal moral value, students' attitude to patriotism and their opinion on MTV channel as a model of the contemporary mass culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственные ценности в системе культурного воспроизводства»

Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2005, вып. 4

С. И. Дука (ф-т социологии)

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

Культурное воспроизводство - непрерывно возобновляющийся процесс духовного и информационного производства, сохраняющий и поддерживающий основные компоненты культуры в последовательных циклах. В сфере культуры происходит создание, накопление, хранение, распространение, трансляция, обмен и потребление информации, духовных ценностей, а также социализация личности, способной поддерживать в обществе эти процессы. В этой связи наиболее важной системообразующей частью всякой культуры является сфера традиций. Традиция в широком смысле обеспечивает постоянное культурное воспроизводство в обществе. Традиция - социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение с минимальными изменениями и сохраняющееся в истории в течение длительного времени. Вместе с тем это широкое понятие, охватывающее и описывающее различные социальные и культурные феномены. Во-первых, объекты наследия, материальные и духовные ценности, собственно предметы культуры, искусства, выдающиеся произведения литературы и т.п. Во-вторых, сам процесс социального наследования, передачи информации и духовных ценностей и норм последующим поколениям. Процесс культурного воспроизводства немыслим без передачи традиций, который обеспечивается социальным механизмом преемственности, а также без механизма восприятия ценных инноваций. Значительная часть социальных институтов обеспечивает и отлаживает эти механизмы. К ним относятся учреждения образования, науки, музеи, театры, библиотеки, издательства, средства массовой информации и т.п. Эти институты культурного воспроизводства обеспечивают функционирование информационных каналов, соединяющих общество в единый организм.

Традиции присущи всем областям социальной и культурной жизни, в их качестве выступают, в частности, нравственные ценности, нормы. Носителем традиций служит народ в целом, традиции во многом определяют его качественные отличия от других народов и обеспечивают самоидентификацию на протяжении всей истории. Но проявляется любая традиция, т.е.пребывает в постоянном действии, только благодаря деятельности отдельного человека. Актуализируясь в жизни, входя в жизненный мир личности, обогащая его своим тысячелетним опытом, традиция продолжает существовать и оказывать влияние на современность. Это влияние может быть осознанным, но зачастую оно не осознается личностью, так как традиционный опыт растворен в повседневной жизни, в языке, нормах, в творениях культуры.

Обычаи и ритуалы как часть этнокультурных традиций в цивилизованном обществе теряют свое значение и либо уходят на второй план культуры, либо полностью отбрасываются и забываются народом. Обычай - это элемент культуры, тесно связанный с особенностями обыденной повседневной жизни и служащий закреплению и воспроизведению

© С.И. Дука, 2005

этих особенностей. Обычаи сопровождают хозяйственный цикл, порядок семейно-брач-ных отношений традиционных обществ. С ростом мобильности цивилизации они практически полностью утрачиваются - это закономерный процесс. К примеру, в России почти исчезла народная музыкальная культура (в настоящее время она существует в основном только в профессиональном варианте либо в преобразованном виде), так как она изначально была органично слита с утраченными ныне хозяйственными, семейными, свадебными обычаями и ритуалами. Между тем основные системообразующие культурные традиции и связанные с ними нравственные ценности сохраняются, воспроизводятся и продолжают оказывать влияние на все сферы общества.

Наиболее стабильной и наиболее традиционной частью любого социокультурного организма является религиозная сфера. В ней наиболее полно проявляется охранительная функция культуры. Если литература и искусство ведут нравственный поиск, способствуют поступательному развитию морального сознания, то религия служит сохранению, накоплению и трансляции важных нравственных норм и моральных ценностей. Религия -самая консервативная сфера культуры, она менее других подвержена изменениям и намного реже воспринимает инновации. Российскому православию более тысячи лет. За это время не менялся канон церковной службы, правила церковной жизни, ведется непрерывная преемственная традиция, уходящая корнями в античность. Культура всякого доин-дустриального общества по своему содержанию носила духовно-религиозный характер, так как все виды изобразительного искусства, музыка, театральное искусство были наполнены религиозными сюжетами. Различного рода инновации в этот период не приветствовались, если они и возникали, то крайне редко и случайно. В это время безраздельно господствовала традиция.

Если рассматривать нравственную культуру целостно, мы увидим, что религиозные ценности и нормы, в частности религиозные заповеди, представляют собой ее ядро. Вокруг ядра формируются важнейшие нравственные ценности и нормы, основанные на религиозных ценностях, которые разделяет весь социум, практически все люди, независимо от социального положения. Это - неписаные нормы, они сосредоточиваются в нравственной жизни народа и осознаются его лучшими представителями как глубинные нравственные устои. Так, сфера этики неразрывно связана с религиозной традицией. В свою очередь, нравственные ценности, понятия о справедливости, основанные на религиозной традиции, становятся сутью писаных норм, правил, законов. Формируется ценностно-нормативная система общества. Поэтому оказались безуспешными настойчивые попытки, предпринятые в советское время, создать материалистическую этику, лишенную духовной опоры. «Моральный кодекс строителя коммунизма» не воспринимался как серьезная альтернатива христианским заповедям.

Почти всегда данные уровни нравственной культуры в теории рассматриваются раздельно, но, поскольку исходят из одного источника, они так или иначе связаны со своим ядром, осознается это обществом или нет. В нормально функционирующей культуре ее внешний слой опирается на свой источник и находится с ним в гармонии. В этом случае нравственная культура в целом представляет собой гармоничную традицию, способную оказывать благотворное влияние на все процессы, происходящие в обществе. Быстрым социальным изменениям подвержен лишь поверхностный слой культурно-информационных процессов, реагирующих на сиюминутную социальную ситуацию и конкретные события. На основе глубинных нравственных и культурных ценностей формируются национальный характер и национальный менталитет. Менталитет изменяется гораздо медленнее, чем социальные институты и тем более чем материальное наполнение социума и культу -

ры. По отношению к ним менталитет можно рассматривать как статичное основание, во многом определяющее процессы, происходящие вокруг. Таким образом, менталитет является одновременно и продуцирующим основанием, и определенным сдерживающим фактором для социальных изменений. Национальный менталитет выражает суть национального самосознания. Эту суть и выражает национальная идея, поисками или конструированием которой до недавнего времени была озабочена часть приближенной к власти интеллигенции. Но национальная идея как суть национального самосознания является объективно существующим фактом, осознает это общество в данный момент времени или нет. Национальная идея есть у каждого народа, но в наиболее явном и очерченном виде она формируется в процессе его исторического выбора. Национальную идею можно выразить и адаптировать для конкретной исторической ситуации, но ее невозможно сконструировать, а также изменить, подменить.

К характеристикам русского менталитета следует отнести такие свойства национального характера и, соответственно, такие нравственные ценности, которые были ему свойственны на протяжении всей истории и не изменились, несмотря на происходившие социальные потрясения. Прежде всего, такой характеристикой является религиозность. Другую важную характеристику можно обозначить как соборность - общинность - коллективизм. Именно под такими разными обозначениями она представала в различные периоды истории. Русский человек не стремится и никогда не стремился к индивидуализму, к свободе от социальных связей и обязанностей, к свободе от государства и государственного порядка. Таким образом, духовная и нравственная культура в гармоничном единстве с традиционными ценностями может активно противостоять всякому деструктивному влиянию.

Обратным примером может выступать современная европейская нравственная культура, уклонившаяся от своей изначальной христианской традиции. Легализация наркотиков, разврата и эвтаназии в ряде европейских стран находится в крайнем противоречии с моральной традицией, а следовательно, свидетельствуют о дисгармонии современной европейской культуры. Развитие техники и науки создало видимость самоценности инноваций и видимость отсутствия их связи с историческими традициями. Произошел отказ от многих традиций, норм и ценностей, которые стали восприниматься как пережитки прошлого. Содержание культуры приобрело светский, материалистический характер, а в своих кризисных проявлениях - телесно-натуралистическую и индивидуалистическую направленность.

Индустриальное общество, основанное на массовом производстве, в свое время породило и массовую культуру, которая привела к десакрализации творческой деятельности и свела ее к разновидности индустриального труда. Культурная деятельность из удела избранных превратилась в массовое производство. Благодаря новым техническим средствам стало возможным писать музыку, не зная нотной грамоты, петь, не обладая голосом и музыкальным слухом, снимать фильмы и писать картины, не имея для этого способностей и соответствующего образования. При этом важная составляющая массовой культуры - тираж - зависит сейчас лишь от спроса на информационную продукцию, но никак не от ее качества. Но в конечном счете СМИ, информационные каналы в целом являются лишь носителями той информации, которой их наполняет человек. СМИ воспроизводят внешний слой современной культуры, воспроизводят культурный уровень людей, владеющих СМИ. Отнюдь не всегда примитивным культурным уровнем отличается культурный спрос. В период становления информационной цивилизации в обществе все сильнее ощущается потребность в настоящих культурных и нравственных ценностях,

для создания которых требуются образованность, хороший вкус, мастерство, высокий профессиональный уровень. Богатейшее культурное наследие вызывает все больший интерес у образованного человека, которого уже не удовлетворяет примитивизм массовой культуры. А поскольку образованных людей в развитых странах большинство, оно существенным образом будет влиять на повышение качества информационной деятельности.

Примером того, что содержание произведений массовой культуры чаще всего далеко от нравственных идеалов, а иногда оно нарочито безнравственно, можно считать телевизионный канал MTV, ориентирующийся исключительно на молодежную аудиторию. В марте 2005 г. был проведен опрос студентов 2-го курса факультета международных отношений СПбГУ, в ходе которого было опрошено 92 человека, которым был задан вопрос об оценке содержания этого телеканала. Выяснилось, что подавляющее большинство студентов не являются его поклонниками. (Правда, следует подчеркнуть, что речь идет о студентах престижного факультета престижного вуза.) Те, кто его иногда смотрит, отметили, что делают это редко, иногда, между делом, для фона, иногда слушают музыку и просматривают клипы. Таких студентов оказалось около 30 человек. Только 4 человека из 92 ответили, что этот канал «лучше других» и отношение к нему «крайне положительное».

Что касается мнения большинства опрошенных студентов, эмоциональность и форма неприятия ими репертуара данного телеканала явились определенной неожиданностью. Были высказаны следующие мнения:

- «Этот канал развращает и плохо влияет на молодежь»;

- «Продукт массовой культуры, отупляющий»;

- «Физически противно созерцать то, что там показывают»;

- «Там тупые мультфильмы и идиотский юмор»;

- «Ориентация на тупую аудиторию»;

- «Канал для оболванивания, смотреть противно»;

- «Попса невыносимая»;

- «Я бы не посоветовал его смотреть подросткам»;

- «Культура нравится больше»;

- «Проповедуют ценности, которые противны»;

- «Много циничной пропаганды»;

- «Рассчитан на животные рефлексы, а я надеюсь, что большинство - человеки»;

- «Смех ниже пояса»;

- «Отношусь как к ненужной трате денег, а время - деньги. Думать надо!»;

- «Пропагандирует гомосексуализм и наркотики»;

- «Проамериканский канал»;

- «Засорение мозгов населения».

Среди характеристик программ канала MTV наиболее часто упоминаются такие, как: тупая, глупая, бездумная, циничная, примитивная, бессмысленная, бескультурная, пошлая, бездарная, безнравственная. Можно обобщить, что социально здоровое общество будет отвергать такого рода культурные образцы и их потоки в СМИ. Однако не следует недооценивать деструктивного воздействия подобных каналов и программ на моральный уровень людей. Данные образцы стали привычными, а потому воспринимаются как безобидное дополнение к рыночной экономике.

Таким образом, благодаря деятельности ряда СМИ произошло определенное навязывание нашему обществу норм, ценностей, взглядов, подрывающих основы национальной культурной традиции и идеологии.

Чуждую идеологию невозможно привнести в целостном виде. Она может быть внедрена лишь с помощью множества отдельных элементов - идеологем, определенных антиценностей, каждая из которых воспринимается как нечто незначительное и в силу этого безобидное. Такие идеологемы повторяются бесчисленное множество раз, становятся узнаваемыми, знакомыми, производящими впечатление собственных идей, наблюдений, культурных формул. Российскому обществу были навязаны идеологемы, противоречащие русскому национальному менталитету. Они были усвоены значительной частью молодежи и представителями других возрастных групп.

К таким идеологемам, к примеру, относятся:

1. «Человек живет исключительно ради получения удовольствия». Принцип гедонизма принизывает всю современную культуру, шоу-бизнес, рекламу («Бери от жизни все!»).

2. «Все можно купить за деньги». Современный кинематограф и реклама утверждают, что за деньги можно купить любовь, молодость, красоту, здоровье, успех, карьеру. Следствие этого принципа: все продается и покупается. Ничто не существует вне товарно-денежных отношений («Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»).

3. «Каждый сам за себя» (вариант: «Каждый сам за себя, один Бог за всех»). Все люди - конкуренты на рынке, выживает сильнейший.

Существуют идеологемы, способствовавшие разрушению Советского Союза. Например, активно внедрявшаяся с конца 1980-х годов идеологема «совок». До сих пор используется идеологема «тюрьма народов», в разных вариантах обыгрывается «имперс-кость» России. Они препятствуют центростремительным силам на постсоветском пространстве.

Последовательное поведение в соответствии с этими идеологемами приводит к развитию крайней степени индивидуализма и потребительскому отношению к окружающим людям. Подобные идеологические конструкции и антиценности пытаются разрушить то, что веками воспитывалось и взращивалось в национальном характере русского народа. Укоренение подобных взглядов в конечном счете может привести к новым социальным потрясениям, так как они противоречит самой возможности существования сильного национального государства. Уже в настоящее время не вызывает возмущения коррумпированный государственный чиновник. Люди его оправдывают, так как он получает дивиденды от своей должности в соответствии с указанными выше принципами. Коррупция, в свою очередь, разрушает собственно государство.

Вместе с тем русский человек традиционно поддерживает государство и государственный порядок, он с готовностью создает и поддерживает социальную иерархию, стремится к созданию сильного государства. В общественном сознании России страна и государство тесно взаимосвязаны, государством именуется не некий холодный управленческий аппарат, а особое национальное единство, «царство-государство» народных сказок. Поэтому такая нравственная ценность, как патриотизм, является ключевой в российской истории и, по сути, должна быть центральной в системе культурного воспроизводства. Однако известно, что это далеко не так. Пожалуй, ни одна нравственная ценность не подвергалась таким нападкам за последние пятнадцать лет, как патриотизм. Выросло поколение, которое подверглось мощной атаке антипатриотической пропаганды. В упоминавшемся опросе 92 студентов был задан вопрос: «Являетесь ли Вы патриотом?» 67 человек ответили утвердительно. Оставшаяся треть активно и настойчиво доказывала свою антипатриотическую позицию.

Следует подчеркнуть, что патриотизм является высшим чувством, которое для своего формирования требует достаточно высокой общей культуры личности. Сами по себе, без усилий окружающих такие чувства, равно как и другие нравственные ценности, не возникают, они могут только воспитываться. Потому такой результат можно признать весьма оптимистичным. На вопрос, «Какое содержание вкладывается в это понятие?», большинство ответили, что патриотизм - это любовь и уважение к Родине, уважение к национальным ценностям, своему народу, своей истории, культуре, своим традициям. Некоторые подчеркнули связь своих личных интересов с интересами своей страны, желание внести свой вклад в развитие России, пожелание для нее хорошего будущего, желание быть полезным, просто желание жить в своей стране, завести в ней семью. Пять студентов отметили веру в свою страну, ее могущество и прогресс. Семеро надеются внести свой вклад в развитие страны, хотят видеть ее ведущей мировой державой. Восемь студентов выразили готовность служить Родине, защищать ее, отстаивать ее интересы. Таким образом, в чувстве патриотизма имплицитно содержатся такие важнейшие нравственные ценности, как вера, надежда и любовь по отношению к Родине. То, что патриотизм для опрошенных студентов не пустой звук, доказывают и такие формулировки ответов: «Волнует, что есть, что было и что будет в стране», «Боль за поражения, радость за победы», «Ощущение себя частью своей Родины, Родины - частью своей души». Студенты отметили, что патриотизм прежде всего воспитали в них семья, родители, он сформировался с детства под влиянием системы воспитания, школьного образования. Некоторые отмечали влияние СМИ, телевидения, искусства. Однако следует отметить, что родители, учеба, СМИ, телевидение, а также история, жизнь, поездки за рубеж, окружение в целом повлияли как на патриотов, так и на тех молодых людей, которые находятся на активных антипатриотических позициях. Данный опрос продемонстрировал, что нравственные ценности в целом и патриотизм в частности по-прежнему свойственны лучшей части нашей молодежи, свойственны нашей культуре и культурному воспроизводству. Вместе с тем необходимы постоянные усилия, чтобы противостоять пропаганде чуждых идеологем и антиценностей, размывающих важнейшие нравственные ориентиры нашего общества.

В мире формируется единая технологичная цивилизация, однако каждая культура будет оставаться национальной и обладать собственной самобытностью и неповторимостью. Участвуя в межкультурном диалоге в качестве полноправного партнера, Россия будет интересна как носитель собственной тысячелетней культуры.

Статья поступила в редакцию 29 июня 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.